Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Во всём мире основным способом приобретения жилья является ипотека. В последние годы в нашей стране появилось множество банков и ипотечных брокеров, ...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
11.Права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов при осуще­ствлении аудиторской проверки. Права и обязанности аудируемых лиц при осуществле...полностью>>
'Сказка'
Коллективный анализ содержания сказок, выборочное чтение отрывков, описывающих поступки главных героев, определение лучших черт характера главных геро...полностью>>
'Программа'
1 РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА Учебно-методическим объединением по специальностям энергетики, радиоэлектроники и телекоммуникаций МО и Н РК при Алматинском ...полностью>>

Программа курса «сравнительная политология» для студентов 2 и 3 курсов факультета Политологии Москва 2004

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ

ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

КАФЕДРА СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета Политологии

А.М. Салмин

_____” _____________ 2004 г.

ПРОГРАММА КУРСА

«СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ»

для студентов 2 и 3 курсов факультета Политологии

Москва 2004

Программа дисциплины «Сравнительная политология» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (направление 520900 Политология), утвержденного Министерством образования Российской Федерации 14 марта 2000 г.

Автор программы: д.п.н., Заведующий кафедрой Сравнительной политологии МГИМО(У) МИД России Ильин М.В. при участии к.п.н., доцента кафедры Сравнительной политологии Мелешкиной Е.Ю. и к.п.н., доцента кафедры Сравнительной политологии Миронюка М.Г.

Рецензенты:

Утверждено на заседании кафедры Сравнительной политологии факультета Политологии МГИМО (У) МИД России

Протокол № __________________ от ______________________

© МГИМО (У) МИД России, 2004.

© автор д.п.н. Ильин М.В. при участии к.п.н. Мелешкиной Е.Ю. и к.п.н. Миронюка М.Г., 2004.

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса.

Целью курса является ознакомление студентов-политологов с основными достижениями современной сравнительной политологии. При этом студенты в первую очередь знакомятся с основными принципами данной дисциплины, с ее фундаментальными характеристиками. Особое внимание уделяется использованию методов и методик сравнительной политологии для анализа мировой политики на всех уровнях ее развертывания – от глобального до локального. Полученные знания и навыки должны позволить студентам осуществлять профессиональную оценку наличных и разрабатываемых институтов и политических курсов в целях сознательного воздействия на политическое развитие, обеспечения эффективного правление и достойной жизнь себе и своим согражданам.

2. Задачи курса.

Основные задачи спецкурса заключаются в следующем:

  1. дать общее представление о сравнительной политологии, о ее предмете и методе, об эмпирической характере и основных принципах данной научной дисциплины;

  2. познакомить студентов с основными этапами развития сравнительной политологии, с ее крупнейшими направлениями и школами, их важнейшими достижениями;

  3. показать возможности политической компаративистики в понимании важнейших тенденций политического развития, мировой политики на всех уровнях ее развертывания – от глобального до локального;

  4. представить нерешенные проблемы и перспективы сравнительного исследования мировой политики и современных форм правления, показать значимость эмпирического изучения современной демократии и альтернативных формах правления для политического развития России.

3. Место курса в системе профессиональной подготовки.

Курс «Сравнительная политология»» является важным источником получения знаний и навыков, необходимых для профессиональной деятельности политолога-компаративиста. Этот курс поможет студентам в деле освоения приемов и навыков политического анализа и моделирования, а также интерпретации современных политических процессов и явлений. Он тесно связан с курсами «Современные политические системы и культуры», «Политические системы и культуры прошлого», «Партии и партийные системы (сравнительный анализ)», «Избирательные системы и процесс (сравнительный анализ), «Парламентаризм и президентство (сравнительный анализ)», «Внешнеполитические стратегии России: сравнительный анализ», «Стратегии мирового и национального развития: сравнительный анализ» и т.д. Знания, полученные в ходе освоения курса, существенно расширят горизонты понимания студентами проблем мировой политики, позволят им ориентироваться в политических процессах, разворачивающихся в мире, в России и в сопредельных странах.

4. Требования к уровню освоения курса.

По прослушании курса студенты должны овладеть использованным в нем понятийным аппаратом, получить представление о сумме политических знаний, накопленной мировой политической компаративистикой. Студенты также должны ознакомиться с наиболее авторитетными трудами, созданными в сравнительной политологии. При этом студенты будут должны не только усвоить важнейшие достижения мировой науки, но также уметь адекватно использовать их для профессиональной работы в России и за рубежом, внедрять их в отечественную политическую науку и практику.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

1. Разделы и календарный план курса.

