Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Г.С. АБДРАСИЛ, Ш.Ш. САДЫКОВ, К.К. ШУПШИБАЕВ*АЭРОБИОГЕННАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АТМОСФЕРНОЙ ПЫЛИ В РАЗЛИЧНЫХ ЗОНАХ КАЗАХСТАНА(Научный центр г...полностью>>
'Документ'
За первое полугодие 2011 г. в государственные организации здравоохранения к врачам-стоматологам, зубным врачам, фельдшерам было сделано 6,73 млн. пос...полностью>>
'Курсовая'
Повесть от начала и до конца написана в абсолютно реалистическом ключе. Но по самой своей эстетической природе она стремится к некоторой абстракции, ...полностью>>
'Реферат'
Согласно последним исследованиям (1996 года) малайзийского антрополога Сюзан Мулайо, мужчины и женщины эволюционировали отдельно. Женщины произошли о...полностью>>

Шок будущего (2)

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Элвин ТОФФЛЕР

ШОК БУДУЩЕГО

АСТ

издательство

Москва 2002

УДК 821.111(73) ББК 84 (7США) Т50

Alvin Toffler

FUTURE SHOCK

1970

Серийное оформление и компьютерный дизайн А.А. Кудрявцева

Перевод с английского: Е. Руднева (введение, гл. 13); Л. Бурмистрова (гл. 45); К. Бурмистров (гл. 67); И. Москвина-Тарханова (гл. 8); А. Микиша (гл. 9, 15, 16); А. Мирер (гл. 10, 11): В. Кулагина-Ярцева (гл. 12—14); Н. Хмелик (гл. 17, 19, 20); Е. Комарова (гл. 18).

Научный редактор, автор предисловия д.ф.н., проф. П.С. Гуревич

Печатается с разрешения автора и литературных агентств Curtis Brown, Ltd. и «Мэтлок».

Подписано в печать 06.02.02. Формат 84x108 1/32.

Усл. печ. л. 29,40. Тираж 1 500 экз. Заказ №154.

Тоффлер Э.

Т50 Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО «Изда­тельство ACT», 2002. —557, [3] с. — (Philosophy).

ISBN 5-17-010706-4

Книга американского футуролога и публициста Э. Тоффлера «Шок будущего», несомненно, бестселлер последних десятилетий. Автор обращает внимание на неслыханный темп, который характерен для современных культурных, политических изменений. Человечество может погибнуть не из-за экологической катастрофы, ядерной реакции или истощения ресурсов. Шок, который испытывают люди, приводит к психологическому онемению, к самой реальной опасности, которая подстерегает человечество. Это главная угроза. Надо осознать ее и по возможности устранить. Автор надеется, что предложенные им меры смогут помочь человеку выжить в новой реальности и предотвратить шок будущего

УДК 821.111(73)

ББК 84 (7 США)

