Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В человеческой душевной жизни есть два коренных вопроса, сообразно которым и расположено все, подлежащее обсуждению в этой книге. Один из них гласит:...полностью>>
'Семинар'
Ни для кого не секрет, что в последнее время значительно воз­рос интерес к психологии. Свидетельство тому — все более частые обращения родителей к шк...полностью>>
'Документ'
В области регулярно выполняются наблюдения за гамма-фоном местности в 20 населённых пунктах, планшетные наблюдения за радиоактивными выпадениями из а...полностью>>
'Документ'
Это ничего. Мы любим детей. Несмотря ни на что, они наша услада, бодрость, надежда, радость, отдых, светоч жизни. Не спугиваем, не обременяем, не терз...полностью>>

Предварительный отчет по 1 этапу проекта

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Московский городской педагогический университет

Научно-исследовательский институт Столичного образования





Предварительный отчет по 1 этапу проекта



Сетевые взаимодействия образовательных учреждений высшего педагогического образования и школ университетского округа в процессе реализации программы «Школы будущего»



Москва 2008

Оглавление

Авторы и составители отчета: 4

Введение 5

Задачи и основные работы, проведенные в рамках первого этапа реализации проекта. 18

Общие итоги исследования 19

Комментарии к пакету документов по организации сетевой педагогической практики 24

Основные тенденции развития сетевых форм организации и управления образованием. 27

Зарубежный опыт реализации образовательных программ высшего образования в сетевой форме 38

Пример построения сетевых программ в системе высшего образования Великобритании 39

Рекомендации по организации сетевых программ, разработанных финским Министерством образования 75

Исследование ожиданий и возможностей участников проекта «Сети». Отчет. 76

Экспертное интервью и анкетирование руководителей школ 81

Анкетирование школьников 90

Общие выводы по опросу школьников 10 классов 93

Анкетирование студентов 3 курса МГПУ 95

Общие выводы по опросу студентов 3 курса МГПУ 100

Общие итоги исследования 102

Анализ нормативных документов, содержащих обозначение основных проблем и вариантов их решения, обеспечивающих сетевые взаимодействия между образовательными учреждениями 103

Проблематика правового оформления организации и реализации процессов подготовки педагогических кадров в сетевой форме (новой институциональной форме) 106

Нормативно-правовые аспекты участия образовательного учреждения в сетевом взаимодействии (на стадии становления и развития) 109

Правовое регулирование договорных отношений 114

Взаимоотношения образовательных учреждений
со слушателями 119

Нормативно-правовые аспекты участия образовательного учреждения в сетевом взаимодействии (на стадии закрепления функционирования устоявшихся сетевых взаимодействий) 121

Экономика сети. 123

Сравнительные характеристики при функционировании ФСИ на базе бюджетной и внебюджетной организации. 128

Приложения 130

1. ПОЛОЖЕНИЕ «О педагогической мастерской» 130

2. Приказ «О реализации проекта «Сетевые взаимодействия образовательных учреждений высшего педагогического образования и школ университетского округа» 137

Приложение 3. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРИСУЖДЕНИЯ ЗВАНИЯ «Учитель-наставник» 139

4. Регламент экспериментальной практики студентов педагогического ВУЗа в сети: 147

Ознакомление с сетью; 147

Прикрепление к учителю – предметнику в качестве стажера, 147

Освоение новой роли куратора и помощника учителя в новой для себя среде; 147

Выбор мастерских для специализации (участие в «мастер-классах»); 147

Участие в мероприятиях сети в качестве группового руководителя школьников (куратора группы). 147

Отчетные материалы: 147

Сравнительный анализ программ работы и результатов деятельности школ, входящих в сеть; 147

Индивидуальный учебный план на следующий год. 147

Прохождение курса как минимум в 2х мастерских, создание своего собственного небольшого, экспериментального проекта (40 уч. ч.); 147

Участие в мероприятиях сети в качестве группового руководителя школьников (куратора группы); (20 уч. ч.) 147

