Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Контрольная работа'
День выдался морозный, сухой, земля под ногами твердая, почти такая же, как асфальт в городке, но более корявая; даже запорхали было густо снежинки, ...полностью>>
'Документ'
Санкт-Петербург, ул. Варшавская 3а тел: +7 (81 ) 3 9-558 , моб. +7 (90 ) 40-3538 Проезд: с улицы Варшавской: между домами 19 корп....полностью>>
'Решение'
химии, биологии; *математическое моделирование случайно протекающих процессов и их изменение; *линейное программирование в решении задач экономики, о...полностью>>
'Документ'
Общие требования к прикладным моделям. Прикладные межотраслевые модели синтезируются из типовых элементов. Состав этих элементов и схема синтеза опре...полностью>>

Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году (2)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Изучение материалов в Центре, а также данных, представленных ПДН ГУВД г. Москвы обозначило проблему направления несовершеннолетних жителей города, совершивших общественно опасные деяния, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

В 2003 году на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав были направлены прекращенные уголовные дела и материалы об отказе в их возбуждении вследствие не достижения несовершеннолетними возраста уголовной ответственности на 1940 подростков. Комиссиями были приняты решения ходатайствовать перед судом о направлении 6 подростков в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. В Центр по приговорам и постановлениям судей было помещено 2 несовершеннолетних для направления в спецучреждения. Однако реально направлен один.

Непонятны причины, по которым суды не направляют несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, в спецучилища закрытого типа, которые финансируются из федерального бюджета (учредитель - Минобразование России), в связи с чем не требуется никаких затрат на их содержание. Судьи крайне редко применяют ст. 92 УК РФ, назначая, скорее всего по привычке, условную меру наказания, которая не всегда является эффективной. В 2003 году из 250 подростков, совершивших преступления и состоявших на учете в ПДН, 53 были ранее судимы, из них 48 (90 %) наказаны условно, то есть рецидив среди этой категории является значительным. В уголовно-исполнительные инспекции было направлено 86 ходатайств об отмене условного осуждения. Такого положения вполне можно было бы избежать, обеспечив подросткам психологическую, медицинскую, социальную реабилитацию и, помимо этого, получение профессионального образования в условиях СпецПТУ закрытого типа.

Подобное положение можно объяснить и тем, что, несмотря на действие с 1999 года Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Верховным Судом РФ судебная практика направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей не изучалась. Судам необходимые разъяснения не даны до сих пор.

По данным ГУВД г. Москвы ежегодно требуется направлять в спецшколы закрытого типа по 50 человек. Однако в городе таких учреждений в настоящее время нет и, хотя распоряжением Правительства Москвы от 30.04.2003 г. предусмотрено строительство спецшколы, когда она начнет функционировать, неизвестно.

Между тем, содержание несовершеннолетних москвичей в таких учреждения других регионов требует значительных материальных затрат. Постановлением Правительства РФ от 25.04.1995 № 420 "Об утверждении типового Положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением" предусмотрено, что содержание воспитанника в учреждении, расположенном вне региона, где находится место его постоянного проживания, осуществляется в соответствии с договором между регионами за счет средств направляющего региона (п. 85). Таким образом, оплачивать эти путевки должна управа района, однако в бюджетах управ данные расходы не предусмотрены, нет их и в бюджете города.

Между тем, в Московской области действует две спецшколы закрытого типа - Чеховская спецшкола для девочек и Каширская - для мальчиков. При этом следует иметь в виду, что Московская область направляет своих подростков, совершивших общественно опасные деяния в специальные учреждения закрытого типа через ЦВСНП ГУВД г. Москвы, поскольку в Московской области такого Центра нет.

Поэтому вполне логично было бы предложить, что в рамках Договора от 21.06.1999 г. "О взаимопомощи и взаимодействии Мэрии Москвы и Администрации Московской области" можно обсудить вопрос о возможности выделения для московских подростков мест в данных учреждениях на взаимной основе. Тем более, что в Договоре содержится положение о том, что обеспечиваются равные возможности в получении среднего образования учащихся Московской области в школах города Москвы (статья 2).

