Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Первая помощь (ПП) – простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшего при повреждениях, несчастных случаях и т.п. ПП ...полностью>>
'Доклад'
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время в России пока не сформировались механизмы, обеспечивающие ее надежность и сам...полностью>>
'Курсовая'
Коммерческий банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности, следующие банковские операции: привлеч...полностью>>
'Контрольная работа'
Преподаватель Спиридонов Р.Е. Даны матрицы А= и В= найдите чему равна матрица С=- А+4В и чему равна матрица М=АВ....полностью>>

Содержание (39)

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИГПЗС контрольная работа Салическая правда

СОДЕРЖАНИЕ

ИГПЗС контрольная работа Салическая правда 2

II. Составьте план ответа, раскрывающий характерные черты средневекового городского права 9

III. Составить словарь терминов 10

IV. Составьте развернутый ответ на вопрос программной темы: «Развитие буржуазного государства во Франции в конце XVIII - н. XIX вв.» 20

4.1. Великая французская буржуазная революция и ее влияние на государственного развитие Франции 20

4.2. Эволюция французской государственности в эпоху первой Республики 23

4.3. Консульство и империя Наполеона Бонапарта 33

5. Составьте практическую задачу по уголовному праву древних франков с использованием материалов Салической правды и дайте ей решение 36

Некоторые вопросы, связанные с речью на защиту диплома, а также то, что необходимо при составлении правильного раздаточного материала.

I. Составьте план ответа, раскрывающий характерные черты государственного строя Древнего Рима в республиканский период

1. Положение населения.

1.1. Общая характеристика правового положения личности

Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов.

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами - свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность.

1.2. Деление по статусу свободы

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный.

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота - люмпен-пролетарии.

Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен.

Рабы были государственные и частновладельческие.

Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересованность рабов в результатах своего труда, что в свою очередь заставляло рабовладельцев искать более эффективные формы эксплуатации. Такой формой стал пекулий - часть имущества хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.), которую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода от него. Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие свободные, вольноотпущенники и рабы.

Неэффективность рабского труда привела в конце республиканского периода к массовому отпуску рабов на волю. Вольноотпущенники оставались в определенной зависимости от своего бывшего хозяина, превратившегося в их патрона, в пользу которого они были обязаны нести определенные материальные и трудовые повинности и который в случае их бездетности наследовал их имущество.

1.3. Деление по статусу гражданства

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них. к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В среде рабовладельцев в конце III-II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников.

По мере расширения пределов Римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуострова (полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских граждан по своему правовому положению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы - древние латины и латины колоний.

За первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и вступать в брак с римскими гражданами.

Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н.э.) всем латинам были предоставлены права римских граждан.

Второй категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были перегрины. К ним относились свободные жители провинций - стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности. К Перегринам относились также свободные жители иностранных государств.

2. Государственный строй.

2.1. Высшие органы власти

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты - органы реальной власти нобилитета.

В Римской республике существовали три вида народных собраний - центуриатные, трибутные и куриатные.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению.

Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур).

Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы.

К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом.

Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел "высочайший империум" (summum imperium), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) - право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) - без права приговаривать к смертной казни.

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). К

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур.

Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой - дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах - тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки.

2.2. Армия.

Военная организация Рима сыграла очень большую роль в его истории. Уже само создание центуриатных собраний, состоявших из вооруженных воинов, означало признание роли военной силы в возникшем государстве.

II. Составьте план ответа, раскрывающий характерные черты средневекового городского права

1. Причины возникновения городского права как особого права бюргерского сословия.

2. Классификация средневекового городского права:

2.1. франконская (Вормс, Шпейер, Кёльн и др.),

2.2. баварская (Регенсбург, Нюрнберг, Вена),

2.3. швабская (Аугсбург, Страсбург),

2.4. саксонская (Зёст, Гослар, Мюнстер и др.),

2.5. фризская «семья»,

2.6. тюрингская «семья.

3. Роль кельнского право как образца для составления конституций многих немецких городов.

III. Составить словарь терминов

Авилум - означает "муж" или "человек", что подчеркивало свободное, полноправное состояние в обществе.

Азиатский способ производства - восточный путь возникновения государства, (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания), для которого характерно устойчивость социально-экономических отношений и структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

Ареопаг - (греч. Areios pagos, букв. — холм Ареса), в Др. Афинах орган власти, осуществлявший государственный контроль, судебные и другие функции; состоял из пожизненных членов — представителей родовой аристократии.

