Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Руководство'
5. Контактировать с авторами, готовящими разделы по бактериологии, микологии, паразитологии, чтобы не упустить диагностику инфицирования другими микро...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа по курсу «Технико-экономический анализ деятельности предприятий» составлена на основании требований Государственного образовательно...полностью>>
'Документ'
Гавана – Гуама - Сьенфуэгос - Тринидад - Санкти Спиритус – Сьего де Авила –Камагуэй- Санта Люсия –Байамо- Сантьяго де Куба- Ольгин-Камагуэй- Санта Кла...полностью>>
'Документ'
Магний – один из самых распространенных в земной коре элементов, он занимает VI место после кислорода, кремния, алюминия, железа и кальция. В литосфе...полностью>>

Конспект урока литературы в 9 классе Тема: «Образ А. А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ю.Н. Плаксина

Конспект урока литературы в 9 классе

Тема: «Образ А.А.Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»»

Этапы урока

Содержание

Организационный

Момент

Проверка д.з.

Подготовка к основному этапу

Усвоение новых знаний и сп. Действия

ОДЦ

ТИП

ТДЦ

Прежде чем мы определим тему нашего урока, я предлагаю вспомнить выводы, сделанные нами на предыдущем уроке.

1. Каким представлено московское дворянство 10-20х годов XIX века в комедии Грибоедова «Горе от ума»?

2. Сформулируйте жизненные принципы этих людей.

/личная выгода, карьера, почести, богатство; служение лицам, а не делу; ценность человека по его положению, состоянию/

таким образом, карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность – вот черты чиновничьего мира.

II. Удивительно, что уже давно исчезли с лица русской земли молчалины и скалозубы, фамусовы и репетиловы, горичи и тугоуховские, но до сих пор живет и процветает трусость и низкопоклонство, карьеризм и пустозвонство, бессмысленное существование, глупость и невежество. Невольно вспоминаешь: «Дома новы, да предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары!»

1. Как вы считаете, есть ли противоядие, сила, способная противостоять этому злу?

/сила в просвещении, прогрессе, которые несут обществу передовые, прогрессивные люди/

2. Какого человека, по вашему мнению, называют передовым, прогрессивным?

/с передовыми взглядами, с активной жизненной позицией, с высокими нравственными убеждениями, идеалами…/

Взгляды, жизненная позиция, идеалы – вот составляющие жизни передового, общественного деятеля /карточки: взгляды, позиция, идеалы/

Так ли это? Какой он, передовой человек? Чем живет, чем дышит?

В чем смысл активности человека, жизненных его усилий? – вот вопросы, ответы на которые я предлагаю найти, обратившись к образу главного героя комедии «Горе от ума».

/ в поисках ответов нам поможет ОСК, соавторами которой предлагаю стать каждому из вас/

III. В мертвую тишину дома Фамусова Чацкий врывается, как вихрь: «Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног!» - восклицает герой, с жаром целуя руку Софьи.

Но еще до появления Чацкого мы узнаем некоторые факты из его жизни. Какие?

/сын покойного друга Фамусова, воспитывался в доме Фамусова, служил, имел связи с министрами, уехал путешествовать/

Конечно, особенности драматического произведения не дают возможности Грибоедову подробно рассказать, где учился Чацкий, как рос и развивался, но меткие, выразительные, точные реплики персонажей и героя во всей полноте раскрывают его личность, характер.

1. Используя цитаты из текста, определите одну из граней личности героя. Сформулируйте ответ и напишите на обратной стороне листа. (1мин.)

Какие грани личности вы выделили? /образованность, патриотизм, остроумие, независимость, чувство собственного достоинства, духовное богатство, высокая культура и глубина мышления, умный, красноречивый, деятельный, критическое отношение к действительности, активный/ Все верно, но читая произведение, мы находим и другие противоположные мнения о герое. Какие? / «карбонарий», «опасный человек», «вольнодумец», «сумасшедший»/

2. Используя выделенные нами особенности личности, дайте краткую характеристику герою.

3. Можно ли, по вашему мнению, согласиться с принятым в литературе мнением, что Чацкий – передовой человек своего времени.

Да, Чацкий - передовой человек своего времени, но почему Фамусов и его гости не принимают его?

«Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам»,- гневно произносит Фамусов.

Что так пугает московское дворянство? /его взгляды, жизненная позиция, идеалы/

Выясним, против чего выступает Чацкий, а главное – что утверждает, выполнив задание на карточках.

Но прежде чем вы приступите к работе, хотелось бы уточнить, чем обусловлено появление таких героев? /эпохой, взглядами автора/ Поэтому, выполняя задание, найдите высказывания, поступки Чацкого, цитаты, тождественные требованиям устава декабристского «Союза Благоденствия» и записям из личных дневников декабристов Тургенева и Якушкина. Сделайте вывод. (5мин.)

Против чего выступает? /против крепостного права;

против бесчеловечной эксплуатации;

против преклонения перед иностранным;

против преклонения перед авторитетами;

против лицемерия, пустоты жизненных интересов/

Что утверждает? / за преобразование жизни;

за развитие национальной культуры;

за просвещение, науку, культуру;

за свободную личность/

Идеал? / свободная личность, чуждая рабской прин-сти/

Обобщая все сказанное и возвращаясь к главному вопросу, выделите главное, используя слова, и запишите ответ на вопрос: В чем смысл активности героя, его жизненных усилий? /обсуждение мнений/

IV. Читая комедию, мы становимся свидетелями трагедии героя, осложненной личной драмой. Он возмущен, подавлен, разочарован, оскорблен.

Душа здесь у меня каким-то горем сжата,

И в многолюдстве я потерян, сам не свой.

Нет! Я не доволен я Москвой!

Еще долго Чацкий в сенях фамусовского дома будет прощаться с прошлым, слушать вздор Репетилова, отрезвит себя позором Софьи и определит путь – «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок». Что это: признание поражения или победа? Но это уже тема следующего урока.

V. В заключении хотелось бы узнать вашу позицию. Выберите понравившееся высказывание и обоснуйте свой ответ.

Урок литературы «Образ А.А.Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (вступление к уроку)

- восприятие и первичное осознание учащимися нового материала

- изучение и первичное закрепление новых знаний

- включает три аспекта:

Образовательный аспект предполагает создание условий для

  • Закрепления знаний об особенностях жизни, воззрениях, принципах московского дворянства;

  • Понимания активной жизненной позиции главного героя;

  • Осознания идейного содержания и общечеловеческого смысла комедии на примере характеристики главного героя;

  • Применения знаний в измененной ситуации

Развивающий аспект предполагает создание условий для развития ОУУН логического мышления, навыков самостоятельной работы, а также развития и совершенствования речевых умений и навыков:

  • Развития умения использовать лексику со значением нравственных исканий;

  • Умения точно и кратко высказываться о личности героя, используя как простые, так и сложные синтаксические конструкции;

  • Умения сроить высказывания и соотносить их с жизнью;

  • Умения владеть лексическими формулами со значением противоречий личности;

  • Отработка навыка аналитического цитирования (введение цитат в высказывания, с помощью слов, указывающих на ее источник)

Воспитательный аспект предусматривает формирование дальнейшей жизненной активности, ценностных ориентиров.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Горе от ума»

    Урок
    Примечание. Напомним, что создание учениками сочинений, предваряющих изучение текста в классе, - один из путей, способствующих развитию самостоятельного читателя.
  2. Тема урока: Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума»

    Урок
    а) карьеризм; б) исполнительность, угодничество, бессловесность; в) умственная ограниченность, узость интересов; г) трусость, лицемерие, цинизм, подлость?
  3. Литература 9кл. 9 Класс (102 часа по программе)

    Литература
    Рассказ учителя о родах и жанрах античной литературы. Записи в тетрадях. Индивидуальные сообщения учащимися сведений о жизни Эсхила и его пьесах "Молящие", "Персы".
  4. Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе

    Урок
    О древнерусской литературе. Русская литература 11 – 12 веков. Письменность и просвещение. Возникновение литературы на Руси, основные темы и жанры литературных произведений 11-12 в.
  5. Календарно-тематическое планирование уроков по литературе класс (3)

    Урок
    Плановых классных сочинений 7, домашних сочинений 1, зачетов 3, практических работ 2, уроков внеклассного чтения 11, уроков развития речи 8, произведений для заучивания наизусть 18.

Другие похожие документы..