Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Методология общественной экспертизы представляет особый интерес. С одной стороны, общественная экспертиза включает в себя (и основывается) на всем до...полностью>>
'Методические рекомендации'
В соответствии с Федеральным законом «О Всероссийской переписи населения» Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 23 декабря 2009 ...полностью>>
'Документ'
Обращаем ваше внимание на то, что в обзор входят все материалы, опубликованные в центральной печати по данной тематике вне зависимости от того, совпа...полностью>>
'Конспект'
На практических занятиях для групп факультетов И, А будут: семинары, письменные тесты и защита рефератов, а для факультета Н – лабораторные работы и ...полностью>>

Рекомендации по созданию студенческих трудовых отрядов и молодёжных трудовых объединений

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основные этапы организации студенческого трудового отряда

Независимо от специализации отряда его организацию можно разделить на следующие этапы:

  1. Подготовительный (организационный) период:

1. Социально-психологический этап (набор отряда).

2. Организация совместной трудовой деятельности.

3. Выезд. Организация совместной творческой деятельности.

  1. Рабочий период

  2. Отчетный период

Каждый из этих периодов имеет свою цель, периодичность и направленность. Хотелось бы отметить, что это разделение и последовательность весьма условна и зависит от конкретных условий и возможностей. Рассмотрим их подробно по порядку. Начнем с Подготовительного периода

1. Социально-психологический этап (набор отряда).

Необходимость качественного организационного периода не надо никому доказывать. Чем раньше он начинается, тем лучше. Конечно, в первую очередь надо найти будущих руководителей отряда, которые должны пройти жесткий отбор. Далее командир подбирает себе заместителей (комиссара, мастера…) – и вместе они образуют командный состав студенческого отряда.

Командный состав студенческого трудового отряда - молодые люди, как правило, вышедшие из рядов бойцов и не владеющие знаниями об управлении группой, что может и чаще всего ведет к ошибкам. Обучение командирского состава основам современных методов эффективного управления позволит оптимизировать этот процесс и снизить риск и количество ошибок.

Бесспорно, очень важны внутрисистемные взаимодействия командного состава. Ответственность за это лежит целиком на командире. Что такое внутрисистемные взаимодействия? Это такие межличностные контакты, которые позволяют группе (системе) общаться максимально эффективно. Среди позитивных внутрисистемных взаимодействий можно назвать: координированность действий, сплоченность, взаимопомощь. Основная задача командира заключается в том, чтобы атмосфера, которую создают (хотелось бы надеяться, что атмосфера позитивная и создается осознанно) внутри командного состава, была доверительной и комфортной. Для бойцов отряда командный состав должен являться примером сплоченности, дружбы, доверия друг к другу.

Очень важным является построение системы целей отряда, в первую очередь целей командного состава и развернутый, желательно письменный, план достижения их. Важно разработать список целей для всего отряда и обсудить эту информацию с бойцами, с возможной корректировкой и дополнением этих целей бойцами.

Самые важные вопросы, которые командир должен ставить пред собой:

1. Какие цели я ставлю перед собой?

2. Каковы мои задачи?

3. Каким образом я максимально быстро смогу их достичь?

4. Какими инструментами я обладаю (умения, навыки)?

5. Кто те люди, которые могут мне помочь?

Имеет смысл проводить организационный период в три этапа:

Приступая к набору членов СТО командир должен понимать, что прежде чем решить брать или не брать человека в отряд необходимо провести как минимум две встречи. Первая включает в себя анкетирование. Вторая - личное собеседование с командиром на основании результатов первой встречи.

- Анкетирование

Целью анкетирования является выяснение мотивов человека собирающегося поехать в отряд. Дополнительной целью может быть выяснение интересов и личного опыта студента

- Собеседование

Проводится для установления личного контакта с командиром, а также личного подтверждения предыдущих исследований.

Нужно отобрать тех людей, которые в дальнейшем станут сплочённой командой, единым коллективом. Для многих бывших бойцов отрядная дружба сохраняется на всю жизнь. Кроме того, для бойцов и, в большей степени, для руководителей отряда удачный отряд - это уникальный шанс попасть в команду людей, с которыми можно заниматься любым видом деятельности.

