Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Микодина Е.В. О Федеральных законах, регулирующих деятельность по аквакультуре в России....полностью>>
'Программа'
Морфология растений – это фундаментальная научная дисциплина ботанического цикла, имеющая общебиологическое значение, которая решает следующие пробле...полностью>>
'Документ'
Метою та завданням самостійної роботи є досконале вивчення дисципліни "Соціальна екологія" з окремих питань, які можуть бути засвоєні студе...полностью>>
'Документ'
Сьогодні неможливо уявити функціонування банківських установ без використання сучасних інформаційних технологій та, зокрема, глобальних комп'ютерних м...полностью>>

Учебное пособие «сфера услуг в современном обществе: экономика, менеджмент, маркетинг…» Раздел II. «Менеджмент в сфере услуг» 2004 г

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Казарина Л. А.

Туренко Т. А.

Баева О. Н.

Кондрацкая Т. А.

Шипова Е. В.

Чупров С. В.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

«СФЕРА УСЛУГ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЭКОНОМИКА, МЕНЕДЖМЕНТ, МАРКЕТИНГ…»

Раздел II. «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ УСЛУГ»

2004 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРОВ 4

1. Особенности и основные проблемы менеджмента в сфере услуг 6

2. Планирование в сфере услуг 25

3. Организационные отношения на предприятиях сферы услуг 47

4. Мотивация, стимулирование и оплата труда в сфере услуг 69

5.Контроль как функция менеджмента в сфере услуг 132

6. Управление персоналом клиентоориентированной организации 142

7. Стратегический менеджмент в сфере услуг 229

8. Управление сервисными операциями 264

Фэсилити менеджмент 294

9. Информационное обеспечение разработки и принятия управленческих решений на предприятиях сферы услуг 309

10. Методы и модели разработки управленческих решений в сервисной деятельности 324

ОТ АВТОРОВ

Современный этап развития экономики характеризуется реформированием системы управления, которое коренным образом затрагивает сферу услуг. Сфера услуг – это отрасль экономики, которой до перехода России к рыночным отношениям не уделялось достаточного внимания. Вместе с тем, состояние и развитие менеджмента сферы услуг во многом определяет эффективность экономики, поскольку функционирование этой сферы создает условия для высвобождения времени работников и благоприятствует высокопроизводительному труду. Необходимость изучения особенностей, принципов и возможностей менеджмента в сфере услуг обусловлена динамичностью развития третичного сектора экономики, его кардинальным отличием от других отраслей. В сфере услуг сегодня также активно внедряются новые методы управления, преследуется всемерное удовлетворение нужд и потребностей клиента. Кроме этого, динамично развивающейся отрасли свойственен достаточно высокий уровень конкурентной борьбы и динамики макро- и микроэкономических индикаторов.

В настоящее время в экономической и управленческой литературе достаточно подробно рассматриваются классические и современные подходы к управлению организациями. Однако, многочисленные издания по этим вопросам, как правило, не имеют конкретной отраслевой направленности или ориентированы на управление предприятиями сферы материального производства. В то время как литература, освещающая проблемы менеджмента в сфере услуг, практически отсутствует, что затрудняет процесс подготовки менеджеров для индустрии сервиса. В связи с этим включение в учебное пособие «Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг…» большого раздела «Менеджмент в сфере услуг» является весьма актуальным.

В данном учебном пособии рассматриваются особенности и основные проблемы менеджмента в сфере услуг. Наряду с общей характеристикой менеджмента анализируются его основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль., специфика их проявления на предприятиях и в организациях сферы услуг. В связи с тем, что объектом воздействия в сфере услуг является, главным образом, человек с его потребностями, в учебном пособии выделен самостоятельный раздел по управлению персоналом клиентоориентированной организации.

Повышение уровня нестабильности внешней среды заставляет менеджеров постоянно обращаться к вопросам, касающимся возможностей выживания организации в перспективе. Успешно решить эти вопросы можно с помощью методов и инструментов стратегического менеджмента. В связи с этим в спецкурсе выделена глава, в которой рассматриваются теоретические и методические основы стратегического менеджмента и их практическое применение для предприятий сферы услуг и различных сфер приложения предпринимательских способностей.

В спецкурсе представлен также обеспечивающий комплекс менеджмента в сервисной деятельности в виде тем, рассматривающих проблемы управления, прогнозирования, информационных технологий, а также управления отдельными сервисными операциями, в том числе фэсилити менеджмент

Изложение теоретических положений менеджмента сопровождается многочисленными примерами из реальной управленческой практики отечественных и зарубежных организаций индустрии сервиса. Каждая глава содержит перечень контрольных вопросов, вопросы для обсуждения на семинаре, задания и упражнения, а также список рекомендуемой литературы.