Часть первая (весенний семестр второго года обучения)

Форма проведения и тема занятия

1

Лекция 1. Природа сравнения. Основные этапы развития сравнительной политологии.

2

Семинар 1. Обзор основной литературы по сравнительной политологии.

3

Лекция 2. Сравнительная политология в системе политологических дисциплин.

4

Семинар 2. Эмпирический характер сравнительной политологии. Основные инструменты сравнения (понятия, идеальные типы и т.п.)

5

Лекция 3. Методологические проблемы сравнительной политологии. Формы и типы сравнительных исследований.

6

Семинар 3. Основные методологические проблемы сравнительной политологии.

7

Лекция 4. Научный аппарат современной сравнительной политологии

8

Семинар 4. Статья Дж.Сартори «Искажение понятий в сравнительной политологии»

9

Лекция 5. Универсальные и казусно ориентированные сравнения.

10

Семинар 5. Матрица универсальных сравнений Г.Алмонда и Дж.Б.Пауэлла.

11

Лекция 6. Синхронные и кросстемпоральные сравнения.

12

Семинар 6. Модель призматических систем Ф.Риггза.

Часть вторая (осенний семестр третьего года обучения)

Форма проведения и тема занятия

1

Лекция 7. Цельносистемные сравнения. Сравнительный анализ современных форм правления, конституций и режимов.

2

Семинар 7. Работа М.Шухарта и Дж.Кэри “Президенты и ассамблеи”

3

Лекция 8. Формы территориального распределения власти. Сравнительный анализ федераций.

4

Семинар 8. Основные концепции федеративного устройства (Д.Элейзер, П.Кинг и др.)

5

Лекция 9. Распределение власти между культурно-исторически сосуществующими политическими сообществами. Сравнительный анализ консоциаций.

6

Семинар 9. Работа А.Лейпхарта “Демократия в многосоставных обществах”.

7

Лекция 10. Режим и оппозиция как категории сравнения

8

Семинар 10. Два проекта анализа режимов и оппозиций под руководством Р.Даля.

9

Лекция 11. Сравнительные исследования современных демократий.

10

Семинар 11. Сравнительные исследования демократий Т.Ванханена, Р.Даля и А.Лейпхарта.

11

Лекция 12. Вестминстерская и консенсусная модели демократии.

12

Семинар 12. Работы А.Лейпхарта “Демократии. Паттерны мажоритарного и консенсусного правления в 21 стране” и “Паттерны демократии. Формы и практика правления в 36 странах”.

Часть третья (весенний семестр третьего года обучения)

Форма проведения и тема занятия

1

Лекция 13. Сравнительное изучение политических процессов и трансформаций.

2

Семинар 13. Работа Ш.Эйзенштадта «Революция и преобразование обществ».

3

Лекция 14. Сравнительное изучение политических модернизаций. Сравнительная мировая политика.

4

Семинар 14. Работы Д.Аптера и С.Блэка по сравнительному изучению модернизаций.

5

Лекция 15. Сравнительное изучение кризисов развития.

6

Семинар 15. Стэнфордский проект. Методологические принципы сравнительного изучения кризисов развития.

7

Лекция 16. Казусно ориентированные сравнения развития отдельных политий.

8

Семинар 16. Стэнфордский проект. Анализ отдельных казусов.

9

Лекция 17. Казусно ориентированное сравнение отечественного политического развития.

10

Семинар 17. Опыт казусно ориентированного сравнения отечественного самодержавия.

11

Лекция 18. Эволюционно-морфологические сравнения. Основные подходы к сравнительному изучению мировой политики.

12

Семинар 18. Сравнительный анализ процессов консолидации политических систем снизу: национальные и транснациональные варианты.

2. Темы и краткое содержание.

Часть первая (весенний семестр второго курса)

Тема 1. Сравнительная политология как научная дисциплина.

Данная тема служит своего рода введением ко всему курсу. Задача заключается в предварительном знакомстве студентов с дисциплиной и с характерными для нее подходами к изучению политики.

Лекция 1. Природа сравнения. Основные этапы развития сравнительной политологии.

Природа сопоставления. Основная проблема сравнения: уникальность, а потому «несравнимость» отдельных явлений человеческой действительности.

Как возможно сравнение? Особая роль стандартных эталонов сравнения. Слово как первичный «эталон» сравнения в обыденной жизни. Понятия, идеальные типы и категории в научных сравнениях. Соотношение содержания и объема в понятиях, а также в словах обыденной речи, в идеальных типах, научных категориях и т.п.

