Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
1) Налоговый орган - орган Государственной налоговой службы: Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов, территориальная г...полностью>>
'Пояснительная записка'
Программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы под редакцие...полностью>>
'Документ'
1.1 .Положение о механизме взаимодействия в образовательном пространстве школы по работе с участниками «группы риска» является составной частью норма...полностью>>
'Документ'
(из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 20 г. Тюмени Максимовой М.Л., участника городского межведомственного конкурса «Учитель...полностью>>

Программа дисциплины «Организационная конфликтология» для направления 080500. 62 «Менеджмент»

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Программа дисциплины «Организационная конфликтология» для направления 080500.62 «Менеджмент»

подготовки бакалавра

Правительство Российской Федерации

Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет менеджмента

Программа дисциплины

«Организационная конфликтология»

для направления 080500.62 «Менеджмент»

подготовки бакалавра



Автор программы: Гапонова Ольга Сергеевна

доцент, кандидат экономических наук, e-mail: nta11@

Одобрена на заседании кафедры Общего и стратегического менеджмента «___»____________ 2011 г

Зав. кафедрой А.Г. Городнов

Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»____________ 2011 г

Председатель Т.В. Радаев

Утверждена УМС филиала «___»_____________2011 г.

Председатель Н.С. Петрухин ________________________

Нижний Новгород, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом по направлению «Менеджмент», образовательной программой 080500.62 «Менеджмент», рабочим учебным планом университета по направлению 080500.62 «Менеджмент», утвержденным в 2011 г. Настоящая программа разработана на отечественном и зарубежном материале, с учетом особенностей деятельности организаций в российских условиях.

2. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Организационная конфликтология» является обучение студентов основам теоретических знаний и практических навыков по управлению конфликтами. Данные навыки и знания принципиально необходимы в деятельности, связанной с коммуникацией, и при решении соответствующих научно-практических задач. В этом плане основное внимание уделяется проведение тренинговых и практических занятий по непосредственным моделям конфликтологической деятельности, связанной с различными уровнями конфликта. В рамках курса данного курса особое внимание уделяется проблематике организационно-управленческих и социальных конфликтов. В то же время значимой частью учебного процесса является формирование навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях: технологий саморегуляции, навыков конструктивной критики, методов убеждающего воздействия.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Понять:

  • значимость конфликтологической деятельности в профессиональной работе менеджера в организационном пространстве;

  • причины неэффективного взаимодействия людей в конфликтах;

  • социально-психологические ресурсы людей, обеспечивающие возможность управления конфликтами, их профилактики и решения.

  • принципы технологии решения конфликтов;

  • принципы помощи людям, оказавшимся в конфликте.

Знать:

  • основные положения, нормативную лексику дисциплины;

  • основные виды, типы и этапы развития социальных конфликтов;

  • личностные особенности, обуславливающие неэффективное и эффективное поведение в конфликте;

  • причины конфликтов в организации;

  • этапы технологии решения конфликтов;

  • виды и этапы психологической помощи конфликтующим.

Уметь:

  • анализировать конфликтную ситуацию, составлять карту конфликта;

  • максимально актуализировать свой запас знаний по всем отраслям науки управления при решении конфликтологических задач;

  • применять навыки и умения эффективного взаимодействия в конфликтной ситуации;

  • применять навыки и умения эффективной помощи конфликтующим людям в решении конфликта.

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра.

Изучение дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Социология», «Психология», «Теория организации», «Теория и история менеджмента».

Основные положения дисциплины должны быть использованы при изучении следующих дисциплин: «Инновационный менеджмент», «Управление персоналом», «Эффективные коммуникации и методы ведения переговоров».

5. Тематический план учебной дисциплины

№ п /п

Наименование

разделов и тем

Аудиторные

Самостоя-тельная

работа.

Всего часов

лекции

Семинары, практические занятия

всего

11

Введение в общую теорию конфликта

1

-

1

4

5

22

Природа и сущность конфликта

1

2

3

6

9

33

Детерминация и динамика конфликта

2

2

4

6

10

44

Поведение людей в конфликте

2

2

4

6

10

55

Межличностные конфликты

2

2

4

6

10

66

Внутригрупповые и межгрупповые конфликты

2

2

4

6

10

77

Организационно-управленческие конфликты

2

2

4

6

10

88

Насилие в конфликтах

1

2

3

4

7

99

Методы саморегуляции в конфликтных ситуациях

1

-

1

6

7

110

Основы управления конфликтами

1

2

3

6

9

111

Способы выхода из конфликта

1

-

1

6

7

112

Переговоры в конфликтных ситуациях

1

-

1

6

7

113

Медиация

1

2

3

4

7

1

Итого:

18

18

36

72

108



6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Эссе

3

3-4 тысячи слов

Итоговый

Зачет

*

Письменный тест 90 минут или устный зачет по билетам.



    1. Критерии оценки знаний, навыков

По итогам написания тестового задания для получения оценки "10 баллов" студенту необходимо дать 90 % правильных ответов на вопросы теста. Для получения оценки "8-9 баллов" – не менее 80% правильных ответов. "7 баллов" – 70% правильных ответов. "5-6 баллов" – не менее 50% правильных ответов. Менее 50% правильных ответов – оценка ниже 5-ти баллов.

Оценки по форме текущего контроля в виде эссе выставляются по 10-ти балльной шкале.

При проведении экзамена в устной форме используются следующие критерии:

"10 баллов" – обсуждение студентом поставленной проблемы с использованием основных положений дисциплины.

