Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
М.Коцюбинському ми побували у вранішньому лісі, «побачили» переливи природних світлотіней, почули «голосне щебетання» птаства. Це засвідчує надзвичайн...полностью>>
'Образовательный стандарт'
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста «Испытания и ...полностью>>
'Лекции'
и налогообложение 40 8 1 экзамен Дисциплины специализации 1 Управленческий учет 4 1 8 экзамен 13 Финансовая среда предпринимательства и предпринимател...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре физики, теории и методики обучения физике физико-математического факультета ГОУ ВПО «Забайкальский государственный гумани...полностью>>

Областная программа «Развитие региональной системы оценки качества образования Белгородской области» на 2008-2010 годы Белгород 2008

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА


«Развитие региональной системы

оценки качества образования

Белгородской области»

на 2008-2010 годы

Белгород 2008

ПАСПОРТ
областной программы «Развитие региональной системы

оценки качества образования Белгородской области»

на 2008-2010 годы

Наименование Программы

Областная программа «Развитие региональной системы

оценки качества образования Белгородской области на 2008-2010 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки программы

Концепция модернизации российского образования до 2010 года (Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р);

Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803);

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год;

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года (одобрены Правительством Российской Федерации от 09.12.2004);

Материалы Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (Белгород, Белгородский государственный университет, 13.09.2007).

Государственный заказчик Программы

Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области

Разработчики Программы

Управление общего и дошкольного образования;

ОГУ «Белгородский региональный центр оценки качества образования»

Цели Программы

Обеспечение условий для повышения качества образования в Белгородской области через создание совокупности организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных ресурсов, образовательного процесса и образовательного результата, и выявление факторов, влияющих на их качество

Задачи Программы

- создание пакета нормативно-правовых актов, обеспечивающих функционирование и развитие региональной системы оценки качества образования;

- совершенствование сети органов и служб региональной системы оценки качества образования;

- создание целостной системы объективного оценивания качества образования в Белгородской области

- стандартизация способов и средств мониторинга образования;

- создание системы информационного обеспечения оценки качества образования в регионе;

- подготовка и переподготовка кадров для региональной системы оценки качества образования.

Сроки реализации Программы

2008 - 2010 годы.

Мероприятия Программы

Настоящая Программа предусматривает осуществление мероприятий, направленных на совершенствование нормативно-правового, кадрового и информационного обеспечения региональной системы оценки качества образования, а также на развитие сети организаций и служб, содержания и процедур объективного оценивания качества образования.

Исполнители и участники Программы

Департамент образования, культуры и молодёжной политики

ОГУ «Белгородский региональный центр оценки качества образования»

Муниципальные органы управления образованием

Образовательные учреждения.

Объем и источники финансирования Программы

Финансирование мероприятий программы осуществляется в рамках текущего финансирования по отрасли «Образование» и за счёт областной целевой программы «Развитие образования Белгородской области на период 2007-2010 годов».

Ожидаемые результаты реализации Программы

- повышение качества образования для жителей Белгородской области;

- создание региональной системы оценки качества образования как элемента общероссийской системы оценки качества образования;

- формирование единого образовательного пространства;

- повышение объективности и независимости процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений на основе комплексной оценки качества их деятельности;

- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений;

- принятие обоснованных управленческих решений в сфере образования, повышение управляемости и мобильности в развитии образовательных систем, прогнозирование развития образовательных учреждений.

Организация контроля за исполнением Программы

Контроль осуществляется правительством Белгородской области в соответствии с законодательством Белгородской области.

Управление Программой осуществляет государственный заказчик Программы – департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

  1. Введение

Динамика экономического и общественного развития страны в значительной степени определяется качеством деятельности системы образования (общего, профессионального, дополнительного, дошкольного, специального). В связи с этим проблема оценки качества образования в настоящее время является одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации.

В рамках приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации контроля качества образования, формирование нормативной базы для общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) и региональной системы оценки качества образования (РСОКО). Проблема оценки качества образования нашла свое отражение в Стратегии развития образования в Российской Федерации, Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, приоритетном национальном проекте «Образование» и региональных комплексных проектах модернизации образования.

  1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения.

В Белгородской области в настоящее время сложились определенные механизмы и процедуры оценки качества образования. С 2004 года область участвует в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена: с этого времени все выпускники школ сдают в этой форме русский язык, с 2005 года - алгебру и начала анализа. В 2007 году 53% выпускников сдавали два предмета (русский язык и математику) в форме ЕГЭ. В 2008 году аттестация выпускников в форме ЕГЭ проводится по 8 предметам.

