Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Диференціальні рівняння – базова нормативна дисципліна для спеціальності радіофізика і електроніка. Читається в третьому семестрі в обсязі 4 кредити ...полностью>>
'Документ'
Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций...полностью>>
'Документ'
Российскими учеными неоднократно проводились социологические исследования, касающиеся профессиональной карьеры молодежи2. Однако выпускники системы на...полностью>>
'Программа'
Настоящая примерная программа проведения вступительного испытания по истории составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта ...полностью>>

На уроках русского языка и литературы (4)

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ведущая. Спасибо за такой увлекательный и познаватель­ный рассказ. А сейчас позвольте представить вашему вниманию статью газеты «ИНН» под заголовком «Нельзя молчать!».

«То, что увидели ученые в Едином Государстве, поразило все человечество. В том мире вся жизнь подчинена математиче­ским законам. Человек в этом государстве - абсолютно безлич­ная единица. Люди не могут фантазировать, они не свободны,

у них нет личной жизни. Все это похоже на лагеря, которые были при Гитлере, Сталине. Мы, журналисты, считаем, что не имеем права молчать и призываем уважать друг друга. Радоваться каждому дню, помнить о своих предках и относиться к ним с почтением. Надо сделать все, чтобы человечество было счастливо».

Учитель. Вы настолько увлекли меня своим проектом, что мне на минуту показалось, что я телезритель. Позвольте задать вопрос. Так выстоит ли человек перед все усиливающимся на­силием над его совестью, волей, душой?

Учитель. Знаменитый немецкий поэт Фридрих Рюккерт говорил: «Как ничтожен человек, при всем величии твоем, в срав­нении с вселенной! Как велик ты, при всей своей ничтожности, ты - частица вселенной». И этой частицей осознали себя неко­торые герои произведения, поэтому именно надежду, а не пес­симизм внушают они нам своими поступками. Замятин был убежден, что никогда не приживется в обществе этот механизи­рованный коллектив, не знающий ни любви, ни счастья, ни ра­дости в жизни.

Оценивается выступление по критериям.

Учитель (подводит итог). Работала группа профессио­нально. Вы попробовали расширить область социальной компе­тенции. Надеюсь, сумели расположить к себе телезрителей.

Учитель. Письменно ответьте на вопрос: что бы вы взяли в будущее из нашего общества?

Выборочно работы зачитываются.

Учитель (подводит итоги работы в группах, делает вывод).

Сейчас вы ответили на тему урока и разоблачили идеи механизи­рованного общества: это и несвобода, и подавление личности, и вседозволенность. Все это ведет к деформации общества, и чело­век пытается выстоять перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей.

Автор создал гротескную модель Государства, в котором идея равенства обернулась всеобщей уравниловкой. Благопо­лучная жизнь построена «именно на отказе от собственной лично­сти». В романе нет «я», существует только «мы». Но человече­ская природа не выносит безличного существования.

Содержание романа направлено против опасности, которая подстерегает любое общество, в котором произошло смещение ценностей, а значение отдельной личности нивелировано полно­стью, низведено до уровня «винтика в государственной машине». Однако Единое Государство не чувствует себя в полной безо­пасности. Не случайно в этой стране создана целая система по­давления инакомыслия.

Но почему же насилие над личностью вызывает не болевую реакцию, а восторг? Дело в том, что у ЕГ есть оружие пострашнее Газового Колокола. И это оружие - слово. Именно слово может не только подчинить человека чужой воле, но и оправдать насилие, рабство, заставить человека поверить, что несвобода - это и есть счастье.

И все же никакие деформации не смогли уничтожить живую душу народа, убить в нем стремление к свободе, полноте чело­веческого бытия. И в этом мы убедились сегодня на уроке, слу­шая ваши проекты.

Домашнее задание. Сочинение-эссе «Мое впечатление от ро­мана Замятина».

Приложение 3.

Пример оценивания исследовательского проекта

Оформление работы.