Информация об увлечениях в свободное время (а также о творческих способностях) поможет Вам при подготовке различных мероприятий.

Вопросы о росте и размере одежды помогут более точно подобрать отрядную форму.

Шуточные вопросы могут дать информацию о чувстве юмора кандидата, что очень важно в отряде.

Говоря о мотивах бойцов, выезжающих в СТО, среди самых значимых на данный момент мотивов можно назвать:

1. Финансовый

2. Романтика

3. Изменение обстановки, убегание от проблем

4. Приобретение новой профессии, приобретение самостоятельности

5. Новые знакомства

6. Поиск экстремальных ощущений

Для более глубокого понимания необходимо более подробно сказать о каждом из мотивов:

1. Финансовый мотив

Это люди целенаправленно приехавшие зарабатывать деньги. Ни в коем случае нельзя отвергать этих людей. Это те бойцы, из которых, при грамотной организации работы, можно составить основной костяк рабочей группы. Очень значимым является понимание взаимосвязи между количеством зарабатываемых денег и качеством труда. Самым важным является создание максимально возможных условий труда, адекватная и структурировано объясненная оценка работы таких людей.

2. Романтика и новые знакомства

Эти два мотива были объединены в связи с их схожестью. Во-первых, эти люди могут стать опорой для комиссарской работы в отряде. Во-вторых, эти ребята будут главными помощниками для вовлечения остальной части отряда во внерабочую, творческую деятельность. Важным фактором является то, что эта группа бойцов характеризуется высокой эмоциональной подвижностью.

3. Новая профессия, приобретение самостоятельности

Основной схожестью этих двух мотивов является то, что основной потребностью людей с этим мотивом является самоопределение, самостоятельное достижение каких либо целей в жизни. Достаточно небольшое количество бойцов с этими мотивами едет в СТО. Эти ребята характеризуются высоким уровнем рабочей активности и фактическим отсутствием, на первых этапах, интереса к жизни отряда. Вовлечение во внутриотрядную жизнь возможно при помощи предыдущей группы.

4. Изменение обстановки, убегание от проблем

Потребность в изменении обстановки, как и проблемы, могут быть как внутриличностные, так и внешнедетерминированные.9

Эта категория бойцов будет максимально эффективна, если создать обстановку в которой они будут чувствовать себя безопасно и комфортно.

5. Экстремальные ощущения

Эти бойцы приехали в отряд не за деньгами или осмотром новых мест, а за ощущениями, которых нет в их повседневной жизни в городе. Если не создать для них условия, в которых они будут испытывать эти ощущения, потребность этих людей в адреналине может завести их достаточно далеко за позволимые в отряде, а иногда и в обществе, границы.

Как любая, классификация достаточна условна. Необходимо понимать, что чистых мотивов фактически не бывает. У человека существует иерархия мотивов, при которой один является ведущим, а остальные дополняющими.

Отдельно необходимо сказать о тех, кто едет в отряд не в первый раз. Среди мотивов этих бойцов остаются:

1. Финансовый

2. Новые друзья, романтика

3. Убегание от проблем.

Основной опасностью является перенос опыта предыдущего отряда на новый. Главной задаче командного состава в этом случае будет та, чтобы этот перенос был максимально позитивный. В качестве примера:

- А вот у нас в отряде…

- Я надеюсь, что твой опыт работы в предыдущих отрядах поможет нам с тобой создать наш отряд максимально эффективно.

