Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Отличительные признаки – сочетание планирования педагогического результата, использование нравственного и социального опыта учащихся, выделение возмо...полностью>>
'Документ'
История мировой практики показывает, что этнические проблемы часто возникают именно в многонациональном государстве. В данном контексте особое звучан...полностью>>
'Документ'
Принцип локомотива - Выберите в коллективе человека давно работающего, пользующегося влиянием. Если вы сумеете установить с ним хорошие отношения, сб...полностью>>
'Документ'
БОРИСОВ Адрес: г. Борисов ул. Гагарина, 8-А БАНКОМАТЫ г. Борисов, пр-т Революции, 4 г. Борисов, ул. Демина, 8 г. Борисов, ул....полностью>>

Организации Объединенных Наций: Джааб Дюк Председатель Комитета ООН по правам ребенка, Невена Вукович-Сахович доклад

Главная > Доклад #
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Защита детей – в перспективе…

20 ноября 2006 года в Москве состоялось совещание «Права ребенка в Российской Федерации сегодня и перспективы на будущее», приуроченное ко дню принятия Конвенции ООН о правах ребенка.

Организаторами совещания выступили Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В совещании приняли участие представители структур по правам человека Организации Объединенных Наций: Джааб Дюк – Председатель Комитета ООН по правам ребенка, Невена Вукович-Сахович – докладчик Комитета по правам ребенка, Маргарет Николсон – Координатор Управления Верховного комиссара ООН по правам человека по региону Европы, Северной Америки и Центральной Азии, Карел де Рой – Представитель ЮНИСЕФ в Российской Федерации и Беларуси.

Со стороны Российской Федерации в совещании участвовали: Ольга Шарапова – директор Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Галина Хван – начальник отдела Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека Министерства иностранных дел Российской Федерации, Владимир Голубовский – заместитель начальника Департамента охраны общественного порядка Министерства внутренних дел Российской Федерации, Виталий Полозюк – начальник Управления воспитательной работы Федеральной службы исполнения наказаний, Алексей Головань – Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, председатель Ассоциации уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, представители Общественной палаты РФ, уполномоченные по правам ребенка субъектов РФ, представители исполнительной власти, ведомств и структур по работе с семьей и детьми субъектов РФ, общественных организаций, сотрудники Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Открывавший совещание Карел де Рой говорил о важности Конвенции о правах ребенка для мирового человеческого сообщества, отметив, что Конвенция является наиболее ратифицированным в мире международным соглашением в области прав человека. Он подчеркнул необходимость обсуждения на сегодняшний день и в частности на этом совещании трех актуальных для Российской Федерации вопросов: воздействие социальных факторов на детей, развитие института Уполномоченного по правам ребенка в качестве института независимого мониторинга и контроля, принятие общей системы мер, направленных на реализацию принципов Конвенции и улучшение положения детей в России.

Карел де Рой особо остановился на вопросах ответственности Правительства за осуществление прав детей и развитии института детского омбудсмана в регионах РФ, начиная с 1997 года. Он отметил безусловный прогресс в деятельности по обеспечению прав детей в Российской Федерации за последнее десятилетие, но сказал также о существовании в этой области определенных проблем, которые решаются долгое время, работая против детей.

Маргарет Николсон поприветствовала участников совещания от имени Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека, отметив важность годовщин принятия международных документов по правам человека для продвижения ценностей прав человека и реализации этих документов. Она выразила надежду, что и совещание по случаю годовщины принятия Конвенции о правах ребенка также будет иметь важное значение для решения проблем с защитой прав детей.

С приветственным словом от имени Эллы Памфиловой, председателя Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, председателя Общероссийского Союза общественных объединений «Гражданское общество – детям России» выступил ответственный секретарь Координационного совета Союза «Гражданское общество – детям России» Александр Данилевич.

Обращения в адрес участников были продолжены Ольгой Шараповой, выступление которой стало первым содержательным докладом совещания.

