Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Утвердить состав организаторов ЕГЭ по русскому языку 31 мая 2012 года в пунктах проведения экзамена, расположенных на базе образовательных учрежде...полностью>>
'Документ'
Обязанности председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности образовательного учреждения среднего и высшего профес...полностью>>
'Документ'
С разъяснением одного из недоразумений вошло слово реализм в русский язык. В январе 1849 г. его ввел П. В. Анненков в годовом обзоре «Современника» —...полностью>>
'Реферат'
Власне, вищезгаданий документ на час обговорення був не більш ніж чернеткою проекту — четвертою (але далеко не останньою) і ще досить «сирим» варіант...полностью>>

Методика преподавания хореографических дисциплин Учебно-методическое пособие для специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», специализации «Хореографическое творчество» Киров

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Формулировка задания для самостоятельной работы:

Задание № 1 – Обзор учебно-методической литературы по народному танцу, подбор музыкального материала к уроку.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Подберите и изучите учебную литературу по теме «Методика проведения занятий по народному танцу».

  2. При прочтении учебной информации обратите внимание на:

  • основные задачи каждого года обучения;

  • структурные элементы урока народного танца;

  • последовательность выполнения элементов экзерсиса у станка народного танца;

  • методику проучивания элементов у станка;

  • методику исполнения элементов у станка, характерные ошибки;

  • выбор основных положений рук, элементов, движений, которые характерны выбранной Вами национальности для составления комбинаций у станка, а также для проучивания их на середине зала.

  1. Подберите и изучите дополнительную литературу: статьи из журнала «Балет», научно-популярной и методической литературы. Необходимо подобрать статьи, знакомящие с историей развития народного танца (в зависимости от выбора национальности). Обратите внимание на географическое положение, факторы, влияющие на развитие народной хореографии, особенности и манеру исполнения, а также на национальный костюм.

  2. Подберите и просмотрите видеозаписи концертов известных народных коллективов. При просмотре видеоматериала необходимо обратить внимание на:

  • манеру и характер исполнения народного танца;

  • композиционное построение танца, характерное данной национальности;

  1. Подберите и обоснуйте музыкальный материал для сопровождения урока. Требования к подбору музыкального материала:

  • музыкальный материал должен соответствовать выбранной национальности;

  • соответствовать характеру исполнения элементов экзерсиса;

    1. Результатом анализа учебно-методической литературы является:

  • определение года обучения

  • выбор темы урока

  • определение цели урока (общего замысла).

  • конспект в виде тезисов, а также графических зарисовок.

  • нотный материал.

Требования к оформлению работы:

  1. Конспект оформляется в тетради.

  2. Музыкальный материал оформляется в нотной тетради, или на CD дисках.

Требования к оценке работы

За выполненный конспект ставится оценка:

Оценка «отлично» - тема раскрыта полностью; достаточно полно использована литература; материал излагается логично, последовательно; работа выполнена аккуратно; используется дополнительный иллюстративный материал, студент понимает суть задаваемых по работе вопросов и формулирует точные ответы. Музыкальный материал соответствует выбранной теме урока.

Оценка «хорошо» - конспект соответствует заданному вопросу, но не совсем полный; материал излагается последовательно, знания по вопросу осознанные; работа выполнена аккуратно; не используется дополнительный иллюстративный материал. Музыкальный материал соответствует выбранной теме урока.

Оценка «удовлетворительно» - теоретический уровень работы низкий, встречаются серьёзные ошибки по содержанию темы, нет достаточной самостоятельности, знания по вопросу неполные, не глубокие, не осознанные; используется один литературный источник, не используется дополнительный иллюстративный материал. Музыкальный материал не подобран.

Оценка «неудовлетворительно» - конспект не подготовлен.

