Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У даному інформаційно-аналітичному огляді наводиться узагальнена інформація стосовно забруднення атмосферного повітря України основними забруднюючими...полностью>>
'Документ'
Суда валовой вместимостью 500 рег.т. и более должны быть снабжены, по меньшей мере, одним международным береговым соединением, отвечающим положениям ...полностью>>
'Программа'
Цель - развитие и поддержка способных учащихся, приобщение детей и подростков к творческому наследию писателей-сатириков русской и зарубежной литерат...полностью>>
'Закон'
Настоящее Положение определяет задачи, функции, а также организацию деятельности Исполнительного бюро Совета руководителей органов налоговых расследо...полностью>>

Программа дисциплины «Развитие информационного общества» для направления 080700. 68 Бизнес-информатика подготовки магистра

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет

Высшая школа экономики

Факультет БИЗНЕС - ИНФОРМАТИКИ

Программа дисциплины

«Развитие информационного общества»

для направления 080700. 68 – Бизнес-информатика

подготовки магистра

Автор: Лобза Е.В.

elobza@hse.ru

Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании

Секция______________ кафедры инновации и бизнес в сфере ИТ

Председатель Зав. кафедрой

_________________ Мальцева С.В.

“___” __________ 200_ г. “___” _____ _____ 200_ г.

Утверждено УС факультета

Бизнес-информатики

Ученый секретарь

_______________________

“___” __________ 200_ г.

Москва

  1. Пояснительная записка

Аннотация

Развитие технологий привело в середине 90-х годов к фактическому созданию наиболее развитой частью человечества того самого "информационного общества", о котором на протяжении последних десятилетий говорили так много, что перестали воспринимать его всерьез. Сложность и необычность новой эпохи требуют глубокого осмысления происходящих изменений. Это не только имеет чисто академический, научный интерес, но если говорить о сегодняшней России, с этим в немалой степени связано определение ее дальнейшей судьбы.

Основная цель данного курса – познакомить студентов с важнейшими теоретическими концепциями и практическими исследованиями в области развития информационного общества.

Учебная задача курса

В результате изучения курса студенты должны:

  • знать основные теоретические модели и концепции информационного общества;

  • иметь представление о российских и зарубежных исследовательских центрах, журналах, авторских проектах, ресурсах Интернет по проблемам развития информационного общества;

  • иметь представление об эмпирических исследованиях и реальных социально-экономических процессах в этой области в России и за рубежом;

  • обладать навыками использования эмпирических данных и статистики;

  • знать основные международные и национальные программы развития информационного общества;

  • иметь представление о месте России в мировом информационном пространстве: объективных показателях: развитие и доступ к ИКТ, образование, «новая экономика», общество и ИТ и политических задачах: реализация программы «Электронная Россия».

Требования к студентам

Изучение курса «Развитие информационного общества» предполагает знакомство студентов с такими учебными дисциплинами, как «Философия», «Рынки информационных технологий», «Электронный бизнес», «Информационное право».

Форма итогового контроля – экзамен.

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • Работа на практических занятиях (посещаемость, доклады, обсуждения, деловые игры, практикумы, домашние задания )

  • Реферат (25 - 40 тыс. знаков)

  • Письменный экзамен (120 мин.)

Методическая новизна

Курс «Развитие информационного общества» для направления 080700.68 – Бизнес-информатика подготовки магистра читается 3 года (1 курс магистратуры, Федеральный компонент). За это время подготовлены 2 версии учебных программ 54 и 108 часов), накоплен опыт преподавания курса студентам, апробированы методика проведения практикумов, подготовки домашних заданий и рефератов.

Методическая новизна курса заключается прежде всего в постоянно обновляющемся содержании, а также в подходе, включающем в рамках курса анализ собственно теории информационного общества, сравнение государственных концепций реализации информационного общества, а также выявление новых практик, изменение традиционных социальных, экономических и политических институтов и процессов. Методическая новизна заключается также в том, что курс рассчитан на активную самостоятельную работу студентов, темы практических занятий не повторяют, а скорее идут в развитие тем лекционного курса, включают практикумы, активные формы работы, в т.ч. работу с основными методиками анализа готовности к информационному обществу.

Место в системе формируемых инновационных квалификаций

В учебном процессе курс «Развитие информационного общества» занимает место, отведенное учебным планом для направления 080700.68 – Бизнес-информатика подготовки магистра, однако квалификации, приобретаемые в рамках курса, значительно выдаются за рамки учебной программы.

Источники (литература, нормативные правовые акты).

Базовый учебник по данной дисциплине отсутствует, поэтому приходится опираться, прежде всего, на исследовательские работы российских и зарубежных авторов – публикации в научных журналах и монографии. При этом для удобства студентов библиографические описания всех обязательных источников литературы и значительной части дополнительных источников содержат электронные адреса, по которым они доступны в сети Интернет в виде полнотекстовых документов.

