Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Родители неправильно воспринимают само понятие «занятие» в детском саду, и вместо вопроса: «В какую игру вы сегодня играли?» спрашивают: «А что вы се...полностью>>
'Реферат'
Содержание учебного пособия соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине...полностью>>
'Документ'
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных сит...полностью>>
'Диплом'
Закон г. Москвы от 31.03.1 N 11 (ред. от 19.05.2004) "Об организационном и финансовом обеспечении внедрения системы ипотечного жилищного кредито...полностью>>

Ф. Ю. Аляев 12 Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Балашовский институт (филиал)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского»

Актуальные проблемы
науки и образования

Сборник научных статей

Под общей редакцией
С. А. Ляшко

Балашов

2009

УДК 378+001

ББК 74.58+72

А44

Редакционная коллегия:

Иг. Андреева, А. В. Викулов, Т. В. Егорова,

А. И. Золотухин, В. К. Киселев, М. А. Ляшко,

Т. Н. Смотрова, Л. В. Татару, С. И. Шумарин.

Печатается по решению Редакционно-издательского совета
Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».

А44 Актуальные проблемы науки и образования : сб. науч. ст. / под общ. ред. С. А. Ляшко. — Балашов : Николаев, 2009. — 156 с.

ISBN 978-5-94035-387-4

В сборник включены материалы выступлений молодых ученых, представленные для обсуждения на секционных заседаниях ежегодной
научно-практической конференции Балашовского филиала (института) Саратовского университета, которая состоялась 13—20 апреля 2009 г.

УДК 378+001

ББК 74.58+72

ISBN 978-5-94035-387-4  Балашовский институт СГУ, 2009

 Коллектив авторов, 2009

С о д е р ж а н и е

Элективные курсы в обучении математике 9

О. С. Аксенова 10

Православная лексика на уроках русского языка 10

Ф. Ю. Аляев 12

Перспективы подготовки юных футболистов г. Балашова 12

А. С. Аравина 15

Лингвистический анализ антропонимов
новгородских берестяных грамот 15

А. А. Ахметзянова 17

Связь окраски цветка с жизненной формой растения 17

Л. В. Белова 19

Использование телекоммуникационных проектов
на занятиях по немецкому языку
на старшем этапе средней школы 19

С. И. Белоусова 20

Необходимость развития медицинского учреждения
в г. Балашове (на основе бизнес-планирования) 21

С. В. Бессмертнова 22

К вопросу об экзистенциальном контексте творчества
В. В. Маяковского в прочтении современных исследователей 22

Е. А. Битинайте 24

Образ России в общественном сознании Индии
в XIX — первой половине ХХ вв. 24

М. Ю. Борисова, А. И. Самсонова 26

Большие проблемы маленькой реки в г. Балашове 27

В. Д. Браун 28

Закономерности социально-психологической адаптации
личности в современном обществе 28

С. А. Бубнов 30

Напряженно-деформированное состояние пластины
в исходном и полностью обезуглероженном состояниях 30

Л. И. Быхалова 35

Исследование взаимосвязи стратегий поведения супругов
в конфликтных ситуациях и их удовлетворенности браком 35

Д. Ю. Варганов 36

Лирико-философская сказка А. де Сент-Экзюпери
«Маленький принц» (опыт целостного анализа) 37

А. В. Васильев 38

Кабан (Sus scrofa nigripes) Прихоперья 38

С. В. Григорьева 40

Охрана здоровья участников образовательного процесса
в сфере высшего профессионального образования 40

Д. А. Давыдов, М. В. Миханкова 41

Учебно-исследовательский проект
«История родного города в математических задачах» 41

О. С. Денисова, Е. П. Свешникова 43

Влияние индивидуально-психологических особенностей
личности руководителя на стиль управления 43

А. П. Драчевский 44

Триерархия как литургия (по корпусу речей Демосфена) 45

А. В. Дроговозова 47

Учебный проект «Культурное наследие» 47

О. И. Думан 49

Участие студенческой молодежи в деятельности
Молодежного общественного совета
Балашовского муниципального района 49