В своем выступлении директор Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития РФ от имени российского правительства выразила благодарность Комитету ООН по правам ребенка за важные рекомендации, сделанные Комитетом в Заключительных замечаниях, принятых по итогам рассмотрения Третьего Периодического доклада Российской Федерации о мерах по выполнению Конвенции о правах ребенка на сороковой сессии Комитета по правам ребенка в сентябре 2005 года в Женеве.

Ольга Шарапова остановилась как на уже принятых в течение года мерах по решению проблем, отмеченных в Заключительных замечаниях, так и на еще не решенных проблемах и дискуссионных вопросах.

Директор департамента отметила важность приоритетных национальных проектов в образовании и здравоохранении, которые способствуют расширению и укреплению материальной базы и подготовке нового профессионального человеческого ресурса, а впоследствии призваны повысить уровень социальных услуг, предоставляемых семье и детям в этих жизненно важных сферах.

В выступлении был также сделан акцент на социальных мерах, принимаемых Правительством РФ в связи с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию в 2006 году, готовящейся и принимаемой законодательной базе для их успешной реализации. Ольга Шарапова остановилась на мерах по преодолению социального сиротства, таких как введение федерального стандарта ежемесячных выплат замещающим семьям на содержание ребенка и оплату труда приемным родителям; проведение в 2007 году диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных интернатных учреждениях, – для подготовки передачи их на воспитание в замещающие семьи; внедрение и развитие технологий поддержки и сопровождения семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим было подчеркнуто значение новой федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы, уделено внимание выстраиванию системы межведомственного взаимодействия для профилактики семейного неблагополучия, выявления детей в социально опасном положении, организации социально-реабилитационной работы с такими семьями.

Ольга Шарапова сообщила участникам совещания о создании Межведомственной комиссии по вопросам семьи и детей, с удовлетворением отметив не только понимание регионами формирующейся в настоящее время политики усиления социальной поддержки детей и защиты их прав, но и формирование ими самостоятельной политики в интересах семьи и детей. Она выразила надежду на то, что начавшиеся процессы по формированию национальных стандартов в различных сферах жизнедеятельности детей в сочетании с дифференцированной и целевой поддержкой из федерального бюджета создадут основу для успешного продвижения политики в интересах детей.

Ольга Шарапова также поблагодарила Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) за поддержку и выразила надежду на то, что ЮНИСЕФ изыщет возможности для оказания методической помощи, помощи в обучении социальных работников и трансляции лучшего опыта.

Директор Департамента сообщила участникам совещания, что Правительство РФ в декабре 2006 года будет готовить доклад о реализации Декларации и Плана Действий «Мир, пригодный для жизни детей», принятых в мае 2002 года Специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН, и пригласила участников к сотрудничеству при подготовке этого доклада.

Далее прозвучало выступление Джааба Дюка, председателя Комитета ООН по правам ребенка.

Свое выступление он начал с того, что Россия является одной из первых стран в мире, ратифицировавших Конвенцию о правах ребенка, отметив, что Конвенция о правах ребенка является не слишком простым документом, поскольку затрагивает много сфер в плане реализации.

«Прежде всего, мы должны сосредоточить внимание на уважении к правам ребенка, на создании культуры уважения к правам ребенка», - подчеркнул председатель Комитета по правам ребенка.

Далее Джааб Дюк довольно подробно остановился на Заключительных замечаниях Комитета по Третьему Периодическому докладу РФ, затронув вопросы, связанные с децентрализацией. Он высказал опасения в отношении возможной дискриминации социально уязвимых групп детей в различных регионах России в отсутствии скоординированности действий федеральной, региональных и местных властей в процессе децентрализации и сделал акцент на нескольких параграфах Заключительных замечаний, а именно:

– о необходимости создания федерального органа по координации осуществления Конвенции о правах ребенка и наделении его соответствующими полномочиями;

– о разработке и выполнении минимальных стандартов на разных уровнях управления в отношении наличия и доступности социальных услуг в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении на основании всеобъемлющего анализа последствий процесса децентрализации и его воздействия на предоставление социальных услуг ребенку;

– принятия и выполнения национального плана действий в интересах детей с учетом итогового документа Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей «Мир, пригодный для жизни детей» и минимальных стандартов по предоставлению социальных услуг.

