Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
 помочь учащимся усвоить понятие алгоритма, программы, структуры программы, научить создавать простые программы на языке программирования Turbo Pasc...полностью>>
'Конкурс'
Международный Проект «Салют Талантов» - это учреждённая в 2008 году система престижных международных фестивалей-конкурсов детского и юношеского творч...полностью>>
'Документ'
– специальные исследования в области политической лингвистики – материалы по политической лингвистике, содержащиеся в трудах по другим областям науки...полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 1.3. Полистилистика как метод композиторского мышления. «Новое

фольклорное движение»

Насыщенность эпохи ХХ века историческими событиями, научными открытиями, кризисными социальными ситуациями, новыми философско-эстетическими и художественными явлениями. Изменения в ощущении бытия: ускорение хода событий, «разгерметизация» социокультурных регионов, переворот в системе духовных ценностей, новые технические условия. Многогранность художественного творчества ХХ века: параллельное, взаимопроникающее развитие различных тенденций (поздний романтизм, символизм, импрессионизм, экспрессионизм, реализм, натурализм, конструктивизм, неопримитивизм и т.д.). Стиль «модерн» как актуализация прошлого (неопримитивизм, необарокко, неоклассицизм и т.д.). Межнациональные взаимодействия, мелодическое многоязычие. Эвристическая позиция композиторов в выборе и синтезе выразительных средств, действие принципа индивидуального композиторского стиля, создание индивидуально неповторимых композиций; обновление музыкальной формы, индивидуализация ее образно-драматургического содержания. Значение профессионального образования композиторов для процесса переосмысления стилей прошлых эпох, опора на многовековой композиторский опыт при создании собственных смысловых ориентиров.

Полистилистика как «игра со стилями», жанровыми моделями, как исторически развивающееся явление. Свободное использование И. Бахом и Г. Генделем мелодий опер Р. Кайзера; введение В. Моцартом в оперу «Дон Жуан» популярных мелодий Д. Сарти. Проявление интереса к народной музыке в XIX веке и обработка фольклорных тем Ф. Шубертом, М. Глинкой, Э. Григом и др. Транскрипции и парафразы Ф. Листа (темы В. Моцарта, Ф. Шуберта, Д. Верди, М. Глинки и др.) Распространение жанра «вариаций на чужую тему». Использование старинного французского напева «Vive Henri Quatre», темы из оперы «Ричард Львиное сердце» А. Гретри П. Чайковским в опере «Пиковая дама» в роли знака времени, отдаленной эпохи. Продолжение романтической тенденции XIX века: параллельное развитие лирико-эпических образов (творчество А. Глазунова, А. Лядова) и социально-сатирических (творчество Н. Римского-Корсакова) наряду с символизмом А. Скрябина, модернизмом И. Стравинского, урбанизмом С. Прокофьева, скифством С. Рахманинова.

Полистилистика как намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений; техника, основанная на приемах коллажа, цитирования, адаптации, аллюзии. Актуальность полистилистического метода в ХХ веке: увлечение новаторством, ослабление коммуникативных функций музыкального искусства. Полистилистика как средство для яркого изображения конфликта.

Коллаж («наклеивание» фр.) - использование фрагментов других сочинений (известных, другого автора, собственных ранее написанных);

цитирование - введение тематического материала из произведения другого композитора ( народной мелодии) в контекст своего сочинения;

автоцитирование - использование собственных тем в других произведениях;

адаптация - развитие цитируемого текста собственным музыкальным языком;

аллюзия - прием, проявляющийся в стилизации тончайшими намеками и невыполненными обещаниями на гране цитаты.

И. Стравинский - «человек с тысячью лиц». Русский период творчества: обращение к фольклорному пласту, преломление городской («мещанской») музыки. «Пульчинелла» - «балет с пением по Перголези» (1920 г.). Приемы цитирования и аллюзии в балете «Поцелуй феи» (1928 г.). Возрождение барочного инструментализма в «Дамбартон окс» (1938 г.). Преломление джазовых звучаний в Ebony Concerto (1945 г.). Неоклассический этап творчества, использование античных сюжетов в балетах «Аполлон Мусагет» (1928 г.), «Орфей» (1947 г.), опере-оратории в стиле Г. Генделя «Царь Эдип» (1927 г.). Разработанный И. Стравинским принцип «игры с моделями».

