Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Чойский район расположен в северной части Республики Алтай Сибирского Федерального Округа Российской Федерации. С юго-запада граничит с Чемальским, с...полностью>>
'Документ'
Зубопротезирование пенсионеров ОАО «РЖД» теперь будет финансироваться через Благотворительный фонд «Почёт», и пожилым людям не придётся платить налоги...полностью>>
'Документ'
Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными знач...полностью>>
'Рассказ'
С самого начала литературной деятельности для В.Я.Шишкова становится близким и понятным язык метафор, символов, аллегорий. Уже первое произведение ск...полностью>>

Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. 2-е и: щ, дораб. М.: Дрофа, 2005. 95, [1] с. (Элективные курсы). Isbn 5-7107-9401-5 в сборник программ элективных курсов по литературе включено шесть авторских программ

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

-~-" ~p~.-~.1. L..t ••. .%4

~_,_c.e _ " .• - А.

~.JI~~:~::2:;: : ~~~.~

.•... , .&. ""'t,z,. .~O(

- .•. '~/'-'

• 4 Z ~i:..м.--.-.- -- ~,,-

.;A';:< •• ~/ ~.P .•. ~

,.,..... >k-~_. "19 ,../........."z~~ ~-

ПРОГРММЫ

ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

~~

~~--"

, ... '---" \.

. "z~~~ ~.~ ~~

".. •• ф •...• .f

D..i"~·-~<,..,,( ~ - ••• :' -с; -,-- "i,..

~ A4I е-, ~or- .

ЛИТЕРАТУРА

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

10.-.11

КЛАССЫ

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

2-е издание, доработанное

~

Dрофа МОСКВА 2005

УДК 372.882 ББК 74.268.3 П78

Серия основана в 2004 году

Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. - 2-е и:щ, дораб. - М.: Дрофа, 2005. - 95, [1] с. - (Элективные курсы).

ISBN 5-7107-9401-5

в сборник программ элективных курсов по литературе включено шесть авторских программ.

В каждой программе раскрывается содержание курса, рекомендуются наиболее эффективные формы и методы его организации.

Пособие адресуется учителям-словесникам, работающим в профильных классах, а также может быть использовано для организации

внеклассной работы по литературе.

П78

ISBN 5-7107-9401-5

Предисловие

в настоящее время одной из эффективных форм про­фильного обучения являются элективные курсы. Уча­щиеся старших классов изучают базовый курс по про­филю и выбирают несколько элективных курсов. Перед учителями профильной школы неизбежно возникнет проблема выбора элективных курсов, которые могут быть предложены учащимся социально-гуманитарного, фило­логического, информационно-технологического, худо­жественно-эстетического профилей.

Изучение литературы в старшей школе на профиль­ном уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к са­мопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; фор­мирование гуманистического мировоззрения, нацио­нального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценнос­тям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ря­ду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литера­турного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читатель­ских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных произведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно- художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпре-

3

таций; написания сочинений различных типов; опреде­ления и использования необходимых источников, вклю­чая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

В данном сборнике представлены шесть программ элективных курсов по литературе.

В программах не только раскрывается содержание курса, которое предстоит изучить школьнику, но и дают­ся методические рекомендации, позволяющие, по мне­нию авторов, наиболее эффективно организовать образо­вательный процесс.

Все про граммы начинаются с пояснительной записки, в которой авторы конкретизируют цели и задачи курса, указывают, что должны узнать и чему научиться школь­ники в результате изучения элективного курса, рекомен­дуются наиболее эффективные формы и методы его организации. Дается список литературы.

Хочется верить, что представленные в сборнике про­граммы элективных курсов не только помогут учителям­словесникам, работающим в профильных классах, но и будут полезны при организации внеклассной и вне­школьной работы по литературе.

4

Программа элективного курса «Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения»

(68 часов)

Авторы: В. Ф. Чертов (отв. редактор), Е. М Виноградова, Е. А. Яблоков, А. М Антипова

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся гуманитарных классов и классов с углубленным изучением филологических дисциплин. Он может также найти применение при организации дополнительных за­нятий, ориентированных на подготовку к выпускному экзамену по литературе за курс средней школы или к вступительному экзамену в вуз. Навыки, которые пред­полагается выработать в процессе изучения курса, ока­жyтcя полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.