Задание № 2 Составление плана урока народного танца.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Сформулируйте тему урока (в соответствии с рабочей программой и заданием № 1);

  2. Определите тип урока (изучения нового материала; комплексного применения знаний; комбинированный; обобщения и систематизации; актуализации ЗУН; контроля и коррекции ЗУН);

  3. Определите вид урока (лекция, беседа, семинар, учебная конференция, диспут, практическая или лабораторная работа, дискуссия, деловая игра, урок – конкурс, урок - соревнование, урок – мозговая атака);

  4. Выберите год обучения;

  5. Сформулируйте триедино-дидактическую цель (образовательная, развивающая, воспитательная);

  6. Опишите оборудование, которое используется на уроке;

  7. Опишите литературу;

  8. Оформите структуру урока в таблицу:

    Структурные моменты

    Дидактические задания

    Деятельность учителя

    Деятельность обучаемых

    Показатели реальных результатов

  9. Определите методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного обучения, частично-поисковый);

  10. Выберите средства обучения (литература, видеосюжеты, DVD);

  11. Определите форму познавательной деятельности учащихся (индивидуальная, групповая, коллективная);

  12. Обоснуйте выбор музыкального сопровождения урока;

Требования к оформлению работы:

  1. План урока набирается на компьютере, работа оформляется на отдельных листах.

  2. Набор текста программы необходимо осуществлять стандартным 12 шрифтом;

  3. Межстрочный интервал полуторный;

  4. Заголовки следует набирать 14 шрифтом и выделять полужирным;

  5. Отступ в абзацах 1-2 см.;

  6. Поле левое 2,5 см., остальные 1 см.;

  7. Работа должна быть выполнена аккуратно.

Требования к оценке работы:

За выполненный план урока ставится оценка:

Оценка «отлично» - структура технологической карты урока выдержана в соответствии с требованиями; выбранные методы обучения соответствуют цели, типу и виду урока; все структурные элементы урока соответствуют выбранному типу и виду урока; работа выполнена аккуратно;

Оценка «хорошо» - структура технологической карты урока выдержана в соответствии с требованиями, но не совсем полная; выбранные методы обучения соответствуют цели, типу и виду урока; определены не все структурные элементы урока; структурные элементы урока не вполне соответствуют выбранному типу и виду урока; нет обоснования музыкального сопровождения урока; работа выполнена аккуратно;

Оценка «удовлетворительно» - теоретический уровень работы низкий, знания по вопросу неполные, не глубокие, не осознанные; встречаются серьёзные ошибки при выборе типа и вида урока; структура технологической карты урока не полная; выбранные структурные элементы урока не соответствуют типу и виду урока; нет обоснования музыкального сопровождения урока; работа выполнена не аккуратно.

Оценка «неудовлетворительно» - план урока не подготовлен.

Задание № 3 Подготовка к проведению урока (сочинение комбинаций).

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определите (в соответствии с темой урока) виды комбинаций для каждого элемента экзерсиса у станка (учебная, ритмически-пространственная, танцевальная);

  2. Для сочинения танцевальных комбинаций определите национальность, подберите движения, логически подходящие для комбинаций экзерсиса;

  3. Для сочинения комбинаций на середине зала активно используйте положения рук, положения в парах, элементы и движения, характерные определённой национальности.

Требования к оценке работы:

За сочиненные комбинации ставится оценка:

Оценка «отлично» - ставится в том случае, если в составленных комбинациях, движения логически подобраны, их построение от простого к сложному, каждая комбинация имеет чётко поставленную точку; комбинации не громоздкие, их продолжительность соответствует определённому музыкальному отрезку; программные элементы экзерсиса, включённые в комбинацию, соответствуют выбранному году обучения; при составлении комбинации использовался принцип ритмического разнообразия; в уроке используются все виды комбинаций.

Оценка «хорошо» - ставится в том случае, если в составленных комбинациях, движения логически подобраны, но в их построении нарушен принцип от простого к сложному, не все комбинации имеют чётко поставленную точку; некоторые комбинации перегружены танцевальными элементами, продолжительность комбинации, соответствует определённому музыкальному отрезку; программные элементы экзерсиса, включённые в комбинацию, согласованы с выбранным годом обучения; при составлении комбинации не использовался принцип ритмического разнообразия; комбинации только одного вида сложности.

Оценка «удовлетворительно» - ставится в том случае, если в составленных комбинациях, движения подобраны не всегда логично, в их построении нарушен принцип от простого к сложному, не все комбинации имеют чётко поставленную точку; комбинация перегружена танцевальными элементами, продолжительность комбинации, не всегда соответствует определённому музыкальному отрезку; программные элементы экзерсиса, включённые в комбинацию, не согласованы с выбранным годом обучения; при составлении комбинации не использовался принцип ритмического разнообразия; комбинации только одного вида сложности.

