Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курс лекций'
Тема 4 Бухгалтерский учет и документальное оформление кассовых операций в кредитных организациях. Учет операций кредитной организации со средствами в...полностью>>
'Закон'
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской...полностью>>
'Документ'
Никита Сергеевич Хрущев родился в 1894 г. в селе Калиновка Курской губернии, рано начал трудовую жизнь. С 12 лет уже работал на заводах и шахтах Донба...полностью>>
'Документ'
Система національних рахунків (СНР). Основні категорії системи національних рахунків: додана вартість, інституційні одиниці, сектори, операції, рахун...полностью>>

Развитие научно-технической мысли на Алтае в XVIII – первой половине XIX вв. Цели урока

Главная > Урок #
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Урок. Развитие научно-технической мысли на Алтае в XVIII – первой половине XIX вв.

Цели урока: обучающая - формировать знания о развитии технической мысли на Алтае;

развивающая - способствовать развитию логического мышления,

установлению причинно-следственных связей, умению выделять главное и

делать выводы, обобщать;

воспитательная - прививать любовь к Алтаю, воспитывать патриотизм,

гордость за наш край.

Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации с изображениями технических

изобретений: чертеж огнедействующей машины И.И. Ползунова, чертеж

рудопромывальной машины К.Д. Фролова, чертеж плавильных печей

П.М. Залесова, чертеж сверлительной машины П.Г. Ярославцева.

Тип урока: комбинированный.

Рекомендуемая организация урока

(без использования ИКТ)

На доске:

Тема: Развитие научно-технической мысли на Алтае в XVIII – первой половине XIX вв.

Фролов

Козьма

Дмитриевич

Залесов

Поликарп

Михайлович

Ярославцев

Павел

Григорьевич

1726-1800 гг.

1772-1837 гг.

1787-1857 гг.

Новые слова:

- золотопромывочная установка;

- процесс толчения и промывки руды;

- подъем руды и откачка воды;

- «воздухо-паровая» машина;

- паровая турбина;

- плавильная печь;

- дробление и просеивание роштейнов;

- сверлительная машина.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

Слово учителя: Здравствуйте! Я рада вас видеть! Садитесь. Приготовились к началу урока.

Кто сегодня отсутствует?

II. Опрос

Слово учителя: С Барнаулом неразрывно связана судьба русского изобретателя, инженера, горного офицера, гения, опередившего свое время – И.И. Ползунова. Сегодня не найдется человека, не слышавшего имя Ползунова, но мало кто знает точно, что именно изобрел Иван Иванович. (Для проверки знаний по ранее пройденным темам несколько учащихся работают с тестами. Приложение 1)

Вопросы домашнего задания:

1. Какое изобретение было сделано И.И. Ползуновым?

2. Каково значение изобретения И.И. Ползунова?

3. Кто в мире считается первоизобретателем парового двигателя?

4. Что известно из биографии И.И. Ползунова?

5. Как работала машина И.И. Ползунова?

(Показать работу изобретения на интерактивной доске.)

6. Как у нас на Алтае увековечено имя И. Ползунова?

(в городе Барнауле - названа улица, присвоено имя И.И. Ползунова Техническому университету, есть памятник И.И. Ползунову, проводятся «Ползуновские чтения»; Колыванская камнерезная фабрика носит имя И.И.Ползунова)

III. Изучение нового материла

1. Вступительное слово учителя: В XVIII веке Алтай занимает особое место в металлургической промышленности России. Строятся заводы (Колывано-Воскресенский, Барнаульский, Павловский, Алейский, Сузунский и другие), открываются новые рудники, возникает Колывано-Воскресенский горный округ. Расширение горнозаводского производства требует решения сложных технических задач. Специалисты алтайских заводов настойчиво занимаются самообразованием. В 1764 году открывается техническая библиотека при Барнаульском заводе, одна из крупнейших в то время в стране (насчитывалось 7000 томов). Образованных мастеров и инженеров готовят в Барнаульском горном училище, открытом в 1779 году. К концу XVIII века Алтай становится центром научно-технической мысли в Сибири. Как вы думаете, ребята, кроме И.И. Ползунова были на Алтае другие изобретатели? (Ответ учащихся.) На Алтае были другие изобретатели, имена которых не столь известны, но они внесли свой весомый вклад в горно-металлургическое производство. Итак, запишите тему сегодняшнего урока. (Учащиеся переписывают тему с интерактивной доски.) Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. (Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, которая потом появляется на интерактивной доске.)

