Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования государственных требований к минимуму содержания и уровню подгот...полностью>>
'Документ'
Концепция «гуманитарного вмешательства» является одной из основных проблем мировой политики. Нами рассматриваются идеи исследователя, в своей работе ...полностью>>
'Реферат'
Технология производства полупроводниковых приборов – это техническая наука, занимающаяся изучением физико-химических основ технологических процессов ...полностью>>
'Справочник'
Справочник содержит около 1200 стандартизированных терминов и определений в области электроснабжения, электробезопасности, управления и экономики эле...полностью>>

Методические указания по выполнению контрольных работ для всех специальностей Дисциплина «Психология и педагогика»

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Кафедра «Социология и педагогика»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

для всех специальностей

Дисциплина «Психология и педагогика»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

СТУДЕНТАМ ОЧНОГО И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО КУРСАМ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА», «ПЕДАГОГИКА»

1. Общие положения.

Контрольная работа как разновидность самостоятельной работы студентов является одной из форм текущего контроля за освоением ими учебного материала по изучаемой дисциплине, результаты которого учитываются в ходе итоговой оценки теоретических знаний и практических навыков обучаемых по данному учебному курсу. Выполнение контрольной работы как составная часть учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении способствует приобретению студентами навыков самостоятельной работы с первоисточниками, учебной, научной и специальной литературой, развитию у них умений выделять в прочитанном главное, обобщать, анализировать и логично, грамотно излагать изученный материал.

Контрольная работа представляет собой систематическое, достаточно полное изложение соответствующих проблем учебной дисциплины на основе определённого минимума источников. Вместе с тем, вопросы №19 и 20, должны быть изучены и освещены шире и обстоятельнее, чем в обязательной учебной литературе. Здесь всячески поощряется самостоятельность в осмыслении темы, изложении собственных суждений, использование личного профессионального и жизненного опыта, примеров из практики.

2. Требования к контрольным работам по психолого-педагогическим курсам, предъявляемые кафедрой социологии и педагогики

Кафедрой социологии и педагогики ФГОУ ВПО «РГУТиС» к контрольным работам по курсам психологии и педагогики, психологии, педагогики, социальной педагогики предъявляются определённые требования. Поскольку цель контрольной работы состоит в том, чтобы показать знания обучаемых в области психологии и педагогики и их умение на основе этих знаний делать выводы, то она должна быть выполнена самостоятельно, ибо только в этом случае работа над ней имеет смысл. Главное, к чему должен стремиться обучаемый, состоит в том, чтобы, учитывая специфику предметов, особое внимание было уделено формированию соответствующих понятий, раскрытию и обоснованию существенных свойств, черт, закономерностей, принципов изучаемых явлений и процессов, тенденций развития психологических, педагогических процессов в России и за рубежом.

Контрольная работы в целом должна представлять собой полное, систематизированное изложение тем и свидетельствовать об основательном понимании обучаемым сути затрагиваемых им вопросов. Контрольная работа должна иметь аналитический, а не описательный характер. Изложение проблемы следует тесно увязывать с современностью, широко используя при необходимости местный материал. Положения и выводы, содержащиеся в контрольной работе, должны быть аргументированы и обоснованы. При этом следует иметь в виду, что из частных примеров, фактов, цифр нельзя делать общие выводы. Такие примеры, цифры, факты лишь иллюстрируют те или иные теоретические положения, но не доказывают их правомерность, не обосновывают их. В качестве иллюстраций могут быть использованы примеры из художественной литературы, но они не должны подменять научную оценку рассматриваемых явлений. Обучаемому следует помнить, что иллюстрация не есть доказательства.

Излагать материалы контрольной работы рекомендуется научным языком. Особое внимание следует уделить грамматической и стилистической обработке текста работы.

Контрольная работы должна быть правильно оформлена. На её обложке в обязательном порядке указывается:

  • наименование образовательного учреждения: ФГОУ ВПО «РГУТиС»;

  • точное название кафедры: кафедра социологии и педагогики;

  • фамилия, имя, отчество автора работы;

  • факультет, специальность, курс (с указанием формы и сроков обучения), группа, в которой обучается автор работы, и, в обязательном порядке, номер его зачетной книжки.

Содержательные части вопросов № 19 и 20 контрольной работы должны открываться её планом, в структуре которого следует отразить с указанием номера соответствующей страницы:

  • введение, смысл которого состоит в постановке темы и обосновании её выбора обучаемым;

  • основную часть, содержащую два – три учебных вопроса, рассмотрение которых направлено на раскрытие всей темы в целом;

  • заключение, содержащее основные выводы и обобщения по теме;

  • список использованных в работе литературы (по алфавиту).

Рассмотрение каждого пункта плана должно начинаться с новой страницы и открываться его заголовком.