Джааб Дюк сказал, что Комитет не ожидает быстрых результатов, но ждет от правительств стран-участников, в том числе России, приверженности делу обеспечения прав ребенка в соответствии с международными стандартами и Конвенцией о правах ребенка.

В выступлении Невены Вукович-Сахович, докладчика Комитета ООН по правам ребенка, говорилось о важности постоянного мониторинга для успешной реализации Конвенции, который позволяет предпринимать действия на основании оценки процесса. Докладчик отметила сильные и слабые стороны в осуществлении Конвенции в России, в качестве сильной стороны приведя позитивные изменения в законодательстве, а в качестве слабой – отсутствие мониторинга изменений. Она подчеркнула также необходимость учета мнения детей в оценке происходящих изменений, учета и объединения разных позиций и различных мнений, скоординированного подхода к мониторингу.

Тема мониторинга была продолжена в выступлении Алексея Голованя, назвавшего институт (уполномоченного по правам ребенка), главная функция которого как раз и состоит в осуществлении независимого мониторинга и контроля за обеспечением прав детей. Детский омбудсман вслед за другими выступающими также отметил усиление внимания со стороны Правительства и Президента Российской Федерации к вопросам детства, однако, заметив, что меры, озвученные Президентом Российской Федерации в Послании к Федеральному Собранию в 2006 году, обращены на улучшение демографической ситуации, но не на защиту прав детей, ситуацию с обеспечением которых он не стал бы оценивать слишком позитивно.

В выступлении председателя Ассоциации уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ говорилось о фрагментарном характере приоритетных национальных проектов, лишь косвенно затрагивающих права детей, и отсутствии целостного проекта, направленного на обеспечение их прав.

В качестве аргументов неблагополучия в сфере обеспечения прав ребенка в Российской Федерации прозвучали:

– отсутствие федерального координирующего органа;

– отсутствие, несмотря на неоднократные рекомендации и замечания Комитета ООН по правам ребенка, ювенальной юстиции;

– отсутствие на сегодняшний день общефедеральных стандартов по предоставлению социальных услуг детям;

– отсутствие доступности квалифицированной юридической помощи.

В конце выступления Алексей Головань охарактеризовал как сложную ситуацию внедрения и развития института Уполномоченного по правам ребенка в регионах Российской Федерации, которая на сегодняшний день, по его мнению, развивается по схеме «шаг вперед – два шага назад». Омбудсман назвал ряд препятствий развития крайне необходимого сегодня института защиты прав ребенка: неинтегрированнность института в федеральное законодательство и отсутствие института Уполномоченного по правам ребенка на федеральном уровне; непонимание сущности, функций и задач института на различных уровнях власти, а также в аппарате Уполномоченного по правам человека.

Препятствием развитию независимого института контроля за соблюдением прав ребенка является, по мнению столичного детского омбудсмана, также позиция Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, считающего, что детский Уполномоченный должен быть частью – и находится внутри – аппарата Уполномоченного по правам человека. «Сегодня придумываются любые надуманные аргументы – лишь бы только не уйти от монопольного права на защиту прав детей», – сказал Алексей Головань.

Галина Хван, отметив, как и другие выступающие, объем работы, которую проделала Россия за последние годы по улучшению положения детей, сообщила участникам о том, какую деятельность осуществляет Министерство иностранных дел Российской Федерации в направлении обеспечения прав детей. Компетенцией министерства иностранных дел, в частности, является деятельность, по присоединению РФ к Факультативным протоколам Конвенции. Первый Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах подписан РФ в феврале 2001 года. Галина Хван сообщила о том, что первое обсуждение Протокола происходило в 2003 году и в то время не удалось добиться всех нужных согласований, а также о предстоящей работе по присоединению ко второму Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка (Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии).