Кроме того, законами города Москвы "О бюджете" выделяются значительные средства на содержание милиции общественной безопасности города, в том числе, на мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На запрос, направленный полгода назад в ГУВД, выплачиваются ли средства на нужды ЦВСНП, ответа не последовало, хотя руководство ГУВД данной проблемой должно быть озабочено в первую очередь.

Всем известно, что основными причинами нахождения детей в социально опасном положении являются семейное неблагополучие и бесконтрольность со стороны родителей. Более того, к существовавшим ранее проблемам семьи, связанным с экономической обстановкой, добавились новые, нуждающиеся в разрешении: это разрушение нравственных ориентиров и самой ценности семейных отношений, жизненного уклада.

Только в 2003 году за беспризорность и бродяжничество в г. Москве задержано свыше 16,5 тысяч подростков, из них свыше двух тысяч - жители Москвы. На профилактическом учете в органах внутренних дел находится 6524 неблагополучных родителей. За 2003 год выявлено и поставлено на профилактический учет 4514 таких лиц. И эти цифры ежегодно увеличиваются.

За последние пять лет зарегистрировано 21 преступление, предусмотренное ст. 106 УК РФ, т.е. убийство матерью новорожденного ребенка, помимо этого, на декабрь 2003 года в базе нераскрытых преступлений прошлых лет зарегистрировано 10 преступлений, возбужденных по данной статье. За этот же период возбуждено 239 уголовных дел по ст. 156 УК РФ за невыполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, если это деяние связано с жестоким обращением с детьми, зарегистрировано 8 преступлений по ст. 152 УК РФ, предусматривающую ответственность за торговлю детьми.

Между тем, работа с семьями не налажена. Здесь также отсутствует взаимодействие между органами и учреждениями системы профилактики, поэтому они зачастую выпадают из поля зрения многочисленных органов и учреждений. Отмечая рост социального сиротства, беспризорности и безнадзорности детей, органы и учреждения профилактики работают со следствием этого явления, не выясняя причины, а ведь именно семья является одним из главных факторов развития и воспитания ребенка. Жизнь детей, изъятых из семьи и помещенных в детские государственные учреждения, не может заменить им родителей. Помощь же семье уже, как правило, запоздала.

Ситуация усугубляется тем, что большинство семей не владеют информацией об организациях, работающих с семьей и детьми, о том, кто может помочь в решении тех или иных проблем. В этой связи представляется, что управами районов, муниципалитетами должны быть приняты меры осведомления своих жителей, куда и по каким вопросам можно обратиться в связи с возникшей ситуацией.

В 2003 году органами внутренних дел было направлено в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 21303 протоколов и материалов на родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию детей. На заседаниях комиссий было рассмотрено лишь 4183 дела на родителей в целом, из них 1329 по вопросам лишения родительских прав, об отобрании детей и ограничении дееспособности. Если даже учесть, что половина протоколов и материалов направлены на родителей, не являющихся жителями Москвы, то получается, что каждый второй родитель, проживающий в городе Москве, выпал из сферы профилактического воздействия. Ни городская, ни окружные и районные комиссии по делам несовершеннолетних не разбирались с причинами такого аномального явления, не занимались этим и органы внутренних дел.

К Уполномоченному обратилось руководство школы № 296 СВАО в связи с ситуацией, связанной с нарушением прав несовершеннолетнего Славы Г., учащегося школы. Мальчик более года находился в Москве, являясь лицом без определенного места жительства. Привезла его в Москву мать, психически больной человек, инвалид 2 группы. Отец ребенка неизвестен. Мать периодически помещалась в психиатрические больницы, оставляя сына одного без средств к существованию. Длительное время он оставался на улице, ночевал у друзей и в подъездах. Школа, к ее чести, предприняла все возможное, чтобы помочь ребенку. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и в соответствии с аналогичным Законом города Москвы он подлежал устройству в учреждение социальной защиты населения, которые обязаны круглосуточно принимать таких детей, причем даже по личному заявлению ребенка, где его могли бы накормить и дать возможность ночевать в человеческих условиях. С целью его устройства сотрудники аппарата Уполномоченного обращались в социальные приюты города, в том числе "Алтуфьево", "Хорошево-Мневники" и другие, в 7-ю Тушинскую больницу, с просьбой принять ребенка, однако везде получили отказ. И только по нашему обращению в Департамент социальной защиты населения города Москвы несовершеннолетний был помещен в Социально-реабилитационный центр для детей и подростков "Отрадное".

