Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
"Размышления" - это личные записи римского императора Марка Аврелия Антонина, сделанные им в 70-е гг. II в. н. э. Благодаря исключительному...полностью>>
'Документ'
В сборнике раскрыты теоретические основы организации воспитательной деятельности в условиях временного детского коллектива, стратегия летнего отдыха ...полностью>>
'Диплом'
Плакат со словами Соболева С.А. « Математика всегда и везде оказывалась впереди и подчас, подвергаясь насмешкам и упрекам её оторванности от жизни, от...полностью>>
'Реферат'
В 1971 году небольшая группа активистов, вдохновленных мечтой о чистом мире без войны и насилия, отправилась в плавание на небольшом рыболовецком суд...полностью>>

План урока: Вступительное слово слайд 2 > Биография Данте Алигьери слайд 3 Мироздание Данте слайд 4

Главная > План урока
Сохрани ссылку в одной из сетей:

План урока:

1. Вступительное слово - слайд 2

2. Биография Данте Алигьери. слайд 3

3. Мироздание Данте. – слайд 4

4. Подготовка я к чтению. - слайд 5

5. Слово о “Божественной комедии”. - слайд 6

6. Мистика чисел в жизни и комедии Данте. –слайд 7

7. Работа с текстом. –слайд 8

- слайд 9

- слайд 10

8. Строение “Божественной комедии”. – слайд 11

Терцина. – слайд 12

9. Часть 1: “АД”. (подробно) – слайд 13

- слайд 14

10. Часть2: “ЧИСТИЛИЩЕ”. (кратко) – слайд 15

11. Часть 3: “РАЙ”. (кратко) – слайд 16, 17

12. Вывод. –слайд 18

Презентация

Эпиграф (слайд 2)

Чтение Данте

Что в море купаться, то Данта читать:
Стихи его тверды и полны,
Как моря упругие волны!
Как сладко их смелым умом разбивать!
Как дивно над речью глубокой
Всплываешь ты мыслью высокой:
Что в море купаться, то Данта читать.

С. П. Шевырев

I. Вступительное слово :

Мы собрались здесь, чтобы отправиться в путешествие. Для некоторых оно может быть будет не совсем понятным, для некоторых - увлекательным, а для других - даже страшным. Сегодня на уроке мы совершим необыкновенное путешествие в 14 век: великий итальянский поэт поведет нас по своему произведению, спустимся вместе с ним в Ад и поднимемся в “Рай”, познакомимся с обитателями этих царств. А ещё нам предстоит выяснить актуальность изучения данного произведения в 21 веке.

Но прежде, чем отправиться, необходимо запастись определенными знаниями, которые потом помогут нам.

Бег времени не отделяет нас от давно ушедших гениев, напротив, сближает с ними. Сегодня великий итальянский поэт Данте Алигьери (1265 - 1321) - наш живой собеседник. Осознание Данте как одного из величайших поэтов мира пришло к нам лишь в пушкинскую эпоху. (слайд 3)

Давайте познакомимся с биографией этого писателя.

Вот как описывает великого поэта его младший современник - писатель Джованни Боккаччо:

Был наш поэт роста ниже среднего, а когда достиг зрелых лет, начал к тому же сутулиться, ходил всегда неспешно и плавно, одежду носил самую скромную, как подобало его годам. Лицо у него было продолговатое и смуглое, нос орлиный, глаза довольно большие, челюсти крупные, нижняя губа выдавалась вперед, густые черные волосы курчавились, равно как и борода, вид был неизменно задумчивый и печальный”.

II. Биография Данте (доклад учащегося)

Данте Алигьери родился во Флоренции, во второй половине мая 1265 г., в семье не очень знатной и состоятельной. Отец Данте был человек мирного склада: в политической борьбе, потрясавшей Флоренцию, участия не принимал, заботился о семье.

Данте жил в средневековой Италии в трудное и тяжелое для нее время.

Данте не был безучастным свидетелем острой политической борьбы. Доводилось и меч обнажать: как воин участвовал в битвах. Вкусил горечь изгнания из родной Флоренции, когда местную власть захватили его политические противники.

Есть основания считать, что он учился в Болонском университете, славившимся юридическим и медицинским факультетами. Там Данте познакомился с создателем поэтической школы Гвидо Гвиницелли, которого в “Комедии” назвал своим отцом. Самой существенной частью жизни Данте стала любовь к Беатриче Портинари. В первый раз он встретил Беатриче на улице Флоренции, когда ему было 9 лет, а ей еще меньше.

