Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
В 2011 году на базе факультета Управления и экономики высоких технологий НИЯУ МИФИ проводит первый набор студентов новая кафедра № 82 Стратегического...полностью>>
'Документ'
Я было думал, что никогда в жизни уже не открою компьютер, чтобы писать "без сносок", как выражается одна моя приятельница из Америки, то е...полностью>>
'Сочинение'
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, орфограф...полностью>>
'Элективный курс'
С 26 марта по 23 апреля 2008 года состоялся Первый интернет-марафон учебных предметов для учителей всей страны. Материалы читайте и смотрите на нашем ...полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 2.12. Новые эстетические нормы в жанрах камерной музыки

Незрелость первых опытов воплощения в жанре романса нового содержания в послереволюционные годы. Продолжение предоктябрьских традиций - пример резкого расхождения тематики и стилистики романса с новыми запросами. Обращение к античной поэзии (романсы на стихи Сафо В. Шебалина, «Александрийские песни» Ан. Александрова); традиции ориентализма (романсы Д. Шостаковича на слова японских поэтов, «Еврейские песни» М. Гнесина). Обращение к поэзии А. Блока для воплощения темы раздумий о России в романсах Н. Мясковского, Ю. Шапорина, В. Щербачева. Современная тема в песенно-романсовом творчестве А. Давиденко, М. Коваля, В. Белого, З. Левиной - музыкально-публицистическая лирика проколловцев. Сатира как важнейший полюс гражданской лирики («Две басни Крылова» Д. Шостаковича; «Алкоголик» и «Хулиган» М. Коваля; «Песня беспризорного» А. Давиденко). «Четыре газетных объявления» А. Мосолова как новый жанр «музыкального репортажа».

Сближение с народно-песенным творчеством романсов Ан. Александрова, В. Шебалина на стихи С. Есенина; стремление А. Гедике, А. Крейна «перевести» народную песню в жанровую сферу камерной лирики. Детские песни М. Коваля, Ан. Александрова.

Изменение отношения к камерной вокальной лирике в 30-е годы. Возрастание потребности в романсовом высказывании, интерес к поэтическому наследию А. Пушкина и М. Лермонтова (Ю. Шапорин, Г. Свиридов, В. Шебалин, Н. Мясковский). Распространение жанра элегии, увлечение кантиленной мелодией. Блоковские романсы Ю. Шапорина «Далекая юность» - одна из вершин вокальной лирики. Новый подход к поэтическому слову в четырех пушкинских романсах Д. Шостаковича, тяготение к оперным жанрам.

Сближение романса и эстрадной песни в вокальных произведениях Т. Хренникова. Детские циклы Д. Кабалевского, С. Прокофьева как тенденция развития музыки для детей.

Продолжение классических традиций в струнных квартетах А. Глазунова, Р. Глиэра в послереволюционный период. Пристальное внимание государства к ансамблевому исполнительству, просветительская работа камерных коллективов, популяризация квартетного творчества А. Глазунова, В. Шебалина.

Камерное инструментальное творчество в 30-е годы как «классический период»: совершенные партитуры 5-го и 6-го квартетов Н. Мясковского; первый квартет С. Прокофьева; 2-й и 4-й квартеты В. Шебалина. Сочетание принципа сонатного цикла с полифоническими формами в Квинтете Д. Шостаковича; 1-й квартет, соната для виолончели и фортепиано, прелюдии для фортепиано, сочетающие рационализм и мягкую, задушевную лирику.

Сонаты и фортепианные пьесы Ан. Александрова, Н. Мясковского (три тетради пьес), С. Прокофьева (цикл «Детская музыка»). Обогащение камерных жанров разнонациональными художественными элементами (мелодикой, жанрами): фортепианные обработки народных песен С. Фейнберга; «Восемь пьес на мотивы песен народов СССР» Ан. Александрова; «Украинская рапсодия» для фортепиано Н. Голубева и др.

Родство идей и композиционных средств между камерными и симфоническими сочинениями: образы скифства в квинтете и 2-й симфонии С. Прокофьева; интонационные параллели 5-го квартета и 21-й симфонии Н. Мясковского; конфликтный драматизм в 6-й симфонии и квинтете Д. Шостаковича.

