Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1)СС язык - это язык древнейших переводов греческих богослужебных книг на сл язык. Эти переводы были осуществлены во II половине IX века. 2)Наиболее ...полностью>>
'Регламент'
адресно-справочного учета граждан подразделениями ФМС России с возможностью автоматизированного представления уполномоченными органами государственно...полностью>>
'Методические указания'
Рекомендовано к изданию заседанием кафедры агротехнологии агротехнологического факультета Павлодарского государственного университета им. С. Торайгыр...полностью>>
'Урок'
“ радиофобией, может быть, вылечим мир отбеспечности, алчности, сытости, от бездуховности,бюрократизма, чтоб не пришлось нам по чьей-либомилости в не...полностью>>

Учебная программа для специальности i-79 01 06 сестринское дело Факультет медико-диагностический

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ГрГМУ,

профессор П.В.Гарелик

« » 2009 г.

Регистрационный № УД- /р.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Учебная программа для специальности

I-79 01 06 сестринское дело

Факультет медико-диагностический

Кафедра биохимии

Курс 2

Семестр 3

Лекции 30 часа Экзамен III семестр

Лабораторные

занятия 60 часов

Всего аудиторных часов

по дисциплине 90

Всего часов

по дисциплине 162

Составители: к.м.н., ассистент Курбат М.Н.; д.м.н., профессор Лелевич В.В.; к.б.н., доцент Леднева И.О.

Гродно, 2009

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Биологическая химия» для высших учебных заведений по специальности 1–79 01 06 сестринское дело, утвержденной министерством образования Республики Беларусь 01 октября 2009 г., рег. № ТД- L.100/тип.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры биохимии УО «ГрГМУ»

31 августа 2009 г., протокол №1

Заведующий кафедрой,

профессор В.В.Лелевич

Одобрена и рекомендована к утверждению Центральным научно-методическим советом УО «ГрГМУ»

2009 г., протокол №

Председатель,

проф. В.А. Снежицкий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Профилирование преподавания биологической химии на медико-диагностическом факультете по специальности «сестринское дело» отражает необходимость подготовки медицинских сестер с высшим образованием для удовлетворения нужд практического здравоохранения. Согласно учебному плану, студенты этого факультета изучают биохимию в течение третьего семестра. Программа по биологической химии для студентов факультета составлена с учетом опыта преподавания биохимии на лечебном факультете медуниверситета. Традиционно дисциплина биохимия состоит из разделов: статической биохимии, изучающей химический состав организма и строение основных классов органических соединений; динамической биохимии, изучающей метаболизм основных структурных компонентов живой материи и функциональной биохимии, изучающей взаимосвязи метаболизма с функциональной активностью различных органов и тканей. С учетом специализации обучения в медицинском вузе в основу содержания данной программы положена медицинская биохимия. Студент в процессе изучения дисциплины должен усвоить информацию о химическом составе организма, основных метаболических путях превращения веществ, особенностях метаболизма в некоторых органах и тканях, иметь представления о нарушениях метаболизма и возможных последствиях этих нарушений.

Биологическая химия находится в родственной связи с клинической биохимией, фармакологией, молекулярной биологией, физиологией и в медицинских вузах является важной составной частью учебного процесса при подготовке квалифицированного специалиста.

Цель и задачи преподавания и изучения дисциплины

Цель: изучение основ молекулярной организации живой клетки, принципов метаболизма основных классов органических соединений, молекулярных механизмов развития патологических процессов, биохимических методов диагностики болезней.

Задачи:

  • формирование знаний об основных принципах молекулярной организации клетки, ткани, организма;

  • усвоение основных принципов метаболизма соединений, регуляции метаболизма и его взаимосвязи с функциональной активностью живой системы;

  • формирование знаний о методах биохимических исследований, умений использовать данные биохимических исследований для оценки состояния здоровья человека, понимания патогенеза развития патологических процессов;

  • приобретение навыков работы на биохимических приборах и аппаратах, используемых в биохимических лабораториях.

Требования к знаниям, умениям, навыкам

Студент должен знать:

  • молекулярные процессы жизнедеятельности: метаболизм белков, липидов, углеводов, влияние незаменимых факторов питания на состояние здоровья человека;

  • основы регуляции процессов жизнедеятельности: молекулярные механизмы действия гормонов, медиаторов и других регуляторов на различных уровнях.