Хочу отметить, что в практике службы Уполномоченного это единственный случай, когда за помощью обратилась школа. Создается впечатление, что в других школах нет проблем с трудными детьми и нет нерадивых родителей, к которым надо принимать меры профилактики. В связи с этим напрашивается единственный вывод - никому не хочется выносить сор из избы.

Примером бездушия, формального отношения является судьба несовершеннолетнего сироты Виталия Е., который по вине нерадивых родителей лишился жилой площади в г. Москве и неизвестными лицами фиктивно был прописан в г. Подольске в квартире, принадлежащей другим лицам. В течение полутора лет подросток вынужден был ночевать в подъезде дома, где жил ранее. Жильцы дома подкармливали его и помогали кто чем мог. Не зная, куда можно обращаться, жильцы направили письмо начальнику пенсионного фонда "Перово" с просьбой о помощи. Активную роль в судьбе несовершеннолетнего приняло профессиональное училище № 48. Спрашивается, где были органы опеки и попечительства, которые в соответствии с законом давали разрешение на сделку с его жильем, где была та же школа, в которой он, живя на лестничной клетке, окончил 9 классов, участковый милиции, который, кстати, проживал в этом же подъезде?

Об отсутствии взаимодействия между органами профилактики свидетельствует и отсутствие повседневной, кропотливой работы с трудными подростками.

По поступившей к Уполномоченному информации, в ноябре 2003 года на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципалитета "Лианозово" проводилась профилактическая беседа с гражданкой З. по вопросу воспитания сына Сергея Ф., состоящего на учете в подразделении по делам несовершеннолетних ОВД. В ходе рассмотрения, в присутствии представителя Уполномоченного, выяснилось, что сотрудники ОВД использовали Сергея, как и других, состоящих на учете подростков, в качестве подставных лиц для составления административных протоколов на продавцов, продававших спиртные напитки несовершеннолетним. Причем на заседании комиссии инспектор по делам несовершеннолетних Нефедова Е.В. пояснила, что это практиковалось ранее, до введения нового административного кодекса. Руководитель муниципалитета, он же председатель КДН и ЗП, обещал разобраться с вопросом о недопустимости подобных "операций". В ответе же на соответствующий запрос Уполномоченного сообщил, что эти "данные не подтвердились, подросток неблагополучный" и "оставил за собой право доверять информации сотрудников ОВД района". Правда, какой информации, той, что прозвучала на заседании комиссии или какой-то иной, представленной в последующем, не сообщил. Просьбу Уполномоченного выслать в его адрес ту часть протокола, где данный вопиющий факт зафиксирован, просто проигнорировали.

Несмотря на создание широкого круга субъектов профилактики, положение не меняется. Компетентные лица не желают полноценно участвовать в разрешении проблем детской беспризорности и безнадзорности, некоторые из них видят свою задачу в улучшении статистических показателей на бумаге и увеличении цифр, показывающих объем работы, тогда как на самом деле ничего реально не делается.

Поступающая в службу Уполномоченного информация свидетельствует о том, что в Москве до сих пор существует порочная практика, когда окружные УВД "спускают" в ОВД районов цифры, сколько надо составить протоколов на подростков за совершение административных правонарушений и скольких детей надо доставить в больницы за безнадзорность. Очевидно, что такая политика является ничем иным, как показухой, созданием видимости активной борьбы с безнадзорностью несовершеннолетних. Если в 2002 году, по данным ГУВД г. Москвы, за безнадзорность было доставлено 7794 несовершеннолетних, то в 2003 году их число составило 16525.

Распространенным явлением стали и факты отбирания сотрудниками милиции детей у граждан Таджикистана, занимающихся на улицах города попрошайничеством. Причем на такого ребенка составляется акт о подкидывании, после чего его помещают в дом ребенка № 6, где на следующий же день появляется мать, которой ребенка возвращают. Цифры же о количестве детей, нуждающихся в помощи государства и о принятых мерах по их устройству, таким образом увеличиваются.

Такое отношение может иметь крайне негативные последствия, как для детей, так и для их родителей.