"8-9 баллов" - свободное, безупречное владение текстом лекций, умение сопоставлять, анализировать текст лекций.

"7 баллов" – подробный пересказ вопросов экзамена.

"6 баллов" – умение сформулировать и основные темы дисциплины.

"5 баллов" - не вполне четкий ответ по основным формулировкам тем дисциплины.

"4 балла" – отсутствие ответа по основным формулировкам тем дисциплины.

"1-3 балла" – отсутствие ответа по любому вопросу.

7. Содержание дисциплины


Тема 1. Введение в общую теорию конфликта

Содержание раздела: Задачи дисциплины. Место в ряду других социальных дисциплин. Предмет и метод конфликтологии. Возникновение и развитие конфликтологии. Характеристика основных этапов развития зарубежной конфликтологии. Развитие конфликтологической практики. Предмет конфликтологии. Методы конфликтологии (методы изучения и оценки личности, методы изучения и оценки групп, методы диагностики и анализа конфликта, методы управления конфликтами). Функции конфликтологии.

Количество часов аудиторной работы: 1

Объем самостоятельной работы: 4

Основная литература по разделу:

  1. Лигинчук, Г.Г. Конфликтология: Учебный курс. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. – 420 с., раздел 1, тема 1.

Дополнительная литература по разделу:

  1. Лазукин, А. Д. Конфликтология / А.Д.  Лазукин. – М:, 2010.

  2. Лукин, Ю.Ф. Конфликтология. Управление конфликтами / Ю.Ф. Лукин. –  М., 2007.

  3. Цыбульская М.В. Конфликтология: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. - М., 2007. – 150 с.

  4. Coser L. The functions of social conflict. N.Y., 1956.

  5. Coser L. Continuites in the Stady of Social Conflict. N.Y. 1967.

  6. Источник в Интернете:

  7. Источник в Интернете: /

  8. Источник в Интернете: /ons/

Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение дискуссий.

Тема 2. Природа и сущность конфликта

Содержание раздела: Понятие конфликта. Конфликт как социальный феномен. Структура конфликта (стороны конфликта, предмет конфликта, образы предмета конфликта, мотивы конфликта, позиции сторон). Типологии конфликтов (по составу участников, по сферам проявления, по степени длительности и напряженности, по предмету, по социальным последствиям). Конфликт и культура. Концепции конфликта.

Количество часов аудиторной работы: 3

Объем самостоятельной работы: 6

Основная литература по разделу:

  1. Лигинчук, Г.Г. Конфликтология: Учебный курс. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. – 420 с., раздел 2., тема 1, 2.

Дополнительная литература по разделу:

  1. Лазукин, А. Д. Конфликтология / А.Д.  Лазукин. – М:, 2010.

  2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ пер. с англ.– М., Дело ЛТД, 2002 – 802 с.

  3. Цыбульская М.В. Конфликтология: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. - М., 2007. – 150 с.

  4. Источник в Интернете: /

  5. Источник в Интернете: /ons/

Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах.

Тема 3. Детерминация и динамика конфликта.

Содержание раздела: Общие (социально-политические, экономические, демографические, социально-политические) и частные причины конфликта. Объективные и субъективные причины конфликта. Возникновение конфликта и его механизмы. Факторы, стимулирующие и нейтрализующие развертывание конфликта. Развитие конфликта (предконфликтная ситуация, инцидент, эскалация, кульминация, завершение). Фазы конфликта (начальная фаза, фаза подъема, пик, фаза спада).

Количество часов аудиторной работы: 4

Объем самостоятельной работы: 6

Основная литература по разделу:

  1. Лигинчук, Г.Г. Конфликтология: Учебный курс. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. – 420 с., раздел 4., тема 1.

Дополнительная литература по разделу:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ пер. с англ.– М., Дело ЛТД, 2002 – 802 с.

  2. Цыбульская М.В. Конфликтология: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. - М., 2007. – 150 с.

  3. Источник в Интернете:

  4. Источник в Интернете: /

  5. Источник в Интернете: /ons/

Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах.

Тема 4. Поведение людей в конфликте

Содержание раздела: Стратегии поведения в конфликте (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). Конфликт и манипуляция. Различие поведенческих паттернов как фактор конфликта (гендерные паттерны, возрастнные паттерны, характерологические паттерны). Конфликтные личности. Приемы общения с конфликтными личностями.

Количество часов аудиторной работы: 4

Объем самостоятельной работы: 6

Основная литература по разделу:

  1. Лигинчук, Г.Г. Конфликтология: Учебный курс. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. – 420 с., раздел 5, тема 2; раздел 2, тема 1, 2.

Дополнительная литература по разделу:

  1. Цыбульская М.В. Конфликтология: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. - М., 2007. – 150 с.

  2. Источник в Интернете:

  3. Источник в Интернете: /

  4. Источник в Интернете: /ons/

Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах.

Тема 5. Межличностные конфликты.

Содержание раздела: Специфика межличностных конфликтов. Причины и факторы межличностных конфликтов (информационные, поведенческие, факторы отношений, ценностные факторы, структурные факторы). Типология межличностных конфликтов (по сфере проявления, по взаимной направленности субъектов). Сферы проявления межличностных конфликтов. Причины межличностных конфликтов. Управление межличностными конфликтами.

Количество часов аудиторной работы: 4

Объем самостоятельной работы: 6

Основная литература по разделу:

  1. Лигинчук, Г.Г. Конфликтология: Учебный курс. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. – 420 с., раздел 6, тема 2.