№ п/п

Критерий

Максимальная оценка

1

Оформление (титульный лист, оглавление, обзор ли­тературы, содержание работы, выводы, аккуратность)

3

2

Формулировка цели исследования или решаемой зада­чи

5

3

Описание исторических аспектов проблемы

2

4

Новизна и полнота изученной литературы

5

5

Ясность, логичность и последовательность изложе­ния материала при описании работы

10

6

Наличие аналитических моментов (анализ, сравне­ние, сопоставление текстовых и цифровых данных)

20

7

Сложность выполнения работы

20

8

Наличие и качество обоснованно необходимого ил­люстрирующего материала (графики, таблицы, ри­сунки и т.п.)

10

9

Наличие обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче

15

Итого

90

Пример оценивания исследовательского проекта

Защита работы.

№ п/п

Критерий

Максимальная оценка

1

Своевременность представления тезисов доклада

1

2

Формулировка и обоснование цели исследования или решаемой задачи

1

3

Последовательность, логичность и ясность изложе­ния сути выполненной работы

1

4

Лаконизм изложения

1

5

Наличие и качество иллюстрирующего материала (графики, таблицы,, рисунки и т.п.)

4

6

Четкость обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче

2

Итого

10

Приложение 4.

Алгоритм проекта “Энциклопедия одного слова”.

1. Слово… и его лексическое (ие) значение(я).

2. Этимология слова…

3. Слово… и “слова-родственники” (однокоренные).

4. Слово… и его синонимы.

5. Слово… и его антонимы.

6. Слово-омоним (если есть).

7. Слово… во фразеологических оборотах.

8. Слово… и слова (сочетания)- рифмы.

9. Слово… в русском фольклоре; в пословицах и поговорках; в загадках;

в скороговорках; в притчах, легендах, приметах, обычаях; в народных играх;

в хороводах; в русских народных песнях; в народных сказках.

10. Соответствие слова… в пословицах и поговорках народов мира.

11. Слово… в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза).

12. Слово… в текстах художественной литературы.

13. Слово… в названиях картин художников.

14. Слово… в названиях художественных и документальных фильмов.

15. Слово… в названиях газет, журналов, рекламных приложений.

16. Слово… в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).

17. Слово… в иллюстрациях, рисунках учащихся. (Нарисуй своё слово; придумай серию картинок, которые смогли бы отразить жизнь твоего слова; можно рисунком проиллюстрировать какой-нибудь художественный текст, связанный с этим словом.)

Приложение 5.

Давайте понимать друг друга с полуслова

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Цель проекта:

Педагогическая:

  • рассматривание обучающимися русского языка во взаимодействии со временем и социальной направленности;

  • формирование у обучающихся осознанного подхода к изучению родного языка.

Практическая:

  • издание толкового словаря наиболее часто употребляемых слов и выражений из молодёжной лексики “Всегда ли мы понятны?”

Задачи проекта:

  • Развитие рефлексивных умений:

- умение осмысливать задачу, для решения которой достаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

  • Развитие поисково-исследовательских умений: умения самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей деятельности; умения самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; умения запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умения устанавливать причинно-следственные связи.

  • Развитие умений и навыков работы в сотрудничестве: навыков коллективного планирования; умения взаимодействовать с любым партнером; навыков делового партнерского общения.

  • Развитие коммуникативных умений и навыков: умения инициировать учебное взаимодействие с взрослыми, вступать в диалог, задавать вопросы, навыков монологической речи; умения уверенно держать себя во время выступления; умения использовать различных средств наглядности при выступлении.

Вопросы проекта:

  1. “За гранью веков”: всегда ли существовала молодежная лексика?

  2. Происхождение молодежной лексики: заимствование из других языков; социальные жаргоны и сленги; профессионализмы и диалекты.

  3. Молодежная лексика XXI века: “Давайте понимать друг друга”.

Необходимое оборудование:

  • компьютер (компьютерный класс); информационное поле (библиотеки, музеи, справочники и т. д.); оргтехника.

Предполагаемый продукт проекта:

  • толковый словарь молодежной лексики “Давайте понимать друг друга с полуслова”

Циклограмма работы над проектом:

1. Вводный этап.

  • установочное занятие по определению целей, задач проектной работы;

  • формирование проектных групп, распределение задач между членами группы;

  • утверждение индивидуальных планов работы;

  • установление процедуры и критериев оценки проектов.

2. Поисково-исполнительский этап:

  • сбор и систематизация материалов;

  • промежуточные отчеты обучающихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта;

  • индивидуальные и групповые консультации по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов.

