Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
осуществить переподготовку слушателей, направленную на достижение ими профессиональных знаний и навыков в области технологии производства хлебобулочн...полностью>>
'Документ'
Все комплекты соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Учебники, используемые в них, входят в Федеральный ...полностью>>
'Документ'
Каждый вторник с 15-00 до 18-00, прием документов с 1 -00 до 18-00....полностью>>
'Документ'
Теория влечений имеет для психоанализа основополагающее значение. Разработанная Фрейдом и многократно пересмотренная, она стал причиной многих пробле...полностью>>

Развитие систем оценки качества подготовки специалистов

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Пермяков Олег Евгеньевич

Развитие систем оценки качества подготовки специалистов

специальность 13.00.08 – теория и методика

профессионального образования

Автореферат диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

Москва – 2009

Работа выполнена в Центре профессионального образования ФГУ «Федеральный институт развития образования».

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор,

Кубрушко Петр Федорович

доктор педагогических наук, профессор,

Белогуров Анатолий Юльевич

доктор технических наук, профессор

Алексахин Сергей Васильевич

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Защита диссертации состоится 16 июня 2009 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.342.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) педагогических наук при ФГУ «Федеральный институт развития образования» по адресу: 125319, г. Москва, ул. Черняховского, д. 9.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГУ «Федеральный институт развития образования».

Автореферат разослан «___»__________2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Манюкова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Мировые тенденции развития общества порождают новые требования к качеству профессионального образования, к личностным и профессиональным качествам специалиста. Происходящие в нашей стране политические, экономические и социальные изменения закономерно приводят к модернизации отечественной системы образования.

Вследствие этих изменений в Концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Таким образом обозначается переориентация на личность обучающегося, на воспитание в нем качеств, которые позволяют не только овладеть новыми профессиональными знаниями, но и свободно адаптироваться в современных социально-экономических условиях. В настоящее время от системы профессионального образования ожидается подготовка таких специалистов, которые могут не только выполнять свои профессиональные обязанности, но и успешно выступать в роли предпринимателя и создателя новых рабочих мест.

Существенным шагом на пути модернизации отечественной системы образования стало принятие в декабре 2007 года поправок в федеральный закон «Об образовании», где зафиксированы новые государственные требования к структуре федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), определяющие основу объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Системообразующей целью современного профессионального образования становится высокое качество профессиональной подготовки специалиста. При этом подразумевается, что результатом подготовки является системный комплекс сформированных у него общих и профессиональных компетенций, характеризующихся широтой междисциплинарных системно-интегративных знаний и умений, обеспечивающих успешность деятельности.

Частные проблемы контроля и отдельные аспекты оценки качества подготовки обучающихся решались на разных этапах перманентного развития системы профессионального образования (В.И. Байденко, В.П. Беспалько, В.И. Васильев, И.Г. Галямина, В.А. Кальней, В.В. Красильников, М.А. Минин, В.Ю. Переверзев, С.И. Плаксий, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто, Т.Н. Тягунова, Н.П. Чурляева и др.). В рамках педагогических технологий вопросам контроля и оценки качества обучения уделяли внимание В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларина, П.Ф. Кубрушко, Г.К. Селевко, М.А. Чошанова, В.В. Юдин и др. В работах зарубежных исследователей М. Ант, И. Баллантайн, Л. Страдвик, Х.-Г. Хофман освещались отдельные вопросы оценки качества сформированности ключевых компетенций.

В ситуации новых требований к результатам подготовки специалистов в системе профессионального образования на первый план выходят проблемы:

определения единых подходов к формулированию диагностичных и понятных для обучающихся, работодателей, образовательных учреждений и органов управления образованием требований к результатам подготовки в силу недостаточной разработанности их научного обоснования;

неготовности образовательных учреждений и государственных аттестационных комиссий (ГАК) оценивать компетенции обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования, поскольку существующее методическое обеспечение контроля обученности и оценки уровня подготовки не предназначено для оценки компетенций;

разработки нового методического обеспечения оценки компетенций, которую невозможно решить без соответствующего теоретического обоснования, объясняющего природу и закономерности формирования компетенций;

изменения методологии оценки качества подготовки, влекущая за собой соответствующие изменения контрольно-оценочной деятельности в содержательном, процессном и организационном планах, порождает проблему реорганизации структур и модернизации технологий, а в целом – развития систем оценки качества подготовки специалистов.

