Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Основанием церковного года являются христианские праздники и памятные даты Церковной истории. На чем основан церковный календарь Лютеранской Церкви, и...полностью>>
'Сказка'
Билеты можно приобрести в городских зрелищных кассах и в магазинах: «Гостиный двор», «Колизей», «Универсам», «Товары Прикамья», в переходе у Централь...полностью>>
'Закон'
Второй; «литургический» том книги, который читатель держит в руках, открывается разделом, посвященным православному храму – его архитектурным особенн...полностью>>
'Библиографический указатель'
Из электронного каталога отдела литературы по искусству Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького за сентябрь 2002 по май 2...полностью>>

Силич В. А., Силич М. П. Системный анализ и исследование операций: Учебное пособие. Томск: изд

Главная > Исследование
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Литература к этому разделу:

  1. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Основы системного анализа. Томск, 2001

  2. Силич В.А., Силич М.П. Системный анализ и исследование операций: Учебное пособие. – Томск: изд. ТПУ, 2000. – 97 с.

  3. Силич В.А. Системный анализ экономической деятельности: Учебное пособие. – Томск: изд. ТПУ, 2001. – 112 с.

  4. Ехлаков Ю.П. Исследование систем управления (конспект лекций). – Томск: ТУСУР, 1998. – 112 с.

Окружающие нас производственные, социальные, организационные, технические и природные объекты обладают множеством различных свойств: они достаточно сложны, распределены в пространстве, динамичны во времени, поведение их описывается как детерминированными, так и стохастическими законами и т.д.

В управлении такими системами задействовано большое количество людей, громадные природные, материальные и энергетические ресурсы. В этой связи подход к объектам управления как к сложным системам выражает одну из главных особенностей современного этапа развития общества.

Умение распознать систему, декомпозировать ее на элементарные составляющие, определить законы управления каждой подсистемой и вновь синтезировать систему требует разработки ряда специальных формальных моделей, процедур, алгоритмов.

Основные понятия и определения

    1. Понятие системы и среды

Понятие системы уточняется и совершенствуется вместе с развитием самого системного анализа. Так, основоположник теории систем Людвиг фон Берталанфи определил систему, как комплекс взаимодействующих элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и со средой.

Таким образом, исходным моментом в определении системы является ее сопоставление со средой, т.е. среда - это все то, что не входит в систему, а система - это конечное множество объектов, каким-то образом выделенное из среды. Между средой и системой существует множество взаимных связей, с помощью которых реализуется процесс взаимодействия среды и системы. Выделение системы из среды и определение границ их взаимодействия является одной из первоочередных задач системного анализа. От правильности определения границ зависят не только выполняемые функции, эффективность и качество системы, но и нередко сама ее жизнедеятельность. С другой стороны, диалектической основой системных исследований является принцип системности, суть которого сводится к тому, что система как нечто целое обладает свойствами, не присущими составляющим ее элементам (свойство целостности, эмерджетности). В этом случае при определении системы необходимо исходить из двух основополагающих понятий [2, 3]:

  • система как совокупность взаимодействующих элементов;

  • система как целостное образование, обладающее новыми системообразующими свойствами.

С учетом вышеизложенного перечислим следующие отличительные свойства системы:

  • система есть нечто целое;

  • система есть множество элементов, свойств и отношений;

  • система есть организованное множество элементов;

  • система есть динамическое множество элементов.

Тогда определение системы можно сформулировать следующим образом: система есть конечное множество элементов и отношений между ними, выделяемое из среды в соответствии с определенной целью, в рамках определенного временного интервала [2].

Все организации являются системами.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - совокупность взаимосвязанных между собой экономических элементов, образующих устойчивую целостность. Любое экономическое действие всегда влечет за собой какое-либо сопряженное с ним последствие. Например, эмиссия денег вызывает рост цен и инфляцию, а инфляция - снижение уровня жизни населения со всеми другими вытекающими отсюда последствиями. Чрезмерное расширение импорта ведет к ослаблению позиций отечественного производителя и т. д. Системный подход к управлению бизнесом и экономикой в целом предполагает всесторонний учет всех факторов, воздействующих прямо и косвенно на экономические процессы, что способствует повышению качества менеджмента, минимизации экономических рисков, устойчивому экономическому росту.

Под элементом принято понимать простейшую неделимую часть системы. При этом ответ на вопрос, что является такой частью, не может быть однозначным и зависит от целей рассмотрения объекта как системы. Объективно, с точки зрения элементов внешней среды, любая система существует как источник удовлетворения ее потребностей. Из этого следует, что простейшая модель взаимодействия между системой и средой выглядит следующим образом (рис.1.1).


Элементы внешней среды задают системе множество целей и ограничений
Z = {zk} и поставляют множество ресурсов – X = {x j }.

Выходом из системы является множество конечных продуктов и услуг (КП) –
Y = {yi}, ориентированных на удовлетворение потребностей внешней среды. При этом множество конечных продуктов и ресурсов можно классифицировать на следующие группы: материальные, информационные, финансовые, трудовые, энергетические. В ряде случаев в классификаторе выходов системы помимо полезных конечных продуктов необходимо выделять отходы, т.е. конечные продукты, оказывающие негативное влияние на внешнюю среду.

Один из вариантов модели взаимодействия предприятия «как системы» с элементами ее внешней среды представлен на рисунке 1.2 [2].



