Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Международное (многостороннее) регулирование внешней торговли. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Всемирная торговая организация (ВТ...полностью>>
'Документ'
ОСИПЕНКО О. Открытое акционерное общество: корпоративные действия, управленческие технологии и формальные процедуры. Годовое общее собрание акционеров...полностью>>
'Доклад'
В период с 2007 по 2009 годы в Рузском районе реализован проект КПМО, который позволил значительно укрепить учебно – материальную базу образовательны...полностью>>
'Документ'
“…Компания Vision предложила Благотворительному Фонду «Миссия» провести совместную акцию. Мы без колебания согласились, потому что предложенная форма...полностью>>

Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Примерный тематический план

курса «История современной отечественной музыки»

для студентов заочной формы обучения

Наименование разделов и тем курса

Всего часов

Лекции

Семинар. Занятия

Раздел 1. Основные тенденции развития отечественного музыкального искусства в ХХ веке

1.1. Периодизация отечественной музыки ХХ века

2

2

-

1.2. Визуальные искусства и музыка. Основные жанровые группы

1

1

-

1.3. Полистилистика как метод композиторского мышления. "Новое фольклорное движение"

1

1

-

Итого по разделу:

4

4

Раздел 2. Эволюция основных жанров отечественного музыкального искусства ХХ века

2.1. Музыкальный театр в контексте отечественной культуры ХХ века

2

2

-

2.2. Основные тенденции в развитии крупных и циклических оркестровых жанров симфонии, концерта и сюиты

2

2

-

2.3. Развитие хорового творчества в отечественной музыке ХХ века

1

1

-

2.4. Особенности камерного творчества отечественных композиторов ХХ века

1

1

-

2.5. "Русский музыкальный театр" И. Стравинского

1

-

1

2.6. Оперное наследие С. Прокофьева

1

-

1

2.7. Балетный жанр в творчестве С. Прокофьева

1

-

1

2.8. Самобытность стиля симфоний С. Прокофьева

1

-

1

2.9. Музыкальный театр Д. Шостаковича

1

-

1

2.10. Жанр симфонии в творчестве Д. Шостаковича

1

-

1

2.11. Обновление монументальных жанров кантаты и оратории в творчестве Г. Свиридова

1

-

1

2.12. Отечественные массовые музыкальные жанры

1

-

1

Итого по разделу:

18

6

8

Всего по курсу:

18

10

8

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Основные тенденции развития отечественного музыкального искусства в ХХ веке

Тема 1.1. Периодизация отечественной музыки ХХ века

Музыкальное искусство ХХ века - новая эпоха в истории отечественной культуры. Русская музыка-инициатор обновления мирового искусства, ее мощное воздействие на европейскую традицию (композиторское творчество, исполнительство, педагогику). "Экспансия" русской музыкальной культуры, роль процессов взаимообмена в обновлении композиторского мышления. Взаимосвязь творчества крупнейших композиторов и творчества композиторов «второго эшелона» (Н. Черепнин, Н. Метнер, А. Кастальский, В. Ребиков, В. Калинников и др.) в общей эволюции музыкального искусства. Фронтальный прорыв на Запад русской музыкальной культуры. Русское зарубежье.

Сложность эпохи: социальные потрясения (военные, революционные события), кризис сознания, переворот в системе ценностей. Роль исторических эпох и событий (1905, 1914-1918, 1917, 1939-1945, 1991) в утверждении принципов периодизации отечественной музыки ХХ века. Условность и «размытость» границ между этапами. Традиции романтического золотого века в Серебряном веке русского искусства (1900-1917). Советский период (1917-1991), включающий три больших временных отрезка: этап государственного музыкального строительства с 1917 по 1940; военное и послевоенное десятилетия с 1941-го по 1958 год; этап интенсивных поисков новых путей творчества с 1959 по 1991. Постановления ЦК партии (1932, 1948-1949, 1958 гг.) как специфические вехи в истории отечественной музыки. Празднование 1000-летия крещения Руси (1988) и новое отношение композиторов к религии. Последнее десятилетие ХХ века - время адаптации к новым социальным условиям. Распад многонациональной культуры СССР на самостоятельные области. Процессы коммерциализации. Проблема сохранения унаследованных традиций в ХХI веке.