© Alvin Toffler, 1970

© Перевод. К. Бурмистров, 2001

© Перевод. Л. Бурмистрова, 2001

© Перевод. Е. Комарова, 2001

© Перевод. В. Кулагина-Ярцева, 2001

© Перевод. А. Микиша, 2001

© Перевод. А. Мирер, 2001

© Перевод. И. Москвина-Тарханова, 2001

© Перевод. Е. Руднева, 2001

© Перевод. Н. Хмелик, 2001

© Предисловие. П. Гуревич, 2001

БОГ ПОРАЗИТЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЖЕНИЙ 5

ВВЕДЕНИЕ 10

ЧАСТЬ 1. КОНЕЦ ПОСТОЯНСТВА 13

Глава 1. 800-й ОТРЕЗОК ЖИЗНИ 13

НЕПОДГОТОВЛЕННЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ 14

РАЗРЫВ С ПРОШЛЫМ 15

Глава 2. СИЛА УСКОРЕНИЯ 18

ВРЕМЯ И ПЕРЕМЕНЫ 19

ПОДЗЕМНЫЕ ГОРОДА 19

ЗНАНИЕ КАК ТОПЛИВО 23

ПОТОК СИТУАЦИЙ 24

Глава 3. ТЕМП ЖИЗНИ 26

ЛЮДИ БУДУЩЕГО 26

ОЖИДАЕМАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 29

КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕННОСТИ 29

ЧАСТЬ 2. НЕДОЛГОВЕЧНОСТЬ 31

Глава 4. ВЕЩИ: ПРИНЦИП ОДНОРАЗОВОСТИ 31

БУМАЖНОЕ СВАДЕБНОЕ ПЛАТЬЕ 32

ОТСУТСТВУЮЩИЙ СУПЕРМАРКЕТ 33

ЭКОНОМИКА НЕУСТОЙЧИВОСТИ 34

РАЗБОРНЫЕ ИГРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ 34

ПРОКАТНЫЙ ПЕРЕВОРОТ 37

ПРОИЗВОДСТВО МОДНЫХ ПРИЧУД 41

Глава 5. ЖИЛИЩЕ: НОВЫЕ КОЧЕВНИКИ 43

КЛУБ ДЛЯ ПРОДЕЛАВШИХ ТРИ МИЛЛИОНА МИЛЬ 44

МИГРАЦИЯ В БУДУЩЕЕ 46

САМОУБИЙЦЫ И ПУТЕШЕСТВУЮЩИЕ АВТОСТОПОМ 48

ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ТОСКА 50

ИНСТИНКТ ВОЗВРАЩЕНИЯ ДОМОЙ 51

КОНЧИНА ГЕОГРАФИИ 52

Глава 6. ЛЮДИ: МОДУЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК 54

ЦЕНА ДРУЖЕСКОЙ «ВОВЛЕЧЕННОСТИ» 54

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 56

ГОСТЕПРИИМСТВО В СПЕШКЕ 57

ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В БУДУЩЕМ 59

ДРУЗЬЯ ОТ ПОНЕДЕЛЬНИКА ДО ПЯТНИЦЫ 60

ЧЕЛОВЕК НАПРОКАТ 63

КАК ТЕРЯТЬ ДРУЗЕЙ... 64

СКОЛЬКО НУЖНО ИМЕТЬ ДРУЗЕЙ? 66

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ВЫСОКИМ ТЕМПАМ ИЗМЕНЕНИЙ 67

Глава 7. ОРГАНИЗАЦИИ: ГРЯДУЩАЯ АДХОКРАТИЯ* 69

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ 71

НОВАЯ АДХОКРАТИЯ 73

КРУШЕНИЕ ИЕРАРХИИ 75

ПОСЛЕ БЮРОКРАТИИ 78

Глава 8. ИНФОРМАЦИЯ: КИНЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ 83

ТВИГГИ и К-МЕЗОНЫ 85

ВОЛНА ФРЕЙДИЗМА 86

УРАГАН БЕСТСЕЛЛЕРОВ 87

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ 88

УСКОРЕННЫЙ МОЦАРТ 90

ПОЛУГРАМОТНЫЙ ШЕКСПИР 91

ИСКУССТВО: КУБИЗМ И КИНЕТИЗМ 93

ВКЛАД СО СТОРОНЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 95

ЧАСТЬ 3. НОВИЗНА 97

Глава 9. НАУЧНЫМИ ПУТЯМИ 97

НОВАЯ АТЛАНТИДА 99

ГОЛОС ДЕЛЬФИНА 101

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАБРИКИ 102

ДОПРОЕКТНОЕ ТЕЛО 103

ИЗМЕНЯЕМЫЕ ОРГАНЫ 107

КИБОРГИ СРЕДИ НАС 109

ОТКАЗ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ 112

Глава 10. ТВОРЦЫ ОЩУЩЕНИЙ 114

ПОЛУФАБРИКАТЫ ДЛЯ ДУШИ 115

«СЛУЖАНКИ» В НЕБЕСАХ 116

ИНДУСТРИЯ ОЩУЩЕНИЙ 117

ИМИТАЦИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 118

ЖИВОЕ ОКРУЖЕНИЕ 119

ЭКОНОМИКА ЗДРАВОГО СМЫСЛА 121

Глава 11. СЛОМАННАЯ СЕМЬЯ 122

ТАИНСТВО МАТЕРИНСТВА 123

УПРОЩЕННАЯ СЕМЬЯ 124

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РОДИТЕЛИ И РОДИТЕЛИ-ПРОФИ 125

