Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
Перед тем как приступить к сравнительному анализу инструментальных систем для создания компьютерных тестов, дадим определение инструментальной систем...полностью>>
'Закон'
Международное сотрудничество и взаимодействие правоохранительных органов по борьбе с наркоманией и наркопреступностью. Деятельность международных орг...полностью>>
'Документ'
3. Охарактеризуйте технологію здійснення захисту інтелектуальної власності, корпоративної інформації. Зазначте сферу і можливості застосування авторс...полностью>>
'Реферат'
Найстарішою газетою на американському континенті слід уважати The Present State of the New-English Affairs у Бостоні, яку неперіодичне видавав протяг...полностью>>

Методика преподавания хореографических дисциплин Учебно-методическое пособие для специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», специализации «Хореографическое творчество» Киров

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Упражнения на середине зала изучают в той же последовательности, следуя тем же методическим указаниям, что и у палки. Новые движения программы изучают сначала в чистом виде, затем в несложных сочетаниях с движениями, пройденными раньше, добиваясь, прежде всего правильности, чистоты и выразительности исполнения. Экзерсис на середине зала составляется так, чтобы осталось время на исполнение прыжков или упражнения на пальцах. Сокращать экзерсис на середине зала можно за счёт самих движений, например, чередуя ronde de jambe par terre battement fondu и так далее либо ограничивая количество сочетаний движений. Battement tendu en tournant en dehors en dedans

Основной задачей первых трёх лет обучения является освоение азбуки классического танца. Развиваются выворотность ног, танцевальный шаг (возможность поднимать работающую ногу на 90 и выше), правильная постановка корпуса, гибкость, устойчивость, лёгкий, высокий прыжок, чёткая координация движений. Всё это элементы, необходимые для дальнейшего развития техники и профессиональных навыков.

Последующие два года обучения – средние классы – наряду с развитием выносливости, силы и устойчивости воспитывают более свободное владение корпусом, движениями головы и особенно рук, которые должны быть не только пластичными выразительными, но и активно участвовать в исполнении туров и прыжков. Для достижения этого в уроки 4 и 5 классов вводятся комбинации с различным, более сложным сочетанием движений и связующие движения – pas de bourre, coupe, passé, flic-flac и т.д. Слишком увлекаться комбинациями движений не следует. Главное – качество исполнения. Поэтому новые движения программы средних классов изучают обязательно в чистом виде. Если движение трудное – изучают сначала его элементы. Экзерсис у палки, особенно в четвёртом классе, полезно исполнять en face, положение epaulement в какой то мере затрудняет правильную постановку корпуса, а значит и выработку устойчивости. На середине зала, напротив, упражнения следует чаще исполнять в epaulement, это воспитывает танцевальность.

3. Музыкальное сопровождение урока классического танца.

В музыкальных училищах и консерваториях студенты в концертмейстерских классах обучаются работе с вокалистами, инструменталистами. Концертмейстеров для балета нигде не готовят, хотя необходимость в этом есть. Задача пианиста на уроке классического танца – озвучивание упражнений, их музыкальное оформление, что предполагает необходимость определённых методических знаний.

В балетный класс приходят пианисты, не имеющие, за редким исключением, опыта работы в области импровизации. Преподавателю-балетмейстеру придётся набраться терпения и помочь концертмейстеру разобраться в построении урока, объяснить смысл и характер каждого pas классического танца, при этом возникают сложности не только технического, но и психологического характера. В основу данных взаимоотношений надо положить следующий тезис: пианист в своей профессии не меньший мастер, чем балетмейстер в своей.

Если в балетном спектакле балетмейстер целиком подчиняется музыке, передаёт её содержание и форму, то в уроке происходит обратное явление: музыка должна по своей форме подчиняться движению. В повседневной классной работе пианист творчески участвует в процессе урока и музыкальном воспитании учеников, умело, подбирая музыкальную литературу в тех случаях, когда задание педагога требует готовой музыкальной формы.

Правила аккомпаниатора:

  1. Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком. Урок продолжается полтора часа и подобный «камнепад» не пойдёт во благо ни кому.

  2. Пианист обязан знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения, т.к. вся балетная лексика идёт на французском языке.

  3. Урок классики строится на импровизационным материале, т.к. урок классики это живое взаимодействие музыки и пластики. Нотный материал можно использовать лишь в некоторых комбинациях, таких как adajio, allegro, танцевальные комбинации на середине зала.

  4. Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке. Оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме.

  5. Все комбинации урока должны строиться с учётом музыкальной фразы (тактовой квадратности), начинаться и заканчиваться вместе с нею. Музыкальные фразы могут быть малые и большие: четыре такта, восемь, шестнадцать, тридцать два и т.д. Возможны построения комбинаций экзерсиса и adajio на полторы фразы: двенадцать тактов, двадцать четыре и т.д.

