Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Регламент'
ИСПОЛНИТЕЛЬ работ по внесению изменений в лесохозяйственный регламент ГКУ «Ахунское лесничество» Пензенской области: Частное учреждение научно-исслед...полностью>>
'Документ'
способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантно...полностью>>
'Документ'
Діти всіх народів світу мають спільну характерну рису — вроджений потяг до гри. Переоцінити її значення вжитті дитини важко. А уявити дитинство без н...полностью>>
'Документ'
Максим Максимович Кенигсберг [3(16).VII 1900 — 30.VI 1924] был, насколько можно понять, одним из наиболее одаренных филологов своего поколения: если ...полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 2.7. Преломление романтических традиций в творчестве С. Рахманинова

С. Рахманинов (1873-1943 гг.) – одна из центральных фигур в русской музыке начала ХХ века. Воспитанник Московской консерватории, ученик класса Н. Зверева, композитор и пианист, дирижер. Остро-лирическое ощущение эпохи С. Рахманиновым. Красота природы, образы литературы и живописи как источники вдохновения для композитора. Выразительнейший мелодизм - одна из характерных особенностей стиля; господство мелодически-песенного начала, полифоническая насыщенность звуковой ткани.

Пора творческого становления (90-е годы ХIХ века), несамостоятельность Первого фортепианного концерта (1891 г.), значительная переработка сочинения в 1917 г. Циклы пьес: «Пьесы-фантазии» (1892 г.), «Салонные пьесы» (1894 г.); Шесть музыкальных моментов (1896 г.) - новый шаг в развитии фортепианного творчества. Лирико-пейзажный характер частей Сюиты №1 для двух фортепиано; камерность, простота Шести пьес для фортепиано в четыре руки. Элегическое трио Памяти великого художника (1893 г.), камерная опера «Алеко» (1893 г.), симфоническое произведение «Утес», Каприччио на цыганские темы - свидетельства сформировавшегося композиторского стиля. Дань шопеновскому гению в «Вариациях на тему шопеновского прелюда». Провал Первой симфонии (1897 г.), переключение на исполнительскую деятельность.

Черты зрелого мастерства во Втором фортепианном концерте (1901 г.). Тяготение к единству цикла, непрерывность развития как признаки поэмности, монологичность драматургии. Вторая сюита, цикл «Десять прелюдий», их образная и эмоциональная близость Второму концерту. Образы весеннего обновления в кантате «Весна» (1902 г.) на стихи Н. Некрасова. Всеобщее признание в России и за рубежом пианистической и дирижерской деятельности; премьеры опер «Скупой рыцарь» и «Франческо да Римини» в 1906 г. Участие в Русских исторических концертах в Париже (1907 г.), выступление в Америке. Окончательное формирование «титанического стиля рахманиновской фортепианности» в Третьем фортепианном концерте (1909 г.): монументальная фактура, симфоническое развитие, близость мелодий древнерусским церковным напевам.

Рахманиновский монументальный пианизм в серии прелюдий, циклах этюдов-картин; традиция листовских трансцендентных этюдов. Особое место фортепианных сонат, отразивших напряженные духовные искания композитора: образы гетевского «Фауста» в скрытой программности Первой (1907 г.); романтическая взволнованность, виртуозность, усложненность фактуры Второй (1913 г.). Музыкальное выражение мыслей о жизни и смерти в симфонической картине «Остров мертвых» (1909 г.) по одноименному живописному полотну А. Беклина, интонации темы Dies irae. Сосредоточенные раздумья в группе романсов (1912 г.), особое место «Вокализа» - типично рахманиновской мелодии, приближенность к форме барочной арии баховского типа.

Вокально-симфоническая поэма «Колокола» на стихи Э. По в переводе К. Бальмонта (1913 г.), представляющая жизненный путь человека, трактующая в обобщенно-философском ключе проблемы человеческой жизни. Созвучность напряженного, экспрессивного характера музыки «Прометею» А. Скрябина. Новизна и оригинальность поэмы, значительность замысла как образец высокотворческой зрелости кормпозитора. Имитирование колокольных звонов как своеобразный принцип картинности. Значение колокольных звукосимволов Рахманинова, их взаимосвязь со Всенощной для хора а капелла (1915 г.).