Студент должен уметь:

  • оценивать результаты исследования биохимических показателей крови, мочи, др.;

  • проводить основные лабораторные исследования и анализы крови, мочи, желудочного сока.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. Введение в дисциплину «Биохимия»

1.1. Биохимия как наука о молекулярных основах жизни

Биохимия как наука о молекулярных основах жизни. Предмет и задачи биохимии. Основные этапы развития биохимии, ученые-биохимики. Объекты и методы биохимических исследований. Роль биохимии в медицинском образовании. Основные разделы и направления в биохимии, медицинская биохимия.

  1. Строение и функции белков

2.1. Физико-химические свойства белков. Цветные реакции на белки и аминокислоты

Белки. Физико-химические свойства белков. Гидролиз белков, пептиды, аминокислоты. Цветные реакции на белки и аминокислоты.

2.2. Структура белковой молекулы

Представление о первичной и вторичной структуре белков. Свойства белков, определяемые первичной структурой. Представление о третичной и четвертичной структуре белковых молекул, их роль в функционировании белков.

2.3. Биологические функции белков. Выделение и очистка индивидуальных белков

Многообразие белков и их биологические функции. Классификация белков. Характеристика простых и сложных белков. Методы выделения и очистки индивидуальных белков. Осаждение белков, денатурация белков: механизмы и практическое использование. Белковые препараты. Количественное определение белков.

  1. Ферменты

3.1. Химическая природа ферментов. Механизм действия ферментов

Ферменты, химическая природа ферментов. Активный и аллостерический центры фермента. Специфичность и механизм действия ферментов. Зависимость скорости ферментативных реакций от температуры, рН, концентрации субстрата, фермента, продуктов реакции. Определение активности ферментов и единицы ее измерения. Кофакторы ферментов, коферментные функции витаминов. Изоферменты. Классификация и номенклатура ферментов.

3.2. Определение ферментов в плазме крови с диагностической целью

Происхождение ферментов плазмы крови. Определение ферментов в плазме крови с диагностической целью, происхождение ферментов плазмы крови. Изменения активности ферментов при патологии. Энзимопатии. Применение ферментов для лечения болезней. Лекарственные препараты – ингибиторы ферментов.

4. Биосинтез нуклеиновых кислот и белков

4.1. Строение и биосинтез нуклеиновых кислот

ДНК, состав, строение, биологическая роль. РНК, нуклеотидный состав, структура, типы, локализация в клетке, биологическая роль. Нуклеопротеины (хроматин, рибосомы), представление о строении. Денатурация и гибридизация нуклеиновых кислот. Представление о биосинтезе ДНК. Обратная транскрипция. Биосинтез РНК, ферменты. Распад нуклеиновых кислот. Ксантинурия, подагра.

4.2. Биосинтез белков

Генетический код, его свойства. Основной постулат молекулярной биологии. Синтез белков. Этапы синтеза белков. Посттрансляционные изменения белков. Значение фолдинга белков. Регуляция синтеза белков, понятие об опероне.

5. Биохимия питания. Витамины

5.1. Питание человека. Витамины, биологические функции

Полноценный рацион, его состав и соотношение компонентов. Незаменимые пищевые вещества. Характеристика основных питательных веществ (белков, углеводов, липидов). Витамины, классификация. Представление о различной обеспеченности организма витаминами (гипо- и гипервитаминозы). Жирорастворимые витамины: А, Е, Д, К. Биологическая роль, суточная потребность, пищевые источники, признаки недостаточности или избытка. Водорастворимые витамины: В1, В6, С, В2 РР, В12, биологическая роль, пищевые источники, признаки недостаточности. Использование витаминов в клинической практике.

6. Введение в метаболизм. Биологическое окисление

6.1. Молекулярные основы метаболизма. Общие и специфические пути катаболизма

Представление об обмене веществ. Понятие о метаболизме, метаболических путях. Специфические и центральный путь катаболизма. Связь между анаболизмом и катаболизмом. Конечные продукты метаболизма. Макроэргичекие соединения, представители. АТФ, строение, пути образования и использования. Митохондриальная цепь тканевого дыхания (ЦТД). Окислительное фосфорилирование АДФ. Регуляция ЦТД, гипоэнергетические состояния. Цикл трикарбоновых кислот (ЦТК). Схема, биологическая роль, энергетика. Связь между специфическими путями катаболизма, ЦТК и ЦТД.

