Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимал...полностью>>
'Классный час'
Из анализа проведённой анкеты «Что я знаю о Пушкине? мы выяснили, что учащиеся мало знают о биографии и о творчестве великого поэта. Вы знаете, когда...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Посібник містить методичні рекомендації щодо організації та проведення передвипускної виробничої практики учнів з професії «слюсар з ремонту автомобі...полностью>>
'Программа'
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занят...полностью>>

Международных

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФАКУЛЬТЕТУ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

МГИМО(У)

60 ЛЕТ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

ФАКУЛЬТЕТУ

МЕЖДУНАРОДНЫХ

ОТНОШЕНИЙ МГИМО(У)

60 ЛЕТ

Под редакцией

д. и. н., проф. Ю.А. Булатова

МОСКВА

2003

ББК 74.58

Ф18

Редколлегия:

А.В. Торкунов (председатель),

И.Г. Тюлин, А.Ю. Мельвиль, В.Б. Кириллов,

Ю.А. Булатов, М.М. Наринский,

В.О. Печатнов, В.И. Уколова

Авторский коллектив:

А.А. Ахтамзян, И.А. Ахтамзян, А.В. Васильев, Е.М. Богуславский, Т.М. Гуревич, Ю.Н. Кудрявцев, В.С. Кузнецов, Б.Г. Курбатов, Б.П. Лаврентьев, Н.А. Лаптева, Л.В. Ларионова, О.Н. Маслакова, Н.В. Мелёхина, Т.А. Новикова, О.Г. Обичкин, О.Е. Орехова, В.О. Печатнов, А.М. Рудченко, О.П. Селянинов, Р.А. Сергеев, Н.А. Соловьян, Н.В. Степанова, И.О. Толстикова, Г.Г. Тяпко,
В.И. Уколова, Н.К. Усманов

Ф18

Факультету международных отношений МГИМО(У) 60 лет / Моск. гос. ин-т межд. отношений (ун-т) МИД России; Редкол.: А.В. Торкунов (предс.) и др.; Под ред. Ю.А. Булатова. — М.: МГИМО(У) МИД России, 2003. — 147 с.

ISBN 5-9228-0125-2

Настоящее юбилейное издание посвящено факультету международных отношений — одному из ведущих факультетов МГИМО(У), 60-летие основания которого отмечается в 2003 г.

В издании рассказывается об истории создания факультета, о людях, которые стояли у его истоков, о его первых и последующих деканах и ведущих преподавателях. Отдельные разделы посвящены роли и месту факультета и его кафедр в современном образовательном и научном процессе МГИМО(У).

Надеемся, что данное издание окажется интересным выпускникам, нынешним преподавателям и сотрудникам, будущим студентам факультета, а также всем, кто интересуется историей МГИМО(У) и чтит его традиции.

ББК 74.58

© Московский государственный институт междуна-

ISBN 5-9228-0125-2 родных отношений (университет) МИД России, 2003

К НАШИМ ЧИТАТЕЛЯМ

Исполняется 60 лет со дня создания факультета международных отношений. Пройден большой и сложный путь. За прошедшие годы подготовлены тысячи специалистов, которые внесли свой вклад в упрочение внешнеполитических позиций нашей страны на международной арене, в развитие общественных наук и журналистики. Сложился высокопрофессиональ­ный профессорско-преподавательский коллектив, постоянно находящийся в творческом поиске, которому по силе решение самых сложных задач в деле подготовки и воспитания молодых специалистов. Совершенствуется учебный план в соответствии с новыми требованиями подготовки квалифицированных специалистов-международников. Вводятся новые учебные курсы, апробируются новые формы учебного процесса: чтение лекций с использованием компьютерных технологий, проведение ситуационных семинаров. С каждым годом расширяется информати­зация учебного процесса, в том числе языковой подготовки студентов. Преподаватели профилирующих, специальных и языковых кафедр создают мультимедийные учебные пособия, дистантные курсы обучения. Многие программы курсов и формы проведения занятий преподавателями факультета МО берутся на вооружение другими вузами России. Все шире распространяется практика чтения межкафедральных курсов, а также мастер-классов, проводимых известнейшими российскими учеными — директорами академических институтов, академиками и членами-корреспондентами РАН.

Современная международная обстановка, характеризующаяся в первую очередь динамизмом, требует от молодых специалистов-между­народ­ников все более высокого профессионализма, в том числе глубокого знания проблем изучаемых регионов. Углубленной профессиональной подготовке в этой области призвана служить созданная на факультете МО в 2002 г. магистратура по направлению «Регионоведение», где более фундаментально изучаются основные регионы мира.

