Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высо...полностью>>
'Документ'
Через те, що існування людства історичне, тобто еволюціонувало від простіших станів до більш складних і удосконалених, то й наука пройшла такий самий...полностью>>
'Календарно-тематическое планирование'
Дать представление об основных этапах развития русской литературы, сформировать начальное понятие о литературном процессе, о факторах, влияющих на его...полностью>>
'Пояснительная записка'
Рабочая программа по литературе для 5 класса рассчитана на 68 часов и представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную...полностью>>

Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом базового педагогического образования для студентов, обу­чающихся в условиях как моно-, так и многоуровневой подготовки спе­циалистов в области образования (1)

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

§ 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педа­гогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с од­ной стороны, психологическую, психофизиологическую и физи­ческую готовность, а с другой — научно-теоретическую и прак­тическую подготовку как основу профессионализма.

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные парамет­ры личности и профессиональной деятельности учителя.

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учите­ля; специальные знания, умения и навыки по предмету (специ­альности). Психологи при обосновании профессиограммы обра­щаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качеств ума, чувств и воли лично­сти. В частности, В.А.Крутецкий выделяет дидактические, акаде­мические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания.

А.И.Щербаков к числу важнейших педагогических способно­стей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он также считает, что в психологической структуре личности учителя долж­ны быть выделены общегражданские качества, нравственно-пси­хологические, социально-перцептивные, индивидуально-психоло­гические особенности, практические умения и навыки: общепе­дагогические (информационные, мобилизационные, развиваю­щие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, органи­заторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при ре­шении педагогических задач и получении новой информации).

Учитель — не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения че­ловека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессио­нальное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:

высокая гражданская ответственность и социальная актив­ность;

любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

высокий профессионализм, инновационный стиль научно-пе­дагогического мышления, готовность к созданию новых ценно­стей и принятию творческих решений;

потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

физическое и психическое здоровье, профессиональная рабо­тоспособность.

Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направ­ленность его личности. Рассмотрим в этой связи свойства лич­ности учителя-воспитателя, характеризующие его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познаватель­ную направленность.

К.Д.Ушинский писал: "Главнейшая дорога человеческого вос­питания есть убеждение, а на убеждение можно действовать толь­ко убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убе­ждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть сле­пым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его лично­го убеждения, она не будет иметь никакой силы".*

* Ушинский К.Д. Пед. соч.: В 6 т. Т. 3. – М., 1988. - С. 168 - 169.

В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность. В частности, социаль­ные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Именно поэтому она по праву считается наиболее глубокой фун­даментальной характеристикой личности учителя. Учитель-граж­данин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в уз­ком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит про­фессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессио­нально значимые свойства личности педагога.

Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профес­сионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмо­циональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогиче­ское призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастаю­щую из осознания способности к педагогическому делу.

Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении будущего учителя в учебную или реальную про­фессионально ориентированную деятельность, ибо профессио­нальная предназначенность человека не обусловлена прямо и однозначно своеобразием его природных особенностей. Между тем субъективное переживание призвания к выполняемой или даже избранной деятельности может оказаться весьма значимым фактором развития личности: вызывать увлеченность деятельно­стью, убежденность в своей пригодности к ней.

Таким образом, педагогическое призвание формируется в про­цессе накопления будущим учителем теоретического и практиче­ского педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Отсюда можно сделать вывод, что недостатки спе­циальной (академической) подготовленности не могут служить поводом для признания полной профессиональной непригодно­сти будущего учителя.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосо­вершенствования, целенаправленного саморазвития многих про­фессионально значимых качеств, характеризующих профессио­нально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств — педагогический долг и ответствен­ность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требовате­лен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педа­гогической морали.

Высшим проявлением педагогического долга является самоот­верженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной са­моотверженности является жизнь и деятельность А. С. Макаренко и В.А.Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженно­сти и самопожертвования — жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложения фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.