7. Регуляция метаболизма. Гормоны

7.1. Регуляции обмена веществ. Биохимия гормонов

Регуляция метаболизма: системы регуляции и их значение для организма, уровни регуляции. Гормоны, классификация, общая характеристика, биологическое действие. Рецепторы гормонов, клетки-мишени. Механизмы действия гормонов. Гормоны эндокринных желез: тироксин, паратгормон, кальцитонин, инсулин, глюкагон, адреналин, глюкокортикоиды, минералокортикоиды, половые гормоны, биологическое действие. Центральная регуляция эндокринной системы: либерины, статины, тропные гормоны гипофиза. Использование гормонов в медицине.

8. Обмен и функции углеводов

8.1. Пути метаболизма глюкозы. Методы определения глюкозы в крови

Переваривание и всасывание углеводов в желудочно-кишечном тракте. Общая схема метаболизма глюкозы. Представление об основных путях превращения глюкозы в организме (аэробный и анаэробный гликолиз, пентозофосфатный путь, глюконеогенез), их биологическая роль.

8.2. Обмен гликогена. Регуляция углеводного обмена

Синтез и распад гликогена. Регуляция гликемии (ЦНС, гормоны). Патология обмена углеводов (сахарный диабет, непереносимость лактозы, гликогенозы). Исследование углеводного обмена в клинике.

9. Обмен и функции липидов

9.1. Пути метаболизма липидов

Классификация и функции липидов. Переваривание и всасывание липидов в желудочно-кишечном тракте. Жирные кислоты, характерные для липидов человека. Представление о путях превращения липидов в тканях (β-окисление и синтез жирных кислот, синтез триацилглицеролов, глицерофосфолипидов, холестерола). Образование и утилизация кетоновых тел в норме и при патологии. Липопротеины крови, их характеристика.

9.2. Нарушения метаболизма липидов

Регуляция липидного обмена. Нарушения метаболизма липидов (сахарный диабет, истощение, ожирение, атеросклероз). Исследование липидного обмена в клинике.

10. Обмен и функции аминокислот

10.1. Дезаминирование и трансаминирование аминокислот

Переваривание и всасывание белков в желудочно-кишечном тракте. Превращение аминокислот микрофлорой кишечника, токсические продукты распада. Пул свободных аминокислот в тканях. Общие пути превращения аминокислот: дезаминирование, трансаминирование.

10.2. Декарбоксилирование аминокислот. Биогенные амины. Обезвреживание аммиака

Декарбоксилирование аминокислот. Биогенные амины, биологическая роль. Пути образования и обезвреживания аммиака в организме (синтез глутамина, аспарагина, мочевины). Наследственная патология обмена аминокислот (на примере обмена фенилаланина и тирозина).

11. Биохимия органов и тканей

11.1. Биохимия печени. Биохимия крови

Роль печени в обмене углеводов, липидов, аминокислот и белков. Обезвреживание токсических веществ в печени путем защитных синтезов, окислением, коньюгацией. Роль печени в пигметном обмене. Метаболизм билирубина в организме. Нарушения обмена билирубина. Гипербилирубинемия, ее причины, диагностика.

Кровь, состав, общие свойства. Биохимические функции крови, их краткая характеристика. Белки сыворотки крови, характеристика, клиническое значение. Белки острой фазы, парапротеинемии. Небелковые азотсодержащие вещества крови, диагностическое значение. Натрий, калий, хлор, кальций, железо: биологическая роль, представление о клинико-диагностическом значении.

11.2. Биохимия почек и мочи. Биохимия нервной ткани

Особенности биохимических процессов в почечной ткани. Участие почек в поддержании кислотно-щелочного равновесия. Роль почек в регуляции водно-солевого обмена. Моча, общие свойства. Нормальные и патологические компоненты мочи, их характеристика, диагностическое значение.

Особенности обмена углеводов, липидов, аминокислот в нервной ткани. Биохимия возникновения и проведения нервного импульса. Основные этапы синаптической передачи. Роль медиаторов в функционировании нервной системы.

