Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
«Можно прививать правдолюбие, трудолюбие, честность, откровенность, но никто на свой лад не переделает ребенка. Он будет таким, какой он есть. Можно ...полностью>>
'Документ'
В декабре 1991 года, выбрав своими стратегическими целями устойчивость и успех, мы пошли вперед, создавая новые программы развития для каждого нового...полностью>>
'Программа'
конкурентам, клиентам Постановка целей, S.M.A.R.T., дерево целей Планирование и подготовка SWOT-анализ Место и роль мерчендайзинга в системе продаж Л...полностью>>
'Документ'
Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Воронежской области в период с 05.10.2011 по 16.11.2011 была проведена ...полностью>>

Рабочая программа по дисциплине Основы оциальной психологии специальность 021400 журналистика

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Елецкий государственный университет

им. И.А.Бунина

Утверждаю

Зав. кафедрой ______________________/______/

“___” ____________________200__г.

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по дисциплине Основы оциальной психологии_______________________________

специальность 021400 журналистика_______________________________________

квалификация журналист__________________________

форма обучения: очная / заочная (нужное подчеркнуть)

факультет филологический______________________________________________

кафедра психологии___________________________

курс: 2________________________

семестр:4______________________

лекций: 36______________________

практических (семинарских) занятий: 18______________________________________

лабораторных занятий: _________________________________________________

экзамен: _ _____________________

зачет: __4 семестр _______________________

самостоятельная работа: 62_________

Всего часов: 116___________________

Елец

2008

Рабочая программа составлена на основании ГОС по специальности "021400 журналистика"

номер государственной регистрации

и на основе программы, разработанной кандидатом психологических наук Лариным А.А. __________________________________________________

(ФИО автора, ученая степень)

на кафедре психологии __________________________________________

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры (протокол №_____________ от "_____"___________________200 г.)

Зав. кафедрой:

Рабочая программа утверждена методическим советом института (факультета)

(протокол №__________ от "_____" _________________200 г.)

Председатель методического совета: ______________________/ /

Рабочую программу составил:____________________________________

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.Цели и задачи дисциплины.

Цель курса: дать студентам систематическое изложение предмета социальной психологии как науки, занимающей важное место в системе психоло­гического знания.

Задачи курса:

— обозначить основные вехи истории социальной психологии (в том числе в России), методологические принципы исследования, пред­метное содержание каждого из разделов, области и способы практи­ческого приложения, связь с другими разделами психологии.

Перечень дисциплин, которые необходимы для изучения курса "Социальная психология":

а) общая психология - понятия: "личность", "деятельность", "сознание", "мотив", "потребность" и др.;

б) возрастная психология - понятия: "развитие", "социализация", "сензитивность".

I.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Стандартные требования, предъявляемые к любому университетс­кому курсу, при условии оценивания знаний при помощи традицион­ной пятибалльной шкалы оценок.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

II.1. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ:

Предмет и специфика социальной психологии.

Методология и методы социально-психоогического исследования.

Социально-психологические аспекты социальной структуры общества.

Межгрупповые и внутригрупповые отношения и взаимодействие.

II.2. ТЕМЫ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ.

Раздел 1. Предмет и специфика социальной психологии.

Тема 1. Место социальной психологии в системе научного знания.

Пограничный характер социальной психологии как результат ее «двойного» статуса - одновременного происхождения из психологии и социологии. Специфика границ социальной психологии с «роди­тельскими» дисциплинами. Отсутствие единого понимания предмета социальной психологии.

Рабочее определение: социальная психология изучает закономер­ности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом вклю­чения их в социальные группы, а также психологические характерис­тики самих групп.

Современные представления о предмете: «две» или «три» социальные психологии. Взаимоотношения социальной психологии с другими раз­делами психологического знания.

Функции социальной психологии в обществе. Соотношение фунда­ментального и прикладного аспектов социальной психологии на со­временном этапе развития общества в России.

Тема 2. История формирования социально-психологических идей.

Развитие социально-психологических идей в философских школах древности и нового времени. Место социально-психологического зна­ния в социологических концепциях XIX века.

Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. Первые попытки создания со­циально-психологических теорий: «Психология народов» М.Лацаруса и Г.Штейнталя и специфический подход В.Вундта; «Психология масс» (Г.Тард, С.Сигеле и Г.Лебон); «Теория инстинктов социального пове­дения» В.МакДуголла. Ограниченность этих теорий: спекулятивный характер, отсутствие экспериментальной практики.

