Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Среди элементов рыночной экономики особое место занимает недвижимость, которая выступает в качестве средств производства (земля, административные, пр...полностью>>
'Реферат'
Важнейший аспект логистики – возможность влиять на стратегию и тактику работы предприятия и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на р...полностью>>
'Документ'
Магниты и магнитные поляНамагнич. тела взаимодействуют: вокруг них сущ. магн. поле (близкодействие). Его чувствуетмагн. стрелка. Вектор магнитной инд...полностью>>
'Презентация'
Управление финансами. Анализ финансового состояния предприятия. Обеспечение платежеспособности. Определение цен. Базовые формы финансовой отчетности. ...полностью>>

International university of fundamental studies международный университет фундаментального обучения

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

INTERNATIONAL UNIVERSITY OF FUNDAMENTAL STUDIES

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

На правах рукописи

Экземпляр № 1

ДСП

К У Р И С И Р И Н А В И К Т О Р О В Н А

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

Гранд-доктора философии в области педагогической психологии

На тему: «Интеграция традиционных знаний в трансперсональных практиках на основе авторской оздоровительно-развивающей психотехнологии «Биоэнергопластика»

Шифр специальностей: МВУС 29.003, МВУС 29.005, МВУС 37.001, МВУС 37.014

Научные консультанты:

Президент Балтийской Педагогической Академии, доктор психологических наук, профессор-академик, заслуженный деятель науки РФ

Волков Игорь Павлович

Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник

Учреждения Российской академии наук Института цитологии РАН,

Член Президиума Ассоциации Трансперсональной Психологии
и Психотерапии

Сойдла Тыну Рихович

Официальные оппоненты:

Гранд-доктор экономики, Гранд-доктор юриспруденции,

Гранд-доктор философии в области психологии, профессор-академик

Шанти Пушпакумара Джаясекара

Гранд-доктор философии

доктор филологических наук, профессор-академик

Иезуитов Андрей Николаевич

Защита диссертации состоится 22 января 2010 года

Санкт-Петербург

2010

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...4

Актуальность исследования………………………………………….….….5

Объект, предмет, гипотеза исследования……………………………...…...7

Цели и задачи исследования…………………………………………….…..8

Научная новизна………………………………………………………..……9

Теоретическая значимость…………………………………………...…….10

Практическая значимость……………………………………………..…...11

Положения, выносимые на защиту…………………………………..……12

Организация и этапы исследования…………………………………...…..13

Личный вклад автора………………………………………………...……..14

Внедрение результатов исследования в педагогическую практику…….15

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ..........................................................................................17

1.1. Понятийный аппарат трансперсональных практик. Понятия: «Сознание», «Состояние» «Измененные состояния сознания», «Транс»….17

1.2. Трансперсональные психотелесные практики. Отличительные особенности трансперсональных практик.…………………………………..22

ГЛАВА II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………...…24

ГЛАВА III. ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПСИХОТЕЛЕСНЫЕ ПРАКТИКИ

3.1. Общее представление о психотелесных практиках ……….……………26

3.2. Структура и содержание психотелесных практик……….. …………….28

3.3. Классификация психотелесных практик……….. ………………………29

3.3.1. Дыхательная практика …………………………………………...30

3.3.2. Ментальная практика…………………………………………….31

3.3.3. Двигательная практика…………………………………………...32

3.3.4. Отличие психотелесных практик от телесно-ориентированных………..34

3.4. Критерии трансперсональной психотелесной практики………...35

ГЛАВА IV. АВТОРСКАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХО-ТЕХНОЛОГИЯ «БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА»

4.1. Основные понятия Йога-Данс. Структура и содержание……………………36

4.1.1. Отличительные особенности Йога-Данс…………………………….37

4.1.2. Специфика двигательной деятельности………………………...39

4.1.3. Цели и задачи………………………………………………………...40

4.2.ИСТОКИ……………………………………………………………………42

4.2.1. Йога………………………………………………………………..42

4.2.2. Хатха-Йога………………………………………………………...44

4.2.1.1.Биоэнергетическая система человека…………………….....45

4.2.3. Танец ……………………………………………………………...47

4.3. Содержание биоэнергопластики……………………………………. …..48

4.3.1. Психофизические упражнения………………………………..…49

4.3.1.1.Систематизация психофизических упражнений…………..51

4.3.2. Ментальная практика……………………………………...……...54

4.4. Биоэнергопластика как система психотелесной коррекции ………...…55

4.5. Энерго-информационный аспект ………………………………………..58

4.5.1. Использование древних традиций в ментально-двигательных действиях………………………………………………………………...59

