Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Гипатия (Ипатия) ( 370 н.э. – 415 н.э.) – математик, астроном, философ. Имя и дела ее достоверно установлены, а потому и считается, что Гипатия – перв...полностью>>
'Документ'
Бытует мнение, что современные школьники - «дети асфальтовых джунглей» - не восприимчивы к художественному слову. Но так ли это на самом деле? Разве ...полностью>>
'Семинар'
19-20 октября в Санкт-Петербурге состоялся семинар «Использование современных программных продуктов при оценке неблагоприятного антропогенного воздей...полностью>>
'Лекции'
Цель дисциплины – дать представление будущим специалистам об основах коммерческой и предпринимательской деятельности; о составе задач и их возможном ...полностью>>

Становление института социального рынка

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

РОМАНОВА Олеся Вадимовна

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО РЫНКА

Специальность: 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре управления социальными и экологическими системами Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Научный руководитель

  • доктор философских наук, профессорКАРПИЧЕВ Виктор Сергеевич

Официальные оппоненты:

  • доктор социологических наук, профессор УСМАНОВ Борис Фатыхович

  • кандидат социологических наук

ВОРОНКОВА Наталья Валерьевна

Ведущая организация  – Образовательное учреждение профсоюзов

«Академия труда и социальных отношений»

Защита состоится «16» июня 2009 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д.502.006.19 в ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, Москва, пр. Вернадского, д.84, корп. 1, ауд.3304.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС.

Автореферат разослан «15» мая 2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

Панин И.Н.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования.

Современный российский рынок претерпевает существенные трансформации. Являясь компонентом социума, он представляется в новом качестве – как «ускользающий» рынок и «сверхсложный институт самоорганизации», компоненты которого конкурируют и сотрудничают между собой, изобретая новые формы организации и способы действий. При этом происходит корректировка правил рыночной жизнедеятельности при изменении внешних условий. Рынок превращается в систему с инновационными характеристиками для социологии, осмысливающей социальную реальность в ее неравновесности, спонтанной самоорганизации и значимости для граждан, государственных, муниципальных, конфессиональных, бизнес-структур.

С учетом этого, актуальность темы исследования обусловлена:

  • усилением социальной ориентации российского рынка;

  • нарастанием противоречий и разнонаправленных тенденций на рынке труда, рынке образования, рынке культуры, усложнением социальных взаимосвязей между структурными элементами системы. Реформирование системы образования привело к снижению уровня подготовки трудовых ресурсов. Это способствует росту уровня безработицы, необходимости привлечения специалистов извне, кроме того, все более усиливающаяся «информатизация» труда вызывает повышение требований профессионального образования;

  • существованием наряду с «цивилизованным» рынком, призванным удовлетворять потребности граждан, «дикого» рынка, в котором реализуются интересы отдельных социальных групп, приверженных к коррупции и нарушению российского законодательства;

  • трансформациями в рынке социальных услуг, количественными (бурный рост объема производства услуг и числа занятых в сфере услуг), качественными (коммерциализация сферы социальных услуг, возникновение широкого спектра новых услуг, изменение значимости государственных социальных услуг, связанное с особой ролью государства как участника рынка);

  • возникновением в результате самоорганизационных и целенаправленных процессов социальных сборок – спонтанных и организованных социальных образований, которые выступают в роли продуктов рынка. Это разнообразные законопроекты, бизнес-проекты, партийные проекты, программы некоммерческих организаций, формальные и неформальные, негласные соглашения и другие социальные сборки, возникающие, в том числе в межстрановом пространстве, в результате взаимодействия социальных рынков стран мира.

  • возрастанием, под влиянием процессов глобализации и информатизации общества, социальной значимости знаний, информации и опыта на рынке. Происходят глубокие изменения, затрагивающие структуру ценностей субъектов рынка. Это выражается в требовании признания авторитета «рыночных ценностей» даже в тех сегментах рынка, где данные ценности доминировать не могут (конфессиональные структуры, рынок культуры, семья).

Данные обстоятельства требуют решения научной задачи, связанной с обоснованием становления института социального рынка как важнейшего компонента в структуре российского социума в целях оптимизации социальных процессов, имеющих рыночную природу.

Степень научной разработанности темы исследования.

Проблематика социального рынка является достаточно новой для современной социологической науки. Однако предпосылки для осмысления этого феномена были заложены в работах отечественных и зарубежных авторов. Имеющаяся литература представлена в виде нескольких групп.

