Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Изложение'
Убеждение Православной Церкви в том, что писателем четвертого Евангелия был возлюбленный ученик Христов, Апостол Иоанн, осно­вано на твердом свидетел...полностью>>
'Документ'
Начальник Управления стратегического планирования Департамента экологической политики и устойчивого развития Министерства охраны окружающей среды Респ...полностью>>
'Документ'
Эйми Уоллис живет в Беркли и работает профессиональным психическим целителем. Она - соавтор книг: "Человеческий альманах", "Книга спис...полностью>>
'Документ'
I .Основной вопрос. 113 • 2.3начение предпосылок. 113 • 3.Выделение волшебных сказок. 114 • 4.Сказка как явление надстроечного характера. 116 • 5.Ска...полностью>>

Рекомендации по созданию студенческих трудовых отрядов и молодёжных трудовых объединений

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Важное значение для дальнейшего укрепления патриотического движения имело постановление ЦК ВЛКСМ «О фактах грубых нарушений трудовой и финансово - хозяйственной дисциплины в отдельных студенческих строительных отрядах» от 24 июня 1970 года. Отмечая случаи нарушения принципа добровольности при зачислении в ССО, трудовой и финансовой дисциплины в некоторых коллективах, направления внеплановых отрядов, ЦК ВЛКСМ обязал комитеты комсомола, штабы студенческих отрядов «усилить руководство работой студенческих строительных отрядов, повысить требовательность к их руководителям, обеспечить систематический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью в отрядах», поднять ответственность за соблюдение Устава и «Положения о студенческом строительном отряде».

1972 год. На сельское строительство, которому уделялось особое внимание в деятельности студенческих отрядов, был направлен отряд общей численностью 220 тысяч человек.

1973 год. Впервые всесоюзный студенческий отряд преодолел миллиардный рубеж объема строительно-монтажных работ. Построено 4600 жилых домов и общежитий, 16464 км линий электропередачи, воздушных и кабельных линий связи, 822 км железных дорог, электрофицировано 7260 жилых домов!

1974 год. Совет министров РСФСР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ приняли решение о проведении Всероссийского социалистического соревнования среди краевых и областных студенческих отрядов.

26 мая 1976 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению организации летних работ студенческих отрядов». Начался новый этап в развитии студенческого трудового движения. Практически все основные стороны организации и деятельности его становятся на прочный правовой фундамент.

Резко увеличилась численность Всесоюзного студенческого отряда. К середине 70-х годов в семь раз возрос объем работы, расширилась сфера приложения труда отрядов в народном хозяйстве страны, появились отряды не строительного направления. Практика деятельности отрядов настоятельно требовала расширения круга вопросов, регулируемых правом, особенно тех, которые связаны с оплатой труда и его условиями.

Постоянно увеличивается численность отрядов не строительного направления. В 1980 году в них участвовало 389,4 тыс. человек. Если во Всесоюзном отряде в 1971-1975 годах их доля в среднем составляла 24%, то к началу 80-х – 42%. Этот процесс проходил во всех территориях страны, даже в крупных вузовских центрах, имеющих большие возможности для формирования ССО. Так, комитеты комсомола г. Ленинграда и области в не строительные отряды в 1971 году направили 8 тыс. человек, в 1975 – 10 тыс., в 1980 – свыше 14 тыс. За это время их количество увеличилось с 23 до 42%.

Расширение сферы деятельности отрядов дало возможность еще активнее привлечь в ряды патриотического движения различные категории молодежи. За эти годы резко повысилось количество бойцов за счет учащихся средних специальных учебных заведений и ПТУ. Они составили одну треть Всесоюзного отряда. За 70-е годы численность участников третьего семестра из учащихся средних специальных учебных заведений увеличилась в 1,5 раза, ПТУ – в 12 раз.

Если в 1971 году в трудовом семестре приняли участие 4,4% юношей и девушек средних специальных заведений страны, обучавшихся на дневном отделении, то в 1980 году – более 8%. За эти годы бойцами патриотического движения стали более 2 млн. учащихся техникумов, училищ.

