Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
После кончины Эдгара Кейси 3 января 1945 г. в г. Виргинии-Бич, штат Виргиния, осталось свыше 14 тысяч ясновидческих высказываний, сделанных им за пер...полностью>>
'Документ'
Современное образование не может полноценно развиваться без использования интернет-технологий, которые давно уже стали важным элементом молодежной ку...полностью>>
'План урока'
Конечно же, нет. Ходит ли Петух с косой? Была ли у Зайца лубяная избушка? Ловил ли жадный, но глупый Волк рыбу в проруби с помощью хвоста? По совету ...полностью>>
'Документ'
О НЕОБХОДИМОСТИ И ПОЛЬЗЕ ЧАСТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ ПРЕЧИСТЫХ ТАЙН ХРИСТОВЫХ И ПРИГОТОВИТЕЛЬНОМ К НЕМУ ПОКАЯНИИ ИЗДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ РУССКОГО НА АФОНЕ ПАНТЕЛЕМОН...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» Специальность

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тамбовское областное государственное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

«Педагогический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«Русский язык и культура речи»

Специальность: 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные

промыслы»

Квалификация: художник – мастер с углубленной подготовкой в области традиционного прикладного искусства

Тамбов

2007

Одобрено предметно-цикловой комиссией отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Протокол №1 от 5.09.2007

Председатель предметно-цикловой комиссии

/С.В.Караваева/

«Утверждаю»

Зам. директора по УР

/А.Г. Малышкина/

Авторы: Шаталова А.В, Юрьева О.А. – преподаватели русского языка и литературы ТОГОУ СПО «Педагогический колледж»

Рецензенты: Попова Г.Ф. – зав. методическим кабинетом русского языка и литературы ТОИПКРО

Малышкина А.Г. – зам. директора по УР ТОГОУ СПО «Педагогический колледж», преподаватель русского языка и литературы высшей категории

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки выпускника по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» (повышенный уровень).

Основное назначение дисциплины «Русский язык и культура речи » состоит в формировании у студентов таких собственно языковых, коммуникативных и этических норм, владение которыми позволяет эффективно пользоваться русским языком в актуальных ситуациях речевого общения, прежде всего – профессионального. В основу программы положена концепция, предусматривающая повторение и систематизацию на более высоком уровне знаний о русском языке, полученных студентами в средней общеобразовательной школе, и формирование функциональных знаний и умений, которые обеспечивают правильное и целесообразное употребление русского языка.

Программа предусматривает такую культурно - речевую подготовку студентов, которая осуществляется параллельно и в тесном взаимодействии с повторением, углублением и систематизацией сведений о всех уровнях и единицах русского языка с упором на их функциональную специфику (употребление в речи).

Для того, чтобы обучение по данной программе было результативным, в работу над каждой темой вводятся активные упражнения, тренинги, учебные игры с привлечением словарей, справочников, аудио- и видео - техники.

Основные знания умения и навыки.

В процессе изучения программы дисциплины «Русский язык и культура речи » студенты должны

знать:

• различия между языком и речью, основные функции языка;

• стилистическое расслоение современного русского языка, качества грамотной литературной речи и нормы русского литературного языка, основные выразительные средства русского литературного языка;

• особенности устной и письменной речи, жанры речи;

уметь:

• строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

• анализировать свою речь и речь окружающих с точки зрения ее нормативности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи;

• пользоваться словарями русского языка, употреблять основные выразительные средства русского литературного языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров;

• использовать различные приемы и модели подготовки речи в ситуациях педагогического общения.

Учебный план

Содержание

I семестр

II семестр

Всего

1.

Число недель в семестре

19

19

2.

Число часов в неделе

2

Всего учебных часов по

дисциплине

38

38

Форма аттестации: зачет

Тематический план

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа

Календарные сроки

лекций

Практических занятий

Всего

Введение

Общие сведения о языке и речи

1

1

-

1

1 неделя

Раздел I

Литературный язык и языковая норма.

Тема 1.1.