12. Диагностическое значение биохимических показателей

12.1. Основы клинической лабораторной диагностики

Задачи биохимической лабораторной диагностики. Биологический материал, виды, условия сбора и хранения. Тактика биохимических исследований. Интерпретация результатов. Биохимическая диагностика патологических состояний (неотложный биохимический анализ, биохимические пробы печени, энзимодиагностика заболеваний сердца).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Лекции

Лабораторные занятия

Управляемая самостоятельная работа студента

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература

Форма контроля занятий

1

2

3

4

5

6

7

8

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

23

54

13

1.

Введение в дисциплину «Биохимия».

1,3

3

-

1.1.

Биохимия как наука о молекулярных основах жизни. Предмет и задачи биохимии. Основные этапы развития биохимии, ученые-биохимики.

1,3

Мультимедийная презентация

О:1, 2,

Д:3, 5, 7

1.2.

Биохимия как наука. Объекты и методы биохимических исследований. Роль биохимии в медицинском образовании. Основные разделы и направления в биохимии, медицинская биохимия.

3

УМК

О:1, 2,

Д:3, 5, 7

Устный опрос

2.

Строение и функции белков.

2,6

6

1

2.1.

Белки. Многообразие белков и их биологические функции. Физико-химические свойства белков. Структура белковой молекулы.

1,3

Мультимедийная презентация

О:1, 2,

Д:3, 4, 7

1

2

3

4

5

6

7

8

2.2.

Простые и сложные белки. Классификация, представители, биологические функции

1,3

Мультимедийная презентация

О:1, 2,

Д:3, 4, 7

Биологически активные пептиды.

1

О:1, 2,

Д:3, 4, 7

Устный опрос

2.3.

Многообразие белков и их биологические функции. Физико-химические свойства белков. Представление о первичной и вторичной структуре белков. Свойства белков, определяемые первичной структурой. Представление о третичной и четвертичной структуре белковых молекул, их роль в функционировании белков.

3

УМК

О:1, 2,

Д:3, 4, 7

Устный опрос, писменная контрольная работа

2.4.

Характеристика простых и сложных белков. Методы выделения и очистки индивидуальных белков. Осаждение белков, денатурация белков: механизмы и практическое использование. Белковые препараты. Цветные реакции на белки и аминокислоты. Количественное определение белков. Гидролиз белков, пептиды, аминокислоты.

3

УМК

О:1,2,

Д:3, 5, 7

Устный опрос, писменная контрольная работа

3.

Ферменты.

2,6

9

-

3.1.

Ферменты, химическая природа ферментов. Активный и аллостерический центры фермента. Специфичность и механизм действия ферментов. Кинетика ферментативных реакций.

1,3

Мультимедийная презентация

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

3.2.

Применение ферментов в медицине. Энзимопатии. Энзимодиагностика. Энзимотерапия.

1,3

Мультимедийная презентация

О:1, 2,

Д:3, 4, 6, 7

1

2

3

4

5

6

7

8

3.3.

Ферменты, химическая природа ферментов. Активный и аллостерический центры фермента. Специфичность и механизм действия ферментов. Кинетика ферментативных реакций.Зависимость скорости ферментативных реакций от температуры, рН, концентрации субстрата, фермента, продуктов реакции. Определение активности ферментов и единицы ее измерения. Кофакторы ферментов, коферментные функции витаминов. Изоферменты. Классификация и номенклатура ферментов.

3

УМК

О:1, 2,

Д:3, 4, 6, 7

Устный опрос, писменная контрольная работа

3.4.

Определение ферментов в плазме крови с диагностической целью. Происхождение ферментов плазмы крови. Изменения активности ферментов при патологии. Энзимопатии. Применение ферментов для лечения болезней. Лекарственные препараты – ингибиторы ферментов.

3

УМК

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Устный опрос, писменная контрольная работа

3.5.

Итоговое занятие «Белки. Ферменты»

3

УМК

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Писменная контрольная работа, устный опрос

4.

Строение и биосинтез нуклеиновых кислот и белков.

2,6

3

1

4.1.

ДНК и РНК, нуклеотидный состав, структура, типы, локализация в клетке, биологическая роль. Матричные синтезы.

1,3

Мультимедийная презентация

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

1

2

3

4

5

6

7

8

4.2.

Биосинтез белков. Генетический код, его свойства. Основной постулат молекулярной биологии. Этапы синтеза белков. Фолдинг белка. Пострансляционные изменения. Регуляция трансляции.

1,3

Мультимедийная презентация

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

4.3.