Работа в качестве педагога дополнительного образования; (40 уч. ч.) 147

Работа в качестве помощника куратора класса. (20 уч. ч.) 147

Сертификаты о пройденном обучении на 2 мастерских; 147

Отчет о работе в качестве помощника куратора (классного руководителя); 147

Отзыв руководителя о соответствии полученных результатов поставленным целям; 147

Рефлексивный дневник стажера о практике. 147

Выбрать работу в одной из мастерских: 148

Реализовать собственный проект в сети (разработанный в мастерской); 148

Описать реализованный проект (может выступать в качестве части диплома). 148

Визитная карточка практиканта (ФИО, курс, факультет); 148

Общая оценка проф. знаний (общая профессиональная подготовка); 148

Оценка актуальности, выделенной изначально (действительно ли поставленная проблема – актуальна?); 148

Достижение целей, поставленных изначально (успешна ли реализация целей?) 148

Общие выводы; 148

Рекомендации. 148

Визитная карточка практиканта (ФИО, курс, факультет); 148

Индивидуальный учебный план на время практики, 148

Сертификаты по итогам обучения в мастерских, 148

Отзыв о прохождении обучения стажера в мастерской 148

Отзыв (экспертное заключение) на реализованный проект, 148

Отчет о работе в качестве помощника куратора (классного руководителя); 148

Отзыв руководителя о соответствии полученных результатов поставленным целям (реализация учебного плана); 149

Публикация по итогам собственного проекта 149

Рефлексивный дневник стажера о практике. 149

5. Рекомендации Министерства образования Финляндии
по разработке и реализации совместных (сетевых)
образовательных программ, ведущих к совместным дипломам 150

Приложение 6. Материалы on-line конференций 158

К вопросу о рекламе 158

Шёпотом ветра 163

Авторы и составители отчета:

Студенты и аспиранты МГПУ

Минич Светлана Валерьевна

Мокроусова Анастасия Константиновна

Самсонова Елена Сергеевна,

Дейнеко Марина Сергеевна

Петрашко Артем Владимирович

Стародубцев Андрей Васильевич

Корчагина Наталья Игоревна

Директора и замдиректора школ сети

Рывкин Александр Аронович

Губанов Андрей Юрьевич

Рачевский Ефим Лазаревич

Иванов Андрей Владимирович

Бубман Шулим Самойлович

Иванова Людмила Фроловна

Мокринский Михаил Геннадьевич

Беляева Наталья Владимировна

Эксперты проекта

Митрофанов Кирилл Германович

Голубкин Игорь Викторович

Калашников Сергей Павлович

Васильева Наталья Петровна

Сергоманов Павел Аркадьевич

Составление и общая редакция отчета - Митрофанов Кирилл Германович

Введение

Миссия проекта «Школы будущего» – становление России как Родины свободных, способных и талантливых людей. «Мы хотим, чтобы у человека, окончившего школу, были способности мышления и понимания, чтобы он мог ставить цели и имел опыт социального действия, чтобы он свободно вступал в содержательное взаимодействие и коммуникацию, понимал других людей и мог объяснить свои собственные идеи. Для этого Школа будущего должна предоставить будущему поколению возможности освоения культурных способов мышления, коммуникации и действия, овладения исследовательской, проектной, управленческой деятельностью»1.

Программа модернизации системы образования и Федеральная программа развития образования предполагают качественные изменения в содержании образования, экономике образования, управлении системой образования.

Наиболее эффективными условиями решения этих задач являются, с нашей точки зрения, отработка новых моделей содержания образования, новых организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей управления образованием, а также сетевой характер взаимодействия образовательных институтов.

Однако в жизни школы существует одно противоречие, до недавнего времени казавшееся неразрешимым. Это противоречие между массовым характером обучения и стремлением к его максимальной индивидуализации. Выработанные методические приемы способны были только сгладить его, но не разрешить по существу. Наиболее оптимальное решение этой проблемы было найдено не так давно, и состоит оно в предоставлении учащимся возможности выбирать для себя индивидуальный учебный план.

Потому «Школу будущего» рациональнее рассматривать не как институт, а как инфраструктуру, как сеть, включающую не только образовательные учреждения общего образования, но и Школе Будущего как сети, рассматриваемой в рамках проекта, нужно обладать следующими характеристиками:

- технологичность

- проектность

- рефлексивность

Сама формулировка темы – «Сетевые взаимодействия образовательных учреждений высшего педагогического образования и школ университетского округа в процессе реализации программы «Школы будущего»» двояка, с точки зрения новизны.