4.5.1.1.Руны……………………………………………………….….59

4.5.1.2.Хасты…………………………………………………………64

4.6. Трансперсональный аспект Биоэнергопластики……………………......67

Заключение по главе IV…………………………………………………….69

ГЛАВА V. Обсуждение результатов эксперимента……………………...71

Заключение ………………………………………………………………....89

Выводы ……………………………………………………………………...91

Список литературы………………………………………………………....92

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время во всем мире наблюдается усиление интереса к здоровому образу жизни, включающему физические упражнения, как удовлетворение биологической необходимости в движении, с одной стороны и потребность во внутреннем развитии и духовном росте, с другой. Официальная наука и психология, в том числе, несмотря на безусловные достижения, далеко не всегда способна ответить на самые животрепещущие вопросы, которые ставит перед собой любой мыслящий человек. Трансперсональная психология, которая далеко не везде признана официальной наукой, в значительно большей степени, чем любая другая наука о душе способна удовлетворить желание познать себя, расширить возможности саморазвития, самосовершенствования, помочь выйти за пределы обыденного. Это и является предметом трансперсональной психологии.

На сегодня существует целое направление психотехнологий, имеющих междисциплинарный характер и синтезирующих в своей теории и практике новейшие достижения западных ученых в трансперсональной и телесно-ориентированной практиках с достижениями восточной философии, традиционных систем развития и практической психологии. За последние 15-20 лет эти методы получили широкое распространение. (С. Всехсвятский, 1995; А. Захаревич, 1992; В.В Козлов, 1994, 1999, 2003; Н.И. Кудряшов, 1996. Майков В.В., 1989, Е. Файдыш, 1994 и др.). Фактически, все эти технологии включают в себя один или несколько видов непосредственной работы с телом, поскольку именно физическое тело является местом аккумуляции процессов психической и духовной трансформации, переживаемой индивидуумом (Кречмер Э., 2001). Само понятие «транс-персональное» подразумевает, работу в трансовых состояниях, как составляющую и результирующую трансперсональных практик.

Спектр её возможностей очень широк и разнообразен. Действительно, трансперсональная психология междисциплинарна по своей сути. В ней легко сосуществуют и наука, и философия, и медицина, и литература, и искусство, и психология, и психотерапия. Здесь мирно уживается множество различных практик, которые самоценны и в то же время взаимодействуют и вписываются друг в друга. Одни из них, психотелесные (ТПП), связаны с дыханием, движением и ментально-медитативной практикой. В процессе этих занятий происходит их интеграция по вертикали и горизонтали, то есть взаимодействие методов как внутри одного направления, так и в совокупности. Например, движение и дыхание, с одной стороны, интегрируются с теоретическими и практическими основами традиционных знаний, с другой. Объединяющим началом являются релаксация, медитация и дыхательные техники, как основа для осознанной работы с телом и духом.

С помощью осознанной работы с дыханием и телом человек может находить ответы на животрепещущие вопросы. Эти техники и методики позволяют индуцировать глубокие трансперсональные переживания мистического и трансцендентного характера, способствующие позитивным личностным изменениям, личностному росту и самопознанию.

Таким образом, ТПП - это целый пласт знаний, имеющий, на наш взгляд, ряд особенностей, свойственных науке, прежде всего, психологии. Эти особенности дают и некоторые преимущества, и одновременно являются ее недостатками. Вопрос заключается в особом виде Знания (внерациональным, иррациональным, метафизическим), которые выводят нас к понятиям духовности и сакральности. Одной из модальностей трансперсональной психологии является психотелесная практика, в частности авторская оздоровительно-развивающая технология «Биоэнергопластика». Именно она и является темой данного диссертационного исследования.

Актуальность исследования.

Актуальность исследования обусловлена следующими, взаимо-связанными факторами:

1. Интерес к техникам, которые выросли из интеграции очень разных систем: от древних эзотерических практик Востока и Запада, до современных сновидческих практик, которые всегда, независимо от географии, подходили к человеку с позиции целостности. Знакомство с этими культурами, мировоззрением, мироощущением – это совершенно новый пласт знаний, расширяющий современные представления, как о внутреннем мире человека, так и о Вселенной в целом (В.В.Козлов, И.Н.Карицкий, 2002; В.В.Майков). Эти техники в определенном смысле являются ступенями духовного и личностного роста, который проходит каждый человек в течение своей жизни. Их интеграция, способствует формированию дополнительного инструмента личностного развития в практической психологии и является антитезой психоделических практик, обеспечивая сохранение психического и физического здоровья.