Произвольные сопоставления («сравнения просто» по М.М.Ковалевскому) и методические, строгие сравнения.

В научной компаративистике четко формулируется исследовательский вопрос (Research Question), предлагается исследовательский замысел (Research Design), а также определяются единицы наблюдения (Units of Observation), параметры изменения (Units of Variation) и единицы измерения (Units of Measurement).

Сопоставления в жизни и в политике. Сопоставления в общественной и политической мысли. Интеллектуальные традиции политических сравнений от Платона и Аристотеля до Э.Берка и Б.Констана.

Становление сравнительной политологии как научной дисциплины во второй половине XIX столетия. Сравнительно-историческое языкознание (индоевропеистика) как методологический образец. "Сравнительная политология" (1873) Эдварда Фримена и "Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права" (1880) М.М.Ковалевского. Вклад в сравнительные исследования В.Вильсона, Дж.Берджеса и М.Я.Острогорского.

Традиционная сравнительная политология в первой половине XX столетия. Концентрация внимания на государственном управлении. Сравнительное правление (comparative government) как академическая дисциплина.

Достижения традиционной компаративистики. Работы Дж.Брайса, А.Тойнби, К.Фридриха, К.Уиэра, М.Дюверже.

Слабости традиционной компаративистики. Преувеличение институционально-юридического аспекта. Нормативность сравнительных построений, подчеркивание "образцовости" той или иной страны, доминирование однолиненйного европоцентричного прогрессизма. Весьма типично параллельное описание национальных политий.

Кризис традиционной сравнительной политологии в период между мировыми войнами. Универсализация (мифологизация) партикулярных образцов. Создание идеологически мотивированных "мифотипов" демократии, нации, социализма, фашизма, тоталитаризма и т.п.

Новая сравнительная политология.

Попытки обновления сравнительной политологии в 40-е и 50-е годы. Переоценка методологических основ сравнительной политологии. Эванстонский семинар и предложенные им восемь методологических принципов.

Деятельность Комитета по сравнительной политологии.

Важнейшие достижения новой сравнительной политологии. Работы Г.Алмонда, С.Роккана, Р.Даля, Ф.Риггза, Ш.Эйзенштадта, Дж.Сартори, А.Лейпхарта и др.

Плюралистическая сравнительная политология. Формирование компаративистских субдисциплин (транзитология, сравнительная публичная политика и т.п.).

Сравнительная политология как отрасль науки и как учебная дисциплина.

Литература для подготовки к лекции

  1. Ильин М.В. Сравнительная политология. Научная компаративистика в системе политического знания. // Полис. № 4. 2001. – С.162-165.

  2. Ильин М.В., Сморгунов Л.В. Сравнительная политология // Политическая наука. № 2. 2001. – С.112-148.

  3. Лейн Ж.-Э., Эррсон С. Сравнительная политология: от политической социологии к сравнительной социальной политике // Василик М.А. и Сморгунов Л.В. (ред.) Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб.: Изд. С.-Петербургского ун-та, 1997. – С. 137-155.

  4. Almond G. A voice from the Chicago school. // Daalder H. (ed.) Comparative European Politics: The Story of a Profession. L., N.Y.: Pinter, 1997. – Pp.54-67.

  5. Bill J.A. & Hardgrave R.L. Comparative Politics: A Quest for Theory. Lanham, Maryland, 1973. – Pp.2-21.

  6. Colllier D. The Comparative Method: Two Decades of Change. // Rustow D.A., Erickson K.P. (eds.) Comparative Political Dynamics: Global Research Perspectives. N.Y.: Harper Collins, 1991. – Pp.7-31.

  7. Daalder H. The Development and the Study of Comparative Politics. // Keman H. (ed.) Comparative Politics: New Directions in Theory and Method. Amsterdam, 1993. – Pp.11-30.

  8. Daalder H. Europe’s comparativist from the Norwegian periphery: Stein Rokkan 1921-1979. // Daalder H. (ed.) Comparative European Politics: The Story of a Profession. L., N.Y.: Pinter, 1997. – Pp.26-39.

  9. Daalder H.A Smaller European’s opening frontiers. // Daalder H. (ed.) Comparative European Politics: The Story of a Profession. L., N.Y.: Pinter, 1997. – Pp.227-240.

  10. Dahl R. A brief intellectual biography. // Daalder H. (ed.) Comparative European Politics: The Story of a Profession. L., N.Y.: Pinter, 1997. – Pp.68-78.