Авторами раздела являются:

канд экон. наук, доц. Казарина Л. А. (главы 1, 2, 3, 8);

канд экон. наук, доц. Туренко Т. А. (главы 1, 4, 5);

канд экон. наук, доц. Баева О. Н. (глава 6);

канд экон. наук, доц. Кондрацкая Т. А. (глава 7);

канд экон. наук, доц. Шипова Е. В. (глава 8);

канд экон. наук, доц. Чупров С. В. (главы 9, 10).

1. Особенности и основные проблемы менеджмента в сфере услуг

Необходимость управления в сфере услуг. Понятие управления. Основные этапы эволюции менеджмента. Маркетинговая концепция менеджмента. Специфические особенности сферы услуг. Модель менеджмента в сфере услуг. Характеристики услуг и их влияние на систему менеджмента. Основные проблемы менеджмента в сфере услуг и пути их решения.

Радикальная реформа управления экономикой является основой рыночных преобразований, осуществляемых в российском обществе. Реформа коренным образом затрагивает сферу услуг, которая, как и всякая иная сфера деятельности, объективно нуждается в управлении. Управление представляет собой целенаправленное воздействие на сферу услуг с целью ее ориентации на удовлетворение потребностей людей, повышение эффективности работы и обеспечение приемлемого уровня прибыльности.

Качество управления предопределяет как результаты деятельности сферы услуг, так и выбор путей и средств их достижения. Немаловажна роль управления сферой услуг в содействии росту эффективности общественного производства посредством создания условий, высвобождающих время населения и благоприятствующих высокопроизводительному труду.

В связи с реализацией политики обеспечения социальных приоритетов, когда человек с периферии экономических интересов общества перемещается в их центр, существенно возрастает роль сферы услуг, а вместе с тем и требования к организации ее управления.

Двадцатый век испытал мощное влияние менеджмента на все стороны жизни общества, организаций и людей. Именно в этот период управление сформировалось как наука, которая сумела обобщить богатую практику менеджмента и разработала обоснованные рекомендации по ее совершенствованию. Многочисленные и разнообразные по своим подходам и содержанию теории и школы значительно расширили представление об управлении как самостоятельной области знаний и о возможностях его применения. Поэтому принципы, формы и методы менеджмента распространились из сферы организаций бизнеса на учреждения науки, образования, здравоохранения, религии, они активно используются в искусстве и политике, что совсем недавно считалось практически невозможным.

Менеджмент, как практическая деятельность, зародился около семи тысяч лет тому назад. Как наука менеджмент начал формироваться в конце ХIХ века и прошел в своем развитии несколько этапов.

Первый этап (конец ХIХ в. – 30-е годы ХХ в.) – отдельные фрагментарные исследования в области управления предприятиями становятся основой для формирования научных школ и направлений; происходит становление менеджмента как самостоятельной науки и обособленного вида деловой деятельности, а также отделение управления от собственности.

Второй этап (30 – 60-е годы) – менеджмент опирается на хозяйственные основы жесткой вертикально интегрированной системы управления с четким распределением обязанностей между подразделениями и исполнителями. Особое значение приобрело исследование проблем мотивации труда, человеческого фактора, влияния групп на поведение работников.

Последний, третий этап (с 60-х годов по настоящее время) характерен тем, что возобладала неформальная, гибкая система менеджмента, основанная на горизонтально-интегрированной мотивационной модели с использованием преимущественно дивизиональной департаментализации. Большое внимание стало уделяться изучению путей активизации поведения людей в организации.

Кроме того, в середине 50-х годов в развитых странах начали появляться признаки хронического перепроизводства, рынок был перенасыщен товарами. В таких условиях производство больше не могло развиваться в направлении неограниченного самовозрастания. Возникла необходимость выработки иной стратегии. Адекватно отреагировала на эти изменения и экономическая наука, ранее традиционно концентрировавшая внимание на сфере производства и решавшая проблемы повышения эффективности и модернизации этой сферы вне зависимости от влияния на нее сферы потребления.

Широкое практическое применение в этот период получила теория маркетинга. Развитие маркетинга оказывало непосредственное влияние на управление фирмой. Тесное взаимодействие маркетинга и менеджмента обусловило появление нового термина «маркетинговый менеджмент». Важнейшим принципом маркетингового подхода к управлению фирмой является целевая ориентация всех элементов производственной системы, а также производственной и социальной инфраструктуры, обслуживающей эту систему, на решение проблем, возникающих у потенциального потребителя товаров и услуг, выводимых фирмой на рынок.