Факультет международных отношений с момента своего создания вплоть до сегодняшнего дня является ведущим центром страны по подготовке высококвалифицированных специалистов-международников, в том числе в подготовке иностранных студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья.

История факультета, история наших кафедр — это прежде всего люди, которые стояли у истоков, и это те, кто ныне продолжает и приумножает его славные традиции.

Декан факультета

д. и. н., профессор Ю.А. Булатов

ТАК МЫ НАЧИНАЛИ

1943 год. В ходе ожесточенных боев на Курской дуге был закреплен коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, стратегиче­ская инициатива полностью перешла в руки советского верховного глав­нокомандования. Еще предстояли жестокие кровопролитные битвы, но вопрос о разгроме германского фашизма был предрешен. Стало очевид­ным, что после окончания войны перед советской внешней политикой не­избежно встанут важные широкомасштабные проблемы, для решения которых потребуются молодые высококвалифицированные специалисты с прекрасным знанием всего комплекса международных проблем, со свободным владением иностранных языков.

31 августа 1943 г. советское правительство приняло решение о создании в МГУ факультета международных отношений со сроком обуче­ния в четыре года и с приемом на 1 курс 200 человек преимущественно из числа лиц мужского пола. 14 октября 1944 г. на базе этого факультета был учрежден Московский государственный институт международных отношений НКИД СССР с приемом на 1-й курс 250 человек. В сентябре 1945 г. студентами 1-го курса стали уже 400 человек. В феврале 1947 г. было принято решение о 5-ти годичном сроке обучения.

Бытует мнение, что уже в первые годы существования факультета и института набор студентов осуществлялся по закрытой системе. На самом же деле прием студентов осуществлялся открыто с последующим отбором специальной комиссией (о наборе студентов публиковалась информация в центральной прессе).

Для подготовки высококвалифицированных специалистов привлекались самые выдающиеся профессора того времени. Можно по праву назвать имена академиков Е.В. Тарле, Л.Н. Иванова, член-корреспондента Академии наук СССР А.В. Ефимова, профессоров В.Н. Дурденевского, С.Б. Крылова, Л.И. Зубока, Ф.И. Нотовича. Именно они заложили основы научных школ, успешно развивающихся и в настоящее время в стенах нашего института.

Выпускники 40-х – 50-х с гордостью вспоминают, что им довелось слушать лекции выдающегося историка академика Евгения Викторовича Тарле, читавшего систематический курс по новой истории. Особенно глубокие и яркие впечатления оставили лекции по истории Отечественной войны 1812 года, наполеоновских войн и талейрановской дипломатии, а также по истории Крымской войны 1853-1956 гг. и периода накануне первой мировой войны. Особенность лекций Е.В. Тарле состояла в том, что они были органической составной частью творческого процесса самого ученого: приходя в аудиторию к студентам, маститый профессор делился со студентами своими знаниями фактов и документов, которые он почерпнул за полвека научного поиска. Это были размышления вслух с целью передать новому поколению богатый опыт из истории дипломатии, чтобы будущие дипломаты могли достойно защищать национальные интересы страны. Разумеется, лекции академика не ограничивались рамками каких-либо программ и учебных пособий. Это был по-настоящему академический научный курс, основанный на гигантском фактическом материале, полученном ученым не только из обширного круга исторических исследований, но и в результате работы в многочисленных архивах. При чтении курса Евгений Викторович не пользовался ни конспектами, ни какими-либо набросками. Но и записывать его лекции было весьма сложно, потому что это была тонкая игра мысли, с легкой иронией, остроумными обобщениями и замечаниями. Словом, это был неповторимый, уникальный курс лекций, которые слушали не для того, чтобы «сдать», а для того, чтобы запомнить и усвоить на всю жизнь.

Наряду с научной школой академика Е.В. Тарле, труды которого были посвящены главным образом истории стран Европы, на кафедре всеобщей истории формировалась школа американистов. Её основателями были член-корреспондент АН СССР Алексей Владимирович Ефимов и доктор исторических наук профессор Лев Израилевич Зубок. Один из учеников и последователей А.В. Ефимова Заслуженный деятель науки РФ, доктор исторических наук профессор, действительный член Российской Академии естественных наук Р.Ф. Иванов спустя почти полвека тепло вспоминал его лекции: «Я слушал его лекции по новой истории США и европейских стран во второй половине 40-х гг. в МГИМО. На нас, студентов-фронтовиков, приученных военной службой к субординации, само ученое звание — член-корреспондент АН СССР — уже действовало магически. Но еще больше поражала его внешность: величественно красивый, с вьющейся шевелюрой, орлиным профилем, высокий, стройный, широкоплечий. И даже сильная хромота (результат болезни в молодости), тяжелая палка из красного дерева, на которую он опирался, направляясь к кафедре, не нарушали первого впечатления исключительной гармонии и одухотворенности этого человека».