Военные и послевоенные годы как новый виток взаимодействия жанров романса и песни, обусловленный обращением композиторов к героической теме. Стихи поэтов-современников в качестве текстов для романсов. Песня, баллада, гибридные жанры романс-ария, романс-поэма - распространенные формы. Баллады, повествующие о современности: «Баллада о капитане Гастелло» В. Белого, «Отец и сын» В. Мурадели, «Чех и сокол» А. Мосолова. Элегии Ан. Александрова с типично романтической темой воспоминаний. Цикл элегий Ю. Шапорина.

Тенденции к индивидуализации жанра, тяготение к цикличности, внимание к зарубежной поэзии: Шесть романсов Д. Шостаковича на стихи английских поэтов; лиричность вокального цикла Г. Свиридова «Песни на слова Р. Бернса»; Пять романсов на слова Г. Гейне В. Шебалина. Черты жанрово-характерного цикла в «Еврейских песнях» М. Вайнберга. Сочинение с ярко выраженным театральным началом - цикл Д. Шостаковича «Из еврейской народной поэзии». Циклы - эпические поэмы Г. Свиридова «Страна отцов» и «У меня отец - крестьянин».

Камерные ансамбли - одна из наиболее распространенных форм исполнения музыки в условиях военного времени; рост камерно-инструментального исполнительства, жанровое обогащение в послевоенные годы. Выдающийся ансамбль исполнителей (Л. Оборин, Д. Ойстрах, С. Кнушевицкий) и развитие жанра фортепианного трио Д. Шостаковичем, Г. Свиридовым; программное фортепианное трио М. Гнесина «Памяти наших погибших детей». Квартет им. Бетховена, посвящение ему сочинений Н. Мясковским, Д. Кабалевским, Н. Чемберджи. Фольклорный тематизм во 2-м квартете Д. Шостаковича; кабардинские мелодии в квартетах С. Прокофьева и Н. Мясковского; «Славянский квартет» В. Шебалина.

Сольные произведения для фортепиано Д. Шостаковича, Д. Кабалевского. «Симфонии для фортепиано» - 6-я, 7-я, 8-я сонаты С. Прокофьева.

Условное деление камерных сочинений на группу конфликтно-драматического характера (трио, 2-й квартет и 2-я соната Д. Шостаковича; трио и фортепианная соната Г. Свиридова; 2-й квартет Д. Кабалевского) и группу произведений с чертами эпической драматургии (квартеты и сонаты С. Прокофьева, Н. Мясковского, В. Шебалина и др.).

Постановление 1948 г. и нападки на скрипичную сонату С. Прокофьева, 4-й квартет Д. Шостаковича. Переключение деятельности из симфонической сферы в камерно-инструментальную у Д. Шостаковича (3-й и 6-й квартеты, прелюдии и фуги), Н. Мясковского (10-й -13-й квартеты, соната для виолончели и фортепиано). Духовность, интеллектуальность камерного жанра.

Тема 2.13. Советские массовые музыкальные жанры

Советская массовая песня - принципиально новое явление в истории отечественной музыкальной культуры. Функция летописи эпохи; многообразность истоков (крестьянская, городская, солдатская, революционная песни); структурная четкость, подчеркнутая маршевость, ритмичность; хоровая фактура.

Первые песни - обновленные варианты старых народных. Д. Васильев-Буглай, Д. Покрасс, С. Покрасс - авторы боевых походных. Распространение в годы Гражданской войны революционных песен, ставших образцами; преобразование народных. Хоры, ансамбли, сольные песни агитационного характера А. Касьянова, М. Красева, А. Кастальского.

Непростое развитие эстрадной музыки после революции. Формирование музыкальной лексики профессиональной эстрады в расчете на исполнение в театрах миниатюр, варьете, ресторанах. Популярность жанра мелодекламации, выступления А. Вертинского, музыкально-поэтическая новелла. Злободневный куплет и музыкальная пародия. Военные, салонные оркестры, танцевальная музыка в садах, парках, салонах, студиях. Утверждение советской эстрады через выступления артистов перед бойцами Красной Армии. Разделение эстрадного искусства в годы нэпа: критика деятелей РАПМ, основной поток музыкальной эстрады за буржуазность, борьба против народной песни. Общественный суд АСМ по радио над Русским народным хором М. Пятницкого. Бесперспективность приспособления политизированных текстов к старому мелодическому материалу.

