Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Подбор и изучение литературных источников и нормативных актов, в том числе законов РФ по теме дипломной работы, уяснение общего уровня теоретической ...полностью>>
'Урок'
Вручати нагороду, зробити операцію, пити чай, накласти штраф, посилати телеграму, покласти солому в скирти, подзвонити по телефону, обробляти поле бо...полностью>>
'Программа'
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 338 компенсирующего вида» г. Перми (для детей с нарушением...полностью>>
'Документ'
Если ваш ребенок состоит на диспансерном учете и нуждается в санаторно-курортном лечении, Вы можете обратиться в ГКУ СО «Комитет социальной поддержки...полностью>>

«Теология в системе научного знания и образования»

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_____________________________________________

Комиссия по межнациональным отношениям

и свободе совести

ТЕОЛОГИЯ

В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

материалы общественных слушаний

Москва — 2008

Теология в системе научного знания и образования. Материалы слушаний в Общественной палате Российской Федерации. – М.: Изд. Общественной палаты Российской Федерации, 2008.

Книга содержит материалы общественных слушаний, состоявшихся 17 марта 2008 года в Общественной палате Российской Федерации на тему «Теология в системе научного знания и образования». В слушаниях приняли участие ученые, богословы, представители общественных и религиозных организаций, органов государственной власти. Также в книге опубликованы статьи экспертов, посвещенные проблемам религиозного образования в современной России.

Для специалистов научных учреждений, представителей общественных объединений и религиозных организаций, работников органов государственной власти и средств массовой информации.

Содержание:

Шевченко М.Л. ТЕОЛОГИЯ – НАУКА ИЛИ НЕ НАУКА? ……………..

Себенцов А.Е. О НАУЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТЕОЛОГИИ…………………………………………………………………..

Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. ТЕОЛОГИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………..

Протоиерей Владимир Воробьев. ТЕОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА ЗНАНИЯ И ОТРАСЛЬ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК…………………………………….

Петрова Т.Э. ТЕОЛОГИЯ И ОБНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ……………………………………

Павленко А.Н. РЕЛИГИИ И ТЕОЛОГИЯ — ДОСТОЯНИЕ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА……………………………………………………………

Священник Владимир Шмалий. К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ И СПЕЦИФИКЕ ТЕОЛОГИИ ……………………………………………….

Шохин В.К. О ПРОБЛЕМАХ ИНТЕГРАЦИИ ТЕОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И АКАДЕМИЧЕСКИХ НАУК……………………………

Шахов М.О. ИЗБАВЛЯТЬ НАУКУ ОТ «ТЕОЛОГОФОБИИ» И ПРОЯВЛЯТЬ КРИТИЧНОСТЬ………………………………………………………………..

Мухаметшин Р.М. СИСТЕМА МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………..

Юрьев Е.Л. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЛИГИИ И

ТЕОЛОГИИ……………………………………………………………………..

Сладков Д.В. ЗНАНИЮ О ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ В РОССИИ НЕОБХОДИМ ПОЛНОЦЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ФОРМАТ……

Протоиерей Борис Михайлов. ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ…………

Катасонов В.Н. РОЛЬ ТЕОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И В РАЗВИТИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ…………………………………………………………

Петракова Т.И. ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ………………………….

Лаза В.Д. ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТАНСТВЕ………………………………………………………………….

Человенко Т.Г. О «КОНФЛИКТЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ» В РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ……………………………………………………

Ситников А.В. РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В 2008 ГОДУ……………………………………………………

Понкин И.В. ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД……………………………….

Силантьев Р.А. ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ……………….

Таланкина М.В. Развитие теологической науки и образования в Российской Федерации в постсоветский период………………………………………………………………………….

Метлик И.В. ТЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ……………………………………..

Теология – наука или не наука?

М.Л. Шевченко

член Общественной палаты Российской Федерации

Сегодня мы проводим общественные слушание на тему: «Теология в системе научного знания и образования».

