Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Восточно-Европейская (Русская) равнина занимает восточную часть Европы. Это — одна из крупнейших по площади равнин мира: с севера на юг она занимает ...полностью>>
'Диплом'
Маркетинговый анализ потребителей картриджей для принтеров с целью разработки коммуникационной политики компании "Профилайн", направленной н...полностью>>
'Документ'
Целью изучения дисциплины «Иностранный язык» является формирование и развитие коммуникативных компетенций (говорение, письмо, чтение, аудирование), н...полностью>>
'Документ'
4. Поручить проведение экспертизы (наименование и адрес экспертного учреждения). Истец: / / "__" г....полностью>>

Филимонов Вадим Донатович, доктор юридических наук, профессор, академик ман вш, заслуженный юрист РФ гл. Предисловие Предлагаемая студентам вузов книга (2)

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3. Структура уголовно-правовой нормы

Статьи Общей и Особенной частей УК и других нормативных правовых актов уголовно-правового характера являются юридической формой объективации норм уголовного права. Соотношение статьи уголовного закона или части соответствующей статьи с отдельной нормой уголовного права таково, что в одних случаях статья или часть статьи УК совпадает с отдельной нормой уголовного права, в других случаях в статье УК или иного правового нормативного акта содержится несколько норм уголовного права (см., например, ст. 180 - "Незаконное использование товарного знака").

Норма уголовного права - это общеобязательное правило, сформулированное в статье или части статьи УК или иного нормативно-правового акта, рассчитанное на неопределенный круг лиц и на неопределенное число случаев криминального характера.

По своей структуре нормы уголовного права, принадлежащие к институтам Общей и Особенной частей, существенно различаются. Поэтому с точки зрения теоретического осмысления этих норм и их отличия от норм других отраслей права вполне допустимо и целесообразно отдельное описание структуры норм Общей и Особенной частей уголовного права. Однако в плане практического применения действующего уголовного законодательства предпочтительнее рассмотреть особенности структуры отдельных статей или частей статьи УК, а также виды диспозиций и санкции статей либо их частей.

Вычленение в структуре статьи или части статьи уголовного закона диспозиции и санкции имеет практический смысл лишь применительно к статьям Особенной части УК. Применительно к статьям Общей части вычленение в их структуре диспозиции и санкции имеет лишь теоретическое (познавательное) значение.

Под диспозицией статьи (части статьи) УК понимают ту ее часть, в которой дается описание или характеристика объективных и субъективных признаков определенного вида общественно опасного поведения, признаваемого преступлением.

Под санкцией статьи (части статьи) УК понимают ту ее часть, в которой указываются вид и размер уголовного наказания, подлежащие применению в случае совершения лицом предусмотренного в диспозиции статьи преступления.

Сторонники точки зрения о трехчленной структуре норм уголовного права вычленяют также гипотезу уголовно-правовой нормы, под которой понимаются те условия, при наличии которых соответствующее общественно опасное деяние признается преступлением.

В статьях Особенной части УК не описываются признаки гипотезы нормы, поэтому учение о гипотезе имеет отношение к так называемой логической норме уголовного права. А коль скоро, как уже отмечалось выше, нормы уголовного права Общей и Особенной частей действуют применительно к отдельному криминальному случаю системно, то отпадает необходимость в использовании понятия логической нормы уголовного права и такого ее структурного элемента, как гипотеза.

В зависимости от способа описания диспозиции статьи или части статьи Особенной части уголовного закона различают статьи с простой, описательной, ссылочной и бланкетной диспозициями.

Диспозиция статьи (части статьи) считается простой, когда в ней не раскрываются объективные и субъективные признаки определенного деяния, а лишь указывается на наименование данного деяния или какую-либо его существенную черту.

Например, в ч. 1 ст. 126 УК ее диспозиция описывается всего двумя словами - "Похищение человека". Прибегая к использованию простой диспозиции, законодатель, вероятно, исходит из предположения, что такое описание преступного деяния вполне доступно для понимания широкого круга населения и правоприменителя.