2. Работа с учениками: учащиеся делают заранее подготовленные сообщения по изобретателям: К.Д. Фролов, П.М. Залесов, П.Г. Ярославцев. (Используется прием театрализации.)

Слово учителя: Ребята, перенесите таблицу «Изобретатели Алтая» в тетрадь. (Таблица на интерактивной доске.) Представьте, что мы с вами оказались в XVIII веке, встретили изобретателей и услышали рассказ об их жизни и деятельности. Вам необходимо запомнить сделанные ими изобретения. (В ходе прочтения сообщений демонстрируются изображения технических новинок на интерактивной доске.)

3. Работа в тетрадях: учащиеся называют запомнившиеся технические новшества и записывают их в тетрадь. (Изобретения на интерактивной доске.)

Изобретатели Алтая

Фролов

Козьма

Дмитриевич

Залесов

Поликарп

Михайлович

Ярославцев

Павел

Григорьевич

1726-1800 гг.

1772-1837 гг.

1787-1857 гг.

Изобрел рудоподъемник, золотопромывочную установку, механизировал процесс толчения и промывки руды, механизировал работы по подъему и откачке воды из шахт.

Изобрел механизм для разливки в формы металла из плавильных печей, паровую турбину.

Изобрел приспособление для дробления и просеивания роштейнов, проект бумажной фабрики, типографию.


4. Работа с документом: учащиеся, после заполнения каждой колонки таблицы, читают отрывки из документов и выделяют пользу изобретений для горно-металлургического производства. Приложение 2

5. Работа с классом: в ходе эвристической беседы с учениками выявляются последствия и значение внедрений технических новинок в производство.

Вопросы:

а) Как внедрение изобретений влияло на развитие производства?

(Новшества были экономичны – сберегали лесные ресурсы и сокращали время работы; улучшали качество работы – изделия из камня вызывали всеобщее восхищение в Санкт-Петербурге; позволяли расширить производство – условия при строительстве алтайских предприятий уже не играли основной роли; заменяли ручной труд машинным – ручной труд был физически тяжелым; повышали производительность труда.)

б) Что такое производительность труда?

(Количество продукции произведенной в единицу времени.)

в) Как закончилось внедрение машин в производство в Англии?

(Промышленным переворотом в XVIII веке, налаживанием выпуска машин, заменой мануфактурного производства фабрично-заводским.)

г) Почему в России промышленный переворот произошел значительно позже?

(Развитие научно-технической мысли тормозил феодально-крепостнический строй, т.к. крепостной труд был дешев и обеспечивал функционирование рудников и заводов без всяких излишних расходов; на изобретателей долгое время смотрели как на чудаков и людей, оторванных от жизни.)

5. Работа с учениками: по окончанию беседы с учениками формулируется вывод.

Слово учителя: Ребята, вернемся к цели нашего урока. (Цель урока на интерактивной доске.) Посмотрите на нее. Полностью она была реализована в ходе нашей работы? Давайте сделаем вывод. (Вывод: Мы выяснили, что в конце XVIII – первой половине XIX вв. на Алтае было сделано много технических изобретений, но преобладавшие феодальные порядки тормозили их внедрение в производство и препятствовали признанию их создателей.)

IV. Закрепление

1. Задание на интерактивной доске: соотнести фамилию изобретателя с чертежом изобретения.

2. Проверочная индивидуальная работа учащихся на заранее подготовленных рабочих листах. Приложение 3

Домашнее задание: записи в тетради, учебник «История Барнаула» стр. 35 – 37, использование дополнительной литературы, повторение терминов – роштейн, производительность труда, промышленный переворот, мануфактура, фабрично-заводское производство, феодально-крепостнический строй.

Список литературы:

1. Алтайские горные офицеры XVIII-XIX вв. Сборник документов. Барнаул 2006 г.

2.Гришаев В. Алтайские горные инженеры. Барнаул, 1999.

3.Земля сибирская алтайская. Ч.1. Барнаул, 1999.

4.История Алтая. Ч.1: С древнейших времен до 1917 года. Барнаул: Изд-во АГУ, 1995.

5.Старцев А.В., Тяпкин М.О., Тяпкина О.А. История Барнаула. Барнаул, 2000.