Таким образом, мы изменяем негативную установку бойца (где-то лучше) на позитивную (как мы можем здесь сделать хорошо). Этим достигается конструктивное использование прошлого опыта человека, достигается осуществление принципа ”Опыт каждого важен и нежен” (комментарий мудрого психолога ”если его сначала заметить, а потом правильно использовать”)

Фазы развития СТО

Необходимо сказать о фазах, проходимых отрядом до момента становления коллектива:

1. Диффузная группа

Это совокупность ранее не знакомых людей. Разумеется, между ними с самого начала возникают какие-то взаимодействия, взаимоотношения, устанавливаются связи. Но носят они пока поверхностный, ситуативный (зависящий от ситуации) характер. Случись этим людям разойтись - встреча эта забудется, как забывается все случайное, необязательное. Единственным исключением, когда группа оказывается не полностью диффузная, это тогда, когда между членами группы до первой встречи уже существовали какие-либо отношения (знакомые по ВУЗу, предыдущим выездам). Работа над сплочением может начаться с выявления харизматически сильных личностей, вокруг которых, впоследствии, возможны образование малых групп (по схеме ”звезда”). Выявление этих личностей на ранней стадии формирования отряда позволит прогнозировать формирование этих групп и закладывать позитивное взаимодействие с самого начала.

2. Группа-ассоциация

Члены группы связаны между собой дружескими узами. Этот тип группы характеризуется высоким внутренним единством, развитой идентификацией отдельных членов с группой в целом (”моя группа”, ”мы”).

Случается, что внутреннее развитие отряда останавливается прямо на этой стадии. И это уже достаточно неплохой результат работы, однако, слишком многое - структура отряда, его обязательства, цели - подталкивает к дальнейшему развитию.

Это состояние группы достигается организацией предварительного выезда и грамотной комиссарской работой.

3. Группа-кооперация

Она имеет четкую организационную структуру, развитые внутренние отношения сотрудничества, направленные на достижение высоких результатов. Сюда можно отнести разнообразные клубы по интересам, всевозможные кооперативные организации. Достигается через высокие рабочие результаты и грамотную работу бригадиров и мастеров.

4. Коллектив

Попробуем определить, что это такое. В качестве одного из критериев коллектива называется коллективистская идентификация, ценностно-ориентационное единство членов коллектива и самоопределение.

Ценностно-ориентационное единство - единство стремлений. Здесь сливается все: романтика и хозяйственный расчет, энтузиазм и непримиримость к недостаткам. Объединяют совместный досуг, форменная одежда бойцов, строгие слова - командир, комиссар, штаб; а более всего - реальные хозяйственные и трудовые взаимоотношения, основанные на реальном деле (комментарий мудрого психолога: ”К вопросу о сплоченности командного состава или отряда. Ничто так не сплочает, как совместное преодоление трудностей”).

Конечно, ценностно-ориентационное единство не предполагает полного совпадения оценок и позиций членов коллектива по всем вопросам. Разносторонняя, пестрая картина ориентаций отнюдь не препятствует сохранению сплоченности коллектива. Очень важно чтобы, несмотря на принятые рамки и правила, каждый боец чувствовал себя личностью. Единство коллектива - прежде всего близость оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместного труда.

Коллективистская идентификация - это такая мотивация поступков, при которой боец отряда, исходя из своих нравственных принципов, предъявляет к другим такие же рамки и границы оценок, как и к себе. Такое мироощущение члена коллектива в равной мере предполагает отказ и от альтруистического всепрощения, и от эгоистического потребительства по отношению к окружающим.

Отношения внутри СТО

Важной частью взаимодействий внутри отряда являются отношения. Имеет смысл отдельно сказать о таких отношениях как:

Отношения взаимной ответственности

Они возникают тогда, когда каждый боец считает себя частью единого целого, частью коллектива, осознает личную ответственность не только за себя и за свой вклад в общее дело, но и за товарищей и за их вклад. Поначалу отношения взаимной ответственности носят характер официально регламентированного взаимодействия, впоследствии отношения взаимной ответственности возникают неформально, естественно. Результат - активное участие бойцов в деятельности отряда в форме взаимопомощи и сотрудничества.

Отношения взаимной требовательности

Если на первом этапе развития отряда требования к коллективу предъявляют только руководители, то в дальнейшем их начинают поддерживать и предъявлять своим товарищем актив группы. Естественно, что на основе взаимной требовательности к другим возникает и высокая требовательность к себе, собственному поведению и деятельности.

Отношения товарищеского сотрудничества

Оно предполагает деловое общение бойцов между собой в процессе совместной деятельности. Таким образом, формируется у бойцов навыки общей работы, способность координировать свои действия с действиями товарищей. Этот аспект взаимоотношение наиболее важен для мастеров и бригадиров.