После смерти Беатриче Данте прочитал раннесредневекового мыслителя Боэция, “Утешение философией”, где говорится о ничтожности земных благ перед лицом смерти, и почувствовал тягу к знаниям философией. Тогда же он женился и у него было 4 детей. В 1295 г. началась политическая деятельность Данте. Он занимал различные должности в органах городского самоуправления.

Политика мало интересовала Данте, однако то, что он видел и слышал, откладывалось в его сознании и незаметно влияло на его мироощущение.

Но город помнил и кровавые столкновения двух враждующих партий, одна из которых, называемая гвельфами, была сторонницей папской церкви, другая же, называемая гибеллинами, поддерживала германских императоров. К концу XIII в. партия гвельфов разделилась на черных и белых. Белые гвельфы отстаивали независимость Флоренции, и, вероятно поэтому, зрелый Данте встал на их сторону. Он даже выполнял посольскую миссию. Но после того как французская армия во главе с Карлом вступила во Флоренцию и учинила кровавый погром, белые гвельфы потерпели крупное поражение, а их сторонники, в том числе и Данте, были приговорены к пожизненному изгнанию.

С 1300 г. начинается время скитаний Данте, вторая половина его жизни. “И побрел я, -- писал он о себе, -- по всем городам и весям, где только раздается наш язык, побрел бездомным странником, почти нищим, обнажая, против воли, язвы от нанесенных мне ударов судьбы, язвы, которые несправедливо вменяют мне в вину. И поистине уподобился я кораблю без руля и без ветрил, который сухой ветер мучительной нищеты прибивает то к одному, то к другому берегу”. В это время он усиленно занимается самообразованием, издает философские и политические трактаты, но главным его произведением стала знаменитая “Божественная комедия”, принесшая ему заслуженную славу еще при жизни. Он тосковал по Флоренции и однажды написал горожанам: “О мой народ, что я тебе сделал?” Флорентийцы ничего не ответили Данте, и он вынужден был искать пристанище у богатых покровителей. Последние семь лет он провел в Равенне, где и умер 14 сентября 1321 г.

ДЖОВАННИ БОККАЧЧО:

Он страстно жаждал восхвалений и пышных почестей — более страстно, быть может, чем подобает человеку столь исключительных добродетелей. . . . И нет сомнений, его желание исполнилось бы, когда судьба благосклонно позволила ему возвратиться во Флоренцию, ибо только в этом городе, только под сводами крещальни Сан Джованни хотел он увенчаться лаврадли: там, при крещении, получил поэт свое первое имя, там мечтал получить и второе. Но обстоятельства обернулись против него . . . он . . . все ждал, когда же ему можно будет вернуться на родину, и умер, не дождавшись ни возвращения, ни столь желанных ему почестей. ”

Таков был Данте, проживший бурную, полную страданий и скорби жизнь. Впоследствии раскаявшиеся флорентийцы предприняли попытку вернуть прах Данте. Но Равенна справедливо полагала, что, дав ему приют в последние годы жизни, она обязана сохранить верность поэту навсегда.

III. Каким представлялось поэту мироздание

Приложение 1(слайд 4)

Каким же представлялось поэту мироздание?

Наметим самые общие контуры этой картины, в которой использованы мотивы библейского мифа, старинной космологии и краски фантазии самого Данте. Центр Вселенной - Земля, согласно учению Птолемея; неподвижная и шарообразная. Далеко от нее и вокруг нее концентрические небесные сферы; ближайшая сфера Луны, или небо луны, следующая - Меркурия, затем Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна. Кстати, если выражение “он па седьмом небе от радости” понять буквально в соответствии с дантовской космологией, то получится, что счастливчик этот оказался на Сатурне и медленно вращается по соответствующей орбите вокруг Земли, а под ним проплывают вышеперечисленные небесные тела. Над небом Сатурна - восьмое небо неподвижных, вернее, почти неподвижных (все-таки еле-еле перемещаются, с запада на восток на один градус в сто лет) звезд. Девятое небо ангельское, это движущая кристальная сфера, и над ним Эмпирей - в представлении ранних христиан обитель божества.

