Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Актуальність теми дослідження. Нормативні положення цивільного законодавства України постійно розвиваються та вдосконалюються. Тенденція оновлення є ...полностью>>
'Документ'
Умение пользоваться экспериментом для объяснения физических явлений не только оптимизирует процесс усвоения знаний студентов, но и способствует разви...полностью>>
'Документ'
перепідготовки фахівців освітньо-кваліфікаційного рівня “Спеціаліст“ за напрямом 01.02 із спеціальності 7.01.02.03 “Олімпійський і професійний спорт” ...полностью>>
'Документ'
Ситуація збитковості молочного тваринництва, яка по очікуваним даним за 2002 рік складає (- 7,2%) залишається однією з важливих проблем для України. ...полностью>>

Лосева Елена Вячеславовна г. Стерлитамак 2011 г пояснительная записка

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26»

Рассмотрено на Согласовано на Утверждено на

заседание ШМО ОУ заседании НМС ОУ заседании ГЭС

протокол №___от________ протокол№____от_________

руководитель ШМО Председатель НМС

М.П.

Программа

спецкурса

вокального ансамбля «Акварельки»

для учащихся 1-9классов

срок реализации – 2 года

возраст детей – 7-15 лет

Автор-составитель спецкурса: учитель музыки 1 категории

Лосева Елена Вячеславовна

г. Стерлитамак

2011 г.

1.Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации адресуются учителя музыки, так как вокально-хоровая работа является важной составляющей урока.

Работа предназначена для коллективов общеобразовательных школ, состоящих из ребят среднего и старшего возраста.

Воспитание вокальных навыков - результат продолжительной работы. Это сознательный процесс; нужно ясно представлять к какому образцу стремиться и как достичь результатов.

Программа обучения вокала ставит своей целью дать возможность ученикам

получить основы вокального и музыкального образования, а так же

Эмоциональное развитие ребенка через песню.

Расширение представления об окружающем мире.

Развитие способности к самовыражению, самореализации

Для достижения главной цели перед педагогом ставятся следующие задачи

  • Учить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.

  • Учить овладевать необходимыми вокальными навыками, а именно:

  • учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;

  • петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других;

  • исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально);

  • обучать детей четкой дикции, внятно произносить слова, активно артикулировать;

  • развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);

  • правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок;

  • отмечать правильное и неправильное пение;

  • расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);

  • развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);

  • учить импровизировать.

Пути реализации программы:

В работе с детьми:

  • Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.

  • Широкое включение песни в повседневную жизнь

  • Организация индивидуальной работы

В работе со взрослыми:

  • Осуществление совместной работы с администрацией, родителями по внедрению программы.

  • Создание предметно-развивающей сферы.

  • Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: "Песня в жизни ребенка", "Как беречь голос ребенка" и т.д.

  • Привлечение родителей к участию в праздниках.

В работе музыкального руководителя:

  • Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.

  • Участие в концертной деятельности (ансамбля "Акварельки").

  • Обзор новой методической литературы.

  • Накопление материала, аудио - записей для использования на занятиях.

Желаемый результат


Осуществляя в работе цели и задачи, поставленные программой, хотелось бы положительным итогом своей работы считать:


Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, в особенности детской; уметь эмоционально исполнить ее; расширить певческий дипазон на 2-3 тона; петь выразительно, правильно передавать мелодию; петь индивидуально, подгруппами и коллективно; использовать песню в самостоятельной деятельности; изъявлять желание участвовать в концертах.


Родители должны знать необходимость и пользу пения; быть знакомыми с детским песенным репертуаром; поддерживать интерес детей к песне в семье.

Администрация должна содействовать, поддерживать процесс внедрения программы.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Методы и формы.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

  1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

  2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

  1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

  2. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Планируемый результат.

Первый год обучения:

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

Второй год обучения:

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);

  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);

  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Первый год обучения:

п/п

Тема

Кол- час

1

Введение. прослушивание голосовых аппаратов

Беседа о ТБ, голос, профилактика

Знакомство с голосовым аппаратом

2

2

Певческая установка. Дыхание

3

3

Детский фольклор.

3

4

Детские песни в нашей жизни

Песни из мультфильмов. Дирижерский жест

2

5

Унисон. Упражнения на унисон. Нотная грамота

Основы музыкальной грамоты. Ритм

7

4

6

Вокальная позиция.

Знакомство с различной манерой пения.

Вокальные навыки.

3

7

Звуковедение.

3

8

Дикция.

4

9

Канон.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

2

2

1

Второй год обучения:

п/п

Тема

Кол. час

1

Введение, владение своим голосовым аппаратом,

Использование певческих навыков.

3

2

Звук. Тембр звука.

