Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
о результатах публичных слушаний по Проекту решения Собрания депутатов Чебаркульского городского округа «О внесении изменения в Правила землепользова...полностью>>
'Документ'
Звучит озорная музыка, появляется хулиган Тимка.Хулиган Тимка: Как я вам рад! Новое пополнение, помощники мои пришли, а то нас настоящих хулиганов со...полностью>>
'Программа дисциплины'
Программа составлена в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания ди...полностью>>
'Документ'
Европейский Диснейленд находится в 32 км от Парижа, открыт в 1992 году и является копией Диснейленда в США. Добраться удобнее всего на RER от станции...полностью>>

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я гражданин России»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство общего и профессионального образования РФ

МОУ «Толмачевская средняя общеобразовательная школа»

Лужского муниципального района

Ленинградской области

Программа гражданско-патриотического воспитания

«Я - гражданин России»


Доронина Тагира Гилемовна

заместитель директора МОУ «Толмачевская средняя школа»

руководитель детского военно-патриотического объединения

«Преображенская гвардия»

Историческое значение каждого... человека измеряется

его заслугами Родине, а человеческое достоинство - силою его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

п. Толмачёво

2011г.

Содержание

Стр.

І. Введение…………………………………………………………3

  1. Аннотация

  2. Актуальность работы

  3. Объект и предмет изучения

  4. Цель, гипотеза, задачи работы

  5. Проблемы данного направления воспитательной работы

  6. Основные этапы работы

ІІ. Теоретическая часть……………………………………………. 9

Анализ научно-методической литературы по гражданско-патриотическому воспитанию

ІІІ. Практическая часть………………………………………… 13

1. Направления работы

  1. Проект «И силу рук, и сердца жар отдам Земле, где родился»

  2. Пояснительная записка

ІV. Заключительная часть……………………………………… 24

      1. Итоги и формы представления предполагаемых результатов

      2. Список использованных источников

      3. Приложение

Аннотация

На конкурс представлена Программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России!». Программа ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России. А воспитание Гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе РФ «Об образовании».

Известно, что гражданско-патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека. В связи с этим в нашей школе разработана программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России», как основа становления личности в условиях реализации программы «Отечество», рассчитанная на 3 года.

Тема программы была определена нами по нескольким причинам:

• во-первых, актуальностью и насущностью этой проблемы, ее огромным значением для нашего общества и государства;

• во-вторых, отсутствием научной концепции воспитания духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения, которая отвечала бы его интересам, соответствовала бы духу нашего времени;

• в-третьих, ориентацией на новые подходы и проблемы патриотического воспитания, развития у подрастающего поколения позитивно направленных социально значимых сторон, качеств, их активного проявления в интересах общества и государства.

Таким образом, программа призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.

Гражданско-патриотическое воспитание - это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.

Поэтому в нашем понимании гражданско-патриотическое воспитание, это не только военно-патриотическое, а и художественное, экологическое, туристко-краеведческое, спортивно-оздоровительное развитие творческих детских инициатив.

И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:

• помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;

• вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.

Организация работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется во взаимодействии с детским объединением «Преображенская гвардия», которым руководит Доронина Т.Г.

С целью реализации программы «Я – гражданин России» разработан проект «И силу рук, и сердца жар отдам Земле, где родился» и конкретные мероприятия по реализации направлений проекта.

Ценность работы заключается в том, что в рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, Отечеству, планете Земля.

Целью гражданско-патриотического воспитания в МОУ «Толмачёвская средняя школа» является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.

Данный материал может быть использован классными руководителями, педагогом-организатором, руководителями историко-краеведческих кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений и как модель воспитательной работы одного общеобразовательного учреждения.

Актуальность работы

В настоящее время в России формируется гражданское общество, правовое государство, утвердилась рыночная экономика. Все это привело к изменению системы образования.

Самореализация личности в период обучения и после его, социализация её в обществе, адаптация к изменениям на рынке труда являются итогом учебно-воспитательного процесса.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.

Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании.

Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию. Формирование сознания «Я – гражданин России» должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека. По мысли современного писателя Ю.М. Полякова каждый человек "...проходит в своем духовном развитии, в поиске своего отношения к стране, в которой он родился и вырос, несколько этапов: сначала только я, потом я и Россия, потом Россия и я и наконец - в конечном счете раствориться в своем Отечестве."

Родина нуждается в каждом из своих граждан, которые, используя свои права и свободу, неукоснительно соблюдают свои обязанности перед государством, другими людьми. Забота об общем благе является основой благосостояния каждого.

Необходимо переосмыслить вопросы гражданско-патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении надо многое изменить в подходах и содержании воспитательной работы.

Всё это определяет актуальность разработки и реализации внутришкольной программы « Я – гражданин России», а её реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.

Объект и предмет

  • Объект работы – организационно-педагогические условия патриотического и гражданского воспитания.

  • Предмет – педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная воспитательная работа, направленная на формирование гражданско-патриотической компетентности и активной социальной позиции учащихся.