3. Обобщающий этап:

  • оформление результатов проектной деятельности;

  • доработка проекта с учетом замечаний и предложений;

  • подготовка к публичной защите проекта.

4. Заключительный этап:

  • презентация проекта;

  • подведение итогов, анализ выполненной работы. Оформление результатов проектной деятельности.

Приложение 6.

Тема проекта: Создание киносценария “Один день из жизни Обломова”

(по роману И.А.Гончарова “Обломов”)

Класс: 10

Предмет: русская литература.

Цели:

• подвести к обобщению “что такое обломовщина”, “идеал покоя бездействия”, почему автор выбрал именно этот день, с помощью каких приемов создается основной образ,

• продолжить работу по развитию монологической речи, совершенствовать умение анализировать художественные тексты,

• умение выявлять роль эпизода в раскрытии авторской концепции,

• пробудить интерес к исследовательской деятельности, творческому осмыслению исторической действительности.

Время работы над проектом: 1 неделя

Оборудование: роман И.А. Гончарова “Обломов”, книга “История костюма” компьютер, сканер,

Планируемое создание проектов учащихся: графическая схема “Восхождение к Дивану”, “Проект сценария 1 части фильма”, эскизы к 1 части.

Характеристика учебного проекта:

(по типологическим признакам)

1. По доминирующей деятельности: творческий, ролевой

2. По предметно-содержательной деятельности: межпредметный проект (литература, изобразительное искусство, история, информатика).

3. По характеру контактов: внутренний

4. По количеству участников: групповой.

5. По продолжительности выполнения: краткосрочный – 1 неделя.

Ход урока

Учитель: Роман И.А. Гончарова “Обломов” – роман – монография. Монографичность вообще свойственна русской классической литературе. Это на редкость центростремительное произведение. К главному герою стягиваются все сюжетные линии, к нему обращены характеристики других персонажей. И.И.Обломов – средоточие идеи романа, в нем душа книги. Понять “душу” – значит разгадать лучшее создание И.А. Гончарова. Почему судьба помещика, знаменитого владельца 300 крепостных Захаров, то есть персонажа давно ушедших времен, глубоко волнует читателей - вот вопрос, на который нам предстоит ответить на уроках по изучению произведения. Перед нами роман “Обломов”.

О чем повествуется в романе? В первой его части? (Об одном дне героя)

Учитель: Почему автор выбрал именно этот день, что происходит за это время? (Типичный день Обломова, ничем не примечательный, лишь приход посетителей да письмо от старосты, раскрывающее дела в имении, нарушают привычный распорядок)

Учитель: Как этот день повлияет на дальнейший ход событий, для чего автору был необходим именно этот день, мы попытаемся понять сегодня на уроке.

Нам предстоит совершить путешествие в мир другого человека, познакомиться с мастерством писателя, пройти путь к более глубокому пониманию главного замысла автора. А для этого я предлагаю представить себя в роли создателей художественного фильма - оператора, который, одним движением камеры может передать детали, ускользающих от внимания читателя, художников - постановщиков, воссоздающих дух эпохи, режиссера, который может выбирать ключевые сцены, раскрывающих зрителям основной замысел автора. Незадолго до урока мы разделились на 4 творческие группы, которые работали по предложенным темам, сегодня на уроке проведем защиту ваших творческих проектов, которые лягут в основу классного проекта - сценария 1 части художественного фильма “Один день из жизни Обломова” - это и будет темой нашего урока. А эпиграфом к нашей работе будут слова Добролюбова: “Один день – и вся жизнь”.

-Сколько частей в романе? (Четыре).

- Какова роль в романе 1 части? (Она играет своеобразную роль пролога – “введение в роман”. Здесь совершается представление героя читателю. Представлена картина жизни).

-Как построена первая часть? (В первой части 11 глав, первые 4 главы повествуют о посетителях Обломова).

Кого из известных авторов вам напоминает Гончаров? (Композиция, стиль, манера, приемы характеристики схожи с гоголевской манерой письма. А именно с романом “Мертвые души”. Роман открывается развернутым описанием внешнего вида героя. “Это был человек 32-33 лет отроду…”.Такова же манера изображения Гоголем Манилова. Вначале портрет).