КОММУНЫ И ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЕ ПАПАШИ 126

У ЛЮБВИ МАЛО ШАНСОВ 128

ВРЕМЕННЫЙ БРАК 129

ТРАЕКТОРИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 130

ПЛАТА ЗА СВОБОДУ 131

ЧАСТЬ 4. МНОГООБРАЗИЕ 133

Глава 12. ИСТОКИ СВЕРХВЫБОРА 133

СКОНСТРУИРУЙТЕ «МУСТАНГ» САМИ 134

КОМПЬЮТЕРЫ И КЛАССНЫЕ КОМНАТЫ 136

ФИЛЬМЫ О ГОМОСЕКСУАЛИСТАХ-ТРАНСВЕСТИТАХ 139

Глава 13. ОБИЛИЕ СУБКУЛЬТУР 143

МАСТЕРА РАЗВЛЕЧЕНИЙ 145

МОЛОДЕЖНОЕ ГЕТТО 146

БРАЧНЫЕ КЛАНЫ 147

КОРПОРАЦИЯ ХИППИ 148

ТЕКУЧЕСТЬ КЛАНОВ 149

НИЗКИЙ ДИКАРЬ 150

Глава 14. РАЗЛИЧИЕ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ 152

МОТОЦИКЛИСТЫ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ 153

ЗАКОНОДАТЕЛИ СТИЛЯ И МИНИ-ГЕРОИ 154

ФАБРИКИ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ 155

ВЛАСТЬ СТИЛЯ 156

СВЕРХИЗОБИЛИЕ «Я» 158

СВОБОДНОЕ ОБЩЕСТВО 160

ЧАСТЬ 5. ПРЕДЕЛЫ АДАПТАЦИИ 162

Глава 15. ШОК БУДУЩЕГО: ФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 162

СМЕНА ОБРАЗА ЖИЗНИ И БОЛЕЗНЬ 163

РЕАКЦИЯ НА НОВОЕ 166

АДАПТИВНАЯ РЕАКЦИЯ 168

Глава 16. ШОК БУДУЩЕГО: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 171

ПЕРЕВОЗБУЖДЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ 172

БОМБАРДИРОВКА СОЗНАНИЯ 174

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕГРУЗКА 175

СТРЕСС РЕШЕНИЙ 178

ЖЕРТВЫ ШОКА БУДУЩЕГО 180

ОБЩЕСТВО, ПОРАЖЕННОЕ ШОКОМ БУДУЩЕГО 182

ЧАСТЬ 6. СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ 185

Глава 17. КАК СПРАВИТЬСЯ С ЗАВТРА 185

СПОСОБНОСТЬ СПРАВЛЯТЬСЯ НАПРЯМУЮ 186

ЗОНЫ ЛИЧНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ 188

СИТУАТИВНОЕ ГРУППИРОВАНИЕ 190

КРИЗИСНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 192

ДОМА НА ПОЛПУТИ 193

АНКЛАВЫ ПРОШЛОГО 194

АНКЛАВЫ БУДУЩЕГО 195

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ КАРНАВАЛЫ 195

Глава 18. ОБРАЗОВАНИЕ В БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ 197

ШКОЛА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭРЫ 198

НОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 200

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ АТАКА 201

ВЧЕРАШНИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН - СЕГОДНЯ 204

РАЗНООБРАЗИЕ ДАННЫХ 205

СИСТЕМА НАВЫКОВ И УМЕНИЙ 206

СТРАТЕГИЯ БУДУЩНОСТИ 209

Глава 19. УКРОЩЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ 214

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ РЕАКЦИЯ 215

ОТБОР КУЛЬТУРНЫХ СТИЛЕЙ 216

ТРАНЗИСТОРЫ И СЕКС 218

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОМБУДСМЕН* 220

ПРОВЕРКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЛАГОНАДЕЖНОСТИ 221

Глава 20. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФУТУРИЗМА 223

СМЕРТЬ ТЕХНОКРАТИИ 224

ГУМАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 226

ВРЕМЕННЫЕ ГОРИЗОНТЫ 229

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ 235

ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ 243

ОБ АВТОРЕ 245

БИБЛИОГРАФИЯ 245

АДАПТАЦИЯ 245

АВТОМАТИЗАЦИЯ 246

БИЗНЕС. ЭКОНОМИКА. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СТАНДАРТЫ 247

ОБРАЗОВАНИЕ. МОЛОДЕЖЬ 248

СЕМЬЯ. СЕКС 248

ПЕРСПЕКТИВЫ 248

ИНДИВИДУАЛИЗМ 250

ИНФОРМАЦИЯ. ЗНАНИЯ 250

ОБРАЗ ЖИЗНИ. СУБКУЛЬТУРА. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 250

МОБИЛЬНОСТЬ 251

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 251

СТАБИЛЬНОСТЬ. ПЕРЕМЕНЫ 251

НАУКА. ТЕХНОЛОГИЯ 252

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. ПЛАНИРОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА 253