Основная цель курса - развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5-9 классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших классах. Данный учебный курс имеет прежде всего практическую направленность, т. е. предназначает­ся не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. В настоящее время существует большое количество пособий по теории литературы для школьников и множество изданий, в которых даются примеры анализа литературных произведений. Но без системы специальных упражнений, отрабатывающих отдельные звенья филологического анализа и их соединения в целостное рассмотрение литературного произведения, переход от теории к практике

5

остается для учащихся очень сложной, часто неразрешимой за­дачей,

В ходе изучения русской литературы в средних и стар­ших классах внимание преимущественно сосредоточено на содержательной стороне литературного произведе­ния, на закономерностях литературного процесса и творческого пути отдельных авторов, Однако учащиеся не успевают сформировать навык самостоятельного постиже­ния глубинного смысла произведения с опорой на выявление закономерностей художественной формы, по­этому, пытаясь сформулировать свои суждения о прочи­танном, они нередко оказываются не в состоянии аргу­ментировать их на основе текста.

Курс обучения анализу литературного про изведения привлекает внимание учеников к диалектике художест­венной формы и художественного содержания и учит де­лать выводы о содержании произведения на основе вни­мательного изучения текста. При этом теория литературы и знания по русскому языку играют роль понятийного аппарата, без которого невозможно выявление законо­мерностей в художественном тексте.

Про граммы по литературе для 10-11 классов строятся на историко-литературной основе, Большой объем изу­чаемого здесь материала часто не дает учителю возмож­ности совершенствовать те навыки аналитического чте­ния, которые были получены учащимися в 5-9 классах. Поэтому самостоятельное и аргументированное отношение к произведению нередко подменяется для учеников авторитетным мнением учителя и суждениями, заимствованными из учебников и критической литературы.

Данный курс призван решить следующие задачи:

  • интегрировать знания по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения литературы в среднем и старшем звене школы;

• систематизировать, укрепить, развить и расширить навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;

• обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на основе анализа художественной формы, причем с опорой не только на знание теории литературы

6

но и на знания о структуре текстов разных типов и о сис­теме единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.

Итак, учебный курс «Слово - образ - смысл: филоло­гический анализ литературного произведения» должен дополнить как историко-хронологическое изучение русской литературы в старших классах (поскольку позволяет перейти от обзорного изучения литературного процесса, творчества отдельных авторов и обзорного изу­чения отдельных произведений к углубленной работе с текстом), так и обобщающе-повторительный курс русского языка в 10-11 классах (поскольку позво­лит систематизировать знания по русскому языку в про­цессе наблюдения над использованием явлений языка в художественной функции).

Концептуальной основой курса является понимание содержания художественного произведения как дина­мической системы, неотъемлемой составной частью которой выступает компетенция читателя. Количество прочитанных произведений само по себе не влияет на качественное изменение читательского опыта; без анали­тических усилий, игнорируя закономерности художест­венной формы, невозможно проникнуть в содержание произведения с должной глубиной.

Основным методологическим принципом, на котором строится учебный курс, является изучение литературного произведения не только как эстетического феномена и в контексте творчества автора и литературного процесса (на чем базируется курс литературы в старших классах средней школы), но и в единстве художественной формы и содержания. Если традиционный «школьный» путь - это движение от интуитивно воспринятого содержания к поискам того, как это содержание обнаруживает себя в тексте, то в данном случае предлагается идти от анализа формы к постижению произведения как смыслового целого.

Одной из задач литературного образования действующие программы по литературе провозглашают обучение школьника анализу литературного произведения на основе понимания специфики литературы как вида искусства. Однако в сознании учащихся знания по теории литературы и читательский опыт зачастую существуют в отрыве друг от друга.

7

Уровень развития абстрактного мышления учащихся старших классов и объем накопленных ими знаний по истории и теории литературы достаточны для постановки задачи обучения анализу художественного произведения в его эстетической специфике. Однако учащимся стар­ших классов часто недостает владения филологическим метаязыком, аппаратом теоретико-литературных понятий для выражения своих суждений по поводу прочитанного. Кроме того, не знание базовых понятий теории литературы, принципов филологического анализа ил и схоластическое владение ими ведут к обеднению чита­тельского опыта, к тому, что в поле зрения читающих уче­ников оказывается лишь поверхностный слой содержа­ния литературного произведения. Неразвитость аналитических навыков препятствует и развитию читательской интуиции. Таким образом, в рамках данного учебного курса учащимся предлагается «пересмотреть» прочитан­ные в прошлом произведения под новым углом зрения, на основе обобщенных знаний по теории литературы, а также научиться самостоятельно находить глубинный уровень содержания произведения и соотносить его с ли­тературным процессом. В целом задачу курса можно определить как подготовку квалифицированного читателя, умеющего работать с художественным текстом, вести филологический поиск.