- Каково ваше первое впечатление от встречи с Обломовым? С помощью каких приемов автором создается этот характер? Что вы, как операторы, покажете крупным планом?

(Защита проекта группы операторов)

Фрагмент проекта сценария 1 части художественного фильма “Один день из жизни Обломова”.

Рекомендации оператора. Современная версия.

1 картина. Типичная квартира человека среднего достатка. Тишина. Тяжелые малиновые занавеси зашторены. Пробивается луч света, который пока лишь в туманной дымке представляет неплохое убранство комнаты, сквозь неяркий свет все выглядит благопристойно. Вот луч света попадает на диван, и неподвижно лежащее тело, покрытое неопределенного цвета покрывалом, начинает шевелиться.

2 картина. Камера движется, показывает недовольное лицо хозяина дома, он недоволен ярким светом, отмахивается. Неясное бормотание, затем: “Захар… Захар? Захар!”

3 картина. Шаркающей походкой входит слуга. Зашторивает комнату. Бормочет.

4 картина. Обломов нехотя встает. Босые ноги. Ищет тапочки. Встает. Крупным планом ночной колпак и ночная сорочка.

5 картина. Захар медленно тянет половины штор в разные стороны. Камера начинает слежение по тем же частям комнаты, что и прежде. Все неплохое убранство комнаты видится при ярком свете иначе. Пыль, кое – где ее случайно смахнули. Замасленные подлокотники кресел.

6 картина. Висит халат. Показать детали, украшающие халат. Задержать “взгляд” камеры на нем длительное время.

7 картина. Обломов тянется к халату. Еле заметным движением поглаживает мягкую ткань. Надевая, медленно запахивает его.

Ученик: Лицо, вызывающее у нас симпатию, вслед за портретом И.И. Обломова описывается обстановка его комнаты, личность раскрывается через вещи, его окружающие.

(Фрагменты защиты проекта группы “Художники – постановщики” - иллюстрации к роману, рекомендации режиссерам).

Обломов на диване. Лицо, вызывающее у нас симпатию, добродушное, большие глаза, мягкий овал лица, сидит полулежа на диване в расслабленной позе. Герой облачен в халат, сквозь который проглядывает ночная сорочка, на голове ночной колпак с кисточкой. В XIX веке эта деталь одежды не являлась женской, напротив, мужчинам из аристократического общества принято было спать с покрытой головой. Вместо пижам, которые появились в начале XX века, мужчины, как и женщины, надевали ночную сорочку. Причем имелось их у обеспеченных людей до двух дюжин, шились они из батиста, с длинными рукавами, отороченными ручным шитьем.

Обстановка комнаты на героя. Гончаров со свойственным ему искусством описывает, живописует кабинет: “Комната, где лежал Обломов с первого взгляда казалась прекрасно убранной…”. Книга, обстановка, наконец, целая поэма о халате Обломова: “На нем был халат…”. Халат. Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым. В гардеробе мужчины имелось несколько халатов, они служили домашним одеянием на утро и в вечернее время. Обычно имелись в наличии стеганые атласные халаты, которые одевались поверх ночной одежды, и шелковые халаты, одеваемые поверх ночной сорочки. Автор намеренно остановился на подробном описании халата Обломов, потому что через милые хозяину вещи мы узнаем основные его пристрастия. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть времени он проводит дома, а поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью.

В монографии В.А. Котельникова приводятся следующие историко-литературные параллели, связанные с этой деталью. Поэт П.А. Вяземский, получив назначение в варшавскую канцелярию Новосильцева и, расставаясь со своей беспечной московской жизнью, написал прощальную оду своему халату. Та была не только поэтическая шутка. Халат означал нечто большее, чем традиционное одеяние поэта – эпикурейца. Сей “товарищ неги праздной, досугов друг, свидетель тайных дум” заслужил одическую хвалу уже тем, что в нем одном привольно было и телу, и душе поэта:

Как я в твоем уступчивом уборе

В движеньях был портного не рабом,

Так мысль моя носилась на просторе

С надеждою и памятью втроем.

Облаченный в халат поэт,

Сближая даль, жил в жизни отдаленной.

И с истиной, перемешав обман,

Живописал воздушных замков план.