Интерпретация гайдновского стиля С. Прокофьевым в «Классической симфонии» (1917 г.). Стиль комедии дель арте в «Трех апельсинах» (1919 г.). Автоцитирование ( гавот Первой симфонии в «Золушке»).

Интерес к джазовой музыке у молодого Д. Шостаковича в 20-е и 30-е годы. Представление модных танцев «банальной, мещанской» музыкой в балетах. Прием «снижения жанра» для изображения отрицательной образности, окарикатуривания. «Сатиры на стихи Саши Черного» как пример использования современного городского фольклора (цыганских, блатных, модных песенок). Цитирование революционных песен в XI и XII симфониях. Автоцитирование в Восьмом квартете (тема из симфонии №1, мелодия финала Трио, реминсценция из симфонии №8, лейттема Первого виолончельного концерта). Принцип аллюзии в финале Сонаты для альта и фортепиано (1975 г.) для воплощения темы смерти и бессмертия.

Внимание А. Шнитке к старинной музыке. Использование древнерусских жанров в Гимнах (1974 г.). Реквием (1975 г.), «Sonnengesang» (1976 г.), «Minnesang» (1977 г.) с католическими текстами, общим архаизированным колоритом. Приемы цитирования, аллюзии, адаптации для соединения музыкальной культуры прошлого с современными звучностями. Органичность сочетания исторически далеких музыкальных элементов с композиторским стилем как важная художественная идея существования старого ради нового.

Актуализация в творчестве композиторов национальных особенностей отечественной традиционной музыкальной культуры: многоголосное, мелодичное, плавное пение, насыщенная звучность с большой ролью в общем колорите басов (октавистов). Понимание фольклора первичной аутентичной культурой этнической общности. Фольклоризм - вторичная культура интерпретации собственно фольклорного начала. Неофольклоризм как эстетико-стилевое направление ХХ века, его суть - использование, а в ряде случаев и открытие древнейших слоев фольклора (прежде всего обрядового) и фольклора географически труднодоступных, глухих уголков. Каноничность народной музыки, одновременное проявление в ней принципов вариантности и импровизационности. Неподчиняемость принципам европейской профессиональной музыки. Качественная новизна неофольклорного направления: цитирование уступает место свободному комбинированию фольклорных элементов, новые принципы голосоведения, фактуры, инструментализма. Понимание неофольклористами культа, обрядового действа непреходящим явлением народного жизнеустройства, современное прочтение архаических попевок и наигрышей.

Сохранение русской самобытности - главная задача отечественной музыкальной культуры. Роль композиторов XIX века в утверждении национального своеобразия (М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и др.). Русская сущность раннего творчества И. Стравинского: интерпретация фольклорного материала, не противопоставленного авторскому, а сформировавшего основу стиля молодого композитора. Использование фольклорных цитат в «Весне священной», утверждение синкретического единства в жанре «Свадебки», интерпретация петрушечьей комедии в «Байке». Имитирование колокольных звонов в произведениях С. Рахманинова.

Внедрение в музыкальный обиход 20 - 30-х годов новых песенных стилей, распространение жанра массовой песни. Вненациональная ориентация популярной музыки. Противоречивость ситуации в 30-х годах: отрицание национального наследия как «устаревшего», подчинение фольклорного движения жесткому централизованному контролю. Создание массовых песен в духе народных, обработка народных песен как ведущий жанр; повсеместная пропаганда его с эстрадной сцены. Трансформация в сторону фольклоризма: утверждение залихватского песенного стиля в сусально-расписном оформлении.