За эти года произошли и качественные изменения в составе участников трудового семестра. До середины 60-х годов в отрядах в основном были юноши. Это объяснялось тем, что тогда формировались преимущественно ССО. Специфика строительных работ ограничивает возможности использования женского труда. Данное положение характерно и в настоящее время для коллективов, выезжающих на строительные объекты. С начала 70–х годов широкое развитие не строительных отрядов позволило активно включить в трудовой семестр женскую молодежь учебных заведений. Так, только с 1971 по 1975 годы во ВССО девушек увеличилось с 15 до 35% (с 127,7 тыс. девушек до 238,9 тыс. девушек).

Характерным является такой факт: если в 1971-1975 годы в составе отрядов приняли участие 67,6 тыс. подростков, то за 80-ые годы 81,5 тыс. Вместе со студентами только в Казахстане в 1972 г. работало более 1000 подростков. У каждого из них сознательная жизнь началась с многочисленных визитов в детские комнаты отделения милиции. К хорошим результатам привело создание в 1966 г. студентами Ленинградского университета подросткового отряда «Осип-1». Продолжая эту традицию, ими же в 1967 г. в Гурьевской области был создан отряд «Осип-2». Но большинство подростков работало не в специально созданных, а в обычных студенческих отрядах. Практика показала, что и в том и в другом случае совместная работа со студентами, а затем их дальнейшее постоянное шефство не только весьма благотворно сказываются на формировании личности подростка, но и формируют у будущих специалистов навыки воспитателя и организатора. Таким образом, шел взаимосвязанный процесс дальнейшего расширения сферы деятельности отрядов и контингента участников трудового семестра за счет категорий молодежи, обучающихся в различных учебных заведениях.

Ежегодно растет численность участников летнего трудового семестра. В 1973 году в нем принимало участи 550 тыс. бойцов. По сравнению с началом 70-х годов в конце 70х – она увеличилась более чем на один миллион человек. За 70-е годы постоянно росло количество вузовской молодежи, принимающей участие в работе отрядов. Если в 1971 году в ВССО их было 13,8% от общей численности студентов дневного отделения, то 1980 году- 17,7%.

Улучшение качественного состава кадров патриотического движения включает в себя их систематическое обучение и воспитание.

Эффективность движения ССО и решения задач воспитания и подготовки будущих специалистов зависит от деятельности линейных отрядов, уровня деловых качеств руководителей. Однако, как показывают социологические исследования, более 13,5% бойцов трудового семестра не удовлетворены их организаторскими способностями, умением создавать нормальную морально - психологическую обстановку в коллективе. Это требует дальнейшего совершенствования системы подготовки и воспитания кадров руководителей.

В студенческих отрядах молодежь на практике училась быть организатором и руководителем. Принцип организационной самостоятельности, положенный в основу жизни этих коллективов, выдвигает на руководящую работу людей из среды участников трудового семестра. Перед ними стоят конкретные задачи и обязанности по организации жизни отряда и они решают весьма ответственные задачи. В таких условиях скорее и глубже постигается сложная наука управления и воспитания.

В период подготовки к летним работам, трудового семестра во ВССО каждый пятый студент, учащийся становится командиром, комиссаром, мастером, то есть руководителем и организатором самостоятельного коллектива. Только за 1976-1980 гг. в районных (зональных) штабах, в линейных студенческих отрядах школу управления коллективом, прошли около 270 тыс. юношей и девушек. И этот опыт, полученный в отрядах, помогает молодому специалисту в будущем быстрее вписаться в трудовой коллектив, завоевать в нем признание и авторитет.

1977 год. Участники Всесоюзного студенческого отряда имени 60-летия Великого Октября приняли участие в сооружении объектов 100 всесоюзных ударных комсомольских строек, где выполнили объем строительно-монтажных работ на сумму 380 млн. руб. Из 30 тыс. объектов, принятых к строительству студенческими отрядами, почти 12 тыс. сданы в эксплуатацию и под монтаж оборудования, причем 8,5 тыс. – на селе.