Характеристика художественных тенденций в период 1900-1917 гг. Переходный характер десятилетий конца XIX - начала ХХ века. Серебряный век в искусстве, сменивший золотой. Последствия Первой мировой войны и революций, изменение установившихся связей и взаимообмена культурными ценностями с другими странами мира. Сохранение традиций и расширение круга выразительных средств через освоение новой образности, почерпнутой из творчества художников-«мирискуссников», поэтов–символистов. Религиозно-философские искания композиторов начала века. Парадоксальное продолжение романтических традиций А. Скрябиным и С. Рахманиновым в рамках тотального модернизма. Социально-сатирический аспект позднего творчества Н. Римского-Корсакова. Лирико-эпическое наследие в рамках классических традиций А. Глазунова и А. Лядова.

Характеристика советского периода. Исторические границы первого этапа. Различное восприятие Октябрьской революции художественной интеллигенцией, первая волна эмиграции на Запад (С. Рахманинов, С. Прокофьев, А. Гречанинов, А. Архангельский, А. Чесноков, Н. Черепнин, Н. Метнер, А. Глазунов и др.). Раскол в обществе и кризис в сознании композиторов. «Русское зарубежье» и советская музыка как два самостоятельных направления.

Деятельность советского государства в области музыкальной культуры: национализация театров, консерваторий, музыкальных издательств; формирование государственной системы музыкального образования; создание условий для изучения музыкального фольклора; формирование музыкальной критики и музыкальной науки (теоретического и исторического музыкознания). Выдвижение новой советской исполнительской школы. Деятельность Ассоциации современной музыки (АСМ) как национального отделения Международного общества современной музыки (Москва, 1924 г.) Роль АСМ в укреплении международных связей, выполнении задачи поддержки новаторского в музыкальном творчестве. Н. Мясковский (Москва) и В. Щербачев (Петроград-Ленинград) во главе новых молодых композиторских школ.

Утверждение партийно-государственной опеки (А. Луначарский) и контроля в области искусства с конца 20-х годов. Нарушение установившихся международных связей. Тенденциозно-критическая деятельность РАПМ (Российской ассоциации пролетарских музыкантов). Утверждение жесткого партийного и правительственного надзора за деятельностью творческих работников. Постановление ЦК партии от 1932 года об упразднении АСМ, РАПМ, РАПП, РАПХ. Термин «социалистический реализм» и его трактовка в качестве всеобщего творческого метода. Формирование национальных композиторских школ. Неравномерность развития музыкальной культуры в различных регионах СССР. Значение самодеятельного музыкального искусства. Выдвижение новых композиторских имен (Д. Кабалевский, Г. Свиридов, Т. Хренников, И. Дзержинский и др.). Жанр массовой песни и обособление творчества композиторов-песенников.

Второй этап советского периода. Развитие музыкального искусства в военное и послевоенное десятилетия. Перестройка работы музыкальных учреждений в военный период. Значение деятельности эвакуированных музыкальных организаций и коллективов. Работа музыкантов на фронтах; создание концертных бригад, ансамблей, их агитационно-пропагандистская деятельность. Роль массовой песни в период войны: творчество В. Соловьева-Седого, М. Блантера, Б. Мокроусова, А. Новикова, В. Захарова. Защита Отечества как основная тема музыкальных произведений, преобладание исторической и патриотической образности в крупных музыкальных жанрах.

Трудные условия для развития искусства в послевоенные годы вследствие ужесточения режима и идеологического контроля. Постановления ЦК ВКП(б) от 1946, 1948 и 1949 гг. «Организационные меры»: изъятие из обращения произведений зарубежных композиторов ХХ века. Постановление ЦК КПСС от 1958 г. и преодоление тенденции к упрощенчеству, попытка установления справедливых оценок при характеристике достижений мастеров искусства. Завершение творческой деятельности мастеров старшего поколения (Н. Мясковский, С. Прокофьев). Интенсивное развитие национальных музыкальных культур.

Третий этап советского периода. Разоблачение репрессивного режима и предоставление большей свободы исканий в конце 50-х - начале 60-х годов как изменение ситуации в области искусства. Музыкальные фестивали как основная форма концертного показа новой советской музыки, значение конкурса им. П.И. Чайковского. Возвращение на театральную сцену, концертную эстраду запрещенных постановлениями ЦК КПСС произведений. Зарубежные гастроли советских музыкантов.