«Новая фольклорная волна» («Новое фольклорное движение») - новое отношение к архаике, возрождающее традиции начала века, в творчестве композиторов с конца 50-х годов. Моделирование фольклорных элементов Г. Свиридовым, В. Гаврилиным, Р. Щедриным, С. Слонимским и др. на основе знаний, умений улавливать самые характерные, существенные черты фольклорного стиля. Суммарное ощущение фольклора целостным организмом, а не материалом для инкрустирования. Преломление народных мелодий через систему современных средств выразительности.

Возрождение русской песенной стихии Г. Свиридовым в «Поэме памяти Сергея Есенина» (1956 г.), воплощение языческого обряда Купальской ночи в V и VI частях кантаты, колокольность звучности первой и последней частей. Образы народного быта в вокальном цикле Г. Свиридова «У меня отец - крестьянин» (1957 г.). Симфонизация фольклора С. Слонимским в цикле «Песни вольницы» (1959 г.): обобщенное понимание образов, характеризуемых мелодиями в народном стиле. Соединение серийной техники с фольклорными интонемами в Сонате для фортепиано (1962 г.). Новый тип хоровой обработки народных тем, сохранение особенностей деревенского говора в «Курских песнях» Г. Свиридова (1964 г.).

Оригинальность преломления традиций русского фольклора и отечественного эпического симфонизма в Первой симфонии (1958 г.) Р. Щедрина (приемы адаптации и аллюзии). Сплавление разных типов фольклорной мелодики (частушечной и причетной) в Первом фортепианном концерте (1954 г., новая редакция – 1974 г.). Использование жанра частушки для раскрытия такой стороны народного характера как юмор, в концерте для оркестра «Озорные частушки» (1963 г.).

Преломление В. Гаврилиным особенностей фольклорного действа в оратории «Скоморохи» (1967 г.), «Свадьбе» (1978 г.), «Пастух и пастушка» (1983 г.). Хоровая симфония-действо «Перезвоны» (1984 г.) как кульминационная вершина «новой фольклорной волны». Оживление фольклорного движения в начале 80-х годов: развитие научной базы, многочисленность экспедиций, интерес к традиционной культуре в целом. Ансамбль Б. Покровского, возрождение аутентичной манеры исполнения. Творчество композиторов - «почвенников» в 80-90-е годы (А. Николаев, В. Рубин, А. Ларин).

Раздел 2. Отечественное музыкальное искусство первой половины ХХ века

Тема 2.1. Музыкальный театр в культуре «Серебряного века»

Русская классическая опера как мощная ветвь европейской культуры, как важное слагаемое отечественной. Причины утверждения русской оперы заглавным жанром музыкального искусства в начале ХХ века: высочайший уровень исполнительского мастерства Ф. Шаляпина, Л. Собинова, И. Ершова, А. Неждановой и др.; роль режиссера-новатора в сценической интерпретации оперной партитуры; заинтересованность, взыскательность публики; плодотворная работа в различных оперных жанрах ведущих композиторов. «Частная опера» как важное явление музыкально-театральной жизни России.

Поздние сочинения Н. Римского-Корсакова как вершина оперного творчества. Поэтичное преображение старины в опере «Сказание о невидимом граде Китеже» (1904 г.); опосредованные связи с религиозно-нравственными исканиями поэтов-символистов Серебряного века. Отход от традиций оперного реализма в «Золотом петушке»(1907 г.), пародирование клишированных приемов, утвердившихся в русской опере (пародирование героического пафоса, рафинированной утонченности).

Продолжение традиций П. Чайковского в ариозно-декламационном стиле опер С. Рахманинова «Алеко» (1893 г.), «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» (обе -1904 г.). Завершение этапа развития русской классической оперы. Очевидность выдвинутой временем задачи коренного преобразования жанра.