  6. Не следует засорять аккомпанемент обилием лишних звуков – трелей, форшлагов, арпеджио. Это особенно важно в младших классах, музыка является своеобразной подсказкой – одно движение – одна нота, два движения – две ноты.

  7. Важно обращать внимание на акценты, т.к. одни движения выполняются на сильную долю, другие – из-за такта.

Методические указания для самоподготовки

После изучения основных вопросов темы ответьте на следующие вопросы:

  1. Кто обобщил и создал единую систему методики преподавания классического танца в России?

  2. Назовите педагогические задачи, которые ставит преподаватель на уроке классического танца?

  3. Что развивает урок классического танца у учащихся

  4. Назовите и охарактеризуйте основные части урока классического танца.

  5. На что должен обращать внимание педагог при проведении урока классического танца?

  6. Какие требования предъявляются для музыкального оформления урока классического танца?

  7. Назовите задачи, которые ставятся педагогом, для каждого года обучения.

Методические указания для проведения самостоятельной работы по теме «Методика проведения занятий по классическому танцу»

Цель:

Образовательная – создать условия для расширения теоретической подготовки по методике преподавания классического танца, для составления плана урока классического танца, для подготовки и проведения урока классического танца;

Развивающая – создать условия для развития информационных, коммуникативных, рефлексивных и аналитических умений;

Воспитательная – создать условия для воспитания интереса к профессиональной литературе, устойчивого внимания, любви к детям.

После изучения темы студенты должны знать:

  1. особенности построения урока классического танца

После изучения темы студенты должны уметь:

  1. проводить урок классического танца

Формулировка задания для самостоятельной работы:

Задание № 1 – Обзор учебно-методической литературы по классическому танцу, подбор музыкального материала к уроку.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Подберите и изучите учебную литературу по теме «Методика проведения занятий по классическому танцу».

  2. Для знакомства с темой необходимо определить год обучения, тему и цель урока.

  3. При прочтении учебной информации обратите внимание на:

  • основные задачи каждого года обучения;

  • структурные элементы урока классического танца;

  • последовательность выполнения элементов экзерсиса у станка классического танца;

  • методику проучивания элементов у станка;

  • методику исполнения элементов у станка, характерные ошибки;

  1. Результатом работы является конспект в виде тезисов, а также графических зарисовок.

  2. Подберите и изучите дополнительную литературу: статьи из журнала «Балет», научно-популярной и методической литературы. Необходимо подобрать статьи, иллюстрации, дидактический материал по Вашей теме урока.

  3. Подберите и просмотрите видеозаписи уроков, концертов известных исполнителей и педагогов. При просмотре видеоматериала необходимо обратить внимание на:

  • построение уроков классического танца;

  • исполнение движений и элементов классического танца, характерные ошибки;

  • характер и манеру ведения педагогом урока классического танца;

  1. Подберите музыкальный материал для сопровождения урока.

  2. Результатом анализа учебно-методической литературы является:

  • выбор темы урока

  • определение цели урока (общего замысла).

  • конспект в виде тезисов

Требования к оформлению работы:

  1. Конспект оформляется в тетради.

  2. Музыкальный материал оформляется в нотной тетради.

Требования к оценке работы

За выполненный конспект ставится оценка:

Оценка «отлично» - тема раскрыта полностью; достаточно полно использована дополнительная литература; материал излагается логично, последовательно; работа выполнена аккуратно; используется дополнительный иллюстративный материал, студент понимает суть задаваемых по работе вопросов и формулирует точные ответы. Музыкальный материал соответствует выбранной теме урока.

Оценка «хорошо» - конспект соответствует заданному вопросу, но не совсем полный; материал излагается последовательно, знания по вопросу осознанные; работа выполнена аккуратно; не используется дополнительный иллюстративный материал. Музыкальный материал соответствует выбранной теме урока.

Оценка «удовлетворительно» - теоретический уровень работы низкий, встречаются серьёзные ошибки по содержанию темы, нет достаточной самостоятельности, знания по вопросу неполные, не глубокие, не осознанные; используется один литературный источник, не используется дополнительный иллюстративный материал. Музыкальный материал не подобран.

Оценка «неудовлетворительно» - конспект не подготовлен.