Отношения взаимопомощи

Формируются в студенческом отряде быстрее, чем любой другой вид отношений. Студенты охотно помогают друг другу. Эта помощь развивает чувство локтя, воспитывает чувство самоуважения и морального удовлетворения. Однако отношения взаимопомощи даже в условиях совместной деятельности сами по себе не возникают. Задача руководителей - в их правильной организации.

Отношения соревнования

Заключаются в возникновении особой атмосферы борьбы за итоги общего дела, за честь бригады, отряда. Такое соревнование не разделяет, а объединяет бойцов.

Немного о комиссарстве

Комиссар - заместитель командира по внутриотрядной деятельности назначается командиром отряда по согласованию с формирующим Штабом студенческих отрядов из числа наиболее инициативных бойцов и несет ответственность за организацию воспитательной и общественной работы отряда.

Кто же этот загадочный человек, называемый словом, рожденным в далекие революционные годы прошлого века?

Прежде всего, это человек, берущий на себя тяжкое бремя руководства отрядом в отсутствие командира и несущий ответственность за душевное состояние бойцов на протяжении всего трудового семестра. Именно комиссар работает над сплочением отряда, именно он отвечает за проведение различных мероприятий и помогает ребятам наиболее полно раскрыть их творческий потенциал именно он решает конфликтные ситуации.

По приезду на место комиссару следует согласовать план со всеми возможными организациями, способными помочь его реализации (комитет по делам молодежи, комитет по спорту, дворец культуры, клуб).

Незапланированное время необходимо оставить для непредвиденных ситуаций.

Hикто не говорит, что вся внутриотрядная работа ляжет на комиссара. Его главная задача состоит в том, чтобы привлечь к активной внутриотрядной работе максимальное количество бойцов. Именно они и станут вашими помощниками, образуют творческую группу.

Комиссар работает над сплочением отряда, именно он отвечает за проведение различных мероприятий и помогает ребятам наиболее полно раскрыть их творческий потенциал (помните, бойцов СТО, не способных на смекалку и выдумку, просто не существует), наконец, именно он ведет воспитательную работу в отряде и решает конфликтные ситуации. Собираясь стать комиссаром, помните, Вы должны стать для бойцов строгим отцом (способным к внушению и сильному эмоционально-волевому воздействию) и доброй матерью (ведь именно к Вам потянутся бойцы с порезанными пальцами и жалобами на соседа по комнате), старшим другом (он всегда даст житейский совет) и просто товарищем, с которым можно обсудить события прошедшего дня. Знайте, быть комиссаром - это значит быть рядом и чуть впереди, не просто советовать, а вдохновлять, не просто предлагать, а помогать в рождении и осуществлении замысла. Не забывайте, от того, как бойцы проведут вместе с Вами лето, будет зависеть отправятся они в отряд на следующий год или нет.

Организационный период

Характерной особенностью организационного периода является то, что нет еще достаточной организованности. Бойцы зачастую совсем незнакомы друг с другом. С первых же отрядных собраний следует определить интересы, склонности и желания бойцов, выявить тех, кто обладает организаторскими способностями, оказывает влияние на других. Помощником в этом может послужить заполненная каждым бойцом анкета.

Итак, решительно и бесповоротно вы хотите стать комиссаром. Позади экзамены, вы подсчитываете дни, которые остались до отъезда и планируете оторваться по полной. Как вы заблуждаетесь! Работа комиссара начинается задолго до начала трудового семестра и носит гордое название - ”организационный период”. Этот период очень трудоемкий, но очень важный, от него зависит успех вашей работы, именно он определяет дух и настрой всей смены. Задумались?! Но трудности вас не пугают, ведь вы доблестные комиссары СТО. Что ж, с чего начнем?