Далее последовало выступление Владимира Голубовского, высказавшего несогласие со многими позициями Алексея Голованя. В частности, по вопросу мер, предложенных Президентом РФ в Послании. Владимир Голубовский заметил, что меры демографического характера самым прямым образом направлены на защиту детей. Он отметил также, что доклад Правительства на сессии Комитета по правам ребенка в сентябре 2005 года был одним из лучших докладов, рассказал о положительных сдвигах по линии МВД, назвав такие характеристики как снижение правонарушений, совершенных несовершеннолетними (на 2%), снижение количества тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, однако, отметив увеличение других показателей, как например, рост правонарушений, совершенных несовершеннолетними в стадии наркотического опьянения (на 40%).

Владимир Голубовский видит решение проблемы в усилении контроля за поведением детей и подростков. В качестве позитивных, с его точки зрения, мер он назвал введение ставок инспекторов МВД в образовательных учреждениях.

Закончилось первое пленарное заседание выступлением Виталия Полозюка, который назвал главные проблемы Федеральной службы исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних, а именно:

– осуществление контроля за обеспечением прав несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в воспитательных колониях;

– создание соответствующих условий для несовершеннолетних правонарушителей в следственных изоляторах;

– общее содержание в колониях взрослых и детей в связи с дефицитом колоний для несовершеннолетних правонарушителей во многих регионах Российской Федерации.

Начальник Управления ФСИН рассказал, как решаются эти проблемы, и что конкретно делается в его ведомстве в этом направлении.

В конце пленарного заседания выступающие ответили на вопросы участников совещания, а затем состоялась пресс-конференция.

На совещании состоялись заседания 4-х рабочих групп:

– деинституализация и раннее вмешательство в кризисную ситуацию;

– здоровье подростков;

– насилие в отношении детей;

– ювенальная юстиция.

Уполномоченные по правам ребенка приняли участие в работе первой и третьей рабочих групп.

Рабочая группа

«Деинституализация и раннее вмешательство в кризисную ситуацию»

Рабочая группа прошла под председательством министерства здравоохранения и социального развития РФ. Вела заседание заместитель директора Департамента медико-социальных проблем материнства и детства Марина Гордеева.

В роли экспертов выступили Татьяна Марголина, Уполномоченный по правам человека Пермского края (Пермь) и Марина Егорова, руководитель Центра предотвращения жестокого обращения с детьми (Москва).

К обсуждению были предложены следующие проблемные вопросы, которые следует решать в процессе деинституализации:

– программы раннего вмешательства в неблагополучие ребенка;

– организация работы по сопровождению детей в интернатных учреждениях;

– перспективы трудоустройства работников интернатной системы в ситуации деинституализации;

– лишение родительских прав и объявление ребенка сиротой.

Наряду с этими вопросами была отмечена проблема организации независимого контроля за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе деинституализации, который в настоящее время осложняется отсутствием законодательной базы развития института независимого контроля.

Были предложения изменить тематизмы рабочей группы в связи с отсутствием персон и представителей ведомств, ответственных за принятие решений по деинституализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако в результате дискуссии было принято сохранить повестку дня и состоялось заинтересованное обсуждение заявленной тематики.

В ходе дискуссии участники не только высказывали свое отношение к заявленной проблематике, но и обменивались опытом конкретных практик и технологий, реально обеспечивающих процесс детинституализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в некоторых регионах и территориях России.

С сообщением в рамках состоявшейся дискуссии выступила Уполномоченный по правам ребенка Ивановской области Наталья Ковалева. Она рассказала об опыте деинституализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области, а также о некоторых аспектах защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в системе социального обеспечения Австрии, с которой многие члены Ассоциации уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ познакомились во время учебной поездки в Вену в августе 2006 года.

В результате были сформулированы предложения о необходимости следующих мер:

– усилить просвещение в области прав ребенка;

– усилить просвещение специалистов, управленцев социальной сферы в области деинституализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– принять рамочный закон о патронате и распространить в органы региональной власти на территории РФ.