Совершеннейшие образцы вокальной лирики в цикле романсов (1916 г.) на стихи поэтов-символистов, последние в творчестве Рахманинова. Последнее произведение, написанное до отъезда из Росссии, получившее широкую популярность - Десять этюдов-картин (1917 г.).

Мысли об утрате творческого вдохновения, восьмилетняя композиторская пауза, подготовившая Четвертый фортепианный концерт (1926 г.), основанный на настроениях щемящей грусти, воспоминаниях о безвозвратно ушедшем. Ностальгические обработки Трех русских песен для хора и оркестра (1926 г.). Отражение зловещих событий 30-40-х годов в Рапсодии на тему Паганини (1934 г.) и «Симфонических танцах» (1940 г.), неоднократное использование в них мелодии Dies irae. «Мрачный славянский пессимизм», «запоздалый романтизм» Третьей симфонии (1936 г.), воссоздание в ней немеркнущего образа Отечества. Влияние творчества С. Рахманинова на Ю. Шапорина, Г. Свиридова, Н. Сидельникова, А. Хачатуряна.

Тема 2.8. «Русский музыкальный театр» И. Стравинского

И. Ф. Стравинский (1882­ – 1971 гг.) - один из самых ярких представителей русской музыки, общепризнанный лидер, определявший до середины 60-х годов музыкальный процесс ХХ века. Сын первого баса Мариинского театра Ф.И. Стравинского, ученик Н. Римского-Корсакова. Художественная жизнь России начала ХХ века как основа творческого универсализма: общение с А. Лядовым, А. Глазуновым, Ф. Шаляпиным, В. Стасовым; посещение Вечеров современной музыки; сближение с С. Дягилевым, М. Фокиным, В. Нижинским и художниками «Мира искусств» А. Бенуа, Н. Рерихом, Л. Бакстом. Неповторимость и новизна «Русских сезонов», их роль в активизации профессионального роста композитора.

Две песни на стихи С. Городецкого (1908 г.) как опыт создания мелодий в народном духе. Триада балетов для «Русских сезонов» - начало плодотворного общения с национальными традициями, преломление различных фольклорных пластов в сценических жанрах. Пребывание за границей с 1910 года, обращение к трудам А. Афанасьева, П. Киреевского. Кардинальные преобразования в собственной системе средств выразительности: глубокая и серьезная работа над русскими ритмами, мелосом; кристаллизация песенно-плясовых инторитмов как первоосновы своего музыкального языка.

Участие в создании либретто балета «Жар-птица» (1910 г.) А. Бенуа, А. Ремизова, А. Головина, Л. Бакста. Мирискуснические идеи синтеза искусств. Яркая живописность музыки, обобщение накопленного опыта интерпретации фольклорных тем. Хореография М. Фокина, сценически-танцевальное действо. Драматургия на основе сопряжения динамических и статических образных сфер. Слияние в хороводном финале народной и авторской (мотив Жар-птицы) тем как олицетворение целостности искусства. Величальные интонации, колокольные перезвоны, эпическая окраска.

Магия условного театрального действа в «Петрушке» (1911 г.), соединение фольклорного представления, русского народного театра Петрушки, персонажей итальянской комедии масок. Мир людей (ярмарочное гулянье) и мир кукол как основа соревновательности, соперничества. Разножанровые темы цитат: «Вдоль по Питерской», «Далалынь, далалынь», «Ах вы, сени», «Не лед трещит», «Ай, во поле липенька» и др. как грани праздничного зрелища. Артистически-режиссерское множественное толкование (ритмическое, тембровое, ладогармоническое) фольклорных источников. Многозначность трактовки «ярмарочной истории», установка на лицедейство и игру.