Дополнительная литература по разделу:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ пер. с англ.– М., Дело ЛТД, 2002 – 802 с.

  2. Цыбульская М.В. Конфликтология: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. - М., 2007. – 150 с.

  3. Источник в Интернете:

  4. Источник в Интернете: /

  5. Источник в Интернете: /ons/

Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах.

Тема 6. Внутригрупповые и межгрупповые конфликты.

Содержание раздела: Специфика групповых конфликтов. Классификация групповых конфликтов. Взаимосвязь конфликтов микроуровня (внутриличностных, межличностных и групповых). Внутригрупповой конфликт. Межгрупповой конфликт Характеристики групповыж конфликтов. Последствия групповых конфликтов. Семейные конфликты.

Количество часов аудиторной работы: 4

Объем самостоятельной работы: 6

Основная литература по разделу:

  1. Лигинчук, Г.Г. Конфликтология: Учебный курс. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. – 420 с., раздел 6, тема 1, 3.

Дополнительная литература по разделу:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ пер. с англ.– М., Дело ЛТД, 2002 – 802 с.

  2. Цыбульская М.В. Конфликтология: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. - М., 2007. – 150 с.

  3. Источник в Интернете:

  4. Источник в Интернете: /

  5. Источник в Интернете: /ons/

Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах.

Тема 7. Организационно-управленческие конфликты.

Содержание раздела: Специфика возникновения и протекания организационно-управленческих конфликтов. Организационный императив и развертывание конфликта. Предупреждение и стимулирование конфликтов в организации. Регулирование организационных конфликтов. Разрешение организационно-управленческих конфликтов: модели, стили, методы.

Количество часов аудиторной работы: 4

Объем самостоятельной работы: 6

Основная литература по разделу:

  1. Лигинчук, Г.Г. Конфликтология: Учебный курс. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. – 420 с., раздел 7, тема 1, 2, 3.

Дополнительная литература по разделу:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ пер. с англ.– М., Дело ЛТД, 2002 – 802 с.

  2. Цыбульская М.В. Конфликтология: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. - М., 2007. – 150 с.

  3. Источник в Интернете:

  4. Источник в Интернете: /

  5. Источник в Интернете: /ons/

Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах.

Тема 8. Насилие в конфликтах

Содержание раздела: Насилие как биосоциальный феномен. Основные концепции человеческой агрессивности (биогенетическая, психологическая, экологическая, социальная). Функции насилия. Насилие как средство разрешения конфликтов. Механизмы ограничения применения насилия в конфликтах.

Количество часов аудиторной работы: 3

Объем самостоятельной работы: 4

Основная литература по разделу:

  1. Лигинчук, Г.Г. Конфликтология: Учебный курс. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. – 420 с., раздел 7, тема 1.

Дополнительная литература по разделу:

  1. Цыбульская М.В. Конфликтология: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. - М., 2007. – 150 с.

  2. Источник в Интернете:

  3. Источник в Интернете: /

  4. Источник в Интернете: /ons/

Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах.

Тема 9. Методы саморегуляции в конфликтных ситуациях

Содержание раздела: Телесно ориентированные методы саморегуляции (дыхательные и физические движения, методы формирования стрессоустойчивости). Позитивная психотерапия. Психотехники саморегуляции и формирования стрессоустойчивости (концентрация и релаксация). Методы саморегуляции, применяемые в быту.

Количество часов аудиторной работы: 1

Объем самостоятельной работы: 6

Основная литература по разделу:

  1. Лигинчук, Г.Г. Конфликтология: Учебный курс. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. – 420 с., раздел 10, тема 1.

Дополнительная литература по разделу:

  1. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология – М, 2002.

  2. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.,2000.

  3. Источник в Интернете:

  4. Источник в Интернете: /

  5. Источник в Интернете: /ons/

Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах.

Тема 10. Основы управления конфликтами

Содержание раздела: Понятие управления конфликтом. Содержание управления конфликтами. Стимулирование конфликтов. Прогнозирование и профилактика конфликтов. Технология предупреждения конфликтов. Регулирование конфликтов (информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные технологии). Прекращение конфликтов. Предпосылки разрешения конфликтов. Этапы управления конфликтом: симптоматика, диагностика, прогнозирование, разрешение. Управляющие воздействия: пресечение, гашение, преодоление, устранение.

Количество часов аудиторной работы: 3

Объем самостоятельной работы: 6

Основная литература по разделу:

  1. Лигинчук, Г.Г. Конфликтология: Учебный курс. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. – 420 с., раздел 10, тема 2.

Дополнительная литература по разделу:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ пер. с англ.– М., Дело ЛТД, 2002 – 802 с.

  2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология – М, 2002.

  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.,2000.

  4. Источник в Интернете:

  5. Источник в Интернете: /

  6. Источник в Интернете: /ons/

Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах.

Тема 11. Способы выхода из конфликта

Содержание раздела: Основные формы завершения конфликта (насилие, примирение, разъединение). Условия и факторы конструктивного разрешения конфликта. Завершение конфликта с помощью третьей стороны. Диапазон и разнообразие функций третьей стороны (насилие, социальное давление, суд, арбитраж, медиация). Эволюция способов вмешательства третьих сторон. Выигрыш и проигрыш.