Формулирование ряда социально-психологических идей в русле марксистской философии и слабая представленность их в работах про­фессиональных психологов.

Начало экспериментального развития социальной психологии в США в первые годы XX в. «Американизм» подхода: переоценка малой группы как основного объекта исследования и лабораторного экспе­римента как основного метода. Роль позитивистской философии в ут­рате интереса к теоретическому знанию. Возрастание значения при­кладных исследований и их специфика в США.

Элементы кризиса в американской социальной психологии в сере­дине XX в. и возврат к разработке теорий. Обозначение основных тео­ретических ориентации. Бихевиоризм (К.Халл, Б.Скиннер). Психонализ (Э.Фромм, Дж.Салливан). Когнитивизм (Ф.Хайдер). Интеракционизм (Г.Мид, Э.Гофманн).

Активизация социальной психологии в Европе после второй миро­вой войны и современная полемика между европейской и американс­кой традициями в социальной психологии. Поиски «новой парадиг­мы» для социальной психологии XXI в.

Особенности исторического развития социальной психологии в России. «Перерыв» в развитии социальной психологии как самостоятельной дисциплины. При­чины роста интереса к социальной психологии в конце 50-х—начале 60-х гг. XX в.

Раздел 11. Методология и методы социально-психоогического исследования.

Тема 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования.

Возрастание значения методологических проблем на современном этапе развития научного знания. Специфика социальной психологии в решении методологических проблем исследования.

Понятие методологии научного исследования в современном нау­коведении: общая методология, специальная (или частная) методо­логия, совокупность методических приемов эмпирического исследо­вания. Социально-психологическая интерпретация принципа деятель­ности как пример частной методологии в социально-психологическом исследовании.

Специфика эмпирического исследования в социальной психологии: соотношение теории и эмпирического материала, характер эмпиричес­ких данных, качество социально-психологической информации, надеж­ность и обоснованность данных. Проблема репрезентативности. Два типа социально-психологических исследований. Классификация методов в со­циальной психологии: методы исследования и методы воздействия.

Методы исследования: а) сбора данных: наблюдение, изучение документов (контент-анализ), различные виды опросов, тесты, эк­сперимент. Дискуссионные проблемы применения эксперимента (ог­раниченные возможности лабораторного эксперимента; экологичес­кая валидность; квазиэксперименты); б) обработки данных: кор­реляционный, факторный, кластерный анализ, построение типоло­гий и др. Соотношение методологии и конкретных методик иссле­дования.

Методы воздействия: социально-психологический тренинг, груп­повая дискуссия, ролевая игра, индивидуальное и групповое консуль­тирование.

Значение методологических проблем в современной науке. Три уровня научного подхода в значении темина «методология» (Общая методология, частная или специальная методология, методология как совокупность конкретных методологических приемов исследования). Специфика научного исследования в социальной психологии. Проблема качества социально-психологической информации. Общая характеристика методов социально-психологического исследования (наблюдение, изучение документов, опросы, тесты, эксперимент). Дискуссионные проблемы применения методов социально-психологического исследования.

Раздел 111. Социально-психологические аспекты социальной структуры общества.

Тема 4. Типы общностей и социально-психологические факторы их формирования.

Социальные общности. Социальные группы. Основные характеристики группы. Специфика проблемы группы в социаль­ной психологии (по сравнению с социологией); необходимость ак­цента на реальные социальные группы; психологические характерис­тики группы как субъекта деятельности (понятие «мы-чувства»). Классификация групп.

Тема 5. Психология больших социальных групп.

Понятие «большой» социальной группы. Признаки, отличающие большую группу от малой (специфические регуляторы социального поведения). Методологическое значение исследования психологии боль­ших групп и методы их исследования. Значение теории «социальных представлений» (С.Московичи) для изучения психологии больших со­циальных групп.

Виды больших социальных групп: организованные группы, возник­шие в ходе исторического развития общества, и стихийно сложивши­еся кратковременно существующие группы.

Организованные группы (социальные классы, этнические группы, профессиональные группы, «демографические» группы). Структура пси­хологии больших организованных групп. Соотношение психологии груп­пы и психологии личности (позиция Л.С. Выготского). Проблема мен­талитета.

Особенности психологии социальных классов: устойчивые и дина­мические элементы классовой психологии. Специфика анализа психологии социальных классов в американской и европейской традици­ях. Проблема психологии новых социальных слоев в современном об­ществе России.

