Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Основными факторами, определявшими характер литературного процесса конца XVIII- первых трех десятилетий XIX в., были влияние Французской революции, п...полностью>>
'Автореферат'
Захист відбудеться « » квітня 2006 р. о 1400 годині на засіданні спеціалізованої вченої ради Д 26.006.06 у Київському національному економічному уніве...полностью>>
'Реферат'
В книге изложено систематизированное учение о неврозах, охватывающее соматогенные, психогенные и социогенные неврозы, а также ноогенные неврозы, кото...полностью>>
'Контрольная работа'
Протопоп Аввакум родился 20 ноября 1620 года на Нижегородской земле, в селе Григорове, в семье сельского священника Петра, про которого сказано, что ...полностью>>

Доходы населения, их дифференциация и показатели

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ.

ДОХОДЫ населения - это совокупность денежных и на­туральных средств для поддержания физического, мораль­ного, экономического и интеллектуального состояния че­ловека на определенном уровне удовлетворения его по­требностей. Доходы формируются за счет труда работника и других источников.

Денежные ДОХОДЫ семьи складываются из денежных поступлений в виде заработной платы, социальных тран­сфертов (пенсий, стипендий, пособий), предприниматель­ского дохода, дивидендов и других доходов от собствен­ности, а также средств от продажи продукции личного подсобного и домашнего хозяйства.

Натуральные ДОХОДЫ - это продукция, полученная в счет оплаты труда и произведенная домашними хозяйства­ми для собственного потребления.

Совокупный ДОХОД является основным показателем материальной обеспеченности населения. Совокупный до­ход включает все виды денежных доходов, а также сто­имость натуральных поступлений, полученных от лично­го подсобного хозяйства и использованных на личное (домашнее) потребление (рис.).

Кроме денежной составляющей совокупные доходы включают стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального и муниципальных бюджетов и фон­-

дов предприятий (услуги здравоохранения, образования, дошкольного воспитания детей, дотации на жилье, транс­порт, питание и т. п.).

Денежные и совокупные доходы подразделяют на об­щие, или брутто-доходы (до уплаты налогов и обяза­тельных платежей), и располагаемые, или нетто-доходы(после осуществления указанных платежей).

Располагаемые ДОХОДЫ - это сумма средств, которую семья может в максимальном размере потратить на конеч­ное потребление товаров и услуг без использования сбе­режений и других источников.

Реальные располагаемые денежные доходы - это располагаемые денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен.

Особый интерес представляет структура потребительских расходов населения. Так, если все потребительские расходы россиян в 2002 г. принять за 100%, то из них на питание расходовалось 53,7%, на покупку непродовольственных товаров ­30,8%, на покупку алкогольных напитков - 2,5%, на оплату услуг - 13,0%.

В рыночной экономике среди различных социальных групп существует значительная дифференциация дохо­дов, среди основных причин которой выделяют:

1) различия в отношении собственности. Владение собственностью является источником дохода в виде ренты, дивидендов;

2) различия в оплате труда. Это связано с различиями в интеллектуальных, физических способностях, уровне образования и профессиональной подготовке, способ­ности рисковать, предпринимательском таланте;

3) различия в демографических характеристиках: разме­ре семьи, соотношении работающих и иждивенцев в семье, состоянии здоровья, а также в географических и климатических условиях проживания;

4) такие факторы, приводящие к бедности, как стихийные бедствия, болезни, потеря кормильца, безработица, дискриминация по полу, возрасту, национальности и т.д.

Как установил В. Парето еще в начале ХХ в., при рас­пределении дохода по его величине проявляется суще­ственное неравенство. Оно присуще всем государствам.

Неравенство доходов можно установить с помощью ряда показателей:

. децильный коэффициент;

. кривая Лоренца;

. коэффициент Джини и др.

Дифференциация доходов наглядно измеряется соот­ношением уровней материальной обеспеченности 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп населения (децильный коэффициент).

Это соотношение по годам в России составляло: 1991 г. - 4,5 раза, 1994 г. - 15,1 раза. По данным Госком­стата, в 2003 г. на 10% самых богатых людей приходи­лось 29,5% всех доходов (в 2002 г. - 29,3%), а на долю10% наименее обеспеченных - 2,1% (цифра не изменилась с 2002 г.). Доходы 10% самых богатых граждан страны были в 14,3 раза больше доходов 10% наименее 'обеспе­ченных. В 2003 г. децильный коэффициент был равен 14,1.

Кривая Лоренца показывает, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, и по­зволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране (рис. 6).

По горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по вер­тикальной - долю совокупного дохода, приходящегося на

соответствующую часть семей. Общее число семей разби­вают по уровню дохода на пять равных по количеству се­мей групп. К первой группе относят семьи с наименьшим уровнем дохода, ко второй - 20% семей, имеющих сле­дующий по величине доход, и т. д. В последнюю группу войдет 20% семей, располагающих наивысшим доходом (табл.).

По данным табл., первые 20% российских семей, сто­ящих на низших ступенях социальной лестницы, располага­-

Первая часть

Вторая

Третья

Четвертая

Пятая часть

( с наименьшими

часть, %

часть, %

часть, %

(с наибольшими

доходами),%

доходами),%

6,5

10,9

15,5

22,4

44,7

ли 6,5% совокупного дохода, что соответствует точке А гра­фика (см. рис.). Доля в общей сумме доходов следующих 20% семей составляет 10,9%, значит, на 40% семей с наи­меньшим доходом приходилось 6,5 + 10,9 = 17,4% совокуп­ного дохода, что отражает точка В. 60% семей имели, со­ответственно, 6,5 + 10,9 + 15,5 = 32,9% (точка С); на 80% семей падало 6,5 + 10,9 + 15,5 + 22,4 = 55,3% суммарного до­хода (точка D). И наконец, 100% семей располагали 100% (6,5 + 10,9 + 15,5 + 22,4 = 100%) совокупного дохода (точ­ка Е). Соединив точки А, В, С, D, Е, получим кривую Лорен­ца (кривая L).

Если бы в распределении дохода наблюдалось равен­ство, то 20% семей с низшим уровнем дохода получали бы 20% совокупного дохода, а каждая последующая груп­па семей располагала бы 1/5 совокупного дохода. В этом случае кривая Лоренца совпала бы с прямой ОЕ - ли­нией равномерного распределения доходов. Заштрихован­ная область М между кривыми L и ОЕ отражает уровень неравенства в распределении дохода. Чем дальше кри­вая L отстоит от прямой ОЕ, т. е. чем больше заштри­хованная область, тем выше степень неравенства доходов в обществе.

Прямые линии, ограничивающие поле графика снизу и справа, показывают ситуацию абсолютного неравенства в распределении доходов. Так бы выглядела кривая Ло­ренца, если бы 1 % семей получал бы 100% всех доходов. Но реально общество всегда живет между абсолютным равенством и абсолютным неравенством.

Для нормального развития экономики определенное неравенство доходов следует признать нормальным, более того - жизненно важным элементом поощрения трудовой I

активности людей. При этом экономическая история показывает, что по мере развития хозяйства страны и роста общего уровня благосостояния ее граждан степень нера­венства доходов возрастает. С другой стороны, чрезмерное натяжение «лука Лоренца» обычно вызывает в обществе резкое недовольство. А такое настроение больших соци­альных групп может, в свою очередь, подтолкнуть людей к хорошо известным попыткам отобрать у богатых часть имущества для передачи его беднейшим слоям общества.

Учитывая все эти обстоятельства, ученые-экономисты пришли к мнению, что предел натяжения «лука Лоренца» наступает в тот момент, когда беднейшие 40% населе­ния начинают все вместе получать менее 12-13% общей суммы доходов страны.

Для расчета конкретного уровня неравенства в рас­пределении доходов используется коэффициент Джини. С его помощью можно определить степень неравенства ко­личественно. Он рассчитывается как отношение площади, ограниченной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к общей площади, находящейся под прямой абсолютного равенства.

С помощью коэффициента Джини можно выявить, как изменяется дифференциация населения: чем больше вели­чина Кдж, тем выше неравенство в распределении дохода. Или, другими словами, если коэффициент Джини прибли­жается к нулю, это означает состояние абсолютной «урав­ниловки» если коэффициент Джини стремится к едини­це, это означает состояние нищего большинства и сверх­богатого меньшинства.

В развитых странах коэффициент Джини близок к 0,3, а в странах Латинской Америки, где неравенство наиболее сильно, он превышает 0,5. По данным Госкомстата, коэф­фициент Джини в России увеличился с 0,398 в 2002 г. до 0,41 в 2007 г.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ, СИСТЕМА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ БЮДЖЕТОВ.

Уровень жизни - характеристика народного благосо­стояния наряду с доходами и потреблением, включает так­же условия труда и быта, объем и структуру рабочего и свободного времени, показатели культурного и образова­тельного уровня населения, а также здоровья, демографии и экологической ситуации.

Уровень жизни отражает степень развития и удовлетворения потребностей живущего в данной стране человека.