Сотрудниками ОВД "Измайловский" в дом ребенка на основании акта о подкидывании был помещен мальчик, причем в акте было указано, что его родители не установлены. В связи с этим, по указанию администрации учреждения при получении свидетельства о рождении, ребенку были присвоены дата, год рождения, имя, фамилия и отчество как Маркина Василия Андреевича с соответствующими прочерками в графах "мать" и "отец". На самом деле, как было установлено впоследствии, ребенок находился на попечении подруги матери, которая была арестована, при этом ребенок изъят из квартиры. Наверное, сотрудникам милиции не составляло особого труда выяснить данные о ребенке. Мать, вернувшись в Москву, длительное время искала сына, нашла и ей пришлось доказывать в суде, что она является его матерью, предъявив, в числе других доказательств, справку из родильного дома и свидетельство о рождении своего ребенка, имевшего совершенно другие имя и фамилию. Хорошо еще, что в данном случае ребенка не отдали на усыновление, так как имелись все правовые основания в соответствии со ст. 130 Семейного кодекса РФ.

В приюты, реабилитационные центры в настоящее время поступают подростки, которые запущены в образовательном уровне. Это дети в возрасте 13-16 лет, ранее нигде не учившиеся или имеющие лишь начальное образование. Им необходима помощь, в связи с чем представляется, что в Москве, по примеру других регионов (Республики Карелия, Пермской области) можно решить вопрос об открытии в учреждениях начального профессионального образования специальных групп для подростков, не имеющих основного общего образования, чтобы дать таким детям возможность одновременно получать профессию и образование.

Следует отметить, что состояние получения воспитанниками и выпускниками детских учреждений начального профессионального образования вызывает серьезное беспокойство. По данным Департамента образования города Москвы в данных учреждениях обучается 1395 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Известно, что десятилетиями эта система являлась базой для социализации указанной категории несовершеннолетних. Однако сейчас выбор профессий крайне ограничен, поскольку лишь три учреждения имеют общежития и нередко такие учащиеся после выпуска вынуждены ютиться на птичьих правах в интернатных учреждениях.

Из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с нарушениями интеллекта в профессиональных училищах обучается 123 человека, где выбор профессий также ограничен четырьмя специальностями.

В 2003 году Правительством Москвы принято постановление, которым утверждено Положение о порядке назначения и выплаты именных стипендий Правительства Москвы студентам высших учебных заведений. Известно, что выплачиваются "Стипендии Мэра Москвы" соотечественникам, проживающим в Латвии, Литве и Эстонии. Эти акции заслуживают всяческой поддержки и одобрения.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть вопрос и о назначении именных стипендий Мэра или Правительства Москвы для социально незащищенных учащихся учреждений начального профессионального образования в целях социальной поддержки одаренных учащихся-сирот. Подобная помощь (конечно, особо отличившимся) явится для этой категории несовершеннолетних значительной поддержкой.

В субъектах Российской Федерации принимаются подобные решения с целью помочь детям, лишившимся попечения родителей, получить профессию, необходимую каждому конкретному региону. Согласно Федеральному закону "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (п. 6 ст. 6) ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей выплачивается обучающимся в учебных заведениях профессионального образования в размере трехмесячной стипендии. Однако Закон не конкретизирует, какой стипендии: установленной для обучающихся в данном учебном заведении или выплачиваемой учащимся-сиротам, т.е. повышенной, что вызывает правовую неопределенность и различное толкование этой нормы.

Кроме того, ст. 1 выше названного Закона, гарантируя полное государственное обеспечение лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, прямо предусматривает его только для обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Данное обстоятельство также вызывает на практике различное толкование этой нормы (в частности, при применении п. 2 ст. 6 Закона). В связи с этим представляется целесообразным внести в ст. 1 дополнение о том, что полное государственное обеспечение гарантируется и учащимся учреждений начального профессионального образования.

Пункт 5 ст. 5 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусматривает, что в целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категория граждан, которым оказывается эта помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Такой закон до сих пор отсутствует.

Информирование школьников об органах, учреждениях

и должностных лицах, защищающих их права

Серьезной проблемой в вопросах защиты прав и законных интересов ребенка является неудовлетворительная информированность несовершеннолетних и их законных представителей об органах, учреждениях и должностных лицах, на которых законом возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением и защитой прав детей.