1.2. Понятие проблемной ситуации

Как было показано в предыдущем подразделе, взаимодействие между системой и средой построено по следующей схеме: среда поставляет системе ресурсы, устанавливает цели, ограничения, а получает из системы и потребляет ее конечные продукты (КП). Характерно, что КП системы принципиально не могут быть созданы в среде (в противном случае нет необходимости выделять систему из среды).

Возникшая либо назревающая степень неудовлетворения элементов внешней среды конечными продуктами системы, либо низкая эффективность взаимодействия элементов внешней среды с системой порождают новое понятие системного подхода - «проблемная ситуация». В этом случае очевидно, что перечень проблемных ситуаций можно определить исходя из анализа взаимосвязи элементов множеств:

X = {xj }, Y = {yi}, Z = {zk}

При проведении данного этапа системных исследований рекомендуется, прежде всего, четко сформулировать сущность проблемы и описать ситуацию, в которой она имеет место [5]. При этом содержание деятельности включает следующие этапы [2, 5]:

  • установление содержания проблемы, т.е. уяснение, существует ли в действительности проблема либо является надуманной;

  • определение новизны проблемной ситуации;

  • установление причин возникновения проблемной ситуации;

  • определение степени взаимосвязи проблемных ситуаций;

  • определение полноты и достоверности информации о проблемной ситуации;

  • определение возможности разрешения проблемы.

Определение существования проблемы предполагает проверку истинности или ложности формулировки проблемы и ее принадлежности. Проверка истинности существования проблемы должна определяться, прежде всего, по наличию в системе совокупности экономических и социальных потерь, а ее значимость - по критерию экономического либо социального эффекта, получаемого в системе после ликвидации проблемной ситуации. Оценка же степени проблемности должна производиться путем сопоставления фактических (в данный момент либо в будущем) значений целей с их плановыми либо нормативными значениями.

Определение новизны проблемной ситуации необходимо для выявления и установления возможных прецедентов или аналогий. Наличие прошлого опыта или нормативных рекомендаций позволяют существенно облегчить работу экспертов по выработке и принятию решений по ликвидации проблемы.

Установление причин (как в системе, так и во внешней среде) возникновения проблемы позволяет глубже понять закономерности функционирования объекта управления, вскрыть наиболее существенные факторы, приведшие к проблемной ситуации.

При анализе проблемной ситуации необходимо установить возможные взаимосвязи рассматриваемой проблемы с другими проблемами. При этом необходимо провести классификацию этих проблем на главные и второстепенные, общие и частные, срочные и несрочные. Анализ взаимосвязей проблем создает возможности четкого и глубокого выявления причинно-следственных зависимостей и способствует выработке комплексного решения, что, в свою очередь, позволяет выдавать рекомендации по изменению не только исследуемой системы, но и внешней среды.

Большое значение в анализе имеет определение степени полноты и достоверности информации о проблемной ситуации. В случае полной информации нетрудно сформулировать сущность проблемы и комплекс характеризующих ее условий. Если же имеет место неопределенность информации, то необходимо рассмотреть две альтернативы: провести работу по получению недостающей информации; отказаться от получения дополнительной информации и принимать решение в условиях имеющейся неопределенности. Выбор той или иной альтернативы в каждом конкретном случае надо производить исходя из схемы “затраты - эффект”.

Важной составной частью анализа проблемной ситуации является определение степени разрешимости проблемы. В данном случае уже на предварительном этапе необходимо хотя бы приблизительно оценить возможность разрешения проблемы, поскольку не имеет смысла заниматься поиском решений для неразрешимых в данный момент времени проблем.

Сложность и многообразие систем и проблемных ситуаций требуют разработки формальных процедур организации такого рода деятельности. В [2, 6] предлагается следующий перечень методов, позволяющих систематизировать анализ и оценку проблемных ситуаций:

  • анкетное обследование;

  • прогнозирование на базе временных рядов;

  • производное прогнозирование (использование уже полученных прогнозов для оценки каких-либо ситуаций. Например, компания, производящая запчасти к автомобилям, может воспользоваться прогнозами об объемах продаж автомобилей);

  • моделирование на базе факторного и регрессионного анализа (установление причинно-следственных связей между некоторыми факторами и переменной величиной, которую необходимо определить);

  • метод мозгового штурма;

  • метод Дельфи;

  • метод разработки сценариев.

1.3. Понятие цели системы

Понятие цели и связанные с ним понятия целенаправленности, целеустремленности, целесообразности трудно сформулировать ввиду их неоднозначного толкования. Так, в БСЭ цель определяется как «заранее мыслимый результат созидательной деятельности человека». Кроме того, в литературе имеется еще ряд альтернативных вариантов определения цели системы [2,3]:

  • «желаемое состояние выходов системы»;

  • «определенное извне или установленное самой системой состояние ее выходов»;

  • «идеальный образ того, чего человек либо группа людей хочет достичь»;

  • «предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия»;

  • «требуемые внешней средой результаты деятельности системы, заданные на множестве выходных конечных продуктов».

В данном случае при определении понятия цели будем исходить из следующих предпосылок. Поскольку проблемная ситуация идентифицируется с анализом взаимоотношений системы с элементами внешней среды, то цели системы должны выражаться через идеальный информационный образ этих взаимоотношений. Таким образом, главная трудность формирования целей связана с тем, что цели являются как бы антиподом проблем. Формулируя проблемы, мы говорим в явном виде, что нам не нравится. Говоря о целях, мы пытаемся сформулировать, что мы хотим. При формулировке цели не следует подменять ее средствами. Предположим, вы хотите «улучшить информационное обслуживание своей фирмы» - приобретение необходимого количества ПЭВМ является лишь одним из возможных действий в этом направлении. В дальнейшем будем исходить из следующей классификации целей [2, 3] (рис. 1.3).