По рекомендации ООН уровень жизни представляет собой систему нескольких показателей, среди которых:

. здоровье, в том числе демографические условия, пища, одежда, фонды потребления и накопления;

. условия труда, занятости, организации труда;

. образование, в том числе грамотность;

. жилище, включая его благоустройство;

. социальное обеспечение;

. человеческие свободы.

Для международного сопоставления уровня жизни ООН использует индекс человеческого развития (индекс развития человеческого потенциала). ИЧР включает три интегральных индикатора - национальный доход на душу населения, продолжительность жизни, образование.

Для оценки изменения уровня жизни населения про­изводится расчет индекса стоимости жизни. Индекс сто­имости жизни исчисляется по набору товapoв и услуг для различных социально-демографических групп населения с использованием показателя «индекс потребительских цен».

В основе соизмерения уровня реальных доходов с потребностями человека и его семьи лежат потребительские бюджеты.

Потребительский бюджет - стоимостной показатель объема и структуры по­требления важнейших материальных благ и услуг. Различают Фактические и нор­мативные потребительские бюджеты, последние выполняют роль ориентиров в проведении социальной политики, являясь социальными нормативами государ­ственной политики доходов. Потребительские бюджеты могут быть разных сmан­дартов - минuмальный, рациональный и элитарный потребительский бюджеm, что отражает различные уровни удовлетворения потребностей.

Существуют три основных уровня удовлетворения потребностей - минималь­ный, нормальный и уровень роскоши. Первому из них соответствует минималь­ный потребительский бюджет, характеризующий ту структуру и уровень удов­летворения потребностей, которые общество на данном этапе экономического развития считает минимально допустимыми. Второму и третьему уровням удов­летворения потребностей (уровни достатка и роскоши) соответствуют рациональ­ный (бюджет социального достатка) и элитарный потребительские бюджеты. Эти бюджеты рассчитаны на структуру и уровень потребления людей со средними и высокими (сверхвысокими) доходами.

В Российской Федерации в условиях перехода к рынку основное внимание уделяется разработке бюджетов прожиточного минимума, рассчитанных на кри­зисные условия функционирования российской экономики.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой самую «жесткую» разновидность минимального потребительского бюджета, рассчитан­ную на использование только в ограниченные сроки - период кризисного суще­ствования экономики.

Указанный бюджет в отличие от минимального потребительского бюджета, обеспечивающего удовлетворение основных материальных и духовных потреб­ностей, ориентирован на физическое выживание и сохранение здоровья людей. Однако сегодня именно бюджет прожиточного минимума служит основой для определения минимального размера заработной платы, расчета пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат. Расчеты бюджета прожиточного мини­мума позволяют обосновать систему социальных гарантий для малообеспечен­ных и слабо защищенных слоев населения.

Более научно обоснованным представляется исчисление минимального потре­бительского бюджета (МПБ), который обеспечивает нормальное воспроизводство и развитие рабочей силы трудоспособных и нормальную жизнедеятельность не­трудоспособных. Минимальный потребительский бюджет учитывает затраты на более качественное питание, большие объемы потребления непродовольственных товаров и услуг, включая платные. МПБ отражает низшую границу цены рабочей силы, здоровье и работоспособность человека на нормальном уровне, соответству­ющем требованиям физиологии.

Этот минимальный потребительский бюджет включает 75 наименований про­дуктов питания, 45 наименований одежды и обуви, 24 наименования предметов длительного пользования, 24 предмета мебели, 31 предмет посуды, расходы на культуру, транспорт, связь, жилье и т. п.

Рассмотрим методологические подходы к разработке потребительских бюджетов различных уровней.

Потребительский бюджет включает, как правило, несколько сотен товаров и услуг в ценах реальных покупок. Этот набор товаров и услуг называется потребительской корзиной. Таким образом, потребительский бюджет представ­ляет собой стоимостную оценку продовольственной и непродовольственной по­требительских корзин, а также включает в себя плату, за услуги и налоги.

В структуре потребительского бюджета обычно предусматриваются следующие статьи расходов:

. питание;

. одежда, белье, обувь;

. предметы санитарии, гигиены, лекарства;

. мебель, посуда, товары длительного пользования;

. жилище и коммунальные услуги;

. культурно-просветительные мероприятия и отдых;

. бытовые услуги;

. транспорт;

. связь;

. прочее.

