Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
В каком случае учитель хочет использовать на своих уроках новые методы, приемы, пытается иначе, чем обычно, организовать учебную деятельность? Вариан...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Дипломна робота завершує навчання у вищому навчальному закладі фахівців освітньо-кваліфікаційного рівня магістр. За умови успішного захисту дипломної ...полностью>>
'Документ'
ХХ век внес много ценного в копилку фундаментальных знаний о мозге человека. Часть этих знаний уже нашла применение в медицине, но сравнительно мало ...полностью>>
'Инструкция'
Для начала обучения Вам следует заполнить Договор. Все страницы, кроме последней, можно заполнить в электронном виде. Последняя страница заполняется о...полностью>>

Методика преподавания хореографических дисциплин Учебно-методическое пособие для специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», специализации «Хореографическое творчество» Киров

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические указания для проведения самостоятельной работы по теме «Планирование учебно-образовательного процесса в детском творческом коллективе»

Цель:

Образовательная – разработать рабочую программу по хореографической дисциплине для учреждений дополнительного образования;

Развивающая – создать условия для развития интеллектуальных, информационных умений;

Воспитательная – создать условия для воспитания трудолюбия, ответственности, усидчивости;

После изучения темы студенты должны знать:

  1. требования к планированию учебно-образовательного процесса

После изучения темы студенты должны уметь:

  1. разрабатывать поурочные планы

  2. составлять рабочие программы

  1. Формулировка задания для самостоятельной работы:

Задание – разработать рабочую программу по хореографической дисциплине для учреждения дополнительного образования

Алгоритм выполнения задания:

  1. Анализ методических рекомендаций к уровню подготовки выпускника детской школы искусств:

  • Требования к уровню подготовки выпускника детской школы искусств;

  • Требования к содержанию образования;

  • Сроки реализации образовательных программ детской школой искусств;

  1. Анализ примерной учебной программы, разработанной Федеральным агентством по культуре и кинематографии и научно-методическим центром по художественному образованию:

    • Пояснительная записка (цели, задачи, объём, принципы реализации программы);

    • Тематический план (последовательность изучения тем, количество часов, выделенных на изучение каждой темы);

    • Содержание учебной дисциплины (теоретические и практические занятия);

    • Программные требования (требования к ЗУН для каждого класса обучения);

  1. Разработка рабочей программы по хореографической дисциплине:

    • Оформление титульного листа (название и уровень подчинения образовательного учреждения, кем и когда утверждена программа, полное название программы, возраст детей, на которых рассчитана программа, срок реализации программы, Ф.И.О. должность автора, название города, населённого пункта, год разработки программы);

    • Пояснительная записка (направленность программы, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, цель и задачи, возраст детей, продолжительность образовательного процесса, его этапы, формы и режим занятий, ожидаемые результаты и способы их проверки, формы подведения итогов);

    • Учебно-тематический план дисциплины (перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме);

    • Содержание дополнительной образовательной программы (формулировка разделов и тем, дидактические единицы, перечень теоретических и практических работ);

    • Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы (формы занятий, приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий);

    • Список литературы.

  1. Результатом работы является разработанная рабочая программа хореографической дисциплины.

  1. Требования к оформлению работы:

  1. Программа набирается на компьютере и оформляется на отдельных листах.

  2. Набор текста программы необходимо осуществлять стандартным 12 шрифтом;

  3. Межстрочный интервал полуторный;

  4. Заголовки следует набирать 14 шрифтом и выделять полужирным;

  5. Отступ в абзацах 1-2 см.;

  6. Поле левое 2,5 см., остальные 1 см.;

  7. Нумерация страницы сверху посередине или справа; нумерация страниц начинается со стр. 3.

  8. Каждый последующий раздел начинается на новой странице.

  9. Работа должна быть выполнена аккуратно.

  10. Структура программы включает в себя следующие элементы:

титульный лист;

пояснительная записка;

учебно-тематический план;

методическое обеспечение;

список литературы.

