Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
На сучасному етапі суспільного розвитку відбувається істотна трансформація правової системи держави. Однією з причин цього процесу є загально цивіліза...полностью>>
'Диплом'
Стипендія на отримання післядипломної освіти у Великій Британії Останній термін подачі заяв: 16 грудня 2011 року Британська рада в Україні оголошує п...полностью>>
'Программа'
В программу вступительного экзамена включены вопросы из следующих блоков дисциплин основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Фи...полностью>>
'Документ'
Среди многих гениальных, хотя и не получивших должного развития идей великого француза Гюйо следует отметить его попытку изучать искусство с социолог...полностью>>

Хельсинкской Группы «Мониторинг прав человека» (2)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

48


Проект

Московской Хельсинкской Группы

«Мониторинг прав человека»

Годовой доклад о положении с правами человека в субъекте Российской Федерации

Республика Дагестан

Махачкала

2002 – 2003 гг.

ВВЕДЕНИЕ

Составитель доклада:

Доклад подготовлен Информационно-аналитическим Центром «Ракурс» (ИАЦ «Ракурс»). Адрес ИАЦ «Ракурс»: г. Махачкала, пр. Шамиля, 24-31.

Тел.: (8722)-630643.

Т/ф.: (8722)-630643.

E-mail: junusov@; junusov@

Информационно-аналитический Центр «Ракурс» (ИАЦ «Ракурс») - общественная организация. Ее цели и задачи - содействие становлению гражданского общества в республике, развитию демократических институтов, содействие правовому просвещению населения республики, развитию движения в поддержку международного языка Эсперанто.

Организация учреждена 11.11.2002 г., зарегистрирована 26.11.2002 г. Главным Управлением Министерства юстиции РФ по РД, регистрационный № 1020500002852. Президентом ИАЦ «Ракурс» является журналист Абдурахман Юнусов.

В подготовке доклада принимал участие также Независимый профсоюз предпринимателей и водителей Дагестана (НППВД). Адрес НППВД:

г. Махачкала, ул. 6-я Магистральная, 144;

Тел.: (8722)-662494, -662008.

Т/ф.: (8722)-662494

E-mail: hronos@;

Независимый профсоюз предпринимателей и водителей Дагестана (НППВД) - региональная общественная организация. Она учреждена 21 июля 1995 года, зарегистрирована 29 сентября 1995 г. Министерством юстиции Республики Дагестан, свидетельство № 208.

Руководитель организации – Набиев Исалмагомед Набиевич, председатель Рескома НППВД. На 1 января 2003 года в рядах профсоюза числится 6370 членов.

Основные направления деятельности организации: правовое просвещение, сбор и распространение информации о нарушениях прав человека, информационная помощь, юридические консультации, общественная защита и представление в судах.

В подготовке доклада непосредственное участие принимал Юнусов Абдурахман Гаджиевич, президент ИАЦ «Ракурс». В подготовке доклада также принимали участие:

Гасанов Гасан Набиевич, адвокат, член Рескома НППВД;

Общественная организация по поддержке вынужденных переселенцев, г. Кизляр, руководитель Саид Ибрагимович Магомедов;

Алюсет Межмединович Азизханов, руководитель региональной благотворительной общественной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Набат»;

Лига защиты матери и ребенка, председатель Айшат Шуайбовна Магомедова;

Али Минкаилович Алиев, руководитель Дагестанского отделения фонда «Гласность»;

Магидов Салаутдин Халидович, заслуженный эколог РФ, председатель экологического клуба «Эко-дао».

Краткая характеристика субъекта Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Дагестана, принятой 26 июля 1994 г., Республика Дагестан (РД) является суверенной республикой в составе Российской Федерации. РД преобразована из Дагестанской АССР в 1991 г.

Площадь РД составляет 50,3 тыс. км2. Протяженность с севера на юг – 420 км и с запада на восток – 216 км. Средняя высота над уровнем моря 1000 м, самая высокая точка – гора Базар-дюзю – 4466 м.

