Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стан...полностью>>
'Программа'
Архитектура и градостроительство как часть мировой культуры. Социальные и экономические основы архитектуры и градостроительства. Экологические основы...полностью>>
'Документ'
Будут представлены работы молодых ученых из разных регионов России, изучающих симбиотические взаимодействия микроорганизмов друг с другом и с другими ...полностью>>
'Документ'
1. Введение. Действующие вулканы в СССР расположены только на Камчатке и Курильских островах, но на Кавказе, в Прибайкалье, в Забайкалье и в некоторы...полностью>>

Внешкольное образование в Тверской губернии во второй половине XIX начале XX века

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Бархатова Тамара Альбертовна

внешкольное образование

в Тверской губернии

во второй половине XIX – начале XX века

Специальность 07.00.02. – Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата исторических наук

Тверь – 2007

Работа выполнена на кафедре историографии и источниковедения Тверского государственного университета

Научный руководитель

кандидат исторических наук, доцент

Серёгина Инна Геннадьевна

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор

Масанова Маргарита Дмитриевна

доктор педагогических наук, профессор

Лельчицкий Игорь Давыдович

Ведущая организация Санкт-Петербургский государственный университет

Защита состоится «19» октября 2007 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета К 212.263.02 при Тверском государственном университете по адресу: 170100, г. Тверь, ул. Трёхсвятская, 16/31, ауд. 302.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: г. Тверь, ул. Володарского, 44.

Автореферат разослан «18» сентября 2007 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент Т. И. Любина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. История внешкольного образования во второй половине XIX – начале XX в. является составной частью российского образования, вобравшего в себя как мировые, так и специфические российские тенденции. Российское внешкольное образование – это органическая составляющая российской пореформенной эпохи со всеми её противоречиями.

Экономическая необходимость, связанная с модернизацией производства, изменения в сознании простого народа, вызванные реформой 1861 г., заставили российское общество обратить особое внимание на развитие общего образования взрослого населения, занятого в производстве, в основном, рабочих и крестьян. Распространять и поддерживать элементарные знания среди взрослого населения можно было посредством внешкольного образования. Постепенно сложилась сеть внешкольного образования, состоящая из воскресных школ, народных чтений, школьных, народных библиотек и библиотек-читален, вечерних и повторительных классов и курсов для взрослых, народных университетов, народных домов, книжной торговли через книжные склады, а также включающая вопросы подготовки кадров для внешкольного образования. Основным принципом внешкольного образования была общедоступность (бесплатность и доступный образовательный уровень). Таким образом, внешкольное образование в России второй половины XIX – начала XX в. можно определить как сферу народного образования, направленную на просвещение низших слоёв взрослого населения на основе принципа общедоступности посредством ряда культурно-просветительных и образовательных мероприятий.

Изучение истории внешкольного образования в пореформенный период является важным с точки зрения целостного осмысления российской пореформенной эпохи. Для изучения состояния внешкольного образования в России в целом необходимо его детальное исследование на материалах различных регионов.

Историография. Историю внешкольного образования в России нельзя отнести к белым пятнам в отечественной историографии, хотя по сравнению с другими видами российского народного образования этой теме уделялось гораздо меньше внимания. С одной стороны, история организации внешкольного образования привлекала внимание исследователей, понимавших его важность для России второй половины XIX – начала XX в., так как именно оно должно было решить проблему просвещения огромной массы раскрепощённого народа. С другой стороны, изучение этой темы связано со многими трудностями. И в первую очередь с тем, что в России не было единой системы внешкольного образования. В разных регионах становление и развитие внешкольного образования шло неравномерно, так как его организацией занимались органы местного самоуправления, различные общества, организации, частные лица.

Исследования, в которых освещаются вопросы развития внешкольного образования в России второй половины XIX – начала XX в., можно объединить в несколько групп. Первая – охватывает обобщающие работы, посвящённые истории народного образования и культуры в России в рассматриваемый период. Они помогают составить представление о месте внешкольного образования в изучении проблем народного просвещения в России в тот период, которое ему отводится исследователями. Ко второй группе относятся исследования проблем внешкольного образования и отдельных его видов в России в целом. В третью группу можно объединить труды, посвящённые изучению внешкольного образования в отдельных регионах, что позволяет проследить степень изученности истории внешкольного образования на основе привлечения краеведческого материала. Четвёртую группу составляют исследования внешкольно-просветительной деятельности земств – одного из активных организаторов внешкольного образования в России. В пятую группу входят работы, авторы которых занимались изучением отдельных учреждений внешкольного образования.