Количество часов аудиторной работы: 1

Объем самостоятельной работы: 6

Основная литература по разделу:

  1. Лигинчук, Г.Г. Конфликтология: Учебный курс. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. – 420 с., раздел 10, тема 3.

Дополнительная литература по разделу:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ пер. с англ.– М., Дело ЛТД, 2002 – 802 с.

  2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология – М, 2002.

  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.,2000.

  4. Источник в Интернете:

  5. Источник в Интернете: /

  6. Источник в Интернете: /ons/

Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах.

Тема 12. Переговоры в конфликтных ситуациях

Содержание раздела: Переговоры как универсальный механизм разрешения конфликтов. Основное содержание процесса переговоров. Требования к участнику переговоров. Сущность переговорного процесса. Организация переговорного процесса. Модели поведения партнеров в переговорном процессе. Жесткий стиль. Мягкий стиль. Торговый стиль. Сотруднический стиль. Стратегии и тактики переговорного процесса.

Количество часов аудиторной работы: 1

Объем самостоятельной работы: 6

Основная литература по разделу:

  1. Лигинчук, Г.Г. Конфликтология: Учебный курс. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. – 420 с., раздел 6, тема 3.

Дополнительная литература по разделу:

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ пер. с англ.– М., Дело ЛТД, 2002 – 802 с.

  2. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов / В.И. Андреев. – Казань, 1992.

  3. Цыбульская М.В. Конфликтология: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. - М., 2007. – 150 с.

  4. Источник в Интернете:

  5. Источник в Интернете: /

  6. Источник в Интернете: /ons/

Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач, или рассмотрение кейсов на семинарах

Тема 13. Медиация

Содержание раздела: Историческое возникновение медиации. Специфика медиации. Принципы медиации. Эффективность и ситуации использования медиации. Организация процесса медиации. Функции медиатора (аналитическая, активного слушания, организационная, генерации идей, расширения ресурсов сторон, контроля реалистичности идей, обучения сторон ведению переговоров). Стадии медиации. Результаты участия медиатора в разрешении конфликтов. Работа медиатора по разрешению конфликта в организации.

Количество часов аудиторной работы: 3

Объем самостоятельной работы: 4

Основная литература по разделу:

  1. Лигинчук, Г.Г. Конфликтология: Учебный курс. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. – 420 с., раздел 6, тема 3.

Дополнительная литература по разделу:

  1. Цыбульская М.В. Конфликтология: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. - М., 2007. – 150 с.

  2. Источник в Интернете:

  3. Источник в Интернете: /

  4. Источник в Интернете: /ons/

Формы и методы проведения занятий по разделу: проведение деловых игр, дискуссий, мастер-классов, решение задач или рассмотрение кейсов на семинарах.

8. Образовательные технологии

При реализации таких форм учебных занятий, как практикумы и семинары по отдельным темам используются активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор практических задач и кейсов, компьютерное тестирование, психологические и иные тренинги.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля

Эссе

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (или выбранную самостоятельно, но по содержанию дисциплины). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Объем эссе: 8-10 страниц 14 шрифтом с 1,5 интервалом.

Оценка за эссе выставляется по следующим критериям: знание и понимание теоретического материала, грамотный анализ и оценка информации, логика и структурированность аргументации, научный стиль изложения.

Темы эссе

  1. Каковы роль и место конфликтологии в системе наук?

  2. Как соотносятся между собой понятия «конфликтная ситуация» и «конфликт»?

  3. Возможен ли инцидент без конфликтной ситуации, и может ли конфликтная ситуация существовать, не переходя в стадию инцидента?

  4. Влияют ли личностные особенности на возникновение конфликтов в организации?

  5. Влияют ли личностные особенности на возникновение конфликтов в личной жизни?

  6. Эффективно ли применение методик тестирования на конфликтность личности при приеме на работу?

  7. Ведут ли излишние эмоциональные реакции оппонентов в межличностном конфликте к дальнейшей эскалации конфликта?

  8. Существуют ли общие закономерности протекания конфликтов?

  9. Причины возникновения конфликтов в организациях: сравнительный анализ.

  10. Способы разрешения конфликтных ситуаций: сравнительный анализ.

  11. Стратегии поведения в конфликтной ситуации: сравнительный анализ.

  12. Переговоры и медиаторство как способы разрешения конфликтных ситуаций: сравнительный анализ.

  13. Деструктивные и конструктивные функции конфликтов.

  14. Эффективность различных тактик поведения в конфликте.

  15. Уход от конфликта и его подавление – в каких случаях эта стратегия наиболее эффективна?

  16. Потери и искажения информации в процессе общения как причина конфликта.

  17. Роль коммуникативных барьеров в возникновении конфликтов.

  18. Могут ли деловые и профессиональные межличностные конфликты перерастать в межгрупповые?

  19. Важность формирования «образа врага» в конфликте.

  20. Психотравмирующие последствия семейных конфликтов.

9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Роль и место конфликтологии в системе наук.

  2. Основные категории конфликтологии.

  3. Понятие и сущность конфликта.

  4. История развития и структура конфликтологии.

  5. Конфликтология и экономика.

  6. Мотивационная концепция конфликта.

  7. Когнитивная концепция конфликта.

  8. Индивидуалистическая концепция конфликта.

  9. Коллективистская концепция конфликта.

  10. Структура конфликта.

  11. Динамика конфликта.

  12. Внутриличностные конфликты.

  13. Межличностные конфликты.

  14. Межгрупповые конфликты.

  15. Закономерности движения и разрешения конфликтов.