Формирование новой группы композиторов-лидеров (Г. Свиридов, Р. Щедрин, Б. Тищенко, С. Слонимский, А. Шнитке и др.). Интенсивные поиски, расширение диапазона стилистических направлений: западный и советский авангард (А. Шнитке, Э. Денисов, С. Губайдулина и др.), «новое фольклорное движение» (Г. Свиридов, В. Гаврилин, С. Слонимский, Р. Щедрин и др.).

Стремление к синтезу различных технологических принципов (сериальная система, алеаторика, сонористика), симбиоз архаических и джазовых элементов, роль полистилистики (необарокко, неоклассицизм, неоромантизм). Официальное празднование 1000-летия крещения Руси как стимул нового отношения к религии. Новое понимание духовности музыки; перерождение атеистического сознания ряда композиторов (Б. Чайковский, Н. Каретников, Э. Денисов, А. Шнитке, В. Мартынов и др.). Различная трактовка жанров «духовной музыки».

Постсоветский период развития музыкальной культуры. Распад СССР. Снятие запретов и идеологического гнета. Установление полноправия «русского зарубежья», свободы передвижения (отъезд Р. Щедрина, Э. Денисова, А. Шнитке, С. Губайдулиной в поисках комфорта творчества). Распад «многонациональной культуры СССР». Новое понимание «национальности композитора», упрочение связей с зарубежными деятелями искусств. Возникновение новых технологий: конкретной, электронной, компьютерной музыки. «Разгерметизация» классической музыки, дифференциация на E-Musik (ernste) - «серьезную музыку» и U-Musik (unterhaltungs) - «развлекательную». Понятие субкультуры и «третьей культуры». Деятельность композиторов в условиях коммерциализации искусства.

Тема 1.2. Визуальные искусства и музыка. Основные жанровые группы

Продолжение романтических традиций синтеза искусств и программности в первые десятилетия ХХ века: синестезийный слух Н. Римского-Корсакова (его проявление в оперном творчестве); звукотворчество, вдохновленное ожиданием грандиозных свершений, А. Скрябина (партия света в партитуре «Прометея»); красочность оркестровки в произведениях А. Лядова; колоритный гармонический язык С. Рахманинова (изобразительные эффекты в «Острове мертвых» и «Колоколах»). Увлечение поэзией русских символистов и живописью зарубежных символистов, импрессионистов, преломившееся в меломимике, мелопластике фортепианных произведений, музыкально-психографических драмах В. Ребикова.

Организаторская, просветительская деятельность С. Дягилева. Создание совместно с А. Бенуа художественного объединения «Мир искусств», издание журнала. Проведение в Париже (1906-1907 гг.) первой выставки русской живописи и Русских исторических концертов. Весомый вклад антрепризы С. Дягилева в театральный дизайн опер, балетов. Значение синтеза музыки и изобразительного ряда для исполняемых в «Русских сезонах» произведений. Новый тип печатных программ, объяснявших репертуар того или иного концерта, оформленных И. Репиным, А. Бакстом, В. Серовым. Содружество С. Дягилева с С. Рахманиновым, И. Стравинским, С. Прокофьевым.

Расцвет оперного, балетного искусства в дореволюционной России. Частный оперный театр С. Мамонтова, искусство Ф. Шаляпина, декорации и костюмы В. Васнецова, М. Врубеля, К. Коровина, В. Серова.

Развитие театральной культуры: упрочение реалистических традиций наряду с обновлением драматургии идеями условного театра В. Мейерхольда. Привлечение композиторов к спектаклям. Деятельность студий: оперная студия Большого театра под руководством К. Станиславского (1918 г.), музыкальная студия МХТ В. Немировича-Данченко (1919 г.). Московский Музыкальный театр им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Становление принципов режиссерского оперного театра. Нетрадиционные решения В. Мейерхольда в постановке оперы П. Чайковского «Пиковая дама» (1935 г.) как пример радикального обновления жанра.