Эмпирическую базу составляют следующие документы и материалы,

1) международно-правовые документы в области развития информационного общества (соответствующие резолюции ООН, документы ЮНЕСКО, Окинавская хартия развития информационного общества и др.);

2) национальные концепции формирования информационного общества и формирования политики информационной безопасности, позволяющие провести сравнительное исследование современного состояния и перспектив процессов информатизации в России и за рубежом ;

3) данные результатов мониторингов и социологических исследований, позволяющие оценить уровень развития информационной инфраструктуры в России и за рубежом, в том числе документы Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации; данные независимых исследовательских компаний и аналитических агентств IDC Россия/СНГ ( www. ), Gartner ( ), J`Son & Partners ( www.json.ru ), CNews Analytics www.cnews.ru ), Ernst & Young, «Форт-Росс ИРИО-РОМИР», рейтингового агенства «Эксперт РА», результаты социологических исследований аудитории Интернета, проведенных в России исследовательскими компаниями КОМКОН-Вектор, Gallup Ltd, Gallap Media, Мониторинг, группой GFK, РОЦИТом, РОМИРом и фондом «Общественное мнение» вместе с «Фондом эффективной политики».

2. Содержание курса

Новизна курса

Курс «Развитие информационного общества» для направления 080700.68 – Бизнес-информатика подготовки магистра читается 3 года (1 курс магистратуры, Федеральный компонент). За это время подготовлены 2 версии учебных программ 54 и 108 часов), накоплен опыт преподавания курса студентам, апробированы методика проведения практикумов, подготовки домашних заданий и рефератов.

Начиная изучение процессов, вызванных развитием новых информационных технологий – и, как принято писать, становлением информационного общества, вдумчивый исследователь оказывается перед нелегким выбором методологии исследования. В многообразии идей, концепций, официальных документов, статистики (крайне противоречивой) трудно кристаллизовать смыслы. В круг нашего внимания входят концепции постиндустриального общества, информационного общества и глобализации – т.е. те теории, которые одним из основных факторов развития современного рассматривают развитие технологий и прежде всего информационных технологий, акцентируя качественный, «революционный» характер происходящих изменений.

Сразу оговоримся, что детальный разбор этих концепций в рамках одного курса не представляется возможным. По каждой из проблем написаны десятки, если не сотни книг и тысячи статей, с завидной регулярностью проводятся различные конференции и семинары, существует масса исследовательских центров, выходят специализированные журналы и защищаются диссертации (Часть первой лекции и Практикум 1. полностью посвящен ориентации студентов в этом профессиональном поле).

Однако сложилась весьма сложная и противоречивая ситуация. С одной стороны, в западной науке постиндустриальная доктрина, подчеркивающая, прежде всего центральную роль знания и ускоряющегося сдвига от производства материальных благ к производству информации, получила широкое признание, но при этом осталась скорее методологической основой для развития новых концепции, нежели теорией, пригодной для непосредственного применения к описанию новых реалий. С другой стороны, по меньшей мере две доктрины - теория информационного общества, с ее вниманием к технологическим аспектам, и концепция постмодернизма, акцентирующая внимание на становлении новой личности и ее месте в современном обществе, - подверглись достаточно резкой критике за присущую им односторонность и утратили ту новизну и привлекательность, которой обладали в 70-е и 80-е годы.

Для российских же исследований, проблема заключается в том, что многие работы являются миксом из изложения взглядов западных теоретиков информационного общества («джентльменский набор» традиционно включает тексты Д.Белла, О.Тоффлера и М.Кастельса) и некритичного использования вторичного фактического и статистического материала, опять же в большинстве западного, российские процессы обходятся стороной или выхватываются какие-то отдельные факты в качестве ярких иллюстраций.

Такие работы похожи как клоны и не дают главного для российского читателя – понимания, существовали ли и существуют ли в западной экономической науке школы в рамках данного направления, как развивалась дискуссия, какие есть противоречия и неоднозначные толкования, обусловленные в том числе и политической позицией и ангажированностью (неангажированностью) автора, в какой момент и при каких обстоятельствах появилась сама когнитивная схема «постиндустриального общества», а затем «информационного общества». Счастливым исключением являются работы Л.Н.Земляновой [1], правда с оговоркой, что в фокусе ее исследования – вообще вся медийная сфера (автор – профессор кафедры зарубежной журналистики факультета журналистики МГУ) и ее работы вышли во второй половине 90-х гг. Второй яркий пример - работы С.В.Бондаренко, однако несмотря на заявленную «попытку верификации конструкта» [2], автор часто сбивается на реферат в изложении и приводит такое количество точек зрений разных авторов (с благодарностью надо отметить, что и современных в том числе), что читатель неизбежно запутывается окончательно. Пожалуй, некоторую ясность внес перевод 2-го издания книги Фрэнка Уэбстера «Теории информационного общества» [3], предприятый под ред. Е.Л.Вартановой . В предлагаемой книге Ф.Уэбстер подвергает критическому анализу теории Д.Белла, М.Кастельса, Г.Шиллера, Ю.Хабермаса, Э.Гидденса, Ж.Бодрийяра и З.Баумана и др. Однако его классификация не бесспорна.

