Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Расположение санаторий расположен в живописном лесном массиве (березы и сосны) в черте города-курорта Хмельник на расстоянии 4 км от центра города. На...полностью>>
'Документ'
Приобщение школьников к проектно-исследовательской деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать инт...полностью>>
'Методические указания'
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей факультета истории искусства. В процессе подготовки, написания и оформления курс...полностью>>
'Конспект'
Участники игры, предварительно сделав три шага разгона, стартуют с интервалом 3-5с. Выполняют одновременное отталкивание и скольжение на указанном отр...полностью>>

Примерная программа наименование дисциплины история отечества рекомендуется для направления подготовки специальностей: 060103 Педиатрия

Главная > Примерная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

Рекомендуется для направления подготовки специальностей:

060103 Педиатрия

Квалификация (степень) выпускника: «специалист»

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель – расширение и углубление знаний студентов в области Отечественной и мировой истории, развитие аналитического мышления, навыков публичных выступлений и дискуссий.

Задачи:

  • подготовка студентов к личностной ориентации в современном мире, к свободному выбору своих мировоззренческих позиций и развитию творческих способностей;

  • углубление и систематизация исторических знаний;

  • формирование аналитического мышления, позволяющего выявлять сущность стержневых событий истории и отношения между ними;

  • обучение студентов самостоятельности и критичности при оценке различных интерпретаций событий отечественной истории.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История Отечества» относится к циклу Гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, является базовой (обязательной) в медицинском образовании по соответствующему циклу дисциплин.

Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются.

Является предшествующей дисциплиной для истории медицины, правоведения, философии, биоэтики и дисциплин профессионального цикла.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способности и готовности к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологии (ОК-3);

способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

способности и готовности овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6);

способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • сущность, формы и функции исторического знания;

  • методы и источники изучения отечественной истории;

  • периодизацию отечественной истории;

  • современные концепции развития мирового исторического процесса, возникновения и развития цивилизаций;

  • общие закономерности и национальные особенности становления и эволюции российской государственности;

  • историю политических институтов российского общества;

  • историю общественно-политической мысли, взаимоотношения власти и общества в России;

  • важнейшие события и явления; имена исторических деятелей, определивших ход отечественной и мировой истории;

  • особенности экономического, социального и политического развития страны;

  • программы преобразований страны на разных этапах развития, имена реформаторов

  • - основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; важнейшие вехи истории России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;

  • - историю культуры Отечества, ее своеобразие и место в мировой цивилизации;

  • - основные понятия, современные концепции и направления исторической науки.

Уметь:

  • анализировать исторические процессы на основе научной методологии;

  • владеть основами исторического мышления;

  • выражать и обосновывать историческими фактами свою позицию по отношению к динамике социально-политических процессов в России;

  • систематизировать исторические факты и формулировать аргументированные выводы, в том числе из истории развития науки и техники (в частности, по своей специальности);

  • извлекать знания из исторических источников и применять их для решения познавательных задач;

  • - грамотно и самостоятельно оценивать исторические вехи, политическую ситуацию в России и за рубежом.

  • - сознательно и социально-ответственно участвовать в политическом процессе гражданского общества как демократическая личность, руководствуясь принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями.

  • - всесторонне оценивать политику государства в области здравоохранения.

Владеть:

  • навыками научно-исследовательской работы;

  • навыками работы с научно-исторической и публицистической литературой;

  • навыками анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников;

  • навыками устного и письменного изложения своего понимания исторических процессов;

  • способностью и навыками участия в дискуссиях и полемике.

  • навыками ведения исторических и политических дискуссий в условиях плюрализма мнений и основными способами разрешения конфликтов.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов /

зачетных единиц

Семестр

1

Аудиторные занятия (всего)

В том числе:

Лекции

Семинары (С)

Практические занятия (ПЗ)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего)

В том числе:

Реферат (написание и защита)

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Другие виды самостоятельной работы

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет

Общая трудоемкость часы

зач. ед.

3

5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование

раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1.

Введение в предмет.