Конечные цели характеризуют вполне определенный результат, который может быть получен в заданном времени и пространстве. В этом случае цель можно задать в виде желаемых значений (или области желаемых значений) параметров состояния системы. Таким образом, конечная цель может быть представлена как некоторая точка (или область) в пространстве состояний.

Бесконечные цели определяют, как правило, общее направление деятельности. Бесконечная цель может задаваться как вектор в пространстве состояний системы, например, в виде функций максимизации или минимизации параметров состояния.

Выбор того или иного класса целей зависит от характера решаемой проблемы. Очевидно, что при определении целей необходимо исходить из общественных интересов системы. При этом формулировка целей может выражаться как в качественной, так и в количественной форме, должна быть четкой и компактной, носить повелительный характер.

По отношению к состоянию целей система может находиться в двух режимах: функционирования и развития. В первом случае считается, что система полностью удовлетворяет потребности внешней среды и процесс перехода ее и ее отдельных элементов из состояния в состояние происходит при постоянстве заданных целей. Во втором случае считается, что система в некоторый момент времени перестает удовлетворять потребностям внешней среды, и требуется корректировка прежних целевых установок.

Учитывая, что практически все системы относятся к классу многопродуктовых (многоцелевых) систем, следует рассматривать простые (частные) цели системы и сложные (комплексные) цели. Так, например, для достижения успеха в бизнесе можно ограничиться заданием целей в основных областях деятельности (производство, финансы, коллектив, экология) [2]:

  • максимизация объема выпуска продукции;

  • минимизация затрат ресурсов;

  • максимизация прибыли;

  • максимизация эффективности инноваций;

  • минимизация финансовых затрат;

  • минимизация социальной напряженности;

  • минимизация загрязнения окружающей среды.

Современная концепция управления по целям является одним из эффективных средств организации корпоративного управления. Она основана на том, что каждый член организации представляет себе цели организации и стремится к их достижению. При этом для такого управления характерны следующие особенности [2]:

  1. деятельность сотрудников должна оцениваться по ее результатам (достижениям), а не по количеству отработанного времени;

  2. сотрудники должны знать цели организации и стремиться к их достижению;

  3. сотрудники должны иметь право отстаивать свои собственные цели.

Установление личных целей придает человеку осмысленное поведение и высокую мотивацию. Римский философ Сенека однажды высказался: «Когда не знаешь, какая гавань тебе нужна, любой ветер будет попутным». Многочисленные социологические исследования в этом направлении показывают, что человек всегда стремится достичь разумного компромисса между личными и профессиональными интересами. Личные интересы, как правило, определяются человеком в виде определенного стандарта удовлетворения своих потребностей. Одним из возможных вариантов задания таких стандартов для определения личных целей являются следующие семь направлений целеполагания:

  • карьера;

  • душевное состояние;

  • вера (религия), идеалы;

  • финансы;

  • физическое состояние;

  • друзья;

  • семья.

Содержательная формулировка целей является необходимым, но не достаточным условием осуществления целеполагания. Для конкретизации целей необходимо задать критерии достижения целей и ограничения, при которых осуществляется поиск возможных вариантов решения [2,3].

Критерий – мера близости к цели. В этом смысле критерий – это модель цели. Критерий достижения целей отождествляется с показателем эффективности системы и может выражаться как в качественной, так и в количественной форме. От критериев требуется как можно большее сходство с целями для того, чтобы оптимизация решения в системе выбранных критериев соответствовала максимальному приближению к цели.

Наряду с выбранными критериями большое влияние на выбор того или иного варианта решения оказывает система выделенных в задаче ограничений. Ограничения - это условия, отражающие влияние внешних и внутренних факторов, которые нужно учитывать в задаче принятия решений. Требования системности при рассмотрении вопроса требуют учета всех возможных ограничений: организационных, экономических, правовых, технических, психологических и т.д. При этом качественные ограничения формулируются, как правило, в терминах “не разрешается”, “не допускается”, а количественные - “не более”, “не менее”, “в интервале от-до”. Ограничения, как правило, дополняют (конкретизируют) сформулированные ранее цели и в ряде случаев могут сделать цели нереализуемыми. В этом случае необходимо через проведение ряда итерационных процедур снять часть ограничений.

При формировании целей и ограничений используется, так называемое, пространство целеполагания. Пространство целеполагания – совокупность систем, предъявляющих требования к исследуемой системе. Для организационных систем это пространство включает такие системы окружающей среды (см. рис. 1.2):

  • вышестоящие организации, местные и федеральные органы управления;

  • подведомственные организации;

  • потребители и поставщики.

В пространство целеполагания также включается сама система, предъявляющая собственные требования.

Нужно отметить, что установить правильную систему целей намного важнее, чем найти наилучший вариант решения. Не самый лучший вариант приведет все-таки к целевому результату. Выбор же неправильной цели приводит не столько к решению самой проблемы, сколько к появлению новых проблем.

1.4. Понятие функций системы

Наличие проблемной ситуации и сформулированной цели системы, как прообраза ее будущего состояния, требует реализации определенных действий по достижению заданных целевых результатов.

В этом случае, определим функцию системы как способ (совокупность действий) достижения системой поставленных целей [3, 7].