Архонт (archon), высшее должностное лицо в древнегреческих полисах. В Афинах ок. сер. 7 в. до н. э. коллегия архонтов состояла из 9 лиц. В 5 в. до н. э. утратили значение.

Булэ – (греч. bule — совет), в древнегреческих полисах один из высших органов власти, осуществлявший государственный контроль и различные административные функции.

Ван - титул правителей государств и княжеств в Китае и Корее в древности и средние века.

Варна - четыре сословия Древней Индии. Представителям самой высшей варны — брахманам — приписывался белый цвет — цвет чистоты, незапятнанности. Брахманы выполняли обязанности жрецов и совершали многочисленные обряды, которым в Древней Индии придавалось исключительно важное значение; они считались представителями людей перед лицом богов, требовавших совершения жертвоприношений и произнесения заклинаний. Вторую варну представляли кшатрии — воины. Им приписывали красный цвет — цвет огня, войны, решительности и энергии. Кшатрии с детства обучались владеть оружием, управляться с конем и колесницей. К этой варне обычно принадлежали правители государств. Третья варна — вайшью — земледельцы и ремесленники, «народ». Их цвет — желтый, цвет земли. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать. Среди них были и весьма состоятельные люди. Четвертая варна — шудры, или слуги. Их цвет — черный. Обязанность шудр — служить представителям высших варн.

Веды (санскр. веда, букв. — знание), памятники древнеиндийской литературы (кон. 2-го — нач. 1-го тыс. до н. э.) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). Веды — источник сведений по социально-экономической и культурной истории древнейшей Индии.

Всадники (греч. hippeis, от hippos — конь; лат. equites, от equus — конь), в ряде античных государств (Афинах, Риме, Фессалии и др.) наряду с аристократией привилегированное сословие с высоким имущественным цензом; к всадникам принадлежали землевладельцы, военные, ростовщики, крупные торговцы и др.

Аристократия: форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати. В рабовладельческом и феодальном государстве — наиболее привилегированное сословие; определенные преимущества сохраняет в буржуазном государстве.

Гелиэя (греч. heliaia), в Др. Афинах один из высших органов власти, с 5 в. до н. э. рассматривал как частные, так и государственные дела, контролировал деятельность высших должностных лиц, утверждал законы, принятые народным собранием. Гелиэя состояла из 6 тыс. человек.

Геоморы (geomoroi), в Др. Греции землевладельцы.

Герусия (греч. gerusia, от geron — старейшина), в древнегреческих городах-государствах (преимущественно с аристократическим строем) высший государственный орган — совет старейшин.

Деликт (лат. delictum), проступок, правонарушение.

Демос (греч. demos — народ), в Др. Греции свободное население, обладавшее гражданскими правами (в отличие от метеков, периэков, рабов и др.). С кон. 5-4 вв. до н. э. демосом называют бедные слои (преимущественно городского) населения.

Деспотия (греч. despoteia — неограниченная власть), форма самодержавной неограниченной власти. Классическая деспотия — государства Др. Востока (Ассирия, Вавилон и др.).

Диктатор (лат. dictor — говорящий), в Древнем Риме (в республиканское время) высший экстраординарный магистрат, назначавшийся в случае крайней внешней или внутренней опасности, когда требовалось возродить царское единоначалие. Решение о назначении диктатора принимал сенат, назначал один из консулов. Диктатор получал власть на 6 месяцев. Он имел высший империй и 24 ликтора, ему подчинялись все должностные лица, кроме народных трибунов. Против приговоров диктатора не допускалась апелляция. Иногда назначались диктаторы с узкой компетенцией: для проведения консульских выборов (в случае отсутствия в Риме обоих консулов), для проведения священного обряда вбивания гвоздя и т. д. Первый диктатор-плебей появился в 356 до н. э.

Доминат (лат. dominatus, от dominus — господин, владыка), условный термин, обозначающий политическую систему поздней Римской империи (4-5 вв.). Основы домината были заложены реформами императоров Диоклетиана и Константина I, вызванными социально-политическим кризисом 3 в. Их цель — создание сильной абсолютной монархии для укрепления социальной и политической стабильности. Император провозглашается повелителем, господином, «живым законом». Вводится пышный придворный церемониал. Число провинций удваивается и достигает 100.

Евпатриды (греч. eupatridai), родовая земледельческая знать в Афинах (Др. Греция).