Радикальное преобразование оперного жанра в творчестве И. Стравинского и С. Прокофьева. Теснейшая связь «звукоизобразительности» оркестра в опере с исканиями художников «Мира искусств». Своеобразие драматургии застывших, длящихся состояний с принципами остинато в опере «Соловей» (1914 г.); проявление утонченного эстетизма. Стилизация в духе русского романса глинкинской поры, его парадоксальное переосмысление в неоклассицистском духе в опере «Мавра» (1922 г.). Дальнейшее развитие И. Стравинским идей полистилистического оперного спектакля: реконструирование греческой трагедии, переплавление вокального стиля итальянской оперы-сериа с собственными представлениями о мифологическом спектакле в опере «Царь Эдип» (1927 г.).

Антивагнеровская позиция Сергея Прокофьева в оперном жанре. Близость чувственному сюжету киномелодрамы либретто оперы «Маддалена» (1911 г.), новая декламационная кантилена. Совершенное преломление прозы Ф. Достоевского в опере «Игрок» (1915 г.); повышенно-экспрессивная музыкальная речь героев, неприятие оперы певцами; трудности сценической жизни новаторского спектакля в постановке В. Мейерхольда. Утверждение принципов игрового зрелищного спектакля в опере «Любовь к трем апельсинам» (1919 г.); установка на доминирование зрелищности. Глубоко нравственный смысл, близость оперы «Огненный ангел» (1928 г.) символической литературе, использование интонаций песенности русского склада в вокальных характеристиках героев.

Реформаторское обновление традиционного содержания хореографического спектакля благодаря деятельности балетной антрепризы С. Дягилева. Симфонически-изобразительные балеты Н. Черепнина («Павильон Армиды», 1907 г., «Нарцисс и эхо», 1911 г.; «Маска красной смерти», 1915 г.). Поиски новых форм синтеза искусств, сближение драмы, музыки, живописи, пластической выразительности, собственного танца, пантомимы в постановках М. Фокина и А. Горского. Овладение новой танцевальной лексикой А. Павловой, В. Нижинским, Т. Карсавиной. Русский балет зарубежья.

И. Стравинский - создатель национального характерного, красочного «костюмного» балета, динамически-действенного, с новой композиционной структурой. Значение «Жар-птицы» (1910 г.), « Петрушки» (1911 г.), «Весны священной» (1913 г.) для процессов обновления европейского балета. Зарубежные балеты И. Стравинского как пример нового балетного спектакля: синтетичность, дивертисментность жанра «Пульчинеллы» (1920 г.); отход от пантомимно-танцевального характеристичного спектакля в исторических костюмах в «Поцелуе феи» (1928 г.); овладение структурой классического балетного спектакля в «Аполлоне Мусагете» (1928 г.); элементы фарсовости в «Игре в карты» (1936 г.).

Зарубежные балеты С. Прокофьева: выполнение заказа С. Дягилева в «Скифской сюите» (1916 г.), «Сказе про шута» (1921 г.). Обращение к теме современной России в «Стальном скоке» (1925 г.), «На Днепре» (1930 г.); усиление лирического начала, опора на классическую хореографию в «Блудном сыне» (1928 г.).

Тема 2.2. Симфония и инструментальный концерт в дооктябрьский период

Популярность жанра симфонической музыки, непременного компонента светской культуры. Культ дирижера. Понимание композиторами оркестрового произведения как музыкальной формы, способной отразить личное видение окружающего мира. Симфония как жанр выражения, обозначения (через символизацию элементов текста), изображения (программность). Сохранение опыта классического этапа русской симфонии (традиции А. Бородина и П. Чайковского). Соединение в последних симфониях А. Глазунова (VII – 1902 г., VIII – 1906 г.) лирико-драматического и картинно-эпического типов симфонизма, утверждение лирико-эпической ветви симфонического жанра.

Отечественная симфония в авангарде инструментальных жанров. Позднеромантические тенденции в симфониях А. Скрябина, усиление семиотических свойств языка симфонии (I – 1901 г., III «Божественная» - 1904 г.). «Симфония чувств» С. Рахманинова, русский полимелодический стиль, преобладание созерцательных разделов (II – 1907 г.). Психологизм ранних симфоний, симфониетты Н. Мясковского, созвучность тревожному периоду ожидания перемен на рубеже веков, в контексте военных и революционных событий (1 - 4-й симфоний в период с 1908-го по 1918 гг.).

