Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В 2008-2010 гг. книжная отрасль столкнулась сразу с рядом проблем: финансово – экономический кризис, который сразу сказался на уровне продаж, высокая...полностью>>
'Темы рефератов'
Кибернетика, ее прошлое, настоящее и перспективы развития. Синергетика - новая наука ХХ века. Управление открытыми саморазвивающимися системами и его...полностью>>
'Документ'
В отличие от других недавних Заключений, в настоящем документе мы стремимся реструктурировать эту концепцию не на основании одного какого-то решения ...полностью>>
'Диплом'
Работа выполнена на кафедре социальной педиатрии и организации здравоохранения Государственного образовательного учреждения высшего профессионального...полностью>>

Программа дисциплины по кафедре Детали машин теория механизмов и детали машин

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

___________ С. В. Шалобанов

«____»_____________200___г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

по кафедре Детали машин

ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ И ДЕТАЛИ МАШИН

Утверждена научно-методическим советом университета для направлений подготовки (специальностей) в области транспортных средств, геологии, разведки и разработки полезных ископаемых.

Специальности: «Организация перевозок и управления на транспорте

(автомобильный транспорт) (ОП) 190701.65

«Организация и безопасность движения (ОБД) 190702.65

«Открытые горные работы» (ОГР) 130403.65

Хабаровск 2006 г.

Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму

содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования с учетом особенностей региона и условий организации учебного процесса Тихоокеанского государственного технического университета.

Программу составил (и)

_____Губарь С. А.________________ __канд. техн. наук,__________

________________________________ __доцент кафедры__________

________________________________ __«Детали машин»_________

Ф. И. О. автора (ов) Ученая степень, звание, кафедра

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры

протокол № ______ от «_____» __________________200__ г.

Завкафедрой _____________ «_____»_______200___г. _____________

Подпись Дата Ф. И. О.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании УМК и рекомендована к изданию

протокол № ______ от «_____» __________________200__ г.

Председатель УМК _____________ «_____»_______200___г. _____________

Подпись Дата Ф. И. О.

Директор института _____________ «_____»_______200___г. _____________

(декан факультета) Подпись Дата Ф. И. О.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ И ДЕТАЛИ МАШИН».

Цель дисциплины определяется Государственным образовательным стандартом и состоит, прежде всего, в формировании у студентов системы знаний, позволяющих анализировать механические системы общего назначения, сопоставлять их эксплуатационные возможности, и выполнять простейшие проектные работы в данной области, что предполагает решение следующих основных задач:

- знакомство основными типами механизмов, узлов и деталей машин общего назначения;

- изучение основ структурного, кинематического, динамического и силового анализа и синтеза механизмов;

- изучение основ проектирования элементарных механических систем исходя из различных условий работоспособности.

Важнейшей задачей следует считать формирование у студентов положительного отношения к конструкторской деятельности.

Изучаемая дисциплина опирается на знание соответствующих разделов математики, физики, теоретической механики, сопротивления материалов и является основой для изучения специальных дисциплин, связанных с механическими устройствами, таких как: «Техника транспорта», «Технические средства организации дорожного движения» и др.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление о схемах, назначении и принципе работы основных типов механизмов, методах их анализа и синтеза;

- знать конструкцию, назначение, возможные причины отказов типовых деталей и узлов машин;

- уметь формулировать условия работоспособности, подбирать методики и расчетные зависимости при проектировании типовых деталей машин, работающих в конкретных условиях;

- иметь опыт выполнения проектных работ и оформления технической документации.

  1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

Наименование

По учебным планам

С максимальной трудоемкостью

С минимальной трудоемкостью

Общая трудоемкость дисциплины

по ГОС

по УП

-

187

100

170

Изучается в семестрах

4

4

Вид итогового контроля по семестрам

зачет

экзамен

курсовой проект (кп)

курсовая работа (кр)

расчетно-граф. работа (ргр)

реферат (ф)

домашние задания (дз)

-

4

-

4

-

-

-

-

5

-

6

-

-

-

Аудиторные занятия

всего

лекции (л)

лабораторные работы (лр)

практические занятия (пз)

102

51

17

34

102

51

0

51

Самостоятельная работа

общий объем часов (С2)

В том числе

на подготовку к лекциям

на подготовку к лаб. работам

на подготовку к практич. занятиям

на выполнение КР

85

0

17

17

51

68

0

0

17

51

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

4.1 Вводные сведения.

Теория механизмов и детали машин – как завершающие разделы науки о построении машин. Историческая справка. Место курса в системе подготовки инженера (бакалавра) по специальностям 190701.65, 190702.65, 130403.65.

Цели и задачи дисциплины. Структура курса. Требования к студентам при изучении дисциплины. Возможности кафедры. Рекомендуемая литература.