«Весна священная» (1913 г.) - открытие универсального мира первоэлементов. Ритуал, его языческое преломление: «картины происхождения рода человеческого», радость обновления и неизбежность угасания, олицетворение природно-человеческой судьбы. Исток музыкального тематизма - гексахордовый напев, его функция ладомелодического импульса. Независимость музыкального ряда от сюжетного, имманентность собственно музыкального развития. Музыка как главный двигатель танцевального действа, специфика музыкально-пластической образности. Остинатно-вариантное развитие материала. Сплав ритма с тембром, интонацией, гармонией, фактурой, его образно-тематическая функция. Воплощение игровой стихии ритуала через многообразие ритмических движений танца.

Обращение к глубинным пластам, к времени синкретического единства всех форм выражения и создание принципиально новой музыкально-драматической концепции в «Свадебке» (1917-1923 гг.): «русские хореографические сцены с пением и музыкой». Основа сочинения – микста (произведения-гибрида): сплав жеста, слова и музыки. Условный игровой характер, параллельное развитие действа в нескольких плоскостях, неоднозначность видимого и слышимого, танцевально-кантатная форма. Отсутствие индивидуальных ролей для солистов, отождествление сольных голосов то с одним, то с другим персонажем. Герои - символические участники обряда. Дивертисментность спектакля (четыре этапа обряда), две основные взаимопересекающиеся линии спектакля (плач и хороводная песня-пляс). Намеренная ударность, резкость, порой жесткость инструментального звучания (четыре фортепиано и большая группа ударных), символический образ времени. Динамическая насыщенность музыкально-пластического рисунка спектакля, «игра» различными составами исполнительских групп, сопоставление «соло» и «тутти»; действенное сопряжение инструментальной и вокальной партий.

Образ веселого площадного представления в «Байке» (1916 г.) - «короткой буффонаде для уличных подмостков». Условные персонажи - куклы-марионетки, игровое начало в сюжете, прием «показ показа», принцип нонперсонификации: разделение актеров на мимирующих (танцующих) и поющих (сказывающих). Двухплоскостное развитие действия: вокальное и пластическое, сценическое и инструментальное. Мужской квартет, танцовщики - равноправные участники разыгрываемых сценок; условные портреты персонажей на основе интонации-жеста. Осмысление вокальной интонации зримо-изобразительной, пластической. Общая интонация шутовства и комедиантства, финальный момент разоблачения «игры в игру».

Синтетический театр в «Сказке о солдате» («Истории солдата») (1918 г.), доступность сюжета. Распределение ролей: Солдат мимирует, Принцесса танцует, Черт мимирует и танцует; реплики подает чтец-рассказчик, посредник между персонажами, осуществляя связь между ними и публикой. Специфический выбор инструментов, выступающих в роли солирующих, персонифицированных. Драматургия на основе контрастных номеров, арочных взаимосвязей, сквозном мотиве. Трансформация попевок Солдата, Черта, Принцессы методом концертирования. Центр произведения - «Маленький концерт» - объединяет все темы.

Тема 2.9. Новые тенденции в советском музыкальном театре

Откровенно негативная реакция на деятельность театров оперы и балета после революционных событий. Опасность антиоперных настроений и попытки закрытия оперных театров в Советской России с момента революционного переворота. Насаждение культурной политики, проведение в жизнь лозунга «Долой рутину с оперных подмостков». Потери в оперных труппах академических театров. Безуспешность обновления оперного зрелища с целью поставить его на службу новому режиму. Вторичность опер на советскую тему: отображение событий пролетарской революции в опере-плакате А. Гладковского и Е. Пруссака «За Красный Петроград»; художественные просчеты в операх, восславляющих «предводителей народно-освободительного движения»: «Орлиный бунт» А. Пащенко, «Степан Разин» П. Триодина, «Декабристы» В. Золотарева, «Овод» В. Трамбицкого; профессиональная некомпетентность композиторов в разрабатывающих «современную тему» операх «Лед и сталь» В. Дешевова, «Северный ветер» Л. Книппера, «Прорыв» С. Потоцкого. Проблемы развития оперы в 20-х - начале 30-х годов.