В пункте 4 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ

"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено: "В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка".

Обращения к Уполномоченному свидетельствовали о том, что во многих образовательных учреждениях города Москвы указанная информация отсутствовала. В связи с этим 10 сентября 2003 года Уполномоченный обратился к руководителю Департамента образования города Москвы Кезиной Л.П. с предложением издать приказ, обязывающий руководителей учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы, и предлагающий негосударственным образовательным учреждениям в двухнедельный срок принять меры по выполнению требований пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Уполномоченным было рекомендовано в списках органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка, указать: Правительство Москвы, Московскую городскую Думу, приемную депутата Московской городской Думы, Департамент образования города Москвы и его окружные управления, Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, префектуры административных округов, районные, окружные и городскую прокуратуру, районные суды, районные ОВД, окружные УВД, муниципалитеты районов, как органы опеки и попечительства, районные и окружные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В результате, руководителем Департамента образования города Москвы 3 октября 2003 года издан приказ № 884 "О выполнении требований Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", предписывающий руководителям подведомственных образовательных учреждений в срок до 01 декабря 2003 года выполнить требование п.4 ст. 9 указанного федерального закона.

В 2004 году сотрудниками аппарата Уполномоченного будет проведен рейд по московским школам с целью проверки выполнения федерального закона и приказа Департамента образования города Москвы от 03.10.2003 № 884.

О развитии института уполномоченных по правам

участников образовательного процесса

В 2003 году Южным окружным управлением образования была продолжена экспериментальная работа по введению в образовательных учреждениях уполномоченных по правам участников образовательного процесса.

С целью формирования правового пространства в школах, округом разработана организационная система, способствующая развитию гражданско-правовой культуры участников образовательного процесса как составной части целостной системы учебно-воспитательной работы.

Создана правовая база функционирования института уполномоченных в учреждениях образования, осуществляется подготовка кадров, установлена тесная связь с Комитетом за гражданские права, Московской и Пермской школами прав человека, Волгоградским городским центром развития гражданского общества и др.

Стратегически верно избрана окружным управлением образования политика добровольного участия школ в эксперименте по мере их готовности - от получения информации по вопросам правового воспитания и образования всех участников образовательного процесса (ученик, учитель, родитель) и защиты прав детей - до активного включения в реализацию проекта по всем его направлениям.

23 школы округа активно работают в экспериментальном режиме и 15 школ включились в реализацию проекта с октября 2003 года, в настоящее время их представители обучаются на курсах по подготовке уполномоченных.

Уже сегодня можно говорить о том, что наличие подобных институтов является необходимым условием развития школы и признаком современной демократии. Реализация проекта способствует активизации деятельности Советов школ, психологических служб и становится частью целостной системы учебно-воспитательной работы. Кроме того, эта программа помогает реализовать на практике уже существующие нормативные требования к организации учебного процесса, сформировать у учащихся и учителей толерантное отношение ко всему школьному сообществу и более глубокому осознанию своих прав и обязанностей.

Следует отметить руководителя проекта - первого школьного омбудсмена в Российской Федерации (с 1998 года), учителя гимназии № 1552 Неповиннову Л.М., разработавшую модель института омбудсмена в средней школе, и начальника Южного окружного управления образования Минько Н.Г. Благодаря их инициативе и профессиональному подходу к делу положено начало формированию института уполномоченных в образовательных учреждениях.

Безусловно, такая деятельность заслуживает внимания и развития в других округах. В пользу перспективы тиражирования проекта говорит позиция руководителя Департамента образования города Москвы Кезиной Л.П., которая поддерживает идею введения в учреждениях образования должности школьного омбудсмена, с тем, чтобы, в первую очередь, обеспечить защиту прав детей в школе и семье.

О нарушении прав детей

средствами массовой информации

В последнее время на различных уровнях ставится вопрос о необходимости принятия мер по защите физического, психического и нравственного здоровья детей от пагубного влияния средств массовой информации. Тот обвал негативного влияния СМИ, который выливается на детские головы, обязательно скажется и уже сказывается на неокрепшей психике, состоянии здоровья, совершении несовершеннолетними правонарушений.