Общественной палатой РФ выделяется площадка для широкой и свободной общественной дискуссии. Мы хотели бы выслушать здесь мнения всех, кому есть, что сказать по этой теме. Здесь собрались люди знающие, люди с огромным опытом, с хорошим образованием, люди разных взглядов.

Мы хотели выслушать все мнения по этой важнейшей проблеме. Почему она нам кажется важной? Некоторые считают, что теология — это что-то средневековое, что-то далекое от системы современного рационального научного знания. Является ли теология наукой? Или теология — это пережиток давнего прошлого от чего бы надо избавиться и что надо забыть?

Мне хотелось бы, чтобы мы высказывались сегодня свободно, аргументировано, продуктивно и как можно ближе к теме.

Первый вопрос, который я бы адресовал ко всем участникам: теология — это всё-таки наука или это не наука? Сегодня я с утра дал комментарий нескольким радиостанциям, и все задавали такой вопросы, типа — Ну как можно в наше время всерьез говорить о теологии? Как можно говорить о теологии в материалистическую эпоху? И какое это имеет отношение к системе образования?

Как бы кто к этому не относился, но всё-таки в России есть достаточно разветвленная сеть духовных школ. На мой взгляд, это учебные заведения, дающие высшие гуманитарное образование. Они отличаются от светских образовательных учреждений в том, что в них углубленно преподаются богословские дисциплины. В остальном преподавание в этих учебных заведений такое же, как и в светских учреждениях. А в чем-то может быть даже качественно лучше.

Обсуждать тему школьного образования мы сегодня не будем. Мне представляется, что это совсем иная тема, которая не имеет прямого отношения к теме сегодняшних общественных слушаний. Преподавать теологию в средней школе, на мой взгляд, невозможно. В старших классах, когда уже учащиеся школы будут готовы, можно лишь вводить термин «теология».

Напомню, что обсуждаемая нами сегодня тема была актуализирована в общественном пространстве так называемым письмом академиков летом 2007 года. Людей прямо скажем выдающихся, к мнению которых нельзя не прислушаться. Академик Гинсбург, например, лауреат Нобелевской премии. В письме было поставлено под сомнение само право теологии называться наукой, быть научной дисциплиной. Со стороны религиозных организаций и со стороны некоторых философов прозвучали иные точки зрения.

Сегодня мы хотели каким-то образом обобщить и систематизировать эти размышления. Мне кажется, что мы могли бы рассмотреть сегодня проблему в нескольких аспектах.

Во-первых, преподавание теологии, и ее изучение с точки зрения социальных, политических и нравственных и даже экономических последствий.

Во-вторых, необходимо рассматривать теологию в системе общего гуманитарного знания и теологию как часть научного знания.

Думаю, что правовые аспекты не требуют особого обсуждения — никаких нарушений принципа свободы совести в этой сфере нет. Напомню, что студенты распределяются по факультетам, по кафедрам и по дисциплинам по своему желанию, которое проявляется поступлением в тот или иной вуз, на тот или иной факультет и занимаясь теми или иными специализациями. Я, в бытность студентом, с удовольствием поступил бы на теологический факультет, если бы таковой был. Но теологических факультетов тогда не было, а поступить в Духовную академию было невозможно светскому человеку.

Мне кажется, ошибочно пытаться свести теологию только к культурологическому аспекту. Историю богословия и теологию нельзя рассматривать только в контексте культурологических дисциплин. Противники введения религиозной культуры в средних или в высших учебных заведениях говорят, что незачем вычленять религиозные дисциплины из истории, философии, литературы и т.п. Конечно, есть примеры преподавания в университете в советское время в рамках изучения греческого языка истории Евангелия, как это делал, например, профессор Козаржевский. Теологию, конечно, можно рассматривать в рамках философских дисциплин, и она близка с философским способом мышления. Мне представляется, что богословие — это не только наука о памятниках, о культурном и историческом контексте. В богословии имеется метафизическое измерение. Теология — это наука предельных вопросов.

