Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цели изучения дисциплины состоят в том, чтобы, во-первых, сформировать у студентов целостное представление об истории международных отношений и внешн...полностью>>
'Документ'
- З’єднання кісток верхніх кінцівок та їх рух (плечовий пояс, рука, кисть, пальці). Зробити замальовки з анатомічного атласу і з натури з повним анат...полностью>>
'Документ'
1 РАЗРАБОТАН Государственным проектно-конструкторским и научно-исследовательским институтом СантехНИИпроект (ГПКНИИ СантехНИИпроект), Научно-исследов...полностью>>
'Научно-исследовательская работа'
Слово Некрасова покоряет свежестью и чистотой русской речи, играет живыми крас­ками действительности. Авторское повествование динамично, детально, зр...полностью>>

Тема «Серебряный век русской культуры»

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Технологическая карта урока

Предмет

История России

Тема

«Серебряный век русской культуры»

Класс

11 класс, гуманитарный профиль

Продолжительность

урока

2 урока по 45 минут

Тип урока

изучение и первичное закрепление нового материала

Оборудование

компьютер, проектор, экран, раздаточные материалы.

Учебник

Чубарьян А.О. «Отечественная история XX-начала XXI века», М., Просвещение, 2004, с.259- 264.

Технологии

Информационно-коммуникационная технология (подготовка учащимися слайд-проекта); обучение в сотрудничестве (групповая работа на разных этапах урока); проектная технология (мини- проект «Афиша»).

Цели урока

С учетом требований стандарта и программы, были сформулированы следующие цели урока:

-сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века;

-представить новые имена в литературе, искусстве;

-развивать умения ориентироваться в различных направлениях литературы и искусства;

-совершенствование умений работать с различными типами источников: извлекать информацию, анализировать, сопоставлять;

- совершенствовать умение работать в группе;

- воспитывать уважения к культуре своего народа.

План урока. Основные формы, приемы, методы работы.

1.Вступительное слово учителя. Работа с понятием «Серебряный век».

(актуализация знаний с помощью приема «Ассоциация», анализ музыкального фрагмента).

2.Исторические условия развития русской культуры начала 20 века (устная работа с тестами, формулирование вывода)

3.Русская религиозная философия (групповая работа по анализу источников, формулирование выводов).

4.Санкт-Петербург – столица «Серебряного века» (презентация слайд-проекта).

5.Основные направления в литературе и искусстве начала 20 века (групповая работа по составлению таблицы, коллективное обсуждение).

Минута психологической разгрузки (стихотворение В. Хлебникова).

6.Картинная галерея «Серебряного века» (коллективная работа, анализ картин).

7.Опера и балет (сообщения учащихся).

8.Творческий проект «Афиша» (групповая работа)

9.Подведение итогов урока.

Домашнее

задание

Заполнить опорный конспект (ОК) по теме.

Дополнительная

литература

  1. Бердяев Н.Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М., «Мысль», 1990.

  1. Воспоминания о Серебряном веке / Сост. В.Крейд, М., «Республика», 1993.

  1. Евстратова Е.Н. Игорь Грабарь.//Преподавание истории в школе, №2, 2004.

  1. Егоров Е.В. Разработка тестов по истории с учетом принципов психодиагностики.// Преподавание истории в школе, №2,2005.

  1. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории, М., ВЛАДОС-ПРЕСС,2001.

  1. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический библиографический словарь. М.,РОСПЕН, 1997.

  1. Середнякова Е.Г. Русская живопись Серебряного века.// Преподавание истории в школе, №6, 2003.

  1. Серебряный век. Поэзия. Книга для учителя и ученика. М., АСТ «Олимп»,1996.

  1. Сорокина Е.Н. История России. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. 9 класс», Волгоград,2003.

  1. «Учитель года -2003» преподает историю в Санкт-Петербурге.// Преподавание истории и обществознания в школе. №2, 2004.

  1. Школьный философский словарь./ Сост. Т.В. Горбунова и др. М., «Просвещение» 1995.

  1. Хаткина М.А.Изобразительное искусство. Большая серия знаний. М., «Мир книги»,2005.

Интернет ресурсы

1.Серебряного века силуэт… http://

Конспект урока.

1.Вступительное слово учителя.

Введение понятия «Серебряный век»(5-7м)

Блок №1.Слайд №1.

Эпиграф: «Есть одна только вечная заповедь – жить в красоте,

несмотря ни на что» Д.Мережковский.

Учитель:Какие ассоциации возникают с понятием «Серебряный век?» (расцвет, поэзия, фамилии поэтов, 20 век…).

-А я вспоминаю Второй концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова, написанный в 1901 году.

Слайд№2 .Музыка.

Звучит фрагмент из Второго концерта для фортепьяно с оркестром С.В.Рахманинова, на экране портрет композитора.