Халату Вяземский резко противопоставляет “гостиную ливрею”, “ярмо взыскательной сцены” – так с изощренной язвительностью он именует фрак и мундир. Разница между ними и халатом получает нравственный смысл, подчеркнутый в стихотворении:

В гостиной я невольник,

В углу своем себе я господин,

Свой меря рост не на чужой аршин.

Для Вяземского халат олицетворяет личную независимость, столь ценимую вольнолюбивым поэтом, аристократом – фрондером, и становится тем дороже, что обстоятельства вынуждают покинуть это одеяние и, “теснясь в рядах прислуженцев властей”, вступить на путь, “где под туманом свет истины не различишь с обманом”.

Натуре поэта глубоко претил дух официальной, придворной среды. Он лелеял надежду вернуться к заветному халату, чтобы обрести с ним “тихий мир”, чистую совесть и свободу бить самим собой:

В тиши страстей, со спокойною душою.

И, не краснев, пред тайным судиею,

Бывалого себя в себе найти.

(Не потому ли дорожит и Обломов своим халатом?) Не видит ли он в этом одеянии некий полустершийся, может быть, символ внутренней свободы – вопреки тщете и несвободе окружающей действительности”?

Комментарии режиссеров.

Обломов первоначально полностью раскрывается через быт, печальны ассоциации, наблюдения автора “все запылилось…”. Обширная сюжетная экспозиция рисует картину духовного запустения героя. Таков он в перебранке с Захаром. Здесь Захар и Обломов равны в своей бездуховности, поглощенности мелочами, они ссорятся из-за грязи в комнате, из-за денег. “Пошлость пошлого человека” Гончаров обнажает с беспощадностью. Мелочи быта вырастают до мировых масштабов. Завершается экспозиция 1 части романа словами Обломова “Ах, боже мой, трогает жизнь, везде достает!” Авторский пафос беспощадного отрицания заражает читателей. Однако внешние детали не исчерпывают и не раскрывают характер Обломова. За “внешним” человеком обнаруживается “внутренний”

Учитель: Что дает для понимания Обломова его диалоги с посетителями? (Это еще один из приемов писателя. Раскрытие характера через разговоры с посетителями).

Режиссеры представляют ПАРАД ГОСТЕЙ.

Ученик: Волков: франт, светский лев, в курсе всех событий. Кокетлив, бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят, у него все дни заняты. Все расписано (даже любовь с Лидинькой). Деталь которую следует выделить - одет по моде, с особой тщательностью подобрана одежда.

Судьбинский: чиновник. “Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбрит, с темными бакенбардами”. “Деловой” человек, имеет большие заработки, говорит о друзьях. Обломов их давно не видел. Судьбинский легко мог вписаться в галерею гоголевских портретов “мертвых душ”. Речевая характеристика – использует канцелярскую речь.

Пенкин: беллетрист. Ратует за реальное направление в литературе, пишет рассказ. Пошлые и банальные темы. Даже названия свидетельствует о низком уровне “Любовь взяточника к падшей женщине”. Интересны рассуждения о “Человека, человека надо писать…”.

Эти три типа своего рода персонификация духовных увлечений “пошлого человека, светский успех, карьера, игра в обличительство”. Характеристики гостей одноплановы, вещны. Это равные Обломову образы – приживальцы. Образы помогают раскрыть образ главного героя, но они самостоятельны.

Алексеев: человек неопределенных лет… неопределенный. Ухитряется всех любить. Изречение: “Они любят всех и потому добры, а, в сущности, они никого не любят и добры потому, что не злы. Никто не замечает появления их на свет. Это “безличный намек на людскую массу, глухое отзвучие, неясный отблеск”.

Захар: “А у этого ни рожи ни кожи, ни видения”. Это первый человек, которому сказал Обломов о своей беде.

Тарантьев: угрюм, недоброжелателен, высокомерен, умен, хитер, скорее на нашем языке – бюрократ. В отличие от других посетителей дана полная биография Тарантьева. Отец подъячий, он (Тарантьев) учился у священника, ждал места в суде, смерть отца, Петербургская служба. “Он был взяточник”

Учитель: Эти два типа – “двойники” героя, каким он показан в начале: байбак и увалень. Неспособность Обломова к самостоятельному действию повторена и в Алексееве – “человек без поступков” и в Тарантьеве “мастере говорить, но как нужно было двинуть пальцем, тронуться с места, применить созданную же им теорию к делу и дать практический ход – он был другой человек.”