Проявление индивидуально-авторских черт в «Классической симфонии» (1917 г.) С. Прокофьева. Утверждение приемов театрализации жанра («изображение» эмоций).

Русское фортепианное исполнительство, роль композиторов-пианистов в эволюции жанра (А. Скрябин, С. Рахманинов, С. Прокофьев, Н. Метнер). Лирическая камерность и симфонические тенденции в инструментальном концерте: Концерт для фортепиано с оркестром А. Скрябина и 2-й фортепианный концерт С. Рахманинова. Баланс между солистом и оркестром, меньшая роль традиционного противопоставления tutti и solo в 1-м скрипичном концерте С. Прокофьева. Приближенность к форме инструментальной поэмы его 1-го фортепианного концерта. Образно-смысловая роль системы арочных связей в четырехчастном цикле 2-го концерта; полярность образного мира 3-го фортепианного концерта. Монотематическая концепция 1-го скрипичного концерта Н. Рославца.

Тема 2.3. Развитие кантатно-ораториального творчества до 1917 года

Роль крупных вокально-инструментальных, а капелльных жанров в истории отечественной музыки. Продолжение и завершение в первые десятилетия традиций пейзажной хоровой музыки (С. Рахманинов кантата «Весна», 1902 г.). Обновление принципов в жанре хоровой обработки народной песни (И. Стравинский «Подблюдные»,1917 г.).

Символистская трактовка содержания этико-философской кантаты в «Звездоликом» И. Стравинского (1912 г.), вокально-симфонической поэмы «Колокола» С. Рахманинова (1913 г.) и кантаты С Прокофьева «Семеро их» (1918 г.).

Роль композиторов «школы Синодального училища» в создании новых духовных хоровых произведений. Выдающееся проявление движения за обновление церковной музыки: «Литургия Иоанна Златоуста» (1910 г.) и «Всенощное бдение» С. Рахманинова (1915 г.), П. Чеснокова (1917 г.), Н. Черепнина (1918 г.). Литургии А. Гречанинова и П. Чеснокова (1917 г.). «Братское поминовение» и «Вечная память героям» (1916 г.) А Кастальского. Противоречие идейным основам новой русской государственности, «отвергнутость» и «запрещенность» духовной музыки. Использование традиционных знаменных роспевов в духовных циклах. Преломление гармонических и тембровых новаций в тропарях П. Чеснокова. Радикализм выразительных средств, стилистические новации в хорах соч.19. А. Гречанинова. А капелльное хоровое действо на канонические тексты Страстная Седмица (1912 г.) А. Гречанинова как пример художественного переосмысления литургического сюжета.

Тема 2.4. Художественное содержание в жанрах камерной музыки первых десятилетий ХХ века

Возросшая роль камерно-инструментальных жанров в начале ХХ века как наиболее показательная черта высокого профессионального уровня композиторов и исполнителей. Продолжение завоеваний П. Чайковского в творчестве С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, К. Метнера - композиторов-пианистов, пропагандистов собственной камерной музыки. Поздний романтизм, символизм в сочинениях А. Скрябина (4-я и 5-я сонаты, пять поэм для фортепиано, в их числе «Трагическая» и «Сатаническая»). Влияние образа Прометея на 6-ю и 10-ю сонаты, поэму «К пламени», обновление гармонического языка. Философские размышления, навеянные Фаустом И. Гетте, в 1-й фортепианной сонате С. Рахманинова; проникновенность, пейзажность музыки в Этюдах-картинах.

Редкое обращение к жанрам камерно-инструментальной музыки И. Стравинским: традиции «русского стиля» в Трех пьесах для квартета (1914 г.); освоение инонациональных интонационных сфер в Легких пьесах; джазовая композиция Piano Rag Music (1918 г.) с отсутствием тактовых черт.