Литературный язык – высшая форма развития национального языка

2

1

1

2

1

1 неделя

2 неделя

Тема 1.2.

Система норм русского литературного языка

3

1

2

3

1

2 - 3 неделя

Тема 1.3.

Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка.

1

1

1

1

4 неделя

Раздел II

Коммуникативные качества речи.

Тема 2.1.

Речевое общение: виды и формы.

1

1

1

1

4 неделя

Тема 2.2.

Речевая деятельность. Речевая ситуация.

1

1

1

1

5 неделя

Тема 2.3.

Коммуникативные качества речи.

2

1

1

2

1

5 неделя

6 неделя

Раздел III

Система языка и ее стилистическая характеристика.

Тема 3.1.

Фонетика, орфоэпия, орфография.

3

3

3

1

6 -7 недели

Тема 3.2.

Лексика и фразеология.

4

1

3

4

2

8 -9 недели

Тема 3.3.

Словообразование и словообразовательные средства языка.

2

1

1

2

10 неделя

Тема 3.4.

Морфология

6

1

5

6

2

11 неделя

12 неделя

13неделя

Тема 3.5.

Синтаксис.

4

2

2

4

2

14неделя

15 неделя

Раздел IY

Текст как речевое произведение.

Тема 4.1.

Текст, его структура.

2

2

2

1

16 неделя

Тема 4.3.

Функциональные стили русского языка.

2

1

1

2

1

17 неделя

Тема 4.4.

Жанры деловой и учебно- научной речи.

2

1

2

1

18 неделя

Зачёт

2

1

1

19неделя

Всего часов по дисциплине

38 15 23 38

16

Содержание тем.

Вид занятия

Количество часов

Календарные сроки

Задания на дом

Введение. Общие сведения о языке и речи.

Природа и сущность языка. Функции языка. Язык и мышление. Язык и речь. Различие между понятиями «культура языка» и «культура речи». Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи (правильности, точности, логичности, этической выдержанности) и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для коммуникативной цели. Взаимосвязь культуры языка и культуры речи.

Лекция

1

1 неделя

Материалы лекции

Н. Десяева

С.3-5

Раздел I. Литературный язык и языковая норма.

Тема 1.1. Литературный язык – высшая форма развития национального языка.

• Русский национальный язык в историческом развитии. Основные признаки литературного языка. Книжная и разговорная разновидности литературного языка. Специфика устной и письменной литературной речи.

• Нелитературный (некодифицированный) язык: просторечия, диалекты, жаргоны, сленги, арго и причины ограниченности их употребления.

Лекция

Практическое занятие: использование словарей.

1

1

1 неделя

2 неделя

Самостоятельное наблюдение за устной речью окружающих.

Тема 1.2. Система норм русского литературного языка.

• Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка: орфоэпический, морфологический, синтаксический. Стилистический и этико – речевые нормы.

• Речевая ошибка как неосознанная и немотивированная нарушение языковых и речевых норм. Речевой недочет как нарушение рекомендательной нормы. Типы ошибок: структурно-языковые несоответствия речи коммуникативным качествам у местности, чистоты, целесообразности; нарушения в речи этикетных и этичных норм.

Лекция

Самостоятельная работа: определение вида ошибок и их исправление.

1

2

2 неделя

3 неделя

Н. Десяева

С.36-42, м.лекции

Тема 1.3. Роль словарей и справочников в укреплении норм русского литературного языка.

Лексикография. Основные типы словарей. Культура пользования словарями и справочниками.

Практическое занятие: работа по составлению индивидуальных орфоэпических и орфографических словариков.

1

4 неделя

Продолжить работу по составлению словарей

По изучению раздела студенты должны

знать: цели и задачи изучения курса,

нормы литературного языка, основные

типы словарей

уметь: определять типы, стили речи, пользоваться словарями и справочникамим, выполнять стилистический анализ текста.

Раздел II. Коммуникативные качества речи.

Тема 2.1. Речевое общение: виды и формы.