Далее такой сюжет, созвучный с библейским. Восставший против бога ангел (Люцифер, Сатана) вместе со своими сторонниками (демонами) был низвергнут с девятого неба на Землю и, вонзившись в нее, продолбил впадину-воронку до самого центра -центра Земли, Вселенной и Всемирного тяготения: дальше падать уже некуда. Застрял там, в вечных льдах. Образовавшиеся воронка -подземное царство - это и есть Ад, ждущий грешников. Пришлось подождать. Палачи уже на своих местах (Сатана с демонами), но ведь Земля пока необитаема, грешники еще не успели не только умереть, но и родиться.

Зияющая рана земли тут же затянулась. Сдвинутая в результате сотрясения, вызванного падением Люцифера, земная кора закрыла основание конусообразной воронки, вспучившись в середине этого основания горой Голгофой. Вход в подземелье Ада остался, согласно представлениям Данте, сбоку, близ края углубления, на территории будущей Италии. Ад дождется-таки своих жертв! Самым виновным суждено терзаться внизу, в когтях Люцифера, который из ангела превратился в чудовище. Кому-то -- повыше и полегче, в одном из девяти кругов Ада и в зависимости от того, насколько тяжко провинился при жизни.

Но это еще не все последствия Люциферова падения. На противоположном полушарии, как раз напротив места его “приземления”, выросла огромная гора - из вытесненной им земной массы. Вокруг нее закипели волны хлынувшего туда мирового океана, перемещенного и взбаламученного все той же встряской.
Гора-остров. Это будущее чистилище, куда, согласно убеждению христиан-католиков, попадут люди хоть и не безгрешные, но заслужившие избавление от Ада. Канувшие в Ад мучаются вечно, а узники Чистилища временно: примут чистительные, искупительные муки - и смогут переселиться в Небесный Рай. Однако вспомним: в момент, о котором идет речь, Земля еще необитаема, и Чистилищем выросшая гора должна стать нескоро.

На ее зазеленевшей вершине возник чудесный, райский уголок, так называемый Земной Рай. Бог (по той же библейской легенде) поселил там первых сотворенных им людей, Адама и Еву. Вскоре ослушники, поддавшиеся запретному искушению, были изгнаны оттуда. После смерти не взяты ни в Небесный Рай, ни в Чистилище, которое, впрочем, все еще не было открыто. Обоих - в Ад, в тот его участок (Лимб), где души не мучаются, а только томятся. И такая же участь ожидала их потомков - все дохристианское человечество: в Ад! Хороших людей поближе к Адаму, плохих в места похуже, но всех в Ад. “Первородный грех” Евы и Адама, бременем легший на их потомство, согласно христианскому вероучению, искупил лишь Христос тысячи лет спустя, открыв человечеству доступ в Рай; он же освободил из Ада Адама с Евой, сына их Авеля, некоторых дохристианских праведников и определил им место: кому в Чистилище, кому в Рай.

Обитатели Чистилища размещаются в семи кругах-ярусах этой величественной горы. Отмучившись положенный срок, подымаются на вершину, в Земной Рай, отдыхают там, забывают о былых грехах своих и взлетают в небеса, уже в “настоящий” Рай. Самые достойные повыше и поближе к верховному божеству, пребывающему в Эмпирее. Кому-то не подняться, допустим, выше Венеры, но и это в представлении Данте очень плохо.

О том, что происходило в Аду, Чистилище и Раю тогда, когда у живых землян была весна 1300 г., Данте рассказал якобы как очевидец, посетивший все три загробные царства. Тем самым он поставил себя в исключительное положение, поскольку живым вход в потусторонний мир недоступен. “Путь жизненный пройдя до половины”, т. е. в 35-летнем возрасте, он будто бы оказался в дремучем лесу, сбился с дороги и погиб бы “в грехе”, но его спасла возлюбленная небожительница Беатриче. Она из Эмперия спустилась в первый круг Ада, в Лимб, и попросила скорбящего там древнеримского поэта Вергилия помочь заблудшему. Тень Вергилия покинула пределы Ада, встретила Данте и повела его за собой. Спасти его - это значило показать ему загробный мир: пусть сделает из увиденного надлежащие выводы.