Я.Корчак (1878 - 1942) - поль­ский писатель, педагог, врач. По­вести "Дети улицы", "Король Матиуш I", книга "Как любить де­тей" проникнуты высоким гуманиз­мом. В годы оккупации Польши фашистской Германией героически боролся за жизнь детей в варшав­ском гетто; погиб в Треблинке с 200 своими воспитанниками.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического так­та, который есть одновремен­но и чувство меры, и созна­тельная дозировка действия, и способность проконтролиро­вать его и, если это необходи­мо, уравновесить одно средст­во другим. Тактика поведения учителя в любом случае состо­ит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствую­щие стиль и тон, время и место педагогического действия, а так­же провести своевременную их корректировку.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на ко­торой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важ­ны особая внимательность и справедливость.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобраз­ное мерило объективности учителя, уровня его нравственной вос­питанности. В.А.Сухомлинский писал: "Справедливость — это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстракт­ной справедливости — вне индивидуальности, вне личных инте­ресов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка".*

* Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1969. — С. 83.

Качества личности, характеризующие профессионально-педа­гогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения "научный авторитет", "признанный авторитет в своей области" и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.

Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы.

Одним из проявлений духовных сил и культурных потребно­стей личности является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования — необходимое условие про­фессионального становления и совершенствования.

Один из главных факторов познавательного интереса — лю­бовь к преподаваемому предмету. Л.Н.Толстой отмечал, что если "хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ни заставлял учить, наука не про­изведет воспитательного влияния".* Эту мысль развивал и В.А.Сухомлинский. Он считал, что "мастер педагогического дела на­столько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышле­ние, трудности их умственного труда".**

* Толстой Л.Н. Пед. соч. - М., 1953. - С. 72.

** Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 3. – М., 1981. - С. 56.

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, про­изводственных и культурных задач. Но этого мало — он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и ги­потез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Наиболее общей характеристикой познавательной направлен­ности личности учителя является культура научно-педагогическо­го мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалек­тический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его дея­тельности вопросы и задачи.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чем сущность педагогической деятельности?

2. Каковы цели педагогической деятельности?

3. Что такое педагогическое действие и каковы формы его проявле­ния?

4. Дайте сравнительный анализ основных видов педагогической дея­тельности: преподавания и воспитательной работы.

5. Какова структура педагогической деятельности?

6. Раскройте смысл утверждения: учитель является субъектом педа­гогической деятельности.

7. Дайте определение профессиограммы как модели личности учи­теля.

8. Почему направленность личности педагога является системообразующей его характеристикой?

9. Напишите сочинение на одну из тем по выбору: "Мой любимый учитель", "Мой идеал учителя", "Современный учитель, каков он?" и др. Охарактеризуйте при этом те свойства личности учителя, которые отражают его социально-нравственную, профессионально-педагогиче­скую и познавательную направленность.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Введение в специальность / Под ред. Л.И.Рувинского. — М., 1988.

Маркова А.К. Психология труда учителя. — М., 1993.

Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. — Новосибирск, 1991.

Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. — М., 1986.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. — М., 1989.

Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. — М., 1993.

Глава 3. Профессиональная компетентность педагога

• Понятие о профессиональной компетентности учителя • Структура профессиональной компетентности педагога • Содержание теорети­ческой готовности учителя • Содержание практической готовности учителя • Профессиональная компетентность и педагогическое мас­терство

§ 1. Понятие о профессиональной компетентности учителя

Педагогическая профессия, как мы уже отмечали, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того что­бы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готов­ности к осуществлению педагогической деятельности и харак­теризует его профессионализм.

Содержание подготовки педагога той или иной специально­сти представлено в квалификационной характеристике — норма­тивной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и на­выков. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теорети­ческого и практического опыта.

В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами. Психолого-педагогическая подготовлен­ность заключает в себе знание методологических основ и кате­горий педагогики; закономерностей социализации и развития личности; сущности, целей и технологий воспитания и обучения; законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества. Она — основа гумани­стически ориентированного мышления учителя-воспитателя.