  16. Методики тестирования на конфликтность личности.

  17. Тактики поведения в конфликте.

  18. Деловые и профессиональные конфликты.

  19. Конфликтология и другие науки.

  20. Формы движения и разрешения конфликтов.

  21. Методы движения и разрешения конфликтов.

  22. Моделирование конфликтов.

  23. Механизмы психологической защиты в конфликте.

  24. Фазы движения и разрешения конфликтов.

  25. Виды конфликтов, их классификация.

  26. Источники конфликтов в финансовой сфере.

  27. Функции конфликтов в обществе.

  28. Психологические аспекты конфликтов.

  29. Источники конфликтологических знаний.

  30. Основные направления развития западной конфликтологии.

  31. История отечественной конфликтологии.

  32. Принципы исследования конфликтов.

  33. Методы изучения конфликтов.

  34. Психологические методы в конфликтологии.

  35. Типы конфликтных личностей.

  36. Поведение психологически неустойчивой и устойчивой личности в трудной ситуации.

  37. Структура конфликтоустойчивости личности.

  38. Выбор стратегии поведения в конфликте.

  39. Модели поведения в конфликте.

  40. Мотивация оппонентов в конфликте.

  41. Основные стратегии поведения в конфликте.

  42. Уход от конфликта и его подавление.

  43. Структура конфликтной ситуации.

  44. Эмоциональные реакции оппонентов в межличностном конфликте.

  45. Классификация причин конфликтов.

  46. Потери и искажения информации в процессе общения как причина конфликта.

  47. Роль коммуникативных барьеров в возникновении конфликтов.

  48. Деструктивные и конструктивные функции конфликтов.

  49. Основные периоды и этапы динамики конфликта.

  50. Формирование «образа врага» в конфликте.

  51. Основные причины семейных конфликтов.

  52. Психотравмирующие последствия семейных конфликтов.

  53. Предупреждение и разрешение конфликтов "по вертикали".

  54. Как подчиненному разрешить конфликт с руководителем.

  55. Конфликты между социальными группами

  56. Трудовые конфликты.

  57. Межэтнические конфликты.

  58. Политические и межгосударственные конфликты.

  59. Переговоры как способ завершения конфликта.

  60. Общие тактические приемы ведения переговоров.

    1. Примеры заданий итогового контроля

Итоговый тест – (образец, может корректироваться под задачу и ситуацию)

Выберите вариант правильного ответа в каждом из вопросов.

1. Конфликтология как относительно самостоятельная теория возникла:

а) в конце XIX века;

б) в начале XX века;

в) в 30-е годы XX века;

г) в конце 50-х годов XX века;

д)в 70-е годы XX века.

2. Становление конфликтологической практики происходит:

а) в конце XIX века;

б) в 70-е годы XX века;

в) в начале 50-х годов XX века;

г) в 30-е годы XX века;

д) в 80-е годы XX века.

3. Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами:

а) К. Маркса и Ф. Энгельса, О. Конта;

б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, 3. Фрейда;

в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа;

г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотт; д)Р. Фишера, У. Юри, К. Томоса.

4. Методику ПОИР (Постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности) разработал:

а) Ч. Освуд;

б) В. Линкольн;

в) Л. Томпсон;

г) Р. Фишер; д)Ш. и Г. Боуэр.

5. Гарвардский метод «принципиальных переговоров» разработали;

а) Д. Скотт и Ш. и Г. Боуэр;

б) К. Томас и Р. Киллмен; в)М. Шериф и Д. Рапопорт; г) В. Линкольн и Л. Томпсон;

д) Р. Фишер и У. Юри.

6. Первые учебные заведения по подготовке специалистов-медиаторов появились:

а) в США(70-80-х годах); 6)вСША(60-х годах);

в) в Германии (70-х годах);

г) в Австралии(80-х годах); д)в России (конец 80-х годов).

7. Первый международный центр разрешения конфликтов был создан:

а) в 1972 г. в США;

б) в 1986 г. в Австралии;

в) в 1989 г. в Германии;

г) в 1985 г. в Швейцарии; д) в 1992 г. в России.

8. В России центр по разрешению конфликтов был создан:

а) в Москве в 1992 г.;

б) в Санкт-Петербурге в 1993 г.;

в) в Сочив 1995 г.;

г) во Владивостоке в 1993 г.;

д) в Твери в 1998 г.

9. Предметом конфликтологии являются:

а) конфликты;

б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими;

в) любые столкновения;

г) механизмы поведения личности в конфликте и технологии переговорного процесса по разрешению конфликта;

д) законы противоборства субъектов социального взаимодействия.

10. Какой из приведенных методов относится к группе методов управления конфликтами:

а) социологический метод;

б) метод тестирования;

в) метод картографии;

г) метод наблюдения;

д) метод эксперимента.

11. Конфликт - это:

а) борьба мнений;

б) спор, дискуссия по острой проблеме;

в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений;

г) соперничество, направленное на достижение победы в споре;

д) столкновение противоположных позиций.

12. Противоборство - это:

а) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу;

б) столкновение интересов;

в) нанесение взаимного ущерба; г)борьба мнений;

д) соперничество по поводу какого-либо предмета.

13. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:

а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя бы одного из них одержать победу над другим;

б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;

в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций;

г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях;

д) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации.

14. Конфликтная ситуация - это:

а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;

б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;

в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;

г) причина конфликта;

д) этап развития конфликта.