Человек во времени и пространства. Законы истории и деятельность человека. Историческое время. Цели, ценности и идеалы в развитии общества. Историческое знание и исторический опыт. Проблема истинности исторического знания. Место России в мировой истории и цивилизации. Русская историческая школа. Советская историческая школа и ее особенности. Современные исторические школы на Западе. Значение опыта Отечественной истории для общественных преобразований в современной России.

Предмет, методы и источники изучения Отечественной истории (в контексте мирового исторического процесса). Организация учебной работы, методика самостоятельной подготовки студентов к занятиям по курсу. Требования и рекомендации к работе по занятиям к докладам и рефератам.

2

Введение в Отечественную историю. Восточные славяне.

Виды исторических источников. Летопись – древнейший тип исторического источника. Мемуары как вид исторического источника.

Биографии русских историков (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров). Вспомогательные исторические дисциплины (археология, палеография, этнография, топонимика, метрология, генеалогия, геральдика, нумизматика, сфрагистика, историческая антропология, нумизматика – по выбору студента). Расселение, общественный строй, занятия восточных славян. Язычество у восточных славян.

3

Киевская Русь IXXIII веков

Средневековой мир Европы как синтез культур варваров и Рима. Образование европейских государств. Геополитическое положение, природа и их влияние на направление и характер исторического развития Руси. Этносоциальные процессы на территории Восточно-европейской равнины. Восточно-славянские племена и балты, угро-финны, тюрки. Образование Древней Руси. Эволюция общины как основной организации общественной жизни, нравы и обычаи. Вечевая демократия, князь и дружина, город и ремесло. Складывание ранних политических образований. Киев, Новгород, Старая Ладога, Ростов, Муром. Древняя Русь и ее соседи.

Генезис древнерусской государственности и роль норманского влияния. Современные трактовки «норманского вопроса». Киев и другие политические центры Руси. Первые киевские князья и их деятельность. Древнерусское государство и Запад.

Особенности общественно-политического устройства Киевского государства и его типизация. Князь и княжеское управление, организация военных сил. Народное собрание - вече. Социально-политическая роль древнерусских городов. Средневековые города - республики на Руси.

Основные категории свободного и зависимого населения. Возникновение удельной системы. Складывание системы «полугосударства». Упадок Киевской Руси и его причины. Роль православной церкви в политической жизни древнерусского государства. Византия и Русь. Галицко-Волынское княжество, Новгородская республика, Владимирско-Суздальское княжество. Завоевание Руси монголо-татарами. Александр Невский и внешнеполитические приоритеты.

4

Московское государство XIVXVI века.

Феодализация и городское движение в позднесредневековой Западной Европе. «Великая хартия вольностей». Монархическая централизация и создание национально-территориальных государств. Возрождение в Европе. Русь и Великая степь. Роль Руси в освобождении Европы от исламского влияния. Северо-восточная Русь между крестоносцами и Ордой Батыя. Иван Калита. Образование Московского княжества и причины возвышения Москвы. Изменение политических традиций Киевской Руси во второй половине XIУ в. и принцип династической монархии. Влияние Золотой Орды на внутриполитические отношения в русских княжествах. Формирование системы вассальной зависимости, усиление княжеской власти и ослабление вечевой демократии в Северо-восточной Руси. Московское государство между Востоком и Западом. Последствия геополитического отдаления восточной Руси от Западной Европы.

Освобождение от вассальной зависимости от Золотой Орды. Завершение образования Московского царства. Роль православной церкви в укреплении Московского государства. Социальный строй русского общества в XIУ - ХУ вв.: вольные слуги и тяглое население. Зарождение поместной системы. Западная Русь и часть Великороссии в составе Литовско-Русского государства.

Эволюция сословной системы организации общества, становление самодержавия как специфической формы государственного устройства России, истоки русского деспотизма. Роль православной церкви в укреплении Московского государства. Отличие российского самодержавия от европейского абсолютизма. Государство и общество восточного типа.

Иван 1У - первый русский царь. Административно-политические реформы середины ХУ 1 в. Демократия в эпоху деспотизма: земские учреждения, Земский собор. Административно-политическое устройство Московии в сравнении с западно-европейским. Экспансия Московского царства на восток, формирование этнически и социально пестрого общества как результат взаимодействия двух цивилизаций. Террор и деспотизм Ивана Грозного. Опричнина, ее причины и последствия, дискуссии о ней в историографии.

