Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Расписание'
Расписание занятий студентов-слушателей отделения общественных профессий по специальности «менеджер молодежного общественного объединения» на I семес...полностью>>
'Исследование'
Роман "Король футбола" - веселая история о робком, тщедушном юноше, которого беззаветная любовь заставила стать звездой футбола, и в то же в...полностью>>
'Литература'
Настоящее Положение определяет статус, цели, задачи и порядок проведения региональной научно-практической конференции «Мир науки глазами детей» (дале...полностью>>
'Курс лекций'
Глобализация мировой экономики – саморазвивающийся процесс формирования экономического и политического неолиберального рыночного пространства. Либерал...полностью>>

Методика преподавания хореографических дисциплин Учебно-методическое пособие для специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», специализации «Хореографическое творчество» Киров

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Информационный блок

  1. Общие требования к планированию учебно-образовательного процесса в детском творческом коллективе.

Планирование работы детского творческого коллектива является процессом его перспективного развития. В образовательном учреждении учебная – воспитательная работа детского творческого коллектива направляется документом, который называется учебный план. Содержание его определяется целями и задачами воспитания всесторонне развитой личности. Учебный план включает ряд общеобразовательных и специальных дисциплин, намечает количество часов, отведённых на их изучение и систему прохождения учебного материала по годам обучения. Рабочий учебный план – документ, определяющий график учебного процесса, перечень, объёмы, последовательность изучения дисциплин по курсам и семестрам, виды учебных занятий, производственной (профессиональной) практики, формы промежуточной и виды итоговой Государственной аттестации. Разрабатывается на основе примерного учебного плана. Примерный учебный план – рекомендательный документ, предназначенный для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной специальности.

Следующим документом организации работы преподавателя является образовательная программа предмета, составляемая на основе учебного плана и устанавливающая содержание, систему и объём знаний, которые должны быть усвоены учащимися. Образовательная программа – это документ, определяющий концептуальные основы, направления и содержания деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты. Рабочая образовательная программа – учебно-методический документ, в котором в соответствии с ГОСТ, определяется содержание обучения, последовательность и наиболее целесообразный способ его усвоения учащимися. Разрабатывается на основе примерной программы. Примерная учебная программа – рекомендательный документ, используемый при подготовке рабочей учебной программы и учитывающий Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной учебной дисциплине. Разрабатываются на основе минимума содержания и перечня представлений, знаний, умений и навыков, закреплённых стандартом применительно к специальности и конкретной дисциплине.

Правильное планирование прохождения учебной программы в значительной мере способствует успеваемости учащихся. Принимая во внимание количество часов, отведённое для освоения программы, и возможности учащихся, преподаватель составляет календарно-тематический план работы на весь учебный год. Календарно-тематический план – учебно-методический документ, составляемый на основании рабочей учебной программы дисциплины и графика учебного процесса, в котором зафиксировано распределение учебного материала по дидактическим единицам и времени, необходимого на их изучение, требуемые наглядные пособия и задания для самостоятельной внеаудиторной работы.

Календарно-тематический план будет регулировать, и направлять работу преподавателя в течение всего учебного года, в этом его методическое назначение и сила. Однако даже хорошо составленный план может оказаться качественно невыполненным, если преподаватель не будет тщательно готовиться к каждому предстоящему уроку. Для каждого урока преподаватель разрабатывает план учебного занятия (технологическая карта занятия) – учебно-методический документ, для обеспечения эффективности реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учащихся, формирование у них практических знаний, умений и навыков.

Нормативная и учебно-методическая документация

Государственные требования Рабочий учебный план

(ГОСТ)

Примерный учебный план Рабочая образователь-

ная программа

Примерная учебная программа Календарно-тематический

план

Перечень оборудования кабинета Планы учебных занятий

и лаборатории (технологические карты)

  1. Методика разработки рабочих программ.