Деятельность Проколл (А. Давиденко, М. Коваль, Б. Шехтер, В. Белый, Н. Чемберджи, З. Левина) с середины 20-х. Стремление поднять массовую песню на уровень высокохудожественного искусства. Связь хоровых песен А. Давиденко с фольклором Гражданской войны («Конная Буденного», «Первая конная», «Винтовочка», «На десятой версте», «Улица волнуется»). Песенное творчество А. Александрова.

Песни о труде, о новом быте, сатирические, антирелигиозные. Популярность «Песни о встречном» Д. Шостаковича, песни «Полюшко-поле» Л. Книппера. Сотрудничество с хором им. Пятницкого В. Захарова, синтез в песнях крестьянского и современного мелоса. И. Дунаевский - крупнейший мастер массовых музыкальных жанров, жизнеутверждающий характер его творчества. Значение работы И. Дунаевского в звуковом кино для развития и популяризации советской песни («Веселые ребята», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга», «Светлый путь» и др.).

Прочное содружество композиторов с поэтами-песенниками: И. Дунаевский и В. Лебедев-Кумач; В. Захаров и М. Исаковский; М. Блантер и М. Исаковский. Рождение жанра «песенной оперы», песня как составной компонент программной симфонии. Празднично-приподнятые, спортивные, военные, «оборонные», крестьянские, патриотические – разновидности песни, сложившиеся к 40-м годам.

Появление джазовой музыки (В. Парнах), концерты эксцентрического оркестра джаз-банд. Освоение джаза в профессиональных музыкальных кругах. ПЭКСА (Первый экспериментальный камерный синтетический ансамбль) как прототип эстрадного оркестра, незаменимого для современного театра, кинематографа. А. Цфасман и советская инструментальная джазовая музыка. Л. Теплицкий, идея симфоджаза, творчество Л. Утесова, «Теа-джаз».

Постепенная академизация значительной части эстрады; рост камерного, лирического начала как противоположная тенденция к индивидуализации в сфере эстрадного исполнительства.

Важнейшая роль массовых жанров в годы Отечественной войны. Расширение круга музыкально-поэтических образов: песни, посвященные защите Родины, воспевающие героизм. Песни А. Александрова («Священная война»); песни В. Захарова о героизме партизан. Лирические и шуточные песни: фронтовая тематика песен В. Соловьева-Седого; творчество М. Блантера и Б. Мокроусова. Тематическое и жанровое расширение песенного творчества в послевоенные годы. Песни в борьбе за мир ( «Гимн молодежи» А. Новикова, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели и др.). Простота, искренность и задушевность послевоенных песен В. Соловьева-Седого («Подмосковные вечера»).

Ослабление цензурных ограничений, впервые сольная индивидуальная песня получает возможность средствами лирики выразить гражданскую тему. Широкая концертная практика джазовых оркестров в военное время. Инициатива крупных джазовых музыкантов по созданию коллективов непосредственно в воинских частях. Джаз-оркестр Д. Покрасса, джаз-бригады; популяризация современных танцев, обработки американских сочинений. «Мелодия-оркестр» А. Варламова, умение академических музыкантов свинговать, достигать личной исполнительской свободы. Деятельность оркестра под руководством А. Цфасмана, создание средствами джаза цикла сатирических миниатюр.

«Теория антракта» в послевоенные годы. «Чистка» эстрадных коллективов после войны, критика И. Дунаевского. Уничтожение дисков с записями К. Шульженко, Л. Утесова, М. Бернеса, А. Цфасмана, А. Варламова на заводах грампластинок. Резкое сокращение разнообразия эстрадной музыки, ликвидация джаз-оркестров. Уход основной части джазовых музыкантов в ансамбли кинотеатров, ресторанов (Я. Френкель, Ю. Саульский, А. Бабаджанян). Ночные «джемы», джаз-фестивали. Признание джаза чуждым советской песне. Международный фестиваль молодежи и студентов как возможность возрождения джазовой музыки.

Тема 2.14. Инструментальные жанры в творчестве Н. Мясковского

Крупнейший симфонист ХХ века Н.Я. Мясковский (1881-1950 гг.). Связи композитора с классическими традициями западноевропейского и русского симфонизма прошлого века, дальнейшее развитие циклической симфонии, привнесение в неге «интеллектуально-эмоционального содержания». Высочайшие профессиональные требования к самому себе, постоянные вдумчивые поиски индивидуального стиля. «Русский экспрессионизм» молодого композитора, сдержанность, аскетичность, суровость, собранность - коренные свойства его стиля. Камерные жанры как лаборатория для симфонического творчества.