Специальные и общие курсы лекций А.В. Ефимова по истории США были крупным явлением в исторической науке и в педагогике в 40-50-х гг. Курс этих лекций лег в основу его «Очерков истории США». Ко времени работы на факультете международных отношений А.В. Ефимов был уже широко известным ученым, автором нескольких монографий и учебников.

В первые послевоенные годы студенты факультета учились по учебникам, написанным еще до второй мировой войны. Видные ученые, создавшие первый в нашей стране учебник для высшей школы по новой истории стран Европы и Америки, были и первыми профессорами МГИМО: академик Е.В. Тарле, член-корреспондент АН СССР А.В. Ефимов, профессора Л.И. Зубок, Ф.И. Нотович, В.М. Хвостов.

Выпускники МГИМО первых лет существования института, теперь уже ветераны дипломатии, науки, журналистики, многих государственных служб с благодарностью вспоминают лекции и труды выдающихся ученых своего времени, работавших на факультете международных отношений. Среди них — прежде всего корифеев международного права — С.Б. Крылова и В.Н. Дурде­нев­ского, которые вели курс международного права сначала на факультете международных отношений, а уже затем на образованном позже международно-правовом факультете.

С.Б. Крылов опубликовал еще в 20-30-х гг. фундаментальные труды по бюджетному и воздушному праву, а также книгу «Международное частное право». Курс «Международное право», подготовленный в соавторстве с В.Н. Дурденевским, увидел свет в 1947 г., а затем был переиздан в 1951 г. и положил начало отечественной школы международного права. С.Б. Крылов принимал активное участие в подготовке Устава ООН в Думбартон-Оксе. Его «Материалы к истории ООН» были опубликованы в 1949 г., а затем переиз­даны в 1961 г.

В.Н. Дурденевский известен также своими трудами по зарубежному государственному, конституционному и международному праву, опубликованными в межвоенное время, и публикациями документов.

Лекции наших выдающихся профессоров всегда находили благодарный отклик в сердцах слушателей. Кто же были первыми нашими студентами в те далекие годы? Первые два набора, проходившие в годы войны, — это бывшие фронтовики, получившие тяжелые ранения и демобилизованные из армии, выпускники средних школ, не достигшие призывного возраста.

Тяжелы были первые шаги в суровые военные и первые послевоенные годы. Но они заложили будущее нашего института, известного ныне во всех уголках нашей планеты.

ЧЕРЕЗ РЕОРГАНИЗАЦИИ К СТАБИЛЬНОСТИ

На протяжении более чем полувека в ходе многочисленных преобразований, перестроек, реформ и реорганизаций в МГИМО, когда упразднялись одни факультеты и создавались новые подразделения, факультет международных отношений продолжал не только существовать, но и развиваться: в его состав включали целые факультеты, даже ВУЗы (так было с Институтом востоковедения), отделяли кафедры и студентов для создания других структур, в частности, при создании международно-правового факультета в 1968 г., факультета международной журналистики в 1969 г., факультета политологии в 1999 г.

Первая реорганизация факультета произошла в 1954 г., когда было принято постановление Совмина о слиянии МГИМО и Института востоковедения в целях «упорядочения подготовки специалистов» по международным отношениям, филологии и истории стран зарубежного Востока. Действовавшие три факультета — МО, МП и МЭО — были преобразованы в два — западный и восточный. Перестройка института и факультетов болезненно отразилась на судьбе многих студентов как МГИМО, так и Института востоковедения.

Большая часть студентов двух институтов была переведена в другие учебные заведения, отказавшиеся от перевода были отчислены. Прошла кадровая перетряска профессорско-преподавательского состава, завершившаяся освобождением от работы более ста преподавателей.

Протесты студентов и преподавателей, вылившиеся в демонстрацию у здания МИД и получившие международную огласку, привели к частичному смягчению принятых жестких мер: пятикурсникам дали возможность окончить институт.