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

• повторение теоретико-литературных понятий, изученных В 5-9 классах, углубление и обогащение понимания литературоведческих терминов с учетом нового объема знаний по истории русской литературы и с учетом расширенного круга чтения;

• углубленное изучение теоретико-литературных понятий, необходимых для изучения основного курса литературы в 10-11 классах;

• знакомство с образцами филологического анализа, опирающегося на изучаемые теоретико-литературные понятия; фрагментарное изучение образцов литературоведческих работ;

• выполнение упражнений, помогающих соотнести знание теоретико-литературных понятий с практикой филологического анализа, с целью отработки как отдельных

8

составляющих навыка, так и навыка целостного анализа художественного текста в предложенном аспекте;

• обучение самостоятельному анализу литературно­художественных произведений и их фрагментов в единст­ве формы и содержания;

• обучение самостоятельной аргументированной эсте­тической оценке произведения;

• выполнение учениками устных и письменных иссле­довательских работ по отдельным аспектам литературо­ведческого анализа, а также по целостному анализу про­изведений разных типов;

• написание сочинений литературоведческого характе­ра, опирающихся на знания по теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произве­дений.

Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа определяется следующими принципами:

• выбор произведений соотнесен с требованиями феде­рального компонента государственного стандарта общего образования (полное среднее образование, профильный уровень);

• курс не ставит задачи полного повторения и целостно­го анализа всех изученных ранее литературных произведений, поэтому отбор литературного материала обусловлен необходимостью развития навыков самостоятельного анализа текста в связи с конкретными теоретико-литературными понятиями; в программу включены лишь те произведения, которые представляются наиболее «удобными» для рассмотрения тех или иных эстетических явлений; для каждого раздела программы отбираются произведения, в наибольшей степени соответствующие образовательным задачам данного раздела;

для иллюстрации теоретико-литературных понятий используются по возможности те литературные произведения, которые должны быть изучены (в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования) до 10 класса; однако в ряде случаев по необходимости привлекаются и произведения, предназначенные для изучения в 11 классе.

Структура курса определяется его целями и задачами, а также базовыми методологическими и методическими принципами. Исходя из конкретных условий, учитель

9

может изменять порядок изучаемых тем, сохраняя при этом ведущий принцип: от анализа художественной фор­мы - К анализу содержания литературного I1роизведе­ния. Задачи, которые ставятся в рамках данного курса, могут быть решены в разном объеме - в зависимости от степени подготовленности аудитории и ВОЗМОЖllOсн'1j учебного времени.

Работа по данной программе обеспечивается ­учебно-методическим комплектом, включающим учебное пособие и методическое руководство к нему. Кроме того, в программе помещен список литературы, которая по­может учителю в организации самостоятельной исследо­вательской деятельности учащихся.

Содержание элективного курса ПЕРВЫЙ ЭТАП

(10 класс)

На этом этапе учащиеся должны научиться представлять литературное произведение как эстетический феномен, художественная ценность которого определяется единством формы и содержания.

Введение (l час)

Задачи и принципы филологического анализа литературного произведения. Многослойность содержания произведения. Филологический анализ как способ выявления глубинного содержания текста. Целостный анализ литературного произведения и анализ под определенным углом зрения (проблематика, сюжет, система персонажей и др.)

  1. Художественное произведение как образ (2 часа)

Главные задачи. Обобщить представления учеников о соотношении художественного произведения и объективной реальности, о художественном образе как специфической форме мышления и представления информации, О формах проявления образной природы литературного произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественная литература как вид искусства. Соотношение жизненной правды и художественного вымысла. Художественный

10

образ. Прототип. Художественная условность. Художест­венный мир. Единство художественной формы и художе­ственного содержания. Система образов про изведения (образ персонажа, образ среды, образ пространства, обра­зы предметов). Типы отношений между образами «двой­ничество», антагонизм и т. П.).

Задания, направленные на формирование навыков ана­лиза текста. Сопоставление документального и художест­венного текстов на сходную тему. Сопоставление реаль­ных фактов и их изображения в художественном произве­дении. Выявление в произведении образов разных видов.

Темы для обсуждения. Описание Пугачева в «Исто­рии Пугачева» и «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. Изображение Бородинской битвы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». Персонажи комедии А. С. Грибоедова «Горе ОТ ума» и их прототипы. Система образов в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар». Худо­жественный мир М. Ю. Лермонтова. Художественный мир романа М .Ю.Лермонтова «Герой нашего временю>.