Первая симфония (1908 г.): четырехчастный лирико-эпический цикл глазуновского типа. Одновременное овладение сонатно-симфонической формой в камерных жанрах: в период 1907-1912 годов создаются две фортепианные, виолончельные сонаты, три квартета. Экзальтированность чувств, ярко выраженная индивидуалистичность восприятия, традиции П. Чайковского, А. Скрябина, Н. Метнера. Трагическая тема одночастной Второй сонаты (мотив Dies irae), близость образного строя Второй симфонии (1911 г.); предвосхищение драматургической концепции Третьей симфонии (1914 г.). Склонность к лирико-философской образности в ранних квартетах, традиции Чайковского, Глазунова, Танеева. Романтическая традиция построения тематизма на основе монограммы (e-g), развитое фугато в коде - финале Третьего квартета (двухчастного).

Симфониетта (1910-1911 гг.), кристаллизация ее тематического материала из ранних фортепианных сочинений. Тема одиночества независимой личности, духовно возвышающейся над действительностью, в программных симфонических поэмах «Молчание» и «Аластор».

Вторая симфония - «симфония-монолог» в трех частях. Тревожно-мятущиеся, нервно-порывистые темы, близость музыке Шестой симфонии и «Пиковой дамы» П. Чайковского. «Печальная повесть» в Третьей симфонии, героико-драматические образы, темы «фатума», «рока» (трехзвучный мотив - «символ смерти»); двухчастный цикл с «мерной печальной» кодой; предвосхищение Шестой симфонии.

Принцип «контрастных пар» при сопоставлении одновременно написанных (1918-1919 гг.) Четвертой и Пятой симфоний: остроэкспрессивная, как эмоциональный отклик на события Первой мировой войны, Четвертая (трехчастная) и лирико-жанровая Пятая (первая мажорная) четырехчастная. Светлые образы объективного мира народной жизни, созерцание природы в 7, 8-й и 9-й симфониях. Интонации русской колыбельной в 5, 6, 7, 14-й и 22-й симфониях.

Самоуглубленная Третья соната для фортепиано (1922 г.), работа над Шестой симфонией (1923 г.). Значительность произведения для утверждения «советской симфонии», философско-трагедийное содержание, строгий четырехчастный цикл. Монументальная фреска, обобщающая переживание личности в переломные моменты истории. Концепция революции, народа и личности, конкретизация замысла реально звучащим словом духовного стиха, общезначимыми напевами «Карманьолы» и «Ca ira», использование в финале мотива Dies irae.

Реализация жизнеутверждающей идеи через антитезу (жизнь и смерть). Трагедийная концепция с катарсисным финалом, тема «Художник и Революция». Насыщенность резкими образными контрастами содержания 4-й фортепианной сонаты (1925 г.). Создание 7-й и 10-й симфоний, оркестровой Серенады, циклов фортепианных пьес. Картины мирной жизни, природы в 7-й симфонии (1925 г.), компактность двухчастной формы. Образ народного героя Степана Разина в основе монументальной этико-драматической четырехчастной 8-й симфонии (1926г.), мелодии народных песен скерцозной части, лиричность третьей, повествовательность финала. Одновременная работа над 9-й и 10-й (разными по характеру) симфониями (1927г.). Подобная 7-й, «симфоническое интермеццо», четырехчастная 9-я и массивная, монолитная одночастная 10-я, ее связь с образами поэмы А. Пушкина «Медный всадник». Напряженно-мужественные образы 11-й трехчастной симфонии; «Колхозная» 12-я (1931-1933 гг.), также трехчастная. Трехчастный цикл 13-й симфонии, работа над ним, а также над эскизами 14-й и 15-й симфонии (1935 г.).

Одна из вершин творчества - 16-я симфония (1936 г.), отразившая трагические события современности (гибель самолета «Максим Горький»), монументальность четырехчастной композиции, многообразность содержания. Менее яркие 17-я и 18-я симфонии, продолжение в них лирической линии творчества (1937 г.). Первая симфония для духового оркестра - 19-я. Близость характеру симфоний Скрипичного концерта (1939 г.), 5-го и 6-го квартетов.