Начиная с 2005-2006 учебного года в области апробируется организационно-технологическая схема проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме. Если на момент включения в эксперимент по новой форме проводилось два экзамена – русский язык и математика, то в 2007 году количество предметов достигло 4: русский язык, алгебра, биология, обществознание. В 2008 году выпускники основной школы будут сдавать в новой форме экзамены по 7 предметам: русскому языку, алгебре, химии, геометрии, географии, биологии, физике.

Охват выпускников 9-х классов, прошедших внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую муниципальными экзаменационными комиссиями в 2006-2007 учебном году, составил 100%.

С 2004 года область участвует в Международных исследованиях PISA и TIMSS, что позволяет не только познакомиться с современными международными подходами к оцениванию результатов обучения, выработать собственные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов для проводимых мониторинговых исследований, но и принять управленческие решения в сфере образования на уровне региона.

В области сложилась система аккредитации и лицензирования образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров. Проведением лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров, оформлением и выдачей документов занимается отдел лицензирования, аккредитации учреждений и аттестации кадров при департаменте образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области. С 1 января 2007 года во исполнение Федерального закона №199-ФЗ аккредитация муниципальных образовательных учреждений осуществляется с привлечением общественности и профессиональных объединений для обеспечения объективности, достоверности и прозрачности процедур оценки деятельности. При этом одним из основных показателей при проведении аттестации учреждений является уровень подготовки выпускников начальной, основной и старшей школы, который определяется с помощью независимых срезовых работ по русскому языку и математике.

На протяжении уже 29 лет в области осуществляется рейтинговая оценка деятельности муниципальных систем образования по 55 критериям. Это позволяет комплексно оценить качество муниципальных образовательных систем.

В 2007 году в Белгородской области создано  Областное государственное учреждение «Региональный центр оценки качества образования» (БелРЦОКО), в составе которого отдел организации и проведения итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений, отдел мониторинга качества образования, отдел образовательной статистики и аналитики, лаборатория социологических и педагогических исследований. В своей работе Центр осуществляет взаимодействие с муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями области, Белгородским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки специалистов, муниципальными методическими службами, федеральными службами оценки качества образования. Создание Центра оценки качества образования преследует две основные цели: построение системы многоуровневого мониторинга качества образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений.

С 2007 года во  всех муниципальных территориях области  создаются муниципальные центры оценки качества образования, которые занимаются сбором данных о качестве образования, анализом статистической информации на муниципальном уровне, обеспечивают техническое сопровождение мониторинговых мероприятий. Муниципальные центры работают в тесном контакте с БелРЦОКО. В 2007-2008 гг. муниципальные центры оценки качества образования получили компьютерное оборудование за счёт федеральных средств в рамках реализации КПМО.

Таким образом, можно констатировать, что в области сложились отдельные организационные структуры, механизмы и процедуры региональной системы оценки качества образования, которые методологически соответствуют общероссийской системе оценки качества образования. Вместе с тем они не соединены в единую систему, позволяющую комплексно оценить качество образования по всем показателям, связанным как с образовательными достижениями обучающихся и состоянием их здоровья, так и с условиями образовательного процесса. В области остро стоят проблемы:

  • разработка единых критериев и диагностического инструментария оценки качества образования,

  • подготовка экспертов по оценке результатов и организации образовательного процесса,

  • обеспечение экспертов качественными и достоверными контрольно-измерительными материалами для проведения систематической независимой оценки индивидуальных достижений обучающихся;

  • разработка и внедрение информационной модели качества образования, консолидирующей информацию по актуальным направлениям системы образования.

Реализация Программы позволит объединить усилия всех субъектов образования и необходимые ресурсы для решения указанных проблем.

III. Цели и задачи Программы.

Целью Программы является обеспечение условий для повышения качества образования в Белгородской области через создание совокупности организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных ресурсов, образовательного процесса и образовательного результата, и выявление факторов, влияющих на их качество

Задачи Программы:

- создание пакета нормативно-правовых актов, обеспечивающих функционирование и развитие региональной системы оценки качества образования;

- совершенствование сети органов и служб региональной системы оценки качества образования;

- создание целостной системы объективного оценивания качества образования в Белгородской области;

- стандартизация способов и средств мониторинга образования;

- создание системы информационного обеспечения оценки качества образования в регионе;

- подготовка и переподготовка кадров для региональной системы оценки качества образования.

IV. Описание проектируемой модели региональной системы оценки качества образования

Региональная система оценки качества образования Белгородской области (далее – РСОКО) представляет собой часть инфраструктуры общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) и соблюдает организационное и содержательное единство подходов к проведению оценки качества образования на территории Российской Федерации.

В то же время РСОКО позволяет реализовать интересы Белгородской области, основанные на приоритетах развития региональной и муниципальных систем образования.