Сотрудничество композиторов и режиссеров. Значение экспериментов с приемами комедии дель арте в постановках В. Мейерхольда и Е. Вахтангова для становления музыкального театра С. Прокофьева («Любовь к трем апельсинам», 1919 г.), Д. Шостаковича («Нос», 1928 г.). Преломление традиций сатирических спектаклей В. Мейерхольда («Клоп», 1929 г., «Баня», 1930 г.) в балетах Д. Шостаковича («Золотой век», 1930 г., «Болт», 1931 г.). Влияние социально-психологических драм А. Островского на оперное искусство («Катерина Измайлова», «Семен Котко», «Тихий Дон»). Постановка В. Немировичем-Данченко опер Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» (1934 г.), Т. Хренникова «В бурю» (1939 г.). Реализация идеи Н. Сац в симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» (1936 г.) для Детского музыкального театра.

Влияние массовых театрализованных представлений, самодеятельного театрального движения (ТРАМ, «Синяя блуза») на становление новых форм музыкального быта, новых музыкальных жанров («Симфонический дифирамб» А. Крейна, «Симфонический монумент» М. Гнесина, оратория «Путь Октября», Вторая и Третья симфонии Д. Шостаковича). Воплощение звучащих реалий бытия: урбанистические произведения Л. Половинкина «Электрификат», А. Мосолова «Завод», С. Прокофьева «Стальной скок». Распространение приема агитационного театра «обличения через жанр» в операх А. Гладковского, В. Дешевова, Л. Книппера.

Музыка в кинозалах: таперское творчество, список музыкальных фрагментов к типовым киноситуациям. Звуковое кино, новый вид работы композиторов: музыка к фильму «Встречный» (1932 г.) Д. Шостаковича; содружество Г. Александрова и И. Дунаевского. Влияние музыкальной кинокомедии на становление советской оперетты («Золотая долина» И. Дунаевского, «Свадьба в Малиновке» Г. Александрова). Особый тип совместной работы режиссера С. Эйзенштейна и С. Прокофьева над созданием фильмов «Александр Невский» (1939 г.) и «Иван Грозный» (1942 г.). Поиски в области звуковой выразительности при создании фильмов во второй половине ХХ века. Детально продуманная звукозрительная композиция как основа драматургии фильмов «Восхождение» (А. Шнитке), «Сталкер» (Э. Артемьев), «Чучело» (С. Губайдулина).

Понимание музыки в глобальном масштабе множеством субкультур: музыка академическая, фольклорно-ритуальная, церковная, военная, эстрадная, самодеятельная и др. Постоянное взаимодействие академической музыки с различными «субвидами». Изменение в иерархии жанров, появление гибридных жанров, соединяющих элементы различных академических жанров, жанров различных музыкальных «субкультур» (симфония-концерт, балет-ревю, рок-опера и т.д.). Основные жанры музыкального искусства: концертно-филармонические (симфония, концерт, камерная музыка, кантатно-ораториальная и хоровая музыка), музыкально-театральные (опера, балет, мюзикл, музыкальная комедия и другие синтетические спектакли), массовые жанры музыки (массовая песня, музыка для оркестров и ансамблей народных инструментов, музыка для эстрадных оркестров, музыка для военных оркестров, музыка кино). Заметная диспропорция в соотнесении образцов развлекательной и академической музыки.

Влияние электронного, синтезированного звукотворчества в кино на становление новых жанров «конкретной» и электронно-акустической музыки («Дождь собирается» для магнитофонной ленты С. Райха, «Живое-неживое» С. Губайдулиной, «12 взглядов на мир звука» Э. Артемьева). Новый тип эстрадного концертирования, утверждение «инструментального театра» (Первая симфония А. Шнитке, Первый квартет и «Теперь всегда снег» С. Губайдулиной, «Новгородская пляска» С. Слонимского). Плюрализм современных способов звуковой организации пространства в конце ХХ века. Музыка на телевидении.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отдел по делам молодежи администрации г. Магнитогорска учебная база г. Магнитогорска

    Документ
    Риторика; теория и практика лексикографии; литературная критика и редактирование; теория и история художественной культуры; теория языкознания; зарубежная филология; прикладное языкознание
  2. А. С. Данилов отчет

    Публичный отчет
    В связи с проведением в ноябре 2008 года очередного лицензирования и аккредитации Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовская государственная консерватория (академия) им.
  3. Справочник для поступающих

    Справочник
    Постоянно меняющийся мир, динамика его в сторону мифолого-символической интерпретации окружающей действительности, глубокая трансформация культурных традиций всех этносов, всех народов, доминирование виртуального над реальным, формирование

Другие похожие документы..