Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
В ходе пяти лет реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» в Калужской области п...полностью>>
'Закон'
14. Значение постановлений Конституционного Суда Российской Федера­ции, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и ведомственных нормативных акто...полностью>>
'Примерная программа'
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта по специальности среднего профессионального образ...полностью>>
'Документ'
- Сонько С.П., кандидат географічних наук, доцент, завідувач кафедрою розміщення продуктивних сил Криворізького економічного інституту при НЕУ (м. Ки...полностью>>

План-конспект лекция №3 на тему: «социально-биологические основы физической культуры»

Главная > План-конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Развёрнутый план-конспект лекция №3 на тему:

«СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

(2-я часть)

План лекции:

1. Общая характеристика динамической и статической работы.

2. Понятие кислородного запроса и долга.

3. Общие представления о резервах организма.

4. Физиолого-педагогическая характеристика различных движений.

5. Общие сдвиги в организме при мышечной деятельности.

6. Характеристика физических качеств.

7. Механизмы и стадии формирования двигательного навыка.

8. Состояния занимающихся физическими упражнениями и спортом.

9. Характеристика процесса тренировки и состояния тренированности.

1. Общая характеристика динамической и статической работы

Динамическая работаработа, при которой мышцы приводят в дви­жение части тела человека, и тело перемещается в отношении опоры, земной или водной поверхности. Эта работа имеет физическое выражение, может быть определен коэффициент полезного действия. В ее основе лежит ауксо­тоническое сокращение мышц, где укорочение мышцы сочетается с развити­ем в ней напряжения. Мышечные усилия (но не сокращения) могут быть подразделены на: 1) поддерживающие, преодолевающие и уступающие, 2) концентрические (укорочение мышц) и эксцентрические (удлинение мышц).

Статическая работа (статическое усилие) обеспечивает поддержание позы; для нее характерно более или менее длительное напряжение одних и тех же мышц, без видимого движения. В основе статической работы лежит изомет­рический режим сокращения, где нет укорочения мышцы (изменение длины) при развитии напряжения. В этих условиях нарушается кровообращение в мышцах в связи с тем, что напряженные мышечные волокна пережимают мелкие кровеносные сосуды. Статическое усилие может сопровождаться натуживанием. Натуживание связано с резким повышением внутрибрюшного и внутригрудного давления (в связи с напряжением брюшных мышц и диафрагмы).

2. Понятие кислородного запроса и долга

Все без исключения физические упражнения сопровождаются увеличением потребности в кислороде при ограниченной возможности его до­ставки к работающим мышцам.

Количество кислорода, необходимое для окислительных процессов, обеспечивающих ту или иную работу, называется кислородным запросом. Различают суммарный, или общий, кислородный запрос, т.е. количество кис­лорода, необходимое для выполнения всей работы, и минутный кислородный запрос, т.е. количество кислорода, потребляемое при данной работе в течение 1 мин. По­скольку не весь запрос удовлетворяется во время работы возникает кислород­ный долг, т.е. то количество кислорода, которое человек поглощает после конца работы сверх уровня потребления в покое. Кислород идет на окисле­ние недоокисленных продуктов. Во многих случаях длительность работы оп­ределяется предельно переносимой величиной кислородного долга.

3. Общие представления о резервах организма

Человеческий организм представляет собой сложную биосоциальную систему, обладающую большими возможностями приспособления к окружающей среде. Человек может адаптироваться к значительным физическим нагрузкам, к условиям измененной газовой среды, к высокой и низкой температуре, повышенной влажности, пониженной и повышенной освещенности и т.д. Хорошо известно, что адаптированный организм может легче переносить воздействия различных неблагоприятных факторов внешней среды, чем неадаптированный, а под влиянием чрезвычайного усилия, эмоционального напряжения или при высокой мотивации деятельности организм человека способен продемонстрировать функциональную активность, недоступную для него в спокойном состоянии. Все это говорит о том, что организм человека обладает скрытыми возможностями (резервами) и что адаптированный человек обладает большими резервами и умеет их лучше использовать в процессе адаптации.