Возникают и другие темы, связанные с присутствием теологии в светских вузах. Например, может ли теологию изучать человек, который не признает наличие Бога в той или иной форме? Это не вопрос образования и квалификации. Человек поступает на философский факультет и изучает философское знание, философию как науку. Точно также при поступлении на теологический факультет в светских вузах будет неправильным вопрос: верующий ли вы или неверующий, к какой конфессии принадлежите? Любой студент, абитуриент, желающий изучать теологию как основную дисциплину, имеет право получать такое образование.

О Научности и социальной значимости теологии

А.Е. Себенцов

ответственный секретарь Комиссии по вопросам религиозных

объединений при Правительстве Российской Федерации

Хотелось бы начать с поставленного вопроса о том, является ли теология наукой или не является. Я человек уже очень немолодой, и хорошо помню те времена, когда мы в школе проходили про воспитание саженцев на основе лысенковской биологии, а генетика и кибернетика были буржуазными лженауками, которые очень хорошо помогают кем-то другим, а нам совершенно не нужны и даже вредны, потому что не соответствуют марксистскому пониманию науки.

Думаю, что от того, как мы определим, что такое наука — многое зависит, и может быть кое-что, выпадающее сегодня за рамки понятия науки, в эти рамки попадет при другом понимании науки. Но более важным мне представляется другое — знание. Дело в том, что комплекс знаний может иметь самый разнообразный характер и применяться в разных сферах — повару нужны одни, аптекарю другие, литератору третьи, и не всем строго научные. Знания, связанные с различными формами общественного служения, естественно, должны включать и религиозную сферу.

И если государство создаст возможность признания качества этих знаний как общественно-полезных (что по сути дела уже наша Конституция в отношении религии, религиозных знаний сделала), то почему бы, собственно говоря, не включить всю систему или хотя бы значительную часть религиозного образования в нашу образовательную систему?

Вот так, наверно, можно поставить вопрос.

Я считаю, что в той форме, в которой теология сегодня по стандарту закреплена, она скорее наука. У богословских и научных дисциплин, в привычном для нас смысле, разное место в жизни. Является ли философия в таком же смысле наукой, как химия или астрономия? Алхимия и астрология — классические примеры лженаук, а насчет богословия, как и литературоведения, судить надо аккуратнее

С математикой или с физикой проще, там есть предмет, который можно привязать к объективным явлениям, и метод, результаты применения которого можно на практике проверить. Что касается теологии — это намного сложнее. В старинных документах, которым по 2000 лет, содержится много интересного и полезного для современной жизни. А главное то, что богословы и священнослужители, религиозные организации, работая с громадными массами людей, вырабатывают современную интерпретацию того, что в этих документах содержится. Это очень важная, и я бы сказал, общественно необходимая, сложная и даже опасная в определенной мере функция. Потому что в этих старинных книгах, которые были написаны в совершенно другие времена, отличающейся и моралью, и важными особенностями массового мировоззрения, всегда можно найти разное, порой противоположное. И то, что будет найдено специалистами в этой области, что будет донесено до современных людей, может серьезно повлиять и на жизнь нашего общества. А потому важно, чтобы люди, работающие в этой тонкой сфере, имели достаточно широкий спектр познаний, имели современное представление (в том числе светских наук) о реалиях жизни, и если степень их подготовки к деятельности в обществе и государстве пройдет государственную поверку, то и результат будет лучше.

теология должна быть

неотъемлемой частью гуманитарного образования

Феофан

архиепископ Ставропольский и Владикавказский,

член Общественной палаты Российской Федерации

Прежде всего, хочу поблагодарить организаторов сегодняшней дискуссии. Такие встречи и обсуждения нужны, чтобы честно и прямо обозначить позиции и прийти, наконец, к конкретным решениям. Пока, к сожалению, эти конкретные решения по теологии не просматриваются. Мы снова услышали сегодня о новых испытательных сроках, снова прозвучали сомнения о том, является ли теология наукой.

По словарному определению теология, — это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институционных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие, традиционные для религии право, археологические памятники истории религий. Казалось бы, нет повода для сомнений. И все же вновь и вновь на протяжении уже многих лет мы слышим одни и те же возражения.