При разработке программы педагогу необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики:

  • Принцип доступности и последовательности (предполагает построение учебного процесса от простого к сложному);

  • Принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);

  • Учёт возрастных особенностей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);

  • Принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);

  • Принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);

  • Принцип индивидуализации (предполагает максимальный учёт характерологических особенностей каждого воспитанника);

  • Принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);

  • Принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);

  • Принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности);

Рабочая программа – документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащегося по конкретной учебной дисциплине рабочего учебного плана образовательного учреждения. Рабочая программа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе примерной программы учебной дисциплины.

Структура и содержание образовательной программы:

Началом и важной составляющей образовательной программы является титульный лист, который должен содержать следующие данные: название и уровень подчинения образовательного учреждения, кем и когда программа утверждена, полное её название, срок реализации и возраст детей, Ф.И.О. и должность разработчика программы, место и год её создания.

Первым разделом программы является пояснительная записка - в ней даётся краткое описание назначения дисциплины, отражается её роль, в подготовке обучающегося, формулируются цели и задачи программы, связь с другими дисциплинами, приводится обоснование структуры дисциплины.

При формулировке цели, важно и нужно представить себе воспитанника «на выходе» из детского объединения, но не как просто танцора, музыканта, спортсмена и т.д., а как полноценную личность, с развитыми творческими способностями, сформированными профессиональными умениями и социально значимыми личностными качествами. Затем охарактеризовать выпускника по определённым параметрам – личностным, профессиональным и общекультурным и составить словесный «портрет» выпускника. После определения цели, нужно сформулировать три цели программы: цель в развитии (общие и специальные способности), цель в обучении (профессиональная подготовка), цель в воспитании (личностные качества).

Следующим разделом программы является учебно-тематический план, который – раскрывает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов по разделам и темам дисциплины.

После учебно-тематического плана следующим разделом является содержание дополнительной образовательной программы, который раскрывает краткое описание тем. Для его оформления предлагается следующая схема:

№ раздела. Название раздела.

№ темы. Название темы.

Теория (основные теоретические понятия без подробной расшифровки и описания).

Практика (примерное содержание практической деятельности учащихся на учебном занятии).

По такой схеме в соответствии с учебно-тематическим планом необходимо «расписать каждый раздел и тему программы».

Следующим разделом образовательной программы является методическое обеспечение дополнительной образовательной программы – включает в себя описание форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу, приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий, формы подведения итогов по каждой теме или разделу.

Последним разделом программы является список литературы, в котором должны быть представлены два списка литературы: в одном из них – перечень литературы, используемый педагогом в своей работе, а в другом – литература, рекомендуемая для чтения детям [75].

Форма титульного листа

рабочей программы учебной дисциплины

Северное окружное управление департамента

образования города Москвы

центр творчества детей и юношества

Утверждена приказом

директора ЦТДиЮ № 42

От «28» ноября 2005 г.

Директор ЦТДиЮ ______________

(подпись и печать)

Образовательная программа

дополнительного образования детей

детское объединение

«вязание крючком»

Педагог – Иванова Мария Ивановна

Возраст детей: 10 – 15 лет

Срок реализации: 4 года

Москва

2008

Структура рабочей программы учебной дисциплины включает в себя следующие разделы:

    1. Пояснительная записка.

    2. Учебно-тематический план учебной дисциплины.

Наименование разделов и тем

Форма занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

  1. Содержание дополнительной образовательной программы.

  2. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

  3. Список литературы.

  1. Методика разработки поурочных планов.

При разработке поурочного плана педагогу необходимо помнить следующее:

Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твёрдому расписанию и с единой для всех программой обучения. Каждый урок опирается на закономерности его развития и строится по принципу от простого к сложному, от малого к большому и является как бы очередным, последовательно усложняющимся звеном в цепи всего курса обучения.

План учебного занятия (технологическая карта занятия) – учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие, для обеспечения эффективности реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирование у них практических знаний, умений и навыков.

В плане должны быть отражены следующие моменты:

  • Дата проведения урока, его номер по тематическому плану:

  • Название темы урока и класса, в котором он проводится;

  • Цели и задачи образования, воспитания, развития школьника;

  • Структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

  • Содержание учебного материала.