С одной стороны, в истории отечественного образования есть примеры сетевых или квази сетевых структур. К ним, с определённым допущением, можно отнести рабфаки, формирующие массив молодых людей для систем подготовки кадров – партийной, комсомольской, профсоюзной, инженерной. Другим примером можно считать Физтех, выделившийся впоследствии в целостную систему набора, отбора и подготовки инженеров аэрокосмического, военно-промышленного комплекса.

С другой стороны, муниципальные образовательные учреждения в их сегодняшнем состоянии существуют не так давно и такие вопросы, как смена способов организации и смена технологий управления, были для многих из них, в силу известных обстоятельств, недоступны.

Кроме того, при разработке образовательных сетей в рамках проекта «Школа будущего», необходимо учесть, что с точки зрения муниципалитета, учебные заведения также являются элементом социальной инфраструктуры.

Ещё одна объективная трудность заключается в том, что функционирование любых муниципальных учреждений, в разных вариантах взаимодействия, происходит в линейной логике и в логике формального административного действия.

Для дальнейшей проработки темы и составления рекомендаций по разработке Сетевых взаимодействий образовательных учреждений высшего педагогического образования и школ университетского округа в процессе реализации программы «Школы будущего» следует определиться с причинами и основаниями, приводящими к появлению сетевых взаимодействий и форм работы в образовании.

В подавляющем большинстве случаев, в имеющихся материалах, текстах, интервью говорится о нехватке ресурсов как одной из основных причин появления сетей в образовании.

При этом сами описания наводят на вывод, что появление столь современных форм организации в образовании говорит скорее об избыточности некоторых, безусловно, не всех, ресурсов и возможностей.

Один из наиболее «любимых» примеров – сети в сельской местности. Однако, очевидно, что именно в сельских школах, на общем социо культурном фоне в сельских районах (и все описания это подтверждают наглядными примерами) некий накопленный потенциал превышает необходимый для обычного функционирования школы уровень.

Конечно, же, с точки зрения перехода от одних образовательных целевых установок к другим, с точки зрения современного оснащения учебных заведений, образовательного процесса, просто здравого смысла, многого не хватает, а многое устарело или обветшало.

Тем не менее, переход на сетевые или квази сетевые формы организации, видимо, может означать несколько обстоятельств в образовательной деятельности и её состоятельности с точки зрения управления, реформирования образования, введения профильного обучения.

Первое обстоятельство, на наш взгляд, заключается в том, что образовательные учреждения, работоспособные педагогические коллективы исчерпали возможности реализации накопленного потенциала (организационного, содержательного) в стенах школ, в том числе, и в силу «давления» внешних обстоятельств (список этих обстоятельств – отдельная тема).

Второе обстоятельство состоит в обладании сферы образования мощнейшим ресурсом социальной стабильности. Невзирая ни на что, школы работают. В стремительно меняющихся условиях этот момент становится весьма ценным в глазах населения, родителей, считающих стабильность одним из показателей успешности и социальных гарантий.

Третье обстоятельство заключается в том, что в общих чертах происходит складывание педагогического профессионального сообщества, с развитой инфраструктурой контактных «зон» (конференций, семинаров и пр.), экспертных групп, изданий, грантовского финансирования пилотных разработок и др. Это сообщество, в силу недавно начавшейся экономизации образования, внутри ещё мало конкурентно, но ещё вполне толерантно к различным подходам в образовании.

Отсюда исходит актуальность освоения в различных формах и масштабах сетевых форм организации образовательной деятельности. Тем самым, можно сформулировать набор тезисов, «ухватывающих» суть проделываемых работ и необходимых к рассмотрению:

1. Внедрение иных, в том числе и сетевых форм организации, способов управления означает начало процессов разделения отношений собственности и управления, как принципиально разных типов отношений. Только теперь речь идёт не о формальном разделении, а о фактическом. Отсюда актуальность подробного рассмотрения вопросов нормативно-правового характера, обеспечивающих легитимную деятельность формируемых сетей.

2. Речь идёт об установлении связей между позициями (отношениями) собственности и управления, изменённых вследствие внедрения сетей в практику работы общеобразовательных учреждений с профильным обучением, на муниципальном уровне. Безусловно, понимается, что в этом случае наполнение этих связей, распределение функций также будут претерпевать изменения.