1978 год. Впервые студенты и учащиеся трудились в отрядах, организованных по принципу ССО на осенних уборочных работах.

1979 год. В Алма-Ате состоялся Всесоюзный слет участников студенческих отрядов. Делом отвечая на его решения, 770-тысячный Всесоюзный студенческий отряд в строительстве и других отраслях народного хозяйства впервые выполнил объем работ, превышающий 1,5 млрд. руб. Центральный штаб студенческих строительных отрядов при ЦК ВЛКСМ утвердил Устав Всесоюзного студенческого строительного отряда.

Структура Всесоюзного студенческого отряда 70-80-х годов устойчиво сформировалась и осталась в эти годы практически неизменной. Республиканские студенческие отряды существовали во всех 14 союзных республиках (по примеру комсомольских органов в РСФСР не было студенческого отряда), в 6 краях, в 135-140 областях.

Во многих вузах создавались творческие СО, они внедряли научные, технические разработки. В декабре 1981 года Украинский республиканский штаб СО ЦК ЛКСМУ принял постановление «О базовых областных штабах СО по развитию соответствующих направлений деятельности студенческих творческих отрядов». Штаб определил такие основные направления деятельности научно-производственных отрядов: сокращение ручного труда, механизация трудоемких процессов, совершенствование конструкций машин и механизмов, индустриализация сельскохозяйственного производства, строительство и реконструкция производственных, гражданских зданий и сооружений, транспортное строительство, реставрационные и художественные работы, охрана окружающей среды.

Хорошо зарекомендовали себя студенческие реставрационные отряды. Московский архитектурный институт скомплектовал студенческие отряды, которые вели реставрационные работы, в том числе по сохранению памятников истории и культуры. Важным направлением деятельности студенческих научных экспедиций, архитектурно-конструкторских бюро являлось явление и изучение памятников народного зодчества, сохранение памятников архитектуры при реконструкции сельских населенных пунктов Нечерноземья.

Летом 1984 года в пионерских лагерях работало около 150 тысяч студентов педагогических институтов, из них около 60 тысяч – с использованием организационных принципов СО.

Использовалась и такая форма студенческих отрядов, как круглогодичные отряды. Одни из инициаторов этого направления деятельности СО – студенты ленинградских вузов – установили деловые отношения с городскими предприятиями и стройками, разработали скользящий график посещения лекций и труда.

Примером серьезного отношения к делу является хорошо зарекомендовавший себя на Октябрьской железной дороге круглогодичный отряд проводников «Смена». Студенты ЛИИЖТа взяли в свои руки обслуживание поезда №25/26. У поезда «Смена» безупречная репутация. Но не сразу их поезд стал образцово-показательным. Студенческому отряду были выделены поначалу чуть ли не самые худшие вагоны. Заявки на ремонт игнорировались. Уголь для топки привозили в последнюю очередь. За ремонт и прочее обслуживание со студентов брали «трешки» и «пятерки». После поездки в Москву и обратно ребята приходили на занятия в институт с черными от угля, не отмывающимися руками и красными от едкого дыма глазами, но студенты не сдавались. Постепенно стала «сдаваться» железная дорога. В два этапа получили новые вагоны, которые сразу же взяли на социалистическую сохранность. Устав бегать по ремонтникам, отказались от их услуг. Сами стали мыть вагоны. Постепенно поезд №25/26 стал приближаться к идеалу. Вскоре неизбалованные дорожным сервисом пассажиры стали отправлять в институт, руководству дороги восторженные письма.

Движение СО получило понимание и поддержку студентов и поэтому оно получало быстрое и массовое развитие. Число студентов, выезжающих в составе студенческих отрядов, ежегодно увеличивалось. В 1959 году – 339 человек, 1965 году – 40 тысяч, 1970 году – 309 тысяч, 1980 году – 822 тысячи, 1985 году – 830 тысяч человек.