Строение и биосинтез нуклеиновых кислот. ДНК, состав, строение, биологическая роль. РНК, нуклеотидный состав, структура, типы, локализация в клетке, биологическая роль. Нуклеопротеины (хроматин, рибосомы), представление о строении. Денатурация и гибридизация нуклеиновых кислот. Представление о биосинтезе ДНК. Обратная транскрипция. Биосинтез РНК, ферменты. Распад нуклеиновых кислот. Ксантинурия, подагра.

3

УМК

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 7

Устный опрос, писменная контрольная работа

4.4

Биосинтез белков. Генетический код, его свойства. Основной постулат молекулярной биологии. Этапы синтеза белков. Посттрансляционные изменения белков. Значение фолдинга белков. Регуляция синтеза белков, понятие об опероне.

1

О:1, 2,

Д:3, 5, 7

Устный опрос на экзамене

5.

Биохимия питания. Витамины.

1,3

3

2

5.1.

Полноценный рацион, его состав и соотношение компонентов. Незаменимые пищевые вещества. Характеристика основных питательных веществ (белков, углеводов, липидов). Витамины, биологические функции. Использование витаминов в медицине

1,3

Мультимедийная презентация

О:1, 2,

Д:3, 5, 7

1

2

3

4

5

6

7

8

5.2.

Биохимия питания. Полноценный рацион, его состав и соотношение компонентов. Незаменимые пищевые вещества. Характеристика основных питательных веществ (белков, углеводов, липидов). Витамины, классификация. Представление о различной обеспеченности организма витаминами (гипо- и гипервитаминозы). Жирорастворимые витамины: А, Е, Д, К. Биологическая роль, суточная потребность, пищевые источники, признаки недостаточности или избытка. Водорастворимые витамины: В1, В6, С, В2 РР, В12, биологическая роль, пищевые источники, признаки недостаточности.

3

УМК

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Устный опрос, писменная контрольная работа

5.3.

Использование витаминов в клинической практике.

2

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Устный опрос на экзамене

6.

Введение в метаболизм. Биологическое окисление.

2,6

3

-

6.1.

Представление об обмене веществ. Понятие о метаболизме, метаболических путях. Специфические и центральный путь катаболизма. Связь между анаболизмом и катаболизмом. Конечные продукты метаболизма.

1,3

Мультимедийная презентация

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

6.2.

Биологическое окисление. Цепь тканевого дыхания. Энергетический обмен. Цикл трикарбоновых кислот

1,3

Мультимедийная презентация

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

1

2

3

4

5

6

7

8

6.3.

Макроэргичекие соединения, представители. АТФ, строение, пути образования и использования. Митохондриальная цепь тканевого дыхания (ЦТД). Окислительное фосфорилирование АДФ. Регуляция ЦТД, гипоэнергетические состояния. Цикл трикарбоновых кислот (ЦТК). Схема, биологическая роль, энергетика. Связь между специфическими путями катаболизма, ЦТК и ЦТД.

3

УМК

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Устный опрос, писменная контрольная работа

7.

Регуляция метаболизма. Гормоны.

1,3

3

2

7.1.

Гормоны, классификация, общая характеристика, биологическое действие. Рецепторы гормонов, клетки-мишени. Механизмы действия гормонов. Использование гормонов в медицине.

1,3

Мультимедийная презентация

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Регуляция метаболизма: системы регуляции и их значение для организма, уровни регуляции.

2

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Устный опрос

7.2.

Гормоны, классификация, общая характеристика, биологическое действие. Рецепторы гормонов, клетки-мишени. Механизмы действия гормонов. Гормоны эндокринных желез: тироксин, паратгормон, кальцитонин, инсулин, глюкагон, адреналин, глюкокортикоиды, минералокортикоиды, половые гормоны, биологическое действие. Центральная регуляция эндокринной системы: либерины, статины, тропные гормоны гипофиза. Использование гормонов в медицине.

3

УМК

Устный опрос, писменная контрольная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

8.

Обмен и функции углеводов.

2,6

3

-

8.1.

Аэробный и анаэробный гликолиз, пентозофосфатный путь, глюконеогенез.

1,3

Мультимедийная презентация

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

8.2.

Регуляция гликемии (ЦНС, гормоны). Патология обмена углеводов (сахарный диабет, непереносимость лактозы, гликогенозы). Исследование углеводного обмена в клинике.