1

3

Детские песни в нашей жизни.

1

4

Фольклор. Жанры РНМ.

2

5

Унисон.

Вокальная постановка

Вокальная позиция.

13

6

Дикция. Дикция вокальных звуков.

4

7

Основы музыкальной грамоты. Ритмический рисунок.

2

8

Сценическая хореография.

5

9

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

5

10

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.

2

2. Содержание обучения.

2.1. Система знаний и навыков.

Воспитание вокальных навыков - результат продолжительной работы. Это сознательный процесс; нужно ясно представлять к какому образцу стремиться и как достичь результатов.

По ходу разучивания песен дети получают элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания знакомятся с терминами, определяющими характер произведения, темп, динамику. Помимо знаний нотной грамоты и теоретических сведений о качествах певческого звука, хормейстер должен хорошо знать сам и научить певцов соблюдать различные правила в пении:

  • затактный звук исполняется всегда легко и тихо;

  • в музыкальной фразе должна быть вершина, выделенная при помощи динамики и акцентирования;

  • последний звук фразы требует сохранения активности до конца длительности;

  • при выдерживании длинной ноты, чувствовать ее внутреннюю пульсацию;

  • чем быстрее темп, тем звук легче, тише, активнее;

  • при движении мелодии вверх, нижний звук необходимо облегчать за счет динамики и атаки звука;

  • нельзя сливать два гласных звука, стоящих на стыке слов;

  • недопустимо брать дыхание посреди слова (если оно не цепное);

  • при пении на цепном дыхании после его возобновления отдельными певцами вливаться в общее звучание незаметно, без толчка;

  • нельзя отделять дыханием подлежащее от сказуемого;

  • вдох (по объему и скорости) производить в характере песни и др. Развитие певческого голоса детей тесно связано с формированием навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения. Навыки- действия, которые в результате повторения стали автоматическими. Эти действия могут образовываться и закрепляться в процессе как правильных, так и неправильных вокальных движений.

Критерий правильного пения: певцам удобно петь, а слушателям приятно их слушать. Неправильное пение сопряжено с усталостью голоса, ощущением неудобства в горле поющего, неестественностью звука, чрезмерной напряженностью. Развитие детского голоса может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого и должны формироваться правильные певческие навыки.

К основным вокальным навыкам относятся: 1) звуковедение; 2) певческое дыхание; 3)артикуляция; 4) слуховые навыки; 5) навыки эмоциональной выразительности исполнения.

Звукообразование- взаимодействие дыхательных, артикуляционных органов с работой гортани. Этот навык является главным. Он определяется владением разнообразным тембром, умением использовать различные типы атаки звука, способы артикуляции. Умение правильно интонировать является частью навыка звукообразования и тесно связано с регистрами. Звукообразование как целостный процесс не исключает навыков артикуляции, певческого дыхания, обеспечивающих качества дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику и пр.

Навык дыхания включает в себя:

  • певческую установку;

  • глубокий вдох по объему и в характере песни;

  • момент задержки дыхания, в течение которого готовится в «уме» представление первого звука, фиксируется положение вдоха;

  • выдох постепенный, экономный (стараться сохранить вдыхательную установку);

  • умение распределять дыхание на всю фразу, и пр.

Навык артикуляции включает в себя:

  • отчетливое, фонетически определенное произношение слов;

  • умеренное округление гласных в единой манере;

  • умение максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные.

Слуховой навык:

  • слуховое внимание, самоконтроль;

  • умение различить качественные стороны певческого звучания и эмоциональности выражения;

  • вокально-слуховые представления певческого звука и способы его образования.

Данные навыки формируются на основе развития музыкального слуха, а также отзывчивости на музыку. Развитие слуховых и певческих навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, памяти, воображения, внимания, воли. Все эти навыки, переходящие в свойства личности, взаимодействуют со всем процессом обучения.

Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык и достигается за счет:

  • мимики, выражения глаз, жестов, движений;

  • богатства тембровых красок голоса;

  • динамических оттенков, фразировки;

  • чистоты интонации;

  • разборчивости дикции, пауз, цезур.

Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рассмотрено Согласовано Утверждено На заседании мс зам. Директора Директор Протокол от Баталова О. А. Мбоу «сош№26» Кириллов А. А. Календарно- тематическое планирование

    Тематическое планирование
    Здравствуй школа! 1 1-а 1-б 1-в . Музыка радости.
  2. Вестник банка россии (5)

    Расшифровка
    Учредитель — Центральный банк Российской Федерации107016, Москва, ул. Неглинная, 12Адрес представительства Центрального банка Российской Федерации в Internet: Тел.

Другие похожие документы..