Среди обобщающих трудов наиболее объёмная информация по истории внешкольного образования в России и правительственной политике в этой области представлена в коллективной монографии «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР»1. Появление и дальнейшее развитие внешкольного образования связывается авторами с общественной инициативой прогрессивной части российского общества. Отмечены значительная положительная роль земства в развитии внешкольного образования, широкое участие интеллигенции, активная политическая пропаганда большевиков, их участие в деятельности учреждений внешкольного образования. Однако, «Очерки» не дают представления об особенностях развития внешкольного образования в разных регионах страны. Отмечая значимость деятельности земства в этой области народного образования, необходимо помнить, что первоначально земские учреждения были введены только в 34, а позднее лишь в 43 губерниях России. Другие труды обобщающего характера содержат некоторые сведения о воскресных школах, народных и публичных библиотеках2.

Появление внешкольного образования как особой сферы народного образования было тесно связанно с проблемами грамотности населения. Вопросы грамотности населения России и отдельных его групп во второй половине XIX – начале XX в. были освещены в ряде исследований3. В исследованиях А. Г. Рашина и И. М. Богданова обобщены сведения о грамотности различных слоёв населения России за XIX – начало XX в. на основе различных правительственных, земских и городских обследований, проведённых в этот период. Б. Н. Миронов на основе реверсивного прогнозирования составил динамические ряды грамотности населения Европейской России с 1797 г. по 1917 г. Кроме того, он выявил зависимость уровня экономического развития страны от уровня образования населения.

Определённые сведения о грамотности российского населения содержатся в исследованиях, посвящённых истории рабочего класса, крестьянства, армии, внутренней политики правительства4

Специальные работы о внешкольном образовании в России стали появляться с 90-х гг. XIX в. В этот период мнения исследователей сводились к положительным оценкам внешкольно-просветительной деятельности земств и просветительных обществ5.

Позже исследователи обратились к проблемам зарождения внешкольного образования, деятельности земства, кооперации, государства в сфере внешкольного образования. Этапы развития внешкольного образования в России обозначил и охарактеризовал Е. Н. Медынский6. Он отмечал, что своим зарождением внешкольно-просветительные учреждения обязаны частной инициативе, земство включилось во внешкольно-просветительную деятельность только с середины 90-х гг. XIX в. «второй крупной силой, обратившей серьёзное внимание на внешкольное образование», называл кооперацию, а роль государства в области внешкольного образования, по мнению автора, характеризовалась «целым рядом запретительных мероприятий и полным отсутствием положительной деятельности»7.

Ряд исследований 1950-х – 1970-х гг. носил в определённой степени тенденциозный характер, связанный с конъюнктурой того времени8. Просветительная деятельность земства и буржуазно-либеральных организаций оценивалась в них как «культурничество», подчёркивалась её аполитичность.

С 1960-х гг. проблему истории внешкольного образования в России второй половины XIX – начала XX в. активно исследовали Г. И. Чернявский, С. А. Пиналов и А. П. Виноградов9. Ими были рассмотрены закономерности культурно-просветительной работы, включающие: её связь с деятельностью политических партий и групп, государственных органов, общественных организаций; активизацию культурно-просветительной работы в периоды общественного и революционного подъёма; накопление всё большего арсенала средств, форм и методов её воздействия на массы.

Проблемы роли и значения общественного и общественно-педагогического движения в деле внешкольно-просветительного образования взрослых были исследованы в работах Б. К.-Г. Тебиева и Т. А. Пархоменко10.

Кроме исследования развития внешкольного образования в России в целом, были предприняты попытки регионального изучения истории внешкольного образования11, выявившие общие и особенные процессы развития внешкольного образования в отдельных регионах.

Значительное внимание народному образованию, в том числе и внешкольному, уделяется в трудах, посвящённых изучению деятельности земств, ведь это была наиболее активная и результативная сфера земской работы12. Наиболее интересным из дореволюционных исследований является работа В. И. Чарнолусского «Земство и народное образование». Автор рассмотрел деятельность земских учреждений по всем направлениям внешкольного образования и некоторые условия, в которых проходила эта деятельность земства, в частности нормативные документы в этой области.

В связи с исследованием Б. Б. Веселовским деятельности Тверского земства им была частично рассмотрена история организации внешкольного образования в Тверской губернии13.

В целом, мнения большинства дореволюционных исследователей сводились к следующим положениям: деятельность земства в области народного образования была положительной и созидательной; чтобы результаты его работы были ещё лучше, нужно дать ему полную свободу действий.