Наиболее оригинальными и серьезными нам представляются тексты Дмитрия Пескова , Ивана Засурского и Владислава Леонидовича Иноземцева.

Следуюшая проблема – существует несколько дискурсов обсуждения вопросов влияния новой технологии на экономику и общество – академический, экспертный, медийный - и они крайне редко пересекаются.

Третья проблема – развитие информационного общества стоит рассматривать на трех уровнях:

  • Развитие собственно теории – как интеллектуальный проект ;

  • «Информационное общество» как политическая задача и международный проект – основные международные и национальные программы развития информационного общества;

  • Собственно возникновение новых социальных, экономических, политических практик и институтов .

В рамках данного курса предпринята попытка рассмотреть развитие информационного общества во времени и пространстве – в исторической динамике на политической карте мира и России.

В результате изучения курса студенты должны:

  • знать основные теоретические модели и концепции информационного общества;

  • иметь представление о российских и зарубежных исследовательских центрах, журналах, авторских проектах, ресурсах Интернет по проблемам развития информационного общества;

  • иметь представление об эмпирических исследованиях и реальных социально-экономических процессах в этой области в России и за рубежом;

  • обладать навыками использования эмпирических данных и статистики;

  • знать основные международные и национальные программы развития информационного общества;

  • иметь представление о месте России в мировом информационном пространстве: объективных показателях: развитие и доступ к ИКТ, образование, «новая экономика», общество и ИТ и политических задачах: реализация программы «Электронная Россия».

  • Тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

Лекции

Практич занятия

Самост. работа

1

Лекция 1. Развитие информационного общества: перспективные направления исследования.

6

2

4

2

Практикум 1: Исследовательские центры, журналы, авторские проекты, ресурсы Интернет по проблемам развития информационного общества.

6

2

4

3

Лекция 2 - 3 . Теоретические основания концепции информационного общества.

10

4

6

4

Практич. занятие 2. Информационная революция и изменение повседневности: труд, занятость, образование, семья, досуг в новом обществе.

6

2

4

6

Практич. занятие 3. Информационная революция и изменение «политического»: интересы, власть, государство, новая картина мира.

6

2

4

7

Лекция 4. «Информационное общество» как политическая задача и международный проект.

6

2

4

8

Практикум 4: Изучение Гарвардской шкалы анализа степени готовности к информационному обществу.

6

2

4

9

Лекция 5 - 6. Национальные модели реализации информационного общества.

10

4

6

10

Практич. занятие 5. Национальные стратегии реализации информационного общества

8

2

6

11

Практич. занятие 6. «Электронное правительство»: национальные модели и приоритеты.

6

2

4

12

Лекция 7. Россия в мировом информационном пространстве: объективные показатели: развитие и доступ к ИКТ, образование, «новая экономика», общество и ИТ.

6

2

4

13

Лекция 8. Россия в мировом информационном пространстве: политические задачи. «Электронная Россия». Позиция России в международных программах реализации информационного общества.

6

2

4

14

Практикум 7. Россия в мировом информационном пространстве

8

2

6

15

Реферат

18

18

16

Зачет

Всего

108

16

14

78

  1. Содержание программы



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утверждена Ученым Советом Факультета Бизнес-информатики Ученый секретарь В. А. Фомичев 2011 г. Москва 2011 Настоящая программа (1)

    Программа
    Гузеева О.С. Ответственность за распространение противозаконной информации в сети Интернет: практика зарубежного законодательства / "Международное уголовное право и международная юстиция",
  2. Образовательной программы Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении Объем запрашиваемого

    Конкурс
    1.2. Направления и специальности подготовки, реализация по ним программ непрерывного образования (в соответствии с прилагаемой копией свидетельства о государственной аккредитации) 10
  3. Отчет по результатам самообследования направления 080500. 68 «Менеджмент»

    Публичный отчет
    1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности факультета менеджмента Пермского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики 6
  4. Конкурс ппс. Об итогах городской олимпиады школьников. Оподготовке и проведении итоговой аттестации выпускников в 2010 году. Оконцепции создания отделения логистики на факультете менеджмента нф гу-вшэ

    Конкурс
    Члены Учёного совета: Абросимова Е.Б., Бабкин Э.А., Бляхман А.А., Вагина Т.Ф., Галай Ю.Г., Голованова С.В., Городнов А.Г., Гриднева Е.А., Громов Е.М., Калягин В.
  5. О ходе реализации программы развития в 2010 году Оглавление

    Задача
    ДОКЛАД Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования«Санкт-Петербургский государственный университет» о ходе реализации программы развития в 2010 году

Другие похожие документы..