(слайд 5)-Данте и его три царства

IV. Подготовка к чтению: ( из статьи М. Андреева)

Данте и его творчество”

Восхождение к Данте - нелегкий труд. Чтобы совершить его, надо многое преодолеть и от многого отказаться. Прежде всего забыть о чтении - отдыхе и чтении - забаве. Чтение Данте - это испытание, проба духовной зрелости, показатель того, готов ли ты подступиться к вселенским вопросам, вопросам жизни и смерти, смысла человеческого существования, ответственности человека перед ближним, перед родиной, перед делом и, в конечном счете, перед самим собой. Любое произведение искусства подводит к этим вопросам, но особенность “Божественной комедии” в том, что она не позволяет от них уклониться, сбросить напряжение, ослабить работу духа, закрыть глаза на суть и смысл.

Бывают читатели гениальные: перед ними в школьном, разжеванном вдоль и поперек произведении открываются невиданные глубины, нетронутые пласты идей. Бывают читатели бездарные: они и в “Братьях Карамазовых” не увидят ничего, кроме детектива. Читатель “Божественной комедии”, каким бы он ни был, не волен выбирать свой путь. Он принужден идти Дантовым путем казнить себя муками преисподней, огнем и водой чистилища смывать с себя душевную лень и слепоту, возносясь к звездам, открывать для себя добро, истину и красоту. Чтение “Божественной комедии” это всегда исповедь и искупление.

V. Слово учителя о “Божественной комедии”.

“Божественная комедия” делится на 3 части: Ад, Чистилище и Рай. От плохого к хорошему. Потому и “комедия”, что хорошо кончается; если бы наоборот (от хорошего к плохому) - была бы “трагедия”, согласно тогдашнему пониманию этих терминов. Эпитет же “божественная” идет не от Данте, а от его восторженных поклонников, читателей следующего после него поколения. Сам поэт называл свое произведение просто: “Комедия”. Но сложилась прочная традиция, узаконившая то название, которое принято и сейчас. (слайд 6)

Как вы думаете, в какую из частей поверили люди?

Дантовский гений вмещал в себя и безысходность страдания, отчаяния, и пафос очистительных гроз, и безмерность счастья.

Из трех частей “Комедии” наибольшую известность и любовь стяжал “Ад”. И наименьшую - “Рай”. В подлинность безысходного отчаяния поверили. В подлинности безмятежного счастья в небесах усомнились, к тому же разделять это сомнительное блаженство с ангелами, восхищенно созерцающими божество, скучновато. И читать трудно. На каждом шагу вас ожидает необходимость расшифровать мысль, постигать причудливое строение фразы и т. п.

Не хватает житейского, человечески-общеинтересного. Мало людей, людских характеров, что делает небесное царство отчасти похожим на небесную пустыню.

Кстати, сам Данте предупреждал большинство прочитавших “Ад” и “Чистилище”:

Не читайте “Рай”!Пропадете, сгините в бескрайнем море непостижимого. .

VI. О мистике чисел в жизни и комедии Данте. (слайд 7)

Вещие сны Данте

(статья Маргариты Ломуновой)

Есть странные встречи — те, что определяют судьбу. Есть странные закономерности. Есть вещие сны. И есть люди, которым дано разгадать таинственную вязь собственной судьбы.

Таким был величайший поэт Возрождения Данте Алигьери.

Он верил Пифагору, утверждавшему, что миром правят числа, они — основа всего сущего, ключ к настоящему, прошлому и будущему. Исследуя часы и даты собственной жизни, Данте, вслед за Пифагором, выводил формулу своей судьбы и провидел грядущее родины — Флоренции. Тройка — вот основа основ, главное число: не случайно стихи Данте слагал терцинами, тройными созвучиями, дабы воплотить в слове Божественный замысел. Тройку и ее мистическое “производное” -девятку (трижды три)искал и находил Данте в любом важном событии, подбирая ключи к тайнам мирозданья.

Первое горе пришло к Данте в шесть лет (он прожил дважды по три года): смерть матери. Три мучительных года сиротства подготовили Данте ко встрече, которая определила всю его жизнь: ко встрече с единственной его любовью. Когда Данте едва исполнилось девять лет(первая ключевая Девятка), на детском празднике он увидел восьмилетнюю дочь соседей — Беатриче. Маленькая девочка в алом платьице вмиг стала “владычицей его помыслов”. Отныне вся жизнь Данте — песнь Беатриче:

С тех юных дней, как я ее увидел
Впервые на земле, — ей песнь моя
Не прерывалась никогда. . .