4.2 Основные понятия дисциплины.

Машина: определение классификация.

Механизм: определение, назначение, основные типы. Звено, типы звеньев. Кинематическая пара, классификация кинематических пар, их условное изображение на схемах. Кинематические цепи.

Основные типы механизмов: рычажные, кулачковые, передаточные; схемы, принцип работы применение. Классификация передаточных механизмов.

4.3 Основы структурного анализа и синтеза.

Структурные формулы механизмов. Избыточные связи и их устранение. Понятие группы Асура, структурная классификация плоских рычажных механизмов.

4.4 Кинематика механизмов.

Задачи и методы кинематического анализа. Кинематический анализ плоских рычажных механизмов. Кинематика передаточных механизмов, передаточное отношение в простом и сложных механизмах.

Зубчатые передаточные механизмы: определение, принцип работы. Элементы, основные параметры и соотношения зубчатого венца. Условие правильного зацепления. Основная теорема зацепления. Сопряженное зацепление. Эвольвента окружности и её свойства. Эвольвентное зацепление.

4.5 Динамика механизмов машин.

Силы, действующие в машинах. Определение реакций в кинематических парах, приведение силы и момента. Трение в кинематических парах, коэффициенты потерь, К.П.Д. Движение машины под действием приложенных сил, уравнение движения машины. Уравновешивание движущихся сил.

4.6 Детали машин. Основы расчета работоспособности.

Понятие проектирования. Деталь, узел, классификация деталей машин общего назначения. Требования, предъявленные к механическим системам: работоспособность, надежность, технологичность, экономичность, эргономичность. Работоспособность: условие работоспособности; основные критерии работоспособности: прочность, жесткость, износостойкость, теплостойкость, виброустойчивость.

Прочность: особенности расчета на прочность при различных видах напряженно – деформированного состояния и характера нагрузки (постоянные и переменные нагрузки, объемные и поверхностные разрушения). Оценка поверхностной прочности в высших кинематических парах. Формула Герца и её применение.

Выбор допускаемых напряжение и коэффициентов запаса прочности. Факторы, влияющие на величину предельно опасных напряжений. Формы расчета на прочность и этапы проектирования.

4.7 Механические передачи: назначение, классификация, область применения.

Фрикционные передачи: схема, принцип работы, классификация, применение, кинематика, причины отказов, критерии работоспособности и расчета, расчет по контактным напряжениям.

Зубчатые передачи: типы, область применения. Цилиндрические прямозубые передачи: схема, основные параметры и соотношения зубчатого венца, кинематика, силы в зацеплении, причины отказов, расчет по контактным и изгибным напряжениям.

Цилиндрические косозубые передачи: образование, особенности геометрии, достоинства и недостатки, силы в зацеплении, особенности расчета на прочность.

Конические передачи: схема, основные геометрические элементы, параметры и соотношения, силы в зацеплении, особенности расчета на прочность.

Червячные передачи: схема, типы, основные параметры и соотношения, кинематика, силы в зацеплении, особенности геометрии контакта, материалы червячной пары, причин отказов, критерии работоспособности и расчета, особенности расчета на прочность.

Ременные передачи: схема, принцип работы, типы ремней и область применения, кинематика, силы и силовые соотношения, критерии работоспособности и расчета, расчет по тяговой способности.

4.8 Валы и оси

Назначение, типы, действующие нагрузки и напряжения, причины отказов, критерии работоспособности, этапы проектирования. Ориентировочный расчет, приблизительный расчет, уточненный расчет валов.

4.9 Подшипники

Назначение, типы. Подшипники скольжения: конструкция, принцип работы, виды трения, расчет при полужидкостном трении.

Подшипники качения: типы, условное обозначение, достоинства и недостатки. Расчет по статической и динамической грузоподъемности.

4.10 Соединения

Назначение, типы. Разъемные соединения.

Резьбовые соединения: резьбовые детали, резьба, параметры резьбы, типы резьб и их применение, метрическая резьба, момент при затяжке резьбового соединения. Причины отказов резьбовых деталей. Расчет стержня болта в незатянутом соединении. Расчет стержня болта в затянутом соединении. Расчет болтовых соединений, нагруженных сдвигающими силами. Общий подход к расчету групповых болтовых соединений.

Шпоночные соединения: назначение, типы, подбор параметров и расчет соединений призматическими шпонками.

Неразъемные соединения. Сварные соединения, образование, типы, расчет стыковых и нахлесточных соединений.

Заклепочные соединения: образование, типы, расчет на прочность.

4.11 Муфты

Назначение. Общая классификация. Основные типы постояннодействующих муфт: глухие, жесткие компенсирующие, упругие.

Подбор и проверка стандартных муфт.