Оценка «неудовлетворительно» - комбинации не подготовлены.

Методические указания к практической работе по теме «Методика проведения занятий по народному танцу»

Цель:

Образовательная – создать условия для расширения практической подготовки по методике преподавания народного танца, для проведения урока народного танца;

Развивающая – создать условия для развития информационных, коммуникативных, рефлексивных и аналитических умений;

Воспитательная – создать условия для воспитания интереса к профессиональной деятельности, устойчивого внимания, любви к детям.

Оборудование: на уроках по дисциплине «народный танец» обязательным условием является наличие хореографических станков, музыкального инструмента;

Требования ГОСТ: методика проведения занятий по народному танцу;

Порядок выполнения работы

Алгоритм выполнения задания:

  1. Проведение урока. Урок проводится в соответствии с составленным планом урока, в котором сформулирована тема, триедино-дидактическая цель урока, определен тип и вид урока, подобраны методы обучения и определена форма познавательной деятельности учащихся.

  2. Анализ проведённого урока. Проанализируйте проведённый урок по данной схеме:

    • постановка цели и задач урока;

    • структура урока (в зависимости от типа и вида урока);

    • содержание учебного материала (логика подачи материала, актуальность учебного материала, общая и специфичная грамотность)

    • методы и приёмы, используемые на уроке;

    • организация работы всех студентов;

    • культура педагогического общения;

    • работа с аккомпаниатором;

  1. Результатом работы является урок, подготовленный и проведённый в соответствии с подготовленным планом урока по дисциплине «народный танец».

Указания по проведению урока по дисциплине «народный танец»

При проведении урока необходимо:

  1. Чётко обозначить цели урока, проверять усвоение учебного материала;

  2. Соблюдать логику подачи материала.

  3. Организовать работу всех студентов. Необходимо давать указания, замечания конкретному учащемуся и исправлять их с ним. А если замечание делается всей группе, то необходимо построить группу и проучить, исправить все неточности со всей группой;

  4. Проявить широкую эрудицию и показать свободное изложение материала;

  5. Соблюдать культуру педагогического общения во всех ситуациях и по отношению ко всем студентам;

  6. Во время проведения основной части урока обратите внимание на:

  • работу с аккомпаниатором.

  • при проучивании комбинации необходимо правильно просчитать её, чтобы этот счёт не расходился при исполнении комбинации под музыку;

  • при проучивании комбинации использовать приём от простого к сложному, отдельное проучивание работы рук и ног и только потом соединение их координационно в одну комбинацию;

  • педагог при работе на середине зала работает лицом к классу так называемый «зеркальный» показ;

  • при работе над этюдом, не забывайте уделять внимание особенностям, характеру и манере исполнения той или иной национальности;

    1. При разучивании нового материала (основная характеристика танца, нового движения и т.д.)

    • сообщите о нём некоторые сведения. Если название не совсем понятно, дайте объяснение к названию (например, краковяк – народный танец польского народа, названный по названию города, в котором он родился; «голубец» - удар одной стопы о другую).

    • дайте общую характеристику танцу, опишите историю его возникновения, характерные особенности музыки и хореографии. Или, если это касается нового движения, расскажите правила проучивания и исполнения движения.

    • прослушайте музыку к танцу, определите совместно с учащимися её характер, темп, музыкальный размер, ритмический рисунок, определите строение (части музыкального предложения, фразы).

Приступив к разучиванию движений, поз, переходов, рисунка танца, используйте различные методы проучивания движений. Выбор метода зависит от сложности его структуры входящих в него элементов. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки, но, используя их вместе можно добиться хороших результатов.

Традиционный метод широко используется при обучении - танцевальные движения, позы, переходы и рисунки танца разучиваются постепенно от простого к сложному.

  • объясните и покажите движения или элементы сами, затем тоже пусть повторят ученики.

Метод разучивания по частям

  • разделите движение на простые части и разучите каждую часть отдельно с последующей группировкой частей в нужной последовательности в единое целое.

Целостный метод разучивания, этим методом удобно разучивать простые движения, а также сложные движения, которые нельзя разложить на отдельные самостоятельные части

  • проучите движение целиком в замедленном темпе.