Цель:

Создание целостной системы гражданско-патриотического воспитания в школе, ориентированного на становление и развитие личности:

  • готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве;

  • свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной;

  • любящей свою семью, школу, край, малую и большую Родину;

  • личности культурной, нравственной, готовой к самореализации в общественно-полезной и личностно-значимой деятельности.

Гипотеза:

создание условий для формирования системы гражданско-патриотического воспитания.

Данная цель и гипотеза определяют следующие задачи:

1. воссоздать имеющийся опыт патриотического и гражданского воспитания в нашей школе;

2. модернизировать организационно-педагогические условия для активизации, содержательного обогащения и систематизации гражданско-патриотического воспитания;

3. воспитание гражданина, патриота, развитие позитивной Я - концепции,

4. становление гражданской компетентности личности (готовности и способности активно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания на практике);

5. формировать основополагающие ценности культуры;

6. воспитание проводить на основе исторических и культурных традициях родного края;

7. создать единый комплекс гражданского, патриотического обучения и воспитания, реализуемый, в ходе проведения внеклассной и внеурочной работы;

8. соблюдать демократический уклад школьной жизни и правовое пространство;

9. вовлечь учащихся в разработку социальных проектов на решение школьных, местных, общественных проблем.

В данной программе мы определили несколько проблем:

  • Преобладание патриотического воспитания над гражданским воспитанием.

  • Отдельные мероприятия гражданской и военно-патриотической направленности не оказывают серьёзного воспитательного воздействия (отсутствие системы гражданско-патриотического воспитания).

  • Отсутствие единства, соединения гражданской, патриотической компетентности и установок на активную жизненную позицию (соединение знаний и умений).

  • Показать, что сложности с призывом молодёжи на военную службу, распространение наркомании, детская преступность находятся в прямой зависимости от патриотического и гражданского воспитания (гражданско-патриотическое воспитание - основа воспитательной работы школы).

  • Нарушения демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы.

  • Недостаточное количество учебного времени, отводимого на общественно - политические дисциплины, при гуманизации образования.

  • Недостаточное финансирование образования.

  • Несоответствие теории гражданского и патриотического воспитания с состоянием демократии в современном обществе.

Основные этапы работы

I. Диагностико-проектный (подготовительный)

Задачи:

  1. Выбрать тему экспериментальной работы

  2. Разработать содержание проекта

  3. Проанализировать состояние гражданско-патриотического воспитания в школе

IІ. Практический этап (содержательно-деятельный)

Задачи:

1. Пополнение новыми методическими разработками «Копилки воспитательных мероприятий».

2. Привлечь учащихся к поисковой, литературной, оформительской работе.

3. Учить школьников ответственности за порученное дело.

4. Умение делать осознанный выбор и принимать решение.

5. Оценивать многообразие этнических, религиозных групп в нашей деревне, стране.

6. Воспитывать почитание людей труда.

IІІ. Заключительный этап (рефлексивный)

Задачи:

    1. Подвести итоги работы.

    1. Проверить изменение гражданской, патриотической социализации школьников.

    1. Предложить использовать материал экспериментальной работы по гражданско-патриотическому воспитанию при планировании воспитательной работы школы, класса.

4. Создать объективные, адекватные, открытые критерии и формы

оценки своей работы.

5. Самооценка учащихся в вопросах патриотизма и гражданственности.

Анализ научно-методической литературы

по гражданско-патриотическому воспитанию

Происходящие в Российской Федерации процессы общественно-политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, обеспечивающего на деле конституциональные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности.

Успешное решение этих задач требует глубокого осмысления гражданами РФ всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у граждан, прежде всего у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют: патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

По данным социологических исследований в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, память к павшим за Родину, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, готовность к самопожертвованию и др.

На практике это проявляется в том, что многие молодые люди относятся к выполнению важнейших гражданских обязанностей безответственно, проявляют социальную незрелость и бездуховность, нетерпимость и даже агрессивность, одной из форм которой является прогрессирующая подростковая преступность.

За последнее время механизм координации и организации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и военного управления по воспитанию подрастающего поколения на всех ее уровнях окончательно разладился, а используемые и затрачиваемые средства дают все меньший эффект. Одна из причин этого - отсутствие общей стратегии в осуществлении патриотического воспитания и резкое ослабление управления важнейшими звеньями и механизмами этой деятельности со стороны высшего руководства.

Естественно, что в этих условиях проблема патриотического воспитания подрастающего поколения становится одной из актуальнейших, ибо она оказалась в эпицентре ряда проблем, затрагивающих интересы больших слоев общества. Поэтому в современных условиях развития страны как демократического государства возникает необходимость в усовершенствовании воспитания гражданственности на всех уровнях функционирования всей системы образования. Гражданско-патриотическое воспитание становится координирующим направлением современного образования в спектре видения идеологии.

Целенаправленная организация процесса гражданско-патриотического воспитания является важным этапом в освоении исторически принятых в обществе ценностей, законов и норм жизни, формировании собственной гражданской позиции.