В советский и постсоветский периоды изучение деятельности земских учреждений в области образования продолжилось14. И. Ю. Маклаковой были исследованы земские ходатайства, затрагивающие вопросы образования, и ответы правительства на них. Предметом исследования В. Ф. Абрамова стали наименее исследованные стороны деятельности российского земства, в том числе и внешкольное образование. В силу своей значимости – общественной, экономической, политической – проблемы внешкольного образования были затронуты в исследовании М. Д. Масановой, посвящённом становлению системы всеобщего обучения в России.

Но большинство исследователей изучали просветительную деятельность земств отдельных губерний15. Во всех исследованиях подчёркивается активность земской работы в деле просвещения народа, особенно в школьном строительстве и открытии школьных и народных библиотек и читален.

Таким образом, изучение внешкольного образования началось ещё в дореволюционный период практиками народного образования. Затем к этой теме обратились и исследователи земства, ведь именно в области просвещения земство смогло достигнуть наибольших успехов. В послеоктябрьский период изучение истории внешкольного образования в России продолжилось.

Изучение проблемы велось в общероссийском масштабе и на региональном уровне. Были рассмотрены общие проблемы зарождения и развития внешкольного образования в России, исследована деятельность отдельных внешкольно-просветительных учреждений, рассмотрено развитие отдельных видов внешкольного образования. Предметом исследования была культурно-просветительная деятельность отдельных земств. Комплексным региональным исследованиям внешкольного образования уделялось мало внимания. Подобные исследования были предприняты в основном при изучении Западной Сибири. Однако комплексное исследование развития внешкольного образования на региональном («низовом») уровне даёт возможность проследить взаимодействие, взаимоотношения, столкновения интересов разных групп российского общества в решении им проблемы просвещения широких масс населения и в целом модернизации страны.

Цель и задачи работы. Исходя из степени разработанности различных аспектов истории внешкольного образования в России, цель настоящей работы выявить этапы и формы развития внешкольного образования в Тверской губернии во второй половине XIX – начале XX в., определить, как выстраивались отношения государства и общества в ходе становления внешкольного образования.

Источниковая база данной работы позволяет решить следующие исследовательские задачи:

– проследить возникновение и развитие внешкольного образования в Тверской губернии;

– определить условия, в которых осуществлялась внешкольно-просветительная деятельность органов местного самоуправления, обществ, организаций, частных лиц;

– выявить и охарактеризовать этапы деятельности Тверского земства в области внешкольного образования; определить роль губернского земства в создании внешкольно-просветительных учреждений в сравнении с уездными;

– определить круг обществ, организаций и частных лиц, проводивших внешкольно-просветительные мероприятия в Тверской губернии; рассмотреть их деятельность по организации учреждений и мероприятий внешкольного образования;

– сравнить деятельность тверских обществ, земства и правительственных организаций в области внешкольного образования;

– показать состояние внешкольного образования в Тверской губернии в конце – начале XX в.

Объектом исследования настоящей работы является внешкольное образование в Тверской губернии, то есть совокупность различных видов внешкольно-просветительных учреждений и мероприятий и связей между ними.

Предмет исследования – деятельность различных учреждений Тверской губернии в области внешкольного образования, их взаимодействие.

В настоящей работе будет рассмотрена деятельность только легальных обществ, организаций и учреждений, которые вели свою деятельность открыто и, как правило, не касались вопросов политического образования, революционной агитации и пропаганды.

Хронологически работа охватывает период со второй половины XIX в. по начало 1917 г. Нижняя граница исследования связана с зарождением в конце 1850-х гг. первых в России внешкольно-просветительных учреждений – воскресных школ. Верхняя граница – февраль 1917 г. – обусловлена тем, что процесс демократизации общества после февральской буржуазной революции повлёк переход к новому подходу в образовании взрослого населения России, после октябрьских событий ситуация изменилась кардинальным образом.

Географические рамки. Выбор Тверской губернии определяется недостаточной изученностью развития внешкольного образования на её территории и её спецификой (расположением между двумя российскими столицами; первым местом по отходничеству сельского населения; развитием текстильной промышленности и значительным притоком сельского населения из древни в город; преобладанием либерально настроенных земских гласных). Локальные рамки исследования определяются и состоянием источниковой базы. Так как земства и большинство обществ не были объединены во всероссийском масштабе, деятельность их замыкалась в рамках отдельных губерний, то и источники сосредоточены в местных архивах.

Круг источников, привлечённых к изучению в работе, состоит из опубликованных и архивных материалов по истории внешкольного образования второй половины XIX – начала XX в. Опубликованные источники по теме можно сгруппировать следующим образом: официальные документы правительства, касающиеся вопросов внешкольного образования, просветительной деятельности земства и независимых обществ и организаций; делопроизводственная документация тверского земства, тверских обществ и организаций, проводивших внешкольно-просветительную работу; статистика; периодика; источники личного происхождения.