В тот период деканом западного факультета стал Семен Александрович Гонионский, а деканом восточного факультета — Георгий Александрович Ганшин. Первый — историк, специалист по странам Латинской Америки, второй — экономист, специалист по Китаю.

Выпускники 1956 г. хорошо помнят, что не все получили по окончании МГИМО работу по специальности. В дипломы, выданные в том году, отдельной строкой вместо специальности было вписано: «преподаватель средней школы со знанием иностранного языка». Учебный план западного факультета предусматривал обязательное изучение лишь одного иностранного языка, тогда как студенты восточного факультета, наряду с изучением одного из восточных языков, обязательно изучали еще и один из западных языков: английский или французский. Инициатором введения обязательного изучения второго языка на западном факультете стал С.А. Гонионский, заведовавший одно время кафедрой романских языков. Имелось в виду поставить в одинаковое положение студентов и восточного, и западного факультетов при шестилетнем сроке обучения, который был введен в 1954 г.

Большое значение имело принятое в тот период решение направлять выпускников на полугодовую практику за рубеж. На протяжении трех десятилетий преддипломная практика в изучаемой стране стала обычным делом. На западном и восточном факультетах она проходила по линии МИД СССР, а на факультете международных экономических отношений — по линии МВТ СССР. Разумеется, это нововведение способствовало повышению уровня и качества подготовки молодых специалистов, дало возможность проверять деловые и моральные качества выпускников еще до вручения дипломов и до официального распределения.

В ходе начавшейся в 1959 г. реформы высшей школы в стране в стенах института обострилась борьба за структуру тех коллективов, которые влились в состав МГИМО. Дело в том, что в 1958 г. к МГИМО решением правительства присоединили еще один ВУЗ — Институт внешней торговли. В МГИМО был образован факультет внешней торговли с двумя отделениями: коммерческим и валютно-финансовым. В дальнейшем факультет был преобразован и переименован в факультет международных экономических отношений. Слияние в течение 4-5 лет трех вузов одного профиля, хотя и с разными специальностями, конечно, протекало не без проблем. Особенно острые формы приняла борьба за сохранение положения востоковедов. Активно выступил за сохранение восточного факультета декан Г.А. Ганшин. Он считал необходимым сохранить факультет и кафедры восточного ориентирования, ряда восточных языков. Ганшин взял на себя не простую задачу адаптации целого коллектива к условиям нового учреждения, сложившегося уже за десять лет как специальное учебное заведение, которое обеспечивало подготовку специалистов в основном для работы в странах Европы и Америки. Теперь задача заключалась в том, чтобы на базе МГИМО начать подготовку специалистов для работы в странах Азии и Африки, причем в новых исторических условиях — крушения колониальной системы и развернувшейся борьбы народов колоний за национальное освобождение и государственную самостоятельность.

Вслед за странами Азии, такими, как Китай, Индия, Бирма, Индонезия, Вьетнам, на путь независимого развития вступали десятки молодых государств, с которыми Советский Союз устанавливал дипломатические отношения сразу после провозглашения ими независимости. Если в 1945 г. учредителями ООН выступали примерно 50 государств, то к началу 60-х гг. число независимых новых государств возросло в два раза. Для работы в этих странах требовались хорошо подготовленные специалисты, знающие не только язык и литературу страны, но и ее историю, экономику и культуру. К 1960 г. факультет международных отношений должен был начать выпуск высококвалифицированных специалистов. Реорганизация была направлена на то, чтобы сократить количество кафедр, организовав вместо двух кафедр — истории Запада и истории Востока — одну кафедру — всеобщей истории, а кафедру экономики Запада и экономики стран Востока слить в единую кафедру мировой экономики. К концу 50-х гг. на восточном факультете обучалось более 500 студентов, что отвечало нормативам высшей школы. Но в ходе очередной реорганизации верх взяла тенденция к слиянию не только кафедр одного профиля, но и двух факультетов — западного и восточного. В мае 1959 г. в МИД было принято предложение ректората об открытии на факультете международных отношений двух отделений: западного и восточного. Г.А. Ганшин перешел на работу в Институт китаеведения АН СССР.

Составной частью реформы высшего образования в МГИМО на рубеже 50-х и 60-х гг. было учреждение и совершенствование работы политико-воспитательных и аттестационных комиссий, которые состояли из преподавателей общественно-политических и лингвистических кафедр, представителей общественных организаций. Комиссии ежегодно назначались приказом ректора по представлению общественных организаций. Воспитательная работа преподавателей и в учебном процессе, и во внеурочное время (участие в студенческих собраниях, посещение студентов в общежитиях и т.п.) позволяла делиться жизненным опытом, передавать воспитанникам определенные нравственные нормы, духовные ценности.