В действующих системах множество функций задается, как правило, в уставе организации, множестве должностных инструкций. В этом случае задачей системного анализа является выявление соответствия между целями организации и множеством ее нормативных функций.

Для определения множества функций вновь проектируемых систем либо определения множества вариантов решения каких-либо проблемных ситуаций с успехом могут быть использованы некоторые формальные приемы системного анализа: метод декомпозиции; использование стандартных моделей сложных систем; IDEF0-методология; метод формирования иерархических содержательных моделей и др. Перечисленные методы будут рассмотрены ниже.

В ряде случаев для генерации множества функций рекомендуется привлекать внешних экспертов, специалистов, не обремененных прошлым системы, не знающих ее внутренних ограничений и противоречий.

1.5. Понятие структуры системы

Рассмотренные выше этапы создания системы для конкретной проблемной ситуации (формирование целей и способов их достижения, т.е. функций) объективно требуют следующего логического шага - выявления таких элементов и отношений между ними (внутреннего устройства системы), которые реализуют целенаправленное функционирование системы.

Элементы любого содержания, необходимые для реализации функций, назовем частями или компонентами системы. Совокупность частей (компонентов) системы образует ее элементный (компонентный) состав. При этом те элементы системы, которые рассматриваются как неделимые, будут называться элементарными. Часть системы, состоящая более чем из одного элемента, образует подсистему. Вместе с тем, каждую из подсистем, реализующих конкретную функцию, можно, в свою очередь, рассматривать как новую систему и т.д.

Упорядоченное множество отношений между частями, существенное по отношению к цели, необходимое для реализации функции, образует структуру системы.

Понятие структуры происходит от латинского слова structure, означающего строение, расположение, порядок, а наиболее точное определение структуры выглядит следующим образом: «Под структурой понимается совокупность элементов системы и взаимосвязей между ними» [2]. При этом понятие «связи» может характеризовать одновременно и строение (статику), и функционирование (динамику) системы.

Отношения между элементами системы могут быть самыми разнообразными. Можно выделить следующие типы отношений:

  • классификационные («род – вид»);

  • отношения типа «часть- целое»;

  • пространственные отношения;

  • временные отношения;

  • материальные (вещественные, энергетические, информационные) связи;

  • определяющие отношения (определяющие свойства, в том числе через математические, логические соотношения между свойствами элементов);

  • эмпирические отношения

К последнему типу относятся весьма разнообразные отношения, присутствующие в реальных системах, например, «руководить», «владеть», «нравиться» и т.д.

При проведении анализа используются два определяющих понятия структуры: материальная структура и формальная структура [3].

В общем случае под формальной структурой понимается совокупность функциональных элементов и их отношений, необходимых и достаточных для достижения системой поставленных целей. Из определения следует, что формальная структура описывает нечто общее, присущее системам одного типа. В свою очередь, материальная структура является носителем конкретных типов и параметров элементов системы и их взаимосвязей.

Приведенные рассуждения позволяют сделать два вывода относительно сущности формальных структур: фиксированной цели соответствует, как правило, одна и только одна формальная структура; одной формальной структуре может соответствовать множество материальных структур.

При проведении системного анализа на этапе изучения формальных и материальных структур системы аналитики решают обычно следующие задачи:

  • определения соответствия существующей структуры новым целям и функциям системы;

  • определения необходимости реорганизации существующей структуры либо проектирования принципиально новой структуры;

  • определение вида распределения (перераспределения) новых и старых функций системы по элементам структуры.

Рассмотрим типовые структуры, используемые при построении административных, производственно-технологических и вычислительных систем (рис. 1.5) [2].

Л
инейная структура (рис.1.5, а) характеризуется тем, что каждая вершина связана с двумя соседними. При выходе из строя хотя бы одного элемента (связи) структура разрушается.

Кольцевая структура (рис.1.5, б) отличается замкнутостью, любые два элемента обладают двумя направлениями связи. Это повышает скорость общения, делает структуру более живучей.

Сотовая структура (рис.1.5, в) характеризуется наличием резервных связей, что повышает надежность (живучесть) функционирования структуры, но приводит к повышению ее стоимости.

Многосвязная структура (рис.1.5, г) имеет структуру полного графа. Надежность функционирования максимальная, эффективность функционирования высокая за счет наличия кратчайших путей, стоимость - максимальная. Частным случаем многосвязной структуры является “колесо” - (рис.1.5, д).

Иерархическая структура (рис.1.5, е) получила наиболее широкое распространение при проектировании систем управления, чем выше уровень иерархии, тем меньшим числом связей обладают ее элементы. Все элементы, кроме верхнего и нижнего уровней, обладают как командными, так и подчиненными функциями управления. Каждый уровень такой системы характеризуется уровнем иерархии, который определяется как отношение числа исходящих связей к числу входящих.

Звездная структура (рис.1.5, ж) имеет центральный узел, который исполняет роль центра, все остальные элементы системы являются подчиненными.

Графовая структура (рис.1.5, з) является инвариантной по отношению к иерархической и используется обычно при описании производственно-технологических систем.

Матричная структура (рис.1.5, и) используется, в частности, для описания матричной схемы управления оргсистемой.

В целом структура является материальным носителем целевой деятельности по ликвидации проблемной ситуации и от ее эффективности во многом зависит конечный результат этой деятельности. При выборе варианта структуры целесообразно использовать некоторые обобщенные показатели эффективности. В литературе рассматриваются два класса таких показателей:

  • показатели, описывающие статические параметры системы;

  • показатели, описывающие ее динамические свойства.