ВРЕМЯ 254

ОБЩИЕ РАБОТЫ 254

БОГ ПОРАЗИТЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЖЕНИЙ

Вы просыпаетесь утром и обнаруживаете, что мир, кото­рый долгие годы воспринимался как фон вашей жизни, пере­менился. Все, к чему вы привыкли, становится совсем иным. Причем в рекордные сроки, буквально ежесекундно. Скажем, еще в прошлом году этот день считался великим праздником. Вы сидели у экрана и смотрели демонстрацию. Вам звонили друзья, почтальоны приносили открытки. Этот день все еще считается праздником. Однако никто не звонит, не поздрав­ляет. Осталась одна проформа. Зачем она?

Вы идете в магазин и поражаетесь, как выросли цены.

Нет, можно привыкнуть, что этот день совсем не праздник, но такие цены... Кто мог предвидеть, что пучок лука... Или, допустим, баночка с вазелином... Пора бы, наверное, сми­риться, ведь впереди еще множество испытаний. Но душа не поспевает за переменами. Мир кажется враждебным и страшит непостижимым.

Звонит знакомая и рассказывает, что пигалица из их класса стала валютной проституткой. Вы долго обсуждаете этот вопрос и даже успеваете поинтересоваться, как здоро­вье ее такой благовоспитанной мамы. А тот, кто сидел с пигалицей за одной партой и мечтал стать академиком, те­перь, оказывается, ходит в роскошной кожаной куртке. Он подрабатывает дворником...

Сместились все представления. Знакомая назвала дурой приятельницу, которая поступила в аспирантуру. Подзем­ный переход оглушает вас звуками аккордеона. Вы замед-

3

ляете шаг. Несколько месяцев назад вы видели этого музы­канта на обложке модного иллюстрированного журнала... Вечером на экране появляется телевизионный ведущий и комментирует обвальное крушение рубля. Шахтеры пере­крывают железнодорожные магистрали. Учителя и профес­сора ищут работу в коммерческих ларьках.

Говорят, что волка может поразить инфаркт, если про­странство, на котором он обитает, вдруг окажется обужен­ным. А что происходит с человеком, который вдруг узнает, что не может показаться в другом районе, где живут люди иной национальности? Разом изменились все ценности. Учитель подчас не знает, что он должен теперь рассказы­вать детям — времена изменились. Ученый поражен тем, что утратил общественный статус. Рабочий еще недавно перспективного предприятия неожиданно оказался безра­ботным. Красный директор, трижды орденоносный, все еще надеется, что все вернется на прежний курс. Однако надеж­ды становится все меньше...

Стремительно рушится привычный уклад жизни, уходит в прошлое то, что еще недавно составляло смысл нашего бы­тия. Меняются ориентации. Специалист по атеизму носит православную бородку. Преподаватель научного коммунизма руководит кооперативом. Низвергаются святыни. Девушка, поступившая на работу в фирму, неожиданно получает при­глашение переспать с шефом. «С какой стати?» — спрашивает она. Ей отвечают: «Ты что, психованная?» Политические до­машние распри оборачиваются кровавыми расправами. Чело­век остается одиноким перед надвигающейся неизвестностью.

Когда в начале 70-х годов в наших журналах появились отдельные отрывки из книги Элвина Тоффлера «Шок буду­щего», мы читали эти страницы как некий фантастический роман. Нам, живущим в ритме застоя, в архаических соци­альных структурах, все это казалось далеким, хотя и застав­ляющим отдаться волнам воображения. Почти тридцать лет прошло с тех пор, как вышла книга американского журна­листа и социолога.

Нужна ли она нам сегодня, на пороге нового тысячеле­тия? Найдет ли она отклик в сердцах россиян? Наконец,

4

сбылись ли прогнозы модного предсказателя? Ведь сам ав­тор признавал, что его работа в потоке стремительных пре­ображений тоже окажется устаревшей. Книга Тоффлера — продукт яркого социального воображения. Хотя автор по­стоянно ссылается на научные публикации, статистику, бытовые примеры, его работа раскрывает во многом мир фантазии, продуктивного заглядывания в будущее.