При создании модели РСОКО используются следующие понятия:

Индивидуальные достижения обучающегося – это совокупность образовательных достижений, позволяющих обучающемуся успешно социализироваться в обществе и реализовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталону как общепризнанной зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.

Региональная система оценки качества образования – это совокупность способов, средств и организационных структур для установления степени соответствия качества образования установленным требованиям.

Основной целью РСОКО является: формирование системы, способной оценить качество предоставляемых образовательных услуг и степень их соответствия запросам к образованию по всем аспектам оказываемых образовательных услуг и во всех разрезах – от регионального (мониторинг региональной системы образования) и муниципального (мониторинг муниципальной системы образования) до субъектного (индивидуальная оценка развития обучающихся, качество деятельности педагога).

Основными задачами РСОКО являются:

- определение степени соответствия образовательных результатов в регионе государственным образовательным стандартам и потребностям общества;

- определение степени соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;

- внедрение в педагогическую практику методов объективной оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся и выпускников;

- сбор, хранение, обработка и распространение информации о динамике качества и развития системы образования Белгородской области, её подсистем и компонентов;

- непрерывное наблюдение за состоянием образовательного процесса и получение оперативной информации о нём;

- разработка, апробация и внедрение показателей и индикаторов для оценки качества образования;

- планирование, проведение и координация регулярных мониторинговых исследований в области образования;

- информирование общественности о состоянии системы образования и происходящих в ней процессах через внедрение в практику публичных докладов, размещение соответствующей информации на сайтах и т.д.;

- реализация механизмов общественно-профессиональной экспертизы качества образования и обеспечение потребителей образовательных услуг всех уровней достоверной информацией о состоянии и динамике развития региональной системы образования;

- создание единой базы данных образовательного мониторинга.

Основными принципами функционирования РСОКО являются:

- объективность оценки качества образования, обеспечиваемая структурами, независимыми от системы управления образованием;

- реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость;

- возрастно-психологическая адекватность оценочных процедур и показателей качества;

- учет социально-экономических и этнокультурных особенностей области;

- открытость и прозрачность процедур оценки качества образования;

- открытость и доступность информации о состоянии и качестве образования;

- гласность при обсуждении процедур, технологий и результатов оценки качества образования;

- соблюдение преемственности в образовательной политике и традиций российской системы образования.

Объектами РСОКО являются:

- муниципальные органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

- образовательные организации (учреждения), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов;

- образовательные программы, определяющие содержание образования различного уровня и направленности;

- индивидуальные достижения обучающихся (учебные и внеучебные) на различных этапах обучения.

Структурно-элементное рассмотрение РСОКО позволяет представить одновременно функции всей системы, отдельных ее элементов и их структурных взаимосвязей (рис.1).

Нормативно-правовое обеспечение РСОКО представляет собой единый для всего региона комплекс нормативных до­кументов, регламентирующих нормы и правила функционирования РСОКО и обеспечивающих взаимосвязь между всеми ее эле­ментами.

Нормативно-правовая база устанавливает:

- разграничение полномочий между региональным, муниципальным уровнями и уровнем образовательных учреждений в вопросах оценки качества образования;

- статус и полномочия организаций, осуществляющих оценку качества образования;

- порядок оценки качества образования (процедура и технология);

- порядок сбора, обработки, систематизации, хранения и публикации данных о качестве образования;

- порядок разработки, апробации и сертификации измерителей оценки качества образования;

- порядок информирования потребителей образовательных услуг о состоянии качества образования разных уровней.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ведомственная целевая программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области на 2009-2011 годы» паспорт

    Программа
    обеспечение деятельности учреждений культуры на уровне, способствующем созданию единого культурного пространства на территории области, дающем возможность влиять на происходящие в обществе процессы;
  2. Постановление правительства белгородской области от 25 января 2010 г. N 27-пп Белгород об утверждении стратегии социально-экономического развития белгородской области на период до 2025 года (1)

    Документ
    В целях обеспечения согласованности стратегических приоритетов, консолидации усилий органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований области,
  3. Рекомендации для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по использованию типовых моделей общероссийской системы оценки качества образования

    Анализ
    Рекомендации для органов управления образованием субъектов Российской Федерации по использованию типовых моделей общероссийской системы оценки качества образования
  4. Программа социально-экономического развития липецкой области на 2009 2012 годы

    Программа
    5 декабря 2008 года N 195-ОЗ Закон Липецкой области Российской Федерации «О Программе социально-экономического развития в Липецкой области на 2009 - 2012 годы»
  5. Постановление правительства белгородской области от 25 января 2010 г. N 27-пп Белгород об утверждении стратегии социально-экономического развития белгородской области на период до 2025 года (2)

    Документ
    В целях обеспечения согласованности стратегических приоритетов, консолидации усилий органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований области,

Другие похожие документы..