К первой группе показателей относятся число уровней иерархии, характер взаимосвязей между элементами, степень централизации (децентрализации) управления. Вторая группа показателей описывает эффективность функционирования системы: оперативность, централизация, периферийность, живучесть. Кратко остановимся на характеристиках вышеперечисленных показателей [2].

Оперативность оценивается временем реакции системы на воздействие внешней среды либо скоростью ее изменения и зависит, в основном, от общей схемы соединения элементов и их расположения.

Централизация определяет возможности выполнения одним из элементов системы руководящих функций. Численно централизация определяется средним числом связей центрального (руководящего) элемента со всеми остальными.

Периферийность характеризует пространственные свойства структур. Численно периферийность определяется показателем центра тяжести структуры, при этом в качестве единичной оценки меры связности выступает “относительный вес” элемента структуры.

Живучесть системы определяет ее способность сохранять значения показателей при повреждении части системы. Этот показатель может характеризоваться относительным числом элементов (или связей), при уничтожении которых остальные показатели не выходят за допустимые пределы.

Задача оптимизации структуры с целью получения наибольшей эффективности системы является актуальной и требует определенного математического аппарата для своего решения. В качестве такого аппарата используется теория графов и целочисленное программирование.

1.6. Внешние условия системы

Системное проектирование организации позволяет создать идеально-нормативную систему, которая может служить эталоном реальных систем, функционирующих в условиях ограничений, накладываемых внешней средой. При несоответствии существующей структуры системы нормативному набору функций, приводящему к достижению целей, и невозможности ее реорганизации за счет внутренних ресурсов системы, должны рассматриваться варианты целенаправленного воздействия на систему элементов внешней среды.

При исследовании системы в окружающую среду включаются лишь следующие элементы [2, 7]:

а) изменение свойств (параметров) которых влияет на систему;

б) свойства (параметры) которых изменяются вследствие изменения состояния системы.

В большинстве случаев в качестве элементов внешней среды, активно воздействующих на систему, рассматриваются:

  • внешние ресурсы (финансовые, материальные, трудовые);

  • ограничения (законодательные акты, нормативно-правовые документы и т.д.), задаваемые, как правило, в виде некоторых информационных ресурсов;

  • потребители конечного продукта.

Иногда, после определения множества необходимых ресурсов, становится очевидной нереальность заданных целевых результатов и требуется корректировка исходных целей либо изменение множества функций по реализации целей.

В случае, если внешних ресурсов достаточно, то можно говорить о ликвидации анализируемой проблемной ситуации. В противном случае речь должна пойти о переосмыслении проблемы и формулировании новой системы целей.

Познание систем и использование этих знаний для создания систем и управления ими осуществляется через моделирование.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СИСТЕМ

РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ МОДЕЛИ

Первоначально моделью называли некое вспомогательное средство, объект, который в определенной ситуации заменял другой объект. При этом далеко не сразу была понята универсальность законов природы, все­общность моделирования, т.е. не просто возможность, но и необходимость представлять любые наши знания в виде моделей. Например, древние философы считали невозможным моделирование естественных процессов, так как, по их представлениям, природные и искусственные процессы подчинялись различным закономерностям. Они полагали, что отобразить природу можно только с помощью логики, методов рассуждений, споров, т.е., по со­временной терминологии, языковых моделей. Через несколько столетий де­визом английского Королевского научного общества стал лозунг "Ничего словами!", который явился кратчайшим изложением принципов естествознания: признавались только выводы, подкрепленные экспериментально или математическими выкладками. В английском языке до сих пор в понятие "наука" не входят области знания, которым в русском языке соответствует термин "гуманитарные науки", - они отнесены к категории "искусств". В результате очень долго понятие "модель" относилось только к материальным объектам специального типа, например манекен (модель человеческой фигуры), гидродинамическая уменьшенная модель плотины, модели судов и са­молетов, чучела (модели животных) и т.п.

Следующий шаг заключался в признании того, что моделями могут служить не только реальные объекты, но и абстрактные, идеальные построения. Типичным примером служат математические модели.

Под математической моделью понимается совокупность математических выражений, описывающих поведение (структуру) системы и те условия (возмущения, ограничения), в которых она работает.

Преимущества моделирования состоят в том, что появляется возможность сравнительно простыми средствами изучать свойства системы, изменять ее параметры, вводить целевые и ресурсные характеристики внешней среды.

Как правило, моделирование используется на следующих этапах [4]:

  1. исследования системы до того, как она спроектирована, с целью определения ее основных характеристик и правил взаимодействия элементов между собой и с внешней средой;

  2. проектирования системы для анализа и синтеза различных видов структур и выбора наилучшего варианта реализации с учетом сформулированных критериев оптимальности и ограничений;

  3. эксплуатации системы для получения оптимальных режимов функционирования и прогнозируемых оценок ее развития.

При этом одну и ту же систему можно описать различными типами моделей. Например, транспортную сеть некоторого района можно промоделировать электрической схемой, гидравлической системой, математической моделью с использованием аппарата теории графов.

Для исследования систем широко используются следующие типы моделей: физические (геометрического подобия, электрические, механические и др.) и символические (содержательные и математические).

КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ПРАГМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Поскольку модели играют чрезвычайно важную роль в организации любой деятельности человека, все виды деятельности удобно разделить по на­правленности основных потоков информации, циркулирующих между субъ­ектом и окружающим его миром. Разделим модели на познавательные и прагматические, что соответствует делению целей на теоретические и практические. Хотя это деление (как, впрочем, и всякое другое) относитель­но и легко привести примеры, когда конкретную модель нелегко однозначно отнести к одному из классов, оно все же не целиком условно и отображает реальные различия.

Различие между познавательной и прагматической моделью: а) познавательная модель (модель подгоняется под реальность); б) прагматическая модель (реаль­ность подгоняется под модель).

СТАТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Другим принципом классификации целей моделирования может служить деление моделей на статические и динамические. Для одних целей нам может пона­добиться модель конкретного состояния объекта, своего рода "моментальная фотография" интересующего нас объекта. Такие модели называются стати­ческими. Примером являются структурные модели систем (например, структурная модель образовательного учреждения). В тех же случа­ях, когда наши цели связаны не с одним состоянием, а с различием между состояниями, возникает необходимость в отображении процесса изменений состояния. Такие модели называются динамическими; примером их служат функциональные модели систем (модели процессов – например, учебного процесса).

АБСТРАКТНЫЕ (ИДЕАЛЬНЫЕ) И МАТЕРИАЛЬНЫЕ (РЕАЛЬНЫЕ, ВЕЩЕСТВЕННЫЕ) МОДЕЛИ

Абстрактные модели являются идеальными конструкциями, построен­ными средствами мышления, сознания. Очевидно, что к абстрактным моде­лям относятся языковые конструкции. На естественном языке мы можем говорить обо всем, он является универсальным средством построения любых абстрактных моделей. Эта уни­версальность обеспечивается не только возможностью введения в язык но­вых слов, но и возможностью иерархического построения все более разви­тых языковых моделей. (слово - предложение - текст; понятия - отношения - определения - конструкции...).

Универсальность языка достигается, кроме прочего, еще и тем, что языковые модели обладают неоднозначностью, рас­плывчатостью, размытостью. Это свойство проявляется уже на уровне слов. Многозначность почти каждого слова (см. толковый словарь любого языка) или неопределенность слов (например, "много", "несколько") вместе с мно­говариантностью их возможных соединений во фразы позволяет любую си­туацию отобразить с достаточной для обычных практических целей точностью. Эта приблизительность - неотъемлемое свойство языковых моделей. Человек преодолевает в практике их расплывчатость с помощью "пони­мания", "интерпретации".

Рано или поздно практика сталкивает нас с ситуациями, когда приблизи­тельность естественного языка оборачивается недостатком, который необхо­димо преодолеть на постоянной основе. Такую основу предоставляет выра­ботка "профессионального" языка людьми, связанными общей для них, но частной для всех остальных деятельностью.

Наиболее ярко это видно на примере языков конкретных наук. Диффе­ренциация наук объективно потребовала создания специализированных язы­ков, более четких и точных, чем естественный. Модели специальных наук более точны, более конкретны, они содержат больше информации. Новые знания аккумулируются в новых моделях, и если старых языковых средств для их построения не хватает, то возникают еще более специализированные языки. В результате приходим к иерархии языков и соответствующей иерар­хии типов моделей.

На верхнем уровне этого спектра находятся модели, соз­даваемые средствами естественного языка, и так вплоть до моделей, имею­щих максимально достижимую определенность и точность для сегодняшне­го состояния данной отрасли знаний. Видимо, так и следует понимать из­вестные высказывания Канта и Маркса о том, что

любая отрасль знания мо­жет тем с большим основанием именоваться наукой, чем в большей степени в ней используется математика. Математические модели обладают абсолют­ной точностью, но чтобы дойти до их использования в данной области, не­обходимо получить достаточное для этого количество знаний. Нематематизированность какой-то науки не означает ее "ненаучность", а есть следствие сложности, недостаточной познанности ее предмета, есть временное явление.

Перейдем теперь к рассмотрению материальных (реальных, вещест­венных) моделей. Чтобы некоторая материальная конструкция могла быть отображением, т.е. замещала в каком-то отношении оригинал, между ориги­налом и моделью должно быть установлено отношение похожести подобия. Существуют разные способы установления такого подобия, что придает мо­делям особенности, специфичные для каждого способа.

Прежде всего, это подобие, устанавливаемое в результате физического взаимодействия (или цепочки физических взаимодействий) в процессе соз­дания модели. Примерами таких отображений являются фотографии, макеты, шаблоны и т.п. Это – прямое подобие. И прямое подобие может быть иногда лишь отда­ленным сходством, но только при прямом подобии возможна трудно обнаружимая взаимозаменяемость модели и оригинала.

Второй тип подобия - косвенный. Косвенное подобие между ори­гиналом и моделью устанавливается не в результате их физического взаимодействия, а объективно существует в природе, обнаруживается в виде сов­падения или достаточной близости их абстрактных моделей и после этого используется в практике реального моделирования. Роль моделей, обладающих косвенным подобием ориги­налу, очень велика.

Третий, особый класс реальных моделей образуют модели, подобие ко­торых оригиналу не является ни прямым, ни косвенным, а устанавливается в результате соглашения. Назовем такое подобие условным. Примерами ус­ловного подобия служат всевозможные и разнообразные сигна­лы (модели сообщений), рабочие чертежи (модели будущей продукции), и т.д.