Задание № 2 Составление плана урока классического танца.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Сформулируйте тему урока (в соответствии с рабочей программой и заданием № 1);

  2. Определите тип урока (изучения нового материала; комплексного применения знаний; комбинированный; обобщения и систематизации; актуализации ЗУН; контроля и коррекции ЗУН);

  3. Определите вид урока (лекция, беседа, семинар, учебная конференция, диспут, практическая или лабораторная работа, дискуссия, деловая игра, урок – конкурс, урок - соревнование, урок – мозговая атака);

  4. Выберите год обучения;

  5. Сформулируйте триедино-дидактическую цель (образовательная, развивающая, воспитательная);

  6. Опишите оборудование, которое используется на уроке;

  7. Опишите литературу;

  8. Оформите структуру урока в таблицу:

Структурные моменты

Дидактические задания

Деятельность учителя

Деятельность обучаемых

Показатели реальных результатов

  1. Определите методы обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного обучения, частично-поисковый);

  2. Выберите средства обучения (литература, видеосюжеты, DVD);

  3. Определите форму познавательной деятельности учащихся (индивидуальная, групповая, коллективная);

  4. Обоснуйте выбор музыкального сопровождения урока;

Требования к оформлению работы:

  1. План урока набирается на компьютере, работа оформляется на отдельных листах.

  2. Набор текста программы необходимо осуществлять стандартным 12 шрифтом;

  3. Межстрочный интервал полуторный;

  4. Заголовки следует набирать 14 шрифтом и выделять полужирным;

  5. Отступ в абзацах 1-2 см.;

  6. Поле левое 2,5 см., остальные 1 см.;

  7. Работа должна быть выполнена аккуратно.

Требования к оценке работы:

За выполненный план урока ставится оценка:

Оценка «отлично» - структура технологической карты урока выдержана в соответствии с требованиями; выбранные методы обучения соответствуют цели, типу и виду урока; все структурные элементы урока соответствуют выбранному типу и виду урока; работа выполнена аккуратно;

Оценка «хорошо» - структура технологической карты урока выдержана в соответствии с требованиями, но не совсем полная; выбранные методы обучения соответствуют цели, типу и виду урока; определены не все структурные элементы урока; структурные элементы урока не вполне соответствуют выбранному типу и виду урока; нет обоснования музыкального сопровождения урока; работа выполнена аккуратно;

Оценка «удовлетворительно» - теоретический уровень работы низкий, знания по вопросу неполные, не глубокие, не осознанные; встречаются серьёзные ошибки при выборе типа и вида урока; структура технологической карты урока не полная; выбранные структурные элементы урока не соответствуют типу и виду урока; нет обоснования музыкального сопровождения урока; работа выполнена не аккуратно.

Оценка «неудовлетворительно» - план урока не подготовлен.

Задание № 3 Подготовка к проведению урока (сочинение комбинаций).

Алгоритм выполнения задания:

  1. Определите новые примеры в соответствии с задачами каждой части урока для дальнейшего укрепления и совершенствования накопленных знаний и навыков учащихся;

  2. Определите новый материал для изучения (в соответствии с темой урока);

  3. Введите новый материал в различные комбинированные задания для дальнейшего укрепления и развития исполнительских навыков учащихся;

  4. Определить совместно с концертмейстером соответствующие размеры и характер музыкального сопровождения каждой части урока.

Требования к оценке работы:

За сочиненные комбинации ставится оценка:

Оценка «отлично» - в составленных комбинациях, движения логически подобраны, их построение от простого к сложному; комбинации не громоздкие, их продолжительность соответствует определённому музыкальному отрезку; программные элементы экзерсиса, включённые в комбинацию, соответствуют выбранному году обучения; при составлении комбинации использовался принцип ритмического разнообразия; в уроке используются все виды комбинаций.

Оценка «хорошо» - в составленных комбинациях, движения логически подобраны, но в их построении нарушен принцип от простого к сложному; некоторые комбинации перегружены элементами классического танца, продолжительность комбинации, соответствует определённому музыкальному отрезку; программные элементы экзерсиса, включённые в комбинацию, согласованы с выбранным годом обучения; при составлении комбинации не использовался принцип ритмического разнообразия; комбинации в уроке, только одного вида сложности.

Оценка «удовлетворительно» - в составленных комбинациях, движения подобраны не всегда логично, в их построении нарушен принцип от простого к сложному, не все комбинации имеют чётко поставленную точку; продолжительность комбинации, не всегда соответствует определённому музыкальному отрезку; программные элементы экзерсиса, включённые в комбинацию, не согласованы с выбранным годом обучения; при составлении комбинации не использовался принцип ритмического разнообразия; комбинации только одного вида сложности.

Оценка «неудовлетворительно» - комбинации не подготовлены.

Методические указания для практической работы по теме

«Методика проведения занятий по классическому танцу»

Цель:

Образовательная – создать условия для расширения теоретической подготовки по методике преподавания классического танца, для проведения урока классического танца;

Развивающая – создать условия для развития информационных, коммуникативных, рефлексивных и аналитических умений;

Воспитательная – создать условия для воспитания интереса к профессиональной литературе, устойчивого внимания, любви к детям.