Илоты (греч. heilotai), в Спарте земледельческая часть населения, собственность государства; были прикреплены к земельным участкам спартиатов. Эта категория сложилась, по-видимому, в результате покорения дорийцами предшествовавшего населения Пелопоннеса.

Империя (от лат. imperium — власть): монархическое государство, глава которого, как правило, носил титул императора. Империями назывались также государства, имевшие колониальные владения (напр., Британская империя).

Касты (португ. casta, от лат. castus — чистый; санскр. джати), замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и религиозной общности). Касты образуют иерархию, в общении между кастами есть строгие ограничения. Архаичные касты (сословия или социальные ранги) существовали в ряде древних и средневековых обществ (Др. Египет, Индия, Перу и пр.). В Индии обособление групп людей по тому или иному признаку, освящаемое религиозной системой индуизма, приняло всеобщий характер. В Индии в 40-х гг. 20 в. было 3,5 тыс. каст и подкаст.

Квесторы (лат. quaestors, от quaezo — ищу, веду следствие), в Древнем Риме младшие магистраты; первоначально — помощники консулов, казначеи и следователи уголовного сыска, впоследствии специализировались на заведовании государственной казной. Сначала квесторов назначали консулы, с 447 до н. э. их избирали в народном собрании. В 5-3 вв. до н. э. число квесторов возросло с 2-х до 8-ми, при Сулле — до 20-ти. Двое консульских квесторов были высшими офицерами и хранителями сумм, выделенных консулам. С должности квестора начиналась политическая карьера римлянина; бывшие квесторы вступали в сенат. Обычный возраст квестора — 27-30 лет. Квестура стала доступна плебеям с 421 до н. э.

Колонат (позднелат. colonatus), форма производственных отношений между крупным земельным собственником и непосредственным производителем — колоном, получившая широкое распространение в Римской империи. При системе колоната крупная земельная собственность дробилась на парцеллы — небольшие земельные участки, сдаваемые землевладельцем в аренду колонам, которые постепенно прикреплялись к земле. Распространение колоната вызвано кризисом рабовладельческого хозяйства.

Консул (лат. consul), должностное лицо, назначенное в качестве постоянного представителя в каком-либо городе или районе другого государства для защиты юридических и экономических интересов своего государства и его граждан (защита прав и интересов граждан, выдача паспортов и виз, ведение актов гражданского состояния, осуществление нотариальных функций, легализация документов и т. п.).

Легист – представитель философско-правовой школы законников (легистов) "фацзя", возникшей в 5-4 вв. до нашей эры. Сторонников школы отличала слепая вера в силу государственного предписания, которое они стремились распространить на все случаи жизни. Они стояли на позициях неограниченной частной собственности, настаивали на кодификации законов, выступали за сильное централизованное государство. Кодификация права проводилась неоднократно.

Манципация – отчуждение земли, рабов, рабочего скота, которое должно было совершаться в строго установленной форме. Она называлась mancipatio (манципация). Слово это происходит от manus - рука. Первоначальное образное представление о собственности шло от завладения вещью, захвата. Отсюда "манус".

Махараджа (санскр., букв. — великий правитель), титул князей в Индии.

Мушкенум - определение того, что это значит, остается до сих пор предметом спора. Одни исследователи склонны относить мушкенум к разряду отпущенных на волю рабов, другие видят в них особый разряд неполноправных граждан - "подданных".

Ном (nomos), административно-территориальная единица в Греции.

Олигархия (греч. oligarсhia, от oligos — немногочисленный и arche — власть), режим, при котором политическая власть принадлежит узкой группе лиц (богачей, военных и т. п.).

Патриции (лат. patricii, от pater — отец), древнейшая римская знать. По мнению ряда современных историков и по свидетельству римских авторов, представители сенатских семей царской эпохи. Само слово «патриций» античные историки производили от официального наименования сенаторов (лат. patres). По суждению других историков 19-20 вв. патриции — исконные римские граждане, противопоставляемые негражданам-плебеям.

Перегрины. По мере того как Рим из незначительного поселка превращался в столицу огромной территории, состав его населения стал пополняться иностранцами. Многие приезжали сюда для ведения торговых дел и здесь оставались. Называли их перегринами.