Середина 20-х - время экспериментов и первых успехов советской балетной музыки. Классические балеты как основа репертуара балетных театров в послеоктябрьские годы. Постановка А. Горским одноактного балета на музыку симфонической поэмы А. Глазунова «Стенька Разин». Попытка модернизации классики в балете «Кандавл» Ц. Пуни (1925 г.). Постановка небольших танцевальных номеров с сатирически заостренными образами нэпа. Поиски в области пластической выразительности (А. Дункан, А. Горский, К. Голейзовский), обогащение языка хореографии элементами акробатики, физкультурных движений, гимнастики, эстрадной эксцентрики.

Танцсимфонии Ф. Лопухова с музыкой из разных произведений. Балетный спектакль «Вечно живые цветы» (1925 г.) с хором, разговорной речью, диалогами ведущих, с «Интернационалом» в апофеозе. Обращение к революционной теме в балетах-плакатах «Красный вихрь» В Дешевова (1924 г.), «Смерч» Б. Бера (1927 г.) в постановке Ф. Лопухова и К. Голейзовского. «Красный мак» Р. Глиэра (1927 г.) - первый большой сюжетный хореографический спектакль на современную тему. Новые приемы выразительности, ориентация на условный игровой театр в постановках Ф. Лопухова «Пульчинеллы» и «Байки про лису» И. Стравинского в 1926 г.

Новаторские черты оперы «Нос» Д. Шостаковича (1928 г.): синтетический театр нового типа, установка на гротеск, уничтожающую сатиру. Жанр трагедии-сатиры оперы «Катерина Измайлова» (1932-1934 гг.). Комедийные балеты молодого Д. Шостаковича «Золотой век» (1930 г.) и «Болт» (1931 г.) для представления типа ревю, несоответствие оркестровой изобразительной, эффектной музыки дивертисментности либретто. Использование классических балетных форм в «Светлом ручье» (1935 г.). Критическая статья «Балетная фальшь».

Новые тенденции в советском музыкальном театре второй половины 30-х годов: песня как основа музыкального языка и композиционного строения, воплощение современного героя. Оперная исполнительская культура, творчество А. Пирогова, М. Рейзена, С. Лемешева, И. Козловского и др. Заслуги оперных дирижеров: Н. Голованова, С. Самосуда, А. Мелик-Пашаева. Развитие оперной режиссуры К. Станиславским, В. Немировичем-Данченко, В. Мейерхольдом, С. Радловым. Утверждение нового оперного репертуара, параллельная работа над шедеврами мировой и отечественной оперной классики. Рождение новых форм бытия оперы: концертное исполнение со сцены; исполнение и трансляция по радио. Творческие дискуссии на страницах периодических изданий.

Тема революции и Гражданской войны в опере И. Дзержинского «Тихий Дон» (1935 г.). Лирический аспект решения социально значимой темы в опере Т. Хренникова «В бурю» (1939 г.). Выполнение социального заказа, воплощение драматических контрастов С. Прокофьевым в опере «Семен Котко» (1939 г.). Лирическое преломление традиций оперы-буфф С. Прокофьевым в «Дуэнье» («Обручение в монастыре») (1940 г.).

Драмбалет и хореодрама (Р. Захаров, Л. Лавровский) как стремление поднять балет до уровня классической литературы в 30-е годы. Мастерство танцовщиков нового поколения (Г. Уланова, М. Семенова, Н. Дудинская, В. Чабукиани, А. Ермолаева и др.). Черты хореодрамы в балете Б. Асафьева «Пламя Парижа» (1932 г.), лирический, камерный характер балета «Бахчисарайский фонтан» (1934 г.). Балет «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1936 г.) - шедевр мирового балетного театра, яркое воплощение шекспировской трагедии в многоактной композиции.