Адаптационные резервы в общем виде представляют собой возможности клеток, органов, систем органов и целостного организма противостоять воздействию различного вида нагрузок, адаптироваться к этим нагрузкам, минимизируя их воздействие на организм и обеспечивая должный уровень эффективности деятельности человека. Выделяются структурные (морфологические) и функциональные резервы.

Структурные резервы – особенности строения отдельных составляющих элементов организма (клеток, тканей, органов и систем органов), проявляющиеся в развитии и прочности мышечной и костной ткани, в особенностях строения миофибрилл и мышечных волокон, в прочности связочного и подвижности суставного аппарата, в характере васкуляризации скелетных и сердечной мышц, в развитии межнейронных связей и т.д., которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на функциональные возможности организма.

Функциональные резервы представляют собой возможности изменения функциональной активности структурных элементов организма, их возможности взаимодействия между собой, используемые организмом для достижения результата деятельности человека, для адаптации к физическим, психоэмоциональным нагрузкам и воздействию на организм различных факторов внешней среды. Функциональные резервы организма включают в себя три относительно самостоятельных вида резервов: биохимические, физиологические и психические, интегрирующиеся в систему резервов адаптации организма.

Биохимические резервы – это возможности увеличения скорости проте­кания и объема биохимических процессов, связанных с экономичностью и интенсивностью энергетического и пластического обменов и их регуляцией. Биохимические резервы определяются мощностью энергетических систем организма – анаэробная фосфагенная (алактатная) и лактацидная (гликолитическая) и аэробная (кислородная, окислительная)), а также биохи­мическими процессами, направленными на восполнение энергетических ре­сурсов организма и воспроизводство разрушенных при адаптации и вновь синтезируемых клеточных структур. Биохимические резервы обеспечивают не только энергетический и пластический обмен, но и гомеостазис организма, и связаны в основном с клеточным и тканевым уровнями.

Физиологические резервы представляют собой возможности органов и систем органов изменять свою функциональную активность и взаимодействие между собой с целью достижения оптимального для конкретных условий функционирования организма. Материальными носителями физиологических резервов является органы и системы органов, а также механизмы, обеспечивающие поддержание гомеостаза, переработку информации и координацию вегетативных функций и двигательных актов. Это – обычные механизмы регуляции физиологических функций, которые в процессе приспособления организма к изменчивым условиям внешней среды и для нивелирования сдвигов во внутренней среде используются им в качестве резервов адаптации.

Психические резервы могут быть представлены как возможности психики, связанные с проявлением таких качеств, как память, внимание, мышление и т.д., с мотивацией деятельности человека и определяющие его тактику поведения и особенности психологической и социальной адаптации.

Функциональные резервы организма могут быть представлены в виде сложной системы резервов, в которой фундаментом являются биохимические, а вершиной – психические резервы. Стержнем системы функциональных резервов, объединяющим ее в единое целое за счет механизмов нейрогуморальной регуляции, являются физиологические резервы. Системообразующим фактором вступает результат деятельности или результат адаптации. Отсутствие результата, как и систематически недостаточный результат, могут не только стимулировать формирование системы функциональных резервов, но и разрушать ее, прекращать ее функционирование в зависимости от воли, установок, системы ценностей и т.д.

В процессе адаптации в организме формируется и совершенствуется система функциональных резервов, специфические черты которой определяется уровнем и характером адаптированности организма, его половыми, возрастными и конституциональными особенностями.

В принципе адаптация организма может быть рассмотрена как двуединый процесс. С одной стороны, организм приспосабливается к удержанию жизненно важных констант внутренней среды, а с другой, – поскольку часто предотвратить сдвиги гомеостазиса все равно не удается, то организм приспосабливается к выполнению специализированной деятельности или к воздействующим факторам в условиях измененного гомеостазиса путем вовлечения резервов функциональной системы адаптации.

В процессе адаптации происходит расширение диапазона резервных возможностей организма и повышается способность к их мобилизации. Неко­торые сдвиги в функциях органов, рассматриваемых как возможный уровень мобилизации физиологических резервов организма, могут быть продемонст­рированы на примере мышечной деятельности.

