Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Различают объективные и субъективные факторы. Субъективный фактор производит действие в силу внутренних причин, результатов предшествующего развития ...полностью>>
'Документ'
Завтрак в отеле. Экскурсия по национальному парку Фудзи-Хаконэ: круиз по горному озеру Аси на пиратском кораблике. Подъем к вулкану Овакудани (Долина ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего пр...полностью>>
'Документ'
Огляд Європейської культури за часів епохи Відродження. Писемність та літературні традиції слов'ян. Переваги давньоруської літератури. Наука про куль...полностью>>

Программа дисциплины «Организация производства» Для направления: 080100. 62 «экономика» подготовки бакалавра профиль специальных дисциплин «Экономика фирмы»

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет – Высшая школа экономики»

Санкт-Петербургский филиал Государственного университета –

Высшей школы экономики

Факультет экономики

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Организация производства»

Для направления: 080100.62 «ЭКОНОМИКА» подготовки бакалавра

профиль специальных дисциплин «Экономика фирмы»

Курс III

Автор: к.э.н., доцент Балашов Алексей Игоревич

abalashov@

Одобрена на заседании кафедры

экономики фирмы

Зав. кафедрой Н.Н. Шляго

___________________

от «31» августа 2010 г.

Согласована УМО:

Начальник УМО В.В. Шереметова

__________________________

от «_____» ___________ 2010 г.

Утверждена Советом факультета экономики

Председатель Совета факультета В. Э. Гордин

______________________________

от «_____» ___________ 2010 г.

Санкт-Петербург

2010

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

1.1. Цели освоения дисциплины 4

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. 5

1.3. Место курса в системе формируемых квалификаций. 5

1.4. Формы работы студента 5

1.5. Виды контроля 5

1.6. Порядок оценки по дисциплине 6

2. Содержание программы 7

3. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ 8

ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ 8

3.1. Темы и содержание семинарских занятий 8

3.2. Самостоятельная работа студентов 17

3.3. Варианты контрольных работ 21

4. Перечень вопросов к зачету 24

5. Учебно-методическое обеспечение программы 25

6. Тематический план учебной дисциплины 26

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Организация производства».

Программа разработана в соответствии с:

  • ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным приказом Минобрнауки от 21 декабря 2009 г. № 747 (зарегистрирован в Минюсте 25 февраля 2010 г. № 16500);

  • Образовательной программой направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра.

1.1. Цели освоения дисциплины

Настоящая программа составлена на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников бакалавриата по направлению «Экономика» профиль специальных дисциплин «Экономика фирмы».

Цель изучения дисциплины «Организация производства» состоит в том, чтобы дать учащимся понимание методологии и практики организации производства в современной промышленной организации, а также ввести их в проблематику управления производственными процессами.

Изучение курса организация производства в рамках блока «Специальные дисциплины» призвано вооружить будущего бакалавра экономики знаниями и навыками науки, имеющей как большое мировоззренческое значение, поскольку вводит в круг знаний, описывающих поведение фирмы в современной экономике, так и непосредственное практическое применение в будущей профессиональной деятельности экономиста-плановика, менеджера-организатора производства, либо предпринимателя-представителя реального сектора экономики.

В процессе изучения студенты получают навыки определения и обоснованного выбора типа, формы и метода производства, организации создания и освоения производства новой продукции, проектирования производственных структур, организации инструментального обеспечения производства, технического обслуживания и ремонта оборудования, материально-технического и транспортного обеспечения производства.

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать типы, формы и методы организации современного производства;

  • знать особенности организации производства основных цехов различных отраслей промышленности;

  • знать организацию производственной инфраструктуры на отечественных промышленных предприятиях;

  • знать сущность и алгоритм выполнения операций по проектированию организации нового производства;

  • уметь выносить обоснованные суждения по вопросам организации производства;

  • уметь проводить сравнительный анализ различных вариантов организации производства;

  • уметь организовывать процесс создания и освоения новой промышленной продукции;

  • приобрести навыки для принятия оптимальных производственных решений, имеющих практическое значение для будущего бакалавра экономики в области организации производства;

  • приобрести навыки, необходимые для осмысления процессов, происходящих в производственной системе;

1.3. Место курса в системе формируемых квалификаций.

Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра по направлению «Экономика» по профилю «Экономика фирмы».

Изучение данной дисциплины предполагает наличие у студентов знаний по следующим дисциплинам: «Основы экономической теории: экономика фирмы», «Общий менеджмент» и «Бухгалтерский учет».

Материал курса формирует базу для изучения таких дисциплин как «Планирование на предприятии», «Аналитическая деятельность на предприятии», «Оценка ресурсов и результатов».

1.4. Формы работы студента

В соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направлению «Экономика» (профиль «Экономика фирмы») по курсу «Организация производства» предусмотрено проведение лекционных и практических занятий.

1.5. Виды контроля

Формами контроля знаний студентов является текущий и итоговый контроль.

В качестве формы текущего контроля предусмотрено выполнение двух контрольных работ – первая – письменное эссе; вторая - письменная работа, предусматривающая решение практических задач продолжительностью 60 минут (по вариантам). Текущий контроль – осуществляется также путем проверки преподавателем индивидуальных самостоятельных работ студентов.

Итоговый контроль – зачет, проводится в письменной форме по окончанию изучения дисциплины.

Тип контроля

Форма контроля

Кафедра

Параметры **

Текущий

Контрольная работа № 1

Экономики фирмы

Эссе

Контрольная работа № 2

Письменная работа - решение задач - 60 минут

Итоговый

Зачет

Экономики фирмы

2 вопроса в письменной форме на 60 мин.

1.6. Порядок оценки по дисциплине

Оценка знаний студентов осуществляется по 10-ти балльной шкале, где 1-3 балла соответствуют оценке «неудовлетворительно», 4-5 баллов – оценке «удовлетворительно», 6-7 баллов – оценке «хорошо» и 8-10 баллов – оценке «отлично».

Контроль знаний студентов осуществляется в различных формах, каждая из которых имеет свой вес:

- оценка за работу на семинарских и практических занятиях в течение всего курса – 0,2 (рассчитывается как сумма всех полученных на семинарах и практических занятиях текущих оценок, поделенная на количество оценок, и умноженная на коэффициент веса);

- оценка за самостоятельную работу – 0,2;

- написание двух контрольных работ – 0,2 (по 0,1 за каждую работу);

- письменный зачет (по материалу всего курса) – 0,4.

Оценка студентов является накопительной. Итоговая оценка складывается из оценок всех форм контроля умноженных на коэффициент веса.

Методика формирования результирующей оценки

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: активность в деловых играх, дискуссиях, качество выполнения групповых и индивидуальных заданий. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полноту освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии, при написании эссэ и рефератов и т.д.. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работ.

Преподаватель оценивает по 10-ти балльной шкале качество выполнение двух контрольных работ – Ок/р.

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = 0,4·* Озачет + 0,2·* Осам. работа + 0,2 * Ок/р + 0,2·* Оаудиторная

Если на зачете студент получает положительному оценку (любая – выше 3-х баллов), оценка за зачет ему «взвешивается» с указанным выше коэффициентом веса и суммируется с накопленной. Например, на зачете студент получает 6 баллов – его результирующая оценка по дисциплине (выставляемая в ведомость и в зачетку) составит: {6 * 0,3} + 5,2 = 7 баллов.

Однако, если студент получает на зачете неудовлетворительную оценку (1-3 балла), то его накопленная оценка «сгорает» - в качестве результирующей ему будет выставлена оценка, полученная за зачет.

Что касается так называемого «зачета автоматом», то есть возможности студента получить накопленную оценку без сдачи зачета, то право на «зачет автоматом» имеют только студенты, набравшие за курс (до выхода на зачет) максимально возможную оценку – в случае с нашими коэффициентами веса – это 7 баллов – 10 баллов * (0,1 + 0,3 + 0,3). В этом случае, при явке такого студента на зачет, преподавателем в графу «результирующая оценка» ему будет выставлено «отлично (10 баллов)».

2. Содержание программы

Тема 1. Введение: организация производства как система научных

знаний и область практической деятельности

Научные основы организации производства. Система основных категорий. Основные элементы и принципы эффективной организации производства в современных условиях. Производственные системы и их виды. Предприятие как производственная система.