Проявление эстетики романтизма в фортепианном цикле «Картины настроений» К. Метнера; программный характер Сонаты-элегии, Сонаты-сказки, Сонаты-воспоминания, Романтической сонаты, Грозовой сонаты.

Четыре фортепианные сонаты в раннем творчестве Н. Мясковского; квартеты как стилистические образцы «русского экспрессионизма». Большое количество фортепианных миниатюр (более 70 пьес), Соната для виолончели и фортепиано - стремление испробовать силы в разных жанрах.

Три направления, обозначившиеся в фортепианных сочинениях С. Прокофьева:

  • пьесы (ор.12) и ряд сочинений в духе старинных танцев (стилизации в духе эстетики «Мира искусств»);

  • романтическая порывистость «Мимолетностей»;

  • скерцозность, обостренная до гротеска в «Порыве», «Отчаянии», «Наваждении», «Сарказмах».

Ранние опыты С. Прокофьева в жанре сонаты, аскетичность и конструктивность первых пяти циклов.

Влияние богатого опыта, накопленного к началу ХХ века, на эволюцию камерно-вокальных произведений. Отказ от гражданской тематики; уход в область интимной лирики, экзотики, пейзажности. Ослабление связей с бытовыми жанрами, усложнение гармонии и фактуры. Совершенные образцы лирики в романсах С. Рахманинова (ор. 21); романсы драматического типа в декламационной манере (ор. 26); суровость колорита и сосредоточенность раздумий в произведениях ор. 34; романсы на стихи поэтов-символистов (ор. 38). Своеобразное истолкование поэтического текста в трех вокальных циклах К. Метнера на стихи Гете, его романсы на стихи А. Фета, Ф. Тютчева, значительность вклада в современную пушкиниану.

Новое понимание жанра камерно-вокальных произведений. Ранние опусы И. Стравинского как попытка «выявить свое отношение к красоте», фольклорная стихия песен на слова С. Городецкого, их близость музыкально-театральным опусам «русского периода». Ритмическая упругость кратких мелодических попевок в ранних циклах «Прибауток» (тексты из сказок А. Афанасьева), «Кошачьих колыбельных песен», «Подблюдных» на народные тексты. Романсы Н. Мясковского как образцы развития двух линий камерно-вокального творчества: классической и модернистской. Чуткость в показе тончайших, душевных движений, свойственная романсам С. Прокофьева на стихи К. Бальмонта, А. Ахматовой, З. Гиппиус. Вокальная миниатюра на прозаический текст «Гадкого утенка» (1914 г.) С. Прокофьева и его дар как рассказчика-повествователя.

Тема 2.5. Особенности дореволюционных массовых музыкальных жанров

Стремительные преобразования в бытовавшей среди народа музыке: распространение жанра городской песни, частушки, рождение массовой песни. Повсеместное распространение «легкой» музыки: утверждение раннего джаза, музыкальной эстрады, новых танцевальных стилей. Действенность национальных традиций в развитии движения народных коллективов (хоров, оркестров, ансамблей). Творчество Великорусского оркестра, оркестра хроматических гармоник.

Традиция организованных шествий на парадах, демонстрациях и музыка военных оркестров. Популяризация творчества русских композиторов на концертах в Павловском вокзале.

Победное шествие жанра оперетты (демократизм, злободневность, театральность), постановки оперетт европейских композиторов силами русских артистов. Значение для развития традиций домашнего музицирования сочинений композиторов (пьес для двух фортепиано, в четыре и восемь рук И. Стравинского, С. Рахманинова и др.).

Общественные культурно-просветительные организации, способствовавшие становлению художественной самодеятельности масс: народные консерватории в Москве, Петербурге, Саратове, Русское хоровое общество, Пречистенские курсы.

Тема 2.6. Проявление символического мирочувствования в музыке А. Скрябина

А. Скрябин (1872-1915 гг.) – уникальная в стилевом своеобразии фигура в русской музыке 1900-х годов. Талантливый воспитанник Московской консерватории, любимый ученик Н. Зверева, композитор и пианист. Порывистость, возбужденность эмоционального тона как общие свойства его стиля. Поэмность, картинность, программность - черты, роднящие творчество А. Скрябина с музыкой романтиков.