4. Физиолого-педагогическая характеристика различных движений

Ациклические движения не имеют многократного повторения циклов. Они представляют собой однократное выполнение комплекса стереотипных, заученных элементов. В этих элементах есть начало, цепь следующих в стро­гой последовательности двигательных актов и четко выделенное окончание. Они представляют собой цепные условные рефлексы с более или менее длин­ной цепью. Ациклические движения могут быть разделены на скоро­стно-силовые (прыжки и метания) и собственно силовые (поднимание тяжес­тей). При прыжках и метаниях существенна не только сила, развиваемая в конце цепи движений (толчка, броска), но и скорость развития мышечного сокращения, т. е. телу спортсмена или снаряду придается ускорение. И здесь требуется строгая координация в работе мышц-антагонистов и умение скон­центрировать работу максимального количества двигательных единиц в мо­мент броска, толчка.

Прицельные (точностные) движения не сопряжены с большими мышечными усилиями, но требуют большой остроты зрения, хорошего глу­бинного зрения, высокой проприоцептивной чувствительности, четкой коор­динации движений. Прицельные движения входят также элементами в ряд спортивных игр. И при стрельбе в цель, и при бросках, подачах мяча результат оценива­ется в баллах, как и в упражнениях, оцениваемых в баллах по качеству вы­полнения. Прицельные движения не вызывают значительных энерготрат, сдви­гов в функциях вегетативных систем и терморегуляции.

Движения, оцениваемые по качеству выполнения в баллах (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки в воду и на батуте, синхронное плавание) могут сопровождаться более или менее значительными сдвигами в вегетативных системах (сердечно-сосудистая, ды­хательная) в связи со значительными мышечными напряжениями (спортивная гимнастика, акробатика, фигурное катание), но кратковременность выступле­ний не доводит эти сдвиги до крайних значений, как это имеет место в циклических видах спорта.

В группу ситуационных движений входят весьма различные по физиоло­гической характеристике виды спортивной деятельности – единоборства (противоборства), спортивные игры и кроссы.

Единоборства – бокс, борьба, фехтование – требуют от спортсмена не только значительной выносливости и силы, но и быстроты реакции, способ­ности в доли секунды разгадать поведение противника, выбрать контрприем и провести его, что требует от спортсмена быстроты переработки информации.

Спортивные игры характеризуются более длительными периодами со­ревновательной деятельности. Постоянные изменения ситуации обусловлива­ют переменную мощность работы – от умеренной до максимальной. Измене­ния вегетативных функций должны соответствовать этим периодам мощности, что требует быстрого врабатывания и восстановления.

Кроссы относятся к ситуационным видам двигательной активности только по условиям, в которых эта деятельность протекает, ибо бег, лыжные гонки, велоспорт относятся к циклическим видам спорта.

Циклические движенияэто двигательные акты, состоя­щие из одних и тех же элементов (циклов), многократно повторяющихся во время мышечной деятельности. К циклическим движениям (видам спорта) от­носятся легкоатлетический бег, спортивная ходьба, плавание, гребля, вело­спорт, лыжные гонки, скоростной бег на коньках. Все эти виды спорта ха­рактеризуются работой больших групп мышц (глобальная работа), что оказы­вает значительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему и систему дыха­ния. Общим для всех циклических движений является то, что выполняемая работа характеризуется разной мощностью и длительностью.

5. Общие сдвиги в организме при мышечной деятельности

Источник всех физиологических сдвигов в организме человека лежит в изменениях, которые происходят в работающих мышцах, а именно энергетические превращения, требующие мобилизации энергетических резер­вов; образуется тепло, которое необходимо удалить из организма; появление продуктов обмена, подлежащих выведению из организма.

Кровь, протекающая через работающие мышцы, обедневает кислородом и глюкозой, обогащается углекислотой и другими продуктами обмена и нагре­вается. Изменение ее состава и температуры является источником регулятор­ных влияний со стороны ЦНС и желез внутренней секреции на вегетативные системы.