Одной из основных характеристик движения является численность его участников. За 25 лет – с 1959 по 1983 годы – школу стройотрядов прошли 10311000 студентов и учащихся. За 1959 – 1986 годы во всесоюзном студенческом отряде работало 12757975 человек.

На протяжении всего периода существования движения СО в нем были заинтересованы все структуры государства. Центральный штаб СО направлял студентов на объекты более 50 министерств и ведомств СССР и РСФСР. Потребности министерств и ведомств в дополнительной рабочей силе в форме СО значительно превышали существовавшие возможности. Так, в 1985 году поступили заявки на 2 миллиона человек, тогда как Всесоюзный СО мог насчитывать только 800 тысяч.

За это время сформировались и обрели нормативную базу основополагающие принципы организации студенческих отрядов:

1. плановое формирование, распределение отрядов и государственная отчетность об их деятельности;

2. договорный характер отношений между студенческим отрядом и хозяйственной организацией;

3. льготы и преимущества членам отрядов как особой категории временных работников;

4. добровольность участия и самоуправление в студенческом отряде;

5. сочетание хозяйственной деятельности с идейно-политической работой;

6. финансирование организации, подготовки и оснащения студенческих отрядов за счет предприятий, использующих их труд.

После разрухи 90-х годов в России начинается подъем экономики. Вместе с этим растут и ее потребности. На этом фоне возрождение студенческих отрядов становится закономерным. Постепенно в разных регионах страны начинается формирование студенческих отрядов. Уже к концу 90-х годов ситуация позволяет говорить больших масштабности движения. А к 2000 году количество студентов работающих в летние месяцы организованными отрядами достигает уже значительного количества. Тем не менее движение не имеет пока поддержки со стороны органов государственной власти. В регионах начинают создаваться штабы студенческих отрядов, но в целом Движение пока является фрагментарным не имеющим общего центра и четких отлаженных внутренних связей. Назревает необходимость для объединения усилий.

В 2003 году инициатива регионов была поддержана на федеральном уровне. Министерством образования Российской Федерации был проведен комплекс мероприятий, направленных на развитие движения студенческих отрядов в Российской Федерации.

9 июля 2003 года в г. Москве состоялось заседание Правительственной комиссии по делам молодёжи «О государственной поддержке студенчества и студенческих отрядов» под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Г.Н. Кареловой. В соответствии с решением комиссии федеральными органами исполнительной власти и заинтересованными ведомствами осуществлялась разработка комплекса мер по развитию движения студенческих отрядов в Российской Федерации. Создан межведомственный Координационный совет по поддержке деятельности студенческих отрядов в Российской Федерации под председательством заместителя Министра образования Российской Федерации Ю.В. Коврижных;

Первое заседание межведомственного Координационного совета по поддержке деятельности студенческих отрядов в Российской Федерации состоялось 23 октября 2003г. в г. Москве. На нем присутствовали представители заинтересованных министерств и ведомств, представители общественных молодежных организаций и объединений, руководители штабов студенческих отрядов.

Координационным советом был разработан план мероприятий направленных на развитие движения студенческих отрядов в Российской Федерации на 2004 год.

27-28 ноября 2003 года в г. Екатеринбурге при поддержке Министерства образования был проведён первый слёт современных студенческих отрядов Российской Федерации, на котором представителями студенческих отрядов субъектов Российской Федерации было принято решение о необходимости создания единой организации, охватывающей все регионы. Было решено провести учредительную конференцию нового Движения в рамках Всероссийского форума посвященного 45-летию движения студенческих отрядов, проходившего в г. Москве в феврале 2004г.