15. Причина конфликта - это:

а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;

б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;

в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;

г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

д) то, из-за чего возникает конфликт.

16. То, из-за чего возникает конфликт - это:

а) мотивы конфликта;

б) позиции конфликтующих сторон;

в) предмет конфликта;

г) стороны конфликта;

д) образ конфликтной ситуации.

17. Образ конфликтной ситуации - это:

а) то, из-за чего возникает конфликт;

б) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия предмета конфликта;

в) истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект социального взаимодействия к конфликту;

г) то, о чем заявляют друг другу конфликтующие стороны;

д) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия целей конфликта.

18. Инцидент - это:

а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;

б) истинная причина конфликта;

в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

г) то, из-за чего возникает конфликт;

д) необходимое условие конфликта.

19. Стороны конфликта - это:

а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих;

б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта;

в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта;

г) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, и посредник (медиатор);

д) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению конфликта.

20. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия и он способствует развитию соответствующей социальной системы?

а) межличностному бурному и быстротекущему;

б) межличностному, конструктивному;

в) межличностному, экономическому;

г) острому и длительному;

д) деструктивному.

21. Управление конфликтами - это:

а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;

б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;

в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.

22. Содержание управления конфликтами включает:

а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение,

б)прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение;

в) прогнозирование, регулирование, разрешение;

г) прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение;

д) анализ конфликтной ситуации, прогнозирование, предупреждение, разрешение.

23. Признание реальности конфликтующими сторонами, легитимизация конфликта и институциализация конфликта входят в содержание:

а) прогнозирования конфликта;

б) предупреждения конфликта;

в) стимулирования конфликта;

г) регулирования конфликта;

д) разрешения конфликта.

24. Институциализация конфликта - это:

а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;

б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;

в) форма привлечения общественности для разрешения конфликта,

г) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте;

д) обращение к медиатору.

25. Легитимизация конфликта - это:

а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта,

б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;

в) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте;

г) обращение к медиатору;

д)придание конфликту широкую огласку.

26. Принципами управления конфликтами являются:

а) гласность, объективность и адекватность оценки конфликта, опора на общественное мнение, комплексное использование способов и приемов воздействия;

б) гласность, объективность и адекватность оценки конфликта; анализ результатов деятельности, опора на общественное мнение,

в) конкретно-ситуационный подход, гласность, опора на положительные качества конфликтующих, применение биографического метода;

г) гласность, опора на общественное мнение, учет интересов руководства, прогнозирование;

д) прогнозирование, стимулирование, регулирование, разрешение.

27. Кто из нижеперечисленных ученых разработал модель применения власти по разрешению конфликта:

а) К. Томас и Р. Киллмен;

б)Х. Корнелиус и Ш. Фейр;

в) Д. Скотт и Ч. Ликсон;

г) М. Дойч и Д. Скотт,

д) Р. Фишер и У. Юри.

28. Предпосылками разрешения конфликта являются:

а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта.

б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;

в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности;

г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности, лидерство в группе;

д) стиль руководства, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности.

29. Что относится к форме разрешения конфликта:

а) порицание, юмор, убеждение, уступка;

б) уступка, компромисс, уход, сотрудничество;

в) требования, критика, убеждение, юмор;

г) уступка, требования, убеждение, критика;

д) подчинение; примирение; убеждение, согласование.

30. Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации:

а) прогнозирование и предупреждение (стимулирование);

б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование) и регулирование;

в) только прогнозирование;

г) только предупреждение (стимулирование);

д) только регулирование.

10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Наименование форм контроля по курсу:

  • эссе (3-4 тыс. слов)

  • итоговый письменный тест – (90 мин.)

  • контрольные вопросы для подготовки к итоговому тесту

Итоговый контроль складывается из следующих оценок:

  • Оценка за эссе (максимальная оценка 100 баллов)

  • Оценка за итоговый письменный тест (100 баллов)

  • Оценка за активную работу на практических занятия (100 баллов)

Итоговая оценка выставляется исходя из суммы баллов, полученных студентом по следующей шкале:

0 - 100 – "менее 5 баллов"

100-150 – "5-6 баллов"

150 - 200 - "7 баллов"

200 - 250 - "8 баллов"

250-300 – "9-10 баллов"

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях по активности студентов. Активность определяется преподавателем по фронтальному опросу студентов в течение каждого занятия.

Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Итоговая оценка показателя активности определяется по совокупности данных за весь период обучения по данной учебной дисциплине.

Накопительная оценка за текущий контроль учитывает результаты студентов следующим образом:

Отекущий=0,6*Оаудиторная раб.+0,4 *Оэссе

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по формуле:

Оитоговый=0,5*Озачет+0,5*Отекущий

Оценки округляются арифметическим способом.

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовые учебники

  1. Лигинчук, Г.Г. Конфликтология: Учебный курс. – М.: Московский институт экономики, менеджмента и права, 2009. – 420 с., раздел 1., тема 1.

    1. Основная литература

  1. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология – М, 2002.

  2. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.,2000.

  3. Цыбульская М.В. Конфликтология: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. - М., 2007. – 150 с.

    1. Дополнительная литература

  1. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров и разрешение конфликтов / В.И. Андреев. – Казань, 1992.

  2. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М., 1999.

  3. Анцупов, А.Я., С.В. Баклановский. Конфликтология в схемах и комментариях / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. – М., 2009.