План занятия по дисциплине -

      1. Место урока в системе уроков по теме:

      2. Тип урока

      3. Общие дидактические цели:

      4. ТДЦ:

Образовательная -

Развивающая -

Воспитательная -

  1. Уровневые цели, адаптированные на ученика: I уровень, II уровень, III уровень.

  2. Форма проведения учебного занятия

  3. Ведущий вид деятельности

  4. Особенности группы

  5. Структура урока

Структурные моменты

Дидактические задания

Деятельность учителя

Деятельность обучаемых

Показатели реальных результатов

Типы уроков:

  • Урок изучение нового материала

  • Урок совершенствования ЗУН

  • Урок обобщения и систематизации ЗУН

  • Комбинированный урок

  • Урок контроля и коррекции ЗУН

Виды уроков:

  • Лекция

  • Беседа

  • Киноурок

  • Самостоятельная работа исследовательского типа

  • Самостоятельная работа репродуктивного типа (устные и письменные упражнения)

  • Лабораторная работа

  • Урок экскурсия

  • Практическая работа

  • Семинар

  • Деловая игра

  • Контрольная работа

  • Зачёт

Методические указания для самоподготовки

После изучения основных вопросов темы ответьте на следующие вопросы:

  1. Назовите и охарактеризуйте структурные элементы образовательной программы.

  2. К какому виду документов относится рабочий учебный план, календарно-тематический план, примерная программа?

  3. Что такое технологическая карта урока?

Методические указания к практической работе по теме

«Планирование учебно-образовательного процесса в детском творческом коллективе»

Цель:

Образовательная – создать условия для разработки рабочей программы по хореографической дисциплине для учреждений дополнительного образования;

Развивающая – создать условия для развития интеллектуальных, информационных умений;

Воспитательная – создать условия для воспитания трудолюбия, ответственности, усидчивости;

Оборудование: источники для поиска информации, методические указания к практической работе.

Требования ГОСТ: организация и планирование учебно-образовательного процесса в детском творческом коллективе.

Порядок выполнения работы

Алгоритм выполнения задания:

  1. Проанализируйте методические рекомендации к уровню подготовки выпускника детской школы искусств:

  • Требования к уровню подготовки выпускника детской школы искусств

  • Требования к содержанию образования

  • Сроки реализации образовательных программ детской школой искусств

  1. Проанализируйте примерную учебную программу, разработанную Федеральным агентством по культуре и кинематографии и научно-методическим центром по художественному образованию:

    • Пояснительная записка (цели, задачи, объём, принципы реализации программы);

    • Тематический план (последовательность изучения тем, количество часов, выделенных на изучение каждой темы);

    • Содержание учебной дисциплины (теоретические и практические занятия);

    • Программные требования (требования к ЗУН для каждого класса обучения);

  1. Разработка рабочей программы по хореографической дисциплине:

    • Оформление титульного листа (название и уровень подчинения образовательного учреждения, кем и когда утверждена программа, полное название программы, возраст детей, на которых рассчитана программа, срок реализации программы, Ф.И.О. должность автора, название города, населённого пункта, год разработки программы);

    • Пояснительная записка (направленность программы, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, цель и задачи, возраст детей, продолжительность образовательного процесса, его этапы, формы и режим занятий, ожидаемые результаты и способы их проверки, формы подведения итогов);

    • Учебно-тематический план дисциплины (перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме);

    • Содержание дополнительной образовательной программы (формулировка разделов и тем, дидактические единицы, перечень теоретических и практических работ);

    • Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы (формы занятий, приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий);

    • Список литературы.

Результатом работы является подготовленный проект рабочей программы по хореографической дисциплине.

Требования к оформлению выполненной работы:

  1. Программа набирается на компьютере и оформляется на отдельных листах.