Фортепианные пьесы конца 30-х годов, подготовка оркестровки 20-й симфонии, переключение внимания на создание 21-й (1940 г.). Внутренняя сдержанность, лаконизм, сосредоточенность, яркий национальный характер одночастной композиции. Спаянность трехчастного цикла 22-й симфонии (1941 г.), трактовка ее «Симфонией-балладой о Великой Отечественной войне», первое крупное произведение, отразившее драматические страницы истории. Мысли о войне в 7-м квартете, с кабардинским напевом. «Кабардинская» 23-я симфония - трехчастная симфония-сюита на подлинных народных темах. «Драматическая увертюра» для духового оркестра (1942 г.); 8-й квартет «без скерцо» (1943 г.); стремление вокализовать тематический материал в 9-м квартете (1943 г.).

Противопоставление скорбно-лирических образов героически-действенным в 24-й симфонии (1944 г.). Виолончельный концерт, близость его образов 21-й симфонии, новаторство в трактовке жанра (концерт-поэма) (1945 г.). Квартет «Воспоминания» (1945 г.) - одно из лиричнейших произведений. Новое понимание сонатно-симфонической композиции в 25-й симфонии (1947 г.), преобладание философской образности, раздумий художника, вариационность развития, медленный темп всего сочинения. Скрытая программность 26-й симфонии (песнопения, давшие название частям: «Плач странствующего», стих «Рождественский», стих «Грозовой»). Лирический красочно оркестрованный «дивертисмент» (1948 г.); поэтичный 13-й квартет (1948 г.). Светлые образы последних сонат (7-я, 8-я и 9-я), жанровость финалов, общность с 27-й симфонией, итоговой фреской (1950 г.).

Тема 2.15. Оперное наследие С. Прокофьева

Музыкальный театр - излюбленная сфера творчества. Интерес к серьезному музыкальному театру с юных лет, разыгрывание лицедейских представлений в фортепианных пьесах («Сарказмы»). Вагнеровское воздействие в опере «Маддалена» (1911-1913гг.), неоднозначный образ героини.

Опера «Игрок» (1915 г.) как одна из величайших русских опер ХХ века. Роль режиссера-модерниста В. Мейерхольда в сценической жизни произведения. Продолжение традиций русской вокальной декламации, завоевания в сфере повышенно-экспрессивной музыкальной речи. Точное отражение прозаического текста в вокальных интонациях. Певческие звуковысказывания, подчиненные стремительному темпоритму. Опера-сатира, в которой раскрывается трагедия жалкой, самолюбивой, но незаурядной личности. Пародия на «Пиковую даму» П. Чайковского. Раскрытие внутренней сути героев оперы через меткие интонационные характеристики, поддерживаемые оркестром. Принципы организации масштабной формы: последовательное чередование «сгущений и разряжений». Сочетание изобразительного и смыслового, диалоги-поединки. Проявление русского музыкального экспрессионизма в опере.

Молниеносная смена оперного стиля в «Любви к трем апельсинам» (1919 г.). Постановка В. Мейерхольдом «Балаганчика» А. Блока как импульс к созданию «игрового» спектакля. Импровизационная стихия театра представления в «Принцессе Турандот» Е. Вахтангова и оттенок пародии в опере, основанной на жанре итальянской комедии масок. Модернизированный В. Мейерхольдом сценарий.

Предельное упрощение вокальной декламации, отсутствие характерности и психологической насыщенности переживаний, динамичный темпоритм действия как следствие изначальной установки на зрелищность. Особенности музыкальной драматургии: три уровня развития действия (сказочный, подземный, комментаторский); Труффальдино - заводила, движущая сила действия; роль оркестра, обеспечивающего непрерывность «музыкального тока». Инструментальные характеристики персонажей, выразительная декламация, система «арочных перекрытий». Роль законченных оркестровых эпизодов, многофункциональность маршевого фрагмента. Стихия движения, скерцозность как первооснова оперы.

Следующий резкий поворот в оперных исканиях - интерпретация сюжета повести В. Брюсова «Огненный ангел» (1927 г.). Прокофьев как композитор-символист и один из одаренных музыкантов-экспрессионистов. Проблема происхождения мирового зла и борьбы святости и греховности в единичной человеческой душе. Символическая многозначность концепции оперы, ее образов, неоднозначность персонажей.