По данным социологического исследования в Юго-Западном административном округе города Москвы, было обследовано 5,5 тыс. детей в возрасте от 13 до 17 лет, при этом установлено, что 12,5 % учеников носят с собой кастеты, ножи, газовые баллончики.

За последние пять лет число зарегистрированных преступлений по ст. 242 УК РФ за незаконное изготовление в целях распространения, а также распространение и рекламирование порнографических материалов, торговлю печатными изданиями, кино или видеоматериалами порнографического характера увеличилось на 77% (1999 г. - 77 преступлений, 2003 г. - 131). За этот же период возбуждено 63 уголовных дела по ст. 134 УК РФ, предусматривающую ответственность за половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим возраста 14 лет, и 191 уголовное дело - по ст. 135 за совершение развратных действий в отношении лиц, не достигших 14-летнего возраста.

По данным отдела судебной экспертизы несовершеннолетних при Детской психиатрической больнице № 6 г. Москвы, со времени введения в 1997 году в действие нового УК РФ количество несовершеннолетних, проходивших психиатрическую экспертизу по уголовным делам, возросло в два раза. Из них 75 % составляют потерпевшие от преступлений сексуальной направленности. В Московский ЦВСНП ежегодно помещается около 400 девочек, занимающихся проституцией.

Совет Глав правительств Содружества Независимых Государств 30.11.2000 г. принял решение "О защите детства в государствах-участниках Содружества Независимых Государств", которым дано поручение соответствующим органам, рассмотреть, в числе других, вопрос о регулировании деятельности электронных и печатных средств массовой информации в целях защиты физического, психического и нравственного здоровья детей от их разрушительного влияния.

В соответствии со ст. 37 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" размещение в телеэфире информации эротического содержания должно осуществляться в установленное время - с 23.00 до 04.00 часов. Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет, устанавливаются не только федеральным законом, но и законами субъектов Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации опыт такой работы имеется. К примеру, в Красноярском крае принят Закон "Об охране общественной нравственности", одной из основных задач которого является ограждение несовершеннолетних от вредного воздействия продукции, создающей угрозу их моральному и физическому развитию. Однако на уровне конкретного региона данный вопрос комплексно решить сложно.

Вместе с тем, учитывая актуальность проблемы, полагаю необходимым начать разработку соответствующего проекта Закона города Москвы. Аппарат Уполномоченного готов принять в этом самое активное участие.

Об участии Уполномоченного в нормотворческой деятельности

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

По состоянию на 1 октября 2003 года в учреждениях, подведомственных департаментам здравоохранения, образования, социальной защиты населения города Москвы воспитывались 1 602 ребенка переданных на воспитание государству по заявлению матери "О согласии на усыновление (удочерение)" (отказные), доставленных по акту органов внутренних дел "О доставлении подкинутого или заблудившегося ребенка" (подкидыши), доставленных по акту "Об оставлении ребенка в лечебно-профилактическом учреждении" (оставленные), которым в соответствии с федеральным законодательством пенсии не назначаются. Кроме того, на указанные категории несовершеннолетних невозможно взыскание алиментов. Таким образом, эти дети оказались в неравных условиях по сравнению с другими категориями детей, оставшихся без попечения родителей, определенных на воспитание в семью или детские учреждения и получающих алименты, пенсии по случаю потери кормильца или инвалидности. Перед Правительством Российской Федерации и Государственной Думой РФ в течении длительного времени неоднократно ставился вопрос о необходимости установления социальной пенсии отказным, подкинутым, оставленным детям. Однако на федеральном уровне проблема до сих пор не решена.

Учитывая, что Конституция РФ отнесла социальное обеспечение к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 п.1 "ж"), а Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ст. 1 п.5) установлено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации регулируются нормативными актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, 5 ноября 2003 года председатель Комиссии по социальной политике Московской городской Думы Драгункина З.Ф. совместно с Уполномоченным направили первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецовой Л.И. проект постановления Правительства Москвы "О социальной пенсии города Москвы отдельным категориям детей, оставшимся без попечения родителей". К проекту прилагались Порядок назначения и выплаты социальной пенсии и финансово-экономическое обоснование. Было предложено установить особую ежемесячную городскую социальную выплату несовершеннолетним в возрасте от 0 до 18 лет из числа отказных, подкинутых и оставленных в размере базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для детей, потерявших обоих родителей (по состоянию на 31 декабря 2003 года - 450 рублей).