Потребительские бюджеты, как правило, дифференцируются по социально-­демографическим и профессиональным группам населения, а также по регионам страны. Так, например, прожиточный минимум рассчитывается в среднем на душу населения и отдельно для детей до 6 лет, подростков 7-15 лет, мужчин в трудо­способном возрасте, женщин в трудоспособном возрасте, пенсионеров. Кроме того, территория России условно поделена на 16 зон проживания, характеризующихся сходными природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями потребления, что позволяет определять специальный минимальный набор продуктов питания для каждой из них.

В мировой и отечественной практике выработаны следующие методы форми­рования потребительских бюджетов.

. Нормативный бюджет определяется на основе нормативов потребления от­дельных товаров и услуг (нормативной потребительской корзины) и их фак­тической стоимости. В зависимости от вида разрабатываемого бюджета нор­мативы могут быть минимального или нормального уровня.

. Статистический бюджет устанавливается на уровне доходов, которыми ре­ально располагают определенные слои населения страны. Так, для бюджета прожиточного минимума рассматриваются доходы 10-20% самых бедных граждан страны.

. Комбинированный (как правило, нормативно-статистический) метод заклю­чается в том, что расходы на питание устанавливаются по нормативам по­требления, а остальные статьи - статистическим путем.

. Субъективный метод базируется на основе опросов общественного мнения и экспертов о необходимом уровне соответствующего бюджета.

Система потребительских бюджетов различных стандартов обеспечивает выполнение следующих задач:

. обеспечивает объективную оценку достигнутого и прогнозируемого уровня жизни населения;

. помогает обосновать государственную политику доходов и систему распре­делительных отношений;

. обеспечивает анализ социальной дифференциации в обществе и экономи­ческого положения отдельных социальных групп;

. является базой для адресной социальной политики, критерием экономиче­ского положения конкретных семей и ориентиром для регулирования доходов и потребления малообеспеченных семей.

В настоящее время в РФ основным социальным нормативом поли­тики доходов является бюджет прожиточного минимума.

В Российской Федерации бюджет прожиточного минимума долгое время разрабатывался на основе нормативно-статистического подхода. В соответствии с Законом РФ «О прожиточном минимуме» предусмотрен переход на нор­мативную методику его формирования.

Минимальные нормативы потребления продуктов питания, непродовольствен­ных товаров и услуг определялись с учетом:

. научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жиз­недеятельности человека;

. фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях;

. социально-экономических и демографических факторов, характеризующих уровень доходов населения, состав и половозрастную структуру населения, размер и структуру семей;

. финансовых возможностей государства по обеспечению социальной защи­ты населения (поскольку именно бюджет прожиточного минимума являет­ся чертой бедности и основанием для регулирования доходов малообеспе­ченных семей).

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ИНВЕСТИЦИИ В НЕГО

Человеческий капитал - это совокупность врожден­ных способностей и приобретенных знаний, навыков и мо­тиваций, целесообразное использование которых способ­ствует увеличению дохода (на уровне предприятия, инди­вида, общества) (по Г. Беккеру). Сами по себе знания, навыки и способности человеческим капиталом не являют­ся. Чтобы стать капиталом, они должны приносить доход. Точно так же, как приобретенный автомобиль является личной собственностью, а сданный в аренду и приносящий доход - становится капиталом.

Гарри Беккер применил экономический подход к че­ловеческому поведению. В основе подхода – гипотеза рациональных ожиданий, согласно которой человек при принятии решений исходит из принципа экономической целесообразности, т. е. принимает те решения, которые способны принести выгоду.

Рассматриваемая совокупность знаний, навыков, спо­собностей становится человеческим капиталом в момент купли-продажи рабочей силы - в момент найма на рабо­ту. Рост человеческого капитала должен способствовать росту производительности труда и производства. Целесо­образное использование человеческого капитала ведет к росту доходов (предприятия и работника). Рост доходов стимулирует работника (и предприятие) делать вложения в здоровье, образование и т. д. С целью повышения запаса знаний, навыков и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить.

Поэтому в соответствии с теорией человеческого капи­тала знания и квалификация наемных работников рассмат­риваются как принадлежащий им и приносящий доход ка­питал, а затраты времени и средств на приобретение этих знаний и навыков - инвестиции в него.

Инвестициями в человеческий капитал считается лю­бое действие, которое увеличивает объем знаний, квали­фикацию, способности человека и в результате повышает его продуктивность.

Как правило, инвестиции в человеческий капитал (в противовес потреблению) дают значительный по объему, длительный по времени эко­номический и социальный эффекты.

Основные виды инвестиций в человеческий капитал ­это инвестиции в образование и физическое и эмоциональ­ное здоровье.

Рассмотрим простую модель инвестиций в человече­ский капитал (Дж. Минсер ), которая помогает понять, как человек принимает решение об образовании (рис).