Психологическая характеристика этнических групп. Традиции ис­следования в этнопсихологии и социальной психологии. Элементы структуры психологии этнической группы. Этнический стереотип; фе­номен этноцентризма. Социальная категори­зация, межэтническая дифференциация и этническая идентификация. Две формы межэтнической дифференциации — сопоставление и проти­вопоставление. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности. Этапы становления этнической идентичности. Язык как фактор этнической идентификации. Стратегии поддержания позитив­ной этнической идентичности при неблагоприятном межгрупповом срав­нении. Проблема нации, национального характера. Осо­бенности межэтнического общения. Формирование биэтнической идентичности в мультикультурном обществе. Проблемы культурной маргинальности. Причины национальных особенностей людей. Расовые предрассудки. Использование проблем меж­этнических отношений в идеологии и политике.

Гендерные группы. Современные проблемы гендерной психологии. Проблема маскулинности—фемининности. Критика феминистского подхода.

Организации как специфический вид больших социальных групп. Понятие организационной культуры. Организационная психология и социальная психология.

Тема 6. Стихийные группы и социальные движения.

Общая характеристика и типы стихийных групп: толпа, масса, пуб­лика - их особенности. Специфика процессов общения в стихийных группах. Способы воздействия на личность.

Заражение как бессознательная подверженность индивида опреде­ленным психологическим состояниям. Зависимость заражения от уровня самосознания личности. Феномен паники как проявление заражения. Особенности заражения в современных обществах.

Внушение (суггестия) как целенаправленное неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации (В.М.Бехтерев). Феномен контрсуггестии (Б.Ф.Поршнев). Внушение и убеждение. Роль внушения в пропаганде и рекламе.

Подражание как воспроизведение индивидом образцов демонстри­руемого поведения. Традиции исследования в истории социальной пси­хологии — значение и критика теории Г.Тарда. Роль подражания в истории общества и в онтогенезе.

Относительное значение заражения, внушения и подражания. Осо­бенности этих механизмов в современных обществах.

Большие социальные группы и социальные движения. Объединение в социальных движениях организованных и стихийных групп. Формы и уров­ни социальных движений. Общественное мнение как их база. Проблемная ситуация как импульс социального движения. Неустойчивость социальных движений как результат несовпадения целей участников. Механизмы присоединения к социальным движениям — способы рекрутации сторонников (теории относительной депривации и мобили­зации ресурсов). Соотношение большинства и меньшинства. Роль ли­деров в социальных движениях.

Раздел 1V. Межгрупповые и внутригрупповые отношения и взаимодействие.

Тема 7. Психология межгрупповых отношений.

Психология межгрупповых отношений как относительно новая об­ласть социальной психологии. Различие социологического и социаль­но-психологического аспектов в изучении межгрупповых отношений. Особенности межгрупповых отношений в больших и малых группах. Отношения межэтнические и межличностные.

История исследований проблемы в социальной психологии: интеракционистский подход М.Шерифа; когнитивистские концепции (А.Тэшфел, В.Дуаз). Преимущественный интерес к социально-перцептивным механизмам межгрупповых отношений как выражение специфики социально-психологического подхода. Психология межгруппового воспри­ятия (В.С.Агеев).

Изучение межгруппового восприятия в условиях совместной дея­тельности групп. Значение параметров успеха и неудачи в совместной деятельности для межгруппового восприятия. Феномены «внутригруппового фаворитизма» и «внегрупповой враждебности». Условия воз­никновения и преодоления этих феноменов (тип межгруппового со­ревнования, наличие надгрупповых целей совместной деятельности).

Основные направления изучения межгруппового восприятия: гори­зонтальное (рядоположенные группы: однотипные и соподчиненные) и вертикальное (иерархия групп). Влияние характера межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы. Практическое значение исследований психологии межгруп­повых отношений. Механизмы формирования солидарности

Тема 8. Конфликты и их социально-психологическая природа.

Модель социально-психологического конфликта. Происхождение социально-психологических конфликтов. Стратегия конфликтного поведения. Интерпретации причин этнических конфликтов в социальной пси­хологии и смежных науках. Изменения сторон в ходе конфликта: уси­ление групповой сплоченности и подчеркивание групповой идентич­ности. Влияние когнитивных процессов (категоризации, деиндивиду-ализации, иллюзорной корреляции, социальной каузальной атрибу­ции) на этнические конфликты. «Концепции заговора» и этнический конфликт.