Решение проблемы развития систем оценки качества подготовки специалистов детерминировано научным обоснованием теоретических основ формирования и оценки компетенций, и разработанностью технологических основ развития систем оценки качества подготовки специалистов, что позволяет отнести ее к разряду научных, имеющих важное социально-культурное и народно-хозяйственное значение.

Актуальность решения обозначенной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Развитие систем оценки качества подготовки специалистов».

Объект исследования – оценка качества подготовки специалистов в контексте компетентностной парадигмы.

Предмет исследования – развитие систем оценки качества подготовки специалистов.

Целью исследования является разработка и обоснование Концепции развития систем оценки качества подготовки специалистов, которая рассматривается как научная система принципов, целей, задач, методов и моделей развития контрольно-оценочной деятельности в системе профессионального образования, обеспечивающая получение актуальной достоверной информации об индивидуальных образовательных достижениях, необходимой обучающимся и специалистам образовательных учреждений, организаций – работодателей, органов управления образованием для анализа и принятия решений.

Гипотеза исследования. Использование актуальной и достоверной информации об индивидуальных образовательных достижениях в целях управления и обеспечения качества подготовки специалистов приведет к повышению качества профессионального образования, если будет применен комплекс концептуальных положений, определяющих развитие систем оценки качества подготовки специалистов, включающий:

  1. принципы, тенденции и механизм развития систем оценки качества подготовки специалистов, разработанные с учетом изменений требований к результатам подготовки, возможностей современных педагогических и информационных технологий и потребностей обучающихся;

  2. теоретические основы формирования и оценки компетенций, выступающие в роли системообразующих компонентов – конфигураторов систем оценки качества подготовки специалистов, разработанные с учетом интеграции требований личности, производства, государства и общества к качеству подготовки в системе профессионального образования, продуктивного отечественного и международного опыта;

  3. технологические основы развития систем оценки качества подготовки специалистов, содержащие необходимые технологические решения и ограничения контрольно-оценочной деятельности, без которых невозможно получение достоверной информации об индивидуальных образовательных достижениях.

Задачи исследования.

  1. Проанализировать проблемы оценки качества подготовки специалистов.

  2. Определить принципы, тенденции и механизм развития систем оценки качества подготовки специалистов.

  3. Определить теоретические основы формирования и оценки компетенций, в т.ч.:

  • системные свойства и закономерности формирования компетенций;

  • механизм формирования требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ;

  • механизм интегральной оценки качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования;

  • аналитический аппарат оценки компетенций.

  1. Разработать технологические основы развития систем оценки качества подготовки специалистов в системе профессионального образования, в т.ч.:

  • разработать инвариантную модель технологии комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений и апробировать инновационные технологические решения контроля и оценки качества подготовки обучающихся;

  • определить базовые принципы и требования к организационно-технологическому обеспечению контрольно-оценочной деятельности;

  • разработать и апробировать организационно-методический аппарат исследований социально-педагогических отношений субъектов контрольно-оценочной деятельности в условиях ее развития;

  • разработать и апробировать модель блочно-модульной системы профессиональной подготовки тестологов – специалистов в области педагогических измерений, являющихся авангардом кадрового обеспечения развития систем оценки качества подготовки специалистов.

Методы исследования:

  1. системно-терминологический анализ основных понятий дидактики и квалиметрии профессионального образования;

  2. системный анализ:

    • развития систем оценки качества подготовки специалистов;

    • свойств и закономерностей формирования компетенций;

    • оценки индивидуальных образовательных достижений;

  3. теоретико-множественный анализ и моделирование таких объектов исследования как требования к результатам освоения профессиональных образовательных программ и качеству подготовки, оценка индивидуальных образовательных достижений, проведенные с позиций работодателей, государства, образовательных учреждений и обучающихся;

  4. психолого-педагогический анализ:

  • подходов к разработке моделей компетентности обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования;

  • методов контроля и оценивания результатов подготовки обучающихся;

  1. функциональное моделирование процессов комплексной оценки индивидуальных образовательных достижений;

  2. математические методы нечисловой статистики, экспертной оценки, обработки экспертной информации, теории поддержки и принятия решений, примененные при определении аналитического аппарата оценки компетенций;

  3. социологические методы исследования социально-педагогических отношений субъектов контрольно-оценочной деятельности;

  4. тестирование студентов и абитуриентов.