Датой начала развития движения современных студенческих отрядов следует считать 17 февраля 2004 года, когда в Москве был проведен в Государственном Кремлевском Дворце Всероссийский Форум студенческих отрядов, посвященный 45-летию их существованию в России. В данном Форуме приняло участие свыше 5 тыс. молодых людей со всех субъектов Российской Федерации и в рамках его проведения было учреждено Молодежное общероссийское общественное движение «Российские Студенческие Отряды».

Создан Всероссийский Штаб студенческих отрядов на базе Государственного учреждения «Российский центр содействия молодежному предпринимательству».

Разработана и создана система окружных штабов студенческих отрядов в 7 Федеральных округах Российской Федерации;

4 июня 2004 года в г.Москве состоялось первое всероссийское совещание руководителей окружных штабов студенческих отрядов Российской Федерации.

Организовано 3 Всероссийских студенческих отряда: посвященных 30-летию БАМа, ВДЦ «Орленок», «Соловецкие острова». Во многих субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены постановления Глав администраций по комплексной поддержке деятельности студенческих отрядов.

В развитии движения студенческих отрядов, начиная с этого времени, прослеживается положительная динамика их качественного и количественного роста так, например, в 2004 году было организовано более 3,5 тыс. отрядов численностью около 130 тыс. человек. В 2005 году работало более 160 тыс. студентов в составе 4,5 тыс. студенческих отрядов. В 2006 году было создано более 5 тыс. разнопрофильных отрядов. Общее количество студентов, принявших участие в работе составило более 170 тыс. человек, а по итогам 2007 года эти цифры составили 5500 и почти 250 тысяч человек соответственно.

Основными направлениями движения современных студенческих отрядов являются:

  • студенческие строительные отряды – около 30% от общей численности;

  • студенческие педагогические отряды – около 25% от общей численности;

  • студенческие сельскохозяйственные отряды – около 15% от общей численности;

  • студенческие отряды проводников – около 10% от общей численности;

Сервисные, отряды, отряды спасателей, охраны правопорядка и другие – 20% от общей численности.

Ежегодно, начиная с 2004 года, силами Всероссийского штаба студенческих отрядов при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Рособразования организуются и проводятся Всероссийские слеты студенческих отрядов, на которых подводятся итоги работы отрядов в прошедшем году и выработка плана работы студенческих отрядов на следующий год.

Начиная с 2004 года ежегодно создаются Всероссийские студенческие отряды. Как правило, Всероссийские студенческие отряды формируются из студентов со всех субъектов Российской Федерации и создаются они на особо значимых объектах соответствующих отраслей. В таких отрядах происходит обмен опытом и технологиями работы между регионами, а также данные отряды являются площадками, на которых отрабатываются инновационные подходы в вопросах организации и работы современных студенческих отрядов. В 2007 создано 7 Всероссийских студенческих отрядов, это Воронежская, Белгородская и Ленинградская области, Краснодарский и Алтайский край, Республика Бурятия и Республика Мордовия.

В 2007 году Молодежное общероссийское общественное движение «Российские студенческие отряды» обратилось к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с предложением рассмотреть вопрос об участии бойцов российских студенческих отрядов в строительстве олимпийских спортивных объектов в городе Сочи – столице Зимних Олимпийских Игр 2014 года.

Начиная с 2006 года движение студенческих отрядов активно включилось в реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Так, в 2006 году были запущены два экспериментальных проекта на территории Свердловской области по участию студенческой молодежи в реализации приоритетного национального проекта.

Участие студентов в данном национальном проекте предполагает непосредственное участие студенческих строительных отрядов в строительстве жилья, в том числе для молодых семей, состоящих из участников движения студенческих отрядов. При этом средства, заработанные в студенческом отряде аккумулируются на специальных счетах в банках и после наработки 150-ти трудовых смен молодые люди получают преимущественное право на получение субсидии для молодой семьи, в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище», а заработанные в студенческом отряде средства идут на первоначальный взнос при получении ипотечного кредита для приобретения жилья.