Тоффлер написал о том, что человечество захватывает неведомое ранее психологическое состояние, которое по своему воздействию может быть приравнено к заболеванию. Есть у этой болезни и свое название «футурошок» — «шок будущего». Человечество может погибнуть не от того, что окажутся исчерпанными кладовые земли, выйдет из-под контроля атомная энергия или погибнет истерзанная при­рода. Люди вымрут из-за того, что не выдержат психологи­ческих нагрузок.

Футурошок характеризуется внезапной, ошеломляющей утратой чувства реальности, умения ориентироваться в жиз­ни, вызванной страхом перед близким грядущим. Еще до на­чала XXI в. миллионы обычных физически здоровых и психически нормальных людей внезапно столкнутся лицом к Лицу с будущим. Смогут ли они приспособиться ко все более усиливающемуся давлению событий, знаний, науки, техники, различного рода информации? Не приведет ли это к серьез­ным социальным и психологическим последствиям?

Неужели человечество только теперь столкнулось с этими проблемами? Разве только в нашей стране человек вытолкнут из привычной ниши? Средневековому человеку будущее ви­делось как таинственная и темная сила. Даже радостный день он воспринимал с тревогой: а вдруг эти утехи обернутся каз­нями на Страшном суде. Войны, эпидемии, голод восприни­мались как признаки надвигающегося конца света. Фрески храмов, изображающие эпизоды Страшного суда, заставляли трепетать сердца верующих при одной мысли о том, что ждет их по ту сторону бытия, в загробном мире.

Пушкин сказал о своем герое: «И жить торопится, и чувствовать спешит». И в ту пору были люди, гоняющиеся за модой, жаждущие перемен, склонные ощутить мимолет-

5

ность в своих чувствованиях. Но у поэта все-таки сквозит ирония, проступает дистанция. Мир все-таки был прочным или, во всяком случае, казался таким. Гоняясь за новизной, люди все-таки жили в привычном окружении, в оковах пред­рассудков и привычном течении жизни.

Однако в нашем столетии стали заметны поразитель­ные преображения. Тоффлер показывает, что темпы пере­мен неслыханно возросли. Мы теперь не можем даже представить, что произойдет, скажем, через пару лет. Если бы несколько лет назад мне, профессору Института фило­софии, сказали бы, что напротив нашего здания на месте бассейна вырастет храм Христа Спасителя или что останки последнего русского царя будут хоронить с участием прези­дента нашей страны, я бы, несомненно, испытал шок...

В советские годы была такая эстрадная шутка. Конфе­рансье говорит: «Я люблю эту женщину на всю жизнь, про­пишите ее в моей квартире на три месяца». Кто мог подумать, что спустя десятилетие Тоффлер будет всерьез обсуждать в своей книге идею временного брака как социологическую реальность. Человек может прописать в своей квартире не одну жену, а целую череду: браки теперь не заключаются на небесах, не порождены любовью и вовсе не предполагают, что новобрачные станут жить вместе до конца своих дней.

По истечении многих веков, на пороге иного тысячеле­тия человечество, казалось бы, уже не должно страшиться своего будущего. Вооруженные новейшей техникой люди научились прогнозировать свою жизнь на несколько лет и даже десятилетий. Но вот беда — прогноз безрадостен. До дна исчерпаны кладовые земли. Нечем насыщать нашу про­жорливую техническую цивилизацию.

Создав мощнейшую технику, человек изменил ритм и течение своей жизни. И тут действительно оказалось, что главнейшая беда — вовсе не дефицит сырья для производ­ства, не разрушение экологической среды. Научная мысль пытается отвести эти катастрофы. Кошмар в ином: психо­логические ресурсы человека не безграничны. Дело не в том, что образуется озоновая дыра или иссякнет нефтяная скважина. И даже не в том, что, засыпая в одном государ-

6

стве, вы можете проснуться совсем в ином... Раньше всего может не выдержать человеческая психика.

Несколько десятилетий назад газета «Известия» напе­чатала фельетон «Воздушные хулиганы». Там рассказыва­лось о том, как пилоты, проходя мимо памятника Пушкину в Москве, увидели у монумента пьяного. Они бережно по­добрали его, внесли в самолет и, закончив рейс, положили, сердечного, возле памятника Тарасу Шевченко, уже в Кие­ве. Представляете шок протрезвевшего, когда он очнулся?.. Впрочем, теперь это детские шалости. Вся страна может встретить рабочее утро возле новых скрижалей...