Теоретической базой исследования являются:

  • философские, социологические, педагогические, психологические идеи о роли образования в контексте концепций развития, социализации и обучения личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.М. Бим-Бад, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков и др.);

  • теоретические основы квалитологии и общей квалиметрии (Г.Г. Азгальдов, В.В. Крохин, Э.П. Райхман, А.Г. Сергеев, А.И. Субетто и др.);

  • теоретические положения о качестве образования (В.И. Байденко, В.И. Васильев, И.Г. Галямина, А.Т. Глазунов, В.А. Кальней, В.В. Красильников, С.И. Плаксий, М.М. Поташник, Н.М. Розенберг, Н.А. Селезнева, А.И. Субетто, Т.Н. Тягунова, М.Б. Челышкова, И.Ф. Шишкин, С.Е. Шишов и др.);

  • концептуально-методологические основы формирования образовательных стандартов (В.И. Байденко, В.И. Блинов, В.С. Леднев, А.Н. Лейбович, Н.И. Максимов, Н.Д. Никандров, Л Г. Семушина и др.);

  • идеи о профессиональной деятельности, компетентности, профессиональной и социальной ответственности работников, положения компетентностного подхода в образовании (Т.Л. Александрова, В.И. Байденко, С. Берган, В.И. Блинов, Ж. Делор, Г.Е. Зборовский, И.А. Зимняя, В.М. Зуев, Ф.С. Исмагилова, М.С. Каган, Е.В. Караваева, В.В. Краевский, В.С. Леднев, А.К. Маркова, Н.Д. Никандров, А.М. Новиков, Г.К. Селевко, Р. Уайт, Д. Хаймс, Н. Хомский, З. Хутмахер, А.В. Хуторской, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадриков, и др.);

  • теоретические и эмпирические исследования закономерностей обучения, итеративного научения и формирования навыков (Р. Аткинсон, Б. В. Бодэ, Р. Буш, Л. Брайен, В.Ф. Венда, Р. Вудвортс, Н.К.Гладышева А.Б. Коган, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, С. Стивенс, К. Спенс, С. Стенберг, Г. . Шибанов, О.Ф. Шленский и др.);

  • положения системного подхода как совокупности методов исследования и проектирования сложных систем (Л. Берталанфи, Б.Ф. Ломов, А.М. Малышенко, Н.Н. Моисеев, Ф.И. Перегудов, И. Пригожин, Ф.П. Тарасенко и др.), в т.ч. применительно к исследованию педагогических явлений и систем (В.П. Беспалько, А.Т. Глазунов, В.С. Ильин, Н.В. Кузьмина, А.М. Новиков, А.И. Субетто, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.);

  • методология экспертного оценивания, положения теории нечисловой статистики и многокритериальных методов поддержки принятия решений (Р. Акофф, П. Горский, О.И. Ларичев, Б.Г. Литвак, Р. Льюис, Дж. Фон Нейман, А.И. Орлов, Э. Парето, В.В. Подиновский, Т. Саати и др.)

  • тестирование и педагогические измерения (D.S. Adkins, J. Algina, R.A. Berk, A. Birnbaum, R.C. Cox, L. Cracker, R. Ebel, J. Keeves, F. Lord, R. Glaser, N. Gronlund, B. Orth, G. Rasch, В.С. Аванесов, А. Анастази, В.И. Васильев, К. Ингекамп, Е.Ю. Карданова, Ю.М. Нейман, А.Н. Майоров, М.А. Минин, Е.А. Михайлычев, В.Ю. Переверзев, А.О. Татур, В.А. Хлебников, М.Б. Челышкова и др.);

  • методология функционального моделирования [158];

  • концептуальные положения оценки качества образования (П.Ф. Анисимов, В.П. Беспалько, В.И. Блинов, В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова, Т.А. Ильина, Н.В. Кузьмина, А.Н. Лейбович, С.В. Менькова, К.Г. Митрофанов, В.М. Монахов, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, Н.Ю. Посталюк, А.И. Субетто, В.Е. Сосонко, Н.Ф. Талызина, А.О. Татур и др.).

Опытно-экспериментальная база исследования:

  • ФГУ «Федеральный институт развития образования» и 17 федеральных и региональных учреждений НПО и СПО Татарстана, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Новосибирской, Ивановской, Кемеровской, Московской и Ростовской областей – в части разработки проектов ФГОС НПО и СПО укрупненной группы специальностей (профессий) «Химическая и биотехнологии»;

  • ФГУ «Федеральный институт развития образования» и 12 субъектов Российской Федерации: Калужская, Московская, Новгородская, Псковская, Самарская, Томская и Челябинская области, Красноярский край, г. Москва, Ханты-мансийский автономный округ – Югра, Республики Саха (Якутия) и Чувашия – в реализации проектов по формированию региональных и общероссийской системы оценки качества образования в 2006 – 2008 гг.;