3. Появление механизмов, в недалёком будущем, сертификации, финансирования на основе индивидуальных образовательных программ, сделает некоторые стороны деятельности образовательных учреждений более открытыми, и как следствие, более критичными.

4. Безусловно значимым, важным моментом является запуск реальных механизмов управления, регулирования возникающих отношений и связей, их корректировки.

5. Весьма кропотливой и не менее важной является работа по «вписыванию» разрабатываемых сетей, складываемых отношений, связей и механизмов в существующую социальную инфраструктуру с целью получения максимального эффекта от производимых нововведений.

Процессы информатизации и глобализации общества ведут к новой образовательной политике, целью которой является индивидуализация обучения. Концепция гуманизации образования предполагает учет и развитие личностных психофизиологических особенностей человека, индивидуализацию обучения и, соответственно, гибкую программу образовательного процесса. Современная парадигма гуманизации образования безусловно подразумевает методически организованное самообразование на основе идеи предоставления обучаемому максимума образовательных услуг “в любое время и в любом месте”. Способы самообразования различны, они включают различные информационные технологии: традиционные (изучение литературных источников, посещение лекций и пр.) и инновационные (массмедиа, видео- аудио-, компьютерные курсы, виртуально-тренинговые системы, и пр.).

Потребность в получении качественного полного среднего, а затем профессионального образования актуальна сейчас уже для учащегося школы. Обеспечение доступного, независимо от места жительства обучаемого, и качественного образования возможно при использовании новых педагогических и информационных технологий.

В настоящее время получение индивидуализированных образовательных услуг для большинства обучающихся невозможно из-за их высокой стоимости. Это является основным препятствием для практической реализации. Использование современных технических средств обучения, видео или компьютерных учебных материалов, открывает перед учащимися возможность самостоятельного изучения и, соответственно, самостоятельного планирования учебного процесса в рамках образовательного стандарта.

Существующий познавательный интерес субъекта обучения (учащегося) и наличие у него мотивации на получение знаний, умений и навыков по конкретной образовательной программе не могут быть ограничены состоянием образовательной среды региона его проживания.

В условиях изменяющегося мира полученные базовые знания человека через небольшой временной промежуток уже не смогут обеспечить его эффективную адаптацию к жизни в обществе, постоянно требуются новые дополнительные знания.

Переход старшей школы на профильное обучение отнесен Правительством России к числу приоритетных направлений модернизации российского образования, что отражено в ряде нормативных документов (Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, постановление Правительства РФ от 09.06.03).

Введение гибкой системы профильного обучения в старших классах ориентированно на развитие индивидуальности и расширение возможностей социализации обучающихся.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами, намерениями в отношении продолжения образования с учетом реальных потребностей рынка труда.

Решением проблемы эффективности и качества образования является создание и использование электронных учебно-методических комплексов (УМК) по всем направлениям довузовской подготовки, включая профильное обучение, подготовку к поступлению в колледж или вуз, а также подготовку к сдаче ЕГЭ.

Обучающемуся предлагается свободный график, гибкий выбор дисциплин специализации, осмысленный выбор своего преподавателя. Модели сотрудничества Вуза и школ по реализации профильного обучения различны. Профильное обучение может быть организовано в очном режиме, а отдельные темы курса, контроль знаний, общение в группах или консультации – в режиме он-лайн. МГПУ может выполнять роль ресурсного центра для организации профильного обучения в качестве узла сети школа-Вуз, при этом отдельные темы курса, консультации, тренинги, защита проектов проводятся как в очном режиме, так и в режиме on-line.

В on-line образовании в настоящее время нуждаются различные социальные группы. Это студенты, желающие получить второе, параллельное образование; лица с ограниченной свободой перемещения и желающие получать образование по месту жительства; люди с физическими недостатками, не имеющие возможности обучаться в традиционной системе; особо одаренные дети и подростки, стремящиеся осуществить продвинутое образование независимо от места их проживания и удаленности от традиционных академических и университетских центров; желающие обучаться без отрыва от основной деятельности.

Особые перспективы электронные средства коммуникации открывают для on-line обучения учителей и администрация школ, стремящиеся повысить свою квалификацию в организации системы профильного обучения школьников в режиме он-лайн.