У человека, окончившего школу (обязательное обуче­ние), есть две возможности в момент времени S.

1 - он сразу начинает трудовую деятельность. В этом случае он начинает получать свой доход УА уже в году 5, в дальнейшем этот доход немного возрастает, так как человек приобретает некоторые навыки и опыт в процессе работы.

2 - человек начинает учиться дальше, например, в университете в течение - 5) лет. Такое решение по­требует прямых инвестиций в размере С (цена обучения, книги и т. п.), кроме того, человек потеряет тот доход, который он мог бы получить, работая все эти годы (аль­тернативные издержки Z). Зато его доход очень скоро после начала карьеры станет выше, чем у менее образован­ного работника, и будет продолжать расти более быстрыми темпами до самой пенсии (R).

Выбор «учиться - не учиться» происходит путем со­поставления издержек (С + Z) и выгоды (Х) от образова­ния. Поскольку задача решается для долгосрочного вре­менного интервала, нужно принимать во внимание суще­ствующий эффект дисконтирования, т. е. привести доходы и расходы к одному моменту (допустим, 5). Ставка дис­контирования у каждого человека своя - кто-то предпо­читает сиюминутные выгоды, а кто-то ценит доход, кото­рый можно получить в перспективе.

Из описанной модели можно сделать следующие вы­воды:

1) образование выгодно для молодых людей - для них бо­лее продолжителен период (R - U), когда получают вы­coкий доход, И ниже альтернативные издержки, так как заработная плата в первые годы работы всегда меньше. Кроме того, влияют и «неденежные» факторы, которые в формальной модели не отображены, - молодым лю­дям легче учиться и морально, и физически;

2) образование тем выгоднее, чем больше разрыв в зара­ботной плате между «образованным» и «необразован­ным» работниками;

3) прямые расходы на обучение однозначно влияют на ре­шение индивида, поэтому молодой человек из обеспе­ченной семьи скорее решит учиться. Если же ради уче­бы приходится брать кредит, то издержки С выраста­ют (на величину банковского процента), и решение может оказаться отрицательным.

Роль социального партнерства в регулировании трудовых отношений

Социальное партнерство - это такой тип и система отношений между работодателями и работниками, при которых обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов. Основу социального партнерства составляет не только разделение ответственности между представителями трудящихся, работодате­лей и правительством за результаты принимаемых и реализуемых решений, но и механизм ослабления монополии государственных органов власти на управление экономикой, их опеки над всеми слоя­ми общества. В этой связи социальное партнерство для стран, всту­пивших в переходный период, является чрезвычайно важным и не­обходимым компонентом становления экономики. Основная цель социального партнерства - содействие решению актуальных соци­альных и экономических проблем, укреплению демократии, сохра­нению социальной стабильности, достижению согласия между все­ми участниками партнерства.

С учетом опыта развитых стран в России широкое рас­пространение получили представления о том, что рыночное хозяй­ство не может развиваться без отлаженной системы социального партнерства. Поэтому переход к рынку в России сопровождался ин­тенсивной работой над необходимыми правовыми актами, которые могли бы создать основу для формирования системы социального партнерства. К нормативным актам в первую очередь относится Конституция Российской Федерации, провозглашающая в СТ. 30 Ч. 1 право каждого гражданина на объединение, включая право созда­вать профсоюзы для защиты своих интересов, и гарантирующая свободу деятельности общественных объединений. Другой акт, со­ставляющий основу действия системы социального партнерства,

Указ Президента Российской Федерации «О социальном партнёрстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 г., признал целесообразным внести в практику ежегодное заключение генеральных и отраслевых соглашений между объединениями профсоюзов, работодателей, органами государственного управления.

Решающая роль в формирова­нии системы социального партнерства в России, в обеспечении согласования интересов субъектов социально-трудовых отношений на всех уровнях принадлежала Закону Российской Федерации «О кол­лективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г.

На сегодняшний день во многом система социального партнёрства регулируется нормами, прописанными в Трудовом кодексе РФ, принятым в 2002 г.

Законы и подзаконные акты составляют правовую базу, обеспечивающую деятельность системы социального партнерства в сфере регулирования трудовых отношений.

Основные принципы системы социального партнерства

Функционирование системы социального партнерства происхо­дит на основе трипартизма - системы трёхстороннего представи­тельства (рис.).

Элементами системы являются объект, субъекты, уровни, принципы и органы управления.

Объект системы социального партнерства - социально-трудовые отношения.

