Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Двадцать первый век - век атома, покорения космоса, радиоэлектроники и ультразвука. Наука об ультразвуке сравнительно молодая. Первые лабораторные ра...полностью>>
'Классный час'
О вреде курения и употребления алкоголя сказано немало. И все же число курильщиков и алкоголиков продолжает расти с каждым годом. Почему же человек «...полностью>>
'Документ'
Слово и морфема как знаковые единицы языка Аналитический подход к языку (путь от языковых средств к их функциям и значениям) во многом предполагает и...полностью>>
'Рабочая программа'
- углубленное изучение раздела заболеваний нервной системы, влияний на нервную систему неблагоприятных экологических факторов, интоксикаций, заболева...полностью>>

Менеджмента качества (7)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

НА ОСНОВЕ СЕМЕЙСТВА СТАНДАРТОВ ИСО 9000 В СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СИСТЕМАХ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Необходимость создания систем менеджмента качества

Сегодня практически все промышленно развитые страны вступили в новый этап развития менеджмента, который, тесно связан с внедрением интегрированных систем менеджмента (ИСМ), включающих в себя на современном этапе три или две ниже перечисленные локальные системы: систему менеджмента качества (СМК), систему экологического менеджмента (СЭМ) и систему менеджмента профессиональной безопасности и здоровья (СМПБЗ). Например, в Великобритании сравнительно давно существует практика применения подхода, базирующегося на национальных стандартах: BS5750, BS 7750, BS 8750 и заключающегося в формировании интегрированных систем менеджмента на предприятиях, включающих СМК, СЭМ, СМПБЗ и др. В принципе, в ИСМ могут входить и другие системы, например, система финансового менеджмента, система менеджмента информационной безопасности и т.п. Эти аспекты необходимо учитывать при определении процессов внутри организации.

Отношение к интегрированным системам менеджмента в России, в некоторых странах СНГ и в дальнем зарубежье может быть хорошо проиллюстрировано количеством сертифицированных СМК и СЭМ. Развернутая статистика по сертификации СМПБЗ по странам, пока не опубликована, есть лишь упоминания об отдельных случаях внедрения. По данным ИСО за десятилетие, прошедшее после выхода первой версии международных стандартов ИСО серии 9000 (1987 г.), количество предприятий, сертифицировавших СМК неуклонно повышалось во всех развитых странах (табл.1). Аналогичная картина наблюдалась в экологическом менеджменте в рамках стандарта ИСО 14001:1996 (табл.2). Как видно из таблиц 1, 2 Россия и страны СНГ резко отставали от развитых стран в течение всего рассматриваемого периода. Тем не менее, в настоящее время в России наметилась тенденция к оживлению промышленности, и в месте с ней ощущается рост интереса к проблемам менеджмента качества и экологического менеджмента.

Наличие в организации системы менеджмента качества, созданной в соответствии с требованиями стандартов ИСО семейства 9000, является лицом организации, гарантом качества ее продукции, свидетельствует о высоком уровне культуры производства. Именно с такими организациями хотят иметь дело заказчики и инвесторы. Именно такие организации являются конкурентоспособными. Система менеджмента качества рассматривается как гарантия того, что изготовитель способен выполнить требования контракта (договора) и обеспечить нормируемое качество продукции (услуг), в том числе и строительной продукции.

Таблица 1

Статистика по сертификации систем менеджмента качества на соответствие

требованиям стандартов ИСО 9000

Страна

Январь

1993 г.

Декабрь

1995 г.

Декабрь

1999 г.

Декабрь

2000 г.