Я вижу причину этой позиции в конкретном историческом прошлом России. Сегодня уже считается дурным тоном вспоминать о десятилетиях господства государственного атеизма, в том числе, в сфере образования. Однако этот фактор до сих пор оказывает значительное влияние, подпитывает сложившиеся в тот период стереотипы. Нескольким поколениям говорили о религии, как о чем-то враждебном, мешающем развитию человека, антинаучном. Вот уже почти двадцать лет мы живем в других условиях и, наверное, уже пора дать твердый официальный ответ на вопрос — продолжает ли наше государство, наше научное сообщество такие традиции, или все же рассматривает религию, как легитимную сферу жизни человека, общества.

Позволю себе сослаться на мнения по данному вопросу, высказанные студентами Северо-Кавказского государственного технического университета и Ставропольского государственного аграрного университета, а также учителями младших классов общеобразовательных школ города Ставрополя. Всего в исследовании приняло участие 1500 человек.

63% студентов считают себя верующими, из них 54 % причисляют себя к православным, 8 % к мусульманам, 0,5% к буддистам, 0,5% к другим конфессиям. Из общего числа 64% одобрили изучение в качестве дисциплины по выбору «Основы православной культуры» (ОПК). В пользу данного курса высказались также 64% опрошенных учителей. Выводы этого исследования полностью подтверждает и наш опыт общения со школьными педагогами Ставропольского края. Люди испытывают потребность в изучении православной культуры, но отсутствие ясной поддержки ее государством не дает возможности в должной мере реализовать эту потребность.

Накопленный в Ставропольском крае опыт свидетельствует, что в содержании основного гуманитарного образования — в курсах истории, обществознания, литературы и других дисциплин, необходимо расширение материалов, знакомящих школьников с многовековой историей, конкретными примерами мирного, добрососедского общения в России традиционных религий. Сочетание в российской школе свободы приобщения детей к традиционной духовной культуре их народа, семьи и общего гражданского воспитания — вот что нужно нам сегодня. Кроме того, необходимость обращения к истории и культуре православия, других традиционных религий в воспитательной деятельности светской общественно-государственной школы, обусловлена и тем, что влияние социального института религии в российском обществе продолжает расти.

Новым поколениям россиян просто необходимо знать истоки собственной культуры, включая и религиозную составляющую. Это также касается и последователей других наших традиционных религий, ведь религиозные нормы поведения, обычаи, уклад жизни составляют неотъемлемую часть и национальной культуры — как русского, так и других народов России.

В Ставропольском крае в двух вузах — Пятигорском государственном лингвистическом университете и в Институте Дружбы народов Кавказа (в Ставрополе) открыты соответственно отделение и факультет теологии. Северо-Кавказский государственный технический университет участвует в программе подготовки специалистов по специальности «Социология» со специализацией «История и культура ислама».

Развитие поликонфессионального теологического образования в государстве является актуальной необходимостью, особенно в поликультурных регионах, в том числе и на Северном Кавказе. Это будет способствовать, прежде всего, преемственности в области образовательных и научных традиций, выработанных традиционными конфессиями в условиях их мирного сосуществования в России. Подготовка специалистов теологов является эффективным средством, препятствующим распространению псевдо-христианских сект, исламского фундаментализма и других антигосударственных и антиобщественных объединений.

Сегодня, когда происходит процесс интеграции российской системы образования в европейскую и мировую, развитие отечественного теологического образования и науки приобретает особую важность, так как является необходимым условием конкурентоспособности российского гуманитарного знания. Причем в мировой практике неоспоримо присутствует убеждение, что теология, история и классическая филология составляют фундамент национального гуманитарного образования. И они не могут быть заменены друг другом.

Роль фундаментального образования повышается в условиях роста интенсивности изменений на рынке труда, так как именно фундаментальная подготовка повышает адаптированность специалиста к меняющимся условиям. Это дает возможность выпускникам теологических факультетов работать во всех областях гуманитарного знания.