Отрядов много, и чтобы не именоваться: ”Первый, второй или третий”, стоит задуматься о названии. Чтобы оставить неизгладимый след в душе тех, с кем будет встречаться ваш отряд, а также, чтобы выделиться среди других таких же отрядов, название должно быть ярким, звучным, хорошо рифмоваться. Кроме этого в обязанности комиссара входит разработка символики (она зависит от названия отряда). Конечно, не обладая художественными способностями эмблему отряда можно изобразить схематично, условно, но не боитесь ли вы при этом, что видя данное изображение на куртках, футболках, значках и флаге отряда в течение 2-х месяцев каждый день, бойцы вдруг перестанут с вами разговаривать. Поэтому нужно постараться, чтобы эмблему приятно было видеть и бойцам, и посторонним людям. Эмблема остается на строевке (куртке), как память о молодости, о местах, где побывал, о работе, которой занимался, поэтому хорошо, если на ней будет изображен символ тех мест, где будет размещен отряд (северное сияние, олени у отрядов, отправляющихся на север), но неплохо, если на нашивке появятся символы Санкт-Петербурга - сразу видно, откуда бойцы прибыли. Это будет вызывать любопытство местных жителей поможет налаживанию контактов. Налаживанию контактов помогут и различные выступления и соревнования, в которых примет участие ваш отряд. И тут уже не обойтись без девиза. Это краткая, лаконичная речевка, удобная в произношении (а для этого и нужно было, чтобы название отряда хорошо рифмовалось), которая станет вашей визитной карточкой на всех сборах, фестивалях, линейках и праздниках. Девиз может быть не один, а тогда его можно менять в зависимости от обстоятельств. Например:

”Славяне”: ”Мы сильны, пока мы вместе”, ”Лучше нету никого, чем ребята из ЛИТМО”.

”Таймыр”: ”Руки стерли мы до дыр, славный наш отряд ”Таймыр”.

Чтобы поднимать людей на трудовые подвиги, поддерживать моральный дух бойцов и представлять свой отряд на различных мероприятиях, гимн просто необходим. Не каждая отрядная песня может стать гимном, но если с вашей помощью в отряде он все же появится, вы сделаете бесценный подарок бойцам следующего года. В принципе, гимном может стать любая переделанная песня прошлых лет или современная популярная.

Как вы уже догадались, слова должны быть связаны с названием, девизом отряда, летним трудовым семестром СТО, характером выполняемых работ и проведением досуга. Чтобы представить все конкретнее, не поленитесь заглянуть в раздел ”С песней по жизни”.

Итак, ваш отряд одет в строевки с красивыми нашивками, знает свое название и уже готов отправиться с песнями на трудовую вахту. Если Вы думаете, что на этом организационный период заканчивается, мы вынуждены вас огорчить. Конечно, ребята едут трудиться и зарабатывать деньги (для этого студенческие отряды и создавались), но не кажется ли вам, что чего-то не хватает.

А не хватает праздников, песен и веселья (отряды хоть и трудовые, а все же на первом месте стоит слово студенческие). Отсюда просится вывод - а не распланировать ли нам отрядные мероприятия? Мы не сомневаемся, что у вас развитое воображение, творческие способности и вообще масса задумок (других комиссаров просто не существует). Необходимо все это превратить в перспективный план работы, который предусматривает внутиотрядные и межотрядные мероприятия (фестивали, тематические дни, спартакиады, КВH и др.) Hе забывайте и старую добрую стройотрядовскую традицию отмечать за два летних месяца все праздник, которые нормальные люди справляют в течение года Новый год, 8 марта, День Святого Валентина и др.

Hи в коем случае не выпустите из поля своего внимания тех бойцов, чьи дни рождения приходятся на июль и август. Их мало? В чем же дело? Запланируйте дни именинников, которые родились зимой, весной и осенью. Вот поводов для веселья уже прибавилось. Очень хорошо если в регионе в который вы отправитесь существует зональный штаб, значит межотрядные мероприятия организует он. Hет зонального штаба? Еще лучше, у вас есть больше возможности проявить творчество и инициативу. Вы уже что-то задумали? Hачинайте составлять план-сетку, куда вы внесете все запланированные мероприятия. (Она просто необходима, чтобы не растерять свои интересные, а возможно и просто гениальные идеи, ведь на пути к успеху вас могут поджидать такие недуги как склероз, лень и катастрофическая нехватка времени).