При интенсивной работе рН крови уменьшается с 7,36 до 7,01 и даже 6,95. При интенсивной физической работе минутный объем кровообращения (МОК) возрастает с 4–5 л до 20 л у нетренированных и до 30–40 л у тренированных (резерв 4–10 раз). Максимальное артериальное давление изменяется от 110–120 до 200 мм рт.ст. при работе (т.е. в 2 раза), а минимальное от 80 до 40 мм рт.ст. (т.е. в 2 раза) при этом пульсовое давление с 40 возрастает до 140 мм рт.ст. (т.е. в 3,5 раза).

В покое орга­низм потребляет 200–300 мл/мин, а максимальное потребление кислорода со­ставляет 4-5 л/мин., т.е. резерв потребления кислорода при усиленном крово­обращении и дыхании составляет 4-5 л/мин. (усиление в 20-25 раз), у нетре­нированных меньше (в 10 раз). Для обеспечения организма кислородом частота дыхания у нетренированных возрастает с 15-20 циклов/мин, а у тре­нированных с 6-8 циклов/мин до 100 и более циклов, а отдельный цикл воз­растает с 0,5 до 1,5-2,0 л, т.е. частота дыхания возрастает примерно в 10 раз, а дыхательный объем в 3-4 раза. Это ведет к увеличению минутного объема дыхания до 100-150 (и даже 200) л/мин. у тренированных, и до 80 л у нетре­нированных.

Повышение температуры крови вызывает активизацию аппаратов термо­регуляции при физической работе: расширение сосудов кожи (покраснение), усиление кровотока через них (большее при менее интенсивной работе), ве­дущее к увеличению ее температуры, и усилению потоотделения.

Наиболее существенные изменения во время физической работы наблю­даются в системе гипофиз–надпочечники. Интенсивная, в особенности длитель­ная, работа вызывает усиление продукции адренокортикотропного гормона (АКТГ) в гипофизе и усиление продукции глюкокортикоидов, которые при­нимают активное участие в формировании стрессовой реакции.

Центральная нервная система (ЦНС) активируется легкой работой и уг­нетается тяжелой. При напряженной работе кровообращение в мозгу остается тем же, что и в покое.

6. Характеристика физических качеств

Принято выделять следующие физические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость.

Каждое движение можно характеризовать по ряду параметров. Из этих параметров при оценке выполнения физических упражнений важное значение придается силе и скорости, которые в спортивной практике имену­ются физическими качествами – силы и быстроты.

Одним из основных физических качеств спортсмена является сила. Сила мышц характеризуется значением величины мышечных усилий, которую развивает человек для преодоления внешнего сопротивления. Максимальное напряже­ние мышцы характеризует ее максимальную силу при данном функциональ­ном состоянии и условиях опыта.

Сила мышцы определяется весом груза, который она может поднять на определенную высоту (или способна удерживать при максималь­ном возбуждении), не изменяя своей длины. Сила мышцы зависит от суммы сил мышечных волокон, их сократительной способности; от количества мышечных волокон в мышце и количества функциональных единиц, одновременно возбуждающихся при развитии напряжения; от исходной длины мышцы (предварительно растянутая мышца развивает большую силу); от условий взаимодействия с костями скелета.

Сократительная способность мышцы характеризуется ее абсолют­ной силой, т.е. силой, приходящейся на 1 см2 поперечного сечения мы­шечных волокон. Для расчета этого показателя силу мышцы делят на площадь ее физиологического поперечника (т.е. на сумму площадей всех мышечных волокон, составляющих мышцу). Например: в среднем у человека сила (на 1 см2 поперечного сечения мышцы) икроножной мышцы – 6,24; разгибателей шеи – 9,0; трехглавой мышцы плеча – 16,8 кг.

Различают также относительную силу – величину силы, приходящуюся на 1 см2 анатомического поперечника. Относительную силу в спортивной практике определяют как отношение абсолютной силы к весу тела спортсме­на. Кроме того, различают силу статическую, проявляемую в изометрических условиях, и динамическую – при динамической работе. Разновидностью дина­мической силы является взрывная сила. Взрывная сила – это способность организма проявлять значительную силу в очень короткий промежуток време­ни. От развития этой силы зависит успех в скоростно-силовых упражнениях (прыжки, метания).

