Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Владимир Иванович, сейчас много говорится о прогнозных балансах МСХ РФ, которые будут регулировать, сколько производить, и что производить регионам. ...полностью>>
'Документ'
В языкознании традиционно выделяются три научные парадигмы: сравнительно-историческая, системно-структурная и антропоцентрическая. Антропоцентрическа...полностью>>
'Анализ'
В 2007/2008 учебном году педколлектив МОУ «Колосковская сош» работал над реализацией проблем, ориентированных на формирование личности, её развитие.О...полностью>>
'Документ'
В условия глобальной нестабильности экономики особую актуальность приобретает вопрос развития экономической (предпринимательской) активности населени...полностью>>

Образовательный стандарт по направлению подготовки бакалавриата 552100 [190500] «Эксплуатация транспортных средств»

Главная > Образовательный стандарт
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

ВОЛЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

КАФЕДРА «ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИМЕРОВ И ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ»

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по учебной работе

__________________О. А. Тишин

« » 2007г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

по направлению подготовки бакалавриата 552100 [190500]

«Эксплуатация транспортных средств»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине (обязательной по стандарту) «Безопасность жизнедеятельности»

факультет: Автомеханический

Курс 4

Семестр 8

Всего часов аудиторных занятий (час) 68

Лекции (час) 34

Лабораторные работы (час) 34

Практические (семинарские) занятия, час -

СРС, всего часов по учебному плану 51

ОргСРС, час 37

Экзамен (семестр) -

Зачет (семестр) 8

Волжский, 2007

Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана направления бакалавриата 550800 [190500]

Составитель рабочей программы

к.т.н., доцент О.М.Новопольцева

Согласовано:

Зав. кафедры ВАТ П.А.Кулько

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Химическая технология полимеров и промышленная экология»

Протокол № « « 2007

Заведующий кафедрой ВТПЭ

Д.т.н., профессор В.Ф. Каблов

Одобрено методической комиссией

автомеханического факультета

Протокол № « « 2007

Председатель методической комиссии,

декан ФАМ В.Н.Тышкевич

Раздел 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

1.1. Цель преподавания дисциплины

Цель преподавания курса «Безопасность жизнедеятельности» -вооружить будущих специалистов теоретическими и практическими знаниями, необходимыми для создания безопасных и безвредных условий деятельности, новой техники и технологических процессов, отвечающих современным требованиям безопасности, прогнозирования чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Курс направлен также на повышение уровня гуманитарной подготовки выпускников технического вуза.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Задачей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является изучение вопросов взаимодействия человека с окружающей средой обитания, опасных и вредных факторов, воздействующих на человека в процессе взаимодействия, идентификация этих факторов, медико-биологических основ воздействия, нормирования опасных и вредных факторов, методов и средств обеспечения безопасности, прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций, правовых и организационных вопросов безопасности жизнедеятельности.

Студент, изучивший курс «Безопасность жизнедеятельности», должен знать : основные опасные и вредные факторы, воздействующие на человека в процессе рассматриваемой деятельности, медико-биологические основы воздействия, нормирование и контроль опасных и вредных факторов, основные методы и средства защиты от воздействия опасных и вредных факторов, меры защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Студент должен уметь: идентифицировать опасные и вредные факторы, проводить анализ безопасности, оценивать состояние среды обитания с точки зрения безопасности и безвредности, рассчитывать основные средства защиты от воздействия опасных и вредных факторов.

1.3. Взаимосвязь учебных дисциплин.

Программа курса «Безопасность жизнедеятельности» базируется на тесной взаимосвязи и преемственности с другими обще теоретическими и специальными дисциплинами, изучаемыми студентами в течение предыдущих лет обучения в институте. Среди них можно выделить физику, общую и неорганическую химию, экологию. Без знания этих дисциплин невозможно усвоить большинство разделов преподаваемой дисциплины.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание, рекомендуемая последовательность изучения отдельных тем и вопросов дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", ориентировочные затраты времени для их изучения приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

№ темы

Название темы, наименование вопросов

Количество часов отведенные на

Методические указания

Форма

контроля

лекции

лабораторные работы

практические занятия

Введение

1

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

Лекция 1. Актуальность вопросов безопасности. Взаимодействие человека со средой обитания. Цель и основные задачи курса. Основные понятия и определения. Классификация опасных и вредных факторов. Идентификация опасных и вредных факторов.

Человек в мире опасностей:

природные опасности (литосферные, гидросферные, атмосферные, космические опасности, методы и средства защиты);

биологические опасности (микроорганизмы, грибы, растения, животные, методы и средства защиты); социальные опасности (классификация, причины, характеристика);

экологические опасности (источники экологических опасностей, воздух, вода и почва как факторы среды обитания, продукты питания);

техногенные опасности (общая характеристика, движущегося тела, механические колебания, электрические тела и статическое электричество, электромагнитные поля, излучения).

Лекция 2. Системный анализ безопасности.

Методы и средства обеспечения

безопасности.