Учитель: Вслушайтесь в эту чудесную музыку. Она движется мощным потоком, то замедляя, то ускоряя ход. В истории культуры тоже были периоды неспешного торжественного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой и бурной взрывчатостью. Первая половина 19 века - это золотой век русской культуры. А.Пушкин и М.Глинка, М.Лермонтов и К. Росси, Н.Гоголь и К. Брюллов – вот только некоторые из имен золотого века. На рубеже 19-20 вв., по словам русского философа Н.Бердяева, наступил Серебряный век русской культуры. Длился он совсем недолго, но оставил яркий след в русской и мировой культуре.

(Знакомство с планом урока, записанным на доске)

2. Исторические условия развития русской культуры начала 20 века.(5-7минут)

Учитель: Культура - это всегда отражение истории. Вспомним важнейшие особенности развития России в начале 20 века.

Слайды №3,4,5,6.

Фронтальная работа с тестами на слайдах, формулирование в виде тезисов выводов.

Экономическое развитие.

Определить принцип построения ряда, найти лишнее или обобщающий термин:

1)временнообязанные отношения, отрезки, выкупные платежи, отруб;

2) мануфактурная стадия, промышленный переворот, индустриализация;

3) синдикат, картель, трест, концерн;

Вывод: в начале 20 века страна переживает бурный промышленный подъем, вступает на путь индустриализации.

Социальная сфера.

1)дворяне, духовенство, почетные граждане, купцы, казаки;

2) буржуазия, помещики, рабочие, крестьяне, меценаты;

3)адвокаты, журналисты, врачи, учителя.

-Как изменяется социальная мобильность в индустриальном обществе?

Вывод: идут процессы расслоения, размывания сословий, возрастает социальная мобильность общества.

Политическая сфера.

  1. консерватизм, либерализм, модернизм, социализм;

  2. «кровавое воскресенье», восстание на броненосце «Потемкине», Всероссийская политическая стачка, разгон Учредительного собрания.

  3. С.Муромцев, Ф. Головин, М.Родзянко, Г.А.Гапон.

Общий вывод: Существенные изменения происходили в общественно-политической и экономической жизни страны. Безвозвратно уходили в прошлое прежние формы быта, труда, политической организации общества, пересматривалась система духовных ценностей. Переходное время. Иногда люди говорят своим врагам «Чтоб вам жить в эпоху перемен!». Что это значит? Кризисность – ключевое слово эпохи, кочевавшее по страницам газет и журналов.

Слайд№7

3. Русская религиозная философия.

Особый вклад в осмысление происходивших перемен внесла русская религиозная философия. Всегда в годы сомнений и тревог люди обращаются к богу.

Работа с текстами (рабочие листы ) в группах.(5-7 минут)

-На какие группы можно разделить предложенные тексты?

- Какие источники представлены?

-Назовите имена писателей и философов, упомянутых в текстах.

-Как проходили заседания религиозно-философских кружков?

-Какие проблемы волнуют интеллигенцию в начале 20 века?

-Можно ли последний текст назвать религиозным?

-Как последний текст связан с тематикой философии Серебряного века?

Тексты.

Николай Арсеньев «Воспоминания о религиозно философских кружках начала 20 века».

« Кружок ищущих христианского просвещения» собирался в особняке доктора Корнилова на Нижней Кисловке. Участниками его были замечательный ученый и глубокий христианский мыслитель Владимир Александрович Кожевников, философ С.Н.Булгаков, славянофил Ф.Д.Самарин и другие. Вдоль стен сидят на стульях гости – больше дамы, молодежь, иногда кое-кто из духовенства. Посередине зала вокруг стола сидели сами члены кружка – человек 12-15. Вместе с гостями собиралось человек 60-80.Читали доклады о буддизме и христианстве, интересны и оживленны были дискуссии о Ветхом завете и атеизме, о красоте, добре и зле. Запомнилось философское выступление С. Булгакова в защиту христианства против марксизма»

Н. Арсеньев вспоминает о философе В.А. Кожевникове.

«Владимир Александрович Кожевников был не только ученый, но и мыслитель с очень сильно проявленным эстетическим чувством. Его манила и привлекала красота в мире и искание красоты в истории человеческого духа. Две противоположные темы особенно волновали и интересовали его: переживание красоты, чувство красоты природы в литературе и вообще в сознании человечества и смерть, уничтожение красоты, т.е. бессмысленность всего, раз все самое прекрасное подлежит уничтожению»

Философ Николай Бердяев. Из книги «Судьба России»:

«Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном самосознании. Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачу и место в мире. Все чувствуют, что Россия стоит перед великими мировыми задачами. С древних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, но к чему?»

Философский словарь о Сергее Николаевиче Булгакове.