Плебеи (плебс) (лат. plebeii, plebs), в Древнем Риме все граждане, не принадлежавшие к сословию патрициев. По мнению некоторых современных ученых — пришлое население древнейшего Рима, не имевшее (подобно афинским метекам) гражданских прав до реформ царя Сервия Туллия. В период древней Республики плебеи резко противостояли патрициям, добиваясь политического равноправия, раздела завоеванных земель, смягчения долговой кабалы. К 300 до н. э. они завоевали право исполнять все магистратуры и вошли в главные жреческие коллегии. Верхушка плебса образовала вместе с патрициями новую, патрицианско-плебейскую знать — нобилитет. В период поздней Республики слово плебеи (плебс) получило еще одно значение: простой народ, т. е. все граждане, числившиеся ниже сенаторского и всаднического сословий. В переносном смысле — простолюдины.

Полис (греч. polis, лат. сivitas), город-государство, форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Др. Греции и Др. Италии. Полисы составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения города в полис не входила и не имела прав граждан (метеки, периэки, вольноотпущенники, лишенные всяких прав рабы). Форма власти в полисе была различной (олигархия, демократия и др.).

Преторы (лат. praetores, от praeitor — идущий впереди, предводитель), высшие (после консулов) римские магистраты, ведавшие судопроизводством; первоначально — собирательное название высших римских должностных лиц: диктатора и консулов.

Префект (лат. praefectus, от praeficio — ставлю во главе): 1) в Др. Риме административная или военная должность (напр., префект претория — начальник преторианской гвардии); 2) В некоторых современных государствах представитель центрального правительства в отдельных административно-территориальных единицах.

Принципат (лат. principatus, от princeps — первый, глава), условный термин, обозначающий политическую систему ранней Римской империи (1-3 вв. н. э.).

Сенат (лат. senatus, от senex — старец), в Древнем Риме один из главных органов Государства. В царскую эпоху был совещательным органом при царе, в эпоху Республики руководил внешней политикой Рима, декретировал воинские наборы, определял численность войска, назначал триумфы, принимал важные решения по административному управлению Италией. До реформ Гая Гракха (20-е гг. 2 в. до н. э.) сенаторы были присяжными заседателями в уголовных судебных комиссиях, в конце Республики они делили судебные полномочия со всадниками. В крайних обстоятельствах сенат имел право выносить решение о введении в государстве чрезвычайного положения (senatus consultum ultimum).

Сервитут (от лат. servitus — рабство, подчиненность), в римском, а также в праве ряда современных государств — установленное законом ограниченное право пользования чужим имуществом (напр., право прохода по земельному участку соседа).

Стратег (греч. strategos, от stratos — войско и ago — веду), в Др. Греции военачальник, облеченный широкими военными и политическими полномочиями. В современном значении — полководец, руководитель крупных военных операций.

Трибун (лат. tribuni militum), в древнеримской армии командные должности. Между 444 и 367 до н. э. существовала также должность трибунов военных с полномочиями консулов.

Триумвират (от лат. tres — три и vir — муж), в Др. Риме в период гражданских войн 1 в. до н. э. союз влиятельных политических деятелей и полководцев с целью захвата государственной власти. 1-й триумвират в 60 (или 59) — 53 до н. э. между Ю. Цезарем, Г. Помпеем и М. Крассом; 2-й — в 43-46 (формально до 31) до н. э. между Октавианом (Августом), М. Антонием и М. Лепидом.

Фараон, термин, обозначающий царя Древнего Египта; происходит от словосочетания «pr-oh», означающего «великий дом». Начиная со времени Тутмоса III (15 в. до н. э.) этот термин постоянно используется в египетских источниках для обозначения царя; впоследствии он перешел в греческий и еврейский языки, а оттуда — в современные европейские.

Цензоры (лат. censor, от censeo — делаю опись, оцениваю), в Древнем Риме высшие магистраты. Избирались в комиции (с 443 до н. э.) раз в 5 лет сроком на полтора года. Цензорами, как правило, становились бывшие консулы. Двум цензорам передавались невоенные и несудейские полномочия консулов: 1) собственно ценз — перепись римских граждан, оценка их имущества и распределение по имущественным классам и трибам; 2) смотр всадников и запись их во всадническое сословие; 3) составление списка сенаторов; 4) надзор за нравами с правом вычеркнуть запятнавшего себя человека из всаднического или сенатского списка или перевести его в низшую трибу; 5) составление государственного бюджета на 5 лет, заключение финансовых сделок и договоров от имени государства. После процедуры ценза одним из цензоров совершался важный очистительный обряд — люстр: приносил жертву и произносил молитву за благополучие римского народа. С 351 до н. э. цензура стала доступна плебеям, с 339 один из цензоров по закону — обязательно плебей. С конца 4 в. до н. э. цензура — самая почетная магистратура. В эпоху Империи цензура отмерла, в последний раз ее исполнял император Веспасиан в 74 н. э.