К первой группе отнесем труды ученых, разделяющих традиционный взгляд на понятие «рынок», зародившийся в рамках экономической науки. К таковым относятся работы классиков экономической теории А. Маршалла, Д. Риккардо, А. Смита, которые рассматривали рынок как идеальный институт, решающий все наиболее сложные экономические проблем, применимый к растущей сфере социального обеспечения. Представляют интерес подходы представителей институциальной экономической теории Р. Коуза, и Д. Норта, в рамках которой сформировались представления о социальных издержках, позволяющие осмыслить социальную природу рыночных отношений. Обращают на себя внимание и экономические взгляды, предполагающие господство экономики над другими сферами общества, в частности, теория саморазрушительных склонностей рынка и «провалов» рынка (Г. Беккер, А.В. Бузгалин, А.И. Колганов, Р. Хейлбронер, Ф. Хирш). Имеют значение также научные взгляды на механизм рыночной конкуренции М. Портера и Й. Шумпетера. Анализ различных экономических подходов к определению понятия «рынок», раскрытию его сущности как экономического института, проведен и другими известными учеными (С.Ю. Глазьевым, С.М. Меньшиковым, К. Поланьи)1.

Во вторую группу автором включены лежащие в контексте исследования философские и правовые идеи, которые позволяют формировать более широкий взгляд на рынок и связанные с ним понятия, подтверждая его «социумную» природу. Это идеи концепции идеального государства, представления, оценивающие государство как нравственный универсум, а также концепция социального государства и ее различные вариации (Аристотель, Гегель, М.А. Гарсия Эррер, Платон, Л. Эрхард)1.

В третью группу входят работы социологов, в которых раскрыта рыночная проблематика, связанная с формированием представлений о социальных институтах, социальных структурах и процессах. Это – научные идеи М. Вебера, Т. Веблена, О. Конта, К. Маркса, Т. Парсонса, Г. Спенсера. В качестве методологических оснований диссертационного исследования использованы также труды в области социологии, посвященные феноменам «становление» и «развитие», идеям спонтанности структурообразования (К. Поппер, П. Штомпка). Изучение проблемы пространственно-временной организации социума, вопросов конструирования социальной реальности (П. Бурьдье, М. Крозье, Н. Луман) позволило диссертанту рассмотреть социальный рынок как область полей социального взаимодействия элементов социума. Важную роль для исследования играет проблема соотношения индивидуального и социального, а также связанная с ней концепция человеческого и социального капитала (Э. Дюркгейм, Дж. Колеман).

Переход к принципиально иному взгляду на рынок получил развитие в рамках нового вектора социологической мысли – постнеклассической социологии (Ж. Бодрийяр, Э. Гидденс, П. Дукер, В.С. Карпичев, А. Субетто, Ф. Фукуяма, Ч. Хенди). Основой сформированного представления о рынке стали работы, в которых он раскрывается как универсальный механизм, определяющий развитие социальных процессов аналогично «естественному отбору» Н.Н. Моисеева, С.Д. Хайтуна. Заслуживают внимания работы представителей социологии рынка – направления экономической социологии, в которых обосновывается неизбежность нового взгляда на рынок (М.С. Добрякова, В.В. Радаев)1.

В четвертую группу вошли работы в области социосинергетической методологии В.Г. Буданова, Л.А. Василенко, Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, И. Пригожина, В.Л. Романова, И. Стенгерс, Г. Хакена, актуальной при исследовании самоорганизационных процессов социального рынка в условиях нелинейного, неравновесного развития российского социума2.

Проведенный анализ состояния проблемы исследования дает основания полагать, что ввиду необходимости преодоления представлений о рынке как о сугубо экономическом институте, предложены методологические подходы для нетрадиционного понимания данного феномена. Заметим, что такого рода взгляды не оформились в качестве самостоятельной социологической концепции, рассматривающей рынок как сверхсложный социальный институт, механизмы которого действуют в рамках социума.

Объект исследования – социорыночные процессы в современной России.

Предмет исследования – становление института социального рынка.

Цель исследования: обосновать становление института социального рынка – новой социальной реальности, выработать концептуальные подходы к выбору приоритетов формирования его оптимальной модели.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать сложившиеся в социологическом знании представления о феномене рынка.

  2. Исследовать трансформацию теоретических представлений о рынке в рамках постнеклассической социологии.

  3. Рассмотреть становление института социального рынка как объективный социальный процесс.

  4. Охарактеризовать качественные изменения в компонентах социального рынка.

  5. Выявить особенности основных социорыночных процессов.

  6. Раскрыть механизм внутреннего регулирования российского социального рынка (самоорганизацию).

  7. Социологически обосновать необходимость оптимизации внешнего влияния на функционирование института социального рынка.

Теоретико-методологической основой являются общие принципы научности, объективности, системности, связи с практикой. В качестве социологических методов использованы структурно-функциональный анализ, репрезентативный опрос, экспертные оценки, контент-анализ документов, моделирование социальных процессов.

Основополагающими для исследования стали идеи Т. Веблена о естественном социальном отборе, Н.Н. Моисеева о РЫНКЕ как «супермеханизме» самоорганизации, о существовании ВСЕЛЕНСКОГО РЫНКА, идеи В.В. Радаева о формировании нового направления социологии – социологии рынков.