Рабочая группа «Насилие в отношении детей»

Рабочая группа по данной теме прошла под председательством Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ и Комитета ООН по правам ребенка. Вел заседание Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Алексей Головань.

В роли экспертов выступили – Борис Альтшулер, руководитель РОО «Право ребенка» (Москва), члены Ассоциации уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ - Галина Коновалова, Уполномоченный по правам ребенка Краснодарского края (Краснодар) и Ольга Пишкова, член Совета ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив» (Ижевск). В процессе заседания рабочей группы состоялось семь выступлений.

В выступлении Алексея Голованя был задан достаточно широкие контекст и рамки заявленной проблематики, в которых далее состоялись выступления участников и дискуссия.

Алексей Головань начал свое выступление с итогов обширного исследования, проведенного ООН, относительно насилия в отношении детей в разных странах мира. Исследование вскрыло достаточно широкий спектр существующего в мире насилия в отношении детей, в котором явно прослеживаются три пространственных аспекта насилия:

– в школе;

– в семье;

– по месту жительства ребенка.

Искоренение этого явления требует приложения огромных усилий со стороны общественности.

«В этом смысле интересен опыт Норвегии, - отметил Уполномоченный, - здесь проходит кампания под эгидой Правительства Норвегии по искоренению этого явления. Россия в этом плане находится в самом начале пути».

В качестве причины и одновременно препятствия искоренению насилия в отношении детей в России Алексей Головань привел, в том числе, слишком мягкое наказание за совершение насилия в отношении ребенка. В качестве причины жестокого обращения и насилия в отношении детей он также выделил отсутствие исследований и конкретных цифр по насилию и жестокости в отношении детей.

Таким образом, в рамках заявленной темы были сформулированы две важные и требующие решения проблемы:

– отсутствие адекватной законодательной базы;

– отсутствие исследований и постоянного мониторинга по проблеме насилия и жестокости в отношении детей.

Председателем Ассоциации уполномоченных по правам ребенка были предложены в рамках этой проблематики следующие темы-вопросы для дискуссии:

– через какие механизмы выявлять насилие?

– как проводить мониторинг?

– кто должен проводить мониторинг?

– как анализировать результаты?

– как информировать общество?

Обсуждение темы начала Татьяна Алексеева, Советник Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, Сопредседатель Ассоциации уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, представившая презентацию, подробно раскрывающую тему и сегодняшнюю ситуацию по насилию в отношении детей в мире и России.

Татьяна Алексеева начала выступление с событий последних двух лет, актуализировавших тему насилия и жестокости в отношении детей для мирового сообщества, а именно:

– Консультативное Совещание в Любляне (Словения) 5-7 июля 2005 года по насилию и жестокости в отношении детей «Остановить насилие в отношении детей», его итоговый документ «Люблянские заключительные выводы по незамедлительным действиям в связи с насилием в отношении детей»;

– Международное исследования Организации Объединенных Наций по насилию и жестокости в отношении детей и доклад Паулу Сержиу Пиньейру, независимого эксперта ООН, сделанный в Женеве 11 октября 2006 года.

Эти события и документы представили мировому сообществу широкие масштабы существующего в мире насилия и жестокости в отношении детей – в школе, в семье (80–98% детей подвергаются в семье физическим наказаниям), вне дома и школы, информационное насилие в СМИ и т.д.

Далее в презентации были сформулированы препятствующие преодолению насилия в отношении детей проблемы, существующие в российском обществе:

– всеобщность насилия и жестокости в отношении детей;

– привычность этого явления в обществе;

– трудное распознавание явления в связи с сокрытием и детьми, и взрослыми;

– тиражируемость и тяжелые последствия насилия и жестокости в отношении детей для всего российского общества.

В качестве предложения по преодолению этих негативных явлений прозвучала необходимость запрета на насилие и жестокость по отношению к детям в обществе, в том числе на законодательном уровне; профилактика насилия и жестокости и формирование ненасильственного поведения через:

– мониторинг;

– специальные доклады;

– пропаганду и распространение знаний и изучение Конвенции о правах ребенка;

– изменение законодательства;

– получение информации о насилии с обязательным учетом мнения детей.