Временное упрощение этот метод применяется для разучивания особенно сложных движений

  • упростите форму сложного движения, а затем движение постепенно усложняйте, приближаясь к законченной форме. Например: шаг польки разучивают как приставной шаг, затем приставной шаг на полупальцах, без подскока на «и» при подъёме ноги вперёд и в окончательном виде – с подскоком.

  1. Работа над позами и положениями как в сольном, парном танце, так и массовом танце.

  • разучите их сначала в положении стоя на месте, затем закрепите на простом танцевальном шаге, и лишь затем, можно закрепить их на не сложных движениях.

  • объясните и покажите каждую позу и положения рук отдельно.

  • разучите и отработайте соединение танцевальных движений, поз, переходов, рисунка в танцевальные комбинации

  • соберите комбинации в этюд или определённый танец.

  • повторите комбинацию, этюд или танец многократно в целях запоминания, и для достижения более грамотного музыкального и выразительного исполнения.

  • обратите внимание при повторении и закреплении и на характер и манеру исполнения той или другой национальности.

Требования к выполнению работы:

Практические задания выполняются студентами всей группы одновременно и проходят в виде показательного урока по народному танцу в хореографическом зале в специальной балетной тренировочной форме. Обязательным условием является присутствие концертмейстера.

Критерии оценки работы

Оценка «отлично» - ставится в том случае, если при проведении урока прослеживаются все структурные элементы в соответствии с конкретным видом урока, используются оптимальные методы и формы в изучении конкретной темы урока, соблюдается логика подачи материала, прослеживается умение организовать работу всех студентов, присутствие чёткой дикции, элегантного внешнего вида, в конце урока обозначенные цели достигнуты;

Оценка «хорошо» - ставится в том случае, если при проведении урока присутствует достижение целей и задач урока, специфическая грамотность, урок проведён в форме педагогического сотрудничества, но, отсутствует один или два структурных элемента урока, наличие оговорок с последующими исправлениями.

Оценка «удовлетворительно» - ставится в том случае, если урок проведён, но, отсутствует конкретная цель урока или ориентация на достижение её, не прослеживается чёткая структура урока, неумение передать наиболее существенные признаки изучаемых объектов, несоответствие выбранных методов теме, типу и виду урока, работа только с отдельными студентами, работа только по конспекту.

Оценка «неудовлетворительно» - ставится в том случае, если урок не подготовлен.

Вопросы для самоконтроля (самоподготовки):

  1. Как Вы доведёте до студентов цели и задачи урока? (объяснением, подробным инструктажем, карточкой – заданием и т.д.)

  2. Какие методы используются при разучивании нового материала на уроке народного танца? Приведите примеры в соответствии с выбранной темой урока.

  3. Распределите методы разучивания нового материала для определённого вида комбинаций?

  4. Как Вы проведёте рефлексию занятия?

Задание на дом:

Сделать самоанализ урока народного танца.

После изучения темы студенты должны знать:

  1. особенности построения урока народного танца

После изучения темы студенты должны уметь:

  1. проводить урок народного танца

Тема «Методика проведения занятий по современному танцу»

После изучения темы студенты должны знать:

  1. Особенности построения урока современного танца.

После изучения темы студенты должны уметь:

  1. Проводить урок современного танца.

Практические занятия:

Проведение урока современного танца

Самостоятельная работа:

Составление плана урока современного танца

Подбор музыкального материала к уроку

Обзор учебно-методической литературы по современному танцу

Подготовка к проведению урока современного танца (сочинение комбинаций)

Литература:

  1. Александрова Н.А., Танец модерн [Текст]: Пособие для начинающих. / Н.А. Александрова, В.А. Голубева. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2007. – 128с.

  2. Барышникова Т. Азбука хореографии [Текст]: Методические указания. / Т. Барышникова. - СПб.: Респекс, Люкси, 1996. – 252 с.

  3. Никитин В. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца Текст]: / В.Никитин. – М.: Один из лучших, 2006. – 253 с.

План:

  1. История развития современного танца.

  2. Особенности построения урока современного танца.

  3. Составные части урока, их соразмерность в разные периоды обучения, последовательность упражнений на середине зала.

  4. Музыкальное сопровождение урока современного танца.