2. Понятие индивидуации, которое предполагает совокупность психического, физического и духовного здоровья (К. Г. Юнг, 1994). В условиях современного развития общества, динамичности социальных процессов и порождающих их мощных стрессов, возникает необходимость противостояния повреждающим факторам, наличие опоры, как основы психической целостности. Психическая целостность, в свою очередь, невозможна без интеграции различных регионов психики, на состояние которых активно влияет осознанная двигательная деятельность, в которую входят разнообразные системы психо-физической подготовки, в том числе, для работы с биоэнергетической структурой человека, и в измененных состояниях сознания. Именно эта специфическая двигательная деятельность и обеспечивает психофизическую безопасность в трансперсональных интегративных практиках. Такая сопряжённость различных видов деятельности, являясь способом физического, психического и духовного развития, может рассматриваться как необходимый базовый фактор индивидуации.

3. Третий фактор актуальности касается непосредственно психо-технологий, связанных с изменёнными состояниями сознания, способами их достижения посредством двигательных практик, их ролью в духовном развитии, и в достижении психической целостности личности. Он также связан с педагогическим фактором. К сожалению, в нашей стране пока нет трансперсональной психологии в реестре специальностей. Хотя, по данным справочника 1992 г. курсы трансперсональной психологии и близких к нему дисциплин считаются в 125 учебных заведениях США, включая 45 учреждений, присваивающих ученые степени магистра, бакалавра и доктора по этим дисциплинам [19].

На наш взгляд, необходимо создавать различные программы: как базовые, так и специальные, для различных модальностей трансперсональной психологии, в том числе методикам обучения технике движения, имеющем определенную специфику, дыхания, способами работы с биоэнергетической системой человека, как базовыми составляющим психотелесных практик, которые, в свою очередь, являются интегральными в силу их содержания и специфических особенностей. Использование оздоровительно-развивающего эффекта современных психо-технологий в настоящее время можно рассматривать как новый вид экологического поведения и мышления, осуществляемого в целях оздоровления, духовного развития и формирования здорового образа жизни. Таким образом, научную разработку настоящего исследования можно рассматривать как социальный заказ.

4. Энергоинформационная составляющая транс-персональных психо-телесных практик. Она исходит из древних целостных представлений о мире, присущих великим цивилизациям всего мира и к которому возвращается современная официальная наука в настоящее время. Её достижения все более аргументировано доказывают не только наличие, но и активное воздействие энергоинформационных процессов на организм человека. Специалисты, занимающиеся телесно-духовными практиками, опираясь на понятие энергоинформационного поля, используют двигательное действие, как инструмент, объединяющий внутреннее энерго-информационное пространство индивида с одной стороны, и его взаимоотношения с внешней полевой структурой, с другой. В это пространство включен целый ряд факторов, определяющих психическое и физическое здоровье; потенциал её общественной значимости и возможность самореализации.

Предмет исследования

Современные трансперсональные психотехнологии и психотелесные практики, в частности, «Биоэнергопластика», используемые в оздоровительно-развивающих и исследовательских целях.

Объект исследования

Изменение психофизических состояний и характеристик сознания испытуемых, участвующих в авторских тренингах, имеющих трансперсональную психотелесную направленность.

Гипотеза исследования

Состоит в том, что научно-обоснованное применение психотелесных практик в трансперсональных технологиях должно строиться на надежных психодиагностических критериях состояний испытуемых и позволять руководителю (ведущему) обеспечивать: безопасность психического состояния занимающихся, совершенствование механизмов психической саморегуляции; актуализацию новых механизмов адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности, духовного возрождения и гармоничного развития.

Априори также предполагалось, что на примере экспериментальных научных исследований психотехнологии «Биоэнергопластика» будут получены новые факты, подтверждающие наличие энергоинформационной составляющей психотелесных практик, закономерности функционирования мозга и психики человека в экспериментально заданных режимах произвольной и непроизвольной регуляции, основанной на интегральной психотелесной деятельности, в том числе, в измененных состояниях сознания.

Предполагается, что анализ исследуемых практик выявит особую роль двигательных технологий в общей системе современных психопрактик; что создание системы релаксационного движения как основы достижения расширенного состояния сознания в системе трансперсональных психотехнологий будет способствовать достижению психической целостности индивидуума.

Цель исследования:

  1. Теоретически, методически и экспериментально обосновать новое научное направление «Трансперсональные психотелесные практики», имеющее оздоровительно-развивающее воздействие.