  1. Художественная форма (4 часа)

Главные задачи. Сформировать у учащихся представления о необходимости анализа художественной формы произведения для выявления глубинного содержания художественного произведения; обобщить представления о стиле как уникальной совокупности художественных средств, определяющих образную природу произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественный стиль. Идиостиль. Метафорический характер художественного мира (пространства и времени, сюжета, образа персонажа, системы персонажей и др.). Психологизм. Художественный документализм. Гротеск. Стилизация. Пародия.

Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение своеобразия стиля данного художественного произведения и данного автора. Обнаружение общих художественных приемов в произведениях двух (нескольких) авторов. Выявление признаков стилизации, пародии в произведении. Обнаружение конкретных стилевых явлений (психологизм, гротеск, документализм и дp.) в произведении и выявление их художественной функции.

11

Темы для обсуждения. Своеобразие стиля М. Ю. Лер­монтова. Фольклорные традиции в «Руслане и Людми­ле» А. С. Пушкина и «Песне про царя Ивана Василье­вича, молодого опричника и удалого купца Калашнико­ва» М. Ю. Лермонтова. Признаки пародии в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Особенности психо­логизма романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» И романа И. С. Тургенева «Отцы И дети». Функции снов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и романс Л. Н. Толстого «Война и мир». Гротеск в «Истории одно­го города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

З. Произведение как событие рассказывания (5 часов)

Главные задачи. Обобщить представления учащихся о художественной речевой коммуникации, о тексте как по­среднике между автором и читателем, о роли автора и чи­тателя в создании смыслового целого, о формах взаимо­действия автора, текста и читателя.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и текст. Автор - текст - читатель. Автор и повествователь,. «Точка зрения» и речевая композиция текста. Типы по­вествования (от первого, второго, третьего лица, автобиографическое, хроникерское, объективированное). Сказ как особый тип повествования. Образ повествователя. Адресат реальный (читатель) и условный. Модели условного адресата. Типы отношений между повествователем и адресатом. Формы повествования (установка на устную или письменную речь, стандартизированные речевые жанры как способ организации повествования: дневник, эпистолярная форма, мемуары и др.). Диалог и монолог.

Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Определение типа повествования в конкретном художественном тексте. Обнаружение признаков сказа. Определение типа повествователя в его отношении к биографическому автору и образу читателя. Выявление средств создания образа повествователя. Определение модели условного адресата и выявление средств создания образа адресата. Выявление пространственного, временного, идеологического и фразеологического признаков «точки зрения» в произведении. Распознавание и определение эстетической функции речевого жанра, на основе которого строится текст произведения. Определение типов и роли монологов и диалогов в произведении.

12

Темы для обсуждения. Способы повествования и чере­дование «точек зрения» в романе М. Ю. Лермонтова «Ге­рой нашего времени». Повествователь и слушатели в рас­сказе А. П. Чехова «Крыжовник». Средства создания об­раза повествователя в рассказе Л. Н. Толстого «После бала». Признаки сказа в «Левше» Н. С. Лескова. Смысл использования формы послания (письма) в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и в романе Ф. М. До­стоевского «Бедные люди». Образ адресата в послании «К Чаадаеву» А. С. Пушкина. Роль монологов и диалогов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

  1. Композиция произведения (8 часов)

Главная задача. Сформировать у учащихся представле­ния о композиции художественного текста как средстве организации художественного мира, выявления его рит­мической природы.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Архитектоника текста. Композиция повествования. Способы авторского членения текста. Цикл как композиционная форма. Ретроспективная композиция. Фабульная композиция. «Вершинная» композиция в романтическом произведе­нии. Внефабульные элементы (вставные тексты [вставная новелла, повесть, песни, стихи, сны, дневники, письма и пр.], лирические отступления и т. п.). Паратекстовые элементы: заглавие, эпиграф, посвящение, предисловие, послесловие, примечания, приложения и пр. «Сильные позиции» текста.

Задания, направленные на формирование навыков анализа текста. Выявление композиционных единиц текста. Выявление основного принципа членения текста и его эстетической функции. Определение признаков композиции повествования в данном произведении и художественной роли такой композиции. Обнаружение ретроспективной композиции, Выявление элементов сюжета и последовательности их расположения в тексте. Выявление своеобразия начала и финала произведения. Анализ паратекстовых элементов.

Темы для обсуждения. Трехчастный замысел поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Закономерности членения текста на главы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И. М. Смирнова // Математика в шк. 1997. Пробл и суждения

    Документ
    Профильная модель обучения математике: [Дифференциация обучения:История и современность]/ И.М. Смирнова Математика в шк. -1997. -Пробл. и суждения , N 1.

Другие похожие документы..