Пронизанность вокальной декламации песенностью русского склада на диатонической основе. Противопоставление «белоклавишной» музыки усложненной мелодике. Роль остинато в реализации идеи циклической повторности. Значение диалогов, разветвленной лейтмотивной системы. Уникальность оперного финала: Инквизитор - дирижер «черной мессы», неуклонное возрастание напряжения до высшей экспрессии. Роль оркестра, носителя таинственных зловещих сил (персонификация невидимых персонажей). Симфоничность партитуры. Завершение в опере отдельных, заявленных еще в период становления стиля композитора линий.

«Семен Котко» (1939 г.) - музыкально-сценическое произведение, тесно связанное с советской действительностью. Опера нового типа, явление режиссерского музыкального театра. Органичное сочетание двух планов в драматургии (внешнего и внутреннего действия). Конфронтация двух героев как основной конфликт: развивающийся, утверждающийся образ Семена Котко; цельный образ Ткаченко. Наличие «интонационных стереотипов» в разных по смыслу и эмоциональному наполнению высказываниях персонажей, изменчивость сквозных лейттем.

Многофигурность композиции; броские запоминающиеся характеристики и лейтмотивы-реплики для многочисленных второстепенных персонажей (Фрося и Микола, Ременюк, Царев и др.). Лиричность образа главной героини Софьи. Сплав речевого начала с песенным, стихия украинского фольклорного мелоса - интонационная среда оперы. Монтажный принцип следования лаконичных эпизодов, система музыкально-смысловых «реприз», остинато - одно из средств «укрупнения» разделов оперы. Организация сценического процесса, динамизация собственно музыкальных событий - задачи Прокофьева – как композитора и режиссера.

«Обручение в монастыре» («Дуэнья») по Р. Шеридану (1940 г.) - лирико-комическая опера, соединяющая веселую буффонаду и нежную лирику. Карнавальные маски, атмосфера маскарада как второй план для развития любовных отношений главных персонажей (Луизы и Антонио, Фердинанда и Клары); мастерство в создании индивидуального облика влюбленных.

Грандиозность оперы-эпопеи «Война и мир» по роману Л. Толстого (1943 г., новая редакция 1952 г.). События Второй мировой войны как импульс к осуществлению замысла. Монтажный принцип в основе интерпретации романа; преобразование литературного источника в оперное либретто; Наташа Ростова - центральный персонаж «мирных сцен», неоднозначность образа (вопреки эстетике социалистического реализма), связь с героинями балетов (Джульеттой и Золушкой), мятежной Ренатой. Утонченный вальс и романтические традиции показа бала; выражение внутреннего состояния героини через вальсовую мелодию. Интонационная драматургия для воплощения идеи этического очищения героини. Контрастность образа Андрея и раскрытие характеров героев через их отношение к Наташе.

Масштабность, размах, патриотическая идея в «военной» части оперы. Модуляция, заявленная в первых семи картинах лирико-психологической драмы, в эпическом повествовании народной трагедии. Введение монументальных хоров, укрупненная роль полководца Кутузова, конфронтация антиподов (Наполеон и Кутузов). Отражение хаоса и разрушения в военных сценах с помощью принципа дробного монтажа коротких эпизодов. Предвосхищение Прокофьевым театральных новаций в операх второй половины ХХ века, связанных со сжатием сценического времени, стремительным темпом смены «спрессованных» событий.

Стремление выполнить социальный заказ в опере «Повесть о настоящем человеке» (1948 г.) по повести Б. Полевого. Одна из лучших по глубине раскрытия темы Великой Отечественной войны опер, оказавшаяся созвучной проблемам личной жизни композитора. Сосредоточенность на внутреннем мире главного героя, его душевный конфликт; декламационность и распевность вокальной партии. Приемы косвенной характеристики, роль пластики вплоть до явственной танцевальности. Предвосхищение жанра монооперы. Трагическая судьба последней оперы С. Прокофьева.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отдел по делам молодежи администрации г. Магнитогорска учебная база г. Магнитогорска

    Документ
    Риторика; теория и практика лексикографии; литературная критика и редактирование; теория и история художественной культуры; теория языкознания; зарубежная филология; прикладное языкознание
  2. А. С. Данилов отчет

    Публичный отчет
    В связи с проведением в ноябре 2008 года очередного лицензирования и аккредитации Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовская государственная консерватория (академия) им.
  3. Справочник для поступающих

    Справочник
    Постоянно меняющийся мир, динамика его в сторону мифолого-символической интерпретации окружающей действительности, глубокая трансформация культурных традиций всех этносов, всех народов, доминирование виртуального над реальным, формирование

Другие похожие документы..