В двигательной деятельности термин быстрота («скорость») движений ис­пользуется для характеристики скрытого периода двигательных реакций, ско­рости перемещения отдельных звеньев тела, темпа движений, перемещения тела в пространстве. Различают элементарные и комплексные формы прояв­ления быстроты.

Выносливость – есть способность человека длительное время выполнять какую-либо деятельность без снижения её эффективности. Если же работа кратковременна, то в этом случае выносливость есть способность выполнять ее в заданное время без снижения эффективности. Иными словами, это спо­собность человека преодолевать утомление, поэтому выносливость можно рассматривать как меру работоспособности. В оценке качества выносливости физические законы не приемлемы. Оно может оцениваться только биоло­гически.

Теория физической культуры подразделяет выносливость на общую и специальную, определяя первую как способность человека к длительному поддержанию неспециализированной, т.е. любой циклической работы боль­ших групп мышц, вторую – как способность поддерживать эффективную ра­ботоспособность при выполнении определенной двигательной деятельности.

Специальная выносливость подразделяется на статическую, силовую, скоростную, выносливость к динамической работе и т.п.

Взаимосвязь силы, быстроты и выносливости определяется общностью их физиологических механизмов, их физиологических резервов, но общность эта не полная, с этим связаны их различия (в развитии, проявлениях и исчезновении).

7. Механизмы и стадии формирования двигательного навыка

Двигательный навык сложнокоординированный дви­гательный акт, включающий в себя условно-рефлекторные и безусловно-реф­лекторные элементы. В основе всех двигательных актов лежат спинномозго­вые механизмы координации возбуждения двигательных единиц мышц-анта­гонистов.

Поскольку основу выработки навыка как сложнокоординированного двигательного акта составляет выработка двигательного стереотипа, состоя­щего из более простых, ранее выработанных и врожденных координаций, то, подобно всем условным (выработанным) актам (рефлексам), выработка этого акта (навыка) проходит несколько стадий (фаз).

В первой стадии – генерализации – наблюдается иррадиация возбуждения, в результате чего в движение включается множество лишних мышц, что затруд­няет движение и делает его очень неловким; это характеризуется как гене­рализация двигательного акта. Во второй стадии – специализации имеет место специализация двигательного акта (рефлекса), которая вырабатывается на ос­нове дифференцировки между компонентами двигательного акта, в результате чего лишние компоненты вытормаживаются, возбуждение концентрируется на мотонейронах (центрах) тех мышц, которые собственно и обеспечивают дви­гательный акт, из работы которых формируется двигательный стереотип. В третьей стадии (стабилизации) происходит стабилизация, автоматизация на­выка за счет упрочения двигательного стереотипа.

Любая спортивная деятельность связана с внешними сигналами, которые на основе выработанной (условной) связи вызывают движение или его пре­кращение (словесные, звуковые команды). Благодаря этим сигналам возникают возбужде­ние или торможение в соответствующих центрах. Это сенсорные условные рефлексы первой и второй сигнальной систем. Они являются пусковыми в двигательной деятельности, несут начальную информацию. Одновременно от интерорецепторов и экстерорецепторов поступает информация обстано­вочного характера, указывающая на изменения в состоянии внутренних орга­нов, в том числе мышц, и на изменения во внешней среде. Суммирование этой информации (афферентный синтез) обеспечивает коррекцию двигатель­ных актов по ходу их выполнения.

Моторный компонент (самодвижение) отработанных двигательных актов наиболее стабилен и может меняться лишь в соответствии с данными аффе­рентного синтеза.

8. Состояния занимающихся физическими упражнениями и спортом

Эмоциональные состояния, возникающие перед соревнованиями, могут быть описаны как боевая готовность, стартовая лихорадка и стартовая апатия.

Боевая готовность характеризуется умеренной активностью спортсмена, дви­жения его хорошо координированы, он собран, а деятельность вегетативных органов в пределах нормы.