Центурия (лат. centuria, от centum — сто), в Древнем Риме: 1) военная центурия — отряд в 100 человек; 2) Гражданская центурия, введенная царем Сервием Туллием, который разделил римских граждан на 5 имущественных разрядов-классов, а каждый класс — на определенное число голосующих в народном собрании групп. Эти группы условно назывались «сотнями», т. к. в случае военного набора выставляли по 100 воинов. Подлинная численность гражданских центурий была неопределенна: сравнительно малочисленные богачи (1-й класс) делились на большее число центурий, чем вся остальная масса граждан. По гражданским центуриям происходило голосование в центуриатных комициях. 3) Центурия — мера земельной площади: 100 наделов по 2 юга или 200 югов.

Демиурги (греч. demiurgos — мастер, ремесленник), в античной философии (у Платона) персонифицированное непосредственно-творческое начало мироздания, создающее космос из материи сообразно с вечным образцом; впоследствии отождествлялся с логосом, умом (нусом). Демиург играл важную роль в космологических построениях гностицизма («злой Демиург») и в герметической традиции.

Эдикт (лат. edictum, от edico — объявляю, приказываю), в древнем Риме адресованное всему населению властное распоряжение магистрата, имевшее обязательную силу до окончания срока его полномочий. Первоначально эдикты объявлялись устно, но со временем стали также записываться на выбеленных досках (album, отсюда — альбом) и выставляться на форуме для всеобщего сведения.

Квириты (лат. Quirites), в Др. Риме официальное название полноправных граждан. Название связано с именем бога Квирина. В поэзии римлян часто называли квиритами, народом квиритов.

Эдилы (лат. aedils, букв. — храмовники), в Древнем Риме младшие магистраты. Первоначально были помощниками народных трибунов, хранителями плебейского архива и казны в храме Цереры. В 367 до н. э. к паре плебейских эдилов прибавили пару эдилов патрицианских или курульных; с этих пор 4 эдила заведовали 4-мя районами города Рима: следили за чистотой улиц, за состоянием храмов и общественных сооружений, за рыночными ценами и мерами веса и т. д. Особенное значение имела их обязанность устраивать общественные зрелища: стремясь к высшим магистратурам, эдилы с помощью пышных представлений «покупали» голоса будущих избирателей. Эдилитет — вторая ступень на лестнице должностей. Обычный возраст эдила — 36-37 лет. Курульный эдилитет стал доступен плебеям с 364 до н. э.

Эфоры (эфорат) (греч. ephoroi, букв. — наблюдатели), в Спарте коллегия высших должностных лиц, оплот олигархического режима.

Периэки (греч. perioikoi, букв. — живущие вокруг), в древнегреческих государствах Спарте, Аргосе, Элиде, Фессалии и др. — неполноправная часть населения. В отличие от илотов периэки были лично свободными, могли иметь земельную собственность, но были лишены политических прав.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Содержание (20)

    Документ
    Выборы в Государственную Думу, а также грядущие президентские выборы, заставляют экспертное сообщество обращать уделять особое внимание государственной экономической стратегии.
  2. Содержание (24)

    Реферат
    Введение 3Глава 1. Терроризм — глобальная проблема современности 6§1. Понятие терроризма .6§2. Типология терроризма 9§3. Борьба с терроризмом на внутригосударственном и международном уровнях 17Глава 2.
  3. Содержание (33)

    Документ
    1. Финансы: понятие, сущность, функции. Основные модели развития финансовой науки. Взаимосвязь финансов с экономическими категориями: деньгами и кредитом 1-19 стр.
  4. Содержание (42)

    Реферат
    Люди как личности непредсказуемы, а люди в группах еще больше отличаются этим. Членство в группе оказывает чрезвычайное влияние на поведение человека.
  5. Содержание (75)

    Реферат
    1. Исследование возможности прогнозирования поведения ценной бумаги с помощью значения бета-коэффициента 35 3.
  6. Содержание (97)

    Документ
    Я считаю, что крестьянская война произошла из-за непрерывного усиления крепостной зависимости, рост налогов и повинностей, которые вызывали ожесточенное сопротивление крестьян.

Другие похожие документы..