В 70-е – 80-е гг. продолжалось совершенствование учебного процесса.

Особо сложным периодом в истории факультета был конец 80-х – начало 90-х гг., когда распалась тоталитарная общественно-полити­че­ская система, когда рухнули общественные организации, начали складываться рыночные отношения. Все это существенным образом отразилось на работе факультета. Возникла проблема распределения выпускников, осложнилась воспитательная работа, да и сам набор новых студентов. В этот трудный период факультет возглавил Анатолий Васильевич Торкунов, будущий ректор МГИМО. Под его руководством была проделана огромная работа по вхождению факультета в новые условия общественного развития. Были пересмотрены и существенно изменены учебные планы преподаваемых дисциплин. Они в большей мере стали отвечать насущным потребностям жизни. Установились связи с новыми в целом для института организациями, в которые могли быть распределены выпускники факультета, укреплялась учебная и производственная дисциплина. А.В. Торкунов был инициатором создания на факультете Русского центра, к работе в котором было привлечено около 100 преподавателей и сотрудников института. Преподаватели и студенты постоянно обращались к Анатолию Васильевичу за помощью и всегда находили взаимопонимание и поддержку.

Именно на посту декана раскрылся незаурядный научный и организационный талант Анатолия Васильевича. Значительно возрос престиж факультета в институте.

Работа Анатолия Васильевича Торкунова на посту декана была по достоинству оценена, вскоре он стал проректором, а затем и ректором института. Под его руководством значительно возрос престиж и авторитет МГИМО в России и далеко за ее пределами.

Факультет международных отношений уже много лет работает в условиях стабильности, что позволяет совершенствовать учебный процесс и с уверенностью смотреть в будущее.

ДЕКАН — ЛИЦО ФАКУЛЬТЕТА

Декан — главный организатор учебного процесса в рамках факультета. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: каков декан, таков и факультет. Все деканы факультета, начиная с первого декана и первого ректора МГИМО И.Д. Удальцова до нынешнего декана доктора исторических наук, профессора Ю.А. Булатова, внесли свой весомый вклад в становление и развитие факультета. Вместе с тем, должность декана была и хорошей школой профессионального совершенствования. Старожилы факультета помнят в качестве деканов маститых личностей: Л.А. Никифорова, известного историка, доктора исторических наук, исследователя эпохи Петра Великого и Северной войны, Ф.И. Кожевникова, заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора юридических наук, профессора; Н.И. Лебедева, доктора исторических наук, ставшего в 1974 г. ректором МГИМО. В то же время кресло декана занимали энергичные молодые преподаватели: В.В. Егоров, Г.В. Фокеев, А.Ю. Строганов. Успешно и плодотворно в течение многих лет работали деканами факультета: доктор юридических наук, профессор В.К. Собакин, профессор и доцент В.М. Кулагин, М.А. Пережогин и, наконец, профессор Ю.А. Булатов. Как уже отмечалось выше, огромный вклад в развитие факультета внес А.В. Торкунов.

Деканами факультета международных отношений в конце 50-х – начале 60-х гг. были последовательно кандидат исторических наук К.А. Бобунов, пришедший в МГИМО вместе с коллективом Института внешней торговли, а затем С.А. Гонионский, доктор исторических наук. В июле 1962 г. ректор института Ф.Д. Рыженко впервые назначил деканом факультета выпускника МГИМО 1949 г. Вадима Константиновича Собакина, доцента кафедры международного права, который до этого два года был заместителем декана. Будучи деканом до апреля 1965 г., В.К. Собакин много сделал для разумного сочетания в учебном процессе общеполитических дисциплин, профилизации и профессионализации обучения. После успешной работы В.К. Собакина назначение или избрание деканами выпускников факультета стало делом обычным, в частности, оправдало себя выдвижение для руководства факультетом выпускников института Н.И. Лебедева, а затем и В.М. Кулагина. Владимир Михайлович Кулагин, декан факультета международных отношений с 1976 по 1982 г., выпускник 1965 г., ныне профессор МГИМО, Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса, поделился своими воспоминаниями: «Избрание деканом родного факультета я воспринял как честь и по мере сил пытался оправдать оказанное мне доверие. Сначала было нелегко, поскольку я оказался по тем временам несолидно молодым деканом ведущего факультета элитного в советские времена института. Выжил я на этом трудном посту благодаря помощи коллег. Студенческий состав был довольно сильный. Бывший в то время ректором Н.И. Лебедев сделал много для института и факультета. Большую помощь я всегда ощущал со стороны проректоров того времени: М.А. Пережогина, Н.П. Драчевой, А.В. Торкунова, Г.В. Чучко, секретаря парткома Н.М. Никулина. Особую поддержку молодому декану оказали заведующие кафедр — Г.Г. Юдина, А.В. Меликсетов, А.А. Ахтамзян, С.З. Дымшиц, Н.К. Усманов и многие другие. Прекрасные были и заместители декана — Н.В. Степанова, В.П. Кочетов, О.Д. Чувилкин.