Рассмотрение законодательных документов, официальных документов министерств и ведомств позволяет проследить государственную политику в области внешкольного образования и её влияние на условия, в которых проходила внешкольно-просветительная деятельность земства, различных обществ и организаций.

В группе делопроизводственной документации можно выделить несколько подгрупп: делопроизводственная документация Тверского губернского земства; уставы и отчеты различных независимых обществ; материалы общероссийских и региональных съездов и совещаний работников образования, земских деятелей, представителей различных обществ и организаций, на которых рассматривались в том числе и вопросы внешкольного образования.

Делопроизводственная документация Тверского губернского земства является одним из наиболее информативных источников по истории его деятельности в области внешкольного образования. В ней нашла отражение также деятельность уездных земств благодаря их подотчетности губернскому. Работа с этой группой источников значительно облегчена тем, что материалы собраний Тверского губернского земства регулярно публиковались в «Журналах Тверского губернского земского собрания»16. Значительная часть делопроизводственной документации Тверского земства собрана в десятитомном сборнике «Материалы для истории Тверского губернского земства»17.

По изучаемому вопросу «Журналы» и «Материалы» содержат разнообразные источники. Доклады губернской земской управы о внешкольном образовании в губернии за очередной год представляли собой обзоры состояния внешкольного образования в губернии, образовательных мероприятий, в которых принимало участие тверское земство, и сведения о деятельности подчиненных ему внешкольно-образовательных учреждений. Доклады строились на основе отчетов и статистических данных, присылаемых из уездов. Кроме статистических сведений доклады содержали характеристику развития учреждений и мероприятий внешкольного образования в губернии. Таким образом, доклады губернской земской управы позволяют проследить не только динамику развития внешкольного образования в губернии, но и самооценку тверским земством своей внешкольно-просветительной деятельности (в основном в докладах обращалось внимание на недостатки). Доклады управы об исполнении постановлений Тверского губернского земского собрания по народному образованию ценны наличием информации о причинах неудач во внешкольно-просветительной деятельности тверского земства.

Информацию о взглядах тверских земцев на проблемы образования народа несут и прения в подготовительных комиссиях Тверского губернского земского собрания (училищной, школьной, редакционной, ревизионной, по народному образованию) и в самом собрании, а также их постановления по вопросам внешкольного образования.

Бюджетные таблицы дают представление о расходах губернского земства на внешкольное образование, их динамике на протяжении всего периода существования земства, о доле этих расходов по отношению к общему бюджету, а также позволяют сравнить расходы на внешкольное образование тверского земства и земств других губерний России.

Важным источником по истории внешкольного образования являются земские ходатайства перед правительством по вопросам образования. Ходатайства позволяют более объективно оценить внешкольно-просветительную деятельность тверского земства, его активность, так как отражают проекты и предложения земцев в области образования и свидетельствуют о попытках земцев привлечь внимание законодательных органов к решению проблем образования взрослых.

Кроме земства, организацией внешкольного образования на территории Тверской губернии занимались различные добровольные общества, учреждения и организации.

Наиболее информативным источником о деятельности различных обществ и организаций являются их отчеты18. Они содержат сведения о членах общества, его целях и задачах, о проведенной работе за определённый период, о средствах общества. По отчетам обществ и организаций можно проследить, насколько регулярно велась ими внешкольно-просветительная деятельность. Интересным источником являются уставы обществ19. В уставах определялись цели и задачи общества, членство, источники финансирования общества и проводимых им мероприятий. Вместе с тем следует отметить, что не все общества имели возможность публиковать свои уставы и отчеты. Лишь некоторые из них регулярно осуществляли такие публикации. Таким образом, для более полного изучения истории организации внешкольного образования в Тверской губернии добровольными обществами, различными организациями и учреждениями необходимо привлечение архивных материалов.

К началу XX в. в России были достигнуты определенные успехи в области внешкольного образования. Но вместе с тем у организаторов внешкольного образования появились новые задачи: введение планирования развития сети внешкольно-просветительных учреждений, организация статистического учета внешкольной работы, осуществление подготовки кадров внешкольных работников и др., что потребовало объединения усилий различных организаций, обществ и органов местного самоуправления в решении вопросов народного образования. Об этом, в частности, свидетельствуют их совместные региональные и общероссийские съезды и совещания20.