Ответьте на вопрос: для чего приходили гости, почему Обломов терпел их?

Найдите в тексте. Тем (З) необходимо было платить взаимностью, а этим нет.

Ученик: Авторская мысль, вызвавшая к жизни “демонстрацию” гостей и приятелей, с резкой прямотой прозвучит в одной из будущих реплик Обломова: “Да я ли один?! Смотри: Михайлов, Петров, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь, наше имя легион!” Обломов выше своих гостей. Несмотря на все усилия гостей вытащить Обломова из постели, попытки не увенчиваются успехом.

Как оценивает Обломов каждого из посетителей?

Высказывания Обломова о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. “Человека, человека дайте мне!” – говорил Обломов, - любите его…” Вместо совершенного человека перед ним мелькают случайные подробности, частности раздробленного образа. Он осуждает петербургских чиновников за отсутствие серьезных интересов, за страстное стремление к стяжательству и карьеризму, за взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью и т.д.

- Что движет Обломовым, что велит ему столь страстно настаивать на любви к человеку?

Здесь его устами говорит убеждение и самого романиста что во всяком человеке заключено “высшее начало”, что это начало есть и в нем, в Обломове, и во всяком другом, будь то вовсе “негодный сосуд”, который Пенкин уже готов “извергнуть из гражданской среды”.

Характер героя раскрывается и через историю его жизни (анализ 5 главы)

Учитель: Что мы узнаем о герое?

Ученик: Диван, халат, тапочки. Эти вещи были непосредственными атрибутами сна, символом лени. “Лень, скука, адаптация – вот, что управляло жизнью.

Учитель: Но всегда ли они были спутниками героя?

Подобно Гоголю, который, показав Чичикова, рассказывает о его прошлом, Гончаров в 5 главе приступает к повествованию о молодости Обломова.

Обратимся к 5 главе. Что мы узнаем о герое?

Ученик: Обломов, дворянин родом, безвыездно живет 12 год в Петербурге. Когда он был молод, он был живее, на что-то надеялся. Но неземные мечты помешали устроиться в жизни. Как и многие, он надеялся прославиться, служа Отечеству, но на службе его постигло разочарование, пустое увлечение светом, и, наконец, разочаровавшись, он уединяется в мечтах, потому что в мечтах можно достичь многого.

(Из домашнего задания. Учащиеся представляют высказывания из романа, характеризующие каждый период жизни главного героя, выстраивают графическую схему, которую условно называют “Восхождение к Дивану”)

Ученик: Итак, Обломов предстает перед нами как мечтатель – романтик.

Он творит поэтически яркие, полные художественных подробностей планы благодеяний человечеству, проекты переустройства имения, картину своей деревенской идиллии, рисуя в воображении узор своей жизни. И пусть, рисуя мечты Обломова, автор прибегает к иронии: “он, движимый нравственной силою, в одну минуту быстро изменит 2-3 позы с блистающими глазами привстанет до половины на постели, потянет руку и вдохновенно озирается кругом”, - перед нами уже не тот Обломов, который весь в пошлом быте, нелепых поступках. На мгновение душа Обломова раскрывается в таких своих глубинах, которые казалось бы, трудно и предполагать в нем. Приоткрывается свойственный высокому романтизму интерес к потаенным сторонам человеческой природы. Обломов был бы пошлым персонажем, предстань он нам в первоначальной одноплановой характеристике. Но 6 глава неожиданно вносит новые диссонирующие с предыдущим человеческие приметы. “Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова…” Он приоткрывает завесу над былыми духовными увлечениями героя. Найдите в тексте фразу, которая показывает отличие Обломова от других.

Ученик: КЛЮЧОМ к новой странице истории становится ФРАЗА “ОН уже был не в отца и не в деда. Он учился, жил в свете, все это наводило на разные чуждые им соображения”.

Знания, полученные в пансионе университета, Обломов не сумел сделать своими, что означает фраза “Жизнь у него была сама по себе, наука сама по себе”. Основная сфера духовной жизни Обломова – мечтательность.