Республику составляют 42 административных района. В состав РД входят 10 городов,18 поселков городского типа, более 1600 населенных пунктов. Две трети населенных пунктов Дагестана расположены в горной части, в них проживает треть сельского населения республики. Основная часть населения проживает в предгорной части Дагестана. Средняя плотность населения достигает 41,2 человек на км2.

По данным Комитета РД по статистике в 2002 году демографическая ситуация в республике по сравнению с предыдущим годом существенных изменений не претерпела.

По предварительной оценке на начало 2003 года численность постоянного населения республики составила 2199,3 тыс. человек, в том числе городского – 875,7; сельского – 1323,6. За прошедший год численность населения республики возросла на 19,8 тыс. человек (за 2001 год – на 19,2 тыс. человек). Темп прироста населения республики при этом по сравнению с 2001 годом не изменился и составил 0,9%.

Соотношение городского и сельского населения республики по сравнению с 2001 годом также не изменилось и составило 39,8% и 60,2% соответственно. Прирост численности населения республики, как и в прошлом году, обеспечивается исключительно за счет естественного прироста населения, перекрывающего отрицательное сальдо миграции.

В 2002 году демографическая ситуация в республике по сравнению с прошлым годом существенно не изменилась. Позитивными моментами в демографической ситуации продолжали оставаться рост рождаемости и количества заключаемых браков. В то же время сохранились и такие негативные моменты, как рост смертности и увеличение числа разводов.

Так же, как и в целом по Российской Федерации, в Дагестане отмечается рост числа родившихся. По сравнению с 2001 годом, число зарегистрированных родившихся в республике возросло на 4,6% и составило 40263 человека, что в значительной мере определяется увеличением количества заключаемых браков. В Дагестане число родившихся в 2,5 раза превышает число умерших, в то время как в целом по Российской Федерации наоборот, превышение умерших над родившимися составило 1,7 раза.

Дагестан продолжает оставаться одним из немногих регионов России, где обеспечивается замещение поколения родителей их детьми. Как и в прошлые годы, среди родившихся наибольший удельный вес (более 73%) составляют дети, родившиеся первыми и вторыми. В то же время отмечается увеличение удельного веса детей, родившимися третьими и четвертыми.

В то время как в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации отмечается устойчивая и долговременная убыль населения, в Дагестане и в 2002 году сохраняется естественный прирост населения.

Как и в предыдущие годы, в 2002 году наибольший естественный прирост среди дагестанских национальностей отмечается у аварцев, даргинцев, лезгин, кумыков и табасаранцев. У русских, украинцев, татар и евреев, как и в предыдущие годы, сохранилась естественная убыль, что обусловлено продолжающимся отъездом из республики населения названных национальностей, преимущественно молодых возрастов.

Так же, как и в целом по Российской Федерации в 2002 году в Дагестане сохраняется тенденция роста смертности населения. Число зарегистрированных умерших по сравнению с прошлым годом возросло на 3,7% и составило 15859 человек (15293человека - в 2001 г.).

В то же время коэффициент смертности в Дагестане более чем в 2 раза ниже среднероссийского.

Дагестан относится к числу субъектов Российской Федерации, где отмечается наименьший уровень смертности. Но, несмотря на то, что общий коэффициент смертности в республике в 2 раза ниже, чем в целом по Российской Федерации, ситуацию со смертностью населения в республике нельзя считать благополучной.

По сравнению с прошлым годом число разводов незначительно возросло и составило 3606 против 2997 за 2001 год. В целом по Дагестану на 1000 образовавшихся брачных пар пришлось 230 распавшихся (195 – за 2001 год). В Дагестане сохраняется тенденция роста числа детей, родившихся вне брака. Если в 1990 году доля детей, родившихся вне брака, в общей численности родившихся составляла 10,9 %, то в 2002 году – 23 %, что в определенной мере обусловлено возрастанием роли религии в общественной жизни республики и заключением браков по мусульманским законам.