Особое значение маркетинговая концепция менеджмента имеет для предприятий и организаций сферы услуг, деятельность которых непосредственно ориентирована на клиентов (потребителей) и существенно зависит от их запросов.

Маркетинговая направленность менеджмента является главной, но не единственной отличительной чертой современного управления. Для того, чтобы выяснить другие особенности и проблемы менеджмента сферы услуг, необходимо кратко остановиться на специфике этой сферы деятельности и ее отличии от сферы материального производства.

Система оказания услуг, как считает Б.Карлоф, подобна системе производства и распределения в промышленной компании, хотя часто представлена совершенно в ином виде [6, с.218]. А система управления услугами, по мнению Г.Ассэля, схожа с системой управления товарами [2, с.410].

Вместе с тем, имеется ряд специфических особенностей сферы услуг, которые отличают ее от сферы материального производства:

  1. характерными особенностями, как известно, обладают сами услуги (неосязаемостью, гетерогенностью, несохраняемостью, неотделимостью предоставления услуг от потребления). Услуги часто противопоставляются продукции, хотя, как считает П.Дойль, «чистые товары и услуги – скорее научная абстракция. Большинство торговых предложений представляют собой различные комбинации осязаемых и неосязаемых элементов». Как пишет профессор Т.Левитт: «Отраслей услуг, как таковых не существует. Просто в некоторых отраслях доля предлагаемых услуг выше, чем в других. Услуги предоставляют все». Так, большинство производителей предоставляют покупателям наряду с товаром услуги по доставке, ремонту и техническому обслуживанию, страхованию, консультированию и обучению персонала. Авиакомпания наряду с перевозкой пассажиров предлагает им обед, напитки, журналы и газеты» [4, с.449]. Это мнение разделяет и Б.Карлоф, который указывает: «Понятие компании, функционирующей в сфере нематериального производства, следует употреблять с некоторой осторожностью, поскольку производство многих промышленных продуктов сопровождается в настоящее время оказанием большого круга услуг» [6, с. 144]. Чтобы разрешить это кажущееся противоречие, следует обратиться к классификации услуг, предлагаемой Г.Ассэлем, в соответствии с которой все услуги подразделяются на услуги, связанные с товарами, услуги, основанные на использовании оборудования и услуги, основанные на труде человека [2, с.408]. Характерные особенности услуг возрастают и наиболее ярко проявляются по мере перехода от первой группы услуг к третьей;

2) разнообразны не только виды услуг, но и организации, которые могут их оказывать: государственные учреждения (образование, здравоохранение, транспортные, информационные и другие услуги), коммерческие организации (банки, страховые компании, рекламные агентства и др.), а также некоммерческие структуры (предоставление благотворительных, развлекательных, образовательных и других услуг);

3) услуги оказываются не только специализированными отраслями и фирмами сферы услуг, но и производственными предприятиями (доставка продукции, ремонт и техническое обслуживание, страхование, консультирование и обучение персонала и пр.). Как указывает П.Дойль, «многие производственные фирмы на самом деле являются предприятиями обслуживания. Около половины затрат на производство относится к приобретению услуг (например, реклама, транспортировка, финансовые услуги). Все больше и больше сотрудников производственных фирм занимаются проектированием, маркетингом, финансами, послепродажным обслуживанием, а не производством товаров» [4, с.447];

4) услуги ориентируются как на отдельных потребителей (например, медицинские учреждения, предприятия питания, бытового обслуживания населения), так и на удовлетворение потребностей фирм и иных организаций (например, оказание деловых услуг: технических, бухгалтерских, аудиторских, юридических и др.);

5)прямая зависимость существует между ростом доходов населения и повышением спроса на различные услуги, например, позволяющие избавиться от рутинных обязанностей (уборка дома, приготовление пищи и пр.), связанные с проведением досуга (искусство, спорт, отдых и др.).

Перечисленные особенности оказывают влияние на формирование системы управления в сфере услуг.

Модель менеджмента услуг, предлагаемая Б.Карлофом, выглядит следующим образом (рис. 1.1).

Сегмент рынка


Культура и

Система оказания услуг


Образ

Рис. 1.1. Модель менеджмента услуг [6, с.219].