Информационный блок

  1. История развития современного танца.

Современный танец – это многожанровый и эстетически разноплановый феномен. К современному танцу в настоящее время относятся все направления хореографии, которые были рождены в XX веке. В настоящее время существуют пять основных систем танца со своей эстетикой, школой и техникой исполнения: классический, народный, модерн-джаз, модерн и постмодерниский танцы (термин, предложенный И.Райнер для обозначения американского направления), или contemporary (термин, предложенный для обозначения европейского современного танца). Это те системы, которые имеют свою историю, свой эстетический модуль, свою технику, свою методику подготовки исполнителей, свой язык движений. Одновременно существуют и развиваются стили танца, к ним можно отнести: бальный, степ, фламенко, бытовой танцы. Эти направления имеют свою лексику, свою историю. Но не имеют эстетической парадигмы или школы воспитания исполнителей [51].

Своё развитие, как самостоятельное направление современный танец (модерн и джаз модерн танец) стал получать только в XX веке. Из истории развития джаз модерн танца было выявлено два направления: свободный танец Айседоры Дункан и афроамериканский джазовый танец. Джаз это воплощение эмоций, ощущений. Результат столетней эволюции игры на ударных инструментах негритянских племён. На далёкой периферии западной цивилизации и скрытой от городского мира на протяжении нескольких столетий шло формирование своеобразного искусства. Подобного, которому нет ни в одной другой точке земного шара. Музыка, первоначально вывезенная невольниками из Африки, дала неожиданные ростки в Северном Новом Свете и породила неведомые ранее виды, получившие обобщённое название «афро-американская музыка». Только в 70-е годах прошлого века негритянские спиричуэлы, пробудили сознание того, что в чёрной среде США развивается своеобразное искусство. Этот пласт современной культуры, проложил новые пути, выражающие некоторые важные духовные устремления нашей эпохи. Мелодика, ритм, полиметрия объясняют свежесть, новизну, богатство джаз модерн танца. Джаз танец совпадает с тенденцией психологии XXI века – к радикальному обновлению выразительных средств по сравнению с эпохой романтизма и классицизма. В последние годы наблюдается всё больше смешенных танцевальных техник. Первым педагогом и хореографом, объединившим в своём творчестве технику модерн и джазового танца, был Джек Коул. Его система, так называемая хинди-джаз, объединила технику изоляции «чёрного» танца, движения индийского фольклорного танца и достижения «Денишоун» - первой школы танца модерн. В 60 – е годы XX столетия происходит взрыв интереса к модерн джаз танцу и в Западной Европе. Здесь же проходят первые семинары американских педагогов. В настоящее время, помимо модерн – джаз танца как базовой техники, можно выделить следующие направления: мюзикл-джаз, классический джаз, афроджаз, флэш, стрит, блюз-джаз (лирический джаз), фанк. Джазовый танец используется в шоу, ревю, в мюзиклах и кинематографии, варьете и драматических спектаклях. Джазовый танец стал второй системой (после классического балета) танцевального искусства со своей эстетикой, стилистикой, лексикой и главное, школой [51].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования по профессиональным образовательным программам: 071202 Библиотековедение

    Публичный отчет
    Самообследование Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Архангельской области «Архангельский колледж культуры и искусства» (далее – колледж) проводилось на основании приказа директора №43-П от 02.
  2. Социокультурный паспорт городского округа тольятти самарской области 2010 год Городской округ/муниципальный район

    Документ
    Изменена структура департамента культуры (распоряжение мэрии г.о. Тольятти от 19.08.2010 № 8857-р/1 «О внесении изменения в распоряжение мэра г.о. Тольятти от 04.
  3. Методика преподавания русского языка и литературы 15 Информатика 16

    Документ
    Воспитатель специальных (коррекционных) учреждений, учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитационных учреждений 201
  4. Государственный образовательный (6)

    Документ
    1.2.Квалификации выпускников по специальности 053 - Народное художественное творчество в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин с указанием нормативного срока освоения основной образовательной программы при очной форме обучения:
  5. Государственный образовательный (8)

    Документ
    1.2.Квалификации выпускников по специальности 071301 (053 ) - Народное художественное творчество в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин с указанием нормативного срока освоения основной образовательной программы

Другие похожие документы..