« Он утверждал, что личное и общественное устройство может опираться только на абсолютно нравственные принципы. Критиковал марксизм, видел в воинствующем атеизме средство упразднения индивидуальности и превращение человеческого общества в «муравейник». Искал пути религиозно-философского обновления общества».

Из трудов В.Соловьев:

«1. Существующий порядок вещей не таков, каким он должен быть.

2.Необходимо его изменить.

3. Как осуществить это? Надо воздействовать на убеждения людей.

4. Убедить их можно, только раскрыв истину.

5. Где искать истину? В христианстве. Но не в старом, а в обновленном. Необходимо религиозное преображение человека.

6. Что же преобразует человека? Любовь и соборность. Что такое любовь? Это преодоление Эгоизма. Что такое соборность? Это общность людей, единство Бога, Природы и Человека.»

Чехов А.П. Из письма брату Николаю.

«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1.Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки…

2.Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам.

3. Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

4.Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

5.Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в других сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними.

………

8.Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу.

Таковы воспитанные.

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля….»

Общий вывод: философы

-ищут пути философско-религиозного обновления общества;

-пропагандируют религиозное просвещение и правительственное самоусовершенствование;

-подвергают критике мировоззрение и практику русского освободительного движения;

- отвергают революцию как средство переустройства общества.

4.Санкт-Петербург – столица «Серебряного века».

Блок №2. Слайд-шоу.

Учитель: Столицей Серебряного века можно назвать Санкт-Петербург. Именно здесь учились, жили и творили многие писатели, философы, поэты, художники и артисты начала 20 века. На осенних каникулах группа ребят нашей школы побывала в северной столице. И сегодня ребята вам представят компьютерный слайд-проект «Петербург глазами современного школьника и глазами поэтов Серебряного века».

(Слайд программа сопровождается чтением стихотворений).

Но Петроград огнями залит,

В нем пышной роскоши расцвет,

В нем мысль неутомимо жалит,

В нем тайной опьянен поэт.

В.Брюсов.

Солнечные часы на Меньшиковом доме.

Подняв волну, проходит пароход.

О, есть ли что на свете мне знакомей,

Чем шпилей блеск и отблеск этих вод!

Как щелочка чернеет переулок.

Садятся воробьи на провода.

И наизусть затверженных прогулок

Соленый привкус тоже не беда.

А.Ахматова.

Вновь Исакий в облаченье

Из литого серебра.

Стынет в гордом нетерпенье

Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый

С черных труб сметает гарь…

Ах! Своей столицей новой

Недоволен государь.

А.Ахматова.1913.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

А.Блок.1912.

Царя властительно над долом,

Огни вонзая в небосклон,

Ты труб фабричных частоколом

Неутомимо окружен.

Стальной, кирпичный и стеклянный,

Сетями проволок обвит,

Ты – чарователь неустанный,

Ты – не слабеющий магнит.

Ты хитроумный, ты - упрямый,

Дворцы из золота воздвиг.

Поставил праздничные храмы

Для женщин, для картин, для книг.

Ты сам скликаешь, непокорный,

На штурм своих дворцов орду.

И шлешь вождей на митинг черный:

Безумье, Гордость и Нужду.

Коварный змей с волшебным взглядом!

В порыве ярости слепой

Ты нож с твоим смертельным ядом

Сам подымаешь над собой.

В. Брюсов.1907.

- Петербург глазами современного школьника и глазами поэтов – это разный город?

( да, современные школьники увидели красивый город, поэты отметили, что Петербург - город контрастов)

-Какие настроения звучат в стихах русских поэтов, отражающих образ Петербурга?

Вывод: звучат пессимистические настроения, присутствует ощущение надвигающейся катастрофы. В городе на Неве в начале 20 века соединились все противоречия русской жизни, все вершины и бездны русского духа. Изначальное возникновение города внесло мистики в сознание творческих людей, они ищут причинно-следственные связи.

5.Основные направления в литературе и искусстве начала 20 века.

Блок№ 3.Слайд№8 Тема.

Учитель: Подобные настроения были характерны для узкого круга творческой интеллигенции и получили название «декадентство». Это определенное умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости, разочарования в существующем мире. Просвет – искусство; оно прозревает иные миры, соединяет разобщенных людей. Своеобразную программу для людей искусства сформулировал поэт В. Брюсов.

Слайд №9. Стихотворение.

Юноша бледный со взором горящим

Ныне даю я тебе три завета.

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

В. Брюсов.

Учитель: И они поклонялись искусству! Искали свой стиль, свое направление. Культура Серебряного века с трудом поддается четкой классификации, как бы сопротивляясь рациональному делению на периоды, направления, школы. И все- таки в учебных целях мы попытаемся выделить основные направления в культуре начала 20

века.

Работа с таблицей «Основные направления в культуре начала 20 века». Таблица разрезана на части. Задание: составить таблицу. Работа в группах: используют текст учебника, словари и дополнительную литературу.