Ю. О. Елина 50

Семантические неологизмы в современном русском языке 51

А. О. Ерофеева 52

Планиметрия на ЕГЭ 52

А. В. Жарков 54

Ценностные ориентации
как фактор регуляции поведения и деятельности 54

А. Г. Захарова 56

Профессиональная мотивация молодежи
в условиях современного российского образования 56

Е. В. Зацаринина 57

Тема цирка и ее функции в романе Ч. Диккенса
«Тяжелые времена» 57

О. В. Зябина 61

Взаимосвязь референтометрического статуса подростков
и уровня их профессионального самоопределения 61

Н. С. Калякина 63

Флористический состав пойменных лесов
окрестностей села Хоперское 63

Ю. С. Камардина 64

Образ заглавного героя романа Ч. Диккенса
«Николас Никльби» 64

Т. В. Кармаева 67

Формы участия молодежи в локальных
общественно-политических процессах в Германии 68

И. П. Каштанова 71

Особенности деятельности классного руководителя
в образовательном учреждении 71

С. В. Корсакова 72

Жанровая многосоставность английского сонета
эпохи Возрождения 72

Г. А. Кочарян 75

Роль здоровьесберегающих технологий «СпАрт»
в общеобразовательной системе 75

М. А. Кравцев 78

Использование опорных конспектов при изучении
безопасности и защиты человека в чрезвычайных ситуациях 78

Е. А. Крухмалев 80

Правильный образ жизни молодого поколения —
залог здоровья нации 80

А. А. Кузнецов 83

Самоорганизация личностных смыслов учеников
в образовательном процессе 83

Е. С. Лукьянова 85

Педагогическая деятельность в системе взаимодействия субъектов образовательного процесса 85

Т. Н. Маляева 86

Проблема эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях трансформации современной семьи 86

Н. В. Моловствова 89

Жаргонная лексика в «Очерках Бурсы» Н. Г. Помяловского 89

М. В. Морозов 90

Проблема выбора пути в кризисной ситуации в романе
Э. М. Ремарка «Три товарища» 90

И. П. Насека 92

Реализация межпредметных связей
с использованием новых информационных технологий
при изучении вопросов гражданской обороны 92

Е. А. Невежина 93

Малые формы прозы в творчестве Д. Г. Лоуренса 94

Д. А. Орлюк 97

Особенности современного мирового финансового кризиса 97

О. С. Павлова 98

Роль и место темы «Углы и расстояния» в вариантах ЕГЭ 98

А. Е. Палящая 100

Социально-психологические факторы,
определяющие тип переживания беременности 100

О. П. Плотникова 103

Влияние лидера спортивной команды
на эффективность соревновательной деятельности 103

Н. И. Пономарева, А. А. Чиркина 104

Микротопонимы города Балашова 104

В. Н. Попова 106

Билингвальное обучение истории на начальном этапе
гуманитарных факультетов педвузов
на материале немецкого языка 106

В. В. Пятницкий 108

Компьютерное моделирование физических процессов
в среде DYNAMIC MODEL CREATOR 1.0 108

Е. С. Рощина 109

Альтернативные судьбы
американской научной фантастики XX в. 109

О. Н. Рыльский 112

Влияние занятий волейболом
на развитие физических качеств 112

Е. В. Савина 114

Сравнительный анализ особенностей взаимосвязи
акцентуации характера и стиля саморегуляции поведения студентов и лиц с делинквентным поведением 114

М. А. Седова 116

Особенности развития воображения дошкольников 116

Е. С. Серикова 117

Модульный подход
в обучении практической фонетике немецкого языка 118

А. А. Сидорина 119

К вопросу о семантике одного животного мотива. Концепт «кот» в европейской литературе 119

А. О. Скворцова 121

Языковое разнообразие публицистического дискурса
(на основе анализа журнальных статей о поп-
и рок-музыке и спорте) 121

Т. А. Скрыльникова 122

Роль гибкости мышления в развитии креативности
у детей старшего дошкольного возраста 122

О. Г. Смотрова 124

Особенности взаимоотношений отцов и детей
после развода как социально-педагогическая проблема 124

Е. С. Сорокина 126

Структура вальтер-скоттовской схемы
в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 126