5

Россия в XVII веке

Реформация, протестантизм в Европе. Развитие рыночных отношений, предпринимательство, индивидуализм, меркантилизм и их влияние на мировые процессы. Зарождение науки.

Смутное время в России: причины, сущность, проявления. Борьба русского народа против польской и шведской интервенции. Исторический выбор между Западом и Востоком в период Смуты, поиск нетрадиционных форм политической власти. Борис Годунов. Лжедмитрий 1. Историческая роль К. Минина и Д.М. Пожарского. Итоги Смутного времени, его оценка в историографии. Начало династии Романовых.

Усиление централизации государства и возрастание его роли - одна из ведущих тенденций мирового развития. Характер и направление развития государственной власти в Западной Европе, странах Востока и Московской Руси. Поглощение российского общества государством и закабаление различных социальных слоев государственной властью. Соборное Уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьянства и посадского люда к посадам. Различия в положении массовых социальных слоев в государствах Запада и Востока. Судьба земских соборов.

Мировая тенденция к территориальному расширению государств и ее проявление в России. Борьба за выход к морям, война с Польшей, территориальная экспансия на западе и востоке, включение левобережной Украины и Сибири в состав России.

Европейская Реформация и церковная реформа в России. Церковь и ее роль в общественной жизни России. Раскол православия. Никонианство как духовная основа прозападных преобразований в России. Раскольничество, Личность, общество, государство в России и Западной Европе.

6

Российский абсолютизм XVIII века.

Европейское Просвещение - духовная основа рационализма и модернизации в Европе. Абсолютизм российский и западноевропейский: общее и особенное. Российская империя как исторический феномен. Эпоха и личность Петра 1. Модернизация и европеизация России. Основные реформы: цели, содержание, характер, взаимосвязь. Методы реформирования и их цена. Почва и цивилизация.

Внешнеполитическая доктрина Петра1. Северная война и изменение геополитического положения России. Реформы Петра 1 и европейские модели модернизации. Реформированная Россия и Европа: соотношение уровней развития.

Наследие Петра 1 и эпоха «дворцовых переворотов». Попытки создания «конституционно-аристократической монархии». Рост привилегий у дворянства.

Великая Французская революция и Россия. «Просвещенный абсолютизм» европейских монархов. Екатерина 11. «Просвещенный абсолютизм» в России: особенности, содержание, противоречия. Законодательная деятельность Екатерины 11. «Наказ» Екатерины и Уложенная комиссия. Жалованная грамота дворянству и городам. Усиление крепостной зависимости. Рост социальной поляризации и обособленности сословий. Стихийные народные движения. Восстание Е.Пугачева.

7

Россия в XIX веке

Роль и место XIX в. в мировой, европейской и российской истории. Складывание системы европейских государств, завершение промышленного переворота в Западной Европе, начало создания индустриального общества. Россия в 1 четверти XIХв. От Павла 1 к эпохе Александра 1. Политика просвещенного абсолютизма при Александре 1. М. Сперанский - судьба реформатора в России.

Россия в составе антинаполеоновской коалиции. Отечественная война 1812 года. Изменение международного положения России.

«Уставная грамота Российской империи» Н. Новосильцева. Попытки реформ: указ о вольных хлебопашцах, положение об эстляндских крестьянах. Правительственные проекты отмены крепостного права. Изменение курса в начале 20-х годов. Декабризм как проявление раскола между правительством и обществом.

Политическая реакция и реформы при Николае 1. Дальнейшая бюрократизация государственной и общественной жизни. Режим сверхцентрализации и его крах. Реформы Л. Перовского и П. Киселева. Начало промышленного переворота в России и его особенности. Разложение экономики крепостного хозяйства.

Россия и Запад - дискуссии о путях развития. Общественное движение 30-50-х годов. Западники и славянофилы; возникновение «охранительной» либеральной и социалистической традиций.

Война с Турцией и Персией, присоединение Закавказья. Кавказская война. Поражение России в Крымской войне. Кризис монархии Николая 1.