«ВВП и многие другие показатели на душу населения в Российской Федерации отстают от аналогичных показателей в развитых странах в 5-8 раз. ВВП Дагестана на душу населения ниже российского ВВП на душу населения тоже примерно в пять раз. По уровню жизни, инвестициям, сбору налогов на душу населения мы занимаем одно из последних мест в Российской Федерации. Уровень жизни каждого второго жителя республики ниже прожиточного минимума, официально установленного государством. Дотационность нашего бюджета остается очень высокой. Почти каждое второе предприятие убыточно. Каждый четвертый гражданин трудоспособного возраста – безработный».1

Реальные доходы населения республики Дагестан в 5 раз ниже среднероссийских, при том, что стоимость потребительской корзины из 19 основных продуктов питания составляет в Дагестане 98 % от среднероссийской суммы. Основная масса населения (примерно 70 %) живет намного ниже уровня бедности. Средняя заработная плата почти в 3 раза ниже среднероссийской. Население республики в среднем в 15 раз беднее самого богатого региона России. Уровень безработицы среди молодежи составляет 85 %.2 Среди 87 регионов России Дагестан по обеспеченности больничными койками на 10000 жителей занимает 85 место;

- по уровню среднемесячной зарплаты - 85 место;

- по объему производства промышленной продукции на 1 жителя - 81 место;

- по объему инвестиций в основной капитал - 78 место;

- по объему продукции сельского хозяйства на 1 жителя - 81 место;

- по налоговым поступлениям на 1 жителя - 85 место.

Таким образом, по официальным данным практически по всем показателям республика находится на последних местах в Российской Федерации, что свидетельствует о низком уровне экономического потенциала республики. Социально-демографическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в республике, сложна и противоречива. С одной стороны - Дагестан один из трех регионов России, где сохранилась благоприятная демографическая ситуация (уровень рождаемости обеспечивает численное замещение поколений родителей их детьми), а, следовательно, и рост численности трудовых ресурсов, с другой - Дагестан традиционно является регионом, где проблема занятости всегда стояла остро3. Особый характер это обстоятельство приобретает в условиях переходного периода и обусловлено рядом социально-экономических факторов, среди которых можно выделить следующие:

  1. самый высокий в России показатель демографической нагрузки - отношение лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста);

  2. средний состав семьи (4,3 человека) больше, чем в 2 раза превышает средние показатели по России;

  3. высокая доля сельского населения (60 %), аграрной занятости, характеризующейся ограниченностью сферы приложения труда (во многом из-за малоземелья горных районов республики);

  4. высокий удельный вес многодетных женщин в общей численности трудоспособного населения;

  5. сокращение трудовой миграции населения республики в другие регионы России, при одновременном усилении притока возвращающихся в Дагестан;

  6. падение спроса на рабочую силу в связи с углублением кризисных явлений в сфере производства.

На территории Дагестана проживают 30 народов, представители 102 национальностей и народностей, небольших этнических групп с самостоятельными языками и диалектами, с самостоятельной культурой и традициями.

В со­от­вет­ст­вии с Кон­сти­ту­цией Да­ге­ста­на (при­ня­той 26 ию­ля 1994 г.) го­су­дар­ст­вен­ную власть в рес­пуб­ли­ке осу­ще­ст­в­ля­ют Го­су­дар­ст­вен­ный Со­вет, На­род­ное Со­б­ра­ние (парламент), Пра­ви­тель­ст­во Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан и су­ды Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан.