Книга Тоффлера еще надолго останется бестселлером. Однако не следует читать ее как безоговорочное откровение. Блестящему сочинению явно не хватает метафизической про­работанности. Исследование весьма уязвимо с точки зрения культурологии, философской антропологии и психологии. Говоря о многообразии как воплощении свободы, автор опи­рается на чрезвычайно обуженный культурологический фон. Социолог заворожен американской моделью жизни. Бог не­мыслимых преображений — культ новизны — рожден имен­но в этой стране.

Тоффлер убежден, что сверхиндустриальная цивилиза­ция — универсальный феномен. Но ведь в мире существу­ют сегодня самые разнообразные культуры. Станет ли модернизация вселенским процессом? — на этот вопрос человечество пока не располагает ответом. Да, многие стра­ны Азии — Япония, Китай, Корея — продвигаются к сверхиндустриальной модели. Однако культурное своеоб­разие не стирается, не устраняется. Остается разным во многих культурах и образ времени.

Не случайно родился другой американский бестселлер, ко­торый предрекает не только мучительный процесс схождения цивилизаций, но и их грядущий конфликт. Читатель догадал­ся, что речь идет о концепции Самуэля Хантингтона. Пробле­ма человечества не только в том, чтобы привыкнуть к переменам. Она в ином — как сохранить ценностно-психоло­гическое ядро культуры. В нашей стране тоже психологичес­кий взрыв от перемен. Но мы испытываем шок не только от

7

будущего, но и от прошлого. Для нас это далеко не психоло­гическая только проблема...

Мир не внял предостережению Тоффлера. Мало ли чем может испугать нас современный футуролог. Только отдель­ные здравомыслящие люди поспешили изменить стиль жиз­ни, точнее сказать, постарались оградить себя от радикальной динамики. Тоффлер не обращается к философской антро­пологии. Он, по существу, не пытается поставить вопрос о том, какова же человеческая природа. Кто человек по своей натуре — новатор или консерватор? Или иначе — какие тенденции в обществе могут преобладать? Не должны ли они находиться в некоей гармонии?

Не случайно после выхода книги Тоффлера во многих западных странах начала набирать силу консервативная вол­на. Философы, политики стали размышлять о том, насколько приспособлен человек к этим переменам как биологичес­кое, психологическое существо. Неоконсерваторы загово­рили о том, как важно для человека ощущать прочность бытия. Ведь в прошлом социальный цикл зачастую соотно­сился с культурным, последний чаще всего был длиннее. Теперь же на протяжении жизни одного поколения куль­турные циклы меняются один за другим, создавая лавину цивилизационных потрясений.

Тоффлер не ставит вопрос о том, что такое психологичес­кая норма. Он полагает, что человек, мало приспособленный к меняющейся реальности, психологически ущербен. Ему надо разъяснить, что мир постоянно преображается. Если он хочет адаптироваться к реальности, ему важно перестроить свою психику, избежать футурошока. Но предположим, людям это удалось. Люди не ощущают дискомфортности от того, что все вокруг стремительно преображается, можно ли сказать, что человек, приладившийся к действительности, это не невро­тик, а полноценная личность.

Разве это психологическая норма — человек, выбитый из лона семьи, из привычного ландшафта, утративший при­вязанность и ощущение стабильности? Скорее всего такой человек, реализующий беспредельную свободу, как раз и окажется психопатом. Пожалуй, лучше всего об этом рас­сказывает наша российская жизнь.

8

Человек, рожденный в яранге, способен поступить в вуз и обрести совсем иной статус. Он же может вернуться в родное селение и привнести в его жизнь элементы еще не­знакомой культуры. Тоффлер видел исток футурошока толь­ко в машине, в технологии. Это ее скорость рождает неслыханные темпы мутаций. Вот почему, как он считал, миллионы людей охвачены возрастающим чувством трево­ги. Они не могут ориентироваться в окружающей жизни, теряют способность разумно управлять событиями, кото­рые стремительной лавиной обрушиваются на их головы. Безотчетный страх, массовые неврозы, не поддающиеся разумному объяснению поступки, необузданные акты на­силия — все это, по мнению американского эксперта, лишь слабые симптомы болезни, которая ожидает нас впереди.

Реальность российской действительности и тех стран, которые еще недавно составляли с ней единое простран­ство, значительно изменили экспертизу Тоффлера. Дело не только в машинах, не в темпах жизни, которые навязывает нам техническая цивилизация. Преображается социальное и культурное бытие. Человек не просто включается в темп неслыханных ускорений. Он вообще катапультируется, при­чем многократно, в иные миры.