Интеграция двух различных образовательных пространств позволит создать непрерывную систему образования, обеспечить преемственность между общим и профессиональном образованием, более эффективно подготовить выпускника школы к освоению программ высшей профессиональной школы, дать возможность каждому выпускнику осуществлять индивидуальную траекторию развития личности.

Непрерывное обучение человека – объективное требование времени, а в условиях нарастающих темпов научно-технического и научно-технологического прогресса, это единственный способ его эффективной деятельности.

Механизмы сетевого взаимодействия общеобразовательных школ и педагогического университета ляжет в основу экспериментальной деятельности такой сети. Таким образом результатом реализации этого проекта будет создание работающей сети Московского городского педагогического университета и школ университетского округа. Решение этой задачи включает в себя анализ возможностей сети, инвентаризацию существующих ресурсов, анализ нормативного и экономического сопровождения работы сети, согласование работ с внешними управленческими структурами Московского образования, проектирование механизмов взаимодействия управленческих структур внутри сети, включая системы мониторинга результативности. Такой проект будет разрабатываться и апробироваться в течение трех лет с 2008 по 2011 год. Полученные исследования во многом будут определять результативность реализации программы «Школа будущего», развития форм предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений Москвы.

Программа модернизации системы образования и Федеральная программа развития образования предполагают качественные изменения в содержании образования, экономике образования, управлении системой образования.

Наиболее эффективными условиями решения этих задач являются, с нашей точки зрения, отработка новых моделей содержания образования, новых организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей управления образованием, а также сетевой характер взаимодействия образовательных институтов.

Процессы информатизации и глобализации общества создают возможности реализации новой образовательной политики, целью которой является индивидуализация обучения. В настоящее время получение индивидуализированных образовательных услуг для большинства обучающихся невозможно из-за их высокой стоимости. Это является основным препятствием для практической реализации. Использование современных технических средств обучения, видео или компьютерных учебных материалов, открывает перед учащимися возможность самостоятельного изучения и, соответственно, самостоятельного планирования учебного процесса в рамках образовательного стандарта. Сетевые формы взаимодействия становятся вторым необходимым условием реализации подобных индивидуализированных способов обучения.

Идея проекта – разработать и апробировать механизмы сетевых взаимодействий образовательных учреждений высшего педагогического образования и школ университетского округа в процессе реализации программы «Школы будущего.

Основные проблемы, на решение которых направлен проект:

  1. апробация сетевых форм взаимодействия образовательных учреждений высшего педагогического образования и школ университетского округа

  2. создания новых образовательных практик через организацию педагогических мастерских,

Основной способ реализации проекта – соединение идеи индивидуализированных форм обучения школьников и студентов педагогического профиля с сетевой формой взаимодействия школ и педагогического университета.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет по первому этапу исследования Разработка концепции информационной кампании

    Публичный отчет
    2. Проведение инициационного (для разработки концепции информационной кампании) социально-психологического исследования представлений о ВИЧ/СПИДе и ВИЧ-инфицированных в трех группах целевой аудитории (600 чел.
  2. Отчет по интеграционному междисциплинарному проекту со ран №24 " Метаматериалы на основе прецизионных микро- и нанооболочек для терагерцового и инфракрасного диапазонов" (2009-2011)

    Публичный отчет
    Цель проекта: разработка, формирование и исследование принципиально новых метаматериалов для терагерцового (ТГц) и инфракрасного (ИК) диапазонов в виде двумерных и трехмерных массивов трехмерных оболочек-резонаторов со следующими
  3. Отчет о подготовке доклада о положении детей в России Этап 1

    Публичный отчет
    «Анализ детской бедности и социальной исключенности на разных этапах экономического цикла и оценка эффекта социальных трансфертов, адресованных семьям с детьми»
  4. Отчет по инвестициям «Бакинская инициатива»

    Публичный отчет
    С целью обеспечения выдачи мощности Рогунской ГЭС, Сангтудинской ГЭС-1 и Сангтудинской ГЭС –2 а также экспорта избыточной летней электроэнергии, разработаны инвестиционные проекты по строительству: 48
  5. Отчет по результатам самообследования

    Публичный отчет
    ФГОУ ВПО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина» является одним из ведущих вузов в системе зооветеринарного образования РФ.

Другие похожие документы..