  1. Требования к оценке работы

За разработанную программу ставится оценка:

Оценка «отлично» - ставится в том случае, если задание выполнено без ошибок, структура программы выдержана в соответствии с требованиями; во введении правильно определены цели и задачи дисциплины; тематический план выстроен последовательно и логично; формы и методы обучения соответствуют каждому виду занятия; достаточно полно использована литература по дисциплине; работа выполнена и оформлена аккуратно;

Оценка «хорошо» - ставится в том случае, если задание выполнено, но допущена одна ошибка (в структуре программы, в определении последовательности тем и разделов, в выборе дидактических единиц и форм и методов обучения, или неверно сформулированы цели и задачи предмета). Встречаются неточности в последовательности и изложении материала, знания по вопросу осознанные; работа выполнена и оформлена аккуратно;

Оценка «удовлетворительно» - ставится в том случае, если задание выполнено, но допущено две ошибки (в структуре программы, в определении последовательности тем и разделов, в выборе дидактических единиц и форм и методов обучения, или неверно сформулированы цели и задачи предмета). А также, если теоретический уровень работы низкий, нет достаточной самостоятельности, знания по вопросу неполные, не глубокие, не осознанные.

Оценка «неудовлетворительно» - программа не подготовлена.

Тема: «Методика проведения занятий по классическому танцу»

После изучения темы студенты должны знать:

  1. Особенности построения урока классического танца.

После изучения темы студенты должны уметь:

  1. Проводить урок классического танца.

Практические занятия:

Проведение урока классического танца

Самостоятельная работа:

Составление плана урока классического танца.

Подбор музыкального материала к уроку.

Обзор учебно-методической литературы по классическому танцу.

Подготовка к проведению урока классического танца (сочинение комбинаций).

Литература:

  1. Берёзова Г., Классический танец для детских хореографических коллективов: [Текст] / Г.Берёзова. – Киев: 1979

  2. Базарова Н., Классический танец: [Текст] / Н.Базарова. - М.: Искусство, 1975.

  3. Ваганова А.Я. Основы классического танца: [Текст] / А.Я. Ваганова. - Л.: 1963

  4. Головина С.Н. Уроки классического танца в старших классах: [Текст] / С.Н. Головина. - М.: Искусство, 1989.

  5. Костровицкая В. 100 уроков классического танца: [Текст] / В. Костровицкая. - Л.: Искусство , 1978.

  6. Костровицкая В., Школа классического танца: [Текст] / В. Костровицкая, А. Писарев. - Л.: Искусство, 1976.

  7. Сидорова С.И. Классический танец Ч. 1-2,: [Текст] / С.И. Сидорова. - Пермь,2002.

  8. Тарасов Н. Классический танец: [Текст] / Н. Тарасов. - М.: Искусство, 1981.

  9. Ярмолович Л. Классический танец: [Текст] / Л. Ярмолович. - Л., Музыка, 1986.

План:

  1. Классический танец как предмет обучения.

  2. Особенности построения урока классического танца.

  3. Музыкальное сопровождение урока классического танца.

Информационный блок

1. Классический танец как предмет обучения. Система пластической выразительности, именуемая «классический танец», в результате длительной эволюции и совершенствования нашла своё наиболее полное эстетическое воплощение в России. В этом танце техника не самоцель, а только средство выражения. Современную школу классического танца отличает, и это главное, строгая простота линий, отточенность поз, стремительность прыжков и вращений, богатство пластических оттенков, поэтическая одухотворённость. Формируясь, классический танец насыщался мотивами национального фольклора. Классический танец и в балетных школах, и в учебных заведениях является основой, первым этапом в обучении танцу. Достижения русской школы классического танца и методики преподавания его основных элементов отобраны, обобщены и систематизированы выдающимися хореографами, в частности профессором А.Я.Вагановой в её известном труде «Основы классического танца», впервые изданном в 1934 году. Уже тогда стало очевидным, что значение этого труда выходит далеко за рамки учебника. Изложенная в нём методика преподавания классического танца стала выдающимся вкладом в теорию и практику хореографической педагогики. Методика заключает в себе знание движений в его подготовительной и законченной форме, а также приёмы и методы, которыми разучивается то или иное движение.

«Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармонической пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время в стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы – это и есть отличительные черты «школы Вагановой». [28] Ныне обучение в хореографических училищах, школах балета, профессиональных учебных заведениях, хореографических студиях основывается на системе А.Я.Вагановой.

Педагогические задачи:

  1. Умение вести урок так, чтобы развить у учеников интерес к данному уроку и предмету в целом;

  2. Уметь правильно показать и объяснить движение;

  3. Научить учащегося владеть мышцами своего тела;

  4. Воспитывать в ученике самоконтроль через физическое ощущение, что является залогом дальнейшей самостоятельной работы.

Что надо развивать у ученика:

Гибкость всех суставов (спина, стопы, лопатки, тазобедренный сустав и т.д.). Гибкость даёт пластику движениям.

Устойчивость (aplomb) – без неё нет техники движений. Вырабатывать, начиная с выворотного положения, с изучения позиций ног (научить твёрдо стоять на ногах), на двух выворотных, потом на одной выворотной. Зависит от правильной постановки ног и корпуса.