  2. Изучить различные техники работы с изменёнными состояниями сознания, для последующего создания новой психотехнологии в рамках релаксационного движения, направленной на процесс индивидуации и достижение психической целостности в частности. Изучить и систематизировать психофизические и эзотерические практики Востока и Запада для создания системы релаксационного движения «Биоэнергопластика», как самостоятельного направления интегральной психотелесной практики в трансперсональной психологии.

Задачи исследования:

  1. Изучить и выявить особенности современных трансперсональных психотехнологий. Выявить и аргументировать понятие «психотелесные технологии», как самостоятельное направление трансперсональной психологии. Выделить её базовые составляющие и их воздействие на психофизическую активность занимающихся.

2. Экспериментально исследовать оздоровительно-развивающие возможности трансперсональных телесных технологий. состояния человека.

3. Оценить психокоррекционное и оздоровительное воздействие Биоэнергопластики как трансперсональной психотехнологии на самочувствие, сознание и психические состояние.

4. Создать научно-методическую базу и учебную программу для подготовки специалистов по оздоровительно-развивающим психотелесным практикам для сферы оздоровительной и адаптивной физической культуры.

  1. Разработать и внедрить в сферу оздоровительной и адаптивной физической культуры методику психофизической регуляции и консультационной работы с населением с использованием психотелесных практик.

В рамках общих задач исследования определены следующие задачи эксперимента:

1. Посредством приборного исследования воздействия Биоэнергопластики на психофизическое и психоэнергетическое состояние человека выявить соответствия между психологическими, психофизическими и биоэнергетическими характеристиками человека.

  1. На основе психо-энергетической характеристики базовых упражнений, составляющих банк психотелесных практик выявить взаимосвязи между определенными видами упражнений и:

- работой в соответствующих энергетических центрах;

- уровнем погружения в транс;

- работой в измененных и расширенных состояниях сознания (ИСС).

  1. Выявить соответствия между психологическими, психофизическими и био-энергетическими характеристиками человека.

  2. На основе анализа литературы и полученных данных создать систему психофизической регуляции (ПФР).

  3. На основе полученных результатов выявить и аргументировать возможность личностного роста посредством трансперсональных психотелесных практик.

Научная новизна

В работе впервые разрабатывается концепция комплексного использования новых психотехнологий и техник работы в изменённом состоянии сознания, основанных на обучении целостному релаксационному движению посредством двигательных практик. Введен новый понятийный аппарат, связанный с трансперсональной и энергоинформационной деятельностью, в том числе, психогенного характера.

Получены новые экспериментальные данные о закономерных связях телесно-энергетической и дыхательной практик с психикой человека, осуществляемых посредством сенсомоторных и психомоторных реакций и ценностно-мотивационных состояний личности.

Научно обосновано новое направление трансперсональной психологии – «психотелесные практики», являющееся интегральным по своему внутреннему и внешнему содержанию. Оно характеризуется экологической и энергетической направленностью и вписывается в новую психологическую парадигму. В её основе лежат идеи гуманистической и трансперсональной психологии о создании интегральных психотехнологий для формирования экологически чистого сознания человека (Ф. Перлз,1993; К. Роджерс.1969; А. Маслоу,1986; С.Гроф 1992; В.Налимов, 1994, Дж. Лилли, 1995; А. Лоуэн, 1998; М. Фельденкрайз, 2000; В. Райх, 2000; Н. Друри, 2001 и др.).

На примере современных отечественных психофизических технологий расширены представления о самом физическом упражнении, как средстве психофизической и психоэнергетической регуляции и инструменте работы в трансовых состояниях. Выявлены сферы влияния этих упражнений, направленных на индивидуацию (самопознание, развитие интеллекта, образного мышления и другие проявления психоэмоциональной и духовной деятельности человека), а так же на расширение границ восприятия, что позволяет их обозначить как трансперсональные психотехнологии.

Теоретическая значимость темы:

Теоретическая значимость темы обусловлена необходимостью создания понятия «трансперсональная психотелесная практика», как целостной системы релаксационного движения, включающей концепцию, методики обучения осознанным двигательным действиям, элементы восточной и славянской пластики (Системы «Белояр» и «Кривич») и спонтанного танца («Биоэнергопластика»), как высшей формы релаксационной пластики; ментальную практику и работу в изменённых состояниях сознания в динамическом и статико-динамическом режимах. Впервые разработана концепция понятия «Биоэнергопластика» или «Йога-Данс», как новый вид интегральной трансперсональной психо-технологии, имеющий оздоровительно-развивающую направленность.