Усвоение личностью гражданско-патриотических ценностей осуществляется в процессе образования через приобретение необходимой информации своих гражданских функций и социальных ролей. Приобщение человека к гражданско-патриотическим ценностям происходит в процессе реального включения личности в многообразие общественных отношений.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание оказывает влияние на все сферы социальной жизни учащихся и, следовательно, на социально-психологическую структуру личности. Наиболее существенные из них те мировоззренческие убеждения и гражданско-патриотические качества, которые предопределяют отношение учащихся к своим гражданским обязанностям. Если рассматривать структуру гражданско-патриотического воспитания как совокупность качеств личности, подлежащих формированию, то она будет выглядеть следующим образом (рисунок)





Рис. Гражданско-патриотическое воспитание

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования гражданственности и патриотичности как качеств, представляющих совокупность социально значимых гражданских свойств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни.

При рассмотрении содержания гражданско-патриотического воспитания в качестве приоритетных выделяют:

  • гражданско-патриотическую сферу (основана на любви к Родине и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству);

  • политико-правовую сферу (предполагает формирование понимания политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, знание правовых норм и принципов, способность реализовать свои права и обязанности, готовность к защите своих прав и прав других граждан);

  • социально-экономическую сферу (предусматривает формирование у учащихся основ экономического мышления, развитие способности строить аргументированные суждения по вопросам экономической политики государства, адаптации их к рыночным экономическим условиям и понимание происходящих и предстоящих изменений в жизни общества, а также приобретение некоторых навыков принятия экономических решений в повседневной жизни)

Система гражданско-патриотического воспитания должна включать в себя:

  • ознакомление детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры в процессе бесед, экскурсионной деятельности, заочных путешествий по историческим местам и культурным памятникам Белоруссии; проведение сюжетно-ролевых игр историко-патриотического содержания;

  • историко-культурное краеведение, раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры, природы, народных традиций малой Родины, приобщающее их к ценностям родного края;

  • ознакомление школьников с народным творчеством;

  • ознакомление детей с деятельностью общественных организаций.

При отборе содержания гражданско-патриотического воспитания необходимо учитывать личный опыт учащихся, полученный в ходе организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности.

Содержание гражданско-патриотического воспитания должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.

Для достижения цели гражданско-патриотического воспитания необходимо обогатить содержание данной работы национальной культурой. Она предусматривает духовное развитие учащихся в процессе освоения ими культурного наследия своего народа.

В заключение следует заметить, что использование учебно-воспитательных программ патриотической направленности в школе должно принести хорошие результаты, так как они полностью охватывают вопросы патриотического воспитания и включает последовательный комплекс мероприятий, который служит прочной основой для дальнейшей воспитательной работы по формированию личности будущего патриота своей Родины.

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в МОУ “Толмачевская средняя школа”

Программа “Я - гражданин России”

Пояснительная записка

Воспитание патриотизма, гражданственности является важным фактором формирования и развития личности. В патриотизме народа – сила государства.

Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Патриотизм, гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию. Зарождается патриот, гражданин в своей семье с формирования родственных чувств к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам. Далее его формирование идёт через воспитание любви к малой Родине. Начинать надо с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка, с того места, где он родился, растёт, где находятся могилы его предков. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Следующая ступень - Отечество, страна, народ.

Таким образом, реализация основных направлений программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.

Программа «Я – гражданин России» представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся.

Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы воспитания гражданина.

Основной целью программы является предоставление всех возможностей школы для воспитания гражданина-патриота своей страны, определения комплекса условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школе.

Реализация программы проходит в три этапа:

1 этап – изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.

2 этап – разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.

3 этап – оценка эффективности мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитания.

Основополагающие принципы программы:

Принцип научности, гуманизма, демократизма.

Принцип участия.

Принцип гарантии.

Принцип комплексного сквозного подхода.

Принцип блочного подхода.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Школьная целевая программа гражданско-патриотического воспитания ученик- гражданин патриот

    Программа
    Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской
  2. Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся в моу «Поисевская сош»

    Программа
    Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся в МОУ «Поисевская СОШ» на 2009-2011 годы  представляет педагогическое прогнозирование, моделирование, умение соединить реальность с перспективами развития детского коллектива.
  3. Программа гражданско-патриотического воспитания в волгоградском государственном университете «родина россия будущее»

    Программа
    1. История Волгоградского государственного университета неразрывно связана с историей города Волгограда (до 1961 года Сталинграда). Университет расположен на территории, где 65 лет назад сражалась 64-армия, в составе которой воевали
  4. Программа патриотического воспитания «Я гражданин России»

    Программа
    Настоящая программа разработана в целях систематизации целенаправленной деятельности педагогического коллектива школы по формированию у учащихся патриотического сознания, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных
  5. Программа гражданско-патриотического воспитания «России верные сыны …»

    Программа
    Программа патриотического воспитания муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 9 городского округа город Буй

Другие похожие документы..