В презентации прозвучал ответ на один из вопросов, сформулированных ведущим рабочей группы, в отношении субъектов осуществления мониторинга по насилию в отношении детей. Это может и должен быть, по мнению Сопредседателя Ассоциации уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ, персонифицированный институт защиты прав детей – Уполномоченный по правам ребенка.

В качестве иллюстрации исследований такого рода в России были приведены исследования по насилию в отношении детей, проведенные детскими омбудсманами Алексеем Голованем в городе Москве и Татьяной Алексеевой (Уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области в 1998–2006 годах) в Волгоградской области.

Исследования выявили некоторые характерные для России показатели отношения к этому явлению в обществе:

– 30% взрослых, 70% детей и 46% педагогов отмечают эту проблему как реально существующую;

– приемлемость насилия в отношении детей в качестве воспитательной меры;

– отсутствие мест для обращения детей и взрослых по поводу совершенного насилия в отношении детей.

В презентации прозвучали предложения по развитию законодательной базы, работающей на искоренение насилия и жестокости в отношении российских детей, в которой, по мнению автора презентации, необходимо:

– предусмотреть щадящие для ребенка процедуры по даче показаний при рассмотрении дел по совершению насилия в отношении детей;

– предусмотреть принудительное лечение родителей больных алкоголизмом;

– закрепить административную ответственность социальных работников за не информирование и не сообщение о совершении насилия в отношении ребенка;

– обеспечить возможность соблюдения анонимности при сообщении о случаях совершенного насилия в отношении детей.

Обсуждение темы насилия в отношении детей продолжила докладчик Комитета ООН по правам ребенка Невена Вухович-Сохович.

Она начала выступление с рекомендаций, высказанных Правительству РФ в Заключительных замечаниях Комитета по правам ребенка. Докладчик подчеркнула, что выполнение этих рекомендаций во многом зависит от осуществления их на уровне местных сообществ. Она отметила важность участия России в исследовании ООН по насилию и высказала надежду, что Российская Федерация подпишет второй Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.

«Если представители власти говорят об отсутствии насилия, то политики верят, что насилия нет, и не принимают никаких мер в отношении жестокого обращения с детьми», - подчеркнула Невена Вукович-Стахович.

Важная роль в выступлении была отведена мониторингу, публичному обсуждению насилия в обществе. Акцент также был сделан на важности повышения информированности общественности, поскольку информированность общества как раз формирует отрицательное отношение к самому явлению. Подчеркивалась необходимость информировать тех, кто непосредственно может повлиять на изменение ситуации в отношении насилия к детям, а именно: представителей СМИ, педагогов школ, управленцев.

Невена Вухович-Стахович говорила и о необходимости укрепления законодательной базы, информированности детей о правах, проведении постоянных исследований о насилии, совершаемом детьми в отношении сверстников, а также проведении профилактических мероприятий, в частности, реализации проектов и программ, противодействующих насилию к детям в обществе. В качестве важной меры преодоления насилия была отмечена координация усилий на разных уровнях управления.

Марина Егорова, руководитель Центра предотвращения жестокого обращения с детьми, говорила об опыте Центра по перепрофилированию детских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в службы по профилактике социального сиротства. В выступлении прозвучали конкретные предложения:

– законодательное закрепление на федеральном уровне работы служб по предотвращению социального сиротства;

– включение в официальную статистику показателей, касающихся, в том числе, нарушения тех или иных прав детей.

В выступлении Бориса Альтшулера, руководителя РОО «Право ребенка» было высказано замечание относительно субъектов проведения мониторинга по насилию. Он сказал, что в этом вопросе нужно говорить не только об уполномоченном по правам ребенка как институте независимого мониторинга и контроля за соблюдением прав детей, но и о других структурах, которые защищают права детей, как о равноправных партнерах. Им была высказана необходимость создания системы экстренной помощи детям как системы быстрого реагирования на насилие и жестокость.