Великобритания

18577

52595

63700

63725

Германия

790

10236

30150

32500

США

893

8762

33054

35018

Франция

1049

5536

16028

17170

Италия

188

4814

21069

30367

Япония

165

3762

14564

21329

Китай

10

507

15109

25657

Индия

8

1023

5200

5682

Турция

26

434

1672

2287

Польша

1

130

1012

2075

Латвия

39

94

Литва

91

173

Россия

-

22

541

1134

Украина

-

8

82

151

Белоруссия

26

58

Казахстан

1

2

Всего в мире

27816

127353

343643

408631

Примечание:

ГОССТАНДАРТом РФ на март 2001 год было сертифицировано:

912 = 444 СМК + 468 производства

Таблица 2

Статистика по сертификации экологического менеджмента на соответствие требованиям

стандарта ИСО 14001

Страна

Декабрь

1996 г.

Декабрь

1998 г.

Декабрь

1999 г.

Декабрь

2000 г.

Япония

198

1542

3015

5556

Великобритания

322

921

1492

2534

Германия

166

651

962

1260

США

34

291

636

1042

Россия

-

-

-

3

Всего в мире

1491

7887

14106

22897

Обеспечение нормируемого качества строительной продукции является одним из основных факторов успешной деятельности любой строительной организации, эффективным средством повышения дохода за счет уменьшения непроизводительных затрат на исправление дефектов, снижения штрафных санкций за низкое качество, расходов на гарантийный ремонт.

Поэтому повышение качества возводимых зданий и сооружений является актуальным требованием в условиях рыночных отношений. На первый план сегодня должна выдвигаться концепция “Качество - прежде всего”, как стратегия бизнеса, что означает приоритетность цели обеспечения качества продукции по сравнению с другими целями.

Семейство стандартов ИСО 9000 - основа обеспечения качества

В 1987 году ИСО/ТК 176 были изданы и введены в действие пять международных стандартов ИСО (9000, 9001, 9002, 9003 и 9004) на системы качества. Вместе со стандартом ИСО 8402, выпущенным раньше, они образовали основополагающий комплекс международных стандартов по обеспечению качества. Стандарты ИСО - это документы общего характера, образующие добровольную систему. Принципы, устанавливаемые этой системой, применимы в деятельности любой производственной или сервисной организации как государственного, так и частного сектора независимо от ее размера и выпускаемой продукции.

Стандарты ИСО 9000 сразу же получили всемирное признание и во многих странах мира приняты в качестве национальных.

В СССР стандарты ИСО 9001, 9002 и 9003 аудентично были переведены и приняты в качестве государственных стандартов (ГОСТ 40.9001-88 ГОСТ 40.9003-88).

В 1994 года были изданы стандарты во 2-й версии. В России часть международных стандартов были приняты в качестве государственных стандартов РФ (ГОСТ Р ИСО 9001-96ГОСТ Р ИСО 9003-96).

В 2000 году были изданы стандарты в 3-й версии: МС ИСО 9000:2000, МС ИСО 9001:2000, МС ИСО 9004:2000, а в 2001 году в России - ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001, ГОСТ Р ИСО 9004-2001.

ИСО 9000-2001 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" аннулирует и заменяет МС ИСО 8402:1994. Данный стандарт описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем.

ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования" отменяет и заменяет второе издание ИСО 9001-96, ИСО 9002-96 и ИСО 9003-96. Данный стандарт представляет собой переработанный вариант всех этих ранее действующих документов. ИСО 9001-2001 определяет требования к системам менеджмента качества, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей. Те организации, которые использовали ИСО 9002-96 и ИСО 9003-96 ранее, могут использовать этот стандарт (ИСО 9001-2001), исключив некоторые требования.

Соответствие требований, установленных стандартами ИСО 9001-2001 и ИСО 9001-96 приведены в приложении 1.

ИСО 9004-2001 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности" содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества.

Стандарты ИСО 9001-2001 и ИСО 9004-2001 разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества. Эти стандарты могут применяться совместно, а могут быть использованы как независимые один от другого документы. Для более легкого применения эти два стандарта имеют одинаковую структуру, но различный масштаб. ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества и может быть использован для целей сертификации. ИСО 9004 содержит руководящие указания по всем аспектам системы менеджмента качества, направленные на улучшение общей деятельности организации.