  2. Набор текста программы необходимо осуществлять стандартным 12 шрифтом;

  3. Межстрочный интервал полуторный;

  4. Заголовки следует набирать 14 шрифтом и выделять полужирным;

  5. Отступ в абзацах 1-2 см.;

  6. Поле левое 2,5 см., остальные 1 см.;

  7. Нумерация страницы сверху посередине или справа; нумерация страниц начинается со стр. 3.

  8. Каждый последующий раздел начинается на новой странице.

  9. Работа должна быть выполнена аккуратно.

  10. Структура программы включает в себя следующие элементы:

титульный лист;

пояснительная записка;

учебно-тематический план;

методическое обеспечение;

список литературы.

Критерии оценки работы

Оценка «отлично» - ставится в том случае, если задание выполнено без ошибок, точно определёны цели и задачи дисциплины, структура программы выдержана в соответствии с требованиями; материал излагается логично, последовательно;

Оценка «хорошо» - ставится в том случае, если задание выполнено, но допущена одна ошибка (в структуре программы, в определении последовательности тем и разделов, в выборе дидактических единиц и форм и методов обучения, или неверно сформулированы цели и задачи предмета).

Оценка «удовлетворительно» - ставится в том случае, если задание выполнено, но допущено две ошибки (в структуре программы, в определении последовательности тем и разделов, в выборе дидактических единиц и форм и методов обучения, или неверно сформулированы цели и задачи предмета).

Оценка «неудовлетворительно» - ставится в том случае, если задание не выполнено.

Вопросы для самоконтроля (самоподготовки):

  1. Что такое рабочая программа? К какому виду документации она относится?

  2. На основе какого документа составляется рабочая программа?

  3. Назовите и охарактеризуйте структурные элементы рабочей программы.

  4. Что такое «Уровень подготовки выпускника»?

  5. Назовите виды практической деятельности обучающихся в детской школе искусств.

Ситуационные задачи:

  1. На основе методических рекомендаций к уровню подготовки выпускника детской школы искусств определите уровни освоения образовательных программ в образовательной области «Хореографическое искусство».

  2. Определите ЗУН выпускника образовательной области «Хореографическое искусство» повышенного уровня освоения образовательной программы по учебно-исполнительской деятельности.

  3. Определите ЗУН выпускника образовательной области «Хореографическое искусство» уровня общего художественно-эстетического образования освоения образовательной программы по учебно-теоретической деятельности.

  4. На основе учебных планов образовательных программ хореографического искусства определите:

  • предметы, по которым будут заниматься дети 1 – 2 классов;

  • в каком классе начнётся изучение народно – сценического танца;

  • по каким предметам проводится итоговая аттестация, и в каких классах.

Задание на дом:

Составить рабочую программу по хореографической дисциплине.

После изучения темы студенты должны знать:

  1. требования к планированию учебно-образовательного процесса

После изучения темы студенты должны уметь:

  1. разрабатывать поурочные планы

  2. составлять рабочие программы



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования по профессиональным образовательным программам: 071202 Библиотековедение

    Публичный отчет
    Самообследование Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Архангельской области «Архангельский колледж культуры и искусства» (далее – колледж) проводилось на основании приказа директора №43-П от 02.
  2. Социокультурный паспорт городского округа тольятти самарской области 2010 год Городской округ/муниципальный район

    Документ
    Изменена структура департамента культуры (распоряжение мэрии г.о. Тольятти от 19.08.2010 № 8857-р/1 «О внесении изменения в распоряжение мэра г.о. Тольятти от 04.
  3. Методика преподавания русского языка и литературы 15 Информатика 16

    Документ
    Воспитатель специальных (коррекционных) учреждений, учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реабилитационных учреждений 201
  4. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (1)

    Публичный отчет
    4.1. Соответствие нормативных документов, отражающих содержание подготовки специалистов в Институте, требованиям Государственного образовательного стандарта
  5. Е. О. Дзюба тенденции просветительства в области современного художественного

    Документ
    В предлагаемом читателю сборнике представлены материалы седьмой Всероссийской c международным участием студенческой научно-практической конференции «Человек.

Другие похожие документы..