Предложение было принято, что нашло свое отражение в Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2004 год, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 13.01.2004 № 5-ПП (п. 11 постановления, п. 16 раздела 1.1 Программы). Программой предусмотрено выделение в 2004 году на указанные цели 12 миллионов рублей из бюджета города. В настоящее время заканчивается согласование проектов постановления Правительства Москвы "О ежемесячной компенсационной выплате отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей" и "Порядка установления и выплаты ежемесячной компенсационной выплаты отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей", представленных Департаментом социальной защиты населения города Москвы с учетом предложений Драгункиной З.Ф. и Уполномоченного.

Город Москва, как и Россия в целом, переживает "репродуктивный кризис", смертность превышает рождаемость. Стабильно растет число детей, рожденных вне зарегистрированного брака. На каждые три зарегистрированных брака в Москве приходится два официальных развода, в результате ежегодно более 20 тыс. детей остаются без одного из родителей.

Московская семья характеризуется малодетностью, средний размер семьи - 3,1 человека.

Если в целом по России каждый третий житель является несовершеннолетним, то в городе Москве - лишь каждый пятый.

В последние годы число многодетных семей постоянно сокращается. Прежде всего, это связано с тем, что рождение ребенка влечет за собой социально-экономические проблемы прямого и косвенного характера. С одной стороны, возникает необходимость дополнительных материальных затрат на содержание нетрудоспособного члена семьи, а с другой стороны, родитель занятый уходом за ребенком, временно теряет трудовой доход. Многодетность практически автоматически относит семью к группе малообеспеченных семей, нуждающихся в особой заботе государства.

Несмотря на принимаемые меры по социальной защите семей с детьми, многие московские многодетные семьи нуждаются в государственной поддержке, поскольку наибольшую часть своего бюджета приходится тратить на питание, одежду, обувь, образование, цены на которые постоянно растут. Нередко в аппарат Уполномоченного обращаются такие семьи, спрашивая, где можно получить материальную помощь или хотя бы одежду, обувь для детей.

В этой связи необходим закон, который бы устанавливал, прежде всего, статус многодетной семьи, гарантировал конкретные формы и меры ее поддержки. Постановление Правительства города Москвы о социальной поддержке многодетных семей было принято в 1992 году.

Законы о мерах государственной поддержки многодетных семей приняты в Республике Башкортостан, Владимирской, Калининградской, Калужской областях. Готовятся в Воронежской, Нижегородской и ряде других субъектов Российской Федерации.

Кроме того, во многих субъектах Российской Федерации приняты законы либо постановления о награждении многодетных матерей, родивших и достойно воспитавших, пять или более детей. Так, в Сахалинской области принят закон "О медали Сахалинской области "Материнская слава", во Владимирской области такие женщины награждаются почетным знаком "За доброту и милосердие", в Липецкой области учрежден почетный знак "Слава матери", в Республике Коми - ежегодный премиальный фонд, в Республике Мордовия и Новгородской области - Почетный диплом 3-х степеней с вручением премий.

Председателем Комиссии по социальной политике Московской городской Думы Драгункиной З.Ф. совместно с аппаратом Уполномоченного подготовлен проект Закона города Москвы "О государственной поддержке многодетных семей в городе Москве", который находится на согласовании в заинтересованных органах исполнительной власти города. Надеюсь, что законопроект найдет понимание и поддержку.

Заключение

Данный доклад, как и предыдущий, не претендует на всеобъемлющий анализ ситуации с правами детей в городе Москве.

Приоритет в докладе неизбежно отдается вопросам, которые наиболее часто фигурируют в обращениях людей.

Уполномоченного и сотрудников его аппарата особенно тревожит большое количество жалоб на нарушение гражданских прав и свобод, особенно, если эти нарушения исходят от сотрудников правоохранительных органов и касаются социально незащищенных слоев населения.

Яркой иллюстрацией того, что некоторым чиновникам в Москве "закон не писан", является противостояние выпускницы детского дома, одинокой матери К-вой и начальника паспортной службы ОВД "Арбат", капитана милиции Демидова С.В.