Главная ценность моделей как формы зна­ний состоит в том, что они содержат объек­тивную истину, т.е. в чем-то правильно ото­бражают моделируемое. Однако, кроме безусловно истинного содержания в моде­ли имеется и условно-истинное (т.е. верное лишь при определенных условиях), и пред­положительно-истинное (т.е. условно-истинное при неизвестных условиях), а следовательно, и ложное. При этом в каж­дых конкретных условиях неизвестно точно, каково же фактическое соотношение ис­тинного и ложного в данной модели. Ответ на этот вопрос дает только практика. Одна­ко в любом случае модель принципиально беднее оригинала, это ее фундаменталь­ное свойство.

Говоря о ходе построения модели, необходимо отметить, что общая процеду­ра построения модели, как правило, включает ряд этапов (Аткинсон Р., Баузр Г., Кроттерс Э. Введение в математическую теорию обучения.):

  1. создание модели;

  2. вывод теоретических соотношений к аналитических представлений и зависимостей;

  3. оценка параметров модели;

  4. получение численных предска­заний;

  5. уточнение самой модели.

СИСТЕМЫ.

МОДЕЛИ СИСТЕМ

2.1. Модель «черного ящика»

Первым наиболее простым и абстрактным уровнем описания системы является модель “черного ящика”. В этом случае предполагается, что выделенная система связана со средой через совокупность входов и выходов. Выходы модели описывают результаты деятельности системы, а входы - ресурсы и ограничения. При этом предполагается, что мы ничего не знаем и не хотим знать о внутреннем содержании системы. Модель в этом случае отражает два важных и существенных ее свойства: целостность и обособленность от среды [2, 3].

Такая модель, несмотря на ее внешнюю простоту и отсутствие сведений о внутренней структуре, оказывается часто полезной и достаточной для практического использования.

Например, для анализа работоспособности телевизора необходимо проверить входы (шнур электропитания, антенну, ручки управления и настройки) и выходы (экран кинескопа и выходные динамики). Системное описание какого-либо производственного процесса необходимо начинать с анализа его информационных и материальных входов и выходов - планируемых и результирующих показателей деятельности, качества ресурсов и конечных продуктов и т.д.

Следует отметить, что существует множество систем, внутреннее устройство которых невозможно либо нецелесообразно описывать, и в этом случае модель “черного ящика” является единственным вариантом их исследования. Например, мы не знаем, как устроен организм человека, в то же время необходимо знать влияние, оказываемое на него лекарственными препаратами и т.д. Формализация модели “черного ящика” основывается на задании двух множеств входных и выходных переменных, и никакие другие отношения между множествами не фиксируются. Недопустимо полагать, что построение модели “черного ящика” является тривиальной задачей, так как ответ на вопрос о содержании множеств не всегда однозначен.

Построение модели основывается на выборе из бесконечного множества связей системы со средой их конечного множества, адекватно отражающего цели исследования. Очевидно, что такие модели не надо сводить к моносистеме (т.е. системе с одним входом и выходом), а для обоснования необходимого и достаточного количества параметров множеств входов и выходов широко использовать методы математической статистики, привлекать опытных экспертов [2, 3].

В
о многих случаях достаточно содержательного словесного описания входов и выходов; тогда модель "черного ящика" является просто их спи­ском. В других случаях требуется количественное описание некоторых или всех входов и выходов. Пытаясь максимально формализовать модель "черного ящика", мы приходим к заданию двух множеств X и У входных и выходных переменных, но никаких других отношений между этими множествами фиксировать нельзя (иначе это уже будет не "черный", а прозрачный ящик).

Рис.2.1. Модель "черного ящика"

Простота построения модели "черного ящика" - обманчива. Казалось бы, так просто: перечислить входы и выходы системы - и модель готова. Но как только это потребуется сделать для конкретной реальной системы, мы сталкиваемся с трудностями.

Модель черного ящика часто оказывается не только очень полезной, но в ряде случаев единственно применимой при изучении систем. Например, при исследовании психики человека (студента, преподавателя) мы лишены возможности вмешательства в систему иначе как только через ее входы, и выводы делаем только на основании наблюдения за ее вы­ходами. Это вообще относится к таким исследованиям, в результате прове­дения которых нужно получить данные о системе в обычной для нее обста­новке, где следует специально заботиться о том, чтобы измерения как можно меньше влияли на саму систему. Другая причина того, что приходится огра­ничиваться только моделью "черного ящика", - действительное отсутствие данных о внутреннем устройстве системы. Например, мы не знаем, как "устроен" электрон, но знаем, как он взаимодействует с электрическими и магнитными полями, с гравитационным полем. Это и есть описание элек­трона на уровне модели "черного ящика".

2.2. МОДЕЛЬ СОСТАВА СИСТЕМЫ

Очевидно, что вопросы, касающиеся внутреннего устройства системы, не­возможно решить только с помощью модели "черного ящика". Для этого не­обходимы более развитые, более детальные модели.

При рассмотрении любой системы, прежде всего, обнаруживается то, что ее целостность и обособленность (отображенные в модели черного ящика) выступают как внешние свойства. Внутренность же "ящика" оказывается неоднородной, что позволяет различать составные части самой системы. При более детальном рассмотрении некоторые части системы могут быть, в свою очередь, разбиты на составные части и т.д. Те части системы, которые мы рассматриваем как неделимые, будем называть элементами. Части сис­темы, состоящие более чем из одного элемента, назовем подсистемами. При необходимости можно ввести обозначения или термины, указывающие на иерархию частей (например, "подподсистемы", или "подсистемы такого-то уровня").