Источниковую базу исследования составили: законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации; указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации; положения и выводы, содержащиеся в интервью, докладах и выступлениях руководителей российского государства, представителей общественности, крупных бизнес-структур; статистические данные, материалы официальной статистики и научно-практических конференций, диссертационные исследования, монографии и статьи, другие документы и материалы, посвященные проблеме исследования.

Эмпирической базой диссертации являются результаты социологических исследований, проведенных учеными кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Центром сравнительной социальной политики и управления социальной сферой факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в которых автор принимала непосредственное участие:

  • «Семейные стратегии современной студенческой российской молодежи». Социологический опрос проведен в июне 2008 г. в рамках проекта ПРООН в РФ «Внедрение гендерных подходов в России (в контексте ЦРТ и концепции устойчивого человеческого развития)» при поддержке Фонда ООН по народонаселению. Руководители проекта д.с.н., профессор Василенко Л.А., д.п.н., профессор Григорьева Н.С. В опросе приняло участие 5 161 респондентов из числа населения. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, роду деятельности. Индекс в диссертации: ССССРМ-08;

  • «Актуальные проблемы государственной гражданской службы». Выборочный социологический опрос экспертов проведен в январе 2009 г. Руководитель исследования – д.с.н., профессор К.О. Магомедов. В качестве респондентов выступили 218 экспертов из числа государственных служащих федерального и регионального уровней власти. Индекс: АПГГС-09.

Исследование, проведенное лично автором:

  • «Рыночные процессы в условиях глобальных кризисов». Социологический опрос экспертов проведен автором в ноябре 2008 г. В качестве респондентов выступили 137 экспертов из числа государственных служащих федерального и регионального уровней власти. Индекс: РПГК-08.

Для вторичного анализа использованы материалы:

  • «Государственные и рыночные структуры в посттоталитарном обществе». Экспертный опрос участников Международного семинара с одноименным названием проведен в Российской академии управления в январе 1993 г. В качестве экспертов опрошено 52 человека из числа государственных служащих федерального и регионального уровней власти, преподавателей и научных сотрудников, руководителей предпринимательских и общественных структур. Индекс: ГРСПО-93;

  • «Социальная политика и социальные реформы глазами россиян». Социологический опрос проведен Институтом социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации в марте – апреле 2006 г. Выборка составляла 1750 респондентов. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, региону проживания и типу поселения. Индекс: СПСРГР-06;

  • «Кризис и идейно-политические взгляды россиян: левый поворот или объединение вокруг власти?» Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 10–11 января 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках Российской Федерации. Индекс: КИПВР-09.

Основные научные результаты, полученные автором и их новизна:

  1. Обосновано введение понятия «социальный рынок» в социологическое знание. Институт социального рынка представлен как институт новой социальной реальности, порождающий, наряду с товарами и услугами (традиционными продуктами рынка), социорыночные отношения и связи, социальное рыночное сознание, способы жизнедеятельности; социальный рынок рассматривается в процессе его становления, перехода возможности в действительность, то есть как социальная реальность и знание, дающее новое знание; социальный рынок выступает в качестве объективного социального процесса, результата естественного социального отбора, подверженного социальным алгоритмам; рынок анализируется как феномен, обладающий внутренними ограничителями, содержит пределы влияния и нравственные императивы.

  2. Выработаны концептуальные подходы к выбору приоритетов формирования оптимальной модели социального рынка: выявление социально-временной характеристики модели, в основе которого лежит алгоритм его институциализации (соответствие социальным потребностям, формализация отношений, нарастание внутренней организации и усложнение, легитимизация и возникновение системы стандартизированных ожиданий); определение социального рынка как сверхсложного института, включающего в себя институты-организации и институты-нормы, институты-традиции, институты-обычаи, другие установления; учет интеллектуализации и информатизации и глобального характера социорыночных процессов. На основании данных подходов выявлены приоритеты формирования оптимальной модели социального рынка: включенность в социум; гибкость социорыночных структур; самоорганизационный характер процессов; универсальность механизмов конкуренции, кооперации, отбора, лежащих в основе возникновения новых компонентов; сложность структуры и наличие глубинных, разнонаправленных тенденции в ней; вероятность «диких» проявлений.