  11. Beyme K. A founding father of comparative politics: Carl Joachim Friedrich. // Daalder H. (ed.) Comparative European Politics: The Story of a Profession. L., N.Y.: Pinter, 1997. – Pp.7-14.

  12. Keman H. Comparative Politrics: A Distinctive Approach in Political Science? // Keman H. (ed.) Comparative Politics: New Directions in Theory and Method. Amsterdam, 1993. – Pp.31-58.

Семинар 1. Обзор основной учебной и справочной литературы по сравнительной политологии.

Обсуждение достоинств и недостатков имеющейся литературы с их демонстрацией студентам. Рекомендации по использованию отдельных книг и статей в учебном процессе.

Необходим учет характера данного курса при обращении к учебной литературе.

Многие курсы и учебники построены как развитие, продолжение или просто замена курса общей политологии. К их числу относятся:

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор. М.: Аспект-пресс, 2002;

Голосов Г.В. Сравнительная политология. Издание 3-е. СПб: Летний Сад, 2001; Издание 2-е. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1995.

Это полезная и ценная литература, которая может быть успешно использована для самостоятельной работы. Крайне полезно и необходимо также использование основного учебника нашего университета «Категории политической науки» (М.: РОССПЭН, 2002).

Существует учебная литература, которая ориентирована на изучение сравнительной политологии как особой отрасли политической науки. В ее число входят:

Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. How to Compare Nations. М., 1994

Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. Учебник. М.: РОССПЭН, 2002 (доступно также более раннее издание данной работы: Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Теория и методология измерения демократии. СПб.: Изд. С.-Петербургского ун-та, 1999);

Эндрейн Ч. Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования. М.: Весь Мир, 2000;

Чилкот Р. Теории сравнительной политологии. М.: Весь Мир, 2001.

Каждый из этих учебников имеет свои достоинства и недостатки. В данном курсе более активно будут использоваться в основном первые два учебника, однако два других также полезны и будут служить подспорьем. Книга Р.Чилкота содержит также обширные справочные данные о различных концепциях и о литературе по сравнительной политологии.

Существует также и другие издания справочного и обзорного характера. Наиболее полезное, но достаточно сложное на начальном этапе изучения – Гудин Р. и Клингеманн Х.-Д. (ред.) Политическая наука: новые направления. М.: Вече, 1999 (раздел о сравнительной политологии, стр. 309-384).

Очень содержательную и емкую характеристику сравнительной политологии можно найти в статье Д.Л.Бари «Поверх границ: практика сравнительных исследований», включенной в книгу – Мангейм Дж.Б. и Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997. Данная статья входит в число обязательной литературы по курсу.

Однако главными учебными материалами по курсу (за исключением первых двух тем) являются оригинальные работы компаративистов. Переводные работы компаративистов, как те, которые будут специально изучаться, так и предназначенные для самостоятельного знакомства содержатся в книге - Голосов Г.В., Галкина Л.А. (ред.) Современная сравнительная политология. Хрестоматия. М. МОНФ, 1997, а также в журнале «Полис».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса «сравнительная политология» для студентов 2-3 курса факультета Политологии мгимо(У) мид россии, отделение Экономической политологии и отделение Сравнительной политологии

    Программа курса
    д.полит.н., зав.кафедрой Сравнительной политологии МГИМО(У) МИД России профессор Ильин М.В., к.полит.н., доцент кафедры Сравнительной политологии Миронюк М.
  2. Программа курса «современные политические системы и политические культуры» для студентов 2 и 3 курсов факультета Политологии мгимо(У) мид россии Москва 2004

    Программа курса
    Авторы программы: д.п.н. М.В.Ильин (руководитель авторского коллектива), к.и.н. О.Н.Барабанов, д.п.н. И.М.Бусыгина, д.и.н. А.Г.Володин, к.и.н. А.Л.Емельянов, к.
  3. Программа дисциплины «Политическая культура» для студентов 2 курса факультета Политологии москва 2004

    Программа дисциплины
    Основная цель курса – дать представление о концепте политической культуры и его эвристических возможностях, познакомить с основными способами его интерпретации и использования в сравнительных политических исследованиях, расширить
  4. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  5. Методические рекомендации по написанию курсовыХ работ по политологии для студентов вуза

    Методические рекомендации
    Настоящее пособие ориентировано, прежде всего, на слушателей Челябинского института (филиала) ФГОУ ВПО «Уральская академия государственной службы», обучающихся по специальности 080504.

Другие похожие документы..