Практическая значимость:

  1. Разработана и научно обосновано понятие «трансперсональная психотелесная практика» (ТПТП), её роль и возможность применения в современной оздоровительной физической культуре как инструменте физического и духовного совершенствования.

  2. Разработано и научно обосновано понятие «психотелесная технология». Обозначены критерии интегральности психотелесных практик, исходя из содержания, взаимодействия базовых составляющих и определенных состояний сознания, как результата этого взаимодействия. Выявлены качественные отличия между «телесно-ориентированной» и «психотелесной» практиками.

  3. На примере авторской технологии «Биоэнергопластика» определены психолого-педагогические особенности методики релаксационного движения, как базового условия обучения новым двигательным психотехнологиям, направленным на достижение психической целостности личности и её эффективного воздействия на психофизическое состояние организма человека.

  4. Практическая значимость исследования состоит в прикладном междисциплинарном подходе к познанию оздоровительного, адаптационного и развивающего воздействия трансперсональных телесно ориентированных психотехнологий на комплекс физиологических, энергетических и психических свойств человека. На основе «Биоэнергопластики» создана система индивидуальной психофизической регуляции, учитывающей морфологические, биоэнергетические и психофизические характеристики человека. (Система апробирована в Германии и Польше в процессе индивидуального психотерапевтического консультирования).

Разработанные в диссертационном исследовании методики, включающие ментально-двигательную и релаксационную практику, могут быть успешно использованы: в профилактических целях, как психогигиеническом средстве физического воспитания, в работе специалистов по адаптивной физкультуре; практическими психологами и психотерапевтами в психокоррекционной и психотерапевтической деятельности; в системе физической подготовки военнослужащих и др.

Релаксационные направленность психотехнологий позволяют успешно решать целый ряд проблем психосоматического характера, улучшить память, усилить способность к концентрации внимания, укрепить волю, осуществить переоценку нравственных ценностей, найти новые смыслы в жизни, изменить в сторону оздоровления свой образ жизни.

Выраженная психо-энергетическая и эстетическая направленность упражнений, вариативность в техническом отношении позволяет их использовать в широких границах возрастных категорий населения, как в индивидуальной психорегуляции, так и в психофизической рекреации, что имеет практическое значение для оздоровительной физической культуры, в том числе, фитнеса, и в профилактике и восстановлении после перенесения сердечно-сосудистых заболеваний (в том числе, инфаркта миокарда).

Материалы исследования могут быть использованы при активизации психических механизмов настройки и тренинга дыхательной деятельности спортсменов, артистов балета и т.д., а также способствовать возникновению трансовых состояний, характеризующихся мобилизацией психических резервов личности и максимальными показателям их достижений в творческой и соревновательной деятельности.

В настоящее время на основе данной работы разработана, и реализована в Балтийской Педагогической Академии (г. Санкт-Петербург) образовательная программа «Практическая психология. Психотелесная коррекция» объемом свыше 600 академических часов. Отдельными блоками данная программа реализовывалась в Санкт-Петербурге, Москве, Чебоксарах, Воркуте, Киеве, Кишиневе, Минске, Латвии, а также: в Польше, Германии, Израиле, Румынии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аутеншлюс Юлия Борисовна диссертация

    Диссертация
    Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями уже сравнительно давно признана во всем мире актуальной, серьезной и многоуровневой задачей.
  2. Выборнова Светлана Геннадьевна автореферат

    Автореферат
    Актуальность исследования. Развитие психологической науки ставит пе­ред исследователем новые проблемы, в том числе поиск путей изучения и осмыс­ления неповторимости субъекта.
  3. David Guramishvili Georgian-Ukrainian International University,, Iberia" Грузино-Украинский Международный Университет,,Иберия " им

    Документ
    David Guramishvili Georgian-Ukrainian International University Iberia” Грузино-Украинский Международный Университет Иберия “ им. Давида Гурамишвили
  4. Обучение за рубежом, проведение научных исследований, финансирование образования и науки

    Документ
    Мировая практика показывает, что различные формы и виды академических обменов являются неотъемлемой частью и необходимым условием успешной и качественной подготовки специалистов с высшим образованием.
  5. Dialog of mentalities

    Документ
    Сборник программных и рабочих материалов Х Международного симпозиума цикла «Диалог мировоззрений» отражает структурную организацию, тематику дискуссий участников мероприятий, а также тезисное изложение содержания основных докладов и выступлений.

Другие похожие документы..