Структура и состав семейства стандартов ИСО представлены на рис.1, а их перечень приведен в приложении 2.

Рис.1. Структура и состав стандартов ИСО 9000

К основным вспомогательным стандартам можно отнести: ГОСТ Р ИСО 19011-2003

МС ИСО 10013:1995 Руководящие указания по разработке руководств по качеству и другие стандарты, приведенные в приложении 1.

Приложение 1

Соответствие требований по ИСО 9001-2001 и 9001-96

ИСО 9001-2001

ИСО 9001-96

1 Область применения

1

1.1 Общие положения

1.2 Применение

2 Нормативная ссылка

2

3 Термины и определения

3

4 Система менеджмента качества [только наименование]

4.1 Общие требования

4.2.1

4.2 Требования к документации [только наименование]

4.2.1 Общие положения

4.2.2

4.2.2 Руководство по качеству

4.2.1

4.2.3 Управление документацией

4.5.1 + 4.5.2 + 4.5.3

4.2.4 Управление записями

4.16

5 Ответственность руководства [только наименование]

5.1 Обязательства руководства

4.1.1

5.2 Ориентация на потребителя

4.3.2

5.3 Политика в области качества

4.1.1

5.4 Планирование [только наименование]

5.4.1 Цели в области качества

4.1.1

5.4.2 Планирование создания и развития системы менеджмента качества

4.2.3

5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией [только наименование]

5.5.1 Ответственность и полномочия

4.1.2.1

5.5.2 Представитель руководства

4.1.2.3

5.5.3 Внутренний обмен информацией

5.6 Анализ со стороны руководства [только наименование]

5.6.1 Общие положения

4.1.3

5.6.2 Входные данные для анализа

5.6.3 Выходные данные анализа

6 Менеджмент ресурсов [только наименование]

6.1 Обеспечение ресурсами

4.1.2.2

6.2 Человеческие ресурсы [только наименование]

6.2.1 Общие положения

4.1.2.2

6.2.2 Компетентность, осведомленность и подготовка

4.18

6.3 Инфраструктура

4.9

6.4 Производственная среда

4.9

7 Процессы жизненного цикла продукции [только наименование]

7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции

4.2.3 + 4.10.1

7.2 Процессы, связанные с потребителями [только наименование]

7.2.1 Определение требований, относящихся к продукции

4.3.2 + 4.4.4

7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции

4.3.2 + 4.3.3 + 4.3.4

7.2.3 Связь с потребителями

4.3.2

7.3 Проектирование и разработка [только наименование]

7.3.1 Планирование проектирования и разработки

4.4.2 + 4.4.3

7.3.2 Входные данные для проектирования и разработки

4.4.4

Приложение 2

(справочное)

Перечень семейства стандартов ИСО 9000

Международные стандарты ИСО 9000

1. ИСО 9000-3:1997 Стандарты по менеджменту качества и обеспечению качества. Часть 3. Руководящие указания по применению ИСО 9001:1994 при разработке, поставке, монтаже и обслуживании компьютерного программного средства.

2. ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

3. ИСО 10005:1995 Менеджмент качества. Руководящие указания по программе качества.

4. ИСО 10006:1997 Менеджмент качества. Руководящие указания по качеству при менеджменте проекта.

5. ИСО 10007:1995 Менеджмент качества. Руководящие указания по менеджменту конфигурации.

6. ИСО 10011-1:1990 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка.

7. ИСО 10011-2:1991 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества.

8. ИСО 10012-1:1992 Требования, обеспечивающие качество измерительного оборудования. Часть 1. Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования.

9. ИСО 9004-4:1993 Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 4. Руководящие указания по улучшению качества.

10. ИСО 10005:1995 Административное управление качеством. Руководящие указания по программам качества.