Модель менеджмента услуг начинается с рыночной ниши (сегмента рынка) и далее, двигаясь против часовой стрелки, подводит к понятиям «концепция обслуживания», «система поставки услуг» и «образ». Образ рассматривается здесь как инструмент информации, который руководство может использовать для воздействия на штат, потребителей и поставщиков ресурсов, восприятие которыми компании и перспектив ее развития влияет на положение фирмы на рынке и эффективность затрат.

Культура и философия компании имеют первостепенную важность, с их помощью руководство контролирует, поддерживает и развивает социальный процесс, осуществляющийся в виде поставки услуг, приносящих пользу заказчикам. Наряду с организацией системы доставки и выработкой реалистической концепции услуг, культура и философия компании являются важнейшими факторами долгосрочной эффективности. Именно в рамках культуры и философии компании формируются ценности и моральный дух, лежащие в основе ее жизнеспособности и успеха. Поэтому вопросы формирования философии и миссии компании сферы услуг будут рассмотрены более подробно при изучении функций менеджмента.

При разработке системы предоставления услуг, а, следовательно, и системы менеджмента, необходимо принимать во внимание ряд факторов:

  • Местоположение предприятия по оказанию услуг в основном определяется местоположением потребителей, а не какими-либо другими факторами.

  • Потребности и желания потребителей обычно идут впереди соображений эффективности.

  • Календарное планирование работ зависит в основном от потребителей.

  • Определение и измерение качества услуг затруднено.

  • Работники должны владеть хорошими навыками общения с потребителями.

  • Производственные мощности обычно рассчитываются по «пиковому» спросу со стороны потребителей, а не по среднему уровню спроса.

  • Эффективность работы служащих с трудом поддается измерению, поскольку низкая производительность может быть обусловлена отсутствием спроса со стороны потребителей, а не плохой работой служащего.

  • Крупные предприятия в сфере услуг нетипичны (исключение составляют авиакомпании, банки).

  • Маркетинг и производство в сфере услуг иногда трудно разделить.

Источник:. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1999


Указанные отличия сферы услуг делают управление операциями в сфере услуг, как считает В.Д.Маркова, более трудным делом, чем в промышленности, с точки зрения обеспечения эффективности, а также определяют специфику управления в данной сфере [8, с.21].

Главной причиной особенностей менеджмента сферы услуг является характер самих услуг.

Процесс оказания услуг отличается от процесса производства и реализации товара по многим характеристикам, которые и обусловливают наличие особенностей управленческой деятельности в организациях сферы услуг.

Так, неосязаемость услуг, затрудняющая демонстрацию потребителям предполагаемого результата и качества оказания услуги до начала их обслуживания, требует особого внимания руководителей не только к самому процессу обслуживания клиентов, но и к другим факторам, которые косвенно указывают на качество услуги и имеют значительно меньшее значение в производственных отраслях: месторасположение и интерьер помещения, удобство и дизайн оборудования, внешний вид и поведение сотрудников, режим работы организации.

Гетерогенность услуг приводит к тому, что их стандартизация затруднена, а иногда и невозможна. Поэтому традиционные для производства товаров методы планирования, мотивирования и контроля деятельности сотрудников, основанные на использовании норм и нормативов, не всегда приемлемы при обслуживании потребителей. Особенно сложным и требующим специальных подходов становится контроль качества оказания услуги, поскольку оно зависит не только от материальных и трудовых факторов организации, но и от конкретного клиента.

Одну из главных проблем менеджмента в сфере услуг создает несохраняемость услуг, которая не позволяет легко и быстро реагировать на изменение спроса за счет создания запасов. Эта проблема менее заметна для услуг с относительно стабильным спросом: уборка помещения, ремонт аудиоаппаратуры и т.п. Однако для услуг, характеризующихся наличием пикового спроса в течение суток, недели или сезона – транспорт, лечебные, курортные учреждения и т.п. – несохраняемость услуг приводит к резкому снижению эффективности деятельности за счет простоев сотрудников и оборудования в периоды спада спроса и недополученных доходов в периоды его пиков, что заставляет менеджеров при принятии управленческих решений искать способы снижения влияния данной проблемы, использовать методы статистических наблюдений, помогающие определить объем и структуру спроса на услуги.

Поскольку предоставление услуг неотделимо от их потребления, перед руководителями организации ставятся специфические задачи, связанные с участием потребителя в процессе оказания услуги – обучение персонала внимательному, чуткому отношению к потребителям; создание благоприятных условий не только для непосредственно обслуживаемого клиента, но и для других, например ожидающих свей очереди; построение эффективной системы контроля, позволяющей отделять результаты, связанные с работой сотрудников, от факторов, обусловленных особенностями клиента. Многие услуги оказываются при непосредственном присутствии потребителей, поэтому избранный режим работы организации должен быть удобен для большинства клиентов. Степень вовлеченности клиента в процесс обслуживания варьируется в разных услугах от высокого (в здравоохранении, обучении) до низкого (в телекоммуникациях). С этим, в частности, связана специфичность методов менеджмента при оказании различных услуг.