1,3

Мультимедийная презентация

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

8.3.

Пути метаболизма глюкозы. Методы определения глюкозы в крови. Переваривание и всасывание углеводов в желудочно-кишечном тракте. Общая схема метаболизма глюкозы. Представление об основных путях превращения глюкозы в организме (аэробный и анаэробный гликолиз, пентозофосфатный путь, глюконеогенез), их биологическая роль. Синтез и распад гликогена. Синтез и распад гликогена.

3

УМК

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Устный опрос, писменная контрольная работа

9.

Обмен и функции липидов.

2,6

3

-

9.1.

Классификация и функции липидов. Представление о путях превращения липидов в тканях (β-окисление и синтез жирных кислот, синтез триацилглицеролов, глицерофосфолипидов, холестерола). Образование и утилизация кетоновых тел в норме и при патологии. Липопротеины крови, их характеристика.

1,3

Мультимедийная презентация

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Устный опрос, писменная контрольная работа

9.2.

Регуляция липидного обмена. Нарушения метаболизма липидов (сахарный диабет, истощение, ожирение, атеросклероз). Исследование липидного обмена в клинике.

1,3

Мультимедийная презентация

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

1

2

3

4

5

6

7

8

9.3.

Классификация и функции липидов. Переваривание и всасывание липидов в желудочно-кишечном тракте. Жирные кислоты, характерные для липидов человека. Представление о путях превращения липидов в тканях (β-окисление и синтез жирных кислот, синтез триацилглицеролов, глицерофосфолипидов, холестерола). Образование и утилизация кетоновых тел в норме и при патологии. Липопротеины крови, их характеристика.

3

УМК

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Устный опрос, писменная контрольная работа

10.

Обмен и функции аминокислот.

1,3

6

2

10.1.

Переваривание и всасывание белков в желудочно-кишечном тракте. Общие пути превращения аминокислот: дезаминирование, трансаминирование. Декарбоксилирование аминокислот. Пути образования и обезвреживания аммиака в организме

1,3

Мультимедийная презентация

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Устный опрос, писменная контрольная работа

Наследственная патология обмена аминокислот.

2

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Устный опрос

10.2.

Переваривание и всасывание белков в желудочно-кишечном тракте. Превращение аминокислот микрофлорой кишечника, токсические продукты распада. Пул свободных аминокислот в тканях. Общие пути превращения аминокислот: дезаминирование, трансаминирование. Декарбоксилирование аминокислот. Биогенные амины, биологическая роль. Пути образования и обезвреживания аммиака в организме (синтез глутамина, аспарагина, мочевины). Наследственная патология обмена аминокислот.

3

УМК

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Устный опрос, писменная контрольная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

10.3.

Итоговое занятие «Обмен веществ. Метаболические пути»

3

УМК

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Писменная контрольная работа, устный опрос

11.

Биохимия органов и тканей.

1,3

9

2

11.1.

Биохимия печени. Биохимия крови. Кровь, состав, общие свойства. Особенности биохимических процессов в почечной ткани. Моча, общие свойства. Нормальные и патологические компоненты мочи, их характеристика, диагностическое значение. Особенности обмена углеводов, липидов, аминокислот в нервной ткани.

1,3

Мультимедийная презентация

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

11.2.

Биохимия печени. Биохимия крови. Роль печени в обмене углеводов, липидов, аминокислот и белков. Обезвреживание токсических веществ в печени путем защитных синтезов, окислением, коньюгацией. Роль печени в пигметном обмене. Метаболизм билирубина в организме.

3

УМК

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Устный опрос, писменная контрольная работа

11.3.

Нарушения обмена билирубина. Гипербилирубинемия, ее причины, диагностика.

1

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Реферативное сообщение

11.4.

Особенности биохимических процессов в почечной ткани. Участие почек в поддержании кислотно-щелочного равновесия. Роль почек в регуляции водно-солевого обмена. Моча, общие свойства.

3

УМК

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Устный опрос, писменная контрольная работа

11.5.

Нормальные и патологические компоненты мочи, их характеристика, диагностическое значение.

1

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Реферативное сообщение

1

2

3

4

5

6

7

8

11.4.

Кровь, состав, общие свойства. Биохимические функции крови, их краткая характеристика. Белки сыворотки крови, характеристика, клиническое значение. Белки острой фазы, парапротеинемии. Особенности обмена углеводов, липидов, аминокислот в нервной ткани. Биохимия возникновения и проведения нервного импульса. Основные этапы синаптической передачи. Роль медиаторов в функционировании нервной системы.