Приложение 1

ТЕСТ

История Алтая

  1. Первооткрывателем рудных месторождений на Алтае является:

а) А.Демидов;

б) С.Костылев;

в) Н.Клеопин.

  1. В 1729г. на Алтае:

а) на р. Белой построен завод, получивший название Колывано-Воскресенский;

б) на р. Локтевка поставлены две печи, предназначенные для выплавки черной меди;

в) А.Демидов получил разрешение добывать медную руду и строить заводы.

  1. Строительство Барнаульского завода:

а) 1737-1740гг;

б) 1739-1743гг;

в) 1739-1744гг.

  1. Людей, заселявших Верхнее Приобье до 1865г., называют:

а) староверами;

б) старожилами;

в) новоселами.

  1. Бикатунская крепость построена в:

а) 1709г;

б) 1717г;

в) 1718г.

  1. Бугрование - это:

а) проникновение русских на Алтай, с целью сбора ясака;

б) промысел, состоящий в поиске ценных вещей в древних захоронениях;

в) крестьянское освоение Верхнего Приобья и закрепление за Россией.

  1. Необходимые условия при строительстве заводов в XVIII в.:

а) населенный пункт и наличие леса;

б) квалифицированные специалисты;

в) наличие леса и реки.

  1. Первый город, основанный за Уралом:

а) Тюмень;

б) Енисейск;

в) Тобольск.

  1. В 1747г.:

а) А.Демидов убедился в наличии серебра в алтайской меди;

б) состоялась комиссия А. Беэра на Алтай;

в) владение А.Демидова на Алтае отошли в императорскую собственность.

  1. Во второй половине XVIII века в связи с неудачно выбранным местом горная

администрация отказалась от достройки:

а) Локтевского завода;

б) Шульбинского завода;

в) Сузунского завода.

Приложение 2

Представление горного начальника Колыванова-Воскресенских

заводов Ф.Ф. Бегера о награждении гиттенфервальтера

П.Г. Ярославцева орденом за устройство водоотливной машины

15 ноября 1833г.

Господину главному начальнику

Колывано-Воскресенских заводов

«…Положением Горного совета на 1831 год предположено было: по случаю недостаточной силы двух конных водоотливных машин водоотливную машину, которая бы не только заменила упомянутые две конные, но действовала бы с большим превосходством, так, чтобы безостановочный отлив воды из нижних работ Зыряновского рудника подал возможность к дальнейшему преследованию и обработке в глубь и по простиранию руд, кои на глубине 12-го этажа имеют еще весьма значительную толщину с хорошим содержанием металлов.

Устройство такой машины было признано совершенной необходимостью по тому, что вышеупомянутые две конные машины, не говоря уже о значительных расходах на их содержание, простиравшееся в год от 18 до 28 тыс. рублей, действием своим совершенно не соответствовали значительной глубине рудника, так, что главнейшие работы 12-го,

11-го, 10-го и 9-го этажей были почти во весь круглый год затоплены водой. Почему и поручено было берггешворену (что ныне гиттенфервальтер) Ярославцеву составить проект устройства вододействуемой водоотливной машины.

Все сие устройство по составленной г[оспадином] Ярославцевым смете предполагалось окончить в 3 года, употребив расходов до 15673 руб. 9 3/4 коп. На ежегодное содержание сей машины по устройству ее исчислялось расхода до 2000 рублей.

А как на содержание существовавших тогда двух конных машин употреблялось ежегодного расхода до 18 тыс. рублей, то Горный совет, видя, с одной стороны, весьма важную пользу казне, как по сбережению расходов, так и по средствам к распространению Зыряновского рудника, и с другой, не находя особенных препятствий к приведению в исполнение предположений г[оспадина] Ярославцева, положил: с наступлением весны того же 1831 года, приступить к устройству предполагаемых плотины, канала и вообще устройства вододействуемой водоотливной машины, под непосредственным распоряжением и надзором г[осподина] Ярославцева, который тогда же был командирован в Зыряновский рудник…»

Выписка о службе, присланная берггауптманом

К.Д. Фроловым в Канцелярию Колывано-Воскресенского

горного начальства, с описанием его заслуг

Август 1798г.