Особенности развития советского музыкального театра в годы войны и послевоенные годы. Временное ослабление интереса к жанру лирико-психологических опер. Создание оперных спектаклей на патриотические сюжеты из исторического прошлого и героической современности: «Емельян Пугачев» и «Севастопольцы» М. Коваля, «Суворов» С. Василенко, «Семья Тараса» Д. Кабалевского, «Молодая гвардия» Ю. Мейтуса. Опора на интонации татарской песни в опере Н. Жиганова «Муса Джалиль». Коллективный герой в опере Ю. Шапорина «Декабристы». Комическая опера В. Шебалина «Укрощение строптивой». Особое место в истории отечественного музыкального театра оперы С. Прокофьева «Война и мир» (1943 г., 1952 г.).

Музыкально-хореографическое искусство в военные и послевоенные годы. Яркая национальная характерность балета А. Хачатуряна «Гаянэ» (1942 г.). Преломление классицистских традиций в сказочном балете «Золушка» (1942 г.); народно-эпическая тематика в «Сказе о каменном цветке» (1947 г.) С. Прокофьева. Героическая музыкально-хореографическая трагедия «Спартак» А. Хачатуряна (1954 г.). Историко-героическая тема в балете «Тарас Бульба» (1955 г.) В. Соловьева-Седого, «Жанна дАрк» Н. Пейко (1958 г.).

Тема 2.10. Становление советской симфонической музыки

Сложный процесс становления советской симфонической музыки в 20-х - начале 30-х годов. Многообразие путей. Освоение других оркестровых жанров; поиски, связанные с воплощением нового содержания, обновление языка. Первое послеоктябрьское десятилетие как «мост» между классическим наследием и современным инструментальным творчеством. Процесс зарождения советской симфонической классики: 5-я и 6-я симфонии Н. Мясковского; 2-я и 3-я симфонии С. Прокофьева; 1-я симфония Д. Шостаковича.

Художники разных поколений:

  • старшие представители (Н. Мясковский, С. Прокофьев, В.Щербачев, М. Ипполитов-Иванов, М. Гнесин, Р. Глиэр и др.);

  • творческая молодежь (Д. Шостакович, В. Шебалин, Л. Книппер, А. Мосолов и др.).

Стремление обрести средства демократизации жанра симфонии через обращение к смешанным вокально-инструментальным формам, через использование принципов объявленной или обобщенной программности. Историко-революционная тема, тема современной жизни в «Сельскохозяйственной симфонии» А. Кастальского, «Траурной оде» А. Крейна, «Гимне труду» М. Ипполитова-Иванова, «Посвящении Октябрю» и «Первомайской» Д. Шостаковича. Драматическая симфония В. Шебалина «В.И. Ленин». Программные симфонии на темы социалистического строительства: 4-я - «Турксиб» М. Штейнберга, 4-я - «Ижорская» В. Щербачева.

Опыты обновления симфонического жанра путем введения элементов массовой песни: «Полюшко-поле» как основной музыкальный образ Четвертой симфонии Л. Книппера «Поэма о бойце комсомольце».

Интерес к музыке Востока в жанрах сюиты, увертюры, симфонической поэмы: «Тюркские фрагменты» М. Ипполитова-Иванова, «Танцевальная сюита» А. Хачатуряна, «Туркмения» Б. Шехтера.

30-е годы как важнейший этап в развитии отечественного инструментального творчества. Выразительность реалистически-конкретных образов новых симфоний Н. Мясковского, значительность 16-й и 21-й. Дебют в сфере симфонического жанра Т. Хренникова и А. Хачатуряна. Своеобразие преломлений традиций Малера в 4-й симфонии Д. Шостаковича; одна из вершин творчества - 5-я симфония; необычность драматургии в трехчастном цикле 6-й.

Произведения, возникшие на основе сценических партитур: оркестровая сюита Д. Кабалевского «Кола Брюньон»; сюиты С. Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта», кинофильма «Поручик Киже»; сюита Д. Шостаковича «Златые горы»; сюита В. Щербачева «Гроза». «Ферганский праздник» и «Торжественная увертюра» Р. Глиэра как произведения с намеренно конкретной программностью.