Но ровно через три года Данте ожидало очередное судьбоносное событие: его отец заключил письменный договор о браке Данте с соседской дочерью — Джеммой Донати. Впрочем, двенадцатилетнему мальчику казалось, что все это не имеет к нему отношения: брак — это что-то из другой, взрослой жизни, которая так далека. . .

А еще через шесть лет пошла под венец Беатриче: минуло ровно девять лет со дня их первой встречи. И мир померк в глазах Данте. Он не искал встреч с возлюбленной — просто бродил по городу, не находя себе места. И однажды увидел ее: “Час, когда я услышал слова ее приветствия, был точно девятым часом дня”, — записывает завороженный магией цифр поэт. А ночью Беатриче явилась Данте во сне: в руке она сжимала что-то огненно-красное. “Это мое сердце”, —догадался Данте. И тут появился Владыка любви, он заставил Беатриче “вкусить от сердца влюбленного”. Данте пронзила жгучая боль — и он проснулся.

С этого дня он потерял покой. Любовь к недоступной Беатриче жгла его душу, а тело жаждало земной любви. К тому же его амурные похождения, сплетни о которых немедленно облетали город, надежно защищали от кривотолков имя Беатриче. “Дамы-завесы”, “щиты” — так называл Данте своих случайных подружек. И вновь вещий сон меняет течение его жизни. Все тот же загадочный Владыка любви явился Данте: “Пришла пора оставить игры в мнимую любовь. Ты недостоин Беатриче”.

Подружки в тот же миг оказались забыты: Данте открыто слагает стихи в честь Беатриче, и вскоре вся Флоренция узнает его сердечную тайну. Ему сочувствуют, его осуждают — но что поэту до пустых разговоров. Возлюбленная все так же далека и недоступна, а он — тот же сирота, каким был все эти годы. . . Новое сновиденье разверзло перед ним бездну еще более страшную: ангелы просили Создателя взять Беатриче на небо, чтобы избавить от мук земных.

Действительно, для Беатриче начался самый трагический период ее жизни: почти одновременно умерли горячо любимый отец и подруга. Одинокая в огромном дворце престарелого мужа металась Беатриче по комнатам, а по улицам Флоренции бродил Данте, не в силах ничего изменить. Бродил, пока странная лихорадка не лишила его сил. В горячечном бреду услышал Данте голос: “Твоя Беатриче умерла”.

Спустя несколько месяцев Беатриче не стало.

Он ищет знаки судьбы в дате смерти любимой и находит грозные Девятки по аравийскому, сирийскому, римскому исчислениям. Гибель возлюбленной представилась Данте как предвестие грядущих страшных событий. И действительно: во Флоренции разразилась братоубийственная война, в сумбуре которой сам Данте был изгнан из родного города.

“Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу” — так напишет Данте о том страшном времени, когда остался и без возлюбленной, и без родины. Этими словами открывается его центральная поэма — “Божественная комедия”. Пройдя по всем кругам Ада, на пороге Рая встречает его лирический герой вечную свою любовь — светлую Беатриче, которая и вводит поэта в небесные чертоги. Увы, в реальном мире жизнь Данте оказалась соединена с Джеммой: после смерти Беатриче отец все-таки настоял на этом браке. Но, вопреки чаяниям родни, это не принесло покоя душе поэта: даже дети не могли скрепить такой союз. В изгнание Данте отправился один. . .

Он долго скитался на чужбине. И хотя последние годы с ним жили сыновья и дочь, хотя Равенна, где поэт нашел последнее пристанище, преклонялась перед его талантом — ничто не могло вызволить Данте из плена одиночества.

Странствия Данте не закончились и после смерти. Флорентийцы не раз пытались вернуть прах своего великого земляка на родину, но власти Равенны запрещали тревожить могилу поэта. Так продолжалось почти 200 лет, пока другой гениальный флорентиец Микеланджело не обратился с просьбой к папе Льву X. В 1520 году по разрешению папы саркофаг Данте был вскрыт. И. . . оказался пуст! Лишь в 1865 году последняя загадка Данте была разгадана: в францисканском монастыре обнаружили деревянный ящик. Надпись гласила, что в нем покоится прах Данте. Монахи, не желая расставаться с реликвией, выкрали гроб из саркофага. . .