2

2

К, Тз

1

2

3

4

5

6

7

Человеческий фактор в обеспечении производственной безопасности:

медико-биологические основы (формы деятельности человека; тяжесть и напряженность труда; категорирование труда; адаптация организма человека к различным условиям; терморегуляционные особенности функционирования организма; характеристика сенсорных систем с т.з. безопасности; работоспособность человека и ее динамика; антропометрические характеристики, совместимость элементов системы «человек-среда»);

психология безопасности (психофизическая деятельность человека, особые психические состояния, психология в проблеме безопасности, надежность человека как звена технической системы).

2

Оздоровление воздушной среды Лекция 3. Метеорологические условия и их нормирование. Мероприятия по созданию нормальных метеоусловий.

Загрязнение воздушной среды. Классификация вредных веществ по характеру воздействия на организм человека. Нормирование содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Классы опасности вредных веществ.

Лекция 4. Классификация систем вентиляции. Естественная вентиляция. Искусственная вентиляция. Расчет общеобменной и местной вентиляции.

2

2

1

3

МУ-1

МУ-3

К, Тз

3

Освещение

Лекция 5. Характеристики освещения. Видя освещения и основные требования к нему. Нормирование и расчет естественного освещения. Нормирование и расчет искусственного освещения.

2

2

МУ-2

С.З.К.

4

Защита от шума и вибрации.

Лекция 6. Характеристики шума. Воздействие шума на человека. Нормирование шума. Мероприятия по защите от шума.

Характеристики вибрации. Воздействие вибрации на человека. Нормирование вибрации. Мероприятия по защите от вибрации.

2

С.З.К.

5

Защита от электромагнитных полей и ионизирующих излучений.

Лекция 7. Характеристики электромагнитных полей. Их воздействие на человека. Нормирование электромагнитных полей. Мероприятия по защите от электромагнитных полей.

Виды ионизирующих излучений. Их воздействие на человека. Нормирование ионизирующих излучений. Мероприятия по защите от ионизирующих излучений.

2

Тз

6

Электробезопасность.

Лекция 8. Действие электрического тока на организм человека. Факторы, влияющие на поражение электрическим током. Критерии электробезопасности. Анализ

электрических цепей.

Лекция 9. Напряжение прикосновения и напряжение шага. Защитные меры в электроустановках. Защитное заземление и зануление. Защита от статического электричества.

2

2

С.З.К.

7

Безопасность устройств и

эксплуатации машин и аппаратов.

Лекция 10. Требования безопасности к оборудованию и средства защиты. Герметизация оборудования и испытания на герметичность. Безопасность сосудов и баллонов, работающих под давлением. Основные требования безопасности к подъемно- транспортному оборудованию и машинам.

2

К

8

Пожарная безопасность.

Лекция 11. Основные понятия. Показатели взрыво-и пожароопасности горючих веществ. Классификация производств по пожароопасности. Классификация

зданий и конструкций по пожароопасности

Лекция 12. Пожарная профилактика при проектировании и строительстве предприятий. Пожарная профилактика в технологических процессах. Классификация способов тушения пожаров. Автоматические средства тушения пожара. Пожарная сигнализация.

2

2

К

К

9

Правовые и организационные вопросы безопасности жизнедеятельности.

Лекция 13. Основные положения законодательства об охране труда. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда. Организация труда на предприятиях.
Надзор и контроль за состоянием охраны труда. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Возмещение работодателями вреда, причиненного работникам трудовым увечьем.

2

4

МУ-4

С.З.К.

10

Защита атмосферы от загрязнений

Лекция 14. Классификация загрязнений окружающей среды. Источники и виды загрязнения атмосферы. Нормирование и контроль содержания вредных веществ в атмосферном воздухе. Понятие об эффекте суммации вредного действия. Рациональное размещение источников загрязнений. Рассеивание в атмосферном воздухе.

Лекция 15. Очистка отходящих газов в сухих пылеуловителях. Очистка газов в мокрых пылеуловителях. Очистка газов в фильтрах. Очистка газов в электорофильтрах. Улавливание туманов. Очистка выбросов в атмосферу от газо- и парообразных примесей. Снижение токсичности атмосферных выбросов наземных транспортных систем.

2

2

К

11

Защита гидросферы от загрязнений

Лекция 16. Источники и виды загрязнений гидросферы. Классификация и состав сточных вод. Нормирование и контроль качества воды в водоемах. Очистка сточных вод от взвешенных твердых и жидких примесей. Очистка сточных вод от растворимых примесей. Очистка сточных вод от органических примесей. Системы водоснабжения и водоотведения.

2

12

Защита литосферы от загрязнений
Лекция 17. Источники и виды загрязений почвы. Нормирование и контроль химического загрязнений почв. Утилизация и обезвреживание твердых отходов.
Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуациях.

Понятие ЧС. Классификация и характеристика ЧС. Прогнозирование, анализ и способы защиты в условиях. ЧС. Ликвидация последствий ЧС.

2

Раздел З. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Лабораторные работы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Премию Правительства Российской Федерации, с 2000 года Министерство образования и науки среди вузов организовали конкурс

    Конкурс
    Перспективы развития морского образования на Дальнем Востоке: Материалы XXX научно-методической конференции. / Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. – 175с.

Другие похожие документы..