Субъекты (стороны) социального партнерства в сфере социаль­но-трудовых отношений - работники, работодатели и государство.

С развитием рыночных структур государство в основном выпол­няет функции координатора и организатора регулирования трудо­вых отношений, контролера, посредника, но может выступать в си­стеме социального партнерства и как собственник имущества, и как работодатель (в тех случаях, когда речь идет о государственных предприятиях).

Одна из важнейших функций государства - разработка право­вых основ и механизма совершенствования организационных форм социального партнерства, правил и механизма взаимодействия сто­рон, установление обоснованных размеров и порядка определения минимальных социально-трудовых стандартов (минимальной зара­ботной платы, социальных льгот и гарантий и др.), стимулирующих переговоры между сторонами. Представление о российской систе­ме социального партнерства дает табл.

ПРИНЦИПЫ как элемент системы социального партнерства опреде­ляют основные требования к функционированию данной системы. Главными принципами социального партнерства являются: соблю­дение норм законодательства; полномочность представителей сторон в принятии на себя обязательств; реальность обеспечения принима­емых обязательств; систематичность контроля и ответственность за выполнение обязательств.

По мнению специалистов МОТ, в рыночной экономике долж­ное функционирование социального диалога и социально-трудовых отношений в духе партнерства предполагает:

. политическую и материальную независимость организаций трудящихся и работодателей друг от друга и от государства;

. примерное равенство сил социальных партнеров;

. профессиональную компетентность партнеров.

Важная особенность принципов системы заключается в том, что они должны соблюдаться на всех ее уровнях - федеральном при за­ключении Генерального соглашения; региональном - при заклю­чении социальных (региональных) соглашений; отраслевом (от­расль народного хозяйства) - при заключении тарифных согла­шений; местном (локальном) - при заключении коллективных договоров на предприятиях различных организационно-правовых форм собственности. При этом подобная/многоступенчатая система подразумевает еще один важный принцип системы социального парт­нерства: каждый последующий уровень коллективного соглашения(договора) не может ухудшить условий более высокого уровня и дол­жен отличаться от предыдущего большей выгодой для работников.

Существенной проблемой, решение которой необходимо для успешного функционирования системы социального партнерства, яв­ляется создание единых органов управления. В России для ведения кол­лективных пере говоров и подготовки проекта Генерального соглаше­ния на федеральном уровне создана постоянно действующая Россий­ская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в которую входят представители общероссийских профсоюзов и их объединений, общероссийских объединений ра­ботодателей и федеральных органов исполнительной власти.

Основные задачи РТК: ведение коллективных переговоров, под­готовка и заключение Генерального соглашения между общероссий­скими объединениями профессиональных союзов, общероссийски­ми объединениями работодателей, Правительство Российской Федерации; обсуждение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам социально-экономической политики, регулирования трудовых от­ношений; изучение международного опыта; участие в мероприяти­ях, проводимых соответствующими зарубежными организациями, и др. Организационная структура отраслевых, региональных, тер­риториальных комиссий формируется исходя из специфики отра­сли, региона или территории.

Факторы, воздействующие на формирование социально-трудовых отношений

На формирование СТО в обществе влияют многочисленные факторы политического, экономического, социокультурного и ис­торического характера. В качестве основных следует выделить три фактора: социальная политика и ее особенности в стране; глобали­зация экономики; уровень развития общественного труда и произ­водства.

Социальная политика как образ действий органов государствен­ной власти и государственного управления, направленных на по­вышение качества жизни людей в обществе, выражается в системе целенаправленных мер стратегического характера, включая меха­низм формирования и регулирования СТО.

Социальная политика определяет комплекс мер по формирова­нию и развитию СТО в обществе, цель которых - улучшение си­туации на рынке труда, в области оплаты труда, охраны труда и социальной защиты, защиты наемных работников, развитие социального партнерства. При этом необходимо установить границы ре­ализации принципов рыночной экономики в системе СТО с уче­том ограничителей, к которым следует отнести ряд проблем: взаи­мосвязь рыночных механизмов с будущими поколениями; круг элементов СТО, определенных Конвенциями МОТ, и принятых Россией обязательств в рамках мирового сообщества, которые по своему содержанию не могут быть «рыночными».

К примеру, такими элементами трудовых отношений являются профессиональная ориентация и консультация, трудоустройство граждан, профессиональная реабилитация инвалидов, профессио­нальная подготовка и переподготовка женщин, у которых закончил­ся декретный отпуск, и др.