Я очень рад, что оказался прав, постоянно напоминая в то время студентам, что, в конечном счете, каждому в жизни воздается по труду. Убеждаюсь в универсальности этой истины, когда сегодня слышу о блестящей карьере таких выпускников факультета тех лет, как посол на Кипре Г. Мурадов, посол в Италии Н. Спасский и многих других. Мы ввели на факультете гласное ранжирование всех выпускников по знаниям и моральным качествам, в зависимости от которого в подавляющем большинстве осуществлялось централизованное в то время распределение на работу. Большую роль играли политико-воспитательные комиссии в академических группах.

В начале 80-х гг. в результате кропотливой работы с кафедрами был сформирован новый учебный план факультета, основы которого действуют и по сегодняшний день. Уже в то время мы вводили спецкурсы по выбору студентов — одна из первых попыток приблизить наше образование к мировым стандартам».

В первой половине 80-х гг. деканат факультета международных отношений возглавлял опытный организатор учебного и воспитательного процесса доцент Михаил Афанасьевич Пережогин. Он принадлежит к героическому поколению наших соотечественников — участников Великой Отечественной войны. Вскоре после прихода в МГИМО М.А. Пережогин с 1972 г. работал заместителем декана факультета. Затем с 1974 по 1980 гг. он был проректором по учебной работе, в 1982 г. был избран деканом факультета международных отношений и оставался на этой должности до сентября 1986 г. Профессор М.А. Пережогин, ныне председатель Совета ветеранов института, вспоминает о своей работе на факультете: «Деканат принял в рабочем состоянии с хорошо подобранными кадрами, утвержденными учебными планами, твердой дисциплиной. Поэтому работа в деканате продолжалась в таком же деловом, спокойном ритме. Особое внимание было обращено на дальнейшее повышение качества учебного процесса, создание учебников и методических пособий. Наличие последних являлось одним из главных критериев в оценке работы кафедр. Высокие требования предъявлялись к языковой подготовке. Каждая кафедра стремилась держать свою марку и избегать рекламаций со стороны посольств и МИД. В деканате один из заместителей деканов курировал работы языковых кафедр».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международные банковские операции

    Статья
    Статьи написаны начальником отдела расчетов одного из банков и посвяще­ны зарубежным расчетным системам, которые часто используются при осу­ществлении международных расче­тов.
  2. Международные правовые аспекты в современном спортивном движении содержание

    Реферат
    Общеизвестно, что история международного спортивного движения весьма обширна и разнообразна. Международное спортивное движение (МСД), включающее в себя и олимпийское, до настоящего времени не было предметом комплексного системного
  3. Международное гуманитарное право История развития Международного гуманитарного права

    Документ
    За последние пять тысяч лет состоялось свыше 14 войн. В них погибло приблизительно 5 млрд людей, а за последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет общего мира.
  4. Международные кредитные отношения

    Документ
    В этой главе дана характеристика сущности, функций и роли международного кредита как эко­номической категории. Систематизированы его основные формы, выделены их особенности.
  5. Международный институт Питирима Сорокина-Николая Кондратьева Глобальный прогноз

    Документ
    Перспективы геополитической динамики и взаимодействия цивилизаций. Часть 7 Глобального прогноза «Будущее цивилизаций» на период до 2050 года. Под ред.
  6. Международное право: Учеб для вузов по спец. "Юриспруденция" /Г. В. Игнатенко, О. И. Туинов, В. Я. Суворова и др.; Отв ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Туинов. 2-е изд., изменен и доп. М.: Норма, 2002. 577 с

    Литература
    Международное право: Учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция" /Г.В. Игнатенко, О.И. Туинов, В.Я. Суворова и др.; Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.

Другие похожие документы..