Пути урегулирования этнических конфликтов на макроуровне: при­менение закона, информация, переговоры. Факторы межгрупповых и межличностных отношений и климат переговоров. Национальные стили ведения переговоров. Психологические модели урегулирования этнических конфликтов: а) информационная модель; б) модель контакта; в) пере­ориентация человеческой агрессии; г) введение надгрупповых целей; д) достижение надгрупповых или пересекающихся идентичностей. Се­минары по урегулированию этнических конфликтов.

Тема 9. Формирование поведения социальных групп.

Место и роль психологических аспектов социального окружения в формировании поведения социальных групп.

Механизмы межгруппового восприятия. Этноцентризм (предпочтение своей группы) как социально-психо­логическое явление. Атрибутивные процессы, выполняющие функцию дифференциации этнических общностей: стереотипизация и групповая каузальная атрибуция. Этнические стереотипы: функции и наиболее су­щественные свойства. Стереотипы и пре­дубеждения. Методы исследования этнических предубеждений.

Понятия меж­культурной адаптации, психологической аккультурации, приспособле­ния к новой культурной среде. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Индивидуальные и групповые факторы, влияющие на про­цесс адаптации к новой культурной среде. Дидактические и эмпиричес­кие способы подготовки к межкультурному взаимодействию. Програм­мы общекультурного и культурно-специфичного тренинга. «Культурный ассимилятор» как техника повышения межкультурной сензитивности.

III. Рабочая программа дисциплины.

Распределение часов курса по темам и видам работ.

№ п/п

Наименование тем и

разделов

Всего Часов

Аудиторные Занятия

С амостоятел ьная работа

Лек.

Прак.

Раздел 1 Предмет и специфика социальной психологии.

1.

Предмет и специфика социальной психологии.

13

4

2

7

2.

История развития социально-психологических идей.

17

6

3

8

Раздел 2 Методология и методы социалъно-психоогического исследования.

3.

Методологические проблемы социально-психологического исследования.

6

2

1

3

Раздел 3 Социально-психологические аспекты социальной структуры общества.

4.

Типы общностей и социально-психологические факторы их формирования.

14

4

2

8

5.

Психология больших социальных групп.

14

4

2

8

6.

Стихийные группы и социальные движения.

11

4

2

5

Раздел 4 Межгрупповые и внутригрупповые отношения и взаимодействие.

7..

Психология межгрупповых отношений.Межгрупповые и внутригрупповые отношения и взаимодействие.

14

4

2

8

8.

Конфликты и их социально-психологическая природа.

14

4

2

8

9.

Формирование поведения социальных групп.

13

4

2

7

Всего

116

36

18

62

3.2. Практические (семинарские) занятия, их содержание и объем в часах.

1. Предмет и специфика социальной психологии. 2ч.

Предмет социальной психологии. Специфика социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.

2. История развития социально-психологических идей. Зч.

Предпосылки возникновения соцальной психологии. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знаний. Первые исторические формы социально-психологического знания. Психология народов. Психология масс. Теория инстинктов социального поведения. Развитие предпосылок социально-психологического знания в системе марксизма. Экспериментальный период развития социальной психологии. Бихевиоризм. Психонализ. Когнитивизм. Интеракционизм.

3. Методологические проблемы социально-психологического
исследования. Зч.

Значение методологических проблем в современной науке. Специфика научного исследования в социальной психологии. Проблема качества социально-психологической информации. Общая характеристика методов социально-психологического исследования.

4. Типы общностей и социально-психологические факторы их
формирования. 2ч.

Социальные общности. Социальные группы. Основные характеристики группы. Классификация групп. Содержание и структура психологии большой социальной группы.

5. Нации и народности как осбоый вид социально-психологических
общностей. 2ч.

Психологические особенности этнических групп. Причины национальных особенностей людей. Стихийные группы и массовые движения.

6. Межгрупповые и внутригрупповые отношения и взаимодействие. 2ч.
Проблема межгрупповых и внутригрупповых отношений.

Экспериментальные исследования психологии межгрупповых отношений. Механизмы формирования солидарности

7. Конфликты и их социально-психологическая природа. 2ч.

Модель социально-психологичсекого конфликта. Происхождение социально-психологических конфликтов. С чего начинается работа с конфликтом.

8. Формирование поведения социальных, групп. 2ч.

Место и роль психологичеких аспектов социального окружения в формировании поведения социальных групп.