Неожиданности 6 главы неисчерпаны. Авторское резюме: сам художник озабочен тем, чтобы герой не был воспринят по чисто “внешним показателям”.

“Никто не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье и что больше от него ждать нечего”; что так о нем толковали везде, где знали. Сам писатель наталкивает на “крамольную” мысль. Возможно, Обломов начала романа – это тот Обломов, каким он только казался, а не настоящий, о ком написан роман. Так, образ главного героя усложняется, новое содержание снимает гоголевскую маску. За поступком встает психология. Сцена: Обломов и Захар “Другой?!”

К одноплановой характеристике нет возврата. КУЛЬМИНАЦИОННЫМ МОМЕНТОМ оказывается сцена исповеди, просветления. “Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, лишающую всему…” А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то светлое начало, может быть, теперь уже умершее. Тайная исповедь перед самим собой была мучительна. Но на кого свергнуть бремя упреков? И ответ следует за вопросом. Он содержится в 9 главе “Сон Обломова”.

Учитель: Специфика автора прослеживается уже в первой части нашей работы – это решение сложной эстетической задачи: раскрыть внутренний динамизм личности вне необычных сюжетных событий. В обыденности жизни, обычном дне, удивляющей медлительности ее течения он сумел передать внутреннюю напряженность.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА И ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК

Критерии оценивания проектов обучающихся.

Анкета.

Оценки. Ответы.

1. Оцените презентацию:

  • интересный материал

  • красивое оформление

  • логичность подачи материала

  • подача презентации

 

2. Оцените устные выступления учащихся:

  • четкая, понятная речь

  • правильная подача материала

  • выразительность, эмоциональность

 

3. Оцените публикацию:

  • дизайн

  • подборка статей

 

4. Понравилась ли такая форма работы

 

5. Предложите для проекта тему, которая вас бы заинтересовала:

 

6. Твои вопросы по проекту:

 

7. Подведи итог твоей оценки

 

Результаты проектной деятельности на уроках русского языка

и литературы за 2006-2008 гг.

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

На уроках русского языка и литературы мои обучающиеся увлеченно занимаются проектной деятельностью. Особенно привлекает ребят возможность самостоятельно приобретать знания, пользуясь различными видами источников. Важно, что при работе над проектами школьники развивают у себя исследовательские умения, мышление.

Работа в группе дает ребятам почувствовать предмет, получить новые знания. Проектные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А мы, учителя, во-первых, получаем дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, изучаем индивидуальные способности учащихся, наблюдаем за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.

Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций.

п/п

Предмет

Тема проекта

Класс

Количество обучающихся, принявших участие в проекте

Тип проекта

Дата проведения

1.

Русский язык

«Энциклопедия одного слова»

5

7

Творческий

2006-2007 учебный год

2.

Русский язык

«Давайте понимать друг друга с полуслова»

7

8

Творческий

2006-2007 учебный год

3.

Русский язык

(внеклас

сная работа)

«Энциклопедия одного слова»

8

13

Творческий

2006-2007 учебный год

4.

Литература

«История моей семьи в истории моей Родины»

8

13

Творческий

2007-2008 учебный год

5.

Русский язык

«Имя существительное»

5

15

Творческий

2007-2008 учебный год

6.

Литература

«Пушкин в портретах»

6

15

Информационный

2008-2009 учебный год

7.

Литература

«Трагическая судьба М.Ю.Лермонтова»

9

15

Информационный

2008-2009 учебный год

Охват проектной деятельностью обучающихся за 2006-2008 гг.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. На уроках русского языка и литературы (3)

    Урок
    Актуальность работы. «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М.
  2. На уроках русского языка и литературы (1)

    Урок
    Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный.
  3. На уроках русского языка и литературы (5)

    Урок
    В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации
  4. На уроках русского языка и литературы (2)

    Урок
    Сегодня очень много внимания уделяется информатизации и компьютеризации. Веяния века информационных технологий коснулись и образования. Современный уровень развития техники изменил наши взгляды на педагогический труд в целом и на урок в частности.
  5. На уроках русского языка и литературы (6)

    Урок
    При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а

Другие похожие документы..