Таким образом, основные характеристики услуг, проблемы менеджмента и пути их решения могут быть представлены в следующем виде (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Основные проблемы менеджмента и пути их решения

Характеристики услуг

Проблемы менеджмента

Пути решения проблем

Неосязаемость

Отсутствие товара; услуга является действием или опытом. Трудности в предоставлении стандартных образцов: предоставление услуг связано с риском для клиента. Услугу нельзя продемонстрировать: затруднена дифференциация предложений. Отсутствие патентной системы: свободный вход на рынок для конкурентов

Стимулирование удовлетворенных услугами клиентов, рекомендация их друзьям и знакомым, определение лидеров мнений и поощрение их к пользованию услугами компании.

Разработка осязаемых ориентиров, свидетельствующих о высоком уровне обслуживания: внешний вид помещения, оборудования, сотрудников, реклама торговой марки.

Нераздельность предоставления услуг и их потребления

Потребители участвуют в процессе предоставления услуг. Вовлечение в процесс обслуживания групп потребителей: проблема контроля. Компанию, оказывающую услуги, представляет ее персонал: восприятие компании определяется отношением клиента к ее сотрудникам. Условия обслуживания – отличительная черта поставщика услуги. Трудности с расширением компаний, предоставляющих услуги: необходимость создания сетей.

Обучение персонала эффективному общению с клиентами: искусству слушать, понимать эмоциональное состояние другого человека, вежливому поведению.

Наличие помещений, дающих возможность одновременного обслуживания больших групп потребителей.

Быстрое обслуживание: основные операции необходимо рационализировать, а второстепенную работу – исключить из процесса предоставления услуг.

Создание сети отделений: компания имеет возможность открывать стандартные сервисные модули, например, используя франчайзинг.

Продолжение табл. 1.1

Характеристики услуг

Проблемы менеджмента

Пути решения проблем

Гетерогенность

Стандартизация услуг затруднена, поскольку их характеристики во многом определяются потребителями.

Проблема контроля качества услуг: разнородность условий обслуживания.

Вложение средств в отбор персонала, его мотивацию и обучение.

Оптимизация сервиса: автоматизация процесса предоставления услуг, детализация должностных инструкций, тщательный контроль.

Индивидуализация обслуживания.

Несохраняемость

Услуги нельзя хранить: отсутствуют товарные запасы. Проблемы, связанные с пиковой нагрузкой: низкая эффективность труда. Трудности с установлением цен на услуги: проблемы с ценообразованием.

Дифференцированное ценообразование. Приемлемые условия ожидания. Увеличение спроса вне пиковых периодов. Использование системы предварительных заказов. Переход на неполный рабочий день. Перераспределение работ. Помощь со стороны клиентов (поощрение участия покупателей). Разделение услуг.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие Уфа 2006 удк 658 Ибрагимова Н. Р. Маркетинг/ Учебно-методический комплект. Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2006. стр

    Учебное пособие
    Учебно-методический комплект представляет собой совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебного материала.
  2. Учебное пособие Для студентов специальностей «Финансы и кредит», «Менеджмент организации»

    Учебное пособие
    Учебное пособие написано в соответствии с учебным планом обучения по специальности 061100 – менеджмент организации и специальности – финансы и кредит и соответствует государственному образовательному стандарту образования в области
  3. Учебное пособие для студентов специальности 060700 Национальная экономика Чита 2006 (2)

    Учебное пособие
    В учебно-практическом пособии “Мировая экономика” раскрыты важнейшие темы курса, включая современные тенденции, особенности и этапы развития мирового хозяйства, международные экономические отношения, проблемы вовлечения экономических
  4. Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Экономики и менеджмента» «25» апреля 2008 г. (Протокол №8)

    Учебно-методический комплекс
    Освоение основ организационного поведения требует привития студентам умений и навыков использования своих знаний в области управления и применения этих знаний в практической деятельности.
  5. Учебное пособие для студентов экономического и управленческого профиля Сыктывкар 2012 г

    Учебное пособие
    На протяжении двух последних десятков лет в учебниках и учебных пособиях по мировой экономике и международным экономическим отношениям, а также в справочной литературе, на наш взгляд, незаслуженно опущены некоторые явления и процессы,

Другие похожие документы..