Воз­глав­ля­ет ис­пол­ни­тель­ную власть и обес­пе­чи­ва­ет взаи­мо­дей­ст­вие раз­лич­ных вет­вей го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти рес­пуб­ли­ки Го­су­дар­ст­вен­ный Со­вет РД. Он со­сто­ит из 14 че­ло­век, по од­но­му представителю от основных на­цио­наль­но­стей, на­се­ляю­щих республику, избранных Конституционным Собранием РД. В Государственный Совет (ГС) входят:

Пред­се­да­тель ГС, ко­то­рый по Конституции яв­ля­ет­ся гла­вой рес­пуб­ли­ки,

Пер­вый За­мес­ти­тель Пред­се­да­те­ля Го­су­дар­ст­вен­но­го Со­ве­та, который по Конституции возглавляет Пра­ви­тель­ст­во Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан,

За­мес­ти­тель Пред­се­да­те­ля Го­су­дар­ст­вен­но­го Со­ве­та,

Один­на­дцать дру­гих чле­нов Го­су­дар­ст­вен­но­го Со­ве­та, которые, по­ми­мо ис­пол­не­ния обя­зан­но­стей чле­нов ГС, занимают раз­лич­ные го­су­дар­ст­вен­ные и иные долж­но­сти.

Ра­бо­чие ор­га­ны Гос­со­ве­та: Управ­ле­ние по кад­ро­вой по­ли­ти­ке, Кон­троль­ное управ­ле­ние, Пра­во­вое управ­ле­ние, Совет Безопасности РД.

Председателем Государственного Совета РД является М. М. Магомедов.

На­род­ное Со­б­ра­ние – пар­ла­мент Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан – пред­ста­ви­тель­ный, за­ко­но­да­тель­ный ор­ган го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти рес­пуб­ли­ки - со­сто­ит из 121 де­пу­та­та, из­бран­ных пря­мым, все­об­щим и тай­ным го­ло­со­ва­ни­ем по од­но­ман­дат­ным тер­ри­то­ри­аль­ным ок­ру­гам. Ра­бо­чие ор­га­ны пар­ла­мен­та пред­став­ле­ны 7 ко­ми­те­тами:

Ко­ми­тет по за­ко­но­да­тель­ст­ву, за­кон­но­сти, го­су­дар­ст­вен­но­му уст­рой­ст­ву и ме­ст­но­му са­мо­управ­ле­нию;

Ко­ми­тет по бюд­же­ту, фи­нан­сам и на­ло­гам;

Ко­ми­тет по меж­на­цио­наль­ным от­но­ше­ни­ям, внеш­ним свя­зям, де­лам об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний и религиозных организаций;

Ко­ми­тет по со­ци­аль­ной по­ли­ти­ке;

Ко­ми­тет по эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке;

Комитет по аграрной политике;

Комитет по науке, культуре и образованию.

Руководитель – председатель Народного собрания РД М. Г. Алиев.

Пра­ви­тель­ст­во Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан – ис­пол­ни­тель­но-рас­поря­ди­тель­ный ор­га­н го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти рес­пуб­ли­ки (состоящий из 27 человек) - воз­глав­ля­ет Председатель, имею­щий двух пер­вых за­мес­ти­те­лей и пять за­мес­ти­те­лей Пред­се­да­те­ля.

Председателем правительства РД является Х. И. Шихсаидов.

В составе республиканских органов управления 15 министерств, 3 Государственных Комитета и 8 Комитетов.

Су­деб­ную власть Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан пред­став­ля­ют:

Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан – выс­ший су­деб­ный ор­ган по за­щи­те кон­сти­ту­ци­он­но­го строя – со­стоит из 5 су­дей.

Вер­хов­ный Суд Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан – выс­ший су­деб­ный ор­ган по гра­ж­дан­ским, уго­лов­ным, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным и иным де­лам, под­суд­ным су­дам об­щей юрис­дик­ции, осу­ще­ст­в­ляющий су­деб­ный над­зор за их дея­тель­но­стью – со­сто­ит из 31 су­дьи, объ­е­ди­нен­ных в две кол­ле­гии (по уго­лов­ным и гра­ж­дан­ским делам). Председателем Верховного суда РД является А. М. Магомедов.