Специалисты-теологи востребованы во многих видах профессиональной деятельности, в том числе в научно-исследовательской, учебно-воспитательной, экспертно-консультативной, организационно-управленческой, социально-практической. Они могут широко привлекаться к работе в учреждениях системы высшего и среднего профессионального, дополнительного и послевузовского образования, институтах повышения квалификации, экспертных сообществах, в том числе государственных, муниципальных, общественных, конфессиональных, международных и межконфессиональных; в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, государственной безопасности; в некоммерческих общественных организациях, других структурах гражданского общества; в органах социальной поддержки и адаптации населения; в средствах массовой информации.

Пора уже прямо сказать: теология должна быть неотъемлемой частью гуманитарного образования. А всякие возражения против этого являются субъективными и нарушающими базовые права человека.

Теология как система знания

и отрасль гуманитарных наук

протоиерей Владимир Воробьев

ректор Православного Свято-Тихоновского

гуманитарного университета

Обсуждение проблем теологии в современном российском обществе неизбежно наталкивается на психологию, сформированную советской властью в ХХ веке. Тоталитарная система обязательной коммунистической и атеистической идеологии являет свои плоды — представители старшего поколения большей частью воспринимают теологию как религиозный предрассудок, хотя ровным счетом ничего о ней не знают.

В то же время, в западноевропейских странах теология является полноправной наукой, представленной многочисленными богословскими кафедрами, факультетами, библиотеками, обширными учеными сообществами. Выходят многотомные научные труды, проходят конференции и т.д. — теологические исследования занимают свое полноправное место, которое никому не приходит в голову оспаривать. Более того, теология считается одним из четырех фундаментальных научно-гуманитарных направлений — наряду с филологией, историей и философией, причем самым древним из них.

Теологическое образование высоко ценится в западном обществе, — например, министр образования Германии является доктором теологии.

Не вдаваясь в подробное обсуждение предмета и метода теологических исследований, можно констатировать, что в этой ситуации отрицать научность теологии невозможно и противоестественно. Тем не менее, в российском обществе имеются многочисленные высказывания такого рода, и на сегодня самым известным из них стало «письмо десяти академиков», написанное летом 2007 года. К сожалению, здесь, как и в других случаях такого рода высказываний, приходится говорить о компетентности их авторов. При всем уважении к их заслугам в их профессиональных областях, к их нобелевским званиям по физике, биологии и другим естественным наукам, приходится отметить, что они просто некомпетентны в области теологии, так что в соответствии с требованиями этики ученого приличнее было бы не высказываться.

Большая часть населения нашей планеты — религиозные люди, причем во все исторические эпохи таковых и было, и остается подавляющее большинство. Материализм по всем философским критериям и понятиям — не более чем одно из мировоззрений, и как всякое мировоззрение, он основывается на аксиомах, которые принимаются на веру. Одни верят в то, что началом всего является Бог, который есть разумный дух. Другие считают, что началом является материя, которая имеет все атрибуты Бога, кроме разума. Говорится, что материя вечна, безначальна, бесконечна, самодвижна, что она обладает каким-то потрясающим свойством саморазвиваться, какой-то творческой энергией, и т.д. — но при этом разума у нее нет.

С философской точки зрения — это слепая вера, своего рода религия. Перед религиозным мировоззрением у материализма нет абсолютно никаких преимуществ, есть только недостатки. Поэтому говорить о том, что мы живем в материалистическую эпоху и в эпоху атеизма — некорректно.

Неверно и то, что наша наука основана на материализме, как пишут десять академиков. Они имеют в виду здесь только определенную часть наук, естественные науки, которые изучают наш обычный, земной, телесный опыт. Но существует еще духовный опыт, у человека есть духовная жизнь, есть культурная жизнь. И есть гуманитарная наука, которая изучает этот опыт. Если считать априори, что все гуманитарные науки не являются науками, то этот грубый обскурантизм слишком уж претит своей узостью и недостатком культуры.

Таким образом, следует отметить, что вопрос о научности теологии поставлен некорректно. Обсуждение места теологии в российском обществе следует перенести в правовую область. В России существует большое количество религиозных людей и людей, которые относятся к религии положительно. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что значительная часть налогоплательщиков имеет желание получать или давать детям образование, которое согласуется с их религиозным мировоззрением. Еще недавно на деньги налогоплательщиков давалось исключительно атеистическое образование, Однако в настоящее время уже открыта целая сеть теологических учебных заведений, факультетов и кафедр, что соответствует Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях»1.