Структурные изменения в европейской цивилизации во второй половине XIX в. Реформы 60-70-х годов: причины, цель, характер. Личность и историческая роль Александра 11. Крестьянская реформа 1861 г. Либеральные реформы 60-70-х годов. Итоги, противоречия и последствия реформ. Циклический характер российской модели модернизации.

Александр 111 и политика свертывания либеральных реформ. Переход к реакционной внутренней политике. Контрреформы 80-90-х годов. Российский консерватизм, его особенности. Русские либералы. Российский радикализм. Народничество. Социал-демократия.

8

Россия на рубеже XIXXX века (1894 – 1917)

Основные тенденции социально-экономического развития европейской цивилизации и его особенности в России на рубеже веков. Структурные изменения в экономике страны, формирование всероссийского рынка. Роль государства в экономике страны. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте и форсированная индустриализация страны.

Национальный вопрос и политика царского правительства. Россия и мир на рубеже веков: неравномерность и противоречия развития. Изменения в социально-классовой структуре России. Обострение кризиса самодержавия на рубеже веков. Николай 11 как политик. Россия в контексте мировых проблем в начале XX в. Русско-японская война.

Революция 1905-1907 гг. Распространенность социалистических идей как отражение кризиса ценностей западного общества. Манифест 17 октября. Формирование партийно-политических структур. Российский парламент и политическая борьба. Россия после революции. Аграрная реформа П. А. Столыпина и ее последствия. Предвоенный политический кризис. Россия и Антанта. Россия в первой мировой войне и общественно-политический кризис. Самодержавие, либеральная оппозиция и назревание революционного кризиса.

Февральская революция, падение самодержавия и политическая борьба за исторический выбор.

9

Становление Советского государства (1917 – 1939).

Партия большевиков у власти, становление системы Советской власти. Гражданская война в России. Победа советской власти. Окончание первой мировой войны, складывание Версальской системы. Создание Лиги Наций. Революционные процессы в странах Запада. Коминтерн.

Роль Советской России в интеграции национальных окраин. Образование СССР: от федерализма к унитарности. Отношение Запада к СССР: учет новых геополитических реалий.

Основные тенденции развития мира между двумя мировыми войнами. Кризис европейской цивилизации и поиск альтернатив. Фашизм, становление тоталитарных режимов. «Новый курс» Рузвельта. Эволюция государств Европы и Америки. СССР и окружающий мир, внешнеполитическая доктрина.

Новая экономическая политика и ужесточение политического режима. Власть и интеллигенция, власть и церковь. Политическая борьба в 20-е годы, победа сторонников И. В. Сталина, свертывание НЭПа. Социальные корни сталинизма.

СССР в 30-е годы. Индустриализация и коллективизация. Массовый террор, система ГУЛАГа. Социалистическая идея: идеологические постулаты и жизнь. Тоталитарные режимы Гитлера и Сталина: общее и особенное.

Вторая мировая война - проявление общецивилизационного кризиса. Великая отечественная война: основные этапы. Народ в условиях войны.

10

СССР, Запад и мир в 20-40-е годы ХХ века

СССР в предвоенный период (1939-1941 гг.). Пакт о ненападении Молотова-Риббентропа 1939 года. Советско-финляндская война 1939-1940 года. Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный период Великой Отечественной войны, причины неудач. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Блокада Ленинграда. Победа над фашистской Германией и Японией. Красная армия и армия Вермахта в годы войны, сравнительный анализ. Военно-воздушные силы СССР и Люфтваффе Германии, сравнительный анализ. Танковые армии СССР и Германии, сравнительный анализ. Людские потери военных им мирного населения. Тоталитарный режим в условиях войны. СССР и союзники. Роль СССР в разгроме германского фашизма. «Холодная война» как форма международного противостояния. Создание ООН и ее паралич в условиях конфронтации Восток - Запад. Общественные политические процессы в странах Восточной и Юго-Восточной Европы и роль в них СССР. Новая геополитическая ситуация в мире.Восстановление экономики и советское общество в послевоенный период. Репрессии второй половины 40-х - начала 50-х годов. Усиление диктата в области науки, культуры, борьбы с «космополитизмом». Ситуация в Прибалтике, западных регионах Украины, Белоруссии, Молдавии. Смерть Сталина.