Психолого-педагогические и специальные (по предмету) зна­ния — необходимое, но отнюдь не достаточное условие профес­сиональной компетентности. Многие из них, в частности теоре­тико-практические и методические знания, являются предпосыл­кой интеллектуальных и практических умений и навыков.

Педагогическое умение — это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть ав­томатизирована (навыки), основанные на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной лич­ности. Такое понимание сущности педагогических умений под­черкивает ведущую роль теоретических знаний в формировании практической готовности будущих учителей, единство теорети­ческой и практической подготовки, многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивого до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации от­дельных действий.

Наконец, данное понимание сущности педагогического уме­ния позволяет понять его внутреннюю структуру, т.е. взаимо­обусловленную связь действий (компонентов умения) как от­носительно самостоятельных частных умений. Это в свою оче­редь открывает возможность как для объединения множества педагогических умений по разным основаниям, так и для ус­ловного их разложения в практических целях. Например, уме­ние "провести беседу" может быть разложено на части: опре­делить тему, наиболее адекватно отражающую интересы, по­требности учащихся и в то же время учитывающую ведущие воспитательные задачи, стоящие перед классом; отобрать со­держание, выбрать формы, методы и средства воспитания с учетом возраста воспитанников и конкретных условий; соста­вить план (план-конспект) и т.д. Точно так же можно разло­жить любое другое умение.

§ 2. Структура профессиональной компетентности педагога

Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения.

Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. Объединяет эти два крайне важ­ных умения то, что в их основе лежит процесс перехода от кон­кретного к абстрактному, который может протекать на интуитив­ном, эмпирическом и теоретическом уровнях. Доведение умения до теоретического уровня анализа — одна из важнейших задач обучения будущих учителей педагогическому мастерству. В идеале полное соответствие учителя требованиям квалификационной характеристики означает сформированность интегрирующего в себе всю совокупность педагогических умений умения педагоги­чески мыслить и действовать.

Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде "мыслить — действовать — мыслить" и совпадает с компонентами педагоги­ческой деятельности и соответствующими им умениями. В ре­зультате модель профессиональной компетентности учителя вы­ступает как единство его теоретической и практической готовно­сти. Педагогические умения здесь объединены в четыре груп­пы.

1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение лич­ности и коллектива для определения уровня их подготовленно­сти к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; вы­деление комплекса образовательных, воспитательных и развиваю­щих задач, их конкретизация и определение доминирующей за­дачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завер­шенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор со­держания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между ком­понентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-пси­хологических, организационных, гигиенических и др.); активи­зация личности школьника, развитие его деятельности, превра­щающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздейст­вий.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятель­ности: самоанализ и анализ образовательного процесса и резуль­татов деятельности учителя; определение нового комплекса до­минирующих и подчиненных педагогических задач.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом базового педагогического образования для студентов, обу­чающихся в условиях как моно-, так и многоуровневой подготовки спе­циалистов в области образования (2)

    Учебное пособие
    С 43 ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2 — 512с.
  2. Учебное пособие Москва, 2008 удк 34 ббк 66. 0

    Учебное пособие
    . Понятие объекта предмета и аксиом теории государства и права 10 §1.3. Методология теории государства и права 1 §1.
  3. А. И. Щербаков Хрестоматия по психологии: Учеб пособие для студентов Х91 пед нн-тов/Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петров­ского. 2-е изд., перераб и доп. М.: Просвещение, 1987. 447 с

    Документ
    Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов Х91 пед. нн-тов/Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петров­ского.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.
  4. Предмет и научные основы системы государственного управления

    Документ
    • Содержание понятия государственного управления • Формы го­сударственного устройства • Принципы и способы реализации го­сударственной власти • Классификация методов государственного управления • Отраслевое,
  5. Учебное пособие агпи им. А. П. Гайдара 2011 г. Удк 355,58 (075,8) ббк 68,9 я73

    Учебное пособие
    В пособии раскрыты основные компоненты личности безопасного типа: предупреждение, уклонение и преодоление опасности; основные вопросы национальной, международной, экономической, информационной и экологической безопасности; рассмотрены

Другие похожие документы..