Тема 2. Основы организации производства на предприятиях

отрасли (на примере машиностроения)

Понятие, виды и структура производственных процессов. Принципы организации производственного процесса. Формы, методы и типы организации производства. Организация производственных процессов в пространстве и во времени.

Тема 3. Проектирование организации производства

Макропроектирование производственной организации: выбор объектов производства, выбор организационно-правовой формы производственной организации, выбор местоположения предприятия. Организационное проектирование основного производства. Организация поточных линий. Проектирование структуры управления производственной организацией. Пространственная планировка предприятия.

Тема 4. Организация создания и освоения новой продукции

Значение и содержание процессов создания и освоения новой продукции. Организация конструкторской подготовки производства. Организация технологической подготовки производства. Организация экологической подготовки производства. Организационно-плановая подготовка производства. Методы перехода производственной организации на выпуск новой продукции.

Тема 5. Организации основного производства по отраслям

промышленности

Проектирование заготовительного производства. Проектирование обрабатывающего производства. Проектирование сборочного производства.

Тема 6. Организация производственной инфраструктуры

Понятие производственной инфраструктуры и этапы ее проектирования. Организация обеспечивающих процессов на производстве. Организация инструментального обеспечения производства. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования. Организация материально-технического обеспечения производства. Организация транспортного обеспечения производства. Организация обеспечения качества продукции.

3. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ

ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

3.1. Темы и содержание семинарских занятий

Семинар 1. Введение в организацию производства

Вопросы к семинарскому занятию

  1. В чем состоят задачи организации производства как науки и как области практической деятельности специалистов?

  2. Какие тенденции развития современного производства усиливают значение гибкой его организации на разных уровнях управления экономикой?

  3. Сформулируйте основные категории организации производства.

  4. Перечислите основные направления теории организации производства?

  5. Изложите основные принципы системного подхода к исследованию производственных процессов.

Семинар 2. Организация производственных процессов

в пространстве и во времени

Вопросы к семинарскому занятию

  1. Что такое производственный процесс?

  2. Какие элементы производственного процесса Вы знаете? Расскажите об их роли в производственном (трансформационном) процессе?

  3. Проведите классификацию производственных процессов по критериям характера проводимых работ и степени их технической оснащенности?

  4. Какие принципы организации производственного процесса Вы знаете?

  5. Дайте определения понятиям форма, метод и тип организации производства.

  6. Какие формы организации производства Вы знаете?

  7. Какие факторы способствуют, по Вашему мнению, концентрации производства?

  8. В чем проявляется экономическая эффективность специализации производства?

  9. С помощью каких показателей оценивается уровень кооперации в промышленной организации?

  10. Перечислите известные Вам признаки комбинирования производства.

  11. Какие факторы влияют на выбор метода организации производств?

  12. Какие основные показатели характеризуют тип производства?

  13. Проведите сравнение основных технико-экономических характеристик различных типов производства.

  14. Что такое производственный цикл, расскажите о его структуре?

  15. Какие основные виды организации производственных процессов во времени Вы знаете?

  16. При каком виде движения заготовок длительность производственного цикла является максимальной?

  17. Чем характеризуется организация производственного процесса в пространстве?

  18. Нарисуйте типовую производственную структуру промышленного предприятия.

Расчет длительности производственного цикла при последовательном, параллельном и комбинированном методах перемещения изделий.

Исходные данные следующие: технологический процесс обработки изделия состоит из трех операций, продолжительностью соответственно 7, 3 и 10 мин. В партии 4 изделия. Определим аналитически длительность производственного цикла при различных способах движения предметов труда.

Решение:

1. Длительность производственного цикла при последовательном способе движения предметов труда:

Σ ti = 7 + 3 + 10 = 20 мин.

пос = 4 * 20 = 80 мин.

2. Длительность производственного цикла при параллельном способе движения предметов труда:

пар = 20 + 10 * (4 – 1) = 50 мин.

3. Длительность производственного цикла при параллельно-последовательном способе движения предметов труда:

а) смещение последующих операций по отношению к началу предыдущих:

если t1 > t2 , С2 = 4 * 7 – (4 – 1) * 3 = 19 мин.