Духовные учебные заведения также получили право на государственную аккредитацию на основе государственного поликонфессионального стандарта по теологии, который оправдал себя и был признан одним из лучших гуманитарных стандартов.

В то же время теология продолжает подвергаться дискриминации, т.к. не включается в номенклатуру научных специальностей. Выпускники теологических факультетов не могут защитить ни кандидатскую, ни докторскую диссертацию, подготовка теологических кадров высшей квалификации невозможна, следовательно, невозможно полноценное существование и воспроизводство всей системы теологического образования. Фактически это означает дискриминацию верующих.

Придерживаться такой дискриминации тем более странно в условиях, когда Россия подписала Болонские соглашения. По смыслу Болонских соглашений доктор теологии, приезжающий с Запада или с Востока, должен быть принят нами, он может претендовать на соответствующие льготы и должности, например, на место профессора в университете. А наши отечественные теологи поражены в правах, они не имеют права защищаться и становиться докторами, профессорами, доцентами. Также теологические факультеты, которые уже открыты, будут встречаться с очень большими затруднениями при аккредитации, которая требует значительного процента остепененных преподавателей, имеющих ученые степени и звания. Но они их не могут иметь просто потому, что их в принципе нет у нас в России.

Такая ситуация противоречит, прежде всего, принципу единства федерального образовательного пространства (п. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации «Об образовании»). После того, как Министерством образования (за 15 лет) было выпущено более 12 правовых документов, регламентировавших включение Теологии в образовательную систему Российской Федерации и позволивших открыть теологическое образование в нескольких десятках российских вузов, нет никаких оснований отказывать во введении юридической и практической возможности защиты теологических диссертаций.

Международные соглашения в области образования и в области защиты и обеспечения прав и свобод человека, участником которых является Российская Федерация: Европейская культурная конвенция (Париж, 19.12.1954), Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (от 11.04.1967, подписана Российской Федерацией 07.05.1999, вступила в силу 01.07.2000), Руководство по признанию в Российской Федерации документов об образовании, полученных в других европейских странах, признанию российских документов об образовании в других европейских странах (Хельсинки, 11.06.1997) — требуют признания ученых степеней докторов теологии и их дипломов государственного образца, которые присуждаются и выдаются всеми европейскими государственными университетами, имеющими факультеты теологии. В частности — более чем двадцатью теологическими факультетами во Франции, Швейцарии и Германии. Российская сторона обязана признавать дипломы всех европейских стран-участниц Болонского процесса, российские дипломы также являются конвертируемыми.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Nakladatelstvi Svoboda Praga, 1986. 404 с. Да изменится молитва моя! Оновых подходах в теории и практике межнациональных отношений доклад

    Доклад
    Да изменится молитва моя! О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений. Доклад на заседании Секции общественных наук Президиума АН СССР 1 ноября 1989 г.
  2. Краткий курс лекций лекция Психология как отрасль научного знания. План

    Курс лекций
    Психология в переводе с греческого — учение, знание о душе («псюхе» — душа, «логос» — учение, знание). Это наука о закономерностях психической жизни и деятельности че­ловека и различных форм общностей людей.
  3. Источник: Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 528 с

    Реферат
    В последние десятилетия философы, социологи, науковеды все активнее обсуждают проблему рациональности; в философии науки она стала одной из самых актуальных.
  4. Тема 1 Философия как мировоззренческая система

    Документ
    1. Понятие мировоззрение, и его структура 2. Предфилософское значение мифологии и религии 3. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов.
  5. 1. специфика философского знания и философской деятельности. Предмет философии и ее проблематика 6 § «Определения» философии 6

    Документ
    Философия. В 2 ч. Ч. I. Историческое развитие философии. Основные направления и школы Под ред. Л. С. Сысоевой, А. А. Степанова. – Томск: Изд. ТГПУ, 2003.

Другие похожие документы..