Под описательной понимается такая диспозиция статьи Особенной части УК (части статьи), где более или менее подробно обрисовываются объективные и субъективные признаки соответствующего преступного деяния.

Примером может служить диспозиция ст. 125 УК, в которой признаки объективной и субъективной сторон состава оставления в опасности описываются следующим образом: "Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние". Большинство статей УК предусматривает описательные диспозиции, что облегчает деятельность правоприменителя при квалификации содеянного, отграничении смежных составов преступлений.

Разновидностью описательной диспозиции является диспозиция с альтернативными признаками объективной стороны преступления. Примером ее является диспозиция ч. 1 ст. 223 УК, согласно которой состав незаконного изготовления оружия предполагает "незаконные изготовление или ремонт огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, а равно незаконное изготовление боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств".

Под ссылочной понимается такая диспозиция, которая отсылает для уяснения предусмотренного в ней состава к другим частям или статьям УК. Например, в ч. 4 ст. 166 УК ("Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения") говорится: "Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия".

Бланкетной считается диспозиция статьи УК, в которой описываются признаки соответствующего преступного деяния путем указания на нарушение каких-либо правил (иногда специальных понятий), установленных или определяемых в нормативных правовых актах иных отраслей права. В данном случае без использования соответствующих нормативных актов других отраслей права невозможно установить в полном объеме признаки объективной стороны того или иного состава преступления.

Так, в ч. 1 ст. 264 УК предусматривается уголовная ответственность за нарушение лицом, управляющим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. А какой пункт правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства нарушен в данном конкретном случае, можно определить лишь путем обращения к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090. Признаки тяжкого вреда здоровью человека устанавливаются судебно-медицинским экспертом на основании Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью.

В зависимости от особенностей конструкции санкции в теории уголовного права различают санкции абсолютно определенные и относительно определенные.

Абсолютно определенной признается санкция, в которой предусматривается только один, точно определенный вид и размер наказания или альтернативные точно определенные виды наказания. При абсолютно определенной санкции ограничиваются возможности суда в отношении индивидуализации подсудимому наказания. Поэтому в законодательной практике такие санкции предусматриваются крайне редко. В действующем УК нет ни одной абсолютно определенной санкции.

Относительно определенной санкцией считается такая, в которой допускается возможность избрания того или иного вида наказания в определенных пределах между его минимальным и максимальным размерами.

При конструировании относительно определенных санкций используются два приема:

а) в санкции статьи указывается только максимальный размер данного вида наказания;

б) в санкции статьи устанавливаются как минимальный, так и максимальный размер данного вида наказания.

Например, согласно ст. 106 УК убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов, а равно убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. В данном случае минимум лишения свободы в санкции ст. 106 УК не определен и устанавливается на основании предписания ч. 2 ст. 56 Общей части УК, в соответствии с которой предусмотрено лишение свободы на срок от двух месяцев.

Согласно ч. 1 ст. 131 УК изнасилование, т.е. половое сношение с применением насилия или угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет. Поэтому по общему правилу суд может назначить виновному срок наказания за названное преступление в пределах от трех до шести лет лишения свободы с учетом личности виновного и других обстоятельств дела.

Выделяют также санкции единичные (с одним основным видом наказания) и альтернативные; простые (без дополнительных наказаний) и кумулятивные (Кругликов Л.Л. С. 66).

Альтернативными считаются санкции, в которых предусматривается возможность назначения виновному одного из нескольких основных видов наказания, указанных в законе. Примером альтернативной относительно определенной санкции может служить санкция ч. 1 ст. 130 УК, согласно которой оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается либо штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

Кумулятивными (суммирующими) считаются санкции, в которых наряду с основным видом наказания предусматривается обязательное или факультативное применение одного или нескольких дополнительных наказаний. Например, согласно ст. 155 УК разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Санкции типа ст. 155 УК следует отнести к кумулятивным с факультативным применением дополнительного наказания. Санкция ч. 1 ст. 169 УК за неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации и за иные указанные в диспозиции этой статьи действия в качестве наказания наряду с другими предусматривает возможность назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев. В подобных случаях дополнительное наказание может быть не применено лишь при наличии условий, предусмотренных ч. 1 ст. 64 УК. Санкция ч. 1 ст. 169 УК может быть отнесена к кумулятивным с обязательным применением дополнительного наказания.