  4. Анцупов, А. Я., Российская конфликтология. Аналитический обзор 607 диссертаций. ХХ век / А.Я. Анцупов, С.Л. Прошанов. – М., 2004.

  5. Бандурка, А.М., Друзь В.А. Конфликтология / А.М. Бандурка,
    В.А. Друзь  – Харьков, 1997.

  6. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн, – М. : 1998.

  7. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. –Новосибирск, 1989.

  8. Брамс, С.Д. Делим по справедливости, или гарантия выигрыша каждому / С.Д. Брамс. – М., 2002. 

  9. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н.Васильев. – СПб. 2008

  10. Венди Келлер. Секреты успешных переговоров для женщин / Келлер Венди. – Ростов на Дону. 2005. 

  11. Вяккерев, Ф.Ф. Философия конфликта (философские основания конфликтологии) / Ф.Ф. Вяккерев. – Владивосток, 2005.

  12. Галустова, О.В. Конфликтология в вопросах и ответах / О.В. Галустова. – М., 2009.

  13. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПБ 2008

  14. Дэна, Д. Преодоление разногласий / Д. Дэна. – СПб, 1994

  15. Диксон Чарльз. Конфликт. Семь шагов к миру / Чарльз Диксон. – Санкт-Петербург,1997.

  16. Дружинин, В.В. Введение в теорию конфликта / В.В. Дружинин, Д.С. Конторов, М.Д. Конторов. – М. : 1989.

  17. Дурин, В.П. Логика конфликта / В.П. Дурин. – Хабаровск, 1993.

  18. Дурин, В.П. Конфликт как социальное противоречие / В.П. Дурин, В.А. Семенов. – Хабаровск, 2008.

  19. Дурин, В.П. Проблемы развития Дальнего Востока России и территориальное самосознание дальневосточников // Современная наука и философия для будущего России. М., 2008.

  20. Дурин, В.П. Философские концепции движения и разрешения противоречий и конфликтов / В.П. Дурин. // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – Хабаровск : 2005. – № 3(7). – С. 4–20.

  21. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев. – Ростов-на-Дону, 1995.

  22. 3дравомыслов, А.Г. Социология конфликта / А.Г. 3дравомыслов. -  М., 1996.

  23. 3еркин, Д.П. Основы конфликтологии / Д.П. 3еркин. – Ростов-на-Дону, 1998.

  24. Зигерт, В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. – М.,1990

  25. Кармин, А.С. Конфликтология / А.С. Кармин. – Санкт-Петербург, 1999.

  26. Кемп, Дж. Сначала скажите «Нет» / Дж. Кемп. – М.,2003

  27. Кичатова, И.М. Конфликт: за и против / И.М. Кичатова М., 1988.

  28. Климов, Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект) / Е.А. Климов. – М. – Воронеж, 2006.

  29. Козер Л. Функции социального конфликта. - М. 2000.

  30. Конев, Ю.А. Агрессия студентов /  Ю.А. Конев. – Хабаровск, 2004.

  31. Конфликтология: Хрестоматия  / сост. Н.И. Леонов. – М. – Воронеж, 2005.

  32. Конфликты и переговоры. Практическое руководство для менеджеров. – Ростов/Дон, 1998.

  33. Корнелиус, Х. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты?/ Х. Корнелиус, Ш.  Фэйр. – М., 1998.

  34. Лазукин, А. Д. Конфликтология / А.Д.  Лазукин. – М:, 2010

  35. Лебедева, М.М. Политическое урегулирование конфликтов /
    М.М. Лебедева. – М.,1999. 

  36. Леонов, Н.И.  Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения / Н.И.  Леонов. – М. – СПб.2006.

  37. Лукин, Ю.Ф. Конфликтология. Управление конфликтами /
    Ю.Ф. Лукин. –  М., 2007.

  38. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. / Я.А. Лупьян. –Минск:, 1986.

  39. Мастенбурк, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / У. Мастенбурк. – М., 1996.

  40. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента./ пер. с англ.– М., Дело ЛТД, 2002 – 802 с.

  41. Мокшанцев, Р.И. Психология переговоров / Р.И. Мокшанцев. – М. 2002.

  42. Павлова, Л.Т. Спор, дискуссия, политика / Л.Т. Павлова. – М., 1991

  43. Поварнин, С.И. Спор. О теории и практике спора / С.И. Поварнин. – Псков, 1994

  44. Поленова, Т.П. Управление скандалом. Популярная конф­ликто­логия в семье и на работе / Т. П. Поленова М.,2008

  45. Рекер, П. Конфликт интерпретаций / П. Рекер. – М.,1997.

  46. Рубин, Дж., Социальный конфликт. Эскалация, Тупик, Разрешение. Секреты убеждения победы на переговорах / Дж. Рубин, Д. Пруит, Сун Хе Ким. – СПб, 2001

  47. Рудакова, И.А. Конфликтология  для педагогов / И. А. Рудакова,
    С.В. Жильцова, Е.А. Филиппенко. – М., 2005

  48. Светлов, В.А. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов / В.А. Светлов. – М., 2009

  49. Светлов, В.А. Конфликт: модели, решение, менеджмент / В.А. Свет­лов. – СПб. : 2004.

  50. Скотт Джинни Р. Сила ума. Способы разрешения конфликтов / Джинни Р. Скотт. – Санкт-Петербург, 1993.

  51. Социальная конфликтология (под ред. А.В. Морозова). М., 2002.

  52. Субботина, Л.Ю. Конфликты / Л.Ю. Субботина – М., 2001.