Спустя 600 лет Данте наконец обрел покой.

VII. Работа с текстом.

1. Прочитайте песнь первую.

2. Беседа:

- Расскажите, как начинается комедия?

-Что означают слова “путь жизненный пройдя до половины”?

(до 35 лет; По представлению Данте, 35 лет не только середина “совершенного” возраста, но и переломный момент пути, аналог середины мировой истории)

- Кого встретил Данте в лесу?(волчицу, рысь, льва)

Действительно, книга рассказывает о странствиях Данте по загробному миру! В Страстную пятницу 1300 г. Данте “очутился в сумрачном лесу”.

Лес - символический образ греховой жизни и самого поэта и всего человечества, вступившего на дорогу, ведущую к вечной гибели.

Герой пытается подняться на холм, замыкающий долину. Однако путь к спасению ему преграждают 3 аллегорических зверя: рысь, лев и волчица. Они воплощают пороки, наиболее опасные для человека: рысь - ложь, предательство и сладострастие, лев - гордость и насилие, волчица - алчность и себялюбие. (слайд 8)

- Кто помогает Данте ? (слайд 9)

На помощь ему приходит Вергилий. Его послала на помощь Данте пребывающая в Раю Беатриче. (слайд 10)

Вергилий - символ разума и знаний (древнеримский поэт). Спуск в преисподню занял 24 часа. Именно столько проходит с конца страстной пятницы до наступления Пасхального воскресенья.

VIII. Строение “Божественной комедии”. Терцина. (слайд 11, 12)

Данте верил в мистику чисел, и это запечатлелось в строении комедии:

3 - священное число, число Троицы, поэтому в каждой части по 33 песни.

Но “Ад” содержит 34 песни, оказываясь как бы неправильным элементом целого. Благодаря этой лишней песне их общее количество равняется 100 -квадрат “совершенного числа” 10.

Даже время странствия в загробном мире, описанное Данте, расценивалось им как особая точка мирового движения. Это 1300 год, которым заканчивались первые 6500 лет и наступит день Страшного суда. В сумме обе цифры составляют 13000 лет мировой истории, и эта остановка на середине пути дана миру для осознания своей цели, чтобы собраться с силами и не сбиться с верной дороги.

Каждая часть в соответствии с мистической философией света заканчивается словом - звезда.

Комедия написана строфами из 3 строк - терцинами

(суть -замкнутый круг). Терцина создает эффект безостановочного неутомимого движения.

Например:

1 Путь жизненный пройдя до половины,
Опомнился я вдруг в лесу густом,
Уже с прямой в нем сбившися тропины.

4 Есть что сказать о диком лесе том:
Как в нем трудна дорога и опасна;
Робеет дух при помысле одном,
И малым чем смерть более ужасна.

IX. 1 часть: “АД” (слайд 14)

(звучит тревожная музыка)

Мы подошли ко входу в “Ад”.

- Прочитайте надпись над вратами “Ада”:

Войдите мной в страданье неизбежно;
Войдите мной в град скорби без конца;
Войдите мной к погибшим безнадежно.

Девять кругов “Ада”: (Приложение 3); слайд 14



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Собрание сочинений в четырех томах. Том Песни. 1961-1970 Текст предоставлен изд-вом

    Документ
    "25 января 2008 года Высоцкому, спорить о котором не прекращают и по сей день, исполнилось бы 70 лет. Это издание – первое собрание, сделанное не «фанатами», но квалифицированными литературоведами (составители – Владимир и Ольга
  2. Концепция профильного обучения 57 Базисный учебный план профильного обучения 62

    Реферат
    Особенности отбора содержания курса "Естествознание" для классов физических профилей (физико-математический, информационно-технологический и др.
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 032700 Филология (2)

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки Отечественной филологии (Башкирский язык и литература).
  4. Текст взят с психологического сайта (45)

    Лекции
    В лекциях рассматриваются проблемы педагогики и психологии творчества, развития творческого мышления личности, приводятся методики и тесты, диагностирующие степень одаренности.
  5. Жидко максим Евгеньевич психотерапия в особых состояниях сознания

    Документ
    Однажды давным-давно жил юный принц, который верил все­му, кроме трех вещей: он не верил тому, что существуют острова, не верил, что есть принцессы, и не верил в Бога.

Другие похожие документы..