Исторический опыт свидетельствует, что степень коммерциали­зации СТО относительно ниже в государствах с высокоразвитой экономикой, чем в слаборазвитых и развивающихся гocyдарствax, так как экономические возможности первых позволяют им привне­сти критерии социальной защищенности человека в более широ­кие СТО.

Глобализация экономики как процесс формирования системы международного разделения труда характеризуется не только бур­ным ростом мировой торговли, активными потоками иностранных инвестиций, стремительными изменениями технологических про­цессов, но и усилением взаимозависимости национальных финан­совых рынков, увеличением валютных потоков спекулятивных опе­раций между государствами, ростом вторичных финансовых рынков, усилением несбалансированности в платежеспособности, тор­говле. Все эти процессы в совокупности воздействуют на макроэко­номическую политику на национальных уровнях и ограничивают ее формирование, что наиболее жестко проявляется в политике в сфере труда, вызывая серьезные проблемы во всем мире. Как фак­тор формироваания СТО глобализация высвобождает экономиче­ские силы, которые углубляют уже существующее неравенство в сферах производительности труда, доходов, материального благо­состояния, препятствуют равенству возможностей в СТО, что спо­собствует поддержанию устойчивого интереса к использованию в СТО политики трудового протекционизма - защиты национальных рынков труда.

Трудовой протекционизм - это всегда синтез и следствие поли­тического, экономического, технологического, финансового и товарного протекционизма, в которых применяются такие регулято­ры, как квотирование и лицензирование импорта, выбор путей тех­нологического развития, регулирование валютных курсов и т.д. И которые, в итоге, направлены на защиту рабочих мест на национальном рынке труда. Однако на рынке труда используются и собственные, специфические методы защиты: административное ограничение притока иностранной рабочей силы, регулирование цены рабочей силы на национальном рынке труда и др.

Элементы трудового протекционизма присутствуют в экономи­ческой политике многих стран мира. России только предстоит оце­нить воздействие последствий глобализации экономики на СТО в контексте ее новой экономической жизни. В этих условиях целе­сообразно проводить финансовую и промышленную политику, содействующую конкурентоспособности внутреннего производства и эффективной перестройке предприятий, временно защищая при этом внутренний рынок в его наиболее уязвимых для импорта об­ластях. Это позволит предоста­вить внутренним производителям некоторое время для необходи­мой перестройки.

В развитии общественного труда существуют объективные зако­номерности: разделение и кооперация труда, рост производительности труда, замещение труда капиталом.

Воздействие разделения труда на СТО в последнее десятилетие все более жестко определяется спецификой новых технологий. Эти возможности отражаются и на формировании трудовых функций, видов деятельности, квалификационных треБОl3аниях, организации рабочих мест.

Важнейшей системной закономерностью развития обществен­ного труда, воздействующей на СТО, является процесс замещения труда капиталом, который происходит под воздействием роста про­изводительности труда за счет НТП, финансовых факторов, особенностей развития национальной экономики.

Существенное значение в формировании системы СТО име­ют роль и место предприятий в этой системе, особенность предпри­ятия - его размер, тип, организационная форма, жизненный цикл развития, отраслевая принадлежность, финансовое положение и Т.П.

Система СТО на уровне предприятия определяется основными рамочными элементами; концепцией и стратегией развития пред­приятия (организации); системой рабочих мест; кадровой полити­кой; трудовым поведением.

Рамочные, элементы включают основные правовые рамки, структуру и развитие внешнего рынка тру­да, социокультурную среду, основные технические параметры про­дукции и оборудования.

Концепции и стратегии развития определяют взаимозависимо­сти между кадровой и другими видами политики предприятия (организации).

Система рабочих мест формируется при последовательном вы­полнении в технологическом процессе работ с учетом их содержа­ния, организации и обслуживании рабочего места, специализации и кооперации, нормирования и условий труда, установлении режи­мов рабочего времени и других организационных элементов.

Кадровая политика учитывает планирование и привлечение пер­сонала, организацию заполнения рабочих мест, оценку и оплату труда работников, квалификационный рост персонала, трудовую мотивацию, социальные льготы, компенсационные выплаты, уча­стие работников в прибылях и капитале предприятия (организа­ции).

Трудовое поведение формируют установки, мотивы, групповые и индивидуальные нормы трудового поведения, конфликтность, профессиональная социализация и другие элементы.

Проблемы развития социального партнерства в России и пути их решения

На первый взгляд может сложиться впечатление, что все необ­ходимые условия для развития социального партнерства в России уже присутствуют:

. осуществился переход к рыночным отношениям;

. имеется минимально необходимая правовая основа для раз­вития социального партнерства;

. существуют профсоюзы - организации, представляющие и защищающие интересы трудящихся;

. выделился класс предпринимателей;

. государство заявило о своей готовности выступить в качестве посредника в отношениях между наемными работниками и работодателями.