  53. Тренёв, Н.Н. Управление конфликтами (учебно-практическое пособие) / Н.Н. Тренёв. – М., 1999.

  54. Крам Томас Ф. Управление энергией конфликта / Томас Ф. Крам. – М.: 2000.

  55. Уткин, Э.А. Конфликтология. Теория и практика / Э.А. Уткин. – М., 1998.

  56. Фролов, С.В. Социология: сотрудничество и конфликты / С.В. Фролов. – М., 1997.

  57. Черняк, Т.В. Конфликты в организации и технология их разрешения / Т.В. Черняк. – Новосибирск, 1998. 

  58. Шейнов, В.А. Конфликты в нашей жизни и их разрешение /
    В.А. Шейнов. – М, 1997.

  59. Шумихин, А.Ю., Этносоциальные конфликты: генезис и пути решения / А.Ю. Шумихин, А.Я.  Шумихин. – М., 1993.

  60. Atkinson G. The Effective Negotiator: A Practical Guide to the Strategies and Tactics of Conflict Bargaining. L., Quest, 1980.

  61. Boulding K. Conflict and Defence: A.General Theory. N.Y.,1963.

  62. Burton J.W. Peace Theory. Preconditions of Disarmament. N.Y., 1962.

  63. Burton, John. Conflict and Communication: The Use of Controlled Communication in International relations. N.Y. 1969.

  64. Burton, John. Conflict. Resolution and Provention. N.Y., 1990.

  65. Burton J., Dukes F. Conflict: Practices in management settlement and resolution. L., 1990.

  66. Coleman, James S. Community Conflict. Clencoe, Ill. 1957

  67. Collins R. Conflict Sociology: Toward an Explanatory Science. N.Y., 1975.

  68. Coser L. The functions of social conflict. N.Y., 1956.

  69. Coser L. Continuites in the Stady of Social Conflict. N.Y. 1967.

  70. Dahrendorf R. Class and class confliction industrial society. N.Y., 1957.

  71. Dahrendorf R. Essays in the Theory of Society. London, 1968.

  72. Dahrendorf R. Der moderne soziale Konflikt. Stuttgart, 1992.

  73. Deutsh M. The Resolution of Conflict. New Haven, 1973.

  74. Festinger, Leon. Conflict, Decision, and Dissonance. Stanford. 1964.

  75. Galtung J. A Structural Theory of Agression // Jornal of Peace Research, 1. 1964.

  76. Geiger T. The Conflicted Relationschip: The West and the Transformation of Asia, Africa, and Latin America. N.Y., 1967.

  77. Goffman E. Strategic Interaction. Phladelphia. 1969.

  78. Haas M. International Conflict. Indianapolis. 1974.

  79. Haas M. (Hrsg.) International Systems. A Behavioral Approach. N.Y., 1974.

  80. Kahn H. Eskalation. Frankfurt/M. 1970.

  81. Kriesberg L. The Sociology of Social Conflicts. Englewood. Cliffs, N.J. 1973.

  82. Kriesberg L. Social Conflicts. Englewood Cliffs, 1982.

  83. Lay R. Krisen und Konflikte. Herbig, 1980.

  84. Mertens W. Erziehung zur Konfliktfaehigkeit. Muenchen: Ehrenwirth. 1974.

  85. Nicolson M. Konfliktanalyse: Einfuerung in Probleme und Methoden. Duesseldorf. 1973.

  86. Rapoport A. Konflikt in der vom Menschen gemachten Umwelt. Darmstaedt, 1980.

  87. Ross, Mark Howard. The management of conflict. New Haven: London, 1993.

  88. Ross M.H. The culture of conflict. New Haven: London, 1993.

  89. Источник в Интернете: /

  90. Источник в Интернете: /ons/

  91. Источник в Интернете:

    1. . Справочники, словари, энциклопедии

  1. Анцупов, А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб, 2006.

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для лекций и семинаров используется проектор. Для проведения тестов и деловых игр используется раздаточный материал, распечатки тестов, оценочные карты.

Автор программы ___________________(Гапонова О.С.)

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Конфликтология» Для направления 080500. 62 «Менеджмент» Для специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Дисциплина по выбору

    Программа дисциплины
    Менеджер современной организации направлен на повышение эффективности той структуры, которой он управляет. Одним из факторов, влияющих на эффективность любой организации, являются конфликты.
  2. Программа дисциплины Конфликты в системе управлениЯ и методы их урегулирования для направления 080500. 62 «Менеджмент» (вторая ступень высшего профессионального образования)

    Программа дисциплины
    1. Автор программы: Программа этого курса разработана на основе курса «Конфликты в системе управления» под авторством к.э.н., доцента Решетниковой К.В.
  3. Программа дисциплины «Коммуникология» для направления 080500. 62 «Менеджмент»

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  4. Программа дисциплины «Антикризисное управление»

    Программа дисциплины
    Основной целью учебной дисциплины «Антикризисное управление» является рассмотрение антикризисного управления во всем комплексе его проблем, связанных с государством, экономикой, производством, организацией, человеком.
  5. Основной образовательной программы (ооп) высшего профессионального образования бакалавриат по направлению 080500. 62 «Менеджмент»

    Документ
    1. Общие сведения. Бакалавриат по направлению 080500.62 «Менеджмент». Профили: «Маркетинг», «Управление малым бизнесом». Выпускающая кафедра-«Кафедра менеджмента и экономики культуры».

Другие похожие документы..