Следовательно, уголовный закон - это правовой нормативный акт, принимаемый в установленном Конституцией РФ порядке, в котором предусматриваются нормы уголовного права, относящиеся либо к Общей его части, либо к Особенной. Уголовный закон принимается либо в форме определенным образом систематизированного федерального нормативного акта, именуемого Уголовным кодексом, либо в форме самостоятельно действующего нормативного акта. Уголовный кодекс подразделяется на Общую и Особенную части. С точки зрения структуры построения в статьях или частях статей Особенной части УК вычленяют диспозицию и санкцию. Диспозиции статей (частей) делят на простые, описательные, бланкетные и ссылочные. Санкции подразделяют на абсолютно определенные и относительно определенные; единичные и альтернативные; простые и кумулятивные.

§ 3. Вступление уголовного закона

в силу и действие его во времени

Литература:

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" // СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801; 1999. N 43. Ст. 5124;

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. "О референдуме Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710;

Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663;

Блум М.И., Тилле А.А. Обратная сила закона. М., 1969;

Дурманов Н.Д. Советский уголовный закон. М., 1967.

1. Временные пределы действия уголовного закона

Уголовный закон, как правовая реальность, действует в определенных временных пределах. Установление точных пределов действия уголовного закона во времени имеет большое практическое значение, так как с этим связано разрешение вопроса о преступности и наказуемости содеянного. Вопросы действия уголовного закона во времени регулируются ст. 9 УК, а также ст. 54 Конституции, п. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.

В ч. 1 ст. 9 УК предусмотрено, что "преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния". В ч. 2 ст. 9 УК устанавливается: "Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий". Сказанное предполагает необходимость уяснения вопросов о том, когда закон вступает в силу и когда прекращается его действие.

Вступление уголовного закона в силу означает, что он становится обязательным для всех государственных органов, должностных лиц, а также граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства. Точное установление даты (или дня) вступления уголовного закона в силу имеет важное прикладное значение.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В СССР существовала порочная практика, согласно которой допускалось применение неопубликованных законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека. Издавались законы и иные нормативные правовые акты с грифом "не подлежит опубликованию", "не для печати", "для служебного пользования", "секретно" и т.п.

В итоговом документе Венской встречи (1989 г.) указывается, что государства-участники должны "эффективно обеспечивать право лиц знать свои права и обязанности... и поступать в соответствии с ними, с этой целью публиковать и делать доступными все законы, административные правила и процедуры, относящиеся к правам человека и основным свободам". В Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990 г.) констатируется, что "законы, принятые по завершении соответствующей гласной процедуры, и административные положения публикуются, что является условием их применения. Эти тексты будут доступны для всех". Названные положения повторены в Парижской хартии для новой Европы (1990 г.).

Порядок опубликования и вступления в силу уголовного закона в настоящее время регламентируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. "О референдуме Российской Федерации" (см. список литературы к § 3 этой главы).

2. Дата принятия и официального

опубликования уголовного закона

Согласно ст. 1 названного выше Федерального закона от 14 июня 1994 г. на территории Российской Федерации применяются только те законы, которые официально опубликованы.

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. В литературе неоднозначно решается вопрос о дате вступления в действие федерального закона: одни авторы подразумевают под этим дату принятия его Государственной Думой, другие - дату подписания Президентом РФ. Полагаем, что, поскольку до подписания закона Президентом он фактически является его проектом, представляется правильной позиция Администрации Президента РФ, согласно которой датой вступления в действие публикуемого в официальных изданиях закона считается дата подписания его Президентом России.