Стартовая лихорадка характеризуется излишней суетливостью, разго­ворчивостью, рассеянным вниманием. Обмен веществ в этом состоянии резко повышен, увеличена частота пульса, повышено кровяное давление и т.д.

Стартовая апатия проявляется в замкнутости, безразличии к окружаю­щему, выраженной заторможенностью, снижением тонуса мышц.

Состояние врабатывания возникает в начале работы. Не все системы организма одновременно включаются в активную деятельность. Более того, вегетативные системы всегда отстают от соматических, работу которых они обеспечивают. Сами по себе вегетативные системы включаются в деятельность также не одновременно. Первыми включаются резервы сердечно-сосудистой системы, так как механизм их включения по преимуществу рефлекторный, затем – резервы дыха­ния и т.д.

После окончания врабатывания при работе, продолжающейся не менее 4–6 мин., возникает так называемое устойчивое состояние. При этом стабили­зируется потребление кислорода, деятельность же других органов и систем устанавливается на относительно постоянном уровне.

Различают истинное и кажущееся устойчивое состояние. Первое возни­кает при работе умеренной мощности, второе при работе большой мощности.

Длительность работы, выполняемой спортсменом, зависит от ее интен­сивности и от тренированности спортсмена. Однако работу максимальной и субмаксимальной мощности никто не может совершать длительное время, так как она быстро вызывает состояние утомления. Работа меньшей мощности, при которой может быть достигнуто устойчивое состояние (хотя оно часто и ока­зывается кажущимся), может продолжаться длительное время. После врабаты­вания через некоторое время возникают неприятные ощущения (человеку трудно дышать, он чувствует сильное сердцебиение, тошноту). Это состояние называют «мертвой точкой». Оно может быть преодолено волевым усилием и тогда наступает «второе дыхание» (человек чувствует облегчение).

Утомление – это нормальное физиологическое состояние, возникающее в организме человека в результате проделанной работы (физической или умственной) и выражающееся в снижении работоспособности, являющемся следствием дис­координации анимальных и вегетативных функций и нарушения гомеостаза. Сдвиги, возникшие при работе и явившиеся причиной утомления, после окончания работы постепенно исчезают – наблюдаются восстановительные процессы. Работоспособность восстанавливается до исходного уровня, а затем она повышается (гипервосстановление), с постепенным возвращением к норме. Процесс протекания восстановления зависит от объема и интенсивности проделанной работы и уровня тренированности организма, причем повторные нагрузки выгодно давать в фазу гипервосстановления и не выгодно в фазу полного восстановления.

9. Характеристика процесса тренировки и состояния тренированности

Спортивная тренировка как специализированный процесс всестороннего физического воспитания и развития в целях достижения высоких спортивных результатов может рассматриваться как в педагогическом, так и в физиоло­гическом аспектах, причем педагогический аспект тренировки значительно ши­ре физиологического. Физиологический аспект касается формирования состояния адаптированности, системы развития физических качеств путем со­вершен-ствования соответствующих резервов организма и формирования дви­гательных навыков. С педагогической точки зрения тренировка строится на общих и специальных принципов. К первым относятся: 1) активность, 2) сознательность, 3) наглядность, 4) систематичность 5) последовательность, 6) доступность и 7) прочность. Ко вторым – 1) единство общей и спе­циальной физической подготовки, 2) непрерывность и цикличность трениро­вочного процесса, 3) постепенное и максимальное повышение тренировочных нагрузок.

Годичный цикл тренировки делится в большинстве своем на три периода: 1) подгото­вительный, когда работа направлена на развитие необходимых физических качеств и совершенствование техники движений (объем и интен­сивность тренировочных нагрузок постепенно повышаются), 2) соревнова­тельный, когда работа направлена на сохранение и некоторое повы­шение достигнутого уровня тренированности и 3) переходный, когда соревнования отсутствуют, нагрузки снижаются (они направлены на сохране­ние некоторого минимального уровня тренированности, с которого можно начать следующий подготовительный период).