Оборудование: на уроках по дисциплине «классический танец» обязательным условием является наличие хореографических станков, музыкального инструмента;

Требования ГОСТ: методика проведения занятий по классическому танцу.

Порядок выполнения работы

Алгоритм выполнения задания:

  1. Проведение урока. Урок проводится в соответствии с составленным планом урока, в котором сформулирована тема, триедино-дидактическая цель урока, определен тип и вид урока, подобраны методы обучения и определена форма познавательной деятельности учащихся.

  2. Анализ проведённого урока. Проанализируйте проведённый урок по данной схеме:

    • постановка цели и задачи урока;

    • организация работы всех студентов;

    • логика подачи материала;

    • структура урока (в зависимости от типа и вида урока);

    • методы и приёмы, используемые на уроке;

    • культура педагогического общения;

    • работа с аккомпаниатором;

Результатом работы является урок, подготовленный и проведённый в соответствии с подготовленным планом урока по дисциплине «классический танец».

Указания по проведению урока по дисциплине «классический танец»

При проведении урока классического танца необходимо:

  1. Чётко обозначить цели урока, проверять усвоение учебного материала;

  2. Соблюдать логику подачи материала.

  3. Организовать работу всех студентов. Необходимо давать указания, замечания конкретному учащемуся и исправлять их с ним. А если замечание делается всей группе, то необходимо построить группу и проучить, исправить все неточности со всей группой;

  4. Проявить широкую эрудицию и показать свободное изложение материала;

  5. Соблюдать культуру педагогического общения во всех ситуациях и по отношению ко всем студентам;

  6. Во время проведения основной части урока обратите внимание на:

  • работу с аккомпаниатором.

  • при проучивании нового движения, комбинации необходимо правильно просчитать её, чтобы этот счёт не расходился при исполнении комбинации под музыку;

  • при проучивании комбинации использовать приём от простого к сложному, отдельное проучивание работы рук и ног и только потом соединение их координационно в одну комбинацию;

    1. При разучивании нового материала (основная характеристика нового движения и т.д.)

    • сообщите о нём некоторые сведения. Если название не совсем понятно, дайте объяснение к названию.

    • дайте общую характеристику нового движения, расскажите правила проучивания и исполнения движения.

Приступив к разучиванию движений, поз, используйте различные методы проучивания движений. Выбор метода зависит от сложности его структуры входящих в него элементов. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки, но, используя их вместе можно добиться хороших результатов.

Традиционный метод широко используется при обучении - танцевальные движения, позы, переходы и рисунки танца разучиваются постепенно от простого к сложному: объясните и покажите движения или элементы сами, затем тоже пусть повторят ученики.

Метод разучивания по частям: разделите движение на простые части и разучите каждую часть отдельно с последующей группировкой частей в нужной последовательности в единое целое.

Целостный метод разучивания, этим методом удобно разучивать простые движения, а также сложные движения, которые нельзя разложить на отдельные самостоятельные части

  • проучите движение целиком в замедленном темпе.

Временное упрощение этот метод применяется для разучивания особенно сложных движений: упростите форму сложного движения, а затем движение постепенно усложняйте, приближаясь к законченной форме. Например: шаг польки разучивают как приставной шаг, затем приставной шаг на полупальцах, без подскока на «и» при подъёме ноги вперёд и в окончательном виде – с подскоком.

Обратите внимание при повторении и закреплении и на характер и манеру исполнения того или другого движения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования по профессиональным образовательным программам: 071202 Библиотековедение

    Публичный отчет
    Самообследование Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Архангельской области «Архангельский колледж культуры и искусства» (далее – колледж) проводилось на основании приказа директора №43-П от 02.
  2. Социокультурный паспорт городского округа тольятти самарской области 2010 год Городской округ/муниципальный район

    Документ
    Изменена структура департамента культуры (распоряжение мэрии г.о. Тольятти от 19.08.2010 № 8857-р/1 «О внесении изменения в распоряжение мэра г.о. Тольятти от 04.
  3. Методика преподавания русского языка и литературы 15 Информатика 16

    Документ
    Воспитатель специальных (коррекционных) учреждений, учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитационных учреждений 201
  4. Государственный образовательный (6)

    Документ
    1.2.Квалификации выпускников по специальности 053 - Народное художественное творчество в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин с указанием нормативного срока освоения основной образовательной программы при очной форме обучения:
  5. Государственный образовательный (8)

    Документ
    1.2.Квалификации выпускников по специальности 071301 (053 ) - Народное художественное творчество в зависимости от реализуемого вузом блока специальных дисциплин с указанием нормативного срока освоения основной образовательной программы

Другие похожие документы..