Таблица 2

Разделы дисциплины и виды занятий и работ.

Раздел дисциплины

Л

ЛР

ПЗ

КР

1

Вводные сведения

+

+

2

Основные понятия дисциплины

+

3

Основы структурного анализа и синтеза механизмов

+

4

Кинематика механизмов

+

+

+

+

5

Динамика механизмов и машин

+

6

Детали машин. Основы расчета работоспособности

+

+

+

7

Механические передачи

+

+

+

+

8

Валы и оси

+

+

+

9

Подшипники

+

+

+

+

10

соединения

+

+

+

+

11

Муфты

+

+

  1. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ.

Лабораторный практикум по дисциплине «Теория механизмов и детали машин» выполняется с целью ознакомления студентов с типовыми деталями и узлами машин; более глубокого уяснения физических принципов и связей, положенных в основу проектирования механических систем; приобретения опыта выполнения экспериментальных и исследовательских работ.

Лабораторный практикум предполагает выполнение семи лабораторных работ.

  1. Вводное занятие. Студентов знакомят с целью и задачами лабораторного практикума, с требованиями, предъявляемыми к выполнению и защите работ, с содержанием выполняемых работ, правилами техники безопасности, с принципами измерения сил и моментов с помощью динамометрических приборов.

  2. Лабораторная работа №1 «Кинематический анализ передаточных механизмов».

Цель работы – овладеть методами кинематического анализа.

Задачи работы – научиться составлять и читать кинематические схемы механизмов, определять тип механизма, вычислять передаточное отношение.

Для выполнения работы студентам предлагаются модели и образцы передаточных механизмов; требуется: составить кинематические схемы, определить тип механизмов, подсчитать числа зубьев колес и определить передаточное отношение. При оценке результатов работы (защите) учитываются: качество выполнения кинематических схем (соответствие ГОСТ 2.703-68), корректность расчетов, знание понятий и методов кинематического анализа.

Работа выполняется в течение двух часов.

  1. Лабораторная работа №3 «Исследование болтового соединения, работающего на сдвиг».

Цель работы – уяснение и экспериментальная проверка теоретических положений, лежащих в основе проектирования болтовых соединений.

Задачи работы: ознакомиться с основными резьбовыми деталями; определить параметры резьбы; экспериментально определить силу, необходимую для сдвига деталей соединения при установке болта с зазором при различных моментах завинчивания; вычислить теоретическое значение сдвигающей силы; сопоставить экспериментальные и теоретические результаты. Работа выполняется на специальной установке, смонтированной на столе пресса. Соединение состоит из двух пластин и колодки, сжимаемых болтом и гайкой. Определенная величина момента завинчивания гайки обеспечивается динамометрическим ключом. Сила, приводящая к сдвигу колодки, фиксируется с помощью динамометрической пружины, установленной между колодкой и штоком пресса. Порядок выполнения работы подробно рассматривается в методических указаниях к лабораторной работе. При оценке результатов работы учитывается: соответствие отчета по лабораторной работе существующим требованиям, корректность расчетов, понимание физических основ исследуемых явлений и связей, обоснованность выводов.

Работа выполняется в течение двух часов.

  1. Лабораторная работа №4 «Исследование трения в резьбе и на торце гайки».

Цель работы: изучение вопросов механики взаимодействия деталей в болтовом соединении; анализ влияния различных факторов на величину момента завинчивания и коэффициента трения в резьбе и на торце гайки.

Задачи работы: экспериментально определить величину моментов сил сопротивления в резьбе и на торце гайки; вычислить значения коэффициентов трения в резьбе и на торце гайки; установить зависимость моментов сил сопротивления и коэффициентов трения от величины силы затяжки.

Работа выполняется на специальной установке (ДП-27-М), позволяющей путем установки упорного подшипника под торец гайки определить отдельно момент сил сопротивления в резьбе и момент сил трения на торце при различных величинах силы затяжки гайки. Задаваемая сила затяжки контролируется с помощью динамометрической пружины. Искомый момент определяется с помощью динамометрического ключа. Порядок выполнения работы рассматривается в методических указаниях к данной лабораторной работе. При оценке результатов работы учитывается: соответствие отчета к лабораторной работе существующим требованиям; корректность расчетов, понимание физической природы сил сопротивления в резьбе и на торце гайки, обоснованность выводов.

Работа выполняется в течение двух часов.

  1. Лабораторная работа №10 «Исследование структурных, кинематических и геометрических характеристик цилиндрического редуктора».

Цель работы – ознакомиться с конструкцией реальных передаточных механизмов, приобрести навыки определения структурных, кинематических и геометрических параметров зубчатых передач.