Координацию – это свобода движений без напряжения отдельных частей тела (в точных позициях и положениях соответственно классическому танцу). Координация, кроме этого – это сочетание движений ног, рук, головы и т.д., даже настроения и глаз.

Силу ног – выработанные сильные ноги дают возможность свободно двигаться, это достигается постоянными занятиями, повторением и увеличением количества движений. В каждом классе будут свои основные движения (в 1классе – tendu, во 2 классе – fondu, в старших классах пальцевые движения), которые влияют на выработку силы ног.

Музыкальность. Внимание, память.

Ритм сценического дыхания – это не только техника правильного газообмена, но и выражение эмоциональной жизни актёра, связанное с содержанием и характером сценического действия. Поэтому нельзя установить неизменные исполнительские формулы дыхания для каждого отдельного движения. Дыхание танцовщика должно не только непрерывно восстанавливать его работоспособность, но и служить средством актёрской выразительности.

Показ новых движений, т.е. прохождение программы, идёт сначала в чистом виде, особенно в младших и средних классах. Показ медленный и подробный, повторение движения в чистом виде, пока класс элементарно его не усвоит, затем движение дорабатывается в комбинациях.

Класс – это дисциплина, это внимание, это готовность, собранность – тогда есть результат. Важен темп урока – нельзя загонять, темп должен быть спокойным, но не размазанным, чтобы не охлаждаться. Рассчитать время, чтобы сделать и общие и отдельные замечания, повторить комбинации. Требовательность педагога не только в том, чтобы заставить, но и в том, чтобы добиться, не давать спуску, добиваться профессионализма. Важный момент – выполнение программы, но если класс слабый, то наиболее сложные движения можно перенести на следующий год. В каждом классе вначале обязательно повторение предыдущего материала, шлифовка, только потом проходится новая программа.

2. Особенности построения урока классического танца.

Готовясь к уроку, преподаватель должен, прежде всего, определить его содержание, т.е. тот учебный материал, из которого он будет слагаться. Каждый урок классического танца всегда начинается с повторения пройденного материала, чтобы сохранить и дальше совершенствовать накопленные знания и навыки, а также изучать новый материал. Начинающему педагогу надо руководствоваться следующими правилами подготовки к уроку:

  1. Наметить новые примеры в соответствии с задачами каждой части урока для дальнейшего укрепления и совершенствования накопленных знаний и навыков учащихся;

  2. Определить новый материал для изучения;

  3. Ввести новый материал в различные комбинированные задания для дальнейшего укрепления и развития исполнительских навыков учащихся;

  4. Определить совместно с концертмейстером соответствующие размеры и характер музыкального сопровождения каждой части урока.

Любой урок классического танца состоит из нескольких разделов:

Экзерсис у станка – это упражнения, состоящие из целого комплекса движений, исполняющихся ежедневно в следующей последовательности:

Plie, bat. tendu, bat. tendu jete, ronde de jambe par terre, bat. fondu или bat. soutenu, bat. frappe, bat. double frappe, ronde de jambe en l’aire, petties bat., bat. developpe, grande bat. jete.

Экзерсис - изучение элементарных движений, из которых потом слагаются самые сложные формы классического танца. Экзерсис должен быть отлично усвоен учениками, иначе нельзя овладеть точной техникой исполнительского мастерства. Экзерсис это не нечто второстепенное и «разогревание ног», он необходим не только начинающему, но и квалифицированному танцовщику для постоянного укрепления и совершенствования основ его исполнительского мастерства.

Экзерсис на середине зала – упражнения исполняются в той же последовательности, что и у палки. Экзерсис на середине зала, как правило, составляется компактнее, короче и техничнее. Построение его следует от года к году постепенно усложнять и сокращать количество отдельных упражнений. Экзерсис на середине зала всегда должен хорошо подготовить ученика к следующей части урока, а не подменивать её.