Однако в России до сих пор в области развития социального партнерства существуют серьезные проблемы. .

Основная nроблема - отсутствие сильных и мощных профсоюзов, заявляющих о себе как о реальной силе, с которой нельзя не считать­ся. Существующие в России профсоюзы либо слабы, либо занима­ют откровенно соглашательские позиции. Даже те нечастые всерос­сийские акции протеста, которые они проводят, не способны корен­ным образом изменить ситуацию. Слабы позиции профсоюзов на малых и средних предприятиях. Непродуманные реорганизации, в частности укрупнение профорганизации, приводят к потере связи профсоюзов с местными организациями и рядовыми членами.

Вторая серьезная проблема неэффективного социального парт­нерства в России - низкая дисциплина, отсутствие четко действу­ющей исполнительской вертикали правительственных структур, нарушение провозглашенных ими принципов равенства сторон и от­крытости при принятии жизненно важных для страны решений.

Очень часто работодатели и рабочие занимают схожие позиции и выступают единым фронтом против правительства. Существует мнение, что самый безответственный партнер - правительство, ко­торое не выполнило большинство пунктов в трехстороннем согла­шении, а это нередко приводит к невозможности для предприятий продолжать работу. Уже после подписания соглашений правитель­ством (об индексации, повышении зарплаты и т.д.) Минфин отка­зывается выделять соответствующие средствa.

Третья проблема в развитии социального партнёрства - несо­вершенство механизма реализации договорных условий. Любые комиссии (РТК, региональная, заводская) являются исключитель­но совещательными органами, они не имеют рычагов регулиро­вания процесса выполнения подписанных соглашений.

В совершенствовании социального партнерства в России можно обозначить два направления: 1) разработка новых стратегий в дея­тельности профсоюзов и объединений предпринимателей; 2) повы­шение эффективности деятельности РТК.

В реализации первого направления можно выделить следующие пути:

. оказание новых услуг и создание соответствующих служб.

. вовлечение новых членов, Т.е. распространение влияния проф­союзов прежде всего на молодежь, женщин, работников ма­лых и средних предприятий, объединение в соответствующие организационные структу­ры предпринимателей,

. расширение международного сотрудничества профсоюзов и организаций работодателей в развитии международных свя­зей,

. совершенствование экономико-правового механизма регули­рования договорных условий по всем видам соглашений, что приведет к повышению исполнительской дисциплины всех субъектов социального партнерства.

Эффективная деятельность РТК и всей системы социального партнерства обусловлена уровнем заинтересованности партне­ров, поэтому в процессе повышения значимости РТК и усиления ее роли в выработке социально-экономического курса и регулиро­вании трудовых отношений необходимо:

. определить и закрепить в законодательном порядке ее статус и статус ее координатора;

. способствовать становлению и расширению практики трех­сторонних консультаций в рамках всей системы социально­го партнерства,

. разработать экономико-правовой механизм реализации при­нятых решений, а также контроля и ответственности за не­выполнение решений, принятых РТК.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методы и модели прогнозирования показателей дифференциации и поляризации денежных доходов населения

    Автореферат
    Защита состоится 26 июня 2008 года в часов на заседании диссертационного совета Д212.196.01 по присуждению ученой степени доктора экономических наук в ГОУ ВПО «Российская экономическая академия имени Г.
  2. Методология измерения и оценки межрегиональной дифференциации денежных доходов населения

    Документ
    Различия в величине денежных доходов населения регионов складываются под совокупным влиянием разнообразных факторов, которые по-разному сочетаются в каждом конкретном регионе.
  3. Переход на рыночные отношения деформирует прежнюю структуру доходов населения

    Документ
    Переход на рыночные отношения деформирует прежнюю структуру доходов населения. Появляются новые источники доходов (предпринимательский доход, доход от собственности), изменяется роль отдельных источников, их значимость для различных групп населения.
  4. Сберегательный фактор перераспределения в формировании реальных доходов населения

    Диссертация
    Защита состоится «30» июня 2006г. в 11 час. на заседании диссертационного совета К 502.008.02 по экономическим наукам в ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы» по адресу: 344002, г.
  5. Д. К. Шигапова благосостояние и социальная защита населения

    Документ
    Работа включает проблемы увеличения доходов населения, роли специальной политики в повышении благосостоянии населения и государства, а также место социальной политики и защиты в становлении социального государства как инструмента

Другие похожие документы..