11

СССР, Россия в эпоху глобализации всемирной истории

(1945 – 2010).

Геополитическая ситуация в мире в 60-90-е годы. Глобализация мировой истории. Интеграция стран Запада и Азии, усиление социально-реформаторских тенденций в политике в эпоху НТР. Усиление влияния стран «третьего мира» на мировую политику. Технократические ситуации и экологический кризис.

Мероприятия по смягчению тоталитарного режима, оздоровлению обстановки в стране в 1953-1964 гг. Социально-экономические преобразования, попытки демократизации страны, либерализации политической системы. Смягчение отношений с Западом и рецидивы «холодной войны». Ухудшение отношений с Китаем. СССР и события в Польше и Венгрии в 1956 г.

Хозяйственная реформа 1965 г. и ее неудача. Консервация административно-командной системы управления, усиление централизма. Экономический, политический, нравственный и духовный кризис в СССР и странах восточного блока. Возникновение диссидентского и правозащитного движения. Экономический подъем и интеграционные процессы в странах Запада и Азии. Снижение экономического потенциала СССР.

СССР в 1985-1991 гг. М. С. Горбачев и попытка реформирования политической власти с сохранением социалистических устоев. Гласность. Возникновение политических партий и общественных движений, начало политического размежевания в обществе. Реформирование политической системы, экономики. Нарастание центробежных сил в многонациональном государстве. Новое политическое мышление. Конец «холодной войны». Преобразования в Восточной Европе. Неудачи перестройки и их причины. Распад СССР. Образование суверенных государств и СНГ.

Россия на путях суверенного развития. Россия в 1991-2001 гг. Б.Н. Ельцин - президент Российской Федерации. Изменение в политическом строе, формирование многопартийной политической системы, реформирование национального государственного строя. Политическая борьба. Новая Конституция РФ. Переход к рыночной экономике. Война в Чечне. Изменение геополитической ситуации в мире после распада СССР. Формирование новой доктрины внешней политики. Влияние исторической традиции на судьбу России.

Россия в 2000 – 2010 гг.

В.В.Путин, курс на укрепление государства, стабилизацию и подъем экономики, корректировку и продолжение реформ. Новая внешнеполитическая доктрина в изменившейся геополитической ситуации.

Д.А.Медведев – продолжение стратегического курса предыдущего президента, сосредоточение усилий над модернизации экономики, инновационных технологиях. Реализация намеченных национальных программ и проектов, реформирование системы здравоохранения, образования. Армии, укрепление позиций России в мире.

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами

п/п

Наименование

обеспечиваемых

(последующих)

дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для

изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Психология и

педагогика

+

+

+

+

+

История медицины

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Правоведение

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Философия

Биоэтика

Гигиенические дисциплины

+

+

+

+

+

+

+

Общественное здоровье и здравоохранение экономика здравоохранения

+

+

+

+

+

+

+

Эпидемиология

+

+

+

+

+

+

+

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование

раздела дисциплины

Л

С

ПЗ

ЛЗ

СРС

Всего

часов

Введение в предмет.

Введение в Отечественную историю. Восточные славяне.

Киевская Русь IX – XIII веков

Московское государство XIV – XVI века.

Россия в XVII веке

Российский абсолютизм XVIII века.

Россия в XIX веке

Россия на рубеже XIX – XX века (1894 – 1917)

Становление Советского государства (1917 – 1939).

СССР , Запад и мир в 20-40-е годы ХХ век

СССР, Россия в эпоху глобализации всемирной истории (1945 – 2010).

ИТОГО

6. Лабораторный практикум:

Лабораторные работы не предусмотрены.

  1. Практические занятия (семинары – не предусмотрены):

п/п

раздела дисциплины

Тематика практических занятий

Трудоемкость

(час)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) – не предусмотрено.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

    1. Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2010.

  1. Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2008.

  2. Назырова Е.А. практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.

  3. А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. История России. – М.: Проспект, ТК Велби, 2008. – 469 с.

  4. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник/ Под ред.А.Н. Сахарова. - М.: Велби, 2008. – 768 с.