Адажио (Adajio) – это работа над всесторонним овладением позами классического танца и самой разнообразной их связью. В экзерсисе при помощи многократного повторения различных battement и других движений в одном и том же упражнении отрабатывается элементарная техника танцевального мастерства. А в adajio усваиваются характер, манера и техника, необходимые для исполнения большой и плавной танцевальной фразы. Построение adajio в различных классах складывается из пройденных поз, движений. В первом классе adajio, как такового ещё нет. Здесь только начинают изучать различные малые позы с ногой, не отделённой от пола. Со второго класса начинают изучать различные позы на 90 и соединять несложными приёмами, т.е. составлять простейшее adajio, которое выполняется после экзерсиса на середине зала. В четвёртом – пятом классах adajio приобретает всё более трудный и силовой характер за счёт объёма и повышающейся сложности сочетания движений, используемых приёмов связи, поворотов, малых и больших pirouettes. В пятом – шестом классах после большого adajio вводится так называемое второе adajio, которое представляет собой чередование постепенно усложняющегося вращения на полу. В техническом отношении его построение должно быть сложнее, подвижнее, но в силовом – легче и короче, чем в большом adajio. При составлении первого и второго adajio необходимо, чтобы все движения последовательно и логично соединялись между собой, образовывая стройный и законченный учебный пример, а не просто случайный набор движений. В каждом adajio должна присутствовать определённая учебная задача – отработка того или иного исполнительского приёма, а не вообще силы, устойчивости и пластичности движения.

Allegro - маленькие и большие прыжки. В этой части урока осваиваются различные прыжки классического танца. Если в экзерсисе осваиваются элементарные навыки, в adajio ведётся работа над позами и танцевальной фразой в медленном темпе, то здесь всё это суммируется и отрабатывается в темпе прыжка, большого и малого, простого и сложного, мягкого и трамплинного, стремительного и сдержанного.

Сначала выполняются комбинированные задания (кроме первого класса), состоящие из малых прыжков, например: temps leve sauté, pas echappe, pas glissade, pas assemble, pas jete, sissonne, различных поворотов, малых пируэтов и т.д. Каждый прыжок должен повторяться в одном и том же комбинированном задании в порядке трудности его исполнения.

Затем рекомендуется выполнять большие прыжки без подходов, такие, как grand sissonne ouverte, grand sissonne fermee, pas ballotte, temps leve в больших позах, jete passé, большие Заноски с двух ног на две ноги, различные повороты, малые и большие пируэты, простые tours и т. д.

Затем следует переходить к большим прыжкам, которые связаны с энергичными подходами. Прыжки эти характеризуются высокой полётностью и большими продвижением по прямым, диагональным и закруглённым линиям учебного класса. Такого рода прыжки комбинируются от задания к заданию в постепенно усложняющейся форме так же, как в предшествующей части урока.

Наконец, вторично выполняются малые прыжки, в более усложнённой комбинации, чем в начале этой части урока. Здесь используются различные виртуозные заноски с поворотами. Заканчивать прыжки следует простыми упражнениями типа petit changement de pied в сочетании с entrechat-quatre, с тем, чтобы привести организм и дыхание ученика в более спокойное состояние. Ко всему сказанному надо добавить, что по мере накопления пройденных прыжков в различных классах, особенно в старших, они как бы приобретают большую «подвижность» в смысле разнообразия сочетаний и последовательности выполнения на уроке.

Пальцевая техника. Не реже 2-3 раз в неделю.

Последняя завершающая часть урока предназначена, для того чтобы организм учащихся после напряжённой работы окончательно пришёл в состояние покоя при помощи выполнения различных форм port de bras.

Начинается и заканчивается урок поклоном, в младших классах после поклона идёт марш. Следует следить, чтобы шаг был с вытянутых пальцев, плечи опущены. У девочек руки на юбочке, у мальчиков – на поясе. В младших классах марш полезен и в середине урока.

Такое построение урока позволяет проводить его с постепенным усложнением, без резких подъёмов и спадов. При этом каждая часть урока также должна иметь свою кривую с постепенным нарастанием и некоторым спадом в конце, что позволяет ученикам приступать к выполнению следующей части урока со свежими силами. Подобное построение урока обусловливается психофизическими особенностями организма учеников и предохраняет их от возможного повреждения суставо-связочного аппарата, расстройства сердечной деятельности и т.д.

Общепринятая длительность урока классического танца в хореографических училищах равняется двум академическим часам. В пределах этого времени постепенно сокращается длительность первой части урока и увеличивается сложность и трудность её комбинированных заданий. Вторую и особенно третью часть урока следует постепенно увеличивать по длительности, объёму движений и трудности изучаемых приёмов. Четвёртая часть коротка по времени и усложняется очень незначительно. Такое распределение частей урока по времени является приблизительным, и отклонения от указанной нормы могут и должны быть в ту или иную сторону, в зависимости от конкретных условий работы.

Первый год обучения.

Его основной задачей является постановка корпуса, ног, рук и головы на простейших упражнениях классического тренажа, развитие элементарных навыков координации. Приступая к показу упражнений, надо объяснить понятие опорной и рабочей ноги.