По физиологическим показателям тренированность (спортивная форма) может быть оценена весьма приблизительно и относительно работоспособно­сти человека. Без педагогических, психологических и медицинских наблюде­ний она не может характеризовать готовность спортсмена к соревновательной деятельности.

Особенности реакции организма у тренированных людей на физические нагрузки могут быть сведены к следующим.

Центральная нервная система. У тренированных после окончания рабо­ты скрытый период сенсомоторных реакций укорочен, способность к диффе­ренцировкам повышена, явления последовательного торможения уменьшены.

Двигательный аппарат. Электрическая активность мышц у тренирован­ных меньше и сконцентрирована во времени. Между движениями она умень­шается до минимума. Возбудимость и лабильность мышц либо не изменяется, либо повышается.

Расход энергии при стандартной работе у тренированных людей менее выражен.

Дыхание у тренированных лучше скоординировано с двигательной активнос­тью; легочная вентиляция, кислородный запрос и кислородный долг меньше у них, чем у нетренированных.

Сердечно-сосудистая система. Меньший кислородный запрос и лучшая утилизация кислорода тканями у тренированных обеспечивают меньшие тре­бования к органам кровообращения. В связи с этим при стандартной работе у них частота сердечных сокращений в абсолютных величинах меньше, чем у нетренированных, а в процентном отношении к покою может быть и больше.

Система крови. Изменения во внутренней среде у тренированных при стандартной работе меньше, чем у нетренированных. Все это свидетельствует о лучшей координации функций у тренированных, о более экономном расхо­довании резервов, в результате чего работа осуществляется более производи­тельно.

При выполнении предельно напряженной работы резко возрастает по­требление кислорода. Максимальное потребление кислорода у тренированных выше, чем у нетренированных. Максимальные величины составляют почти 7 л/мин (90 мл/кг мин-1), у стайеров высокой квалификации 5-6 л/мин (83–85 мл/кг мин-1), у нетренированных – 3,0-3,5 л/мин (менее 40 мл/кг мин-1). При МПК спортсмен может работать лишь ограниченное время. Обычно работа совершается при значениях, близ­ких к 80% МПК. МПК растет от начала подготовительного периода к со­ревновательному, поэтому может характеризовать состояние тренированности (это особенно характерно для спортсменов не очень высокой квалификации).

Легочная вентиляция при предельной работе может составлять у трени­рованных мужчин 150-200 л/мин, у женщин – 90-130 л/мин. Коэффициент использования кислорода при этом не должен снижаться, что наблюдается у нетренированных. ЧСС у тренированных возрастает до 200 уд./мин, СО до 150-200 мл, МОК – до 30-35 л и более (у нетренированных соответственно 170-180 уд./ мин, 120-130 мл, 20-25 л). У нетренированных максимальный кислородный долг не превышает 5-7 л, а у тренированных может достигать 20 л и более. У тренированных воз­можно повышение молочной кислоты в крови до 250 мг% (у нетренирован­ных до 150 мг%).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План-конспект лекции №2 на тему: «социально-биологические основы физической культуры»

    План-конспект
    Организм — сложная единая саморегулирующаяся и саморазви­вающаяся биологическая система, функциональная деятельность ко­торой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды.
  2. План-конспект лекции №4 на тему: «здоровье и основы здорового образа жизни»

    План-конспект
    Важнейшей ценностью для человека является здоровье. «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум» (Геродот).
  3. План-конспект лекция №1 на тему: «физическая культура и спорт в общекультурной деятельности человека»

    План-конспект
    В высших учебных заведениях «Физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший ком­понент целостного развития личности. Она входит в блок общегуманитарных и социально-экономических дисциплин.
  4. Программа дисциплины физическая культура для студентов всех cпециальностей Форма обучения: очная

    Программа дисциплины
    Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 060100 физическая культура
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины физическая культура для факультетов мгпу очной формы подготовки специалистов и бакалавриата. Москва 2007

    Учебно-методический комплекс
    Отечественный опыт физкультурного воспитания студенческой молодежи свидетельствует, что регулярные занятия физической культурой и спортом в совокупности с овладением профильными предметами способствуют психическому и нравственному

Другие похожие документы..