б) дополнительная литература

  1. Отечественная история (с 1917 г. до наших дней). Учебник. М.: Гардарики, 2004.

  2. Мосейкина Н.М. Отечественная история.1917-1939. М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2006.

  3. Семенникова Л.И. Отечественная история. М: Издательство МГУ, 2008.

  4. Верт Н. История советского государства . Уч. /Пер.с фр. -М.:Весь мир,2006.-560 с.

  5. История России: IХ –ХХI века. От Рюрика до Путина. М., 2005. - 386 с.

  6. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. – М., 2002. - 572, 584, 558 с.

  7. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей. М., 2004. – 431 с.

  8. Мунчаев Ш. М., Устнов В. М. История России. М.: Издательская группа ИНФРА • М—НОРМА, 2005. - 592 с.

  9. Хрестоматия по истории России /Авт. – сост. Орлов А.С. и др. – М.: Проспект, Велби, 2010. – 592 с.

  10. Карамзин Н.М.. История государства Российского. [Электронный ресурс] – Режим доступа: /inkwell/text/special/history/karamzin.

  11. Соловьев С.М.. История России с древнейших времен. [Электронный ресурс] – Режим доступа: /inkwell/text/special/history/soloviev/solovlec.

  12. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории [Электронный ресурс] – Режим доступа: /libris/lib_p/index.html

в) программное обеспечение - общесистемное и прикладное программное обеспечение, в том числе:

учебно-методические пособия, электронные версии лекций и практических занятий, банк ситуационных заданий и тестового контроля;

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - Интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины, в том числе:

электронные ресурсы (энциклопедии, научно-практические журналы, базы данных, каталоги медицинской, компакт-диски и др.); поисковые Интернет системы (, , и др.).

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

С целью реализации основной образовательной программы подготовки специалистов по дисциплине История Отечества кафедра должна располагать соответствующими аудиториями и лекционным залом. Площадь на одного студента с учетом существования учебных аудиторий должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам.

Лекционный зал и аудитории должны быть приспособлены для демонстрации кино-видео-фильмов и использования проекционной, в том числе мультимедийной техники.

11. Методические рекомендации пол организации изучения дисциплины:

Для методического обеспечения освоения дисциплины на кафедрах разрабатываются учебно-методические пособия, где подробно изложены цели и методика проведения занятий.

Оценочные средства освоения содержания дисциплины, соответствующие целям и задачам программы подготовки специалиста и учебному плану, дают возможность установить качество сформированных у студентов общекультурных и профессиональных компетенций. Оценка качества освоения дисциплины включает в себя текущий контроль знаний и промежуточную аттестацию (зачет).

Самостоятельная работа студентов включает изучение методических пособий, материалов, работу в Интернете, что в конечном итоге дает возможность формировать соответствующие умения и навыки. Активное использование в учебном процессе компьютерных обучающих и контролирующих технологий способствуют формированию умений обучающихся использовать современные инновационные образовательные программы.

Использование в образовательном процессе инновационные методов (например, электронных мультимедийных учебников и учебных пособий по дисциплине), использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению дисциплины; активных методов "контекстного обучения", проектно-организованные технологии обучения работе в команде над комплексным решением практических задач способствует формированию у студентов стремлению к самообразованию, расширению мировоззрения, культуры общения, способности работать в команде, развитию практического мышления.

Написание и защита реферата формируют навыки работы со специальной литературой, способность к анализу актуальных проблем, а также способность в письменной и устной форме логически правильно оформить результаты своего исследования.

Ряд занятий по темам курса рекомендуется проводить в историко-краеведческих и художественных музеях. Музей, откликающийся на запросы современности – это настоящий культурно-образовательный центр, место кросс-культурных коммуникаций. Практические занятия предполагают активную, во многом самостоятельную работу студентов по закреплению лекционного материала, углубленному усвоению его на конкретных примерах памятников истории и культуры, музейных экспозиций. Разнообразные формы итогового отчета (экскурсии, музейные проекты, эссе) позволяют студентам продемонстрировать не только общую гуманитарную эрудицию и приобретенную компетентность по определенным темам и проблемам курса, но и творческий потенциал, навыки письменной речи и публичного выступления. Занятия в музеях содействует формированию у студентов эмоционально-ценностного и бережного отношения к культурно-историческому наследию.

Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ:

1. Своеобразие общественного строя Древней Руси.

2. Государство и церковь в Древней Руси.

3. Быт и нравы в древнерусском обществе.

4. Древняя Русь и Средневековая Европа.

5. Древняя Русь и Золотая Орда.

6. Истоки русского самодержавия.

7. Опричнина Ивана Грозного.

8. Дипломатия Ивана Грозного.

9. Древняя Москва.

10. Земские соборы в истории России.

11. Церковная реформа и раскол.

12. Народные движения в XVII в.

13. Цена и последствия петровских реформ.

14. Петербург - новая столица Российской империи.

15. «Просвещённый абсолютизм» в Европе и в России.

16. Российская империя в международной политике второй половины XVIII в.

17. М.М.Сперанский.

18. Декабристы и русское общество.

19. Западники и славянофилы.

20. Русские консерваторы, либералы, радикалы.

21. Либерально-буржуазная реформа 60-70-х гг. XIX в.

22. Земская медицина в России.

23. Николай II.

24. Государственная дума в России.

25. П.А.Столыпин.

26. Политические партии в России в начале XX в.

27. Место России в мире в начале XX в.

28. Россия в первой мировой войне.

29. Альтернативы развития России после Февральской революции.

30. Октябрьский переворот 1917 г. - закономерность или случайность?

31. Вожди большевизма (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, Н.И. Бухарин и др.).

32. Форсированные социально-экономические преобразования в СССР 1926-1937 гг.: методы и результаты.

33. Тоталитарный режим в СССР 30-х годов: истоки, сущность, последствия.

34. Власть и народ в Великой Отечественной войне.

35. Цена победы в Великой Отечественной войне.

36. СССР и Запад в 20-е-40-е годы.

37. Советские вожди послевоенной эпохи (И.В. Сталин, Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин и др.).

38. Диссидентское движение в СССР 60-80-х годов.

39. Кризисные процессы в социально-экономическом развитии СССР во второй половине 70-х - первой половине 80-х гг. XX в.

40. Национальная политика и межнациональные отношения в СССР (60-80-е гг. XX в.) и в Российской Федерации (1991-2005 гг.).

41. Президенты СССР и России (М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, Д.А.Медведев).

42. Россия и СНГ.

43. Россия в современном мире.

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ:

Вопрос 1. Установите соответствие между событиями и датами:

1. принятие христианства Русью;

2. съезд князей в Любеке;

3. призвание варягов в Новгород;

4. объединение Новгорода и Киева князем Олегом

А. 882 г.; Б. 988 г.; В. 862 г.; Г.. 1097 г.

Вопрос 2. Установите соответствие между именами князей и их деятельностью:

  1. Ярослав Мудрый; 2.Владимир Святославович; 3. Олег; 4.Владимир Мономах

А. крещение Руси; Б. составление «Русской правды»; В. объединение Киева и Новгорода; Г. разгром половцев.

Вопрос 3. Как называлось население Древней Руси:

  1. свободное; 2.зависимое; 3. близкое к положению рабов

А. смерды; Б. закупы; В. рядовичи; Г. люди; Д. холопы; Е. челядь.

Вопрос 4. Нашествие монголо-татар на Русь относится к:

  1. началу XV века; 2. середине XIV века; 3. 20-40 гг. XIII века; 4. концу IX века; 5. началу X века.

Вопрос 5. Установите соответствие между именами великих князей и их деятельностью:

  1. Иван Калита; 2. Александр Невский; 3. Иван III; 4. Дмитрий Донской; 5. Василий II; 6. Юрий Долгорукий; 7. Иван IV

А. отражение немецкой и шведской агрессии с Северо-Запада;

Б. основание Москвы;

В. принятие первого Судебника;

Г. победа в феодальной войне второй четверти XV века;

Д. победа объединенного русского войска над полчищами Орды в Куликовской битве;

Е. возвышение Москвы;

Ж. созыв первого Земского собора.

Вопрос 6. Установите соответствие между именами российских императоров и датами их царствования:

1. Николай I а) 1796-1801 гг.