  3. Раскрыта структура института социального рынка:

    1. структуру в значении состава образуют компоненты, классифицируемые по различным основаниям: по общему основанию – традиционный рынок (рынок труда, рынок образования) и инновационный рынок (рынок социальных программ, «рынок директоров»); по сегментам или сферам деятельности (рынок ценных бумаг, финансовый рынок, рынок недвижимости, рынок культуры, рынок инноваций); по степени легальности или цивилизованности – «дикий» («теневой» рынок здравоохранения, рынок «наездов», торговля людьми) и цивилизованный; по продуктам (товары, услуги, социальные сборки, деньги, привилегии);

    2. его структурой как способом связи выступают спонтанные, самоорганизующиеся процессы и процессы управляемые, направляемые, специально организованные. Охарактеризованы качественные изменения в структурных компонентах социального рынка, относящихся, в первую очередь, к тем сферам социальных отношений, где действие рыночных механизмов до последнего времени считалось неприемлемым: изменение роли государства на рынке социальных услуг, коммерциализация здравоохранения и образования, трансформации брачного рынка и института семьи. Отмечен факт возникновения новых рынков (рынок витальных ресурсов, «детский бизнес»).

  4. Выявлена специфика важнейших социорыночных процессов: конкуренции (повышение социального качества продукта, формирование социальных лидеров, развитие социально ориентированных форм бизнеса); кооперации (частно-государственное партнерство, транснациональные корпорации (ТНК), межгосударственные организации, сетевые организационные формы); социального обмена (новые продукты обмена – знания, идеи, социальные нормы и программы, отношения и смыслы, знаки и символы; виртуальный и символический обмен; превращение цены в ценность) – внутренних регулирующих социальных механизмов.

  5. Выделены доминанты внутреннего регулирования процессов российского социального рынка (самоорганизации): спонтанное возникновение новых элементов, процессов и тенденций; усложнение социорыночных связей и взаимодействий, укрупнение структур; нелинейность социорыночных процессов, множественность траекторий развития; доминирование эмерджентности и иррациональности в рыночных взаимодействиях; отсутствие рыночной этики; «дикая» рыночная самоорганизация; нарастание резонансных (рыночная жадность), когерентных (монопольный сговор), диссипативных (ориентация дальневосточного рынка Российской Федерации на Китай) рыночных социальных процессов. Векторы виртуализации социального рынка не только размывают границы пространственно-временных рыночных отношений, но и угрожают утерей социальной ориентации рыночных способов жизнедеятельности.

  6. Обоснована необходимость оптимизации внешнего (направляющего) воздействия на внутрирыночные социальные процессы, основными факторами которой выступают: становление социального государства, социально ориентированной экономики, рост социальной ответственности бизнеса, развитие гражданского общества, достижение эффективного взаимодействия компонентов социума, влияние параметров порядка на социорыночные ценности. Глобальный финансово-экономический кризис, актуализировавший значимость государственного вмешательства в социорыночные процессы, подтверждает выводы диссертанта о необходимости оптимизации внешнего воздействия. 78% экспертов считают, что традиционные социальные структуры (здравоохранение, образование, семья), испытывающие давление «рыночной машины» в условиях нарастающего системного кризиса, выдержат только при условии регулирования и поддержки со стороны государства и гражданского общества1.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечиваются: использованием общенаучных теоретико-методологических подходов и принципов познания социальной действительности, концептуальных положений социологии, философии, экономической социологии, экономической теории; использованием научно обоснованной методики сбора социологической информации и ее социально-экономической, социально-философской и социосинергетической интерпретацией, корреляцией выводов автора с выводами других исследователей.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что исследование рынка в новом качестве приводит к углублению самосознания субъектов рынка, рыночных институтов, формированию новых духовно-образовательных практик, выявлению «рыночного сектора» российской элиты, детерминаций среды, воздействующей на социальный рынок, заставляя его функционировать в режиме опережающего отражения действительности. Основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при формировании социально ориентированной политики различных структур российского социума, при подготовке, переподготовке, повышении квалификации кадров управления.

Апробация результатов работы. Положения, результаты и выводы диссертационного исследования обсуждены и апробированы на методологических семинарах и заседаниях кафедры управления социальными и экологическими системами РАГС при Президенте РФ, представлены в докладах и выступлениях автора на научных конференциях: VII межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Социология власти: основы теории и развитии практики» (22 мая 2007 г.); VIII межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Социальная среда современной государственной службы России» (4 апреля 2008 г.), а также отражены в научных публикациях автора общим объемом 2 п.л.

Структура диссертации определена общей целью и основными задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Совершенствование института социальной ответственности в сфере социально-трудовых отношений предприятий

    Диссертация
    Защита диссертации состоится «16» ноября 2011 года в 15:00 часов на заседании объединённого диссертационного совета ДМ 212.208.28 по экономическим наукам при ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: 344002, г.
  2. Учебно-методический комплекс удк ббк к рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации».
  3. Учебно-методический комплекс удк ббк к рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации».
  4. Учебно-методический комплекс удк ббк м рекомендовано к изданию методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Деньги, кредит, банки» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105 «Финансы и кредит».
  5. Учебно-методический комплекс удк ббк ц рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Института социальных и гуманитарных знаний

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105.

Другие похожие документы..