Как установлено в ст. 3 Закона от 14 июня 1994 г., законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания (например, постановление Государственной Думы об амнистии) публикуются не позднее десяти дней после их принятия. Официальным опубликованием уголовного закона (как и иного федерального закона), акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ, а акты палат Федерального Собрания - председателем соответствующей палаты или его заместителем. Законы и акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению, радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы и акты палат Федерального Собрания могут также публиковаться в виде отдельного издания.

Законом от 14 июня 1994 г. установлено (ст. 6), что федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если законом или актом палаты не установлен иной порядок вступления их в силу. При опубликовании закона указываются наименование закона, дата его принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

Порядок опубликования законов РФ о ратификации международных договоров и других международно-правовых актов (конвенций, деклараций, пактов, документов и т.п.) такой же, как и федеральных конституционных законов и федеральных законов. Порядок вступления в силу международно-правовых актов решается при принятии соответствующих актов.

В дополнение к сказанному следует обратить внимание и на то, что согласно ст. 2 Указа Президента РФ от 5 апреля 1994 г. (в редакции Указа от 9 августа 1994 г.) "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов" тексты федеральных законов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система", являются официальными <*>.

--------------------------------

<*> РГ. 1994. 18 авг.

3. Опубликование и вступление в силу закона,

принятого всенародным голосованием (референдумом)

Порядок опубликования и вступления в силу закона, принятого всенародным голосованием (референдумом), регламентируется гл. 11 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. "О референдуме Российской Федерации" <*>. Согласно ч. 3 ст. 82 этого Конституционного закона официальное опубликование результатов референдума осуществляется Центральной избирательной комиссией РФ в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах референдума. Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией результатов референдума. Принятое на референдуме решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории Российской Федерации.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710.

Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, в компетенцию которого входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки этого нормативного правового акта, который не должен превышать трех месяцев со дня принятия решения на референдуме.

4. Опубликование и вступление в силу

нормативных правовых актов Президента РФ и

Правительства РФ, а также нормативных правовых

актов федеральных органов исполнительной власти

Как уже указывалось выше, при применении уголовного закона с бланкетной диспозицией и в некоторых иных случаях приходится обращаться к нормативным правовым актам, издаваемым в соответствии с их компетенцией Президентом РФ, Правительством РФ и другими органами государственного управления Российской Федерации. Поэтому необходимо знать порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Этот порядок регулируется Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Согласно этому Указу акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение десяти дней после дня их подписания. Опубликование этих актов в названных изданиях считается официальным. Официальными являются также тексты названных выше актов, распространяемые в машинопечатном виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в акте не указан иной срок. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если не определен иной срок.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Они официально публикуются в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". Такие акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если в акте не определен более поздний срок.

Порядок вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов по истечении определенного периода времени после их официального опубликования направлен на то, чтобы предоставить населению страны возможность ознакомиться с опубликованным законом, нормативным актом Президента РФ, Правительства РФ или иного федерального ведомства РФ. Такой порядок вступления в силу нормативного правового акта считается обычным. В наши дни, однако, все чаще используется особый (экстраординарный) порядок вступления в силу законов и иных нормативных актов, при котором момент вступления их в силу определяется в самом законе (с момента опубликования, с момента или дня его подписания и т.п.) либо в специальном законе (или ином акте) о порядке введения его в действие. Последний (особый) порядок вступления в силу законов или иных актов следует признать нежелательным, так как при нем населению не оставляется времени для ознакомления с актом, а следовательно, граждан побуждают сообразовывать свое поведение с законом или другим нормативным правовым актом, о котором они имеют весьма смутное представление либо вообще не осведомлены.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Филимонов Вадим Донатович, доктор юридических наук, профессор, академик ман вш, заслуженный юрист РФ гл. Предисловие Предлагаемая студентам вузов книга (1)

    Книга
    Кругликов Лев Леонидович, доктор юридических наук, профессор, академик МАН ВШ и РАЕН, заслуженный деятель науки РФ - предисловие, гл. 14 - 17, постатейно-терминологический указатель;

Другие похожие документы..