Завершив контрольную работу, обучаемый в обязательном порядке должен расписаться на последней странице и указать дату сдачи контрольной работы на проверку.

В ходе работы над текстом обучаемому надо проследить за тем, чтобы в работе был правильно оформлен научный аппарат. Все цитаты, цифры и факты должны иметь ссылку на соответствующий источник, которая оформляется следующим образом: на каждой странице текста по окончании цитаты, в конце примера или ряда цифр ставится порядковый номер, который затем либо повторяется с указанием соответствующих данных внизу страницы, под чертой, либо выносится в список использованных при работе литературных источников. Обычно указываются:

  • фамилия автора и инициалы;

  • наименование источника;

  • том, часть, выпуск, место и год его издания;

  • номер страницы, на которую идет ссылка.

Если на одной странице помещено несколько ссылок из одного источника, то со второй ссылки пишут: «Там же, стр. …».

Например:

1. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии – М.: РПА, 1996. – С.10.

2. Там же, стр. 289.

3.Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания прав человека //Педагогика. – 1997. - №2. – С.45.

Если мысль, факт, пример из какого-либо источника передаются своими словами, то в ссылке пишется: «См.» (смотри).

Например:

1. См.: Политологический словарь. В двух частях. Ч.1. – М: 1994; стр.75.

В контрольной работе на разных страницах может быть ссылка на один и тот же источник. В таком случае только в первый раз пишут полностью название, год и т.д. Например:

- в первом случае:

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 2006. – С.111.

- во втором случае:

Климов Е.А. Психология профессионального ….., с.124.

Особое внимание при оформлении ссылок следует обратить на то, что при указании места издания первоисточника только два города обозначаются первыми заглавными буквами их названий: М. – Москва, Л. – Ленинград (СПб. – Санкт-Петербург, Птг. – Петроград). Название остальных населённых пунктов пишутся полностью.

Наличие и правильность оформление ссылок являются важнейшими требованиями к контрольной работе, критерием самостоятельности труда её автора. Отсутствие ссылок на указанную в списке первоисточников литературу расценивается кафедрой как явный признак плагиата. Однако чрезмерно увлекаться цитированием обучаемому также не стоит, поскольку объём цитируемого материала не должен превышать 25% объёма всего текста работы.

Изложение учебного материала в контрольной работе имеет ряд своих особенностей. В частности, недопустимо сокращение слов, выражений, терминологических оборотов, названий работ, фамилий авторов, наименование государств, субъектов Российской Федерации, государственных органов, общественных объединений и организаций, если такие сокращения не являются общепринятыми. Следует помнить, что полное название нашего государства – Российская Федерация – используется только в сочетании с развернутым наименованием государственного органа, учреждения, официального поста или титула должностного лица, тогда как равнозначное ему – Россия – в сочетании с сокращениями и аббревиатурами. Например: «Министерство образования и науки Российской Федерации», но «Минобрнауки России».

В контрольной работе обязательно должен быть список литературы, оформленный по алфавиту.

Например:

  1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития /В.И.Андреев – Казань: КГУ, 2004.

  2. Бондаревская, Е.В., Кульневич, С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие./Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

  3. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика /Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб.:Питер, 2008.

  4. Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Социальная педагогика / Ю.В.Василькова, Т.А. Василькова - М.: Сфера, 2004.

  5. Волков, Г.Н. Этнопедагогика /Г.Н.Волков. – М.:Владос, 1999.

  6. Деркач, А.А., Крысько, В.Г. Этнопсихология /А.А.Деркач, В.Г.Крысько. – М.: Владос, 2005.

  7. Зинченко В.П. Общество на пути к «человеку психологическому»//Вопросы психологии. – 2008. - №3. – С.3-11.

  8. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.:РПА, 2008.

  9. Раудис Ш., Юстицкис В. Закон Йеркса—Додсона: связь между стимулированием и успешностью научения //Вопросы психологии. – 2008. - №3. – С.119-127.

Выполненная контрольная работа может быть написана обучаемым от руки, либо перепечатывается через 1,5 интервал на компьютере. Объём контрольной работы, выполненной от руки, составляет от 20 до 24 страниц в формате ученической тетради, либо 16-18 страниц в объеме листа формата А-4, шрифт №14 «Times New Roman». При переписывании контрольной работы должны соблюдаться поля и указываться номера страниц. Отдельные листы следует сброшюровать. При этом надо учитывать, что размещение текста на обеих сторонах листа формата А-4 недопустимо.

По завершению процесса написания контрольной работы обучаемый представляет её на кафедру в установленные сроки, но не позднее, чем за 10 дней до итоговой аттестации (экзамена, зачёта) по всему учебному курсу.