Мистицизм как важнейшая константа личности А. Скрябина, идея расширения границ искусства через синтез музыки с изобразительными и театральными приемами. Интенсивность личного духовного развития, преобразования в области музыкального языка.

Ранний период творчества (1882-1892 гг.) как предваряющий этап. Преобладание среди сочинений жанров фортепианных миниатюр (вальсы, мазурки, прелюдии, этюды, ноктюрны) сонат, влияние стиля Ф. Шопена. Юношеская лирика, патетическая приподнятость 1-го фортепианного концерта (1897 г.), близость 1-му фортепианному концерту С. Рахманинова. Прелюдия как излюбленный жанр, трактуемый миниатюрой единого образа. Преломление философских идей в сонатах: лейтинтонация Первой как поиск темы-символа; лейтмотив «морской стихии» во Второй; черты программности в Третьей. Формирование черт скрябинского стиля в мелодике, ритмике, гармонии.

Пианистическая деятельность А. Скрябина, оригинальность исполнительской манеры («техника нервов»). Серьезное увлечение идеями Канта, Фихте, Гегеля; тяга к иррациональному; личные контакты с русскими символистами (Вяч. Иванов, К. Бальмонт). Расширение жанрово-стилевого диапазона в творчестве: шестичастный цикл с хоровым эпилогом Первой симфонии (1900 г.); торжественный фанфарный финал во Второй симфонии (1901 г.); оркестровая поэма «Мечты».

Творческие вершины: Четвертая соната (1903 г.), Третья «Божественная» симфония (1904 г.). Воплощение поэтических образов серией языковых находок в сфере гармонии, ритмики, динамики. Скрябинская антитеза «борьба - мечта» в сюжетном цикле симфонии. Экстатичность, «высшая утонченность и грандиозность» «Поэмы экстаза» (1907 г.); настроения вселенского ликования в спутнике Поэмы - Пятой сонате (1908 г.). Утверждение в творчестве одночастной формы поэмного типа, философско-поэтическая программность - завоевания зрелого периода. Близость этюдов, пяти фортепианных поэм образному строю заглавных произведений, написанных в рамках периода.

Период создания «Прометея» (1900-1910 гг.). Концертное турне и возвращение на родину (1904 - 1909 гг.). «Поэма огня» как новаторское, беспрецедентное по замыслу сочинение: специфичность трактовки античного сюжета, многотемность и символичность музыкального содержания, гармонические находки («прометеево шестизвучие»). Идея реализации светомузыкального замысла, одновременное обдумывание и работа над «Мистерией».

Последние произведения - сонаты (6 - 10-я), поэма «К пламени», фортепианные миниатюры-эскизы к «Предварительному действию» (первой части «Мистерии»). Стремление «слышать музыку сфер», новые представления о художнике-творце и творчестве, религиозные искания - предпосылки неосуществившегося проекта «Мистерии». Влияние А. Скрябина на творчество композиторов ХХ века (Н. Мясковского, Н. Рословца, А. Шнитке, С. Губайдулину, В. Артемова и др.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отдел по делам молодежи администрации г. Магнитогорска учебная база г. Магнитогорска

    Документ
    Риторика; теория и практика лексикографии; литературная критика и редактирование; теория и история художественной культуры; теория языкознания; зарубежная филология; прикладное языкознание
  2. А. С. Данилов отчет

    Публичный отчет
    В связи с проведением в ноябре 2008 года очередного лицензирования и аккредитации Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовская государственная консерватория (академия) им.
  3. Справочник для поступающих

    Справочник
    Постоянно меняющийся мир, динамика его в сторону мифолого-символической интерпретации окружающей действительности, глубокая трансформация культурных традиций всех этносов, всех народов, доминирование виртуального над реальным, формирование

Другие похожие документы..