Направление

Определение, особенности

Представители

Реализм

Правдивое воспроизведение

действительности в ее типических чертах

Л.Толстой, А.Чехов, И.Репин, В.Серов.

Модернизм- общее название всех новых направлений в культуре 20 века

Символизм

Выражение посредством символов интуитивно постигаемых сущностей и идей.

К.Бальмонт, В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, А.Блок,

А.Белый,

М.Врубель, К. Сомов

.

Акмеизм

асте – высшая степень чего-либо, расцвет, вершина. Поэтов отличали безупречный вкус, красота и отточенность художественного слова.

Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам.

Импрессионизм

«впечатление», направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

А.Коровин, И. Грабарь, скульптор П.Трубецкой – памятник Александру 3., Н.А.Римский-Корсаков, С.Рахманинов, И.И.Левитан

Авангардизм - условное наименование художественных движений, для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с устоявшимися принципами и традициями (кубизм, футуризм, абстрактное искусство и т.д.). И.Стравинский.

Футуризм

«Будущее», культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии. Главное требование – новаторство формы, отказ от «содержания», борьба с идейностью.

В. Маяковский, Д. Бурлюк,

В. Хлебников.

Абстрактное искусство

Направление в искусстве, отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике. Стремление выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объемов.

В.В. Кандинский

Супрематизм

Направление абстрактного искусства: сочетание окрашенных в локальные цвета простых геометрических фигур.

К.С.Малевич

Сюрреализм

Сверхреализм, провозглашали источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации). Парадоксальное, нелогичное сочетание предметов и явлений.

М.З.Шагал

Проверка выполнения задания.

Возможные (но не обязательные) дополнения и комментарии учителя.

Символисты. «Три главных элемента лежат в основе символизма: мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности». Слова, краски, звуки обретают глубинный, символический смысл.

Акмеисты.

Вечером.

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем.

Свежо и остро пахло морем

На блюде устрицы во льду.

Он мне сказал: «Я верный друг!»-

И моего коснулся платья.

Как не похожи на обьятья

Прикосновенья этих рук!

Так гладят кошек или птиц,

Так на наездниц смотрят стройных…

Лишь смех в глазах его спокойных

Под легким золотом ресниц.

А скорбных скрипок голоса

Поют за стелющимся дымом:

«Благослови же небеса-

Ты первый раз одна с любимым».

А.Ахматова.

- О чем это стихотворение? Действительно он ее любит? Или у нас возникает сомнение?

Мужчина оценивающе смотрит на женщину. Ей это и приятно и тревожно.

Импрессионисты стремились передать в своих произведениях непосредственное впечатление от окружающей среды — impression, впечатление. Это впечатление они стремились воплотить на полотне, создав живописными средствами иллюзию света и воздуха, богатой световоздушной среды. Композиторы музыкальными средствами заставляли плакать и переживать.

О произведении Рахманинова.

« Тема его вдохновляющего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России….каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия» (Н.К. Манеев).


Футуристы требовали безграничной свободы творчества. Больше всего страшились равнодушия, провоцировали скандалы, освистывание, осмеяние. Название «Дохлая луна» - для сборника стихов, «Идите к черту» - для литературного манифеста. Презрение к символистам и реалистам. Бурлюк о Серове и Репине - «арбузные корки, плавающие в помойной лохани».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тема : Серебряный век русской культуры

    Документ
    Охарактеризуйте положение в стране накануне 1917г Объяснение нового материала. конец традиционализму ускоренность жизни растерянность человека и общества в творческой деятельности в период массы новых негативных явление – расцвет
  2. Конспект открытого урока в 11-м классе «Серебряный век русской культуры» (Литературный салон)

    Конспект
    Цель. Обобщить и привести в стройную систему полученные знания по данной теме; познакомиться с произведениями художников, поэтов, музыкантов, философскими идеями и художественными направлениями.
  3. «Серебряный век» русской культуры Образование и наука

    Документ
    Система образования в России рубежа XIX—XX вв. по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты).
  4. Разработка урока "Серебряный век русской культуры"

    Урок
    Учитель: История идет неравномерно. Бывают «ленивые» столетия, когда почти ничего выдающегося не происходит, а порой ход времени как будто ускоряется, «наверстывая» упущенное, спрессовывая события.
  5. Литература Реферат по теме: «Серебряный век русской литературы. В. Хлебников.»

    Литература
    Велимир Хлебников(Виктор Владимирович Хлебников)28.X. (09.XI.)1885—28.VI.1922Хлебников Велимир — русский поэт. Родился 28 октября (9 ноября н.с.) в селе Малые Дербеты (Ханская ставка) Астраханской губернии в семье ученого-естественника,

Другие похожие документы..