Контрольная работа в своём окончательном варианте должна иметь образцовый внешний вид. Контрольные работы, в которых отсутствует план, нельзя определить, где оканчивается изложение одного вопроса и начинается изложение следующего, нет введения и заключения, неправильно оформлен научный аппарат, отсутствуют поля, интервалы, нумерация страниц, и которые небрежно сброшюрованы, к проверке не принимаются и возвращаются на доработку.

Широкое внедрение и повсеместное использование в наши дни компьютерной и копировально-множительной техники приводит подчас к тому, что определённые студенты, не утруждая себя, прибегают к откровенному подлогу, представляя на кафедру работы, к написанию которых они никакого отношения не имели. В случае выявления таких работ преподавателями кафедры сами работы подлежат уничтожению, а обучаемым, допустившим по отношению к кафедре подобную бестактность, предлагается написать новую работу по другому варианту.

Обучаемые, не представившие свои письменные контрольные работы на кафедру вовремя, т.е. не позднее, чем за 10 дней до итоговой аттестации (экзамена, зачёта), к прохождению процедуры итоговой аттестации не допускаются до окончания проверки их работ преподавателями кафедры.

3. Методические указания

по выбору варианта контрольной работы

по психолого-педагогическим курсам.

Кафедрой социологии и педагогики предлагается обучаемым к написанию 2 варианта контрольных работ, полностью охватывающих содержания рабочих программ по данным учебным дисциплинам.

Выбор конкретного варианта темы осуществляется обучаемыми согласно последней цифре номера зачётной книжки: 1 вариант – нечетная последняя цифра зачетной книжки, 2 вариант – четная цифра.

В исключительном случае, если по каким-либо объективным причинам (болезнь, частые служебные командировки или большие служебные нагрузки, не позволяющие уделять достаточного количества времени работе с учебной литературой, уход за грудными детьми) студент не может выполнить свой вариант контрольной работы, то он вправе поменять её вариант после обязательной предварительной консультации с преподавателями кафедры. О том, что студенту по согласованию с кафедрой изменён вариант контрольной работы, в журнале учёта рецензирования контрольных работ преподавателем должна быть сделана отметка.

4. Методические рекомендации по выполнению заданий с 1-19.

Задание 1.

План анализа: сущность проблемы, ее актуальность, как автор предлагает решить данную проблему, какие результаты получены.

Объем анализа каждой статье – 1 стр.

Задание 9.

Обязательно укажите основные труды Я.А.Коменского

Задание 10.

Объем ответа 1,5 страницы

Задание 12.

Это задание можно выполнить двумя способами: анализируются детско-родительские отношения в какой-либо реальной семье, и проводится анализ отношений в семье из какого-либо литературного произведения.

Примерный план анализа.

История семьи.

Особенности личности родителей.

Характер супружеских отношений в данной семье.

Отношение родителей к ребенку, их понимание ребенка, стиль воспитания.

Позиция ребенка в семье. Особенности его личности.

Обобщение: объяснение, почему родители именно так относятся к ребенку и так его воспитывают. Каким образом отношение к ребенку и стиль воспитания способствуют формированию его позиции в семье и особенностям его личности. Необходимые рекомендации данной семье.

  Рекомендации для выполнения первого варианта задания.

Анализ детско-родительских отношений не проводится на примере собственной семьи.

Для выполнения заданий необходимо воспользоваться психологическими тестами и другими методами психологической диагностики. Так, для определения стиля воспитания можно использовать методики:

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я.Варги– В.В. Столина;

Методика измерения родительских установок и реакций (PARI) в адаптации Т.В. Архиреевой.

Анализ семейного воспитания (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и др.

Для определения позиции ребенка в семье можно использовать проективную методику «Рисунок семьи».

Рекомендации для выполнения второго варианта задания.

Для анализа детско-родительских отношений в семье из литературного произведения очень важно правильно выбрать такое произведение. Можно взять произведения русской классики, например, А.Н Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Можно использовать произведения зарубежной классики, например, М. Митчел «Унесенные ветром».

Работа выполняется по такому же плану, что и в первом случае, но выводы делаются не на основе психологической диагностики, а на основе анализа текста литературного произведения.

Задание 15.

Объем анализа – 2 страницы

Задание 18-19.

Из предложенных тем выберите одну в каждом задании.

Объем – 6-7 страниц

Задание 20. Методические указания по составлению

психолого-педагогической характеристики

Цель – овладение навыками ориентировки в личностных качествах личности, их психологической интерпретации с последующими выводами и формирование умений применения основных методов психолого-педаго­гического изучения личности, составления письменной психологической его характеристики.