если t2 < t3 , С3 = 3 мин.

б) общая сумма смещений:

m

Σ Cm = С2 + С3 = 19 + 3 = 22 мин.

2

в) длительность цикла:

пар-пос = 22 + 4 * 10 = 62 мин.

№ операции

Продолжительность операции, мин.

Календарное время

Последовательное движение

1

2

3

7

3

10

0 28

40

80

Параллельное движение

1

2

3

7

3

10

0 7 10 17 20 27 30 37

10 20 30 40

20 30 40 50

Параллельно-последовательное движение

1

2

3

7

3

10

0 28

19 31

22 62

Рис. 2.2. Способы перемещения предметов труда по операциям

Построим теперь графики движения предметов труда (рис. 2.2).

Результаты аналитического и графического методов показывают одинаковые значения, следовательно, решения правильны.

Практическое занятие 1. Расчет пропорциональности,

ритмичности и параллельности производственного процесса

Расчет пропорциональной производительности цепи рабочих мест

Имеются три последовательно выполняемые операции с нормами времени: t1 = 6 мин/ед.; t2 = 4 мин/ед.; t3 = 5 мин/ед. Каждая операция выполняется на одном рабочем месте.

Требуется определить часовую производительность этой цепи рабочих мест.

Решение. Определим часовую пропускную способность каждого рабочего места. Первое рабочее место: 60/6 = 10 ед./ч; второе – 60/4 = 15 ед./ч. и третье – 60/5 = 12 ед./ч. Следовательно, «узким местом» в технологическом процессе будет первое рабочее место, и производительность всей цепи рабочих мест составит 10 ед./ч. Принцип пропорциональности в данном случае не выполняется. Второе и третье рабочее место будут недогружены и рабочие, выполняющие эти операции, будут заняты на (10/15) . 100 % = 67% и на (10/12) .·100 % = 83%, соответственно. Рабочий на первом рабочем месте будет занят на 100%.

В данном случае пропорциональность реализуемых технологических операций можно достичь посредством перекомпоновки технологических переходов. Поскольку «узким местом» является первая операция, то разделим первую операцию на два технологических перехода t1l = 5 и t12 = 1 мин./ед. и затем объединим t12 и t2. В результате получим t1l = 5, t12 + t2 = 1 + 4 = 5 и t3 = 5 мин/ед. Производительность процесса повысится: 60/5 = 12 ед./ ч. Заметим, что перекомпоновка технологических переходов осуществима только в тех случаях, когда на смежных операциях установлено взаимозаменяемое оборудование, либо эти операции выполняются взаимозаменяемые рабочие.

Расчет параллельности осуществления производственных операций

Существуют три последовательно выполняемые операции с нормами времени: t1 = 6 мин/ед.; t2 = 4 мин/ед.; t3 = 2 мин/ед. Каждая операция выполняется на одном рабочем месте.

Решение. Длительность изготовления 1 ед. продукции в этом случае составит: t1 + t2 + t3 = 6 + 4 + 2 = 12 мин. Введем параллельные рабочие места на этих операциях c1 = 3, c2 = 2, c3 = 1 так, чтобы среднее время выполнения каждой операции было бы одинаковым: t1/c1 = t2/c2 = t3/c3 = 2 мин. Очевидно, что в этом случае будет выполняться принцип пропорциональности («узкие места» будут отсутствовать), а длительность изготовления 1 ед. продукции сократится до 2 + 2 + 2 = 6 мин. Часовая производительность увеличится с 10 ед./ч до 60/2 = 30 ед./ч за счет введения параллельных рабочих мест.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Финансовая отчетность и финансовый анализ»  для направления: 080100. 62 «экономика» подготовки бакалавра Автор программы: Еременко Т. В

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  2. Программа дисциплины Инвестиции для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра 1 Область применения и нормативные ссылки

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
  3. Программа дисциплины «Международные экономические отношения и конъюнктура мировых товарных рынков для направления 080100. 62 «Экономика» Профиль «Мировая экономика» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  4. Программа дисциплины Теория финансов для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации (1)

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  5. Программа дисциплины Теория финансов для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации (2)

    Программа дисциплины
    Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Другие похожие документы..