3

УМК

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Устный опрос, писменная контрольная работа

12.1.

Основы клинической лабораторной диагностики.

1,3

3

3

Задачи биохимической лабораторной диагностики. Тактика биохимических исследований.

1,3

Мультимедийная презентация

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Биохимическая диагностика патологических состояний (неотложный биохимический анализ, биохимические пробы печени, энзимодиагностика заболеваний сердца).

3

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Устный опрос

12.2.

Основы клинической лабораторной диагностики. Задачи биохимической лабораторной диагностики. Биологический материал, виды, условия сбора и хранения. Тактика биохимических исследований. Интерпретация результатов.

3

УМК, тестирующие программы

О:1, 2,

Д:3, 4, 5, 6, 7

Устный опрос, компьютерное тестирование

Перечень наглядных и других пособий, ТСО

№ п-п

Перечень пособий

1.

Учебно-методический комплекс по биологической химии для студентов медико-диагностического факультета, специальности сестринское дело

2.

Мультимедийное оборудование

3.

Набор таблиц, рисунков, схем

4.

Набор инструментов, реактивов и приборов для проведения лабораторных работ

5.

Набор ситуационных задач, контрольных вопросов


Протокол согласования учебной программы с другими дисциплинами специальности

Название дисци-плины, изучение которой связано с дисциплиной рабо-чей программы

Кафедра, обеспе-чивающая изуче-ние дисциплиры

Предложения кафедры об изме-нениях в содержа-нии учебной программы

Принятое решение кафедрой, разрабо-тавшей учебную программу (дата и номер протокола)

1

2

3

4

Гистология

Гистология

Изменений не требуется

Принято. Протокол № 1 от 31.08.09

Нормальная

физиология

Нормальная

физиология

Изменений не требуется

Принято. Протокол № 1 от 31.08.09

Патфизиология

Патфизиология

Изменений не требуется

Принято. Протокол № 1 от 31.08.09

Зав. кафедрой биохимии,

профессор В.В. Лелевич

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Литература

Основная:

1. Николаев, А. Я. Биологическая химия / А. Я. Николаев. – 3-е изд. переработ. – МИА, 2007. – 568 с.

2. Биологическая химия: учебник / В.К. Кухта и [др.]; под ред. А.Д. Тагановича. – Минск: Асар, М.: БИНОМ, 2008. – 688 с.

Дополнительная:

3. Березов, Т.Т. Биологическая химия / Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин – 3-е изд. – М.: Медицина, 1998. – 567 с.

4. Биохимия: учебник / Т.Л. Алейникова и [др.]; под ред. Е.С. Северина. – 4-е изд. ─ М.: ГЭОТАР-Медицина, 2006. – 784 с.

5. Бышевский, А.Ш., Биохимия для врача – А.Ш. Бышевский, О.А. Терсенов. – Екатеринбург: Уральский рабочий, 1994. – 384 с.

6. Зайчик, А.Ш. Основы общей патологии: в 2 частях / А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов. – С.-Пб: ЭЛБИ-СПб, 2000. – Часть 2: Основы патохимии. – 688 с.

7. Чиркин, А.А. Практикум по биохимии: учебное пособие / А.А. Чиркин. – Минск: Новые знания, 2002. – 512 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Екцией по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию протокол №3 от 17 (4)

    Пояснительная записка
    О.Г.Хоров, заведующий кафедрой оториноларингологии, офтальмологии и стоматологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»,
  2. Рекомендована к утверждению в качестве типовой (38)

    Пояснительная записка
    В.В.Лелевич, заведующий кафедрой биологической химии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук,
  3. Рекомендована к утверждению в качестве типовой (11)

    Пояснительная записка
    В.А.Карпюк, заведующая кафедрой психиатрии и наркологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук,
  4. Рекомендована к утверждению в качестве типовой (5)

    Пояснительная записка
    С.Б.Вольф, заведующий кафедрой фтизиатрии с курсом профпатологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук,
  5. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по специальности (направлению) 060101 лечебное дело

    Публичный отчет
    Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело» ведется в Северном государственном медицинском университете на лечебном факультете с момента основания

Другие похожие документы..