В результате получается модель состава системы, описывающая, из ка­ких подсистем и элементов она состоит (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Модель состава системы

ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ

СЛОЖНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ СОСТАВА

Построение модели состава системы только на первый взгляд кажется простым делом. Если дать разным экспертам задание определить состав од­ной и той же системы, то результаты их работы будут различаться, и иногда довольно значительно. Причины этого состоят не только в том, что у них может быть различная степень знания системы: один и тот же эксперт при разных условиях также может дать разные модели. Существуют, по крайней мере, еще три важные причины этого факта.

  • Во-первых, разные модели состава получаются вследствие того, что понятие элементарности мож­но определить по-разному.

  • Во-вторых, как и любые модели, модель соста­ва является целевой, и для различных целей один и тот же объект потребуется разбить на разные части. Например, один и тот же вуз для ректора, главного бухгалтера, начальника пожарной охраны состоит из совершенно различных подсистем. То, что для од­ного обязательно войдет в модель, может совер­шенно не интересовать другого.

  • В-третьих, модели состава различаются пото­му, что всякое разделение целого на части, всякое деление системы на подсистемы является относи­тельным, в определенной степени условным.

Это относится и к границам между самой сис­темой и окружающей средой (студент на каникулах).

2.3. МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ

Для достижения ряда практических целей доста­точно модели "черного ящика" или модели состава. Однако очевидно, что есть вопросы, решить которые с помощью этих моделей нельзя (чтобы по­лучить велосипед недостаточно иметь "ящик" со всеми отдельными его де­талями, необходимо еще правильно соединить все детали между собой, или, говоря более общо, установить между элементами опре­деленные связи – отношения). Совокупность необходимых и достаточных для достижения цели отношений между элементами называется структурой системы.

Перечень связей между элементами (т.е. структура системы) является отвлеченной, абстрактной моделью: установлены только отношения между элементами, но не рассмотрены сами элементы. Хотя на практике безотно­сительно к элементам говорить о связях можно лишь после того, как отдель­но рассмотрены сами элементы (т.е. рассмотрена модель состава), теорети­чески модель структуры можно изучать отдельно.

Бесконечность природы проявляется и в том, что между реальными объ­ектами, вовлеченными в систему, имеется невообразимое (может быть, бес­численное) количество отношений. Однако когда мы рассматриваем некото­рую совокупность объектов как систему, то из всех отношений важными, т.е. существенными для достижения цели, являются лишь некоторые. Точнее, в модель структуры (т.е. в список отношений) мы включаем только конечное число связей, которые, по нашему мнению, существенны по отношению к рассматриваемой цели.

Рис. 2.3. Общая структурная модель деятельности

Статический вариант модели системы.

ЗАДАНИЯ

1. Приведите примеры:

  1. системы, которая предназначена для выполнения определенной цели, но которую можно использовать и для других целей;

  2. системы, спроектированной специально для реализации одновременно нескольких различ­ных целей;

  3. разных систем, предназначенных для одной и той же цели.

2. Сформулируйте цель работы вашего факультета так, чтобы она не была общей для других факультетов, в том числе для родственных факультетов других вузов.

    1. Фирма по продаже и ремонту компьютеров.

    2. Обучающий центр (курсы обучения английскому языку, компьютерной грамотности, бухгалтерии и т.д.).

    3. Автозаправочная станция.

    4. Кафе-закусочная.

    5. Туристическая фирма.

    6. Мастерская по ремонту бытовых приборов.

    7. Салон красоты.

    8. Рекламное агентство.

    9. Автосервис.

    10. Салон-мастерская по производству и продаже мебели.

    11. Цветочный салон.

    12. Фотосалон.

    13. Игровой компьютерный салон.

    14. Фирма по оказанию полиграфических услуг (визитки, буклеты, ксерокопирование).

    15. Центр семьи (психологические, юридические консультации, помощь многодетным семьям и т.д.).

    16. Центр досуга (кружки, дискотека, организация праздников).

    17. Брачное агентство (клуб знакомств).

    18. Гостиница.

    19. Спортклуб.

    20. Ателье по пошиву одежды.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Системный анализ

    Учебное пособие
    Учебное пособие посвящено рассмотрению основ системного анализа и исследования операций. В пособии описаны базовые модели системного анализа, методы декомпозиции сложных систем, модели и методы принятия решений, модели исследования операций.
  2. Учебный план профессиональной переподготовки по программе «Электрические системы»

    Документ
    Виды матриц. Операции с матрицами и их свойства. Определитель матрицы, способы его вычисления и основные свойства определителя. Алгебраические дополнения и миноры.
  3. Приказ от 26. 05. 2011 г г. Томск №4632 Об итогах конкурсов по научно-методической деятельности

    Конкурс
    В целях повышения качества работы профессорско-преподавательского состава университета по подготовке учебников, учебных пособий, обобщению и распространению положительного опыта по использованию компьютерно-сетевых технологий в обучении,
  4. Е. С. Пивнев теория управления учебное пособие

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматрены сущность и содержание теории управления и включает курс лекций, задания на контрольные работы, методические рекомендации, рекомендации по выполнению курсового проекта, краткий глоссарий основных терминов.
  5. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 федеральное агентство по образованию (3)

    Рабочая программа
    Рабочая программа для направления «Информатика и вычислительная техника», для специальностей: 230201 «Информационные системы и технологии», 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», 230101

Другие похожие документы..