  • ГОУ ВПО «Томский политехнический университет» (кафедра педагогических измерений Института инженерной педагогики, 8 факультетов, 3 института и Центр обеспечения качества образования) – эксперимент по независимой оценке качества подготовки студентов и эксперимент по профессиональной подготовке тестологов – специалистов в области педагогических измерений;

  • вузы, ссузы и общеобразовательные школы Российской Федерации, проводившие эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) с 2002 по 2007 гг., Некоммерческое партнерство по оценке качества образования в Томской области «Центр оценки качества образования» – эксперимент по отработке инновационных технологических решений оценки индивидуальных образовательных достижений и исследования социально-педагогических отношений в сфере образования, проводимые в рамках эксперимента по введению ЕГЭ.

Основные этапы исследования.

Исследование выполнялось в течение восьми лет с параллельным изучением проблемных вопросов:

На первом этапе (2000 – 2004 гг.), решались следующие задачи:

  • анализ передового отечественного и зарубежного в сфере оценки индивидуальных образовательных достижений;

  • анализ проблем оценки качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений;

  • изучение философско-методологических, системных, педагогических и психо­логических аспектов оценки качества подготовки специалистов;

  • проведение эмпирических исследований в режиме апробации инновационных технологических решений контроля и оценки качества подготовки обучающихся в рамках широкомасштабных экспериментов по независимой оценке качества подготовки студентов Томского политехнического университета и введения единого государственного экзамена в Российской Федерации;

  • апробация модели блочно-модульной системы профессиональной подготовки тестологов – специалистов в области педагогических измерений (тестологов) в части решения задачи специализированной подготовки кадров в сфере контроля качества образования;

Второй этап исследования (2004 – 2006 гг.) включал:

  • теоретическое обоснование концептуальной модели системы оценки качества подготовки специалистов;

  • исследования системных свойств и закономерностей формирования компетенций обучающихся;

  • моделирование требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ с позиций работодателей, государства, образовательных учреждений и обучающихся;

  • анализ используемых в педагогической практике методов контроля и оценивания индивидуальных образовательных достижений и систематизацию ошибок контрольно-оценочных процедур;

  • анализ собственного педагогического опыта по профессиональной подготовке тестологов;

  • анализ результатов эксперимента по введению ЕГЭ в Российской Федерации и в Томской области;

  • анализ результатов эксперимента по независимой оценке качества подготовки студентов Томского политехнического университета;

Третий этап (2007–2008 гг.) включал:

  • разработку аналитического аппарата оценки компетенций;

  • разработку технологических основ развития систем оценки качества подготовки специалистов;

  • апробация модели экспертизы требований к результатам освоения профессиональных образовательных программ при разработке комплексов профессиональных компетенций ФГОС СПО и НПО укрупненной группы специальностей (профессий) «Химическая и биотехнологии»;

  • обоснование организационно-методического аппарата исследований социально-педагогических отношений субъектов контрольно-оценочной деятельности;

  • обобщение и оформление результатов работы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Качество подготовки специалистов оценка качества знаний

    Программа
    Оценка качества знаний студентов в процессе обучения по всем профессиональным образовательным программам, реализуемым в университете, проводится по уровню требований при конкурсном отборе абитуриентов, по уровню требований в ходе
  2. Итоги гак > Трудоустройство и востребованность выпускников. Управление качеством подготовки специалистов (1)

    Документ
    Образовательная деятельность по подготовке стулентов по специальности 210104 « Микроэлектроника и твердотельная электроника» осуществляется на основании следующих нормативно-правовых документов :
  3. Итоги гак > Трудоустройство и востребованность выпускников. Управление качеством подготовки специалистов (2)

    Документ
    Подготовка геологов на геологическом факультете Иркутского государственного университета осуществляется в соответствии с утверждённым Государственным образовательным стандартом по направлению 130300 «Прикладная геология» специальности-130301-«Геологическ
  4. Итоги гак > Трудоустройство и востребованность выпускников. Управление качеством подготовки специалистов (3)

    Документ
    Подготовка бакалавров геологии направления 020300.62 «Геология» на геологическом факультете ИГУ осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской федерации, Федеральным законом «Об образовании» от 10 июля 1992г.
  5. Отчет Ивгу по разделу «Система контроля качества подготовки специалистов» 44 Из опыта работы 60

    Публичный отчет
    Цель настоящего издания – информирование об организации системы мониторинга качества образования в ИвГУ, ее документационном, научно-методическом обеспечении и функционировании; систематизация и анализ данных мониторинга внутренней

Другие похожие документы..