Вчера еще респектабельный индивид вдруг становится изгоем. Тот, кто привык к земле предков, оказывается бе­женцем. Православный попадает в исламское окружение. Человек, который всю жизнь взращивал в себе нравствен­ность, неожиданно обнаруживает, что ему надлежит оби­тать в воровской шайке. От бомжа ждут, что он развернет в себе качества умелого коммерсанта. Жертва синдрома «рас­крестьянивания» приговаривается к владению земельным участком. Человеку, готовому променять свои акции на спирт и пачку гречки, предназначают роль совладельца капитала. Человеку, который впал в нищету от задержки пенсии, пред­лагают оплачивать жилье по западным стандартам...

Опять спросим: только ли нашему времени свойствен­но это явление? Конечно, похожие феномены можно про­следить в любой исторической эпохе. Представьте себе состояние варвара-скифа, захваченного в плен и проданно-

9

го в рабство в какой-нибудь город античной Греции или Рима. Отрезанный от привычной среды, столкнувшийся лицом к лицу с незнакомой ему культурой, этот человек должен был пережить состояние шока.

Или пример другого рода. Вспомним известную повесть Марка Твена «Принц и нищий». Безродный и неимущий маль­чик оказывается в положении наследного принца. Но вместо того чтобы возблагодарить судьбу, он испытывает постоян­ную тревогу, страх перед непривычной действительностью.

Однако большинство людей, попадающих в незнакомую обстановку, живут надеждой на возвращение в родную страну с привычным укладом жизни или находят утешение в том, что в любой момент могут оказаться в своей среде. Жертвы футурошока этой утешительной мысли лишены. В нашей стране масштабы социальных и культурных метаморфоз фан­тастически огромны. К тому же тот мир, куда зовет красно­знаменная мечта и надежда, безвозвратно утрачен. Позади руины, впереди психологически непереносимые муки.

Оторвите человека от родной культуры и бросьте в со­вершенно новое окружение, где ему придется мгновенно реагировать на множество совершенно новых представле­ний о времени, пространстве, труде, сексе и т. п., и вы уви­дите, какая поразительная растерянность овладеет им. А если вы еще отнимете всякую надежду на возвращение в знако­мую социальную обстановку, растерянность перерастет в депрессию. Психологическое онемение — жуткий синдром сегодняшних дней.

Возле Иванова разбился самолет. Погибли пассажиры, экипаж. Отказала техника? Ничуть не бывало. Печальное стечение метеорологических условий? Фатальное совмеще­ние грозных факторов? Не гадайте... Эксперты обвинили во всем командира экипажа. Он действовал правильно, гра­мотно. Но в состоянии какой-то потрясающей медлитель­ности. Командиру экипажа можно инкриминировать только одно — он руководил полетом в состоянии психологичес­кой прострации... Однако вменяем ли он?

Не достоин ли этот случай внимательного постижения? Томимые безмерной человеческой усталостью, требуют уве­личения зарплаты авиадиспетчеры. На последнем пределе



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Шок будущего (1)

    Книга
    Перевод с английского: Е. Руднева (введение, гл. 1—3); Л. Бурмистрова (гл. 4—5); К. Бурмистров (гл. 6—7); И. Москвина-Тарханова (гл. 8); А. Микиша (гл.
  2. Шок будущего (3)

    Книга
    Перевод с английского: Е. Руднева (введение, гл. 1—3); Л. Бурмистрова (гл. 4—5); К. Бурмистров (гл. 6—7); И. Москвина-Тарханова (гл. 8); А. Микиша (гл.
  3. Тоффлер Э. Т50 Шок будущего: Пер с англ. / Э. Тоффлер

    Книга
    Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.
  4. Реферат по теме : Образ будущего в современных научных теориях

    Реферат
    Тема моего реферата была выбрана в период изучения курса «Обществознание» 10 класса в разделе «Развитие общества». Меня заинтересовали процессы глобализации и модернизации современного общества и неясные перспективы его развития в
  5. Авторы книги смело исследуют эти непростые вопросы. Иделают сенсационный вывод: сверхчеловек дело ближайшего будущего

    Документ
    Продолжается ли эволюция вида «человек разумный»? Придется ли нам жить в мире, где будет не один вид разумных существ, как сейчас, а несколько? И кто станет править Землей в ближайшем будущем? Злая разумная бестия,

Другие похожие документы..