По ходу курса 2 часа отводится на контрольную работу.

  1. Лабораторные занятия, их содержание и объем в часах - нет.

  2. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Ректорская контрольная работа, зачет.

3.5. Курсовая работа - нет.

IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

4.1. Типовые контрольные работы.

Вариант I.

1. Теоретические истоки социальной психологии.

  1. Специфика научного исследования в социальной психологии.

  2. Психологические особенности этнических групп.
    Вариант II.

  1. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.

  2. Характеристика методов социальной психологии.

  3. Стихийные группы и массовые движения.

  1. 4.2. Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы.

  2. 1 .Социальная психология и человеческие ценности.
    Стратегия конфликтного поведения.

  1. Правила поведения в конфликте.

  2. Психология массовых явлений.

4.Дискуссионные проблемы применения методов социально-психологического исследования.

5.Развитие предпосылок социально-психологического знания в системе марксизма.

6.Особенности психологии социальных классов 7.Расовые предрассудки

  1. Примерная тематика рефератов.
    Учебным планом не предусмотрено.

  2. Перечень вопросов к зачету.

  1. Социальная психология как наука.

  2. Основные направления социальной психологии.

  3. Методология и методы социальной психологии.

4.5. Основная литература.

  1. Андреева Т.М. Социальная психология. - М., 1993.

  2. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.,1983.

  3. Коменский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -
    Минск, 1976.

  4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы:
    теоретический и прикладной аспекты. - М., 1991.

  5. Майерс Д. Социальная психология. - С-Пб., 1997.

  6. НемовР.С. Психология. ВЗ-хт. Т.1. -М.,1995.

  7. Социальная психология. // Под ред. А.В.Петровского. — М.,1987.

  8. Шибутани Т. Социальная психология. - М.,1969.

4.6. Дополнительная литература.

  1. Атватер И. Я Вас слушаю. - М., 1988.

  2. Бодалев А.А. Личность в общении. - М., 1983.

  3. Безносов В.Г. Общение как искусство. - М.,1990.

  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.
    -М., 1996.

  5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1991.

  6. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. -
    М., 1989.

  7. Крижанская Ю.С. и др. Грамматика общения. - М., 1990.

  8. Кон И.С. Дружба. - М., 1990.

9. Козлов Н. Как относиться к себе и людям или Практическая

психология на каждый день. - М., 1993. 10.Казанский О.Л. Игры в самих себя. - М., 1994. 11 .Леви В. Искусство быть другим. - С-Пб., 1992. 12.Мелибруда Е.Я. Я - Ты - Мы. Психологические возможности

улучшения общения. - М., 1986. П.Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. -М.,1979. Н.Ларин А.А. Психологический практикум в школе. 15.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986. 16.Платонов К.В. Что изучает социальная психология. — М.,

4.7. Использование информационных технологий.

Схемы, таблицы, фотографии.

Дополнения и изменения в рабочей программе на -

учебный год.

V раздел.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рекомендации по организации компетентностно- ориентированного образовательного процесса Москва 2003

    Документ
    О.В. Акуловой, А.В. Баранникову, В.А. Болотову, А.С. Бубману, А.А. Вахрушеву, А.Б. Воронцову, Л.М. Долговой, А.А. Каспржаку, Е.Я. Когану, О.Е. Лебедеву, Е.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы» Специальности 031001

    Учебно-методический комплекс
    «История русской литературы» - дисциплина, которая является базовой для студентов-филологов: соответствующей ей курс читается на 1 курсе. В течении двух семестров.
  3. Программа •обновление гуманитарного образования в россии- с. А. Беличева

    Программа
    Данное издание представляет собой авторскую работу, подготов­ленную в рамках программы "Обновление гуманитарного образования в России", которая осуществляется Государственным комитетом РФ по высшему образованию и международным
  4. Основой для разработки модели послужили Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 г

    Документ
    Предлагаемая нами модель психолого - педагогического сопровождения разрабатывалась и частично реализована в условиях профильного обучения в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» .
  5. А. И. Соловьев введение в политологию Издание третье, переработанное и дополненное Рекомендовано Государственным комитетом РФ по высшему образованию в качестве учебник (1)

    Учебник
    Во все времена, а в наши дни особенно, политика оказывает важ­ное, порою судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и це­лых народов. Она неразрывно связана с самыми глубокими основа­ми человеческой цивилизации.

Другие похожие документы..