«…1-е.Будучи еще в Екатеринбурге при горном (золотых промыслов) производстве в 1760 году собственным изобретением (никогда еще в России небывалую) построил и в действие привел золото промываленную машину, которая чрез кондр пробы против прежней промывки в вымывке золота и во успехе работы доказал преимущество, и работных людей против прежнева более дву третей, а происходившаго денежнаго расходу 3367 рублей уменьшило. И успехом машины истолченных руд золото извлекается чище, а потому и в получении стало быть больше. Чрез сей же способ излишния против прежнева работныя люди на другой горной службе особливую казенную прибыль приносить начали. И таковой способ доныне еще существует…»

Из письма берггешворена П.М. Залесову управляющему

Кабинетом его императорского величества Д.А. Гурьеву

о пользе реконструкции механизмов на Гавриловском заводе

25 марта 1806г.

Ваше высокопревосходительство, милостивейший государь

Дмитрий Александрович

«…Сие самое преобразование, в особенности же машин, как главнейшего заводского предмета, доставило оным правильное успешнейшее и легкое действие, уменьшило расходы, на их употребляемые, и доставило первейший и единственный случай внести при сих заводах успешную расплавку, без чего бы никакое искусство, по всей вообще плавиленной части, не было бы удовлетворительно доставить такой успех, какой ныне существует…»

Приложение 3

Рабочий лист.

Технические изобретения XVIII – пер. пол. XIX вв.

  1. Изобретатель, который приобрел всемирную славу благодаря своему универсальному двигателю:

Джеймс Уатт И.И. Ползунов

/подчеркнуть правильный ответ/

  1. В……..г. Иван Ползунов создал проект двухцилиндровой паровой машины. /вписать год/

  1. После смерти И.И.Ползунова пароатмосферный двигатель:

а) был широко распространен в производстве;

б) простояв без действия, был разобран;

в) много раз ремонтировался и работал дальше.

/выбрать правильный ответ/

  1. Сопоставить изобретателей и технические новшества.

механизм для разливки в формы

металла из правильных печей,

паровую турбину

1

Ф.В.Стрижков

золотопромывочную установку,

механизировал процесс подъема

руды и откачки воды из шахт


2

П.Г.Ярославцев

«сверлительную машину»,

шлифовальную фабрику

3

К.Д.Фролов


приспособления для дробления

и просеивания роштейнов, построил бумажную фабрику

4

П.М. Залесов



/соединить линиями/

5.Технические новшества алтайских изобретателей:

а) были экономичны для производства;

б) замедляли процесс производства;

в) были неудобными и неэффективными в производстве;

г) повышали производительность труда;

д) улучшали качество работы;

е) требовали новых рабочих рук;

ж) позволяли значительно расширить производство;

з) заменяли ручной труд машинным.

/выбрать несколько правильных ответов/

10



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по организации и проведению урока по теме «Развитие научно-технической мысли на Алтае в XVIII первой половине XIX вв»

    Методические рекомендации
    В современных условиях задачи школьного исторического образования диктуют введение курса по истории и культуре малой Родины в общеобразовательных учебных учреждениях.
  2. Научно-исследовательский институт проблем каспийского моря (2)

    Документ
    Третий выпуск сборника «Астраханские краеведческие чтения» традиционно подводит итог работы астраханских, региональных и зарубежных ученых и специалистов по изучению природных ресурсов, истории и культуры Астраханского края.
  3. 10000 изданий по истории государственного управления и самоуправления в России

    Исторический очерк
    200 лет Тамбовской губернии и 60 лет Тамбовской области: Историко-статистический обзор. / Администрация Тамбовской обл.; Тамбовский обл. ком. гос. статистики; Тамбовский гос.
  4. Образ сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX начала ХХ в

    Диссертация
    Актуальность темы. Образ Сибири в общественном сознании россиян – тема, которая в большей степени обсуждается на уровне обыденного сознания, достаточно редко привлекая внимание исследователей-гуманитариев.
  5. Программа XXX научной конференции судентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов

    Программа
    ЗАСЕДАНИЯ СЕКЦИЙ БУДУТ ПРОХОДИТЬ В АУДИТОРИЯХ, УКАЗАННЫХ В ПРОГРАММЕ XXX НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, МАГИСТРАНТОВ, АСПИРАНТОВ И УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЙНЫХ КЛАССОВ, В КОРПУСАХ «Д», «С», «К», «М».

Другие похожие документы..