2. Павел II б) 1801-1825 гг.

3. Александр I в) 1825-1855 гг.

4. Александр III г) 1855-1881 гг.

5. Александр II д) 1881-1894 гг.

6. Николай II е) 1894-1917 гг.

Вопрос 7. Характерные особенности правления Александра I:

1. последовательное осуществление жёсткого консервативного курса;

2. переход от консервативно-охранительной политики к умеренным либеральным реформам;

3. последовательное осуществление умеренных либеральных реформ;

4. переход от умеренно-либеральных мер и проектов к консервативно-охранительной политике.

Вопрос 8. Установите соответствие между событиями рубежа XIX-XX вв. и их датами:

А. русско-японская война;

Б. начало организационного оформления политических партий;

В. первая русская революция;

Г. аграрная реформа П.А. Столыпина;

Д. деятельность I, II, III, IV Государственных дум;

Е. Первая мировая война;

Ж. Февральская революция;

З. приход большевиков к власти.

1) 1914-1918 гг.; 2) 1906-1911 гг.; 3) 1905-1907 гг.; 4) 1906-1917 гг.;

5) 1904-1905 гг.; 6) октябрь 1917 г.; 7) февраль 1917 г.; 8) 1898-1904 гг.

Вопрос 9. Особенности экономического развития России в 90-е гг. XIX – начале XX в.:

1. низкие темпы развития промышленности и сельского хозяйства;

2. высокие темпы развития промышленности и отставание сельского хозяйства;

3. высокая степень концентрации производства и монополизации в промышленности;

4. сочетание новейших форм капитализма в промышленности и финансовой системе с феодальными и полукрепостническими отношениями в деревне;

5. государственно-монополистический характер развития капитализма;

6. значительная роль иностранного капитала;

7. высокая степень эксплуатации рабочих.

Вопрос 10. Установите соответствие между историческими событиями и датами:

А. провозглашение большевиками Советской власти;

Б. роспуск большевиками Учредительного собрания;

В. гражданская война в России;

Г. новая экономическая политика;

Д. первая советская пятилетка развития народного хозяйства;

Е. вторая советская пятилетка;

Ж. Вторая мировая война;

З. Великая Отечественная война;

И. принятие Конституции СССР;

К. пик политических репрессий;

Л. образование союза социалистических государств во главе с СССР.

1) 1941-1945 гг.; 2) 06.01.1918 г.; 3) 1939-1945 гг.; 4) 1936 г.;

5) 1928-1932 гг.; 6) 1937 г.; 7) 2-я половина 40-х гг.; 8) 1933-1937 гг.;

9) 1916-1920 гг.; 10) 1921-1926 гг.; 11) 25.10.1917 г.

Разработчики:

Место работы

Занимаемая

должность

Инициалы,

фамилия

ГОУ ВПО СПбГПМА Росздрава

Доцент кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики, доцент

Л. Н. Лисенкова

ГОУ ВПО Ростовский ГМУ Росздрава

Заведующий кафедрой истории и философии, профессор

Л.В. Жаров

Редактирование примерной программы дисциплины проведено Федеральным государственным образовательным учреждением «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

Эксперты:

Место работы

Занимаемая

должность

Инициалы,

фамилия



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия»

    Примерная программа
    Цель — изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.
  2.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.
  3. Утвержден Ученым Советом университета 01. 07. 2008 г. Протокол №6 Ректор А. В. Воронин Петрозаводск 2008 аннотация отчет

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования Петрозаводского государственного университета, проводившегося в течение 2007 – 2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности университета.
  4. Отчет о результатах самообследования деятельности университета за период с 2005 г по 2009 г

    Публичный отчет
    Структура подготовки выпускников 15 4.1 Довузовская подготовка 15 4.1.1 Общие сведения о довузовской подготовке и профориентационной деятельности 15 4.
  5. Отчет о результатах самообследования (2003 2007 гг.)

    Публичный отчет
    11.6. Внутривузовская политика поддержки научной деятельности ученых, молодых специалистов и студентов, деятельность СНО им. И.С.Новицкого, деятельность совета молодых ученых 227

Другие похожие документы..