Речевой этикет. Вербальное и невербальное, межличностное, групповое и массовое, контактное и дистантное, официальное и неофициальное общение. Диалогическое и монологическое, устное и письменное общение. Диалогизированный монолог. Педагогическое общении.

Лекция

Практическое занятие.

1

5 неделя

М. лекции

Н. Десяева

С. 6-15

Тема 2.2. Речевая деятельность. Речевая ситуация.

Этапы речевой деятельности: ориентировка, планирование, реализация, контроль. Правила говорения и слушанья. Интенция.

Лекция

Практическое занятие: анализ упр.8,9,10, 11, 12. стр. 81-85 (Н.Д.Десяева. «Культура речи педагога»)

1

5 неделя

М. лекции

Н. Десяева

С.15-28

Тема 2.3. Коммуникативные качества речи.

Правильность, выразительность, чистота, богатство, уместность речи.

Лекция

Практическое занятие.

1

1

6 неделя

Н. Десяева

С.36-54

По изучению раздела студенты должны

знать: виды и формы речевого общения, нормы речевого этикета, основные качества речи,

уметь: вести диалогическое общение, соблюдая правила говорения и слушания

Раздел III Система языка и ее стилистическая характеристика.

Тема 3.1. Фонетика, орфоэпия, орфография.

Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог,звук) и суперсигментные (интонация, ударение) единицы фонетики.

Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование фонем.

Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов.

Орфоэпия как учение о нормах произношения. Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки.

Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация.

Графика . алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии.

Лекция

Практическое занятие: нахождение и исправление орфоэпических ошибок.

Практическое занятие.

1

1

1

7 неделя

7 неделя

8 неделя

А. Петрякова

С.6-10

Упр.2,7,12

Анализ художественных средств поэтического текста

Тема 3.2. Лексика и фразеология.

Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Лексическое значение слова. Многозначность слов (полисемия). Омонимы, их отличие от многозначных слов и роли в речи. Синонимы, антонимы, паронимы, их типы и функции в речи.

Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

Лексические и фразеологические нормы. Образные средства языка. Тропы, разновидности тропов.

Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм. Стилистически неоправданное употребление слов. Злоупотребление терминами.

Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов.

Лекция

Практическое занятие: языковой анализ литературного текста, работа с использованием фразеологических словарей.

Практическое занятие: анализ выразительных средств поэтического текста

Самостоятельная работа по выявлению, объяснению и исправлению лексических и фразеологических ошибок.

1

1

1

1

8 неделя

9 неделя

9 неделя

А. Петрякова

С.26-27(1)

С.30-32(2)

С.33(5,6)

С.36(7)

С.40-41(14)

Тема 3.3. Словообразование и словообразовательные средства языка.

Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные).

Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка.

Лекция

Практическое занятие: анализ экспрессивных словообразовательных форм в речи.

1

1

10 неделя

Анализ юмористического рассказа

По изучению раздела студенты должны

знать: понятия и термины по темам,

стилистические функции разных элементов языка и речи,

орфоэпические, орфографические нормы

уметь: применять полученные знания на практике,

.

Тема 3.4. Морфология

Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Служебные части речи. Переходные явления в частях речи.

Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи).

Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимениях, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий.

Лекция

Практическое занятие: анализ трудных случаев употребления частей речи.

Самостоятельная работа по употреблению морфологических синонимов в речи.

2

2

2

11неделя

12 неделя

13 недели

Н. Десяева

С.39-42

По изучению раздела студенты должны

знать: понятия и термины по теме,

морфологические нормы,

уметь: применять полученные знания на практике.

Тема 3.5. Синтаксис.

Синтаксис как учение о словосочетании, предложение и сложном синтаксическом целом. Синтаксические нормы. Словосочетание и его виды. Типы связи слов в словосочетании. Ошибки в согласовании и управлении.

Простое предложение. Грамматическая основа предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Виды предложений по цели высказываний. Нечленимые предложения. (высказывания). Стилистическое использование разных типов простого предложения. Пунктуация в простых предложениях.