А. Н. Титова 127

Интеллектуальное развитие детей на занятиях
по развитию речи 127

Л. В. Торохова 129

Специфика дискурса в интернет-пространстве
(на материале англоязычных форумов) 129

К. А. Третьяков 131

Социально-педагогическая деятельность с детьми,
склонными к алкоголизму 131

А. А. Турик 132

Уровень ИКТ компетенции преподавателей военного вуза, проблемы и пути решения 132

Е. В. Турухин 136

Акробатическая подготовка,
как условие развития ловкости волейболистов 136

А. В. Фадеев 138

Голографическая запись информации 138

В. А. Филатова 140

Адаптация студентов в вузе 140

И. А. Хахулина 142

Особенности изучения пожарной безопасности
в младших классах 142

С. Ю. Хромова 143

Трагедия Ф. Шиллера «Разбойники»: поэтика стиля и жанра 144

Ю. В. Цаплина 147

Организация сетевого проекта по комбинаторике
с учащимися начальных классов 147

Е. П. Цыплакова 149

Психопрофилактика возможных дисгармоничных отношений супругов, вступивших в брак с различной мотивацией 149

И. С. Чегина 150

Исследование взаимосвязи образа Я и способов
психологической защиты детей
старшего дошкольного возраста 150

А. А. Чеканов 152

Развитие силовых способностей у детей среднего и старшего школьного возраста на уроках физической культуры 152

Е. А. Чепрасова 154

Проектирование информационного сайта «Отделения
по г. Балашову и Балашовскому району Управления
федерального казначейства по Саратовской области» 154

А. А. Чиркина 155

Проведение телекоммуникационных проектов
в начальной школе 155

А. Е. Чухарева 157

Особенности воспитания детей
в многодетных и однодетных семьях 157

Е. А. Шабалина 158

Экологический проект «Мой живой уголок» 158

А. С. Шевцов 160

Концепт «Одиночество» в творчестве Франца Кафки 160

А. А. Шевченко 161

Проектирование информационных систем
для социальной сферы 161

И. А. Шехматова 163

Экспериментальное исследование особенностей
конфликтного поведения подростков 163

О. И. Яценко 165

Эффективность использования статодинамических
упражнений локального воздействия в процессе силовой подготовки учащихся среднего школьного возраста 165

А. Н. Аксенова

Элективные курсы в обучении математике

Описывается специфика элективных курсов по математике в общеобразовательной школе.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <...> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы играют элективные курсы (курсы по выбору).

Математика, как точная наука, занимает особое место среди школьных предметов. Это связано с тем, что математику, в отличие от других предметов сдают как по окончании основной, так и средней школы в обязательном порядке, а также и при поступлении в большинство высших учебных заведений независимо от профильной направленности учебного заведения. В связи с этим можно считать, что в профильной школе математика займет важное место, поэтому абсолютное большинство учителей математики заинтересованы в проведении элективных курсов.

Элективный курс по математике проводится для сравнительно небольшого числа учащихся, изъявивших желание его выбрать. Одной из важных особенностей элективных курсов является ориентация на различные группы обучающихся. Условная классификация обучающихся профильной школы выглядит следующим образом:

— группа учеников, состоящая из математических вундеркиндов, победителей олимпиад высокого уровня;

— группа учеников, которые в течение всех прежних лет постоянно
и с увлечением изучали математику, участвовали в олимпиадах, занимались в кружках;

— обучающиеся, хорошо занимающиеся по математике на протяжении предыдущих лет;

— группа обучающихся, которым легко давалась математика;

— группа учеников, которые пришли в профильный класс как еще
в одну секцию, кружок;

— группа учащихся «слабых», неспособных освоить профильную программу по математике вообще.

В связи с этим учителями разрабатываются курсы, ориентированные на различные группы обучающихся.

Содержание курса напрямую зависит от состава группы обучающихся и может быть направлено на корректировку, закрепление базовой дидактической единицы школьного образования; включать в себя не только базовую дидактическую единицу школьного образования, но и дидактическую единицу, которая должна идти в зачет как базовый курс по некоторым специальностям среднего профессионального образования; идти
в зачет только как часть профильного курса высшего профессионального образования.