Статистические сведения по внешкольному образованию в Тверской губернии встречаются только в земских статистических изданиях, хотя материалы архивного фонда Тверского губернского статистического комитета (ГАТО, ф. 131) свидетельствуют, что с 1897 г. Комитетом регулярно собирались отчеты о библиотеках и читальнях, «когда-либо открытых и действующих в Тверской губернии»21.

Сведения по внешкольному образованию содержатся в земских статистических изданиях как общего характера, освещающих различные стороны жизни Тверской губернии, так и в изданиях, специально посвященных вопросам народного образования22. Сборники содержат информацию о школьных библиотеках губернии, их количестве в уездах, о наличии в них книг для внеклассного чтения, которыми могли пользоваться все жители округи; таблицы о сметах по народному образованию за соответствующие годы, где выделены графы о расходах уездных земств на народные читальни-библиотеки; поуездную статистическую информацию о народных библиотеках Тверской губернии: название библиотек, год основания, размещение, количество книг, число читателей, книговыдача, новые поступления и т.п.; аналогичную информацию о школьных библиотеках. Таким образом, на основе анализа статистических сборников можно извлечь информацию только о школьных и народных библиотеках губернии, т.е. лишь об одном из направлений развития внешкольного образования.

Большинство земских статистических сборников содержат сведения о количестве в уездах школ с библиотеками, об обеспеченности этих библиотек книгами для внеклассного чтения, а также о народных библиотеках и о расходах уездных земств на их содержание. В целом они позволяют проследить динамику развития школьных и народных библиотек в губернии. Кроме того, анализ количества сведений статистических сборников позволяет определить место проблем внешкольного образования в жизни общества.

Интересным источником является периодика. Она способствует решению двух информационных проблем. Во-первых, газеты и журналы содержат конкретный фактографический материал и, во-вторых, отражают взгляд современников на происходящие события. Главной тверской газетой во второй половине XIX – начале XX в. были «Тверские губернские ведомости». В них освещались все стороны жизни губернии. По тому, какое место в газете занимали материалы о внешкольном образовании, можно в какой-то мере судить о его значении для тверского общества.

Источники личного происхождения безусловно являются важными при исследовании практически любой проблемы. В настоящей работе были привлечены опубликованные воспоминания, дневники, письма государственных и общественных деятелей, земских гласных, преподавателей и учащихся вечерних классов и курсов, воскресных школ23.

Таким образом, опубликованные источники позволяют решить ряд проблем: проследить отношение власти и населения к внешкольному образованию; определить круг проблем внешкольного образования, волновавших общество, и рассмотреть, как они решались на местах; проследить динамику развития внешкольного образования в губернии; выявить инициаторов и организаторов внешкольного образования в Тверской губернии и определить их социальный состав; сравнить внешкольно-просветительную деятельность тверских обществ, организаций и земств и определить их роль в становлении системы внешкольного образования в Тверской губернии.

Вместе с тем для всестороннего изучения проблемы внешкольного образования и создания более полной и объективной картины его осуществления в Тверской губернии необходимо привлечение архивных материалов.

Архивные документы Тверского земства образуют 800 фонд государственного архива Тверской области. По народному образованию в фонд включено 267 дел. Значительная часть информации, содержащаяся в документах, была опубликована, поэтому исследование архивных документов по земской внешкольно-просветительной деятельности носило вспомогательный характер.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие и становление женского профессионального образования в центральном регионе россии в середине XIX начале ХХ века

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 20 марта 2009 года в 12 часов 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 212.062.02 при Ивановском государственном университете по адресу: 153025, г.
  2. Энциклопедия образования в западной сибири

    Документ
    Энцик-юпедия содержит статьи, посвященные истории становления и развития образования в Западно-Сибирском регионе, образовательным учреждениям и деятелям просвещения.
  3. Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования (23)

    Документ
    Редакционная коллегия: д.и.н., профессор Кабытов П.С. (ответственный редактор), д.и.н., профессор Смирнов Ю.Н., д.и.н., профессор Дубман Э.Л. (зам. ответственного редактора), д.
  4. Российская провинциальная интеллигенция в 1907-1914 гг.: Социальная структура и деятельность (на материалах самарской губернии)

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 23 ноября 2007 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.02 при Ивановском государственном университете по адресу: 153025, г.
  5. Огку «государственный архив смоленской области» государственный архив смоленской области и его филиал в городе вязьма путеводитель смоленск 2012 Об. Редколлегия

    Документ
    Путеводитель содержит информацию о составе и содержании фондов Государственного архива Смоленской области и его филиала в городе Вязьма за период с 1626 по 2010 год включительно.

Другие похожие документы..