Задачи работы: разбить механизм на ступени и составить кинематическую схему; определить основные геометрические параметры зубчатых зацеплений; рассчитать передаточное отношение и проверить его опытным путем; составить рабочий эскиз зубчатого колеса.

Для выполнения работы студентам предлагается двухступенчатый цилиндрический редуктор и необходимый измерительный инструмент. Порядок выполнения работы описан в методических указаниях к лабораторной работе. При оценке результатов работы учитывается: соответствие отчета существующим требованиям (правильность выполнения схем, расчетов, эскиза), знание основных положений кинематики и геометрии зубчатых передач, представление об элементах конструкции цилиндрического редуктора.

Работа выполняется в течение двух часов.

  1. Лабораторная работа № 8 «Изучение конструкции червячного редуктора».

Цель работы – ознакомиться с устройством и конструктивными особенностями червячного редуктора и приобрести навыки определения основных геометрических параметров червячного зацепления.

Задачи работы: произвести разборку редуктора; отметить особенности конструкции; определить размеры основных элементов червяка и червячного колеса и вычислить значения основных параметров зацепления, согласовав их со стандартными рядами; ознакомиться со способами регулировки зацепления и редуктора; собрать редуктор.

Для выполнения работы студентам предлагается один из имеющихся в лаборатории червячных редукторов и необходимый измерительный инструмент. Порядок выполнения работы описан в методических указаниях к данной лабораторной работе. При оценке результатов работы учитывается: соответствие отчета установленным требованиям, корректность выполнения расчетов и эскиза, знание принципов работы и особенностей геометрии червячного зацепления.

Работа выполняется в течение трех часов.

  1. Лабораторная работа № 11 «Статическое исследование тяговой способности ременной передачи».

Цель работы – изучение вопросов механики взаимодействия ремня и шкива в ременной передаче.

Задачи работы: освоить методику оценки тяговой способности передачи; экспериментально определить значения коэффициента тяги при различных условиях работы; исследовать влияние на его величину типа ремня и угла обхвата.

Лабораторная работа выполняется на моделирующей работу ременной передачи установки, представляющей собой совмещенные шкивы клино и плоскоременной передач. Установленный на подвижном рычаге ролик, позволяет изменять угол обхвата шкива ремнем. К установке прилагаются отрезок ремня, подвески и комплект грузов. Порядок выполнения лабораторной работы описан в методических указаниях к данной работе.

При оценке результатов работы учитывается: соответствие отчета установленным требованиям; корректность выполнения эскизов и расчетов; понимание физических принципов работы ременной передачи, четкость и обоснованность заключений о влиянии рассматриваемых в работе факторов на тяговую способность ременной передачи.

Работа выполняется в течение двух часов.

  1. Лабораторная работа № 2 «Исследование трения в подшипниках качения».

Цель работы – ознакомление с устройством и работой подшипников качения и факторами, влияющими на потери мощности в подшипнике.

Задачи: ознакомиться с устройством подшипников качения; экспериментально определить момент сил сопротивления в подшипнике при различных условиях работы и вычислить значение приведенного коэффициента трения; уяснить физическую природу сил сопротивления.

Лабораторная работа выполняется на установке ДМ-28М, предназначенной для измерения момента вращения стандартных подшипников качения. Основным элементом установки является испытательная головка с четырьмя подшипниками, силоизмерительным устройством и маятником. Головка свободно устанавливается на приводной вал, который приводится во вращение от электродвигателя через клиноременную передачи. Момент вращения измеряется при различных скоростях вращения вала, нагрузках на подшипники и уровнях смазки в головке. Порядок выполнения работы описан в методических указаниях. При оценке результатов работы учитывается: соответствие отчета установленным требованиям; знание устройства подшипников качения и их обозначение; обоснованность выводов о зависимости момента вращения от скорости, нагрузки и количества смазки.

Работа выполняется в течение двух часов.

Таблица 5.1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины по кафедре "Cтроительные и дорожные машины " подъемно-транспортные машины Утверждена научно-методическим советом университета для направления подготовки 190000 Транспортные средства

    Программа дисциплины
    Программа составлена в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной департаментом
  2. Программа дисциплины по кафедре Детали машин детали машин и механизмов

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной департаментом образовательных
  3. Программа дисциплины по кафедре Детали машин теория механизмов и машин

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной департаментом образовательных
  4. Программа дисциплины по кафедре Детали машин детали машин и основы конструирования

    Программа дисциплины
    содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования с учетом особенностей региона и условий организации учебного
  5. Программа дисциплины по кафедре «Эксплуатация автомобильного транспорта» расследование и экспертиза дтп

    Программа дисциплины
    Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, предъявляемыми к минимуму содержания дисциплины и в соответствии с примерной программой дисциплины, утвержденной департаментом образовательных

Другие похожие документы..