Элективные курсы служат для построения индивидуальных образовательных траекторий школьника. Курсы могут вестись как в традиционной форме (лекция, семинар, дискуссия, выступления с докладами и т. д.), так и в виде изучения предмета в «модели», изложения материала в логической форме, межпредметных связей. Оценка знаний по элективным курсам ведется по итогам выполнения зачетных или творческих работ.

О. С. Аксенова

Православная лексика на уроках русского языка

В статье обосновывается лингводидактическая ценность православной лексики, намечаются некоторые аспекты работы с текстом повести
И. С. Шмелева «Лето Господне».

Реализация лингвокультуроведческой направленности в преподавании русского языка в школе требует, во-первых, установления круга явлений, обладающих национально-культурной спецификой (слова, выражения, тексты), а во-вторых, поиска тех методических приемов, которые позволят предъявить эту специфику учащимся. Большим воспитательным
и образовательным потенциалом обладают тексты, рассказывающие
о Православии, которое теснейшим образом связано с национальной русской культурой. В роли языковых единиц, обладающих национально-культурной спецификой, выступают в этом случае слова и выражения, связанные с православной верой. Данная проблема рассматривалась
в лингводидактическом аспекте на примере повести И. С. Шмелева «Лето Господне».

И. С. Шмелев, будучи непревзойденным мастером живой народной речи, гармонично сочетает как официальные православные термины, так и народные обиходные наименования православных понятий и в особенности народные названия праздников. Например, Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня в народе называется Медовый Спас; Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил — в народе Михайлов день; Церковь Иоанна Воина получила неофициальное название Иван-Воин; Троице-Сергиева Лавра — Сергей-Троица и др. Существование параллельных названий, которые возникали в официальной церковной
и в народной культуре, свидетельствует о том, что Православие находило отклик в душе русского народа, почиталось им и часто поэтизировалось.

Важной особенностью этого произведения является наличие в нем авторских комментариев к православной лексике. Эти комментарии можно назвать лингвокультуроведческими. Из речи героев можно узнать, что такое ефимоны и коливо, Филипповки и Петровки, кто такие Архангел Михаил и Пантелеимон Целитель, как проводились православные праздники во времена детства И. С. Шмелева, какими обычаями сопровождались.

В-третьих, использованная в «Лете Господнем» православная лексика настолько многочисленна и разнообразна по тематике, что это позволяет различным образом ее систематизировать и рассматривать при изучении таких разделов и тем школьного курса «Русский язык», как лексика
и фразеология, морфология и стилистика и т. д. Например, при изучении темы «Заимствованные слова» можно обратиться к целым группам единиц, пришедших через посредство Православия из разных языков: из древнегреческого (акафист, аналой, ангел и др.), латинского (алтарь), древнееврейского (Пасха и собственные имена, многие из которых вошли в состав устойчивых сочетаний русского языка: петь Лазаря, Соломоново решение и др.) и старославянского (благочинный, трезвон, угодник, исповедь и многие другие) языков. При изучении данной темы уместно обратить внимание учащихся на то, какую роль сыграло Православие в развитии русского литературного языка, в частности — в обогащении его лексического состава.

Мы адресуем учителю и ученику своеобразный словарик-коммен-тарий к повести И. С. Шмелева «Лето Господне». Здесь даны не только толкования, но и в ряде случаев необходимый лингвокультуроведческий комментарий. Дело в том, что в тексте повести православная лексика выполняет многообразные художественные функции, создавая сложный семантический узор. Поэтому для верного понимания текста иногда важно знать не только предметное значение слова, но и особые культурные смыслы, которыми оно обладает. Так, например, школьникам, не имеющим опыта религиозной жизни, может быть непонятно, почему причастившегося поздравляют, «как именинника». Комментарий в словарной статье к слову Причастие разъясняет смысл соответствующего действия, его значение для духовной жизни православного человека.

Материалы словарика могут служить для школьника ориентировочной схемой лингвокультуроведческого комментирования слова.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения

    Документ
    Физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения : Материалы всероссийской научно-практической конференции (Новокузнецк, 17-18 марта 2011 года) /Под ред.

Другие похожие документы..