11. ИСО 1007:1995 Административное управление качеством. Руководящие указания по управлению конфигурацией.

12. ИСО 10012-1:1992 Требования, по обеспечению качества измерительного оборудования. Часть 1. Система метрологического подтверждения для измерительного оборудования.

13. ИСО 10013:1995 Руководящие указания по разработке Руководств по качеству.

Государственные стандарты Российской Федерации ИСО серии 9000

1. ГОСТ Р ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.

2. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

3. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования.

4. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

Источник информации:

Общероссийский общественный фонд

"ЦЕНТР КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА"

Санкт-Петербургское отделение.

Документы

Судебная практика

Консультации

Справки

Порядок разработки и внедрения системы управления качеством

Термины и определения в системе качества

Документирование системы управления качеством

Пути развития методов управления качеством

Определение политики организации в области качества

Подготовка кадров по вопросам управления качеством

Анализ отечественного опыта управления качеством

Опыт управления качеством в зарубежных строительных фирмах

Методика внутреннего аудита системы управления качеством

Основные термины и определения в области качества

Исторические этапы менеджмента качества

Отечественный опыт управления качеством

Зарубежный опыт управления качеством

Международные организации по стандартизации в области качества

Принципы менеджмента качества

Методологические основы систем менеджмента качества

Модель систем менеджмента качества

Требования к системам менеджмента качества

Сведения о наличии системы управления качеством

Приказ о проведении работ по разработке системы управления качеством

Разработка мотивационных мероприятий

Порядок подготовки и повышения квалификации кадров

Порядок проведения аттестации служащих и специалистов

Построение, изложение и оформление документов системы качества

Анализ контракта

Метрологическое обеспечение производства. Стандарт предприятия

Стандарт предприятия. Пример оформления

Руководство по качеству (Р ИСО 9001:2001)

Документация Системы менеджмента качества

Реестр действующих документов Системы менеджмента качества

Разработка и внедрение Системы менеджмента качества

Положения о подразделениях и должностные инструкции персонала

Процессы, влияющие на качество продукции и структура документации СМК

Примерный вопросник для сбора данных о состоянии Системы менеджмента качества

Образцы и формы

Построение, изложение и оформление документов системы качества

Приказ о разработке системы управления качеством строительства и создании службы качества

Сведения о наличии системы управления качеством

Политика в области качества (Пример 1)

Политика качества (Пример 2)

Цели в области качества (Пример)

План работ по созданию Системы менеджмента качества

Матрица ответственности - Блок-схема процессов в рамках Системы менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001-2001

Приказ (распоряжение) о работах по созданию Системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2001

Комментарии, статьи

Наименование: Система менеджмента качества на основе семейства стандартов ИСО 9000 в строительных организациях



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Менеджмент качества проектов при создании телекоммуникационных систем

    Реферат
    Создание любой, даже относительно несложной телекоммуникационной системы происходит в рамках проекта. При реализации проектов необходима соответствующая структура управления.
  2. Менеджмента качества (2)

    Документ
    В статье рассматриваются возможные подходы к оценке надежности различных систем менеджмента с учетом влияния человеческого фактора, включая расчет влияния ошибок персонала на готовность процессов менеджмента и обобщенную оценку системы
  3. Менеджмента качества (8)

    Документ
    Главная целевая установка систем качества, построенных на стандартах серии ISO 9 обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему документально подтвержденных доказательств, в способности предприятия стабильно
  4. «Менеджмент качества»

    Документ
    Целью курса является освоение студентами современных методов проектирования и управления процессами: их идентификации, документирования, построения моделей процесса, придания процессу управляемого характера и создания системы для его мониторинга.
  5. Менеджмента качества (3)

    Документ
    В настоящей статье рассматривается возможность распространения области применения метода анализа и оптимизации рисков, используемого при обеспечении информационной безопасности, на процессы системы менеджмента качества.

Другие похожие документы..