Успехи в области инструментального концерта: фортепианный и скрипичный концерты А. Хачатуряна; скрипичные концерты Н. Мясковского и В. Шебалина; 2-й скрипичный С. Прокофьева; концерт для арфы Р. Глиэра. Жанровая самобытность 1-го фортепианного концерта Д. Шостаковича. Виртуозность, противопоставление контрастных настроений в 4-м и 5-м фортепианных концертах С. Прокофьева. Две противоположные тенденции, наметившиеся в концертном творчестве 30-х годов:

  • процесс сближения концерта с симфонией;

  • развитие концерта камерного типа (Концерт для оркестра М. Чулаки; Кончерто гроссо М. Юдина).

Оперативность отклика на социальные потрясения в симфоническом жанре. Появление более тридцати партитур в годы военных испытаний. Творческая история и мировое значение Седьмой симфонии, трагедийный ракурс воплощения темы войны в Восьмой симфонии Д. Шостаковича. Героико-эпическая - Пятая, драматическая Шестая симфония С. Прокофьева. Эпическая 22-я Симфония («Симфония-баллада») и героико-драматическая 24-я Н. Мясковского. Вторая симфония А. Хачатуряна как одно из самых национально ярких полотен о войне. Удивительная для военных лет масштабность пропаганды симфонических творений не только в стране, но и за ее пределами. Влияние симфонизма Д. Шостаковича в 1-й симфонии К. Караева.

Рост симфонического творчества в послевоенные годы. Первое послевоенное десятилетие как наиболее тяжелое (Постановление ЦК 1948 г.). Сложность и пестрота жанровых решений (диктат социального заказа), единичность новаторских партитур. Последние, «прощальные» симфонии Н. Мясковского, С. Прокофьева. Многообразие проблематики, процессуальность развития в симфониях (9-я и 12-я) Д. Шостаковича. Массовый поворот к симфоническому жанру после 1953 года (около ста создано за пятилетие!). Участие молодых, незрелых композиторов в «симфоническом буме». Проявление самобытности видения жанра в симфонических партитурах Н. Каретникова, Г. Фрида, Э. Денисова, Л. Пригожина и др. Яркие творческие заявки в жанре Р. Щедрина, С. Слонимского, А. Эшпая, К. Хачатуряна, осмысление симфонизма Н. Мясковского, Д. Шостаковича, С. Прокофьева, опора на творческий опыт корифеев.

Расцвет советской исполнительской культуры как одна из предпосылок широкого развития сольного концерта. Разные типы концертов. Ассимиляция концерта с симфонией в Концерте-симфонии для виолончели с оркестром С. Прокофьева (активное участие М. Ростроповича). Концерты, предназначенные для детей и юношества: Концертино и 2-й фортепианный концерт Д. Шостаковича; концерты для фортепиано, для скрипки, для виолончели Д. Кабалевского. Скрипичные концерты Д. Шостаковича, Б. Арапова (посвященные Д. Ойстраху). Р. Щедрин - композитор-пианист, новаторские приемы в 1-м фортепианном концерте.

Тема 2.11. Обновление монументальных жанров кантаты и оратории

Значение хоровых жанров в истории советской музыки, преобладание монументальных форм. Сохранение в 20-е годы академической традиции обработки народных песен (А. Глазунов, А. Кастальский; пропагандисты нового репертуара Д. Васильев-Буглай, А. Александров). Хоровая обработка «Интернационала» А. Кастальского; из позднего творчества - хор а капелла «Русь». Деятельность композиторов-рапмовцев по организации Нового направления в советском хоровом творчестве. Роль коллектива Проколл в развитии жанров, решении проблемы совершенствования интонационного песенного строя. Первая советская оратория «Путь Октября» (1927 г.) на тексты М. Горького, А. Блока, В. Маяковского, Н. Асеева и др. Славильность оратории как определяющий дальнейшее развитие признак. Непопулярность кантатно-ораториального жанра в 20-е годы.