Основные ошибки в построении простых предложений: ошибки при употреблении однородных членов предложения, деепричастных оборотов, неоправданная инверсия, неуместный эллипсис (пропуск членов предложения), нарушение координации главных членов предложения.

Сложные предложения и его виды. СП с разными видами связи. Способы передачи чужой речи. Пунктуация в сложных предложениях, пунктуация при прямой, косвенной и несобственн- прямой речи.

Актуальное членение СП. Стилистическое использование разных типов СП. Синтаксические фигуры (анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, период).

Основные ошибки в построении и употреблении ССП, СПП,БСП; ошибки в употреблении союзов сочинительных и подчинительных.

Лекция

Лекция

Практическое занятие: пунктуационный анализ простых предложений; анализ и исправление синтаксических ошибок.

Практическое занятие: орфографический и пунктуационный анализ сложных предложений

2

1

1

14 неделя

14 неделя

15неделя

15 неделя

А. Петрякова

Зад. 23,24,

26 с.102.

зад. 41-42 с.107

А. Петрякова

С.115-120

Материалы лекции. Анализ текста (сборник для подготовки к ЕГЕ)

По изучению раздела студенты должны

знать: понятия и термины по теме,

синтаксические нормы,

уметь: применять полученные знания на практике

Раздел IY Текст как речевое произведение.

Тема 4.1. Текст, его структура.

Тест как речевое произведение. Структура текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Связи предложений в тексте. Функционально смысловые типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

Практическое занятие: определение функционально-смысловых типов текста.

2

16неделя

Сочинение-миниатюра

Тема 4.3. Функциональные стили русского языка.

Функции, стилевые черты, языковые особенности официально-делового, публицистического, научного, обиходно-разговорного стилей. Особый статус языка художественной литературы.

Практическое занятие: определение стилей речи и структуры текста.

2

17 неделя

Тема 4.4. Жанры деловой и учебно- научной речи.

Понятие жанра. Уместность речи. Жанры деловой устной речи: сообщения, доклад, деловая беседа, совещания (технология подготовки и проведения.) Культура разговора по телефону. Нормы речевого этикета в деловом общении.

Жанры деловой письменной речи: заявления, доверенность, объявления, протокол, акт, деловое письмо (приглашение, поздравление), автобиография, резюме. Язык и стиль служебных документов. Унификация документов: реквизиты, формуляр, бланк.

Жанры учебно – научной речи (конспект, реферат, аннотация, тезисы).

Лекция

Самостоятельная работа по составлению заявления, автобиографии.

Практическое занятие: по составлению аннотации и реферата.

1

1

1

18неделя

18 неделя

19 неделя

Составить текст заявления

Составить текст трудового соглашения

По изучению раздела студенты должны

знать: понятия и термины по теме,

структуру текста,

особенности различных жанров,

уметь: составлять тексты различных жанров и стилей,

править тексты.

ЗАЧЁТ

19 неделя

Список литературы:

  1. Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение. 1996.

  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1988.

  3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. Пособие.- М.: Логос, 2001.

  4. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М.: Рольф, Айрис –пресс, 1997.

  5. образцы документов по делопроизводству (руководство к составлению). – М.: ПРИОР, 1996.

  6. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: Учеб. Пособие. 4 –е изд., испр. – М,: Высшая школа, ИНФРА- М.,1997.

  7. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учеб. Пособие. – СП 6.: ИД «МиМ», 1997.

  8. Капинос В.И. Культура речи: ошибки и недочеты в речи учащихся // Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/ Под ред. Т.А.Ладыженской. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1991.

  9. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум – справочник для 10-11 классов. – М.: Флинта, Наука, 1997.

  10. Розенталь Д.Е., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Рольф 1996.

  11. Десяева Н.Д. Культура речи педагога. Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М: издательский центр «Академия», 2003.

  12. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. –М.: Русский язык, 1986.

  13. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М.: Русский язык, 1994.

  14. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Большой толковый словарь русского языка. – СПб.: Норинд, 1998.