Самое главное, что удалось сделать в 2006 году – это отработать сам механизм участия студентов в национальном проекте доступного жилья, начиная от организации работы на стройке, заканчивая получением ипотечного кредита в банке и приобретением собственного жилья (таким образом приобрели жилье 5 студенческих семей в 2006 году и 18 семей в 2007 году в Свердловской области).

Несмотря на низкую активность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, от которых в первую очередь зависит решение вопроса об участии студенческих отрядов в реализации национального проекта, Молодежное общероссийское общественное движение планирует, в 2008 и последующих годах, распространять этот опыт в других регионах.

В настоящее время в России реализуется множество проектов направленных на развитие страны в целом. Они должны обеспечить высокий уровень роста экономики, повышения благосостояния наших граждан, а вместе с этим и лидирующие позиции России в мире. Молодежь при этом должны стать ведущей социальной группой участвующей в реализации этих проектов. Россию строить молодым, им в будущем определять ее облик, им предстоит очень многое, но основы для этого закладываются сегодня в Движении Российских студенческих отрядов. Только тот человек который прошел школу студенческих отрядов, кто своим трудом доказал что может и хочет быть полезным Родине будет настоящим гражданином, и патриотом своей страны, построенной своими руками.

Подводя итоги…

Сейчас, в постсоветское время, идея студенческих стройотрядов энергично возрождается, становясь все более популярной. В современной России актуальность студенческих отрядов заключается в том, что деятельность таких отрядов позволяет решать большое количество практических задач, стоящих в данный момент перед страной: решение кадровых вопросов, организация временной и постоянной занятости молодежи, профилактика негативных явлений в молодежной среде, трудовое и нравственное воспитание, приобретение профессиональных навыков и ускорение процесса социализации молодых людей, решение вопросов финансовой обеспеченности студенчества. Ценность труда в студенческих отрядах заключается в адаптации молодежи к современным условиям производственных отношений, развитию инициативности и самостоятельности, организационных и деловых качеств, духовно-нравственного идеала.

В Ульяновской области принята Концепция развития движения студенческих трудовых отрядов и молодёжных трудовых объединений до 2012 года, создан Региональный Штаб СТО и МТО Ульяновской области, реализуются программы содействия трудоустройству и занятости молодёжи.

В данной методичке собраны основные документы (Устав Штаба, Положения о СТО, о МТО, о Командире, Комиссаре отрядов и др.) и технологии работы с молодёжью, которые пригодятся как руководителям студенческих трудовых отрядов и молодёжных трудовых объединений, так и их членам-бойцам.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации досуга студентов караганда, 2009

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации разработаны с целью оказания практической помощи в организации досуга студентов как компонента системы воспитательной работы в высшем учебном заведении.
  2. По 121 мероприятию представлена информация о выполнении в полном объёме, 1-му мероприятия частично, о выполнении 1-го мероприятия информация не представлена

    Документ
    о выполнении в 2006 году Обязательств сторон к Соглашению между Федерацией профсоюзов РТ, Ассоциацией предприятий и предпринимателей РТ, Торгово-промышленной палатой РТ и Кабинетом Министров РТ о проведении социально-экономической
  3. Отчет комитета по молодежной политике Ханты Мансийского автономного округа Югры (1)

    Публичный отчет
    Реализация молодежной политики в автономном округе осуществляется в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа «О Программе Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Молодежь Югры» на 2006 – 2008 годы» № 26-оз,
  4. Проблемы образования XXI века как предмет междисциплинарных научных исследований (По материалам VII межвузовской студенческой олимпиады) номинация «социальная работа» Орел – 2010

    Документ
    Проблемы образования века как предмет междисциплинарных научных исследований: сб. социальных проектов VII Межвузовской олимпиады 8-9 апреля 2010 г. – Орел: Орловский государственный университет, 2010.
  5. Отчет по итогам самообследования государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления»

    Публичный отчет
    Самообследование государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» (ГБОУ СПО РО «НКПТиУ») проведено на основании

Другие похожие документы..