Выс­ший Ар­бит­раж­ный Суд Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан – выс­ший су­деб­ный ор­ган по раз­ре­ше­нию эко­но­ми­че­ских спо­ров – состоит из 17 судей, имеются три судебных состава: два первых – по рассмотрению дел первой инстанции (вытекающих из гражданских и административных правоотношений), третий – по рассмотрению дел по апелляционным жалобам на решения и определения Арбитражного суда РД.

Политическая ориентация избирателей

Политическая ориентация жителей республики в основном проправительственная и коммунистическая. По итогам выборов в Госдуму РФ 19 декабря 1999 г. в голосовании приняло участие 74% избирателей.

Итоги голосования по предвыборным объединениям: КПРФ получила 37,1%, «Единство» – 29,0%, ОВР – 28,6%, СПС – 1,2%. Остальные объединения получили крайне незначительное число голосов.4

Общественные организации республики

По данным Главного Управления Министерства юстиции РФ по РД в республике в 2002 г. зарегистрировано 1108 общественных объединений:

Зарегистрировано по состоянию на 01.01.2002 г.

Всего общественных объединений

1108

из них:

общественных организаций

585

из них:

региональных отделений политических партий5

2

профессиональных союзов

214

общественных движений

82

общественных фондов

212

их них благотворительных

92

общественных учреждений

4

органов общественной самодеятельности

2

национальных, культурных автономий

1

иных общественных объединений

221

из них союзов (ассоциаций)

6

Кроме того религиозных организаций

554

Увеличение общественных объединений в республике произошло главным образом за счет роста числа женских организаций, количество которых возросло в 2 раза и общественных фондов, число которых возросло в 1,5 раза.

В связи с принятием в июле 2001 года федерального Закона «О политических партиях» в течение 2 лет все республиканские политические общественные объединения должны быть преобразованы в соответствии с федеральным законом в региональные отделения общероссийских партий, в противном случае они утрачивают статус политического общественного объединения и действуют как общероссийские общественные организации или общественные движения. На начало 2002 года Главным Управлением Минюста РФ по РД из 32 республиканских политических партий были зарегистрированы только две: Дагестанское региональное отделение политической партии «Народная партия РФ» и Дагестанское региональное отделение «Демократической партии России».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Хельсинкской Группы «Мониторинг прав человека» (1)

    Доклад
    Информационно-аналитический Центр «Ракурс» (ИАЦ «Ракурс») - общественная организация. Ее цели и задачи - содействие становлению гражданского общества в республике, развитию демократических институтов, содействие правовому просвещению
  2. Совместный отчет Международная Хельсинкская Федерация по Правам Человека (мхф) Московская Хельсинкская Группа (мхг) (1)

    Публичный отчет
    Международная Хельсинкская Федерация по правам человека (МХФ) является неправительственной организаций, содействующей соблюдению обязательств по правам человека, принятых Заключительным Хельсинкским Актом и последующими документами.
  3. Совместный отчет Международная Хельсинкская Федерация по Правам Человека (мхф) Московская Хельсинкская Группа (мхг) (2)

    Публичный отчет
    Международная Хельсинкская Федерация по правам человека (МХФ) является неправительственной организаций, содействующей соблюдению обязательств по правам человека, принятых Заключительным Хельсинкским Актом и последующими документами.
  4. Московское бюро по правам человека (1)

    Документ
    В данном исследовании представлен правовой и содержательный анализ специфического направления деятельности органов государственной власти и, в частности, прокуратуры Российской Федерации по деловому сотрудничеству с общественностью
  5. Отчет Московской Хельсинкской группы о деятельности за 2010 год Содержание

    Публичный отчет
    В течение всего 2010 года Московская Хельсинкская группа (далее МХГ) активно продолжала деятельность, направленную на реализацию своих уставных целей и задач.

Другие похожие документы..