  15. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: более 2000 антоним. пар/ под ред. Л.А. Новикова. – М.: Русский язык 1988.

  16. Львов М.Р. Словарь –справочник по методике русского языка. Изд. 2-е, испр. и доп. – М: Рост, Скрин, 1997.

  17. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений.- М.: Азъ.1992.

  18. Орфографический словарь русского языка: 106000 слов - М.: Русский язык, 1982.

  19. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ Под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Русский язык, 1997.

  20. Словарь синонимов русского языка. В 2-х т. – Л.: Наука, 1970-1971.

Контрольные вопросы

1. Различение понятий «язык» и «речь», «культура языка» и «культура речи».

2. Литературный язык. Система норм литературного языка.

3. Основные типы словарей. Культура пользования словарями и справочниками.

4. Виды и формы речевого общения.

5. Речевой этикет. Правила слушания и говорения.

6. Речевая деятельность. Этапы речевой деятельности.

7. Орфоэпические нормы произношения гласных и согласных. Типичные орфоэпические ошибки.

8. Фонетические средства языковой выразительности (аллитерация, ассонанс, звукопись и т.п.)

9. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их функции в речи.

10. Фразеологизмы, их функции в речи. Наиболее типичные фразеологические ошибки.

11. Образные средства языка: тропы, разновидности тропов.

12. Лексические нормы. Основные виды лексических ошибок.

13. Способы образования слов. Словообразовательные нормы. Ненормативное образование как речевая ошибка.

14. Морфологические нормы образования, изменения и употребления имен существительных, имен прилагательных. Основные виды морфологических ошибок в употреблении этих частей речи.

15. Морфологические нормы образования, изменения и употребления местоимений и числительных. Основные виды морфологических ошибок.

16. Морфологические нормы образования, изменения и употребления глаголов, причастий, деепричастий. Основные виды морфологических ошибок.

17. Пунктуация в простом предложении (знаки препинания в конце предложения, в предложении с однородными членами, обособленными членами предложения и вставными конструкциями).

18. Основные ошибки в построении простых предложений.

19. Пунктуация при прямой и косвенной речи.

20. Синтаксические фигуры (анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм, период). Их использование в речи.

21. Структура в тексте. Тема, микротема. Виды связи предложений в тексте.

22. Смысловые типы текстов: описание, повествование, рассуждение.

23. Официально-деловой стиль: функции, стилевые черты, языковые особенности.

24. Научный стиль и его подстили: функции, стилевые черты, языковые особенности, использование в речи педагога.

25. Публицистический стиль: функции, стилевые черты, языковые особенности, использование в речи педагога.

26. Жанры в устной речи. Нормы речевого этикета в деловом общении.

27. Жанры деловой письменной речи.

28.Жанры учебно-научной речи.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебной дисциплины русский язык и культура речи специальность 010400 Физика, направление 510400 Физика

    Рабочая программа
    Курс «Русский язык и культура речи (для нефилологов)» нацелен на повышение уровня практического владения современным рус­ским литературным языком у специалистов нефилологического профиля.
  2. Рабочей программы учебной дисциплины русский язык и культура речи уровень основной образовательной программы

    Документ
    Целью освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» является повышение уровня коммуникативной компетенции и речевой культуры личности в нормативном, этическом и коммуникативном аспектах.
  3. Рабочая программа по дисциплине «русский язык и культура речи» для специальности 030301 «Психология», региональный компонент гсэ. Р

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи» регионального компонента цикла гуманитарных и социально-экономических программ (ГСЭ) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
  4. Рабочая программа по дисциплине «русский язык и культура речи» для специальности 080111 «Маркетинг» Экономический

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи» цикла дисциплин по выбору (ГСЭ.В.2) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080 «Маркетинг».
  5. Рабочая программа по дисциплине «Русский язык и культура речи» для специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» институт Экономики и финансов Форма обучения заочная форма обучения по сокращенной программе

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой дисциплины «Русский язык и культура речи» федерального компонента цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном стандарте высшего профессионального

Другие похожие документы..