К-ва - уроженка г. Москвы, гражданка Российской Федерации, до 2001 года имела регистрацию в г. Москве. В январе 2001 года по вине жилищных мошенников потеряла московское жилье и была зарегистрирована во Владимирской области. Сейчас К-ва временно зарегистрирована с маленьким ребенком на территории ОВД "Арбат".

В течение полутора лет К-ва не может заменить паспорт гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации, в чем ей отказывает Демидов С.В. Данный отказ нарушает приказ МВД РФ от 24.05.2003 № 347 "О документировании отдельных категорий граждан Российской Федерации". Как следует из этого приказа, "при решении вопроса о замене паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации гражданин, зарегистрированный по месту жительства в одном субъекте Российской Федерации, а фактически проживающий или зарегистрированный по месту пребывания в другом субъекте Российской Федерации, может обратиться в органы внутренних дел Российской Федерации по месту пребывания или фактического проживания...".

Однако начальник паспортной службы ОВД "Арбат" Демидов С.В. не считает необходимым подчиняться приказу МВД, мотивируя это необходимостью "проведения проверки заявителя по соответствующим учетам".

К-ва обратилась в ГУВД г. Москвы. Ее обнадежили и заверили, что она может поменять паспорт и по месту пребывания, и там, где фактически живет. Достаточно прийти в ОВД, захватив с собой заявление, ксерокопию старого паспорта, 2 фотографии и денежную квитанцию. Никаких проверок, никаких учетов. Вручение паспорта, сообщили сироте, - производится начальником паспортной службы, т.е. господином Демидовым С.В. Круг замкнулся.

Уполномоченный обратился к Министру внутренних дел РФ, приказы которого Демидов С.В. игнорирует. Это дало положительный результат. Видимо, вопрос выдачи паспорта несчастной молодой женщине - компетенция Министра внутренних дел.

Пока шла переписка, другие ретивые чиновники отказывали К-вой в выдаче ее дочери детских пособий.

Получается, что в Российской Федерации дети порой отвечают не только за родителей, но и за капитанов милиции, нарушающих права даже маленького человека.

Доклад Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве наполнен нашей реальной жизнью, именно поэтому приведено множество конкретных фактов и ситуаций. К сожалению, не выдуманных, а существующих в действительности.

Хотелось бы, чтобы Мэр и члены Правительства Москвы, руководители органов исполнительной власти и местного самоуправления, депутаты Московской городской Думы, лица, возглавляющие правоохранительную и судебную систему города, представители средств массовой информации - все, кому не безразлично будущее наших детей, отнеслись со вниманием к поднятым в докладе проблемам.

Далеко не каждому, но все-таки многим несовершеннолетним москвичам, нам удалось помочь в 2003 году.

Решая детские и не детские проблемы, Уполномоченный опирался на честных, грамотных, принципиальных и отзывчивых специалистов во всех областях, связанных с защитой прав детей.

Опирался просто на хороших и добрых людей, которых в нашем городе большинство.

Конструктивное сотрудничество ради детей со всеми уровнями и ветвями власти, организациями и предприятиями, жителями столицы будет продолжаться и в новом году.

19 марта 2004 года

Уполномоченный по правам ребенка

в городе Москве А.И.Головань

53



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе в 2009 году

    Доклад
    Часть 2. Анализ положения в области обеспечения и защиты прав и свобод человека, гражданина и ребёнка на территории Ненецкого автономного округа в 2009 году
  2. Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ненецком автономном округе за 2011 год

    Доклад
    Общеизвестно, что в современном демократическом обществе на первое место становятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находится в гармонии с общественными и государственными интересами.
  3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2008 году

    Доклад
    В 2009 году исполняется 200 лет институту омбудсмана. Первый парламентский омбудсман был учрежден в 1809 году в Швеции. Однако в течение очень длительного времени Швеция являлась единственным государством, где был создан и развивался этот институт.
  4. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2003 году (1)

    Доклад
    Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона города Москвы от 3 октября 2001 года № 43 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» и направляется в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы.
  5. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2007 году

    Доклад
    Весной 2008 года исполняется 10 лет с момента учреждения института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (далее - институт уполномоченного).

Другие похожие документы..