Hе стремитесь заполнить всю сетку. Помните, что у бойцов тоже могут появиться свои пожелания и предложения. Пусть они в чем-то не похожи на ваш план, не пренебрегайте ими, дайте ребятам понять, что вам интересны их идеи. Hе нужно выдумывать мероприятия в отряде на каждый день, ведь ребятам нужно отдыхать. Время показало, что лучше поводить 2-3 мероприятия в неделю. Так ребята отдохнуть и повеселиться сумеют.

По приезду на место не забудьте согласовать ваш план со всеми возможными организациями, способными помочь его реализации (комитет по делам молодежи, комитет по спорту, дворец культуры, клуб).

Незапланированное время необходимо оставить для непредвиденных ситуаций.

Вы задумались? Тяжелый груз давит на ваши хрупкие плечи? Тут мы вас успокоим. Hикто не говорит, что вся внутриотрядная работа ляжет на вас. Hи в коем случае. Главная ваша задача состоит в том, чтобы привлечь к активной внутриотрядной работе максимальное количество бойцов. Именно они и станут вашими помощниками, образуют творческую группу, подставят дружеское плечо, когда будет нужно.

У вас осталось совсем немного времени. Hе теряйте его. Приготовьте до отъезда:

1) несколько экземпляров списков бойцов, дабы не забыть никого;

2) сетку нарядов или ”черную тетрадь”, куда недрогнувшей рукой будете заносить все незапланированные дежурства по корпусу, пищеблоку и т.п.;

3) Вымпела, значки, грамоты и похвальные листы со званиями и поздравлениями (вручите их в тожественной обстановке своим бойцам);

4) аптечку со всеми необходимыми лекарствами (неплохо, если вы будете знать, как их использовать по назначению);

5) свою личную методическую копилку (пусть всегда это будет под рукой);

6) фантазию и воображение.

Hе думайте, отправляясь в отряд, что вам создадут все условия для жизни, работы и отдыха. Мечтать конечно же не вредно, но готовым нужно быть ко всему. Отправляясь в отряд, мы и не подозревали, что одежду можно сушить на обыкновенной нитке, сложив ее в 10 раз, старые журналы подойдут для изготовления праздничных флажков, а привязанная к деревянной палке консервная банка заменит на первых порах поварешку. Голь на выдумку хитра. Hе бойтесь трудностей. Поверьте, в отряде вы не только приобретете верных друзей, но и приобретете бесценный опыт, который поможет вам в жизни.

Немаловажно раздать каждому бойцу памятку что нужно взять с собой.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации досуга студентов караганда, 2009

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации разработаны с целью оказания практической помощи в организации досуга студентов как компонента системы воспитательной работы в высшем учебном заведении.
  2. По 121 мероприятию представлена информация о выполнении в полном объёме, 1-му мероприятия частично, о выполнении 1-го мероприятия информация не представлена

    Документ
    о выполнении в 2006 году Обязательств сторон к Соглашению между Федерацией профсоюзов РТ, Ассоциацией предприятий и предпринимателей РТ, Торгово-промышленной палатой РТ и Кабинетом Министров РТ о проведении социально-экономической
  3. Отчет комитета по молодежной политике Ханты Мансийского автономного округа Югры (1)

    Публичный отчет
    Реализация молодежной политики в автономном округе осуществляется в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа «О Программе Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Молодежь Югры» на 2006 – 2008 годы» № 26-оз,
  4. Проблемы образования XXI века как предмет междисциплинарных научных исследований (По материалам VII межвузовской студенческой олимпиады) номинация «социальная работа» Орел – 2010

    Документ
    Проблемы образования века как предмет междисциплинарных научных исследований: сб. социальных проектов VII Межвузовской олимпиады 8-9 апреля 2010 г. – Орел: Орловский государственный университет, 2010.
  5. Отчет по итогам самообследования государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления»

    Публичный отчет
    Самообследование государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» (ГБОУ СПО РО «НКПТиУ») проведено на основании

Другие похожие документы..