Опорная нога поддерживает корпус в движении, принимая на себя его тяжесть. Рабочая нога выполняет движение.

Все упражнения исполняют поочерёдно с правой и левой ноги. Для правильного усвоения выворотности ног ряд движений сначала изучают в сторону.

Все движения проучиваются лицом к станку, затем держась за него одной рукой и далее в упражнениях на середине зала.

На первом году обучения с первых занятий следует вводить трамплинные прыжки, вырабатывать правильный толчок пятками от пола, учить в момент прыжка натягивать колени, подъём, пальцы. Прыжки начинают изучать стоя лицом к станку (нельзя наваливаться на станок). Как только усвоена элементарная точность исполнения, изучение переносится на середину зала. Во время прыжков первоначально руки держат на талии, затем переводят в подготовительное положение. Необходимо следить за корпусом, руками, живот и ягодичные мышцы подтянуты.

Второй год обучения.

Упражнения у станка.

Совершенствуются форма и техника исполнения ранее пройденных движений в увеличенных количествах и несколько ускоренных темпах. Ряд движений усложняется за счёт исполнения их в epaulement, позах с plie releve. Изучаются маленькие и большие позы, позы на 90, attitudes, arabesques. Изменяется количество долей музыкального такта, приходящихся на исполнение одного движения. Так

Идет усложнение ряда движений за счёт подъёма опорной ноги на полупальцы. Сначала часть однородных движений, входящих в комбинацию, исполняется на всей стопе, часть – стоя на полупальцах. К концу полугодия стопа опорной ноги в preparations поднимается на полупальцы и остаётся на полупальцах во время исполнения всей комбинации или, как в battement fondu, battement soutenu, все движения, входящие в комбинацию, исполняются с подъёмом на полупальцы. Подготовительное упражнение - releve на полупальцах на одной ноге – исполняется в конце экзерсиса у палки, лицом к палке.

Упражнения на середине зала.

Упражнения на середине зала исполняют, сохраняя ту же последовательность чередования и тот же методический подход, что и у палки. Для усвоения упражнений в epaulement их исполняют сначала на середине зала, начиная изучать с позы croise как более простой по построению. Основные позы croisee, effacee, ecartee, arabesques I, II, III, IV на 90. Temps lie с перегибами корпуса, IV port de bras, V port de bras, VI port de bras, pas de bourre без перемены ног, подготовительные упражнения к турам, pas de bourre dessus-desous.

Третий год обучения.

Упражнения у станка.

Как и в предыдущих классах, наряду, с повторением ранее пройденных движений осваиваются их более сложные формы и изучаются новые элементы экзерсиса у палки. Наиболее сложные движения экзерсиса у палки исполняются на полупальцах. Начинается изучение туров. Сокращается количество музыкальных долей такта, приходящихся на исполнение одного движения. Ronde de jambe en l’air, petit battement могут исполняться на 1/8 долю музыкального такта, battement releve lent на 90, battement developpe можно исполнять на 1 такт 4/4. Все движения экзерсиса у палки по сравнению с предыдущими классами исполняются в более быстром темпе. Увеличивается продолжительность нагрузки на одну ногу. Чаще задаются упражнения, которые требуют не только работы ног, но и рук, корпуса, поворотов и наклонов головы. Вводятся вращательные движения в различные комбинации экзерсиса у палки.

Упражнения на середине зала.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования по профессиональным образовательным программам: 071202 Библиотековедение

    Публичный отчет
    Самообследование Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Архангельской области «Архангельский колледж культуры и искусства» (далее – колледж) проводилось на основании приказа директора №43-П от 02.
  2. Социокультурный паспорт городского округа тольятти самарской области 2010 год Городской округ/муниципальный район

    Документ
    Изменена структура департамента культуры (распоряжение мэрии г.о. Тольятти от 19.08.2010 № 8857-р/1 «О внесении изменения в распоряжение мэра г.о. Тольятти от 04.
  3. Методика преподавания русского языка и литературы 15 Информатика 16

    Документ
    Воспитатель специальных (коррекционных) учреждений, учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитационных учреждений 201
  4. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (1)

    Публичный отчет
    4.1. Соответствие нормативных документов, отражающих содержание подготовки специалистов в Институте, требованиям Государственного образовательного стандарта
  5. Е. О. Дзюба тенденции просветительства в области современного художественного

    Документ
    В предлагаемом читателю сборнике представлены материалы седьмой Всероссийской c международным участием студенческой научно-практической конференции «Человек.

Другие похожие документы..