Дальнейшее развитие в 30-е годы оратории и кантаты как самостоятельных монументальных жанров. Обогащение оратории и кантаты принципами и приемами симфонической и оперной драматургии. Народнопесенные истоки их интонационного языка. Наиболее интенсивное развитие в 30-е годы исторической кантаты: прочная связь с русской классической музыкой кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева, симфонии-кантаты Ю. Шапорина «На поле Куликовом». Продолжение традиций народных исторических драм М. Мусоргского в оратории М. Коваля «Емельян Пугачев». Возрождение одной из исторически наиболее ранних ветвей кантатно-ораториального творчества (юбилейной) в «Кантате к ХХ-летию Октября» и «Здравице» С. Прокофьева; стремление к индивидуализации замысла в «Поэме о Сталине» А. Хачатуряна. Преломление современной тематики в «Реквиеме памяти Кирова» М. Юдина. Хоровые произведения на стихи А. Пушкина (к 100-летию со дня гибели поэта) Б. Асафьева, Е. Голубева, М. Красева. Постепенный отход на периферию хоровой музыки малых форм.

Развитие кантатно-ораториального жанра в 40-50-е годы в русле общих тенденций отечественной музыки. Воплощение темы защиты Родины: «Белорусским партизанам» А. Богатырева; «Киров с нами» Н. Мясковского (поэма-кантата); кантата С. Прокофьева «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным». Влияние патриотического начала на усиление народных элементов музыкального языка. Демократизация кантатно-ораториального творчества, неоднозначность данного явления. Монументальный стиль оратории Ю. Шапорина «Сказание о битве за Русскую землю», опора на традиции эпических опер.

Новая расстановка в системе академических жанров, утвержденная постановлением 1948г. Кантатно-ораториальный жанр как своеобразная эмблема сталинщины: композиторский ажиотаж и обилие премьер парадных сочинений, перепроизводство нежизнеспособных произведений. Утверждение жанра приветственной кантаты-славления: «Герои бессмертны» Е. Голубева, «Победная кантата» А. Новикова, «Москва» В. Шебалина, «Расцветай, могучий край» С. Прокофьева, «Над родиной нашей солнце сияет» Д. Шостаковича. Вытеснение исторической кантаты с сюжетными композициями, слабость стихотворного текста: выполнение социального заказа, уступка сталинизму, запрограммированность большого успеха в ораториях «На страже мира» С. Прокофьева и «Песни о лесах» Д. Шостаковича.

Упадок в жанре хора а капелла, принудительное возрождение жанра: лирические хоры Д. Васильева-Буглая, «Пять хоров на стихи Пушкина» В. Шебалина.

Выдвижение В. Салманова и Г. Свиридова, продолжающих развитие хоровых циклов а капелла («Пять хоров на стихи русских поэтов» Г. Свиридова). Новаторство «Десяти хоровых поэм» Д. Шостаковича. Постепенное завоевывание передовых позиций в кантатно-ораториальном жанре во второй половине 50-х. Стремление к своеобразию в «Поэме памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова, признаки неофольклоризма. Жанровая новизна «Патетической оратории» Г. Свиридова. Оратория-поэма В. Салманова по поэме А. Блока «Двенадцать» с симфонической логикой развития. Самобытность дарования А. Шнитке: кантата «Песни войны и мира»; оратории «Нагасаки».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отдел по делам молодежи администрации г. Магнитогорска учебная база г. Магнитогорска

    Документ
    Риторика; теория и практика лексикографии; литературная критика и редактирование; теория и история художественной культуры; теория языкознания; зарубежная филология; прикладное языкознание
  2. А. С. Данилов отчет

    Публичный отчет
    В связи с проведением в ноябре 2008 года очередного лицензирования и аккредитации Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовская государственная консерватория (академия) им.
  3. Справочник для поступающих

    Справочник
    Постоянно меняющийся мир, динамика его в сторону мифолого-символической интерпретации окружающей действительности, глубокая трансформация культурных традиций всех этносов, всех народов, доминирование виртуального над реальным, формирование

Другие похожие документы..