Галина Коновалова рассказала участникам дискуссии об опыте работы Уполномоченного по правам ребенка по преодолению насилия и жестокости в отношении детей в Краснодарском крае. Она сообщила о том, как работают в этом плане уполномоченные по правам ребенка на муниципальных уровнях в Краснодарском крае, и внесла предложение о противодействии насилию, в том числе, через сотрудничество и договоренности на международном уровне и об их законодательном закреплении. Уполномоченный по правам ребенка Краснодарского края высказала предложение об усилении образования детей и взрослых в области прав человека и прав ребенка, сообщив о положительном опыте проведения ежегодных детских форумов по правам детей в Краснодарском крае.

В конце заседания рабочей группы после представления опыта работы Санкт-Петербургского центра «Дети улиц» развернулась дискуссия, инициированная Романом Дименштейном – руководителем Центра лечебной педагогики (Москва).

Роман Дименштейн говорил о наличии сегодня в самой культуре воспитания детей элементов, которые можно квалифицировать как насилие и жестокость в отношении детей. Очевидно, что в этой ситуации необходимо формировать совершенно иную культуру бережного отношения к ребенку, а вот вопрос, каким образом это делать, остается открытым.

Дискуссия закончилась размышлением Невены Вукович-Сахович о необходимости реализации программ, работающих на противодействие насилию в обществе. «Трудно предположить, что ситуация изменится в лучшую сторону, если в школе с жесткими авторитарными традициями и неуважением к правам человека будет преподаваться обществознание с элементами культуры прав человека, - заметила в ответ докладчик Комитета ООН по правам ребенка - но разрабатывать и внедрять программы противодействия насилию и жестокости необходимо, поскольку только в культуре, которая противостоит жестокости, могут вырасти дети, не приемлющие жестокость».

Совещание закончилось пленарным заседанием, на котором выступили эксперты каждой из четырех рабочих групп, были подведены итоги, высказаны благодарности и надежды на дальнейшие партнерские отношения, направленные на обеспечение прав детей в соответствии с международными стандартами и соглашениями.

Подготовлено:

Татьяна Алексеева, Советник Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве, Сопредседатель Ассоциации уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ;

Ольга Пишкова, член Совета Ижевской городской общественной организации «Центр социальных и образовательных инициатив», член рабочей группы Ассоциации уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ.

Источник: Ассоциация уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Организация Объединенных Наций (1)

    Документ
    ссылаясь на все свои предыдущие резолюции по вопросу о правах ребенка, последней из которых является резолюция 57/190 от 18 декабря 2002 года, а также на резолюцию 2003/86 Комиссии по правам человека от 25 апреля 2003 года1,
  2. Организация объединенных наций (2)

    Документ
    1. По итогам консультаций с Председателем Генеральной Ассамблеи и в соответствии с решениями, уже принятыми Генеральной Ассамблеей, а также установившейся практикой, Председатель Комиссии по населенным пунктам, действующей в качестве
  3. Организации Объединенных Наций, касающейся изменения климата доклад

    Доклад
    Комплексное и скоординированное осуществление решений крупных конференций и встреч на высшем уровне Организации Объединенных Наций в экономической, социальной и смежных областях и последующая деятельность в связи с ними
  4. Организации Объединенных Наций, включая соответствующие договорные органы по правам человека, а также Специального доклад

    Доклад
    Мнения, представленные правительствами, межправительственными организациями и органами Организации Объединенных Наций в отношении разработки всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов
  5. Организация Объединенных Наций доклад (1)

    Доклад
    Условные обозначения документов Организации Объединенных Наций состоят из прописных букв и цифр. Когда такое обозначение встречается в тексте, оно служит указанием на соответствующий документ Организации Объединенных Наций.
  6. Организация Объединенных Наций доклад (2)

    Доклад
    1. В истекшем году мы стали свидетелями беспрецедентных вызовов безопасности и стабильности. Террористические нападения, совершенные в Соединенных Штатах Америки 11 сентября 2001 года, явились наглядным проявлением глобальной угрозы

Другие похожие документы..