Задачи - формирование психолого-педагогических знаний, умений и навыков, профессиональных черт личности будущего специалиста, которые помогут ему успешно справляться с профессиональными обязанностями:

- умение выявлять, анализировать общие психологические закономерности;

- умение диагностировать уровень развития познавательных способностей личности с помощью специальных методик и на основе поведенческих пока­зателей;

- умение применять на практике индивидуальный подход к обучению и вос­питанию путем выработки конкретных рекомендаций для отдельных учащихся на основе проведенного исследования;

- умение подмечать и анализировать возникающие в коллективе ситуации, требующие вмешательства;

- навыки использования методов наблюдения, беседы, изучения документации, некоторых психодиагностических средств;

- навыки работы с коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития;

- умение планировать производственный процесс с учетом возрастных, половых и индивидуально-психологических различий личности;

Для того, чтобы студенты могли овладеть указанными умениями и навыка­ми, кафедрой социологии и педагогики разработаны задания, предусматривающие проведение исследовательской работы по изучению психоло­гических особенностей личности младшего школьника с последующим написа­нием его психолого-педагогической характеристики.

РАБОТА НАД СОСТАВЛЕНИЕМ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Студенту-практиканту рекомендуется организовать свою работу в три этапа.

1. Приобрести научно-теоретические знания по курсам «Психология» и «Педагогика». В этом могут помочь следую­щие учебники и учебные пособия:

Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В.Гамезо. - М.: Пед. об-во России, 2003..

Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1979.

Гамезо, М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2005.

Немов, Р.С. Психология: В 2 кн. - М.: Просвещение; Владос, 2007.

Общая психология /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского - М.: Академия, 2007.

Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2008.

2. Выбрать объект изучения (конкретного ученика начальных классов) и ор­ганизовать сбор фактических данных с использованием методов психолого-педагогического исследования

3. Осмыслить, обобщить и изложить собранный материал.

Эти этапы взаимосвязаны и в ходе работы могут переплетаться друг с дру­гом, хотя сами по себе они специфичны и требуют соблюдения соответствую­щих требований.

Руководитель никогда не занимается одним лишь изучением личности. Он ра­ботает с ней: обучает, воспитывает, а в ходе этой работы выясняет, каковы их психологические особенности.

Студенту важно помнить, что ребенок - специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами.

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма выливается в требование «Не навреди!». Любое исследование должно помочь развитию школьника, а не тормозить его. Нужно верить в будущее ребенка. Диагноз предполагает не толь­ко установление наличного уровня развития, но и выявление его резервов.

Принцип объективности и научности предполагает, что психическое разви­тие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в по­нятиях возрастной психологии.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение учащегося проводится последовательно. При этом исследуются не отдельно взятые параметры, а прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход, ставить педагогические задачи.

Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимо­связано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей.

Принцип развития психики сознания и деятельности предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным услови­ем их развития является та или иная деятельность. При этом деятельность - не только одно из условий развития психики, но и один из путей ее изучения.

Принцип единства сознания и деятельности означает взаимосвязь и взаи­мовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется. Изучать сознание можно опосредованно через деятельность ребенка.

Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие зако­ны психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и непо­вторимо.

ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ

1. Раскрывая ту или иную особенность личности ученика, следует давать возможно более полное ее описание, используя для этого наиболее характерные факты поведения и данные эксперимента. Наличие фактического материала и аргументация психологических выводов - обязательное условие характеристики.

2. Глубина характеристики будет определяться степенью вскрытия подлин­ных психологических причин проявления соответствующих личностных качеств ученика и рекомендуемых мер педагогического воздействия с учетом этих при­чин.

3. Характеристика пишется в отдельной тетради, на титульном листе кото­рой указывается, на кого и кем она составлена. Отмечается также, в течение ка­кого времени проводилось изучение учащегося и какими методами. Готовая ха­рактеристика должна быть заверена директором школы.

4. Психолого-педагогическая характеристика сдается вместе с контрольной работой, проверяется и оценивается преподавателем кафед­ры.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов II курса, обучающихся по направлениям

    Методические указания
    Подготовка контрольной работы является важным видом самостоятельного изучения студентами курса « Деловое общение» и является одной из форм текущего контроля знаний.
  2. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов Vкурса по специальности 080507 (061100) «Менеджмент организации» (первое высшее образование)

    Методические указания
    Подготовка контрольной работы является важным видом самостоятельного изучения студентами курса «Психология управления» и является одной из форм текущего контроля знаний.
  3. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа. Методические указания по выполнению самостоятельной работы для студентов специальности «Музыкальное образование»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс обсуждён на заседании УМК, протокол № 3 от 03.04.2008 и утвержден на заседании кафедры музыкального образования, протокол № 9 от 10.
  4. Методические указания к выполнению дипломных работ для студентов специальности

    Методические указания
    Данные методические указания предназначены для оказания помощи студентам в организации их деятельности на заключительном этапе обучения в университете, для концентрации и систематизации полученных знаний и навыков и реализации их в
  5. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов специальности 100106 «Организация обслуживания в общественном питании»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов специальности 100106 «Организация обслуживания в общественном питании»/Составитель Додух Е.

Другие похожие документы..